Машинная вышивка: пошаговое обучение. Схемы машинной стежки для начинающих. Квилтинг: мастер-класс для начинающих, видео и другие материалы

Истинная рукодельница всегда ищет для себя и своего творчества что-то новое и интересное, в чем она могла бы преуспеть. Сегодня на пике популярность техника шитья из лоскутков - квилтинг, мастер-класс для начинающих, видео и фото-инструкцию вы найдете в этой статье.

В технике квилтинг нет ничего ужасающе сложного, нужно лишь проявить фантазию и потратить на создание своего шедевра какое-то время. И, конечно, неплохим бонусом будет, если вы имеете опыт работы со швейной машинкой, тогда работа пойдет быстрее и легче.

Разбираемся в понятии

Итак, прежде чем приступить к работе, необходимо разобраться, что же представляет из себя такая техника рукоделия как квилтинг. Квилтинг - это искусство шитья из кусочков ткани, который, помимо пэчворка (более простого способа лоскутного шитья), включает в себя еще и вышивание и аппликацию.

Вещь состоит из отдельных мотивов, которые называются квилты, каждый из которых обязательно должен быть объемным. Достигается объем с помощью трехлойности изделия:

  • Первый слой - это лицевая сторона, на которой находится композиция;
  • Второй слой – прокладка из синтепона;
  • Третий слой – изнаночная сторона.

Благодаря многослойности, квилтинг выглядит более интересно, чем пэчворк. Схемы для квилтинга легко можно отыскать в Интернете или же придумать узор самостоятельно. Благодаря сегодняшним фото-урокам вы сможете ознакомиться с лоскутным шытьем.

Необходимые материалы

Для изготовления лоскутного покрывала в стиле квилтинг или пэчворк лучше всего подходит плотная хлопковая ткань.

Расцветка может быть абсолютно любой, но желательно, чтобы лоскутки были разноцветными, ведь именно в пестрости и заключается «фишка» этой техники.


Если вы решили заняться квилтингом, в вашем доме обязательно должен быть такой инвентарь, как:

  1. Швейная машинка. Сегодня существуют и специальные машины для квилтинга, однако можно использовать и самую обычную швейную машинку;
  2. Дисковый нож, портновские ножницы, в общем, раскройные инструменты;
  3. Специальные нити для ручной вышивки. Их можно приобрести в специализированных магазинах;
  4. Копировальная бумага, легко смывающиеся маркеры, линейка - дополнительные предметы, благодаря которым процесс работы будет проще и точнее.

Ход работы

Данный мк покажет легкий пример работы в технике. Итак, сначала необходимо определиться с узором будущего покрывала. Можно нарисовать свой узор или распечатать готовый. Затем подготавливаем ткань: нарезаем одинаковые квадраты с небольшими припусками на швы.

Затем разрезаем их от угла до угла напополам.

И сшиваем по два треугольника разного цвета.

Разрезаем вновь напополам, как это показано на первом фото. И переворачиваем так, чтобы одинаковые цветные стороны смотрели друг на друга, образуя «песочные часы».


Теперь сшиваем базовый край и прижимаем открытый слой.


Таким образом, у нас получаются одинаковые песочные часы, на каждом квадратике двух цветов. Теперь их необходимо прогладить. Желательно проглаживать ткань после каждого сшивания.

Нужно урезать каждый квадрат до 7 см. В 3,5 см от одного края должна находиться центральная точка. Лишнее убираем, чтобы получились ровные квадратики, как на втором фото.


Проделываем это со всеми блоками.

Затем нарезаем полоски белой ткани. Нам потребуются полоски 2,5×7 см.

По количеству полосок должно быть столько, чтобы хватило на соединение квадратов между собой плюс боковые полоски с припуском на швы.

Пришьем их к квадратикам, тем самым соединив квадраты между собой. Сшивать лучше всего не все квадраты сразу, а полинейно, то есть так, чтобы потом можно было сшить между собой полоски из сшитых квадратов.


Затем можно внести в общий белый цвет соединительных полосок яркие мотивы. Возьмем серую и розовую ткань и пришьем к белым полоскам небольшими блоками, как это показано на фото, и разрежем полоски на нужные нам размеры.



Теперь сшиваем три полосы с цветными концами между собой, чтобы получилась такая полоска:

И пришиваем ее к сшитым квадратикам. Шьем вдоль края.


Итак, это начало нашего пестрого лоскутного одеяла. Далее сшиваем остальные полоски с цветными концами между собой, а затем и сшиваем их с квадратами в последовательности, которая представлена в следующей схеме:

Для лицевой отделки нам потребовалось 49 квадратиков — «песочных часов».

Во-первых, это замечательное хобби, которое дает возможность создавать вещи красивые и самое главное полезные. Квилтинг - это художественное сшивание и выстегивание материалов. Сшивая кусочки материала(техника пэчворка), можно сделать совершенно потрясающие узоры, орнаменты и даже картины. Эти чудесные работы называются квилтами. Мастерицы комбинирует материалы и различные техники шитья для создания своего шедевра.


Про квилтинг

Квилтинг объединяет в себе такие виды рукоделия, как пэчворк, аппликация и вышивка и, конечно же, шитье (сделать ссылки на соответствующие категории). Процесс создания квилтов очень трудоемкий. Квилт состоит обычно из трех слоев, как торт. Первый декоративный слой - это лицо работы. Делается первый слой из однотонной ткани, методом пэчвока (лоскутного шитья) или с применением других стилей рукоделия. Второй слой это прокладка, которая придает объемность изделию. Авторство статьи принадлежит сайту: рукоделие. net. Третий слой изнаночный слой. Комбинирование кусочков ткани очень занимательный процесс. Что можно сделать методом квилтинга? Квилты в интерьере: одеяла, покрывала, подушки, шторы, ковры, драпировка мягкой мебели, картины, панно и т. д. Одежда в технике квилт смотрится просто потрясающе. Все зависит от фантазии и сложности работы. Примеры идей и процесс выполнения смотрите в разделе идеи квилтинга.


Теперь немного из истории квилтинга. Стеганная одежда существовала задолго до нашей эры. Еще в Египте были найдены стеганые одеяния, которыми была украшена статуя фараона. В средние века популярность стеганной ватной одежды возросла. В Европу искусство стеганого шитья пришло с крестоносцами с Ближнего востока. Стеганую одежду использовали рыцари для того чтобы уберечь свое тело от повреждений. Первое сохранившееся одеяло, выполненное в технике квилтинга, ученые относят к 14 веку. В США квилтинг пришел с переселенцами англичанами. В середине 19 века в США квилтинг приобрел значительную популярность. И сейчас он не утратил своей актуальности. Множество людей в разных странах увлекаются этим красивым и полезным рукоделием.

Существуют три основных видов квилтинга.

Первый это ручной метод . Как вы догадались, выполняется вручную.

Второй метод машинный .

А третий комбинированный метод .

Конечно же, более быстрые второй и третий методы, однако множество мастериц предпочитают делать все своими руками.

Стиль ручного квилтинга требует точности и аккуратности. Процесс очень трудоемкий. Для работы используют иглу с закругленным кончиком и узким ушком. Такая игла нужна для того чтобы не были видны места уколов на ткани. Шов в основном используется вперед иголку. Однако можно использовать и более сложные вышивальные швы. Все зависит от стиля композиции.

Если сшивание и простегивание работы выполняется швейной машинкой, это машинный квилтинг. Для того чтобы делать квилты в этом стиле, нужны навыки строчки на швейной машинке. Используются разнообразные техники шитья. Они подбираются в соответствии с идеей самого изделия. Этот стиль требует точности и аккуратности, но по сравнению с первым стилем, процесс проходит значительно быстрее. Машинный квилтинг больше подходит для изготовления больших вещей, либо для вещей с несложными узорами и крупными деталями.

Комбинированный метод самый универсальный. Работа делается как вручную, так и на швейной машинке. Этот стиль квилтинга можно использовать для изделий любой сложности.

Какие инструменты вам понадобятся? Бумага для эскиза изделия и ручка или карандаш. Так как первое, что надо это идея будущего квилта.

Вам также понадобиться линейка для квилтинга. Она предназначена для точной разметки ткани.

Также вам понадобятся раскоечный дисковый нож и самовосстанавливающийся коврик для раскройки ткани. Но можно обойтись и портновскими ножницами.

Для переноса контуров рисунка на ткань можно применять следующие инструменты. Маркеры смывающиеся водой, бывают темного и светлого цветов. Легко удаляется влажной тканью либо холодной водой. Существуют также исчезающие маркеры. Они исчезают с ткани в течение 48 или 72 часов. Карандаш с кисточкой на конце. Контур просто стирается кисточкой. Копир устройство для переноса выкройки через копировальную бумагу на ткань.

Для шитья необходимо иметь набор иголок для квилтинга. Размеры иголок от номера 4 до 12номера. Причем №12 это самый маленький размер, соответственно 4 большой. Наиболее используемые иглы среднего размера №9.

Швейная машинка для квилтинга внешне мало отличается от обычной швейной машинки. Она имеет дополнительные опции: высота подъема лапки больше, так как изделие многослойное, есть дополнительные декоративные швы. И самое главное ресурс работы таких машинок значительно дольше. Если вы используете обычную швейную машинку, то нужна специальная швейная лапка для квилтинга.

Из вспомогательных инструментов вам пригодятся булавки, вспарыватель, наперсток для квилтинга с удобной выемкой для иголки, клейкая лента для квилтинга, чтобы строчки были абсолютно ровные.

Ткани для квилтинга.

Для первого декоративного слоя используют самые разнообразные ткани. Выбор ткани зависит от дизайна квилта. Плотные ткани можно использовать для создания предметов интерьера. Для одежды больше подойдут более тонкие и приятные в носке ткани. Для второго слоя используют наполнитель в рулонах либо штучный. По составу наполнитель может быть натуральным хлопок, шерсть. А может быть и синтетическим полиэстер, полиамид и. т. Также существует наполнитель на клеевой основе для удобства скрепления слоев изделия.

Для изнаночного слоя используют ткань преимущественно хлопок. Для того чтобы изнанка была бесшовной используют ткань большой ширины.

Для сшивания изделий используют хлопковые нитки. Для украшения можно применять различные декоративные нитки, ленты кружево, бисер , пух, и. т. д.

Среди различных видов рукоделияособое место занимает квилтинг, не имеющий ничего общего с квиллингом - скручиванием бумаги. Техника родственна пэчворку, поскольку здесь также присутствует момент соединения швами кусочков материала, из которых при определенном алгоритме выстегивания складываются не только причудливые узоры, но и целые картины. Квилтингу легко обучиться даже без обращения к профессионалу, хотя тренировок потребуется немало.

Первоначально следует разобраться в самом понятии квилтинга и его отличии от уже упомянутого пэчворка. Последний предполагает простое соединение кусочков ткани, которые различаются между собой не только узором или цветом, но и фактурой. Квилтинг же можно называть усложненным пэчворком: здесь также сшиваются тканевые элементы, но они обязательно укладываются в 3 или более слоев. Таким образом, если пэчворк применяется для создания мелких изделий вроде прихваток, салфеток и т.д., то квилтинг рекомендован для пошива стеганых одеял, пледов и пр. плотных вещей. Подобное трехслойное сложение мастерицы называют «сэндвичем», который состоит из лицевой ткани, уплотняющей прокладки и изнаночной подкладки.

Работа со швейной машинкой при квилтинге также имеет свои особенности: ткань передвигается не автоматически, а вручную, поскольку узор создается лично Вами, а не техникой. Профессионалы рекомендуют и отказаться от предварительного нанесения схемы узора на лицевую сторону, но если Вы еще не поднаторели в квилтинге, можно облегчить себе задачу, осторожно мылом или карандашиком набросав эскиз. В некотором роде эту технику можно даже назвать машинной вышивкой гладью, но в упрощенном виде, поскольку рисунки на ткани получаются однотонные и схематичные, а объемные формы получаются за счет обводки стежками нужного контура.

Квилтинг для начинающих: базовые знания


Тренироваться мастерицы рекомендуют на однотонных тканях, где будет сразу видно, как пошел стежок, куда направилась линия, и в какой узор она в итоге превратилась. На набивных материалах или украшенных аппликациями новичку пробовать свои силы намного сложнее, хоть и результат обычно получается интереснее. Здесь следует мельком затронуть вопрос тканей для каждого слоя. В качестве лицевого полотна обычно используют максимально необычные по фактуре материалы: батик, лоскутную сборку, набивную с рисунком или аппликацией. Самая мягкая и не доставляющая проблем в работе прокладка - синтепон: игла его простегивает легко, даже не самая толстая, материал не убегает в процессе, его не нужно контролировать беспрестанно, особенно если «приклеить» к изнаночному слою горячим утюгом. А для подкладки применяется классическая тонкая и ровная ткань без узоров. Размеры полотна обязательно выбираются с запасом, поскольку, чем больше будет сделано стежков на поверхности, тем сильнее стянется ткань, вследствие чего в длине и ширине может потеряться от 1 до 10 см, в зависимости от изначальных параметров.

Какими бы удобными ни были выбранные Вами ткани, при наложении друг на друга они все равно будут скользить, поэтому рекомендовано по краям их либо прихватить 1-2 стежками, либо простыми английскими булавками. Если работа ведется с крупным полотном (30 на 30 см и более), стоит зацепить булавками слои и по площади изделия, придерживаясь расстояния между этими точками в 8-10 см. Когда будет отработана определенная область, булавки с нее снимаются, и внимание уделяется др. зоне. Для полотен от 1 м в ширину и длину мастерицы советуют проводить легкую сметку - по всему периметру и несколькими стежками от центра к периферии. Нитки с этой целью берутся контрастные. А пока Вы тренируетесь в квилтинге, контрастные нитки должны быть основным материалом Вашей работы, чтобы сразу можно было увидеть и удачные моменты, и недочеты.

Что касается настроек швейной машины перед квилтингом, то здесь сложно дать общие рекомендации: кто-то работает со старой техникой, кто-то обновляет ее ежегодно. Поэтому если какой-то из следующих пунктов Вам не удастся осуществить, не расстраивайтесь. Итак, основной момент - лапка. Для квилтинга используется лапка «для штопки и вышивки», особенность которой - в пружинке, поднимающей и опускающей ее при соответствующих действиях иголки. Таким образом, предоставляется возможность без проблем передвигать ткань, когда игла не введена в нее. Если такую лапку найти не получилось, придется работать без нее, надев ткань на пяльцы. При этом обязательно у машинки опускаются зубцы транспортера нижнего, стежок выставляется прямой и нулевой, давление лапки (если она используется) убирается, после размещения «сэндвича» под лапкой, ее опускают на ткань.


В качестве тренировки новичкам рекомендовано пробовать свои силы с одеяла, складываемого из одинаковых прямоугольников, которые впоследствии «расписываются» стежками в выбранном заранее узоре. Предполагается, что к моменту серьезной тренировки рука в выведении базовых линий и волн уже набита, поэтому Вы сможете повторить простой рисунок, намеченный на полотне. Ткань перед работой с ней должна быть простирана и отглажена - это исключит внезапную ее линьку после того, как изделие уже будет изготовлено, и предупредит возможную усадку. Для одеяла размерами 100 на 100 см понадобится квадрат в 110 на 110 см, поскольку, как ранее упоминалось, обилие стежков стянет материал к центру. При этом если Вы делаете одеяло из лоскутов, у каждого из них еще прибавляется по 5-6 мм на швы, вследствие чего исходного материала может понадобиться значительно больше.

Сшивать подготовленные квадраты мастерицы советуют сначала в длинные линии, а затем уже эти линии соединять между собой: это намного проще, чем постоянно менять направление шва, прикладывая квадрат за квадратом и выводя странные фигуры. Когда Вы завершите работу с лицевым слоем, обязательно пройдитесь по нему утюгом, расправляя с изнанки участки, оставленные в качестве припусков на швы. Они не должны выдавать себя внезапно появившимся рельефом. Затем это полотно можно отложить в сторону и заняться нарезкой нижних: прокладки и подклада. Их раскраивают с шириной и длиной на 4-5 см большей, нежели у полученного лицевого полотна.

Детали обязательно сметываются - одинарной нитью или английскими булавками, параллельно с этим разравниваясь, подкладка и прокладка совмещаются горячим утюгом, и после этого осуществляется переход к самой творческой части: расписыванию узором. Его стоит выбрать заранее и наметить на лицевом полотне карандашом. Нитки в процессе создания стежков можно менять, если Вы хотите поиграть с цветом, хотя на швейной машине это делать сложно: приходится отрабатывать участки по частям - заполнять линии сначала 1-м цветом, затем 2-ым. Двигаться относительно скрепленных лоскутов Вы можете абсолютно произвольно: проще всего повторить их контур, но визуально намного привлекательнее смотрится абстракция.


  • Во время тренировок всегда используются светлые однотонные ткани, но и в дальнейшем, когда Вы набьете руку и приступите к изготовлению сложных изделий, трехслойный отрез подобной ткани должен лежать под рукой, служа черновиком, на котором можно отработать новую стежку или проверить правильность постановки лапки, а также др. аспекты.
  • Любое изделие, созданное в технике квилтинга, требуется обрамлять, чтобы оно не выглядело простой тренировкой стежка на холсте. С этой целью из ткани вырезаются полосы одинаковой ширины - 6-9 см, соответствующие длиной тому же показателю у готового изделия. Их в обязательном порядке отглаживают, складывают по долевой линии, и вновь проходятся по ним утюгом. Прикладывать к ткани требуется по технологии работы с косой бейкой: срез к срезу, лицевая сторона ложится на лицевую сторону.
  • Булавками окантовка фиксируется на «сэндвиче» и прострачивается по центру между краем среза и средней долевой линией. Затем окантовкой нужно «запечатать» срезы, загибая ее внутрь, и уже с изнаночной стороны вновь прошить, но с отступом в 0,5-1 см от края, используя потайной стежок. Стыки между бейками на углах желательно делать диагональными, а не нахлестывать ткань друг на друга.

Изобразительные возможности квилтинга безграничны – от простых орнаментов, до пейзажей, натюрмортов, даже портретов, целых картин с помощью сшивания и простегивания различных материлов. Эта необычайно оригинальная, красивая, необычная техника объединила несколько техник рукоделия, такие как пэчворк, вышивка, аппликация. Само изделие может быть выполнено на швейной машине, вручную или комбинированным способом. Состоит изделие, как правило, из ткани в три слоя. Верхний слой – это комбинация техники пэчворк с вышивкой, аппликацией, коллажом, т.е., самостоятельными техниками рукоделия. Средним слоем служит прокладка из синтепона или ватина, нижним слоем служит хлопчатобумажная прокладка, Три этих слоя простегиваем вместе. После простежки на поверхности квилта образуется рельефный узор.

Сегодня квилтингом заняты как любители, так и профессионалы. Они объединяются в клубы, проводят выставки, семинары, издают свои журналы большими тиражами, обмениваются опытом. Для них работает целая отрасль, производящая необходимые инструменты, фурнитуру, различного вида приспособления, швейное оборудование.

Советуем выбирать ткани плотной фактуры. Наилучшим материалом для стеганых изделий считается хлопок, который мало деформируется, хорошо утюжится, более долговечен, чем другие ткани. Хороши также смесовые ткани, например, хлопок с полиэстером, они лучше стираются, износостойкие, подойдут для детских изделий, подставок, прихваток, подобных им изделий. Во время простегивания игла проходит через эти ткани легко, легче, чем через другие ткани.

- роликовый нож, специальная линейка, раскроечный мат (подложка), ножницы, булавки с круглой головкой, машинная лапка для квилтинга, потрновский метр, карандаши для разметки а также обязательно хорошее настроение и терпение.

Для прямолинейных разрезов понадобится роликовый нож, более точный, чем ножницы; он ускорит, упростит нашу работу. Еще нам понадобится раскроечный мат (подложка). Удобнее, когда их несколько, они разных размеров, маленький 20х28 см, большой 90х150 см. Также понадобится специальная прозрачная линейка, на таких линейках есть разметка размеров, углов. Прямоугольная линейка универсальна, ее размер 10х45 см. Карандаши выбираем мягкие, оттачиваем их остро (мелки, обмылки не обеспечат точности). Чтобы раскроить, линейку кладут на ткань; кроят прямо по ребру линейки роликовым ножом.

Сшиваем блоки на швейной машине; подойдет любая машинка с прямой строчкой, правильно отрегулированным натяжением нити. А вот что нам будет важно, так это ширина лапки. Очень хорошо, если машинка комплектуется лапкой для квилтинга с точным припуском дюйма (6 мм). Стандартная же лапка дает припуск 75 см. Почему такая точность? В лоскутном одеяле ошибка, допустим, 1 миллиметр на каждом шве (предположим, вместо указанного инструкцией припуска в дюйма = 6 мм был использован стандартный припуск 0,75 мм), при 20 квадратах в ряду даст сдвиг 4 см – ряды квадратов никогда не сойдутся.

Иглы для квилтинга

Удобнее работать, когда есть комплект игл для разных этапов – наметки, сшивания вручную, простегивания (непосредственно квилтинг), нашивания аппликаций, бисера. Игла для квилтинга – это швейная игла с острым кончиком и коротким твердым стержнем. Для швов толстыми нитками можно использовать, вышивальные или другие иглы (вышивальная игла имеет более гибкий стержень, ее удобнее держать, потому что она длиннее).

Еще Вам понадобятся шаблоны для переноса узора на ткань, которые рисуются от руки или изготавливаются с помощью компьютера и распечатываются. Их также можно приобрести готовыми.

Разнообразны по размерам, формам пяльцы и рамы для квилтинга. На пластиковые рамы квилты натягиваем легко и просто. Большое количество вариантов деревянных напольных рам – это круглые рамы на одной ножке, рамы больших размеров, в которое помещаем покрывало целиком. Специальные пяльцы, зажимы, перчатки для машинного квилтинга помогут передвинуть наше изделие. Распарывателем убираем неудачную строчку.

Также Вам понадобится парогладильное и швейное оборудование

Важно выбрать правильно швейную машину. Это может быть обычная швейная машина. Но, учитывая быстро растущий интерес к занятию квилтингом, производитель швейной техники воплощает это в разработке возможностей швейной машины, добавляя новые функции. Например, серия швейных машинок Janome «Quilter Companion» комплектуется набором специальных, а также дополнительных лапок, которые не поставляются с машинками для квилтинга производства других производителей.

Если машинка включает в свои функции работу с квилтингом, то это специальные а также дополнительные строчки (для квилтинга), увеличенная до 14 мм высота подъема лапки, коленоподъемник – все, что способно облегчить Вам трудоемкость работы.

Для тех, кто любит рукодельничать, следует купить швейную машинку. Профессионалам и любителям всегда интересны европейские швейные машинки Bernina (Швейцария). Швейцарское качество всегда на высоте. Швейные машины этой фирмы обладают высоким уровнем надежности, необычным дизайном, разнообразием стежков, строчек. Уникальна конструкция этой машины. Созданная специально конструкция челнока, цельнометаллическая конструкция лапок, лапка BSR для квилтинга – эти, а также другие узлы, детали запатентованы.

Товаром № 1 среди самых последних разработок стали новые швейно-вышивальные машины Bernina серии Aurora. Производитель из Швейцарии концерна Bernina специально к этой серии машин разработал лапку BSR (Bernina Stitch Regulator) – автоматический регулятор длины стежка, который во время свободной машинной стежки или при стежке извилистыми пунктирными линиями гарантирует равномерную длину стежков. Cейчас в мире нет аналогов лапке BSR, это новинка. Теперь свободная простежка машиной будет еще более выразительной, более качественной. При очень быстром или очень медленном продвижении ткани лапка «подаст» об этом «сигнал».

Дополнительный регулятор скорости и коленный рычаг очень удобны, освобождают руки, ускоряют процесс выполняемых работ. Aurorа 430 оснащена 150 стежками, Aurorа 450 располагает 163 стежками, 431 вышивкой, есть лапка BSR. Швейцарский завод Bernina работает более 100 лет. Это передовое предприятие, совершенствующее свою продукцию, идет в ногу с прогрессом. Благодаря всему этому шитье превращается в истинное удовольствие!

Квилтинг – особая техника шитья из лоскутов, которая предполагает создание предметов одежды, аксессуаров, картин, поделок или постельных принадлежностей стеганого типа, основанных на 2 или более слоях. По мнению американцев, их народ – основоположник этого творчества. Еще на первых этапах развития квилтинга многие женщины собирались группами для того, чтобы заниматься этим видом рукоделия. Большинство из них делали стеганые изделия в подарок. Так, например, матери дарили своим сыновьям на 25 день рождения «Квилт свободы».

Квилтинг – особая техника шитья из лоскутов

Квилтинг подразумевает под собой создание тканевого полотна из двух слоев: лицевого и обратного. Между двумя слоями обычно прокладывается слой синтепона, который создает эффект объемности. Лицевая сторона выполняется из тщательно подобранного однотонного полотна или лоскутов цветной ткани. Изнанка может быть изготовлена из остаточных материалов или из однотонной ткани. Если у рукодельницы есть большое количество свободного времени, изнанку также можно сделать из цветных лоскутков.

Создание дополнительных фактур и рисунков достигается с помощью стежек, которые могут выполняться вручную или на швейной машинке.

Создание дополнительных фактур и рисунков достигается с помощью стежек

Для правильного выполнения машинных стежек существует несколько рекомендаций:

  1. Для их разметки следует пользоваться булавками, а не черновыми нитями.
  2. Если стежка делается на швейной машине, материала нужно брать такое количество, которое помещается под лапкой, затем его следует закрепить с помощью зажимов и булавок.
  3. При выполнении стежки нельзя оставлять ткань, свисающей на колени, лучше ее положить на специально отведенное место-подставку.
  4. Перед созданием первого шва требуется четко определить середину изделия. Именно из этой точки необходимо начинать работу, постепенно перемещаясь к краям.
  5. Те участки, которые больше всего заполнены стежками, прострачиваются в самом конце.
  6. Для закрепления работы ее требуется обработать коротким швом, выполненным назад, нитяной оставшийся хвостик следует спрятать под выполненный стежок.

Галерея: квилтинг (25 фото)
















Лоскутное рукоделие: узоры, стежки, строчки

Существует различные виды стежек, которые активно используются в квилтинге для создания узоров и строчек:

  • прямая требует выполнения на швейной машине. Для этого ткань раскладывается, слегка придерживается с краев, затем лапка опускается, и начало работы закрепляется с помощью прошивания на одном месте. Затем прямой шов ведется относительно рисунка;
  • чтобы сделать стежку по контуру, от швов необходимо отступить 7 миллиметров, а затем обработать их. Подобные стежки дают возможность ярко выявить контур рисунка;
  • прием шов в шов может быть выполнен как на машинке, так и вручную. Техника заключается в наложении на шов повторных стежек;
  • стеганая решетка являет собой группу геометрических фигур – квадратов, которые складывают собой решетку из одинаковых форм;
  • криволинейная – ряд линейных повторений, служащие для заполнения фонового пространства, создает красивые причудливые узоры;
  • свободной и пунктирной стежкой выполняются сложные рисунки.

Пунктирная стежка может быть направлена в разные стороны штрихами различной длины.

Пэчворк против квилтинга (видео)

Квилтинг и пэчворк: есть ли разница?

Квилтинг и пэчворк – виды творчества, позволяющие создать разнообразные объекты из лоскутков ткани. Однако эти техники имеют множество различий.

Так, например, пэчворк являет собой технику, заключающуюся в сшивании цветных лоскутков ткани или вязания в единое полотно. А квилтинг отвечает за разработку изделий стеганого типа с количеством слоев, превышающим 2, имеющих декоративную лицевую часть, выполненную при помощи различных приемов шитья.

Также стоит отметить, что пэчворк – отдельная техника рукоделия, имеющая свои собственные приемы, а квилтинг сочетает в себе несколько швейных техник. То есть пэчворк имеет более узкую направленность.


Квилтинг и пэчворк – виды творчества, позволяющие создать разнообразные объекты из лоскутков ткани

С помощью пэчворка можно создать интересные лоскутные яркие полотна. Причем для получения определенного результата существует несколько методик, описывающих последовательность сшивания кусочков. В квилтинге созданное лоскутное полотно может дополнять аппликация в форме пришивания дополнительных элементов, вышивка, выполненная с помощью стежек и узоров, соединяющая все слои предмета.

Остальные различия техник представлены в таблице.

Японский и американский квилтинг: разница

Квилтинг в различных странах имеет свои национальные особенности. Так, например, японский квилтинг отличается от американского несколькими чертами.

В остальном эти виды квилтинга имеют сходные черты.

Квилтинг на швейной машинке: мастер-класс

Для того чтобы познакомить начинающих рукодельниц с техникой квилтинга, можно использовать мастер-класс по созданию стеганых изделий на швейной машинке.

Для исполнения понадобится:

  • почищенная машинка комнатной температуры;
  • острая игла для квилтинга: для ниток из хлопка 30-40 размера подойдет 70-ая игла, а для металлизированных нитей – иглы для вышивания;
  • лоскутное изделие;
  • нити;
  • игла для квилтинга.

Для того чтобы познакомить начинающих рукодельниц с техникой квилтинга, можно использовать мастер-класс по созданию стеганых изделий на швейной машинке

Чтобы получить качественные квилтинговые изделия, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

  1. Работу машинки необходимо проверить сначала на образце, а затем начинать прошивать само изделие.
  2. Слои между собой следует скрепить с помощью безопасных булавок или растворимых нитей. В противном случае, при прошивании узора, лапка может зацепиться на вспомогательный элемент и исказить строчки.
  3. Лучшим вариантом является прошивание ткани с помощью ее автоматической подачи и специальной лапки-транспортера для этого. Работу необходимо начинать с середины изделия, прошив все строчки, двигающиеся вправо.
  4. Далее следует повернуть работу влево. Шить вверх или вниз нельзя, так как такой шов может стать причиной диагонального перекоса. Начинать строчки можно с прошивания на месте, а заканчивать – обратным швом.
  5. Шить требуется исключительно по шовным линиям стачивания элементов дизайна рукоделия и только с лоскутной стороны.
  6. Если необходимо выполнить своими руками сетку из прямых линий, можно воспользоваться скотчем.
  7. Линии-дуги прошиваются на машинке с помощью подачи ткани под лапку.

Технология шитья

Машинный квилтинг можно создать с помощью следующей пошаговой инструкции.

  1. Натяжение верхней нити ослабляется для того, чтобы исключить выглядывание нижней нитки на лицевой части полотна.
  2. В машинку вставляется лапка для штопки, либо она вообще снимается. Если работа ведется при отсутствии лапки, необходимо убедиться в том, что рычаг ее подъема находится в опущенном состоянии.
  3. Далее работа натягивается на пяльцы (также может быть использована деревянная рама), а затем укладывается под иглу вниз той стороной, где натянут материал.
  4. Длина и ширина стежка ставится на отметке 0.
  5. Иглой нижняя нитка вводится на лицевую сторону поделки.
  6. Для того чтобы исключить путаницу нитей при создании строчки, их следует придерживать позади иглы.

Изделия, выполненные в стиле квилтинга, получаются очень красивыми
  • выполнение повторяющейся буквы «е» на ткани с заранее нарисованной сеткой на ней;
  • шитье сетки;
  • «бешеный завиток», заключающийся в изображении беспорядочных округлых элементов;
  • вышивание кругов, извилин;
  • усложнить задачу можно, вышивая перья, ракушки или листья;
  • после того как фигуры приобретут ровные очертания и правильную форму, необходимо начинать работать без сетки.

После того как мастерство было отточено на маленьких кусочках ткани, можно приступать к оформлению больших полотен. Оптимальным для них вариантом служит рисование крупных пустых форм, которые в дальнейшем будут заполняться узорами. Не стоит забывать, что квилтинговое рукоделие основывается не только на умении вышивать, но и на взаимодействии контрастов плотности вышивки.

Квилтинг: схемы

Какие бывают схемы квилтингового шитья? Для стимулирования собственного вдохновения перед работой нужно изучить базовые схемы, лежащие в основе квилтингового творчества:

  • звезда Огайо;
  • песочные часы;
  • шитье квадратами;
  • американская загадка;
  • масленка;
  • карусель;
  • вихрь Вирджинии;
  • карточный фокус;
  • английский парк;
  • русский квадрат;
  • загадка Соломона;
  • бревенчатый домик.

Квилтинг: мастер-класс (видео)

У квилтер-мастериц постоянно рождаются новые идеи, которые они реализуют в своих работах и произведениях искусства, а значит, список базовых схем постоянно пополняется авторскими. Например, интересным вариантом является схема «Дартс», которая являет собой треугольники, составляющие окружность в середине изделия и развивающиеся в несколько слоев трапеций, увеличивающихся в размере. Также интересно смотрятся одеяла, в которых совмещаются пятиугольники и восьмиугольники. Стоит учесть, что заключительным этапом поделки, создающим ощущение эстетичности и дороговизны, служит вышивка с помощью различных стежек.