Родительское собрание «Знаешь ли ты своего ребенка? Родительское собрание «Насколько я знаю своего ребенка

Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Участники - воспитатели, родители.

Ведущие - воспитатели.

Предварительная работа.

1. Подготовить цитаты «Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание»; «Наши детки как конфетки, только что же там внутри?», высказывания известных людей.

2. Оформить приглашение на собрание, подготовить тесты для родителей, папки с консультациями, памятки, оформить помещение, приготовить фоновую музыку.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель. Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.

2.Изучение и расшифровка имени ребенка.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей).

Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них.

Перед вами игра «Цветик-семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

3. Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»

Воспитатель. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей). Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжет и т. д.

4. Игра «Верно – неверно».

Воспитатель: В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши родители знают своих детей. Правила игры: я буду задавать родителям вопросы, на которые уже ответили ваши дети. Количество совпадений ответов будет подсчитываться (приложение 3).

5. Детская ложь.

Воспитатель. Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон.» любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.

Дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений и, того хуже конфликтов на этой почве.

6. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.

Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.

«Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит.» (родители обсуждают ситуацию)

Воспитатель. У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.

Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

Воспитатель. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы».

7. Упражнение «Контраргументы»

Воспитатель. Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы хотел я видеть моего ребенка.

(Задание на 2-3 минуты.)

После того как написали, психолог задает вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Обобщает воспитатель. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

7. Тест «Какой вы родитель?»

Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

4. И в кого ты такой уродился (2 балла)

5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

6. Ну на кого ты похож? (2 балла)

7. Я в твои годы…(2 балла)

8. Ты моя опора и помощник (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

10. О чем ты только думаешь? (2 балла)

11. Какой ты у меня умница! (1 балл)

12. А как ты считаешь? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

8. Итог собрания.

Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить словами С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».

(рассказывает притчу): Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!


Информационно-игровое занятие с родителями «Знаете ли вы своего ребенка».

Цели:

    создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;

    формирование доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии,

    развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).

Задачи : обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей определенного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка, привлечение родителей к сотрудничеству.

Материалы и оборудование : ноутбук, музыкальное сопровождение, проектор, карточки с личностями, ручки, карандаши, лепестки, изготовленные из бумаги для заполнения, песня «В каждом маленьком ребенке…»

Ход информационно – игрового занятия с родителями

(Слайд1)

1. Вступительное слово педагога .

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть в нашей родительской гостевой. Она посвящена теме «Знаете ли вы своего ребенка?» Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в школьном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.

(Слайд знаете ли вы своего ребенка) Скажите, пожалуйста, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей). Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

2. Упражнение для родителей (слайд 2) игра «Цветик - семицветик». Перед вами игра «Цветик - семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него.

Мы дарим цветок имени вашего ребёнка. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

3. Игра - упражнение «Клубок» (слайд 3)

Цель: назвать положительные качества ребенка радующие родителей и отрицательные качества, огорчающие их.

Родители садятся полукругом им дается клубок, который разматывая передается друг другу, произнося положительные качества ребенка, сматывая клубок родители произносят отрицательные качества. Уважаемые родители хвалите ваших детей, не будьте скупы на ласку, на похвалу. Так же когда вы сердитесь и ругаете своё чадо, объясняйте за что вы его наказываете, почему вы его так называете. Пусть они знают, что эти поступки огорчают или радуют вас.

Высказывания известных людей

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. /Я. Коменский /

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. /Эрма Бомбек /

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. /Ф.Э. Дзержинский/

4.Игра «Интуиция» Слайд 4. Каждая мамочка чувствует настроение своего ребёнка на уровне интуиции. В обычной жизни интуицию называют «шестым чувством», а официальная наука пока не признает наличие у человека такого чувства. Тем не менее, есть множество примеров, когда развитая интуиция не просто выручала людей, а спасала им жизнь. На самом деле, мужчины признают наличие женской интуиции, но называют её по-своему: «Накаркала!». Все родители играют с маленькими детьми в игры типа «угадай, в какой руке?», не задумываясь, что это и есть самая настоящая игра на развитие интуиции. Угадать верную руку не помогут ни знания, ни опыт, только внутреннее ощущение. Простое и доступное занятие, развивающее интуицию - игры с изображениями. Я вам раздам картонные карточки с фотографией человека, на оборотной стороне указаны вопросы, на которые вы должно интуитивно написать свои ответы имя, характер, знаменитый ли человек, род деятельности, как сложилась судьба. А потом проверим, не подвела ли вас ваша интуиция. Я предлагаю вам разделиться на 4-5 микро групп.

(Слайд с фотографиями личностей)

5.Релакс (видеоклип)

В заключение нашей встречи предлагаем вам немного расслабиться помедитировать. Мы надеемся, что всё хорошее и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце.

Психология цвета

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать...

Значение жёлтого цвета

Желтый цвет сказал я светящийся и теплый, так как я сильно ассоциируюсь с солнечным светом. Я искрюсь оптимизмом, оригинален, наделен богатым воображением и развит художественным вкусом. Обладаю пытливым умом, я люблю все новое и интересное. Я надежный друг. У меня очень светлый взгляд на жизнь. Я не люблю быть вторым. Я вполне доволен миром и счастлив.

Значение красного цвета

Красный цвет ответил, я выше всех других в радуге, я стремлюсь оставаться хозяином положения. Я отличаюсь интересом к жизни. Я вызываю учащение пульса и частоту дыхания, я символизирую огонь, тепло - меня невозможно игнорировать. Со мной интересно, я побуждаю к действию. Мир оказался бы скучным местом без меня.

Значение синего цвета

Синий цвет выступил я спокойствие и умиротворенность. Я широко предпочитаемый цвет. Я холоден и уверен в себе, и в то же время могут быть очень ранимыми. Я доверяю, и нуждаюсь в доверии. Чувствителен к потребностям других, способен на крепкую привязанность, я переживают всякое предательство или разочарование. Я стремлюсь к гармонии, спокойствию, терпению, стойкости и умиротворенности.

Значение зелёного цвета

Я Самый «природный» цвет сказал зеленый завораживаю балансом теплоты и прохлады, я часто оказываюсь уверенным и уравновешенным, заботливым, неравнодушным, разборчивым, добрым и щедрым. Я люблю завоевать внимание наблюдателей и всегда пользуюсь хорошей репутацией. Я внимательный и верный.

Белый

Белый цвет скромно прошептал я символизирую чистоту, я отличаюсь аккуратностью во всем, осторожностью и проницательностью, критичен и несколько суетлив, самодостаточен и невин. Я - словно воспоминание детства и простоты… Я цвет спокойствия, безмятежности. Я характеризуюсь совершенством, я полн свободы и возможностей. Мое фундаментальное качество – равенство. Я покой, целомудрие, сосредоточенность. Я цвет согласия и мира.

Значение фиолетового цвета

Я обладаю аурой загадки и интриги сказал фиолетовый цвет творческим складом ума и воспринимаю возвышенные идеи. Я щедр и очарователен вызываю вдохновение. Я ассоциируюсь с умом, наблюдательностью, восприимчивостью и переменчивостью. Я могу быть скрытным, поэтому даже в те моменты, когда я раскрываю душу, не всегда могут полностью меня понять. Я обосновываю свои взгляды на жизнь, ценю устойчивость, понятность, прямолинеен и открыты.

Социальный педагог МОАУ СОШ № 13 Мухутдинова И.Р.

Форма проведения: игра

Аудитория: родители детей подготовительной группы.

Количество участников: три пары родителей детей подготовительной группы.

  1. обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. развить самосознание родителей;
  3. развить конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставить возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. сформировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься;
  7. показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. обобщили представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. продолжили развивать самосознание родителей;
  3. продолжили развивать конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставили возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. продолжили формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовали родителей полученными результатами, заставили их задуматься;
  7. показали родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Информационно - техническое обеспечение:

плакаты «Моя семья», видеоозапись с ответами детей.

Материалы и оборудование: проектор, фишки, материал для награждения.

Логика проведения:

Вступление:

Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» - ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 6-7 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца. И сегодня мы проведем с вами родительское собрание на тему «Знаю ли я своего ребенка» в форме игры. Вас ждет увлекательное соревнование, в котором мы узнаем на сколько родители умеют понимать своих детей, а дети, проходя испытания, помогут своим родителям заслужить звание лучшей семьи. И я с удовольствием представляю семьи, которые согласились поучаствовать в данном мероприятии. Это семья Богомазовых, Меламед и Бурдасовых.

1 этап. «Портрет моей семьи». Я заранее попросила ребят рассказать о своей семье, все ответы детей я сейчас зачитаю, ваша задача определить, в каком из трех вариантов я говорила именно о вашей семье. За правильный ответ вы зарабатываете балл.

(зачитываю без имен и профессий: моя мама…..(какая?), она любит делать…… мой папа……(какой?), он любит делать…….я сам …..(какой?), я люблю…… . Правильный ответ мы смотрим на экране, где ребенок сам говорит это)

2 этап. «Вопрос-ответ». Я предоставлю вашему вниманию несколько вопросов с вариантами ответов. Ваша задача угадать ответ вашего ребенка.

Какое блюдо в детском саду больше всего любит ваш ребенок?

Какая настольная игра нравится вашему ребенку?

Какая сюжетно-ролевая игра любима вашим ребенком?

Чем любит заниматься ваш ребенок на участке во время прогулки?

Чего больше всего боится ваш ребенок?

Какой способ поощренья предпочитает ваш ребенок?

Что, по мнению вашего ребенка, может расстроить маму?

Легко ли быть взрослым и почему?

Что нужно для полного счастья вашей семьи?

Без чего нельзя прожить человеку?

Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

3 этап. Эстафета «С льдинки на льдинку». А теперь мы узнаем какая семья самая быстрая, сплоченная и спортивная. (из обруча в обруч)

4 этап. «Почерк художника». Я попросила ребят заранее нарисовать рисунок на тему «как я себе представляю взрослую жизнь». Ваша задача узнать работу вашего ребенка.

5этап. «Устами младенца». Дети дают определение словам, родители отгадывают слово (любовь, счастье, семья, боль, обида, страх)

Подведение итогов: Определение победителя, награждение.

Вот вы и увидели наглядно, что взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период дошкольного возраста. Что необходимо ребенку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность. Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между папой и мамой, между родителями и педагогами. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, психолог, родители 5 класса.

Подготовительная работа:

  • Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание: выпишите в один столбик все свои недостатки, какие ты считаешь, есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои достоинства, т. е. хорошие черты характера. В таблице отметить, какие фразы родители часто повторяют детям.
  • Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
  • Приготовить анкеты, тесты.
  • Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
  • Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.

Ход собрания

Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский

1. Вступительное слово классного руководителя.

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

2. Выступления школьного психолога "Психологические особенности детей подросткового периода".

3. Размышления родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?"

Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

Знать, чем он живет, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

  • состояние его здоровья,
  • темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
  • эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
  • замкнутость (повадки интроверта),
  • общительность,
  • направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

4. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой

ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!" А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Каковы же они, главные законы детства?

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

5. Педагогический практикум

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение "Мой ребенок".

"Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума".

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Таблица на экране.

Достоинства моего ребенка Недостатки моего ребенка Каким бы я хотела видеть моего ребенка
Красивый Неразвитый Развитым
Несообразительный Сообразительным
Ленивый Трудолюбивым
Злой Добрым
Драчливый Послушным
Плохо себя ведет Хорошим учеником
Плохо учится Правдивым
Лживый Общительным
Конфликтный Честным
Нечестный

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

6. Тест №1 "Какой вы родитель".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

Фразы. Баллы
1 Сколько раз тебе повторять. 2
2 Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
3 И в кого ты только уродился! 2
4 Какие у тебя замечательные друзья. 1
5 Ну, на кого ты похож! 2
6 Я в твоё время! 2
7 Ты моя опора и помощник (ца)! 1
8 Ну что за друзья у тебя! 2
9 О чем ты только думаешь! 2
10 Какая ты у меня умница! 1
11 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
12 У всех дети как дети, а ты! 2
13 Какой ты у меня сообразительный! 1
14 Посоветуй мне пожалуйста. 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов . Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили свои недостатки и достоинства, и какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.

(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

Я тысячу раз говорила тебе:

Сколько раз надо повторять:

Я в твоё время:

О чем ты только думаешь:

Неужели трудно запомнить:

Ты становишься:

У всех дети как дети, а ты:

Отстань, некогда мне:

Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:

И употреблять чаще:

Ты у меня самый умный:

Как хорошо, что у меня есть ты:

Ты у меня молодец:

Я тебя очень люблю:

Спасибо тебе:

Без тебя я бы не справилась:

Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

7. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенк".

Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавились в этом учебном году?

Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

а) знаю всех

б) знаю половину

в) знаю лишь некоторых

Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

а) постоянно

б) 1-2 раза в четверть

в) ни разу

Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

а) Обращусь за помощью к учителям

б) пойду к завучу

в) заставлю ребенка более серьёзно учить предмет.

Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

а) да, знаю

б) частично

в) догадываюсь, но не точно.

Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

б) иногда

в) нет, но догадываюсь.

Подсчитайте отдельно количество высказываний а, б, в.

Если лидирует ответ а. Вы знаете своего ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если лидирует ответ б. Вас волнует не ребенок, а проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.

Если лидирует ответ в. Вы не интересуетесь делами ребенка, Вы и другие членам семьи должны помочь ребенку.

8. Подведение итогов собрания

Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с советами и рекомендациями.

(Раздаются буклеты всем родителям)

Обратная связь.

Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут мне лучше увидеть положительные моменты и отрицательные стороны проведения родительских собраний. Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.