Что делать в течение года после похорон. «Выше нос. В мире есть люди, которым хуже, чем тебе». Не допускать, чтобы жена одна выбирала обивку гроба

Во многих странах сложилось мнение, что когда человек становится вдовцом или вдовой, он как бы выпадает из общества. К нему изменяется отношение. На него накладываются некие запреты. В силу патриархата, это касается, конечно же, больше женщин. В Индии, например, вдовы были обязаны совершать обряд сати, то есть, самосожжения на могиле мужа.

Либо вдова оставалась всеми презираема наравне с кастой неприкасаемых. Она не имела право не только второй раз выйти замуж, но и применять косметику, носить украшения, одежду каких-либо цветов, кроме белого. С ней не мог никто общаться, и жить она должна была только подаяниями милостыни. Даже заговоривший с ней случайный прохожий считался оскверненным.

Кроме того, нельзя было пользоваться вещами вдовы, ее обходили, как прокаженную. В некоторых племенах вдов брили наголо. Во многих странах остаться вдовой считалось большим божьим наказанием. Почему же таким особенным и суровым было отношение ко вдовам? Кстати, в некоторых странах оно сохраняется и поныне. А дело все в том, что люди издавна заметили, что очень часто вдова приносит несчастье. Обычно ее второй муж также умирал. Там, где она жила, болели люди и рано уходили из жизни. Поэтому вдовам приписали печать рока и несчастий. Но на все есть причины.

Чем же опасно вдовство? Для того, чтобы это понять, следует сказать, что вдовы и вдовцы бывают разными. Они могут быть светлыми по энергетике и темными - т.е., злобными, гневливыми. Так вот, именно последние и являются так называемыми черными вдовами, т.е., роковыми женщинами, пережившими несколько мужчин подряд. Со стороны может показаться, что они методично пожирают попавшихся к ним в сети обольщения мужчин.

В основном, таких вдов всегда боялись. И именно таких вдов большинство. Ведь люди темного эгрегора или энергетические вампиры всегда живут дольше, чем их жертвы - доноры. Они просто подпитываются энергией своих жертв. Их считали исчадием ада. Поэтому и возникли те суровые обычаи по отношению к вдовам. Люди интуитивно чувствовали, что именно на вдовах лежит вина за смерть мужа. То же самое можно сказать и о некоторых мужчинах вдовцах. Их называют "синяя борода". Это те, кто загубил не одну жену, пожирая энергии женщин - одну за другой. Таких вдовцов тоже очень сильно боялись. Но существует и другой тип вдов и вдовцов.

Это люди светлого эгрегора. Их значительно меньше, чем темных вдов и вдовцов, так как значительно реже умирают их темные супруги - раньше, чем светлые. Что при этом происходит с оставшимся в живых светлым человеком? При жизни черного супруга этот светлый партнер постоянно обесточивался, его вампирили. Но вот антидуша этого черного супруга за какие-то заслуги перед дьяволом получает как бы повышение по статусу. Но чтобы оно произошло, ей необходимо скинуть физическую оболочку (тело), и темный супруг уходит из жизни.

Физическая оболочка сбрасывается и остается энергетическая сущность - та самая антидуша. Но, и находясь не в физическом теле, она нуждается для своего существования в постоянном вампиризме. Она намертво присасывается к своей бывшей жертве, у которой начинается интенсивный отток энергии через половые органы к этой сущности. Причем эта программа вампиризма включается за полгода до смерти темного супруга.

Светлая, так сказать, половинка до конца своих дней обречена отдавать свою энергию и кормить ненасытную сущность. Именно поэтому очень часто после похорон темного супруга (или супруги) светлый человек быстро старится, как бы сгорает и быстро уходит следом. Очень часто - от онкологии.

Люди, конечно, могут говорить, по невежеству, что, мол, не выдержал разлуки. Такая, мол, сильная любовь. Но дело еще вот в чем. Ведь когда подобный вдовец (светлый) решает создать новую семью, прожорливая сущность покойника начинает питаться энергиями и новой избранницы, а не только его самого. Это выглядит, как вампиризм вдовца. А вдовец при этом выполняет лишь роль шланга, по которому вся энергия утекает к сущности. И новая избранница тоже начинает болеть. Ее преследуют неудачи и несчастья.

Опять же, это было подмечено людьми. Но вся вина за подобные несчастья и болезни, по невежеству,сваливались на самого вдовца или вдову, а не на сущность покойника. Существует и еще один тип вдов. Но их процент почти ничтожен. Это те светлые люди, которые были в браке со светлыми партнерами.

Разумеется, во время ухода мужа или жены они тоже теряют много энергии (особенно, если были венчаны). Но затем вдова или вдовец не будут вампирить своего нового избранника (или избранницу). Потому что связь прервется, хотя обряд венчания делает эту связь непрерываемой. Венчанный человек также не будет вампирить нового избранника. Но вот энергии у него останется ровно половина от нормы. Причем на его энергетической матрице останется информация о смерти. Поэтому обряд венчания резко сокращает жизнь вдовы или вдовца, а именно, ровно на половину оставшегося ему срока.

Но вампирящих вдов и вдовцов, как мы уже сказали, ничтожно мало. Поэтому люди в общей массе их практически не замечали и относились к ним также, как к тем, кто приносил несчастье и неудачу. Существуют также союзы, когда оба супруга относятся к темному эгрегору. При этом оставшаяся вдова или вдовец не теряют энергию. Они - сами вампиры. И могут преспокойно поедать попавшихся им на пути светлых людей или новых избранников. Они легко становятся черными вдовами и теми, кого называют "синей бородой".

Энергетический вампиризм, безусловно, создали темные силы и сам дьявол. Поэтому то, что происходит со вдовами или вдовцами, является тоже его рук делом. Люди черного эгрегора, все эти черные вдовы и "синие бороды", а также энергетические сущности умерших черных покойников - дети дьявола. Их задача - пожирать энергию и губить светлые души. Им нужна энергия страданий и поэтому им только наруку, что по их вине страдают и светлые люди, ставшие вдовцами и вдовами. Причем страдают вдвойне - и от вампиризма сущности, и от плохого отношения к ним в обществе.

Темные силы, по сути, заставляют без всякой свободы выбора овдовевших светлых людей вампирить и приносить несчастья. Это, разумеется, является настоящим беспределом. И лишь совсем недавно, в ходе нашего Перехода, Высшие Силы узнали об этой проблеме. Они пытаются отсоединить светлых вдовцов и вдов от сущностей покойных супругов, чтобы остановить жесточайший вампиризм.

Валерия Кольцова и Любовь Колосюк.

#журнал#подкова#вдова#вампир

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА

Примета нельзя сообщать никому, даже родным, имя еще не родившегося ребенка. Иначе злые силы могут украсть его счастливую судьбу. Если кто-то пытается обсудить с будущими родителями этот вопрос, они должны ответить уклончиво, а про себя произнести: «Дите родится - имя к нему прикрепится, в добрый час сказано - счастливой судьбой подсказано».

Еще один запрет - нельзя надевать на ребенка вещи, уже ношенные другим малышом (примет чужую судьбу), - полная ерунда. Но уж если есть опасения по этому поводу, то, принимая ношеные детские вещи в дар от родственников и знакомых, следует их так заговорить: «Дар принимаю, (имя малыша) от бед заклинаю. Ему вещи носить, но чужой судьбой не жить».

Есть свои табу и на подарки. Считается, что нельзя дарить часы . Такой запрет обоснован лишь частично. Часы не дарят обычно любимому человеку, с которым собираются связать судьбу (из боязни отсрочить свадьбу). А вот для родственников и знакомых это замечательный подарок, который всегда можно сопроводить таким заговором: «Часами одаряю - долголетия желаю».

А вот что действительно нельзя дарить, так это жемчуг. Этот камень считается символом пролитых слез. Если нет в мыслях желать одаряемому плохого, лучше купить другой подарок. Если случается принять жемчуг в дар, то его действие можно нейтрализовать, подержав жемчуг в ладонях и так пошептав над ним: «Слезы из камня вон, мне от него не урон, буду жемчуг носить - ему из меня слезу не давить».

Молва гласит, что нельзя надевать чужой нательный крестик - это способствует тому, что человек принимает на себя чужие беды. Именно отсюда выражение «нести чужой крест». На самом деле это не так, крестная сила даже чужого креста способна защитить от бед и несчастий. Если один человек надевает на другого свой крестик, значит, он удваивает его защитные силы. Особенно если при этом будут сказаны такие слова: «Свой крест передать не грех, он будет тебе оберег, от бед огородит, от врагов защитит».

Перед дальней дорогой, а также перед походом в лес нельзя ничего зашивать, пришивать пуговицы . Это верная примета того, что человек, сделавший это, обязательно заблудится. Уж если пришлось накануне путешествия что-то пришить, то надо повернуться к двери спиной и так сказать: «Дороге виться, со мной сдружиться, неудачам отвязаться, со мной в пути не встречаться, мне не плутать - всегда прямо шагать».

Неправда, что затеявший уборку после захода солнца вымывает из дома финансовый успех. Если есть опасения на этот счет, можно по окончании уборки сказать такие слова: «Дом убираю - финансовую удачу призываю, грязь вон - деньги в дом».

А вот оставленная на ночь немытая посуда - к крупной ссоре между супругами . Если случится вымыть тарелки не вечером, а утром, то нейтрализовать это может только такой заговор: «Чашки да ложки полежали немножко, ни день, ни неделю, а единую ночку. Пусть судьба не гневится, ссора между мужем и женой не случится, беды не будет, от нас не убудет».

Еще одно табу - не вести никаких денежных расчетов в темное время суток (чтобы злые силы не отняли сбережения и доход) - не более чем выдумка. Напротив, именно на темное время суток лучше всего перенести деловые встречи, которые касаются денежных вопросов. Получить заработанное тоже не возбраняется именно вечером. Доход удвоится, если, договорившись или совершив денежную операцию, сказать: «Ночь наступает, деньга прилетает. Сидит, не шелохнется, доходом обернется».

Молодому парню или девушке, еще не состоявшим в браке, запрещается брать в жены или мужья вдовых , иначе им самим может грозить смертельная опасность. Эта примета верна. Если такое случилось, лучше попросить судьбу сжалиться над вами таким вот образом - сказать на растущей Луне такие слова: «Моя (мой) невеста (жених) - вдова (вдовец), но я иду с ней (с ним) под брачный венец. Судьба сохранит. Святой дух защитит, брак Всевышний благословит. Да будет так! Аминь!»

Неправда, что уроненное в момент бракосочетания обручальное кольцо к скорому разводу . Но тем, кто в эту примету верит, стоит сказать над кольцом: «Обручаемся, обручаемся, дурной приметы опасаемся, нам жить-веселиться, примете - не сбыться».

Многие считают, что фотографироваться до свадьбы вместе - значит никогда не сочетаться законным браком . Это неправда. Тем более что все опасения можно отмести, сказав: «Была забота - сделано фото, нам, несмотря на это, вместе жить- поживать, разлуки не знать».

Считается, что нельзя класть в гроб покойного часы, украшения и другие вещи - они делают жизнь человека в загробном мире тяжелой. Если родные считают нужным положить вещи, то большой беды в этом нет. Плохо, когда кто-то делает замечания по этому поводу. Если кто-то заставляет убрать вещь, этого делать не стоит - иначе покойный будет сниться родным. А тем, кто указывает на неправильные действия, нужно отказать, а про себя произнести: «В дальний путь собираем, вещи с тобой отправляем. Нам за тебя молиться, тебе ношей не тяготиться».

Чего точно не следует делать, так это забирать и надевать на себя вещи покойного, если со дня его смерти не прошло 40 дней . Это может повлечь за собой болезнь или даже смерть. Если нечаянно такое случилось, то нужно отшептать невольно нарушившего табу такими словами: «Покойному в мир живых не вернуться, мне с бедой разминуться. Мне вещь чужую носить, хозяину той вещи меня простить».

Светлана:

– Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, что все рецепты есть в старых сказках. Самый известный, вероятно, – рецепт счастья: они жили долго и счастливо и умерли в один день. В детстве мы обращаем внимание на первую половину этой фразы.

Вторую, как любые разговоры о смерти, предпочитаем пропускать мимо ушей. Мудрость второй половины пожелания понимаешь в тот день, когда твое «счастливо» заканчивается. Любимый человек умирает, а ты остаешься жить дальше.

Через некоторое время после того, как я овдовела, у меня начались провалы в памяти. Я теряла вещи, забывала имена, путалась в событиях. Я так боялась сойти с ума, до такой степени не понимала, что со мной происходит, что держала это в себе.

Я чувствовала, что окружающие меня люди, которые поддержали меня, надеются, что я приду в себя, перестану убиваться, приму жизнь такой, какая она есть, и «буду жить дальше». И я очень старалась оправдать их ожидания, уже не вспоминала вслух, не плакала прилюдно. Только сил даже на привычные ежедневные дела у меня практически не было. Не только любимая работа, но и самые обыденные вещи делались с огромным трудом и волевым напряжением.

В тот день я потеряла банковскую карточку и чуть не сорвала важную встречу. Был один из обычных тяжелых и бестолковых дней первого полугодия после потери. Вечером я зашла в магазин и возле кассы, в коробке «Все по 30 рублей», увидела книгу «Вдова вдове».

Книга открылась на главе «Где я забыла свою голову?». И я заплакала от того, что хоть кто-то меня понимает, и купила книгу.

После первой годовщины Володи я сделала довольно подробный конспект книги и выложила его в «Живом журнале».

Они выдавливали из себя «Держись» и пропадали

Анна:

– Со Светой мы познакомились в ЖЖ, и, когда начали общаться уже по-настоящему, узнали друг о друге больше, меня все время не оставлял образ: вот есть минное поле, и первый сапер – это Света. А я иду за ней и ступаю туда, где, скорее всего, можно пройти.

Когда Света выложила в «Живом журнале» конспект книги «Вдова вдове», мой муж еще был жив, но мы знали, что скоро он умрет.

Так получилось, что еще при жизни мужа я столкнулась с беспомощностью окружающих – они не знали, как нас поддержать.

Болезнь мужа была долгой, в последние девять месяцев она дала тяжелые неврологические осложнения. Думаю, не нужно объяснять, что это значит. Друзья приходили, прятали глаза, иногда плакали, выдавливали из себя: «Держись, звони, если что», – и пропадали. Сейчас я не обижаюсь, им было действительно очень тяжело, особенно с учетом отсутствия личного опыта – и отсутствия традиции вербализации сочувствия и организации практической помощи.

Когда я увидела конспект Светы, первая мысль была: да, это то, что нам всем нужно. И через неделю после смерти мужа я поделилась этим конспектом с друзьями, присовокупив четкое послание от себя: «Я хочу, чтобы вы были рядом со мной, и чтобы это было полезно для нас всех». Верю, что этим я уберегла себя от многих – искренних, но убийственных – реплик в духе «Держись, ты сильная, у тебя сын, все пройдет, впереди целая жизнь, Денис с вами», а друзей уберегла от ощущения невозможности помочь, которая и становится причиной таких реплик, и от следующего за этим ощущения мучительной неловкости.

Ужасают злость и гнев – ведь это «неправильные» чувства

Светлана:

– Женевьева Гинзбург не побоялась написать о том, что ужасает каждую вдову. Что самое первое чувство, которое ты испытываешь, когда понимаешь, что вдовство и потеря отца – это то, что случилось с тобой и с твоими детьми, – огромная злость и гнев.

Я потеряла мужа дважды. В первый раз – когда случился обширный правополушарный инсульт. Того взрослого, заботливого, ироничного и любящего человека, с которым я счастливо прожила пять лет, отца нашей двухмесячной дочери, не стало после минуты кислородного голодания участка его мозга.

Наша дочь уже не была с ним знакома, последствия ишемии для его характера были необратимы. Мне семь лет подряд почти ежедневно, извиняя его поступки, приходилось говорить себе и окружающим: нет, это не Володя, это его болезнь. Это не было ни подвигом большой любви, ни высоким пониманием долга. Я не рассматривала других вариантов, кроме как остаться семьей в эти семь лет.

И дело было не в том, что я давала клятвы на венчании, хотя я и уверена, что без Божьего благословения нашему браку мы бы не справились. Он не восстановился полностью ни физически, ни эмоционально. Но он увидел, как росла дочка, он продолжал быть ее отцом и моим мужем.

А потом Володя сломал шейку бедра, и второй тромб после операции или во время ее разорвался в легких и вызвал тромбоэмболию. Он провел в коме десять дней. И пять из них я знала, что надежды уже нет. Что молиться можно только о тихой, непостыдной и безболезненной кончине. И никакой кротости, никакого смирения у меня не было, была ярость от того, что это случилось с ним, со мной, с дочкой. Что он бросает нас, опять бросает нас, навсегда бросает нас именно тогда, когда так нам нужен!

Это длится недолго, но – помоги, Господи, каждой вдове в эти дни. Потому что помимо боли и гнева она чувствует стыд, понимая, что это «неправильные», недостойные чувства.

Не допускать, чтобы жена одна выбирала обивку гроба

Анна:

– Главное, что я повторяла, приходя на кладбище в первые два года – «Как ты мог, как посмел?» Во время болезни такого не было, сначала Денис боролся, и его энергия и мужество держали меня в тонусе. В последние месяцы стало не до того. А после смерти обида и гнев не давали дышать: ты всегда был сильным, ты обещал любить и беречь меня всю мою жизнь, как же ты мог оставить всех нас и свалить все на меня?

…Я счастливая – друзья сплотились вокруг нашей семьи так, что сорок дней после смерти мужа, наверное, образец того, как должно быть. Вся логистика, все перемещения – не только мои, но и родителей мужа, моей мамы, нашего сына, – были продуманы и организованы не мной.

В процессе организации похорон – а это жуткий своей обыденностью процесс – меня вызывали только тогда, когда без моего слова действительно нельзя было принять решение, и рядом всегда стоял кто-то, готовый подхватить, обнять, дать лекарство. Финансы – тут даже нечего говорить, объем помощи был большой.

Помню, на отпевании я подумала – а ведь сейчас я могу упасть в любую сторону, меня поймают тут же. И осознание этого тоже поддерживало.

И даже несмотря на такую мощную, всеобъемлющую, умную поддержку, мне было тяжело. Мою реакцию на абсолютно тактичный и уместный вопрос коллег мужа – они организовывали гражданскую панихиду и поминки – трудно описать. Меня спросили, чего я хочу, как я считаю нужным (кажется, где во время панихиды поставить гроб). О чем я думала тогда? Не смейте говорить в одном предложении слова «гроб» и «Денис». Я хочу не слышать о таком. Я хочу не быть. Не видеть, что вы живы, а он нет. Выразилось это, конечно, в слезах: дальше вода, лекарство…

Мне жутко представить, что приходится пережить вдовам, у которых нет такой поддержки, какая была у меня.

…Перевести денег, приготовить еду, предложить поесть (не факт, что получится, но стараться стоит). Обязательно быть рядом в морге, на кладбище. Не допускать, чтобы женщина в одиночку выбирала цвет обивки гроба, в одиночку разговаривала с администрацией кладбища, в одиночку забирала урну после кремации. Быть рядом с носовыми платками, водой, нужным лекарством, теплой кофтой. И не стараться дать логичные или утешительные ответы на вопросы: «Почему он? Почему мы? Как такое могло случиться?» Их нет, этих ответов.

Здесь – больше никогда

Светлана:

Анна:

– После сорока дней стихает движение вокруг, тот поддерживающий шум, который не позволял тебе остаться одной. Эти сорок дней тебя будто носят на руках. Друзья и близкие горюют рядом.

После сорока дней вступает в свои права повседневность, она отзывает людей к себе. Да, и именно тогда приходит осознание: «Здесь – больше никогда».

Можно верить и не верить в Бога и жизнь вечную. Я верю, и по-прежнему с верой и надеждой произношу слова «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Но и эта вера не отменяет того, что здесь – больше никогда. Тепло тела, улыбка, голос – их ты больше не почувствуешь никогда.

Как невыразима словами полнота близости между мужем и женой – так невыразим словами и ужас этой потери, и телесный, и другой.

Скверный характер и чистка рядов

Светлана:

– Потом вдова учится принимать решения: от очень серьезных до бытовых. Сколь бы она ни была самостоятельна раньше, в этот период она неизбежно выйдет на новый уровень. Очень у многих вдов личность изменится так сильно, что это повлияет и на межличностные отношения. Окружающие будут говорить об испортившемся характере, вдова – о чистке рядов. А потом будет выработана какая-то новая жизненная стратегия, которая действительно позволит «жить дальше». Как пишет Гинзбург, на это в среднем уходит два года.

Главное, что осталось в сознании и сердце после прочтения этой книги, – я выживу. Но мне понадобится время. Много времени. И сострадание к себе, нестыдная жалость к себе и понимание необходимости экономить силы.

С тех пор, как я прочла книгу, прошло больше шести лет. Таких же честных и дельных книг на эту больную тему мне больше не попалось. Откровенно говоря, мне вообще больше не встречалось книг на эту тему. Ни переводных, ни написанных по-русски. Я обращаю на это внимание. И вижу, что даже в книгах и фильмах вдова редко бывает сколь-нибудь прописанным персонажем. Вдовы моложе 60 лет встречаются, кажется, только в книгах о войне и классической литературе.

Трудности адаптации вдовы к своей новой социальной роли увеличиваются еще и потому, что общество отказывается признать, что такая роль существует. Что вдова – это не обязательно старушка в черном платке.

«Знак вдовы» – что выбрать

Анна:

– Помню, первое время очень хотелось иметь какой-то знак, который оповещал бы всех о том, что я вдова. Черной одежды на все случаи жизни у меня не было. Кольцо на безымянном пальце левой руки – кто его видит и замечает?

Так нужен был этот знак, как белая палочка у слепого, который бы говорил людям: осторожнее с ней, не подходите с предложением романтической турпоездки для двоих (случилось ровно через две недели после смерти мужа), не пугайтесь, если она заплачет в, казалось бы, рядовой ситуации («А сын, наверное, на папу похож?», «Покажите, пожалуйста, согласие отца на выезд ребенка» и т.п.).

Нас не видно.

Светлана:

– Я годами училась говорить: «я вдова». И училась спокойно принимать разные варианты реакции на это слово. От «простите, не знал» до «такую цветущую женщину можно только поздравить с тем, что она свободна» (это было на пятом году, на итоговом рабочем собеседовании, и я промолчала).

Из книги Женевьевы Гинзбург мы знаем, что в других странах для вдов существуют группы поддержки. Почему их нет у нас? Потому что нет традиции. Потому что первые годы просто не до того, чтобы куда-то идти с этим. Более того, если ты говоришь, что вдов не так мало, как может показаться, то почти наверняка услышишь в ответ про «избирательное восприятие», про то, что «на самом деле» это единичные случаи.

У вдов первых лет очень мало собственных ресурсов для того, чтобы сначала научиться быть вдовой, а потом принять эту часть себя и позволить своей личности жить и развиваться дальше.

И подруга, которая понимает то, что ты чувствуешь, бесценна. Со своими легче, потому что многие вещи не надо объяснять. Я помню, как на выставке Зинаиды Серебряковой мы с Аней одновременно начали считать, сколько же художнице было лет, когда она овдовела. Потому что для нас обеих это значимый факт биографии, которым она не исчерпывается, но без которого многое, я уверена, будет понято неверно.

Но ты же не будешь ходить с флагом «я вдова». Нет мест, где мы можем собираться, нет внешних однозначно понимаемых идентификаторов, черное сейчас носят даже подростки.

Мы лишены традиции соболезнований

Анна:

– Завидую людям досоветских времен – из-за того, что у них были подпорки в виде традиций. Сложившиеся, уместные, но вместе с тем человечные формулировки соболезнований. Народные плачи. Каждому – то, что помогало выразить невыразимое. Умирающий Пушкин просил отправить Гречу короткую записочку – у того умер сын: «Поклонитесь ему и скажите, что я принимаю душевное участие в его потере». Душевное участие в его потере!.. Мы лишены этого языка, у нас есть только газетное «выражаем глубочайшие соболезнования», «скорбим вместе с вами». Нам еще предстоит найти слова.

Светлана:

– В древних книгах отдельным, особо оговариваемым нехорошим поступком или даже преступлением считалось «обидеть вдову». Экономическая активность женщин и, вероятно, сердечная черствость и жуткий страх наших законодателей перед любым упоминанием о смерти изъяли вдов из современного правового поля. Вдовы есть только у Министерства обороны. «Гражданская» вдова с несовершеннолетним ребенком не защищена, например, от сокращения на работе (нет, она не считается одинокой матерью, которую по закону можно сократить только с условием щедрых выплат).

Выбирая «не замужем», я чувствую себя оплеванной

Анна:

– Прошло полтора года после смерти мужа, я оформляла страховку на машину, девушка-менеджер среди прочего спросила меня о семейном положении. Я ответила – вдова. Она покраснела, едва ли не заплакала, извинилась и сказала: «Здесь нет варианта “вдова”, здесь есть “замужем” и “не замужем”».

Вечером я рассказала об этом знакомым, возмущаясь, что это же какая-то глубинная неправда: я была замужем, я не в разводе теперь, я вдова. Меня мягко укорили: зачем раз за разом ставить людей в неловкое положение, очевидно же, что системе просто нужно знать, есть у тебя сейчас муж или нет. Так что – не замужем. Кивни, промолчи.

«Ставить людей в неловкое положение»! С этим, наверное, сталкиваются все вдовы в нашем едва начинающем говорить социуме.

«Я вдова». – «Извините, я не знал/не знала». За что вы извиняетесь? Это лишь один пункт из того перечня, который может меня охарактеризовать: женщина, мать 13-летнего сына, журналист по образованию, православная христианка, вдова… Однако, сама того не замечая, уже ты начинаешь извиняться: извините за ту неловкость, которую вы чувствуете, но я вдова.

Светлана:

– Формы анкет для соискателей, резюме и личного листка по учету кадров не содержат такого варианта ответа на вопрос о семейном положении.

Я знаю, что не все меня поймут. Но каждый раз, выбирая «не замужем», я чувствую себя оплеванной. Потому что меня заставляют отказаться от памяти, от того, что делает, сделало меня такой, какая я есть. И, если посмотреть на эту ситуацию совсем приземленно, практично, лишают конкурентного преимущества на старте. Потому что все вдовы, которых я знаю, работают, как звери, и, справившись с тем, с чем им пришлось справиться, не боятся никаких трудностей на работе, разве что дальних и долгих командировок, пока дети маленькие.

Разговоры о будущем и проблема, которую нельзя решить

Анна:

– Мало от чего я впадала в такое остервенение (именно это слово, увы, да), как от того, когда со мной пытались говорить о будущем. «Жизнь длинная, ты еще молодая, ты еще сможешь, встретишь, будешь счастлива, родишь». Кому, как не женщине, только что потерявшей мужа – неважно, скоропостижно или после долгой болезни, – знать, что жизнь может быть до обидного коротка, что она может оборваться страшно и неожиданно, что счастья, увы, никто не гарантирует.

Будущего может не быть. Да и просто нельзя говорить женщине, потерявшей половину тела (а это буквальное ощущение), что нарастет новая половина «лучше прежней». Разговоры про «новых» детей – это, по-моему, абсолютное табу.

Еще хуже были рассказы о вдовстве безупречном. Наталья Николаевна Пушкина, вдовевшая семь лет. Чья-то подруга, так и не вышедшая больше замуж, посвятившая всю себя памяти мужа. От таких примеров хотелось завыть волчицей.

Светлана:

– Как и от слов «ты и ваша дочка всегда будут для нас напоминанием о Володе» – я не мемориальный музей, я живой человек! По возможности, не провоцируйте такие всплески.

Ментально вдова в первые годы – это незаживающая рана, ходячая травма, проблема, которую нельзя решить.

Это не вопрос квалификации и количества денег, которые вы ей – и спасибо за это! – готовы дать на похороны. Это вопрос сострадания, в том числе публичного.

Моя подруга, которая повисла на мне от той минуты, когда мы выходили из церкви, и до самого конца поминок, потом извинялась за то, что, может быть, не дала возможности родственникам подойти ко мне. Но она никого не оттерла, все так были готовы к тому, что я «сильная женщина и буду держаться достойно». С некоторыми из этих людей мне до сих пор не о чем говорить, а та подруга стала сестрой, потому что была рядом, просто была рядом и держала за руку в эти часы.

Этот отсчет не прекратится, пока мы живем

Анна:

– Наверное, никто не может быть мудрее жизни, которая идет, едет и вывозит куда-то. Никакие слова не могут быть сильнее этого неумолимого, вечного, ранящего, но и врачующего движения.

Как ни странно, мне помогли люди, которым было много больнее, чем мне – родители мужа. Помогли без особых слов, просто своим опытом. В их семьях был опыт вдовства – и жизни после него. Мать свекрови потеряла мужа на войне, но после встретила мужчину, вышла замуж, родила еще одну девочку, жила с ним до самой смерти, дочек – кто родная по крови, кто нет – он не различал.

Мать свекра овдовела уже зрелой женщиной, неожиданно, в мирное время. Семья их была живой, слаженной и гармоничной, но чуть больше, чем через год после смерти мужа, случилась другая встреча, и с этим мужчиной они уже не расставались до его смерти. В силу возраста, привычек и многих других сложностей это был не привычный брак, скорее, хозяйственно-гостевое партнерство, но то, что счастье в этом союзе было – бесспорно. Так вот, мои свекры никогда не забывали этого опыта и – всегда ненавязчиво – транслировали мне: жизнь идет.

…Прошло шесть лет у меня, семь лет – у Светы. Этот отсчет, видимо, не прекратится, пока живем. Эта временная шкала – тоже мы, как и все, что принесла и забрала эта потеря.

Чтобы тебя услышали – нужно сформулировать и сказать. Чтобы поняли другие – нужно понять себя самой. Понять и то, что ты человек с травмой, с сильно, критически потраченным ресурсом.

Рана зарастает, остается шрам. Нет, даже не так. Это не увечье, а новый внутренний ландшафт.

И с горечью, смирением, но и со смехом (черный юмор вдов! хорошо, что есть подруга, с которой можно так посмеяться) понимаю еще одну правоту Женевьевы Гинзбург: встреть муж меня сейчас, такую – наверное, вряд ли бы увидел и полюбил. И это – тоже жизнь.

Наверное, с этих слов нужно было начинать. Но весь текст выше для нас – не резюме, а только вступление к болезненному, но очень нужному нам (а может, не только нам) разговору, общению. Так что закончу этими словами.

Меня зовут Анна. Мне 37 лет. Я вдова. Я жива. Я не знаю, что будет дальше. Но я хочу сказать о том, что было и есть.

Вьетнамские школьники никогда не едят бананы перед важными экзаменами или тестами. Дело в том, что эти плоды ассоциируются со словом «скользкий», а оно, в свою очередь, созвучно с «провалом».

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Приметы для вдов и про вдов – мистика или реальность?

Часто люди, трагически потерявшие свою «половинку», с большим трудом налаживают счастливую семейную жизнь. Народная молва пугает: похоронившая одного мужа, может повторить этот печальный опыт еще раз. Так какие же приметы вдовы должны учитывать, дабы в дальнейшем несчастье не произошло снова?

Как не стать «черной вдовой»

Вспыльчивость и сквернословие не украшают мужчин, а уж женщинам они - и подавно не к лицу. Привычка сыпать проклятиями по малейшему поводу чревата серьезными последствиями. Иногда в сердцах пожелав гибели обидчику противоположного пола, дама запускает страшный механизм смерти. И превращается в ту самую «черную вдову», которой не суждено построить крепкую семью.

Проклятье начинает работать не сразу. Порой проходит несколько лет, гадкие слова уже давно забыты - и вдруг с адресатом той спонтанной порчи происходит трагедия. С этого момента зло возвращается снова и снова, забирая всех, кого женщина полюбит и пожелает приблизить к себе. Если с очередным избранником творится какая-то «чертовщина», это серьезные приметы для вдовы, требующие переосмысления собственного отношения к жизни. В первую очередь необходимо примириться с врагами и отпустить былые обиды.

Вдовство дальнейшему счастью не преграда

Овдовевшие женщины на Руси изгоями не были. Наоборот, зачастую они оказывались очень привлекательными невестами , так как обладали собственным имуществом, которым могли распоряжаться без оглядки на старших родственников. Не существовало каких-то особенных ритуалов, подсказывающих, как вдове снова выйти замуж - приметы по большей части касались того, как сохранить очередного супруга в целости и здравии.

Про вещи и фотографии

Считалось, что после заключения нового брака следовало убрать со стен все фотографии бывшего мужа - дабы мертвец не испытывал ревности и не пытался разрушить семью своей любимой. Нельзя было новому партнеру донашивать вещи или украшения прежнего, иначе он мог вскоре повторить его . Но чаще всего приметы про вдов касались необходимости положенного траура. Молва уверяла: выйти замуж до истечения года с момента похорон первого супруга - овдоветь второй раз со стопроцентной вероятностью!