Что такое самостоятельность ребенка. Воспитание самостоятельности. Какая поддержка нужна ребенку

Еще с раннего детства ребенок учится принимать решения. Например, когда слушает сказку или смотрит на поступки своих родителей. Однако в сказках все довольно просто. В них изначально есть какой-то вспомогательный предмет (яблочко, клубочек, платочек), который и указывает правильное решение, то есть особо не стоит задумываться. А вот в жизни все намного сложнее. Что же такое самостоятельность ребенка ?

Неотъемлемой частью взросления ребенка как личности является его умение принимать решения. Необходимо с детства учить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь чем раньше вы воспитаете в ребенке это качество, тем больших успехов можно будет достичь.

Самостоятельность ребенка – это:

— умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;

— умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;

— умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;

— умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;

— умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.

Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:

1. Для раннего возраста:

а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).

б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.

в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.

2. Для дошкольного возраста:

а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.

б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).

в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием.

г) Воспитывать — находить для себя занятия, если взрослые заняты.

3. Для подросткового возраста:

а) Родителям необходимо научиться «отпускать» своего ребенка. То есть не руководить его жизнью, а только направлять в «правильное» русло.

б) Проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения.

в) Дать ребенку почувствовать и понять ваше доверие к его поступкам.

Главное понять, что вы не сможете научить ваше чадо принимать сразу правильные решения. На это потребуется не одна и не две недели. Основную роль в умении принимать правильные решения играет совершение ошибок. Ведь даже многие взрослые в основном учатся на своих ошибках. Поэтому необходимо и ребенку дать такую возможность.

Прежде всего, необходимо создать для ребенка такие условия, в которых он сам будет принимать решения, и учиться на своих ошибках. Тогда ваш ребенок вырастет самостоятельным и решительным.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Несамостоятельность молодого поколения - это тема актуальная. Вспомнить, казалось-бы, недавнее прошлое, когда школьники были повсеместно заняты на различных обучающих работах то в поле, на картошке, то на дополнительных уроках трудового воспитания. Вот ведь время было! Представить сегодняшнего 14-летнего за рулём трактора или комбайна, пусть даже под присмотром старшего напарника, страшно и трудно. Что и говорить, нынешние шалопаи настолько несамостоятельны, что им и велосипед порой доверить страшно.

И это непростая проблема , и не какой-то там дополнительный повод покачать головой, сетуя на молодёжь. Несамостоятельность в юном возрасте пускает гнилые корни в личность, разлагая её. Не привитая с малых лет, она не образуется потом сама по себе. И отправившись на учёбу или просто съехав на собственную квартиру, молодой человек очень быстро превращает место своего самостоятельного обиталища в непригодную для продолжения существования в ней человека помойку.

Ведь мыть посуду он толком не умеет, да и не привык. Как только из-за спины исчезла мама, двадцать раз напоминающая ему о том, что нужно помыть тарелку или строгий , необходимость в мытье посуды на сознательном уровне тут же исчезла. Готовить такой человек тоже не умеет, содержать быт не научен. Впереди его ждут долгие и тяжёлые годы ненормированного питания и жизни, что, в конечном счёте, подорвёт его здоровье. Это не страшилка, призванная вас расстроить, а печально правдивая современная история, которую можно услышать на каждом шагу.

Конечно, это совсем не то будущее, которого мы желаем своим детям. Но чтобы воспитать в них самостоятельность, придётся потрудиться. Тут нужен будет комплексный подход, состоящий из постепенности, доверия, поддержки, честности и уважения. Разберём теперь всё по порядку.

Не торопите и не требуйте слишком многого сразу. Принцип постепенности приучения к самостоятельности заключается в том, чтобы обуздать собственные ожидания и настроиться на долгий путь. Люди не становятся самостоятельными вдруг, если ваш ребёнок вчера ещё не мог самостоятельно следить за своей одеждой, не стоит ожидать, что завтра он справится с приготовлением обеда. Наберитесь терпения и ставьте выполнимые требования, чётко разделите его взросление на этапы.

Доверяйте своему ребёнку . Прекратите обращать громкое внимание на каждую его неудачу. Взрослеть трудно, помните об этом. Да и не работали никогда упрёки и обвинения. В отличие от одобрения и похвалы. Это подводит нас к принципу поддержки. Обращайте внимание на каждое проявление самостоятельности и ответственного поведения и показывайте своему ребёнку, что заметили это. Каждый желает быть оценённым по достоинству, и нет лучшего мотиватора для дальнейшего развития, чем признание своих заслуг.

Будьте честны . Что касается честности - не хитрите, не играйте с ребёнком в "психологические игры" и не скрывайте от него своих намерений, этого никто не любит. Поговорите с ним честно, как с уже взрослым. Объясните, что обеспокоены уровнем несамостоятельности вашего сына или дочери и предложите вместе работать над его взрослением.

Следует дать ребёнку понять, что самостоятельность несёт не только ответственность и обязательства, но и новые возможности. Подобный подход он вполне найдёт гораздо более разумным и обоснованным, чем постоянные наказания за проступки. Разве можно разрешить гулять допоздна человеку, не умеющему даже вымыть за собой посуду? Как отпустить на лето в лагерь того кто весь год чистил зубы исключительно из-под палки и разбрасывал по комнате свою одежду? Имеет ли право на личные карманные деньги тот, кто не в состоянии сходить за хлебом, не растеряв при этом и сдачу, и хлеб, и собственные башмаки? Ответственность и самостоятельность дают права и власть распоряжаться самим собой всё в большей степени. Стремление к самостоятельности вряд ли можно стимулировать лучшим образом, нежели укрепив это понимание в голове подростка.


Уважайте своих детей . Это логично подводит нас к принципу уважительного отношения. В книге психолога Дейла Карнеги "Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей" приводится очень показательная история о пятилетнем мальчике, который постоянно мочился в постель. Понятно, что для такого возраста это не трагедия, а ребёнок просто ещё не умеет контролировать ночью мочевой пузырь. И, тем не менее, отец решил испробовать один интересный подход.

Он взял мальчика с собой в магазин, нарядив его в детский костюм, и вместе они отправились выбирать ему кровать. Выбор кровати был оставлен за молодым человеком, а продавец обращался к юному покупателю неизменно на "Вы". Когда кровать была куплена, мальчику была также предоставлена возможность выбрать себе новую пижаму, ведь из старой он вырос, да и не пристало такому взрослому и самостоятельному молодому мужчине спать в детской одежде.

После того, как ребёнку дали возможность выбрать себе кровать и пижаму, семья навсегда забыла о "ночных проблемах", ведь парень почувствовал себя взрослым, значительным, а значит и самостоятельным. А почувствовав себя таким, он и стал таким.

Эта история хорошо показывает, как уважительное отношение к ребёнку и доверие к нему повышает уровень его . От большинства родителей только и слышно что-то вроде: "Брось, ты не справишься!", "Ты сам не сможешь, положи на место!". Становится неясно, кого и зачем они убеждают в никчёмности своих детей.

Конечно, трудно уважать в достаточной степени несамостоятельную личность , но ещё труднее стать такой личностью, когда тебя не ставят ни в грош. В этой ситуации именно вам, как более взрослому и умному, придётся сделать первый шаг. Только уважительное отношение к своим детям сделает их однажды самостоятельными. Только честное к ним отношение позволит им доверять вам, только поддержка и одобрение с вашей стороны (а никак не упрёки, крики и жалобы) помогут и почувствовать силы стать самостоятельнее.

Ну, а вам придётся запастись терпением . Воспитание личности - процесс не одного дня. Но результат всегда стоит потраченных на него усилий, в этом вы можете быть уверены на все сто процентов.

Открываем толковый словарь Ушакова:

Самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Но так как наш сайт посвящен детям, то мы рассматриваем пункты, подходящие именно для них: независимость от посторонней поддержки и помощи. Это начальный этап самостоятельности человека, без прохождения которого свободы от внешних влияний во взрослой жизни быть не может.

Ребёнка нужно начинать учить самостоятельности с малышкового возраста (от 1,5 до 3 лет). Многие родители сейчас возмутятся: "Как в таком возрасте ребёнок может быть самостоятельным?" Вы удивитесь, но это самый прекрасное время для начала участия в бытовых делах, хоть и "не удобное" для родителей.

В это период у детей есть тяга к самостоятельности. Вы, наверняка, не раз слышали от своего малыша "Я сам!". В этом возрасте ребёнок мало что может, но очень хочет сделать что-то важное сам. Очень неудобно, когда 1,5 годовалый малыш помогает готовить, пытается мыть посуду и тд. И мы запрещаем делать это: мы не даём мыть посуду, потому что разольёт воду и что-нибудь разобьёт, не даём солить суп, чистить овощи, потому что будет грязь. Мы не даём подметать, мыть полы, разбирать сумки с продуктами. Мы всё время спешим, и нам кажется, что мы не можем притормозить, что бы позволить малышу нам помочь. Но иногда стоит попробовать немного остановиться.

У ребёнка есть потребность помогать и делать что-то самостоятельно. Не давая участвовать в важных бытовых процессах мы останавливаем развитие самостоятельности и инициативы, а 10 лет спустя удивляемся: "Почему же ребёнок не хочет ничего делать по дому, и вообще ничего не хочет делать?".

Одной из характеристик современного воспитания является гиперопека, тотальная и не всегда заметная для родителей. Сейчас детоцентрическая семья стала нормой, потребности детей стоят выше потребностей родителей. Ребёнок стоит на пьедестале и жизнь крутится вокруг драгоценного чада. Скорее мы поможем ребёнку, чем будем ждать помощи от него. Кроме того, когда ребёнок маленький, нам проще без его помощи и мы теряем возможность подключить ребенка к быту и потребностям семьи пока он еще мал.

Гиперопека (гиперпротекция) - чрезмерная забота о детях, стремление окружить их повышенным вниманием, удовлетворить все потребности, защитить даже при отсутствии реальной угрозы. Родители избавляют ребёнка от необходимости решать проблемные ситуации, так как предлагается готовое решение, либо родители решают проблемы без участия малыша.

Последствиями гиперопеки становятся несамостоятельность в быту, теряется возможность самостоятельно преодолевать трудности и трезво их оценивать, инфантилизм и неуверенность в себе. Даже очень умненький ребёнок становится беспомощным и не самостоятельным в жизни.

Еще один пункт, который может мешать ребёнку учиться самостоятельности - няня. Так уж сложилось, в районе, где я живу, встретить гуляющую со своим малышом маму очень сложно. Почти у всех деток есть няни, которые занимаются с ними, гуляют, кормят, моют, а некоторые и спать укладывают. Иметь няню, конечно, замечательно: у мамы есть время заняться своей работой, отдохнуть, сходить в салон и тд (особенно с этим согласятся мамы, не имеющие возможность оставить ребёнка хотя бы с бабушкой, хотя бы на пару часов). Но есть большой недостаток: няня - человек, приглашённый для обслуживания ребёнка, удовлетворяющий потребности и выполняющий все его прихоти. Как показывает практика, няня не может отказать малышу ни в чём, за исключением опасных ситуаций и предметов. Она не может возразить родителям и объяснить, что чрезмерная опека и баловство не скажется положительно на взрослой жизни пока ещё маленького человечка. При этом родители стараются найти няню с высшим педагогическим образованием, желательно еще с медицинским и знанием 2-3 иностранных языков.

Но когда няня приступает к своим обязанностям, родители устанавливают определённые правила обращения с ребёнком и никто из них даже не спросит, а правильно ли это с точки зрения педагогики. Например, многие четырех-пятилетние дети не умеют самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, умываться и тд. Такие простые вещи им не доступны, так как няня полностью обслуживает ребёнка и делает всё за него.

На прогулке с одной из нянь мы как-то подняли тему педагогики и воспитания детей. Няня честно призналась, что если бы подопечный был её внуком, она бы воспитывала его по-другому: более строго, не подтирала бы сопли пятилетнему ребенку, а научила бы его делать это самостоятельно. Но увы, её работа - учить читать, писать, выполнять любой каприз, никогда не ругать и мило улыбаться, даже если ребёнок оскорбляет кого-то. Да, этот ребёнок научился читать в 4 года, в 5 может объясниться на английском, но он абсолютно не подготовлен к реальной жизни: он не может сделать элементарных вещей, он капризный и избалованный, и уже в этом возрасте у него начинает формироваться потребительское отношение к окружающим.

Мы рассмотрели основные причины, мешающие ребёнку стать самостоятельным и инициативным. Давайте теперь разберёмся, как воспитать самостоятельного ребёнка.

Мы разделим развитие самостоятельности ребёнка на несколько уровней. Даже если вашему ребёнку уже 10-15 лет советую прочитать про все уровни и вы поймёте, где допустили ошибку и как её исправить. Иногда бывает, что десятилетний ребёнок начинает учиться с нуля.

Уровень 1. Самостоятельность ребенка 3 лет

Уже к трём годам ребёнок способен минимально обслужить себя сам и освоить круг ежедневных бытовых дел.

Уж если вы задались вопросом воспитания самостоятельности ребенка, то нужно определить круг ежедневных домашних дел.

Что могут делать дети в 3-4 года:
1. Самостоятельно раздеваться и с некоторой помощью одеваться.
2. Простые гигиенические процедуры: чистить зубы, умыть и вытереть лицо и руки.
3. Отнести салфетки, тарелки, столовые приборы за стол.
4. Убрать за собой оставшиеся после еды тарелки, приборы, крошки, вытереть свое место за столом.
5. Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
6. Положить книги на полку.
7. Убрать вещи на полку, до уровня, куда ребёнок легко достаёт.
8. Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.

Есть четырех- и пятилетние дети, которые сами не раздеваются и не одеваются.

Два тестовых пункта: когда ребёнок самостоятельное ест и одевается. По мнению психологов, если ребенок 4 лет не может сам есть это говорит о высокой степени родительской тревоги. Если ребёнок до 4 лет не может самостоятельно одеваться - это говорит о либеральности в воспитании, о мягкости родительского характера, и опять же о тревоге. Если человек не может научить ребёнка одеваться к 4 годам, то ему что-то серьёзно психологически мешает.

Ребёнок должен уметь одеваться к 4 годам. В зимний период, когда нужно одеть много одежды, особенно в спешке, ребенку нужна помощь. Есть один важный нюанс: ребёнок должен одеваться сам,когда он находится в оптимальном состоянии, те. когда он здоров, не уставший, не капризничает. Если капризничает только потому, что не хочет одеваться - не повод идти на уступки и делать всё за него.

К 3-м годам ребёнок может одевать вещи с простыми застёжками без узких горловин, сложно одеваются колготки, носки, рукава (если узкая одежка). В этом возрасте сам может одевать обувь: босоножки, туфли, кроссовки, не высокие ботинки. Как правило, обувь на эту возрастную группу производится на липучках и ребёнок справляется с ними самостоятельно. Если обувь со шнурками, помогите малышу. Тяжело даются высокие ботинки и сапоги. Одевая обувь, у ребёнка будет хорошая практика в освоении сторон "право-лево".

Снимать ребёнок может всё!

Ребёнку может мешать чувствительность. Есть дети которые плачут, когда их одевают в возрасте от года до двух, особенно определенные типы вещей. Они могут быть чувствительны к синтетическим и шерстяным тканям. Есть вещи которые жмут, имеют воротники, колют этикетки. У школьников это тоже может возникнуть, они раздражаются но не понимают, что не так. Если у ребенка есть проблемы с одеванием, нужно присмотреться, что он одевает легко, а что одевает со скандалом.

Когда ребёнок идёт в детский сад, нужно тщательно подготовится и подобрать одежду, с которой малыш может одеть самостоятельно: свободную удобную одежду без сложных застёжек, брюки без молний и шнурков. Сейчас детские сады переполнены и в каждой группе по 25-28 человек, конечно воспитатель не сможет одеть всех и ребёнку придётся справляться с этим самостоятельно. И если будет сложная для одевания одежда, скорее всего она не будет одета вообще. Чем это грозит, догадайтесь сами. Поэтому важно упростить задание малышу и подготовить его к этому начальному уровню самостоятельности ещё до сада.

Таким же важным делом является и способность убирать за собой со стола. Мы часто жалеем детей и делаем всё сами. Но можно придумать красивый способ убирать за собой после еды: это могут быть красивые салфетки, яркие метёлочки, новые губки, можно поиграть в пылесос. Важно поощрять ребёнка за такую работу.

Не менее важно также научить ребёнка убирать за собой после творчества: после рисования, лепки и тд. Если ребёнок не умеет убирать за собой, то невозможно двигаться дальше и осваивать новые ступени самостоятельности.

Не все взрослые могут спокойно взять в руки тряпку, поэтому, важно давать ребёнку чистую тряпку для уборки, чтобы не вызывать чувство брезгливости. Особенно если ребёнок любит чистоту и раздражается, когда испачкает руки или одежду краской. Нужно идти ему на встречу.

Самостоятельность и обязанности начинаются с того, что ты можешь привести в порядок не только свои игрушки, но можешь навести относительный порядок с БЕЗОПАСНЫМИ объектами: одежда, тапочки, кастрюли, ложки, упаковки с продуктами, овощи. Многие мамы переживают за гигиену, с их точки зрения овощи тапочки и тд очень грязные, но ребёнку нужно привыкать делать любую работу, в том числе грязную. Эта привычка в дальнейшем поможет, и у вашего чада не возникнет проблем с чисткой своей одежды и обуви.

Многим детям мешает рассеянность. Среди детей много мечтателей и фантазёров, есть очень впечатлительные, задумчивые детки, которые хорошо играют. С одной стороны это большая радость для родителей, с другой стороны - мы должны понимать, что ребёнка необходимо научить сосредотачиваться, собирать своё внимание для выполнения какого-либо задания. Если мы не научим этому дошкольника, то в школе будут проблемы с обучением, ребёнку будет сложно сосредоточиться на занятиях, на выполнении домашних заданий.

То, что касается дошкольников, есть общее правило: минимальное время, на которое может ребёнок сконцентрироваться = его возраст+1 минута. Например, малышу 3 года, то должен быть сосредоточен не менее 4 минут. Мы вполне можем этого ожидать.

Бывает, что ребёнок готов делать домашние дела, но в какой-то момент охладевает и ему нужно давать новые,более сложные задания. В три года ребёнок вполне может делать всё вышеописанное, но очень часто не можем МЫ: мы не понимаем, что нужно настоять, помочь, поощрить, что-нибудь придумать, чтобы заинтересовать. Некоторые родители не могут настоять, и это не становится ежедневными обязанностями. А большинство взрослых не понимают, что нужно повторять не 2 раза, ни 10, ни 20 а 200-300-500 раз. Это не шутка!!! У 3-леток и 4-леток нервная система устроена так, что правила, в том числе правила, связанные с обязанностями, устойчиво формируются от трех месяцев до полугода. Только тогда это становится привычкой. При условии, что вы не прерываете этот круг и не теряете ритм.

Первый враг родителей - не умение настоять на своём, второй враг - отсутствие последовательности. То есть сегодня ребёнок сам одевается, убирает игрушки, а завтра и послезавтра нет, потому что родителям так проще. Вполне логично, что ребёнок не понимает ежедневную смену правил.

Родителям нужно быть готовым психологически к сопротивлению ребёнка. Играть с куклами, машинками приятно, а собрать игрушки - совсем другое. Но главное не то количество дел и помощи, которое мы можем получить от малыша, а то, какое оно даёт вклад в развитие личности.

Часто ребёнок, которого мы просим что-либо сделать, "зависает". Он не сопротивляется, задумывается, долго складывает что-то или несёт игрушку в ящик и заигрывается. Это нормально! Нужно настроиться на медлительность, понимать, что собьётся наш ритм, особенно с чувствительными, медлительными детками. Дети (как и взрослые) отличаются по темпу, есть кто-то, кто делает вообще всё очень быстро, есть люди, которые делают всё оооочень медленно.

Творческая задача родителей - бодрый и весёлый ритм, к которому ребёнок присоединится весело и с удовольствием.

В следующей статье мы рассмотрим 2 и 3 уровни самостоятельности детей. Что могут дети 4-6 лет.

Чтобы не пропустить выход публикации, подписывайтесь на почтовую рассылку.

То, что дети должны, взрослея, становиться самостоятельными, в общем-то, понимают все родители. Так откуда же появляются «безрукие», ленивые и неумелые мужчины и женщины, которых в нашем мире полным-полно?

Какие ошибки воспитания приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельность – расскажет сайт сайт.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!

В общем, главная проблема современных детей – обычная бытовая несамостоятельность. Ребенок не стремится научиться обеспечивать себя элементарными бытовыми удобствами, потому что многие современные взрослые из лучших побуждений считают, что его еще рано научить варить картошку/мыть пол/штопать носки и т.д. Потому что он же порежется/обожжется/сожжет кастрюлю/не вымоет дочиста, да и вообще – он еще маленький, пусть у него будет детство…

Рецепт от сайта «Красивая и Успешная», как с раннего возраста научить ребенка самостоятельности в быту: будьте помощником для малыша, но не его слугой!

Конечно, все дети развиваются в индивидуальном темпе, но когда вы видите, что ваше чадо уже достаточно ловко владеет своими пальчиками, то начинайте предлагать ему вместо игр развивающие самостоятельность задания. Например, дошкольнику можно поручить почистить мягкие фрукты на варенье, или выдать ему небольшую швабру и ведерко, чтобы он самостоятельно помыл пол в своей комнате и т.д. Да, возможно он будет это делать поначалу плохо, но потом – лучше и лучше!

Главное, малыш должен понимать, что прислуги у него нет — взрослые ему помогут, если он объективно не справился, они могут его научить новым навыкам, но не сделают вместо него то, на что он способен.

Чтобы ребенок не думал, что его нарочно нагружают заданиями, можете просто сказать ему, что вы устали и не хотите убираться вместо него. Не собирайте ему ранец в школу, не гладьте рубашку на завтра (если он умеет гладить), не готовьте каждый раз еду, если знаете, что вашему чаду по силам соорудить себе что-то съестное из имеющихся продуктов. Этим вы не лишаете ребенка детства и не перегружаете его – с наличием современных гаджетов все действия по бытовому самообслуживанию упрощены до минимума и занимают совсем мало времени, да и физически ничего трудного школьнику делать не придется.

Да, конечно, не всегда ваше чадо будет самостоятельно вспоминать обо всех своих домашних делах и делать их вовремя и хорошо. Но это тоже важный воспитательный момент: самостоятельному человеку должна быть присуща не только исполнительность, но и личная инициатива!

Чтобы какие-то полезные действия ребенок делал не по указке, а по собственной инициативе, он должен прочувствовать, что бывает, если этого не делать. Не собрал ранец вечером – пришлось делать это утром, опоздал в школу и забыл две тетради. Не закинул в стиралку джинсы – пошел в грязных.

И да – родители, не бойтесь, что чадо слишком поверхностно отнесется к последствиям своего выбора в пользу лени! Иногда, конечно же, подростку будет лень варить себе кашу и нарезать салат на ужин, и он будет обходиться чаем с бутером, иногда он будет ходить в мятой одежде, и бардак в его комнате будет убираться не так часто, как этого хотелось бы вам.

Но главное – чтобы он это все умел сделать тогда, когда захочет сам.

Поверьте, он уберется, если к нему в гости согласится прийти симпатичная одноклассница, сделает ужин, если действительно задолбается перекусывать чаем и хлебом, и постирает штаны, когда заметит, что среди модно одетых приятелей он один выглядит по-бомжацки. Дети и подростки – не такие уж принципиальные пофигисты: они прекрасно отличают хороший результат от плохого, далеко не всегда сознательно стремятся сделать плохо, и у них так же, как и у нас, взрослых, должно быть право на лень!

Развития самостоятельности из-под палки не бывает – это вообще противоречащие друг другу понятия.

Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?

Еще одна очень типичная в нашем обществе причина, почему из детишек вырастают мужики-«маменькины сынки» и женщины-«принцессы-белоручки» — это педалируемое с раннего детства гендерное воспитание. Разделение необходимых умений и навыков на мужские и женские, наглядная демонстрация того, что «не свои» дела делать необязательно – обыденная реальность во многих постсовковых семьях.

Мальчику намекают, что ему не стоит особо рьяно учиться готовить, штопать, стирать и гладить – это ж не мужские занятия. Теория подкрепляется наглядным примером папы и дедушки, которые действительно ждут от женщин домашние ужины, наглаженные шмотки и сверкающую чистоту в квартире, сами не прилагая никаких усилий к этому. В такой обстановке, если мальчику и покажут пару раз, как ликвидировать дырку на носке, застирать пятно или пожарить картошки, он вряд ли станет это делать по собственной инициативе – папа-то сам свои носки не штопает и ужины на всю семью не готовит.

Так вырастает еще один «безрукий», который потом начинает требовать от девушек и жен всего того, что в родительской семье делали мама и бабушка.

Девочек иногда воспитывают как принцесс. Им с детства внушают мысль, что много работать и полностью самостоятельно обеспечивать себя (и в бытовом, и в финансовом плане) – это удел неудачниц, которым не достался «настоящий мужчина». Может ли вырасти самостоятельной девочка, которая все детство видит и слышит, что «папа работает, а мама красивая»?

Что в доме почти все делается руками «настоящего мужчины» (или оплаченной им домработницы), а маме повезло – она может делать что-то только в моменты особого вдохновения, а не в обязательном порядке? В таких семьях зачастую вырастают те самые блондинки из анекдотов – бесхозяйственные, неосведомленные в простых житейских вопросах.

Что делать? Не надо воспитывать «настоящую женщину» или «настоящего мужчину» — воспитывайте хорошего, ответственного, инициативного и разносторонне умелого человека . Чем универсальнее и разнообразнее будет набор знаний и умений, полученных человеком в детстве, тем легче ему будет во взрослой жизни. А гендерная идентичность от этого никак не изменится!

Как развивать самостоятельность у школьников?

Школа и жизнь школьника вне дома – это сфера, в которой самостоятельность развивается лучше всего. Гораздо самостоятельнее те дети, которые проводят много времени вне круга семьи – расширение круга социальных контактов ребенка обычно напрямую влияет на его умение действовать самостоятельно в разных ситуациях. Даже самый несамостоятельный ребенок быстро понимает, что внешний мир очень редко приносит желаемое «на блюдечке с голубой каемочкой», что для того, чтобы чувствовать себя комфортно, имеет смысл научиться обеспечивать себе этот комфорт самому.

Например, многие дети в детсаду быстро выучиваются одеваться, обуваться, аккуратно и самостоятельно кушать и т.д. Школьник с разносторонними интересами, посещающий кружки или просто много времени проводящий с друзьями, учится сам правильно распоряжаться своим временем и распределять свои дела, нести ответственность за свои поступки и обещания, и т.д.

Несамостоятельному подростку может быть полезно найти какую-нибудь и почувствовать, что ответственность – это не просто требование родителей и учителей, а реально нужное в жизни качество.

Если ваш школьник совсем несамостоятельный, рискните отправить его в летний лагерь (может даже палаточный, типа скаутского, где делается акцент на навыки выживания в диких условиях). Предложите ему заняться каким-нибудь командным видом (футбол, волейбол и т.п.) – игра в команде очень повышает самостоятельность!

В плане развития самостоятельности и инициативности общество сверстников может дать ребенку намного больше, чем времяпровождение со взрослыми!