Этно воспитание в детском саду. Воспитание и обучение детей в доу. Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве

Детский садик - первый серьезный жизненный опыт для ребенка. Поэтому важно правильно настроить своего малыша и подготовить к посещению этого учреждения .

Не вешай на ребенка свои страхи

Многие мамы настолько сильно привязываются к ребенку, что одна только мысль о необходимости отправлять его в детсад вгоняет их в самую настоящую депрессию. И даже непонятно, кто больше страдает от предстоящих перемен, - женщина или ее малыш.

Как показывает опыт наших родителей, от садика никто не умер. Поэтому всякие страхи на тему «злые воспитатели», «невнимательные нянечки», «недостаточный присмотр» оставь в покое. Чтобы быть уверенной, что с ребенком все будет хорошо, предварительно посети садики в твоем районе, познакомься с воспитателями. Поговори с мамочками, чьи дети туда ходят, почитай форумы и отзывы. Тебе никто не запретит посмотреть, какие условия для игр и отдыха предоставлены ребенку. Каждое дошкольное заведение обязательно имеет стенд, где рассказывается не только история и достижения детсада, но также меню, расписание дня и так далее.

Начинай с малого

Польза детского сада

Пользу детского сада для развития и социализации ребенка трудно переоценить. Здесь он учится жить в коллективе, обслуживать себя сам, строить взаимоотношения со старшими и сверстниками. В средней и старшей группах дети получают знания, которые постепенно подводят их к следующему этапу - школе. Методичная и систематическая работа воспитателей прививает малышам навыки поведения на занятиях, способствует соблюдению режима дня, формирует понятия об обязанностях и прочее.

Случается, что ребенок, который сначала с удовольствием ходил в детсад, вдруг ни с того, ни с сего начинает бояться, плакать. По утрам собирание сопровождается ревом и воплями. Вполне возможно, причина этому - психологическая травма, полученная в садике, конфликт с кем-то из детей либо же невосприятие нянечки или воспитателя. Если малыш еще не может толком объяснить, что произошло, поговори с воспитателями или с психологом. Возможно, какое-то время придется подержать кроху дома, пока он успокоится и у него снова появится желание отправиться к своим друзьям.

Простуды - частая составная детсадовской адаптации

Будь готова к тому, что первые полгода или даже год тебе придется столкнуться с таким явлением, как частые простуды. Попадая в коллектив, «домашний» ребенок очень уязвим для всяких вирусов и бактерий. Поэтому должен пройти какой-то период, пока у ребенка выработается определенный иммунитет. Поддерживай его организм витаминами, старайся всячески укреплять иммунитет. Тогда адаптация пройдет более спокойно.

Дошкольный возраст - период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр , прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

Обучение детей в детском саду - это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков ребенка. Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют у ребенка сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников - это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы ребенка приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира, детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это именуется как самопознание. Процесс самопознания проходит такие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира,
  • осознание своего имени,
  • формирование самооценки,
  • осознание своего пола и соответствующее поведение,
  • осознание своих прав и обязанностей.

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе. К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание - это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность - это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания - это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания - личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации. Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детям во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять ребенка за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у малыша эти положительные качества будут развиваться.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Занятия в детском саду

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с детьми в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой. Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:
  1. Словесные методы - это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы - это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.
  3. Практические методы - это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Работа с родителями

Семья для дошкольника - источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы - это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы - это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями. Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.


Дошкольный возраст - период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр , прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Обучение детей в детском саду - это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков . Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников - это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира,
  • осознание своего имени,
  • формирование самооценки,
  • осознание своего пола и соответствующее поведение,
  • осознание своих прав и обязанностей.

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе . К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание - это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность - это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания - это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания - личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.

Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

  1. Словесные методы - это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы - это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.
  3. Практические методы - это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Семья для дошкольника - источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы - это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы - это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.

Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

Специально для - Диана Руденко

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

  • Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
  • Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился - мама пожалеет, расплакался - обнимет, загрустил - поиграет. Она всегда рядом!
  • Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям . Оторванность от привычной обстановки и мамы - это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
  • 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
  • Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье - гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
  • Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо - учитывать мнение других людей, с другой - нет. Присутствует стадное чувство - делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
  • Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик - лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому - это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть , не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать - достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной - будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение - эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах. Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей. Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они . Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 — 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода. Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, .
  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению. К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.
  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.
  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша... Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники...

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.

Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом ».

Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот...

Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.

Характеристики Детский сад «Домашнее» воспитание
Среда Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи
Общение со сверстниками Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую)
Общение с детьми разного возраста Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с другими взрослыми Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика Круг, время и формы общения регламентируются родителями
Общение с родителями Утро, вечер, выходные Столько, сколько хотят и могут родители
Самостоятельность Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам
Режим дня Стабильный, обязательный тихий час Регламентируют родители
Образовательный процесс «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей.
Знакомство с окружающим миром Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии Самые разные варианты
Мониторинг развития ребенка Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование.
Уход Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) Домашний уход
Питание Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка.
Болезни Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми.
«Особый» ребенок При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза Имеет шанс «уйти» от диагноза
Стоимость От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.

Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.

Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.

Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода „в свет“ — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива...

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Пойдем домой!

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел...

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром

Обсуждение

О да, у воспитателей только и дел, что разглядывать таланты у 10-20 одновозрастных детей. У них основная задача - обеспечить соблюдение режима дня и минимальную безопасность, а на остальное уже сил и времени в общем случае не хватит.
Вот тут взгляд неравнодушного человека изнутри: http://chedidaan.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%BE-%D1%8F+%D1%80%D0%B0%-D0%B1%D0%BE%D1%82%D0-%B0+%D0%B2+%D0%B4%D0-%B5%-D1%82%D1%81%D0%B-A%D0%BE%D0%BC+%D1%81-%D0%B0%D0%B4%D1%83