Игра ищи клад в лагере. Детские квесты (поиск клада по записочкам). Желание в бутылке

Поисковая игра «В поисках сокровищ»

Цель: организация и проведение досуга воспитанников детского дома. Задачи: - развивать кругозор и творческие способности воспитанников; - привлекать воспитанников к активному образу жизни; - воспитывать в детях чувство товарищества, сплоченности команды. Смысл игры заключается в поисках сокровища, а сокровища находятся на затонувшем корабле. Выполняя задания, ребята получают фрагменты корабля, из которых должны сложить картинку по окончанию игры.

Длительность проведения: 1 час.

Подготовительная работа: - нарисовать красочное объявление и донести информацию до ребят; - воспитанники одеваются согласно теме, пиратский макияж приветствуется; - подготовить грамоты и « сокровища» - конфеты; - подготовить станции для проведения конкурсов; - нарисовать карту - маршрутный лист; - картинку корабля разрезать на столько частей, сколько будет станций; - изготовить сундук (можно обклеить обоями коробку и наклеить из бумаги замок или использовать старый чемодан); - подготовить звуковой ряд музыкальных файлов морской тематики.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки! Добрый вечер, самые отважные люди нашей школы. Мы очень рады, что вы не испугались и пришли к нам, чтобы отправиться на поиски пиратских сокровищ. Вы готовы отправиться в дальнее путешествие на встречу опасностям и приключениям? Нет ни одного человека, кто бы не зачитывался в детстве романами о пиратах, кто бы не мечтал найти зарытые пиратами сокровища. Сегодня мы отправляемся за пиратскими сокровищами. Но в отличии от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные.

Ведущий 2 : А знаете вы, из какого языка пришло слово «пират» и что оно означает? Слово "пират" (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого "пробовать, испытывать". Таким образом, смысл слова будет "пытающий счастья". Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э.

Ведущий 1: А как называется пиратский флаг? (Ведущий выслушивает все ответы участников путешествия) Правильно, «Веселый Роджер». Существует несколько версий, откуда появился «Веселый Роджер». По одной из них «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (красивый красный флаг). Это был флаг кроваво-красного цвета, поднимавшийся пиратами и означавший, что они собираются убить всех, кто окажется на борту корабля, который они атакуют. Позже англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Ведущий 2.А вы можете назвать любимый способ пиратов вести бой? (Ведущий выслушивает ответы участников путешествия) Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда.

Ведущий 1: Молодцы. Вы много читали, много знаете. Знания и дружба – это то, что поможет нам в нашем путешествии преодолеть все препятствия и найти клад. Вы теперь не классы, а экипажи. Бригантины в вашем распоряжении. Во время плавания вам предстоит побывать на четырех островах. На каждом острове вас ждет испытание. Если вы успешно справитесь с ним, то получите кусок карты. Только сложив все четыре куска вместе, вы получите старинную пиратскую карту Когда все острова будут позади, мы снова ждем вас в зале, ведь вам наверняка захочется похвастаться своими трофеями. Командирам экипажей, получить маршрутные листы.

Ведущий 2: Итак, семь футов под килем и да поможет вам Весёлый Роджер!

Каждая команда отправляется по своему маршруту согласно маршрутным листам

Остров Русалок.

Русалка встречает детей и предлагает выполнить несколько ее заданий. Она говорит, что очень любит петь, что знает много разных песен, и ей хочется узнать, а знают ли песни ребята.

Игра "Угадай песню". Русалка говорит любую строчку из песни, а дети должны сказать название песни и спеть куплет и припев.

- "С голубого ручейка начинается река….." - "Улыбка"; - "Метель ей пела песенку, спи елочка бай-бай…" - "В лесу родилась елочка"; - "Голубой вагон бежит качается, скорый поезд набирает ход… " - "Голубой вагон"; - "Чунга-Чанга? места лучше нет..." - "Чунга-Чанга"; - "Если долго по дорожке, если долго по тропинке топать, прыгать и бежать..." - "Песня Красной Шапочки"

Русалка говорит, что на ее острове живет много разных животных - ее друзей, они тоже очень музыкальны и любят вместе петь. Русалка предлагает ребятам превратиться в животных и спеть песню их голосами.

Игра "Поем голосами животных". Дети поют песню Крокодила Гены голосами животных. Мальчики поют "Гав-гав-гав", девочки поют "Му-му-му"! Русалка благодарит детей за хорошее исполнение и отдаёт фрагмент корабля.

Бухта рыболовов

Здесь их встречает рыболов:

Игра "Вода - суша". Если рыболов говорит слово "вода" или название водоема, дети прыгают вперед, если "суша" или название части суши - прыгают назад.

Игра «Достань яблоко»

В таз наливается вода и участника должны выловить три яблока.

Дикое побережье.
Дикарь встречает детей. Говорит, что у него есть фрагмент корабля, но он его просто так не отдаст. Сначала дети должны для него кое-что сделать. Дикарь говорит, что младший брат прислал ему письмо, но он не может понять, что там написано и просит детей помочь ему разобраться. Зашифрована сказка. Угадайте – какая

Игра "Расшифруй письмо младшего брата".

"По Де Ре. Вы ре бо – пребо. Ста Де ре из зе тя. Тя – потя, а вы не мо. По Де Ба. Ба за Де, Де за Ре, тя – потя,а вы не мо!"

« Жи – бы Де и Ба. И бы у ни Ку – Ря. Сне ка – то Ку яи, не про, а зо.»

После того как с письмом покончено, дикарь предлагает ребятам немного повеселиться и пообезьянничать.

Игра "Веселые мартышки". Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, Хвостик на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру три, Все с гримасами замри!

Дети повторяют вслед за ведущим все называемые действия, а после слова "замри" все замирают. Ведущий говорит, что все стоят так, до тех пор пока он не досчитает до 10 Прощаясь, абориген отдаёт детям очередной фрагмент корабля.

Остров тайн и загадок. Детей встречает хозяйка острова . Говорит, что рада бы отдать фрагмент корабля, но не может. Иначе бог морей будет сильно рассержен и не простит ей этого, поэтому для того, чтобы она смогла отдать ключ, дети должны выполнить несколько заданий.

Игра «Расшифруй»

65462

Игра "Обойди рифы". Рифами - кегли расставленны на определенном расстоянии друг от друга. Капитану завязывают глаза, и он должен провести команду, не задев ни одной кегли - рифа. Остальные члены команды ему активно подсказывают.

Маяк.
Детей встречает смотрительница маяка . Говорит, что у нее находится последний фрагмент и чтобы его получить, детям надо пройти ряд испытаний. Игра "Хитрые вопросы". Ребята, я сегодня вам Вопросы хитрые задам. Коль отрицательный ответ, Прошу ответить словом "нет", А утвердительный - тогда Скажите громко слово "да". Не сомневаюсь я, ребята, У каждого ума палата, Но у меня для вас совет: Ответы "ДА", ответы "НЕТ" Давать мгновенно не спешите, Подумав крепко, говорите.

1. Откройте мне один секрет: Живут жирафы В ТУНДРЕ? ...

2. УВИДИШЬ в ясный день крота, Парящим В НЕБЕ, правда? ...

3. Строитель строит города. А осы строят СОТЫ? ...

4. Оранжевый и красный цвет ГОРЯЧИМИ считают? ...

5. Машинам дан зелёный свет, ИДТИ по зебре МОЖНО? ...

1 В окошке утром - солнца свет, НОЧЬ наступает, верно? ...

2В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода. И В ПРОРУБИ такая? ...

3. А будет нам видна звезда, Коль ночью небо в тучах? ...

4. Лес - обитания среда Для белок, зайцев, дятлов? ...

5. Читатель, прочитав, всегда СЪЕДАЕТ книжку, правда? ...

6Морковь с капустой в турникет,

Входя в метро, опустим? ...

7Монах себе даёт обет.

Его кладёт он ложкой? ...

8Худой мальчишка, как скелет,

ЛЕГКО поднимет штангу? ...

9На небе много есть планет,

Луна - ПЛАНЕТА! Так ведь? ...

10Из рубероида рулет

ПОДХОДИТ на десерт нам? ...

11Пасутся в АРКТИКЕ стада

Коров и коз рогатых? ...

6Увидев рыбака, - "Привет!" -

КРИЧИТ плотва из речки? ...

7Что ест лягушка на обед -

Слона с горошком, правда? ...

8У жабы, точно, нет хвоста.

А у коровы ЕСТЬ он? ...

9В тени - "плюс тридцать", и тогда

Мы ШУБЫ надёваем? ...

10Мамуля КУПИТ мне конфет

За то, что я ленился? ...

11В троллейбусе, купив билет,

НА КРЫШЕ нужно ехать? ..

Вопросы кончились, друзья!

И всех хвалю, ребята, я.

Зачёту подошёл конец.

Кто не ошибся - молодец!

А кто ошибся хоть чуток,

Не молодец, а молоток!

Игра «Загадки»

1. Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, Cудно в море сторожу, Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал. (ЯКОРЬ)

2. Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет. (ПАРУС)

3. Шторм на море иль туман, Но где краешек земли Знает каждый капитан. Что горит для них вдали? (МАЯК)

4. Это судно у причала В трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовётся судно... (ТАНКЕР)

5. Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит, Не страшит девятый вал - Крепко держит он штурвал. Он на судне - царь и пан. Кто же это? ... (КАПИТАН)

6. Он и повар, и моряк. Звать его скажите как? Всё по-флотски, кашу, сок Приготовит вкусно... (КОК) 7. Если этот флот военный, То тогда уж непременно На судах его матросы


1 Разбивая толстый лёд, Он один вперёд идёт, А за ним только потом Корабли идут гуськом. (ЛЕДОКОЛ)

2 По волнам он скок да скок.
Что же это за дружок?
Рыба дёрнет за крючок -
Он ложится на бочок.
(ПОПЛАВОК)

3 Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель.
(НЕПТУН)

4. Вот и лето, отпуск скоро,
Мы поедем с мамой в горы,
К морю точно завернем,
И куда мы попадем?
Тут не север, знаю точно,
Как зовется эта точка?
(ЮГ)

5. Город в Китае номер один.
Он называется просто - ...
(ПЕКИН)

6. Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли.
(ГОРИЗОНТ)

7 Дороги имеются - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, в морях воды нет.
(ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА)

С ленточками это носят.
(БЕСКОЗЫРКА)

После всех выполненных заданий дети получают последний фрагмент корабля.

Со всеми фрагментами каждая команда прибегает к началу состязаний и складывает корабль.

Первая из команд, справившаяся с заданием, получает Карту Сокровищ и отправляется на поиски клада.

«В поисках клада».

Игра – соревнование

Цели:

    сплочение детского коллектива;

    научить быстро принимать решения;

    показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

    знакомство детей с коллективной игровой деятельностью;

    формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;

    выявление лидеров.

Оборудование: обручи, клей, карты 7штук, бумага формат А3, призы, задания на листах, таблички с названием станций.

Ход мероприятия

Ведущая. Остров – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Можно сказать, что это маленькая точка, затерянная в океане. Добираться до этого острова мы будем на корабле. На таинственном острове вас ожидают незабываемые приключения вместе с пиратами и их главарем. Пиратские треуголки, абордажные сабли, старинные карты, с зарытыми сокровищами, загадки старого Билли Бонса и поиск сундука с золотыми монетами.

Вы готовы к приключениям? (ответ детей)

Тогда вступайте в наше береговое братство!

На этом таинственном острове спрятана старинная карта, на которой указан путь, который ведет к сундуку с сокровищами. Но добраться до клада будет не так просто! Так как карта разрезана на несколько частей и спрятана по всему острову. На острове будет встречаться множество преград, вследствие чего придется останавливаться и выполнять различные задания.

В каждой команде выбирается капитан и придумывается название команды. Вы бегаете по острову и ищите станции. На станциях вам нужно будет выполнить задание, чтобы получить часть карты. По времени вам нужно выполнить задание как можно быстрее и бежать искать следующую станцию. Затем, как вы посетите все станции, у вас будут все части карты. Вам нужно будет собрать карту и по указанному маршруту, отправиться в поиски клада. Какая команда первой доберется до клада, та его и забирает.

Станция 1. Болото. - Ребята, вы попали на станцию, которая называется Болото. Чтобы получить часть карты, вам нужно отгадать загадки про жителей болота.

1. Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки.

Зовут ее... (лягушка).

2. В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля)

3. Здесь на ветке чей-то дом.

Ни дверей в нем, ни окон.

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут... (Гнездо)

4. Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться . (Яйцо)

5. У реки растет камыш,

В камыше живет малыш.

Он с зеленой кожицей

И с зеленой рожицей. (Лягушонок)

6. Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками в болото . (Аист)

7. Под водой живет народ.

Ходит задом наперед. (Рак)

8. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

9. Что-то есть в этом болоте.

По ним, прыгая, пройдете.

Есть в болоте бугорки -

Небольшие островки.

Эти островочки

Все называют ... (кочки).

-

Станция 2. Коробочные встречи.

Коробочные встречи.

"Коробочные встречи" - это веселые спортивные соревнования. "Встречами" они называется, потому что проводятся как "встречная эстафета". А "коробочные" они потому, что во всех эстафетах используется только один предмет - обыкновенный спичечный коробок (без спичек!).

В коробочных эстафетах, как и во всех прочих, участвуют несколько команд от двух до десяти. Самое оптимальное число команд - три. При таком их количестве очень удобно определять победителей как на каждом этапе, так и по итогам всего соревнования. Если команда выполнила задание первой - ей присуждаются 3 очка, второй - 2 очка, третьей - одно . У кого после всех этапов больше очков - тот победитель "Коробочных встреч".

В коробочных эстафетах, как и во всех встречных эстафетах, команды должны состоять из четного числа игроков: 4, 6, 8 или 10. При этом половина команды должна находиться по одну черту игровой дистанции, а вторая половина - по другую черту. Расстояние между этими чертами - 5 метров (10 метров - для старших детей). Задача игроков во встречных эстафетах проста: пронести коробок в одну сторону и передать его товарищу по команде, чтобы он доставил его обратно. Когда последний участник команды доставит коробок в то место, с которого началось движение, - этап завершен.

А всего этапов в "Коробочных встречах" 6:

1 . Пронести коробок, положив его на макушку головы.

2. Пронести коробок, положив его на плечо, как погон.

3. Пронести коробок, поставив его торцом на сжатый кулак.

4. Пронести коробок, положив его на спину в районе поясницы.

5. Пронести коробок, положив его на ногу в районе подъема стопы.

6. Пронести коробок, прижав его подбородком к шее (в подбородок и шею коробок должен упираться торцами).

Конечно же, если коробок во время движения упадет, участник эстафеты должен остановиться, водрузить его на место и только после этого продолжить путь.

- Молодцы! Ребята, вы справились с заданием, за это вы получаете часть карты. (Команда получает часть карты и отправляется искать следующую станцию). Станция 3. Пещера. - Ребята, вы прибыли на станцию, которая называется Пещера. Чтобы пробраться через пещеру. Вам нужно выполнить следующее задание. Команда строится в колонну и стоит на месте. Двигаются здесь только двое, в руках у которых обруч. Они «продевают» его через всю команду. Один из участников затем становится в хвост колонны, другой- берет себе в пару первого. Путь через пещеру повторяется до тех пор, пока через него не пройдет последний. - Молодцы! Ребята, вы перебрались через пещеру и получаете часть карты. (Команда получает часть карты и отправляется искать следующую станцию).

Станция 4. ИНТЕЛЛЕКТ. (Викторина)

Ребята, вы прибыли на станцию, которая называется Интеллект

    Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нельзя, так как через 72 часа, то есть через 3 суток, будет опять 12 часов ночи, а солнце ночью не светит, если дело не происходит за Полярным кругом в полярный день)

    На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ? (“Ты спишь?”)

    Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на 2-х ногах? (2 кг)

    Почему говорят “шут гороховый”? (Потому что в погремушке у шута был высушенный горох)

    Росло 4 березы, на каждой березе по 4 большие ветки, на каждой большой ветке - по 4 маленьких ветки, на каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного: яблоки на березе не растут)

    Есть ли в этом столетии такой год, который не изменится, если написав его цифрами перевернуть “вверх ногами”? (1961)

    Где вода стоит столбом? (В стакане)

    Мельник пришел на мельницу. В каждом из 4-х углов увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе 3-х котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице? (Две: у кошек лапы)

    Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

    (Всадник на лошади)

    Какой город сладкий? (Изюм)

- Молодцы! Ребята, вы справились с заданием, за это вы получаете часть карты.

(Команда получает часть карты и отправляется искать следующую станцию).

Станция 5. Таверна.

Ребята, вы прибыли на станцию, которая называется Таверна .

Я вам сейчас буду читать задания, а вы должны угадать о чём идет речь. После того, как вы ответите на все вопросы, получите часть карты. - Итак, слушайте внимательно!

УСТАМИ МЛАДЕНЦА”

  • 1.Мне очень нравится эта штука.

2. От нее у взрослых бывает много хлопот.

3. Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке.

4. Она похожа на гранату.

5. У нее есть веревочка, за которую надо дернуть.

(Хлопушка)

    1. Они бывают разноцветные.

2. У нас дома весь пол был ими усыпан.

3. Однажды у мамы в голове они запутались, и она никак не могла достать.

4. Они, как снежинки, падают и падают.

5. Мой папа их дыроколом делает.

(Конфетти)

    1. Это что-то такое длинное.

2. Мне этим мама украсила костюм.

3. Он такой разноцветный и блестит.

4. Его можно легко порвать.

5. Его из фольги делают.

(Серпантин)

    1. Когда я был маленьким, я их никогда не слышал.

2. Они бывают только в Москве.

3. И все в это время встают и чокаются.

4. Их по телевизору всегда показывают.

5. А вообще-то они со стрелками.

(Куранты)

    1. Мой папа говорит, что от них может загореться дом.

2. У меня есть целая пачка.

3. Люди с ними по улице ходят и машут руками.

4. Их на елку нельзя вешать, но некоторые это делают.

5. Они горят и искры везде разбрасывают.

(Бенгальские свечи)

    1. Я один раз это пробовал, пока мама не видела.

2. А у нас полгода в серванте стояло.

3. Там сначала “Ба-бах”, а потом “П-ш-ш”.

4. Самое главное, нужно следить, чтобы оно не убежало.

5. У нас пробка чуть зеркало не разбила.

(Шампанское)

- Молодцы! Ребята, вы справились с заданием, за это вы получаете часть карты.

(Команда получает часть карты и отправляется искать следующую станцию).

Станция 6. Перепутанные газеты. (Для этого задания требуется несколько газет).

Ребята, вы прибыли на станцию, которая называется Перепутанные газеты.

- Молодцы! Ребята, вы справились с заданием, за это вы получаете часть карты.

(Команда получает часть карты и отправляется искать следующую станцию).

Станция 7. Зоологическая викторина.

Ребята, вы прибыли на станцию, которая называется Зоологическая викторина . Чтобы получить часть карты, вам нужно ответить на следующие вопросы.

Кто ногами слышит? (Ответ: кузнечик)

Кто бегает быстрее всех? (Ответ: гепард)

У кого губа до земли? (Ответ: слон)

Кто без крыльев летает? (Ответ: белка – летяга )

Кто самый зубастый и когтистый? (Ответ: броненосец )

У кого дом из воздуха? (Ответ: ящеры – понголины )

У кого язык длиннее тела? (Ответ: хамелеон )

Кто мёртвый кусается? (Ответ: крокодил кайман )

У кого нос, как огурец? (Ответ: обезьяна – кахау )

ОТВЕТЫ: кузнечик, гепард, слон, белка – летяга, броненосец, ящеры – понголины, хамелеон,

крокодил кайман, обезьяна – кахау.

Логическое задание.

    Через сколько суток улитка достигнет вершины дерева в 15 метров высотой, если за день будет успевать подниматься на 5 метров, а во время сна она будет опускаться вниз на 4 метра?

ОТВЕТ: за 11 суток.

- Молодцы! Ребята, вы справились с заданием, за это вы получаете часть карты.

Команды, обойдя все станции, собирают части карты. Собрав карту, они отправляются на последнюю 8- ую станцию в поисках клада. Место нахождения клада обозначено на карте. Команда, которая первой найдет клад, забирает его.


Екатерина Рудых

Конечно, существует множество вариаций игр

"Поиск сокровищ"

В начале игры дети получают письмо от Робинзона Крузо, в котором, он предлагает ребятам найти его клад.

Ответьте на вопросы в письме и получите первую подсказку.

1. Вопросы:

Без чего хлеба не испечь? (без корочки) ;

Какую воду можно принести в решете? (замороженную) ;

На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое) ;

Какой болезнью на суше никто не болеет? (морской) ;

Что можно смотреть с закрытыми глазами? (сон) ;

Белочка грибы сушила,

Белых было 25,

Да еще масляток 5,

7 груздей и 2 лисички.

У кого ответ готов

Сколько было всего грибов? (39 грибов)

Молодцы,справились с заданием,получайте подсказку: Не бьет, не ругает, а от него все плачут? (лук).

Где он растет?

(Все бегут к грядкам и находят следующий конверт на грядке с луком) .

2 . На конверте написано задание.

Придумайте рифмы к названиям различных овощей .

Огурец (храбрец, молодец, стрелец);

Картошка (окрошка, лукошко);

Редис (ирис, нарцисс);

Томат (маринад, автомат);

Лук (друг, бурундук);

Петрушка (игрушка, подушка);

Салат (халат, мармелад).

Вскрываем конверт, достаем следующую подсказку.

Мы давно вас считаем друзьями,

Дети наших садов и полей.

Мы ухаживать будем за вами,

Чтоб на клумбе цвели вы быстрей. (цветы)

(Ищем следующий конверт на клумбах с цветами)

3 . Задания:

- Необходимо прополоть клумбы;

- Назовите растений (детям показывается растения из заранее подготовленного гербария);

Следующая подсказка :

В сенокос горька, а в мороз - сладка,

Что за ягодка? (рябина)

(Ищем конверт на рябине )

4. Задание:

Кто любит музыку и песни,

Тому живется интересней.

А ну-ка, дети в круг вставайте

И дружно танец начинайте!

(Танцуем танец "Лавата")


Подсказка:

Во дворе у вас столбы, на них следующий конверт ищи.

5. Задание:

Разделитесь на команды, получите по заданию.

Необходимо составить пословицы из слов.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Что посеешь, то и пожнешь!

Земля кормит, но и сама есть просит.

Дерево смотри в плодах, человека- в делах.


Подсказка:

Много там колес цветных,

Буду ждать я вас у них.

(Конверт спрятан внутри одного из колес) - этот конверт дети искали очень долго.

6. Задание:

Пробегитесь по колесам справа налево

Всем покажи как ты прыгаешь смело.

(Дети перепрыгивают с колеса на колесо)


Подсказка:

Вдоль старой котельной,

Мимо гаражей,

На тропу к лесу беги поскорей.

Красные знаки найдешь ты на ней,

Они приведут тебя к поляне затей.

Мы вышли за пределы нашего участка и побежали в лесополосу. На ветках деревьев были завязаны небольшие красные опознавательные ленточки, по которым ориентировались ребята.

7. Задание:

От последней ленточки между деревьев переплетена длинная веревка. Проходим дистанцию, держась за нее. В конце дистанции пролезаем через обручи. На последнем обруче подсказка:

Течет, течет - не вытечет.

Бежит, бежит - не выбежит. (река)

Она течет, он рядом лежит. (камень)

(Дети бегут к небольшой речке и ищут следующий конверт под камнем, лежащим на ее берегу).

8 . Задание:

Взрослым и детям знать пора,

Что природа хороша.

Создавайте красоту,

Наведите чистоту!

(Дети собирают мусор на берегу реки).

Подсказка:

Вернитесь туда, откуда начали вы

И снова подсказку сумейте найти.

Тут же нарисован опознавательный знак за которым искать следующий конверт.

Возвращаемся на нашу площадку, откуда началась игра и ищем этот знак.

9. Задание:

Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Сосчитайте их.

Подсказка:

Детям дается ключ, состоящий из букв. Необходимо составить слово. (песок)



Бежим к песочнице и откапываем клад!

- Ура! - мы его нашли!

Игру "Двенадцать записок" я знаю с детства. Это очень увлекательная игра, похожая на популярные сейчас квесты. Ее единственный недостаток заключается в том, что кто-то должен немного постараться и подготовить 12 записок для игроков. В детстве этим "кем-то" были неравнодушные к забавам детей взрослые, сейчас я уже сама мама и, к своему стыду, подготовила эту игру для сына лишь вчера. А ему уже девять лет! Я уже несколько лет собиралась это сделать, но все не хватало времени. Но, к счастью, участница конкурса "Мой рецепт хорошего настроения" Ярославна написала пост "Головоломки для детей" , и я поняла, что пришло время поднять настроение себе и сыну.


Правила этой игры достаточно просты: игрокам или игроку вручается первая записка, в которой загадано, зашифровано или тайным кодом написано, где находится вторая записка. Если игроку удается отыскать эту вторую записку, то в ней он получает подсказку, где искать третью. И так далее до двенадцатой записки, в которой, как правило, загадано, где спрятан приз. В моем детстве в качестве призов выступали сладости, и этого было более, чем достаточно. Ведь в этой игре все же главное другое - азарт, желание разгадать загадки и отыскать следующую и следующую записку. Но эту игру можно с успехом использовать и для празднования дня рождения или Нового года. Тогда призом могут стать подарки, как в моем случае. В связи с обстоятельствами мы вручали подарки Грише вчера, а накануне под покровом ночи я разложила все записки по местам. Но чтобы вам все-все было понятно, я расскажу вам про каждую записку.

Честно говоря, записок у меня получилось чуть больше, чем двенадцать. Это случилось от того, что в качестве отправной точки я использовала письмо Деда Мороза, в котором он четырьмя днями ранее по секрету рассказал сыну, что его ожидает сюрприз от родителей. Откуда он об этом узнал, я ума не приложу. Видимо, Дед Мороз присматривает не только за детьми, но и за взрослыми. Итак, на обороте письма Деда Мороза я написала следующий текст:


Чтобы первую записку отыскать,
Должен ты мелодию сыграть.


Вы догадались, где могла бы находится первая записка? Где-то в музыкальном инструменте. А точнее в пианино - прямо на клавишах. Ведь для того, чтобы сыграть мелодию, надо открыть крышку. В первой записке был такой текст:


Записка №1.

Крошки на завтрак,
Пыль на обед,
Песок из прихожей на ужин.
Вкуснее еды для меня в мире нет.
Я - тот, кто тебе нужен!
Я спрятал записку твою
Во рту, похожем на змею.


Я думаю, что вы без труда догадались, где именно была спрятана вторая записка, в которой было написано:


Записка №2.

Теперь внимательно смотри -
Во мне записка номер три.
Я комнату твою грею
И гордо зовусь....


Правда, совсем не сложно догадаться, где пряталась третья записка? Загадка четвертой записки звучала так:


Записка №3.

Я - машинка не простая.
Я белье твоё стираю.
Загляни-ка ты, дружок,
Туда, где сыплют порошок.


Это было просто, как и найти пятую записку по подсказкам, оставленным в четвертой:

Записка №4.

Без меня что-то вкусное растает.
И даже жарким летом тот,
Кто воду в меня поставит,
Получит настоящий лед.


Чтобы найти шестую записку, нужно было обладать некоторыми навыками ориентирования по сторонам света:


Записка №5.

На полу всегда лежу,
Но никогда не простужусь.
Я мягкий и ворсистый.
Подо мной твоя записка.
Окно - север. Диван - восток.
Отогни юго-западный уголок.


Догадались? Тогда следующая записка, которая получилась не очень удачной:

Записка №6.

Висеть у окна у меня
Есть причина веская.
Потому что я...


Мой ребенок догадался, что это. Но правда не сразу отыскал, где именно я спрятала шестую записку. А вот седьмую записку он нашел сразу. У нас дома есть фотография, на которой сын стоит на фоне одной достопримечательности. Такими фотографиями полон почти каждый дом ученика младшей школы, если какой-то фотограф взял над школой "шефство" и почти каждый месяц приносит разные фотошопные штучки на радость детям и на грусть родителям. Потому что лицезреть свое чадо на фоне шедевров мировой архитектуры, в костюме космонавта или пограничника с собакой дорогого стоит. В прямом денежном смысле этого слова.

Но вернемся к нашей игре в "12 записок" и заглянем одним глазком в седьмую записку:


Записка №7.

В одном городе английском
Много я веков стою.
Как же вдруг попал я, Гриша,
на фотографию твою?
Загляни за оборот -
Там тебя записка ждет.


Записка была спрятана за оборотом фотографии с Биг Беном.


Следующая записка тоже была зашифрована с учетом личности моего сына, поэтому вы тоже вряд ли догадаетесь, где была спрятана следующая записка:


Записка №8.

Раньше мы с тобою вместе
Очень громко пели песни.
Но я сломался.
Милый мой,
Твоя записка подо мной.


Записка номер девять была спрятана под сломанным DVD с караоке. В ней было написано следующее:


Записка №9.

Зеленый я, но не лягушка.
И ручка есть, но я - не дверь.
Я не мочалка, не игрушка.
Я помогаю мыть Варюшку.
Я в ванной. Ты меня проверь.


Записка лежала в зеленом кувшине, из которого я поливаю голову Варе, когда мы ее моем. А в записке была следующая загадка:


Записка №10.

Я недавно появилась.
На кухонном столе расстелилась.
Лежу себе - нарядная!
Подо мной записка спрятана.


Это, как вы наверняка догадались, кухонная скатерть. На одиннадцатой записке вдохновение начало меня покидать, поэтому она была короткой, но емкой:


Записка №11.

Это правда, а не ложь:
В кармане куртки ты меня найдешь.


В последней двенадцатой записке должно быть указано месторасположение приза, но вдохновение вновь вернулось ко мне, поэтому в ней я написала следующее:


Записка №12.

Фигура я страннаЯ,
И спрятал записку я
В шапочке из носка.
Торопись - победа близка!


Отгадка на эту странную загадку на фотографии:


Я не могла никак обойтись даже в этой игре без носков. В носке была лишняя записка, в которой было указано, как получить приз. Для этого надо было спросить у деда, не видел ли он Гришины часы. Часы и дед заранее были подготовлены.


Я думаю, что в общих чертах мне удалось объяснить вам сценарий игры в 12 записок. Но если у вас есть какие-то вопросы, то не стесняйтесь и задавайте их в комментариях.

Мне бы еще хотелось сказать вам пару слов по поводу этой игры:


1. После того, как вы написали все записки, начинайте их прятать на свои места с последней. Иначе можно запутаться. Особенно, если вы решите на радость играющим сделать больше, чем 12 записок.


2. Я начала готовить игру за сутки до того, как Гриша в нее играл. Но вам советую и сама в следующий раз начну готовиться заранее, чтобы и стишки были получше, и загадки посложней. Так что если и вы планируете устроить такую игру для своих детей, то начинайте придумывать места для закладки и задания для двенадцати записок за несколько дней.


Рецепт хорошего настроения с головоломками от Ярославны и ее блога "Наши дети" оказался очень действенным - Гришка с удовольствием искал по квартире записки, глаза горели, голова работала, а мне было радостно видеть его радость. Попробуйте сами и увидите, как нравятся детям такие приключения.

Эту игру можно подготовить к Дню Рождения, к приходу гостей. Можно закреплять английские слова, если в записках написать именно их. Таким образом можно даже сделать предложение любимой девушке. Достаточно лишь в самом конце спрятать вместо сладостей коробочку с обручальным кольцом. Все что нужно для этой игры - немного времени, немного фантазии, ручка и двенадцать записок.

Если у вас вдруг возникнут проблемы с заданиями для игры, то можете обращаться за помощью в комментариях. Опишите, а лучше сфотографируйте место или предмет, в котором будете прятать записку, а я попробую придумать стишок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоенисейская ООШ»

Сценарий игровой программы

« В поисках сокровищ »

Для обучающихся: 1-4, 5-7 классов

Планируемое количество участников: 25 человек

Подготовила: Старшая вожатая

Елкина Светлана Александровна

с. Новоенисейка 2014

Цель:

    организация досуга детей;

Задачи:

    разнообразить формы творческой, игровой, двигательной активности детей.

    формировать и сплачивать детский коллектив через совместную игровую деятельность.

    развивать посредствам двигательных заданий, игр и эстафет – память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; а также физические качества - ловкость, быстроту реакции, координацию движений, выносливость.

    воспитывать творческую активность и ответственность при выполнении коллективных заданий.

Оформление:

помещение оформлено в морском стиле: веревки, штурвал, якорь.

Оборудование и реквизит:

Канат, кегли, мячи, пиратские банданы, скрепки, якорь, изображение акул, карта мира, воздушные шары, маркеры, веревки, сундук.

Сценарий

(звучит музыка, появляется пират)

Пират:

Эй, полундра! Все наверх!!

Что за шутки? Что за смех?

Мы веселья не выносим

Что хотим – берем, не просим.

Спорить с нами, мало толку,

Нет преград морскому ВОЛКУ.

Знаем клады всех морей

В трюмах разных кораблей.

Я хочу сообщить вам радостную весть, где то у вас спрятан клад. Но искать клад разрешается только настоящим пиратам.

Кто хочет стать таким, и найти сокровища?

Желающие должны пройти ПОСВЯЩЕНИЕ В ПИРАТЫ:

1. Чтобы плавать на кораблях нужно уметь сохранять равновесие во время шторма.

Нужно быстро пройти по канату и не упасть (не сойти с нее).

Ступни ставить - строго пятка к носку!

2. Пираты должны быть меткими. Сбить хотя бы одну из трех выставленных в ряд кеглей на которых прикреплены изображения акул.

(кегли, мячи).

3. Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю:

Лево руля! – шаг в лево.

Право руля! – шаг в право.

Нос! – шаг в перед.

Корма! – шаг назад.

Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.

Пушечное ядро! - все приседают.

Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

4. Пираты должны быть хитрыми и не поддаваться на уловки. Нужно быстро и правильно ответить на загадки:

Быстрее всех от страха

Несется …(не черепаха, а заяц).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый … (не волк, а медведь)

В теплой лужице своей

Громко квакал … (не воробей, а лягушонок).

По горной круче проходил

Обросший шерстью … (не крокодил, а баран).

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (не жираф, а волк).

Как в автобусный салон

Маме в сумку прыгнул … (не слон, а кенгуренок).

Над лесом солнца луч потух

Крадется царь зверей … (не петух, а лев).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный … (не лев, а конь).

Сено хоботом берет

Толстокожий … (слон, а не бегемот).

Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем … (не ворона, а павлин).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (не лисица, а белка).

Простой вопрос для малышей:

«Кого боится кот?» … (не мышей, а собак)

Пират: Отличная команда - все такие умные, хитрые, ловкие! Каждый получает БАНДАНУ. Будущие пираты готовы. Но на поиски настоящего клада могут отправиться только настоящие пираты, поэтому всем участникам нужно подтвердить торжественную клятву:

«Вступая в ряды пиратов и искателей сокровищ клянусь чтить пиратский кодекс, не трусить, не унывать, помогать товарищам, найденные сокровища разделить по чести и совести иначе пусть меня лишат моей доли сокровищ и бросят на съедение акулам». Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Пират читает стишок.

Перед последней строчкой в каждом четверостишии он показывает ребятам листок со строчкой- подсказкой и дети громко произносят строчку хором.

Поднимаем якоря,

Отправляемся в моря!

Мы бесстрашные ребята...

Дети: Потому что мы пираты!

В море грозная волна,

Ураганы и шторма,

Ну а мы плывём куда-то...

Дети: Потому что мы пираты!

Всех зверюшек нам милей

Обитатели морей:

Осьминог, дельфины, скаты...

Дети: Потому что мы пираты!

Наточили мы ножи,

Кто не спрятался - дрожи!

Только мы не виноваты,

Дети: Потому что мы пираты!

Прямо к острову плывём,

Там сокровища найдём!

Заживём, друзья, богато...

Дети: Потому что мы пираты!

Пират: Теперь чтобы найти клад, нужно знать где его искать, если вы выполните все мои задания вы получите буквы из которых составите слово, это и будет подсказка где нужно искать клад.

Задание 1

«ПИРАТ-ЭРУДИТ» (Проверка на знание морских терминов)

Морское судно или иначе… (корабль)

Главный после капитана человек на корабле (боцман)

Ученик-матрос (юнга)

Высокая деревянная опора для паруса (мачта)

Доска для спуска с корабля (трап)

Морские разбойники (пираты)

Руль корабля (штурвал)

Солнце, заходящее за горизонт (закат)

Дежурство на корабле (вахта)

Самый знаменитый пират (Флинт)

Корабельный повар (кок)

Помещение для капитана или пассажиров (каюта)

Большой водоём с соленой водой меньше океана (море)

Суша со всех сторон омывается чем? Как называется то, что гораздо больше моря? (океан)

Бурное ненастье с громом и молнией (гроза)

Руль корабля (штурвал)

То, что надувает паруса (ветер)

На что мечтает сойти моряк после долгого плавания? (берег)

Удобная гавань для корабля (бухта)

Морская буря (шторм)

Задняя часть корабля (корма)

Кухня на корабле (камбуз)

Задание 2

"ЗАСЕЛИТЬ НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"

Каждому из игроков дается по воздушному шарику и фломастер. На шариках пишем имена участников. Необходимо заселить "необитаемый остров” (шарик) аборигенами (показать на примере) - быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами, пока звучит музыка. У кого аборигенов окажется больше, тот и победитель.

Реквизит: шарики, фломастеры.

Задание 3

«Морские узлы»

Нужно как можно быстрее и больше завязать узлов на веревках. А потом быстро их развязать

Реквизит: веревки.

Задание 4

«Якорь»

Участникам выдаются скрепки и якорь, они должны за минуту соединить все скрепки и повещать на цепь якорь

Реквизит: скрепки, якорь.

Задание 5

«Карта»

Участники получают разрезанную на несколько частей карту мира, которую должны собрать как пазл, за 1 минуту.

Реквизит: карта.

Задание 6

Звучит музыка морского танца «Яблочко». Все участники должны его станцевать.

Задание 7

«Паутина»

Между 2-мя партами натянута веревка в виде паутины, так, чтобы в отверстия мог пролезть человек. Все участники должны проползти через паутину, не задев ее.

Реквизит: веревка.

При выполнения каждого задания участники получали буквы, из которых они должны составить слово СТАДИОН. После чего все отправляются на стадион и ищут заранее спрятанный там сундук со сладкими призами по количеству участников.