История возникновения оригами как искусства. Оригами история появления

Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.

В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.

В японском языке слово это буквально означает "сложенная бумага". Но само название "оригами" появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались "ориката" ("занятие складыванием").

История возникновения

Конечно, оригами - это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.

Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.

Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.

Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только "свой" человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.

Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.

XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.

Базовые модели классического оригами

Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.

А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют "коробочка Санбо". В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.

А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.

Модульное оригами

Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.

С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.

История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются "сонобе" (или "соноб").

А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.

Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.

Кусудама

В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два "кармана", в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.

Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.

Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками - одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.

В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.

Другие виды техник оригами

Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них - обычное оригами - предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.

А вот "мокрое" оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.

Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.

Существует еще складывание по развертке или паттерну - то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.

О пользе оригами

О том, что оригами - совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно - подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.

Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.

Оригами. История Возникновения

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

История развития и распространения оригами.

Глупо было бы утверждать, что оригами является чисто японским искусством. Не мало стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок из целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами.

Очень ярким примером, подтверждающим этот факт, стала Испания. Местные мастера открыли свой непревзойденный метод складывания птичек «пахарит» (в Мескике эту фигурку позже стали называть немного по-другому - «паярит», который значительно отличался от японских руководств по оригами).

В Испании даже была образована «испанская школа» под тонким руководством философа Мигуеля Уманумо. Здесь были разработаны новые методы складывания классических фигурок, а также изобретены новые, до этого неизвестные даже классикам - японским мастерам. Под испанским влиянием оригами, ставшее за очень короткое время популярным искусством, распространилось и в Латинскую Америку.

Легенды об оригами.

Наш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись - это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали.

Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории - легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами - бумажным журавликом.

В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

Оригами в современной жизни.

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям.

Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.

С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.

Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.

Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия.

Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич - потому что использована идея многослойности.

А серебряный - потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.

Разновидности бумаги.

Сегодня прогресс позволяет производить самую разную бумагу, каждый вид которой призван отвечать своим требованиям и обладает совершенно особыми свойствами. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса. Из водостойкой бумаги делают географические карты и денежные купюры. С помощью бумаги научились имитировать даже поверхности пластика или поделочных камней.

Бумага различается по многим свойствам - прочности, отношению к воде, к чернилам, исходному цвету, прозрачности и многим другим. Бумага является неоднородным материалом. На просвет в листе видны уплотнения или наоборот более тонкие места.

Неоднородность также сказывается на свойствах этого материала. Отношение бумаги с водой также очень важны. Волокна между собой склеены. От вида клея и будет зависеть, размокнет лист или нет. По свойствам материал делят на множество разных типов и видов, число которых сложно назвать точно, потому что оно постоянно растет.

Кто-то не забыл поделки, сделанные еще в дошкольные и школьные годы, и хранит их в своем ящичке воспоминаний, кто-то всерьез увлекся искусством оригами, квилингом, скрапбукингом, а для кого-то это стало настоящим средством обогатиться. Сегодня мы окунемся целиком и полностью в историю искусства оригами.

Увлечение искусством оригами сегодня разделяют не только жители Страны восходящего солнца, где оно зародилось, но и многие другие. В переводе с японского языка это слово означает фигурку, сложенную из бумаги. В классическом варианте для изготовления таких поделок предписывалось использовать однотонный бумажный лист в форме квадрата без клея и ножниц. Его полагалось только сгибать.

Для кого-то это просто интересное хобби. Но люди, всерьез увлеченные японской культурой, знают об оригами интересные и удивительные факты.
Поначалу их использовали в культовых целях. В праздники фигурками из бумаги украшали статуи богов в храмах. В светской жизни у них было иное предназначение. У самураев, живших в эпоху Хэйнан, было принято дарить подарки, к которым крепилась бумажная полоска носи, сложенная особым образом. Она была символом долголетия. Пожеланием счастья молодоженам служили бабочки из бумаги.

В скором времени умение делать изящные бумажные фигурки получило широкое распространение. У знати оно стало восприниматься, как признак образованности и хороших манер. Позднее это увлечение переняли простые люди, оно приобрело национальный масштаб.

В XX столетии Акирой Ёсидзавой была изобретена система условных знаков, обозначавших порядок складывания бумаги для создания разных фигур. Это положило начало всемирному распространению японского искусства. Мало кто знает, что им увлекся и высоко ценил Лев Толстой.

Жители Японии приписывали оригами особенные свойства. Считалось, что сложенный из бумаги шар, висящий над больным человеком, способен оберегать от духов болезни. Если они оказывались сильнее и человек умирал, шар падал и разрушался.

Парапсихологами было проведено исследование необычных свойств бумажных фигур. С этой целью сделали сравнительные биоэнергетические замеры ряда комнат с оригами и без них. После получения результатов число скептиков значительно уменьшилось: помещения, украшенные бумажными фигурками, отличались выраженной положительной энергией.

Классическое японское оригами - журавлик. Возможно, многие слышали об истории девочки из Хиросимы, связанной с этой фигуркой. Пораженная лучевой болезнью Садако Сасаки спешила сложить тысячу бумажных птиц, чтобы выздороветь, как гласило поверье. Но не успела…

Дети разных стран продолжили дело, незавершенное Садако. Они складывают журавликов, ставших символами мира, и отправляют в Мемориальный музей в Хиросиме.

Оригами - искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги. Родиной оригами считается Япония - Страна восходящего солнца. Но несмотря на то, что оригами является культурным наследием японского народа, начало оно берет в другой восточной стране - Китае, где была изобретена технология изготовления бумаги.

Поначалу бумага использовалась только для письма, затем ее применение расширилось: на ней стали рисовать, складывать из нее фигурки.

Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем вместе со странствующими китайскими монахами стали «путешествовать» и некоторые тайны.

И в VII веке буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, научил японских монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили массовое производство бумаги, намного обогнав Китай. Слово «оригами» состой из двух иероглифов, которыми обозначают слова «бумага» и «складывание». Это искусство - оригами - стало неотъемлемой частью японской культуры.

Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько ощущение духа, присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего нескольких складок на листе бумаги. В качестве основы оригами выбран квадрат, и это не случайно. В Древней Японии он считался воплощением мира, находящимся под куполом неба. Именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм.

С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, чтобы не нарушить целостности мира. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения.

Количество фигурок было невелико. Но приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать его, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции создания из плоского листа различных фигурок.

Так было, например, в Северной Африке или Латинской Америке. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Взрыв популярности оригами произошел после Второй мировой войны благодаря Акиро Иошидзава, который решил посвятить себя развитию этого искусства. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».

Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют ори-гамную азбуку Акиро Иошид-завы.

Сейчас оригами популярно во всем мире . Оно перестало быть просто искусством. Оригами - великолепный способ снятия стресса, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.

Тема: История возникновения оригами.

Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учеников с краткой историей оригами.

Учить составлять связный рассказ по опорным словам.

Учить классифицировать предметы по разным признакам

Развивающие:

Развивать речь учащихся.

Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Развивать творческое и логическое мышление детей.

Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

Формировать интерес детей к искусству оригами.

Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Оборудования и материалы: карточки со словами, картинки с работами.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1.1. Психологический настрой (знакомство)

Здравствуйте ребята! Посмотрите, какая у нас хорошая погода. Как ярко улыбается солнышко за окном. Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся.

1.2. Проверка готовности к занятию (смотрим рабочее место)

1.3.Внешний вид (при работе волосы должны быть убраны)

2. Актуальность знаний.

Педагог: Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.

Что вы знаете об оригами? (...) - Попробуйте составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, бумажные фигурки, подарки (...) - Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)

3.Сообщение новых знаний.

Педагог:Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:

История развития оригами Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно. Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера оригами Акиры Йошизавы. Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны. Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии. Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своими культурой и традициями. В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

Теперь посмотрите на картинки. Рассмотреть с детьми предложенные картинки с работами (искусственный цветок из пластмассы, объемный тюльпан, выполненный в технике оригами, аппликация цветы, выполненная в технике оригами, объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами, геометрическая аппликация животного).

Педагог: На какие группы можно разделить эти предметы?

Дети: Цветы, животные. Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги. Предметы плоские и объёмные. - и т.д.

Педагог: Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами. Обоснуйте свой выбор.

4. Стадия рефлексии

Педагог: Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?

5, Итоги занятия:

Педагог: Что нового мы узнали сегодня на занятии? - Что больше всего вам понравилось на занятии?

Спасибо за занятие! Все молодцы!

Литература:

1. Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. 2 класс. Санкт- Петербург, «Образование», 1999

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003