Как мужчины относятся к естественному родительству. Главные принципы позитивного родительства. Роды без обезболивания и стимуляции

Естественным родительством называют популярный сегодня подход к воспитанию малышей. Отношение к такому подходу, а в частности к отдельным его принципам и методам, спорное. С одной стороны, естественное родительство предлагает длительное грудное вскармливание, особое внимание к малышу и его потребностям, а с другой – нередко приверженцы этой методики довольно агрессивно относятся к тем, кто ее не придерживается. Также вызывают сомнения и некоторые ее принципы.

Естественное родительство, что это такое?

Этот подход к воспитанию детей в последние годы набирает все большую популярность. Основы его и принципы нередко преподносятся на различных курсах по подготовке к родам и материнству. Также продается большое количество книг, посвященных этой теме.

По мнению приверженцев этой методики, нужно максимально отказаться от современных «помощников» по уходу за ребенком и быть ближе к природе. Так, следует отказаться от колясок, сосок, бутылочек, магазинных смесей и прочего. Кроме того, по этой методике рекомендуется рожать дома, без медицинских вмешательств, также следует отказаться от всех прививок, которые обычно делают в детских поликлиниках.

Развитие естественного развития в мире

Первые упоминания об нетрадиционном для западного мира воспитании появляются в европейских странах и Америке примерно в середине прошлого века. Этот период пришелся на расцвет движения хиппи, которое предполагало приближение к природе, отказ от благ цивилизации и игнорирование некоторых потребностей человека. Многие молодые люди, увлеченные этим движением, начали пропагандировать отказ от прививок, совместный сон с ребенком и другие принципы, которые впоследствии переформировались в элементы естественного родительства.

Следующий этап развития и популярности этой методики пришелся на конец 80-х годов, когда глобализация жизни привела к большим контактам с азиатскими странами. Многие европейские и американские люди перенимали у них различные традиции, в том числе и подходы к уходу и воспитанию детей. В этот же период многие психологи и социологи высказывали мнение, что западная методика воспитания несовершенна и отрицательно влияет на психическое и физическое развитие ребенка.

В дальнейшем этот подход, несколько трансформируясь, дошел до наших дней, набирая все больше приверженцев и сторонников. Конечно, далеко не все из них следуют всем принципам естественного родительства. Большинство предпочитает выбирать наиболее подходящие для них, отказываясь от других, неразумных с их точки зрения.

Принципы естественного родительства

Принципов естественного родительства довольно много. Основными из них можно считать следующие:

  1. Естественные роды. Исходя из этой теории ухода за малышом и его воспитания рожать следует дома, максимально отказываясь от медицинской помощи и вмешательств. В некоторых ответвлениях этого течения предполагаются домашние соло-роды, то есть такие роды, когда мать обходится совсем без посторонний помощи и рожает одна. Однако многие сторонники все же предпочитают рожать в медицинских учреждениях, при этом снижая медицинское вмешательство до минимума.
  2. Особое отношение к связи ребенка с матерью после рождения. Считается, что их нельзя разлучать. Мать должна всегда находиться с малышом.
  3. Длительное грудное вскармливание. По этой методике кормить ребенка грудью следует не менее чем до 2-3 лет. При этом отлучение может проходить по традиционным методикам или откладываться до того времени, когда малыш сам не откажется от груди.
  4. Постоянный тактильный контакт ребенка с родителями, особенно с матерью. Это подразумевает отказ от колясок и ношение малыша в слинге или на руках. Кроме того, естественное родительство предполагает, что ребенка следует брать на руки по первому его требованию.
  5. Совместный сон с мамой или обоими родителями.
  6. Естественная гигиена грудных детей, то есть отказ от памперсов и подгузников.
  7. Отказ от вакцинации.
  8. Закаливание малыша.
  9. Максимальный отказ от лечения ребенка медикаментозными препаратами.
  10. Педагогический прикорм. Это означает, что не существует временных рамок для начала прикорма. Когда ребенок заинтересуется взрослой едой, тогда следует начинать его с ней знакомить, при этом давая ему порцию той же еды, которую едят родители. Из этого принципа исходит здоровое питание всей семьи. Кроме того, естественное родительство отвергает измельчение пищи для ребенка до состояния пюре.

Можно сказать, что естественное родительство максимально приближает воспитание и уход за малышом к условиям природы.

Само течение «естественное родительство», а также многие его принципы часто подвергаются критике и сомнениям. Так, нередко критика начинается с самого названия подхода. Оппоненты этой методики говорят, что она все же скорее искусственная, а не естественная. Ведь подходы к уходу и воспитанию детей у разных племен, рас, на разных континентах и странах значительно отличаются друг от друга, поэтому практически невозможно вывести единую систему воспитания малышей.

Другой частой претензией к этой методики является то, что создать необходимые для естественного развития ребенка условия в современном мире довольно сложно, а зачастую и невозможно. Кроме того, существуют сомнения в целесообразности этого и правильности отказа от многих современных благ, облегчающих уход за малышом. Так, например, отказ от подгузников создает большие проблемы для длительных прогулок и путешествий с ребенком, когда нет возможности его высаживать. Самостоятельные домашние роды и отказ от прививок и медикаментозных препаратов создают опасность для жизни и здоровья ребенка и мамы. Постоянное ношение малыша на руках может негативно сказаться на состоянии родителей и снижает продолжительность прогулок.

Еще одним моментом, в котором нередко обвиняют идеологов этого движения, является манипуляция родительскими чувствами для получения материальной выгоды. Часто курсы и школы естественного родительства закрытые, а обучение ведется на платной основе. При этом можно обнаружить черты, напоминающие секты: веру в правильность слов учителя, единственно правильное мнение, неопровержимость постулатов, закрытость и прочее. Идеологи и учителя, проводящие занятия, как и акушерки, принимающие роды на дому, далеко не всегда имеют профильное образование.

Существуют и свои достоинства естественного подхода к воспитанию ребенка:

  • малыш находится ближе к матери, что положительно сказывается на его психическом состоянии, а мама учится лучше понимать своего ребенка;
  • ношение в слинге часто более удобно, чем коляска;
  • польза грудного вскармливания не подвергается сомнению, малыши, получающи его реже болеют;
  • психологически ребенок, постоянно находящийся с родителями, растет более уверенным и здоровым.

Можно выделить также минусы такого подхода:

  • у мамы практически отсутствует время на себя и более старших детей. Она не может куда-то отойти, ей сложно заниматься домашними делами;
  • ответственность за здоровье и развитие малыша лежит только на родителях, а они не всегда имеют достаточно опыта и знаний;
  • нередко у родителей возникает чувство вины за то, что у них нет возможности следовать всем постулатам методики.

Естественное родительство – секта

Само по себе течение «естественное родительство» нельзя считать сектой, это скорее психокульт. В его границах существует множество направлений, таких как слингомамы, естественное питание, эко-жизнь, естественный уход и других. Однако существуют школы и курсы, пропагандирующие принципы естественного родительства, деятельность которых сильно напоминает секты. Некоторые из таких школ даже были закрыты и запрещены на территории нашей страны. Кроме того, опасность представляет отказ от медицинской помощи, вакцинации и полноценного лечения. Это нередко становится причиной серьезных нарушений здоровья детей, а иногда – даже их гибели. Сомнения должны вызывать организации, проводящие курсы по естественному родительству на платной основе и пропагандирующие неопровержимость всех принципов этого подхода.

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова

Тема 17. Основы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья нации, принципы здорового родительства.

Вопросы:

1. Понятие репродуктивного здоровья.

2. Охрана репродуктивного здоровья.

3. Патологии репродукции.

4. Планирование семьи.

Понятие репродуктивного здоровья.

Одним из важнейших составляющих общего здоровья является здоровье репродуктивное (репродукция – воспроизведение). Репродукция является основополагающей функцией для любого живого организма.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Репродуктивные права – часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права – это право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор, право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Вопрос репродуктивных прав стал разрабатываться как вид прав человека на Международной конференции ООН по правам человека в 1968 году. Одним из результатов конференции являлось необязательное к исполнению воззвание, согласно которому родители имеют право выбирать, сколько детей они хотят иметь, и сколь часто те должны рождаться.

Противники легализации абортов считают термин «репродуктивные права» эвфемизмом, позволяющим поколебать эмоции в пользу абортов. Организация National Right to Life назвала «репродуктивные права» выдуманным термином, зашифровывающим понятие «право на аборт».

Традиционно репродуктивное здоровье и репродуктивные права в России связываются, главным образом, с материнством и защищены законодательством и системой государственных гарантий.

Состояние репродуктивного здоровья женщины важнейшая составляющая социального и экономического развития страны. Оно отражает его уровень. Инвестиции в репродуктивное здоровье не только нравственно состоятельны, но и оправданы экономически. Инвестиции в женщин детородного возраста не только спасают жизни, но и воздаются сторицей родным и близким, всему обществу. Здоровые девушки и женщины способны продолжать учёбу, заниматься общественно-полезным трудом, лучше растить детей и быть полноценными членами общества. Когда женщина в состоянии спланировать семью, она может спланировать и всю свою жизнь.