Коррекционно-развивающие занятия на развитие: внимания, памяти, мышления. Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка

Развиваем воображение.

Что можно сделать с ватными шариками?
-Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
-Пересчитывать их.
-Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
-Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
-Положив их на стол, стараться их сдуть.

Изучаем цвета.

Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть.
Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки.

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

Помоги мне, пожалуйста.

Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие.
Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев.
Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста».
Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

Массаж. Веселое развлечение.

Рельсы, рельсы
(проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы)
Шпалы, шпалы
(проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы)
Ехал поезд запоздалый
(кулачком провести по спине малыша, или покачать ребенка, если он сидит на коленях)
Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек.
(легко постучите пальцами по спине)
Пришли утки - поклевали, поклевали
(постучите тремя пальчиками по спинке)
Пришли гуси - пощипали, пощипали
(пощиплите спинку малыша)
Пришел слон – потоптался, потоптался
(постучите аккуратно кулачками по спинке)
Пришел дворник все подмел, все подмел.
(погладьте спинку ребенка).

Учим различать формы.

Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

Развитие координации. Пальчиковая гимнастика.

Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама (папа) его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой, папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).
Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.
Вспомним русские народные потешки, прибаутки:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот – лишь глядел!
Сорока –ворона кашу варила…
Ладушки, ладушки где были? У бабушки…
Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.
Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:
Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…
Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.

В возрасте 2-3 лет малыши весьма любопытны и стараются узнать как можно больше об окружающем мире. Они с удовольствием повторяют действия и слова родителей, и воспроизводят их в игре со сверстниками или игрушками. В этот момент важно уделить максимум внимания ребёнку и помочь ему правильно контактировать с другими предметами или людьми. Поэтому стоит проводить специальные обучающие занятия для детей 2-3 лет. Все подобные упражнения довольно просты и интересны для малышей, ведь, по сути, они являются развлечениями.

Какие развивающие игры подходят для малышей 2–3 лет

Благодаря обучающим упражнениям можно значительно улучшить все навыки малыша. Но важно понимать, что подобные занятия должны быть интересны детям, только тогда они будут приносить пользу. Поэтому не стоит слишком настаивать и заставлять ребёнка делать то, что он не хочет. На первых этапах не следует проводить занятия больше 10 минут в день. Иначе малыш слишком устанет, и будет невнимательным. К тому же если на ребёнка сильно давить, то он может отказаться заниматься в знак протеста.

Проводить развивающие занятия с детьми 2–3 лет нужно ежедневно.

В домашних условиях можно выполнять такие упражнения:

  • Логическое мышление. Для 2–3-летних малышей можно подобрать пазлы. Положительно влияют на логику такие настольные игры, как «Найди пару», «Кто где живёт», «Отыщи тень».
  • Развитие речи. Улучшить разговорные навыки малютки помогут различные карточки с рисунками предметов и животных. Следует показывать малышу картинки и он должен говорить, что на них изображено. Разучивайте с малышом стишки и поговорки. Желательно, чтобы к 3 годам он знал наизусть 2–3 простые сказки. Не забывайте о музыкальных упражнениях. Разучивание весёлых песенок отлично влияет на речевые способности детей.
  • Мелкая моторика. Малыши обожают лепку из пластилина и рисование красками. Эти развлечения отлично влияют на развитие мелкой моторики.
  • Внимание и память. Улучшить эти навыки могут игры типа «Найди отличия». Кроме того, желательно играть с малышом в «Отыщи предмет». Правила довольно просты: нужно спрятать игрушку, и направлять к ней малыша подсказками.

Для того чтобы малыш хорошо развивался ему необходимы такие полезные игрушки, как пирамидка или детский конструктор. Благодаря им малыш узнает о форме и размере предметов. Кроме того, эти игрушки помогают малютке закреплять знания о цветах и оттенках.

Что должен уметь малыш к 2–3 годам

Чтобы оценить насколько гармонично развивается ребёнок, необходимо знать о том, что умеют делать дети к этому возрасту.

В домашних условиях проводить занятия можно в любое время.

Как правило, они способны выполнять такие действия:

  • говорить простые фразы и понимать услышанное от родителей;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • собирать пирамидку как минимум из 8 деталей;
  • резать бумагу детскими ножницами;
  • строить лёгкие конструкции из кубиков или конструктора;
  • самостоятельно ходить на горшок и мыть после этого руки;
  • уметь собрать логический кубик, правильно вставив детали в отверстия.

Кроме того, малыши должны выполнять небольшие просьбы, состоящие из нескольких действий, к примеру, такие как «достань футболку из шкафа» или «положи игрушку на полку».

Если малютка пока не справляется с подобными заданиями, то ни в коем случае не торопите его. Лучше сделайте упражнение более лёгким и постепенно добавляйте к нему по одному пункту.

Развивающие занятия имеют огромное значение для детей 2–3 лет. Эти простые и интересные упражнения помогают малышу узнать много нового об окружающем мире. К тому же благодаря несложным заданиям малютка улучшает свои навыки и умения. Поэтому рекомендуется проводить подобные занятия как можно чаще.

Начиная с 2-х летнего возраста, у ребенка все больше совершенствуются координация движений. Он начинает более плавно двигаться, активно проявляет интерес к рисованию, в этом возрасте его легко увлечь различными поделками, например, аппликациями с использованием разнообразных материалов. У ребенка развивается способность к рисованию, пониманию музыки, умению петь. Малыш уже может играть самостоятельно, развиваются интерес и способности к конструкторским играм, пополняется словарный запас.

Необходимо малышу рассказывать, читать и показывать (кукольный, пальчиковый театр), как можно больше сказок. Интерес к сказкам в этом возрасте объясняется стремлением к получению ответов на интересующие вопросы и получению опыта. Малыш способен впитывать колоссальное количество информации.

В этот период ребенку необходимо получать оценку своей деятельности. Необходимо помнить, что нельзя только хвалить или только говорить о недостатках и недоработках, которые допустил ребенок во время какой-либо деятельности, оценка взрослого должна быть адекватной возрасту, умениям и способностям ребенка. Помните, что ребенка и его деятельность можно сравнивать только с ним самим, а не с детьми ваших друзей и знакомых. При помощи ваших оценок, ребенок сравнивает себя с окружающими его людьми, что ведет к быстрому развитию самосознания. Возникает новая система ценностей, где не последнее место занимают достижения, которые оцениваются окружающими.

Аппликации из ватных дисков

Придумывать поделки из ватных дисков очень занятно и увлекательно. Получается довольно красиво и оригинально. Ватные диски можно, как использовать целые, так и разрезать их на нужные части. Также аппликацию можно оставить белой или раскрасить пальчиковыми красками.

Аппликацию можно сделать, как из одних ватных дисков, так и с использованием цветной бумаги, фольги, страз. Кроме того ватные диски могут быть дополнением к фоновому рисунку.

Данное занятие развивает воображение, мышление, развивает координацию движения, мелкую моторику, сенсорные ощущения.

Для занятия вам понадобятся:

Листы бумаги А4;

Клей ПВА;

Ватные диски;

Ножницы;

Пальчиковые краски.

Обрывные аппликации

Одним из самых интересных видов техники аппликации является обрывная аппликация, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения.

Техника обрывной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких-либо навыков. Основа для аппликации должна быть плотнее той бумаги, из которой она будет выполняться. Это может быть или плотный лист бумаги, или же картон.

Вся прелесть рваной аппликации заключается в том, что ребенку не нужно быть слишком аккуратным или слишком внимательным при ее выполнении - он может просто наслаждаться результатом своей работы из кусочков бумаги разной формы, цвета и размера.

Данное занятие развивает мелкую моторику рук, воображение, восприятие, пространственное и образное мышление, сенсорные ощущение. Кроме того развивает навык работы с клеем, помогает запомнить различные цвета.

Для занятия вам понадобятся:

Лист-основа;

Клей-карандаш;

Цветная бумага различных цветов.

Игра «Звери в зоопарке»

Цель игры: развитие координации движений, контроля над совершаемыми движениями, умения выполнять просьбы и задания взрослых.

Игрушки, яркие картинки с изображением животных.

Ход игры: расскажите малышу сказку о том, где живут звери, когда их привозят из леса, пустыни в город. Предложите ребенку пойти в воображаемый зоопарк.

Проходя мимо «вольеров с животными», вы видите слона, он говорит: «здравствуйте» и мотает головой, а хобот поднимает верх и трубит, что тоже означает, что он вас приветствует. Попросите ребенка изобразить слона.

Потом вы переходите к следующему вольеру, где видите медведя. Он переминается с лапы на лапу, потом встает на задние лапы и поднимает переднюю лапу вверх, что значит, что он приветствует вас и просит лакомство.

А вот вольер со львом. Он царственно лежит, подставив все тело ласковому солнышку, увидев вас, лев потянулся, встал и приветствующее зарычал.

Спросите у ребенка, как он думает, что ему сказал лев. Попросите повторить движения льва.

А вот и прекрасные лебеди. Они плавают в пруду, водят в разные стороны головой, пьют воду, приветливо кивают головами. Лебеди вышли из воды, стряхнули с себя воду, расправили крылья.

Попросите ребенка изобразить лебедя.

Подобным образом переходите к следующей клетке, и давайте ребенку задание, ваша выдумка подстегнет воображение малыша.

Игра «Гимнаст наоборот»

Цель игры: развитие вестибулярного аппарата, равновесия, координации, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкое одеяло, бодрая, ритмичная музыка.

Ход игры: расстелите на полу одеяло, включите музыку. Помогите ребенку встать в позу вверх ногами, головой вниз, опираясь на руки, придерживая его за лодыжки. Зафиксируйте малыша в данной позе, дайте ему время привыкнуть к ней. На первое время игра вверх ногами заключается в том, чтобы ребенок смог адаптироваться и рассмотреть вещи и предметы в комнате в несколько непривычном для него ракурсе. После того как малыш освоится, можно приступать к выполнению силовых упражнений.

Отжимания наоборот ребенок сгибает руки и приближает тело к полу, выпрямляет руки и т. д. Вы немного поддерживаете малыша, потому что он не справляется с предложенной нагрузкой.

Стойка на одной руке - ребенок поочередно поднимает над полом то одну, то другую руку. Вы по-прежнему его поддерживаете и помогаете в выполнении упражнения.

Ходьбы на руках (конечно, же при помощи взрослого).

Упражнения могут быть самыми разнообразными, вы можете проявить выдумку для проведения игры.

Можно обыграть выполнение упражнений как выступление гимнаста на воображаемой арене цирка, где множество зрителей ждут его выступления: с выходом, аплодисментами и поклонами.

Для чего необходимы развивающие занятия для детей 2 лет, ведь кроха еще так мал? Мы не сомневаемся, что вы хотите дать ребенку все самое лучшее, и это включает не только игрушки и прогулки. Жажда к познаниям и искреннее любопытство при виде всего нового – вот то, что свойственно всем детям без исключения. Занятия для ребят 2-3 лет по методу Монтессори полностью соответствуют особенностям этого возрастного периода и позволяют стать малышу настоящим исследователем, сохраняя в нем это драгоценное желание и развивая его самостоятельность.

Не нужно настойчиво заставлять крох сделать то, что нужно взрослым. Такой подход не приносит ничего, кроме неврозов. Развивающие занятия для детей от 2 лет позволяют не только донести до крох нужную информацию, но и дисциплинируют их, адаптируя к нахождению в коллективе и умению общаться со сверстниками и взрослыми. Но главное – они выявляют склонности и таланты ребенка, и дают возможность раскрыть его индивидуальность.

Для чего нужны развивающие занятия для детей 2-3 лет

Этот возрастной период характеризуется бурным развитием речи. Малыш так старается говорить, но не всегда это получается. Все занятия для детей от 2 лет обязательно задействуют мелкую моторику. Для этого в нашем клубе создана особая Монтессори-среда со множеством интересных природных материалов, которые кроха может достать самостоятельно и внимательно исследовать.

Чем еще занимаются малыши, посещая свой любимый детский клуб? Мы подготовили сбалансированную, насыщенную и увлекательную программу развивающих занятий для детей двух лет:

  • Изучение свойств, цвета и формы предметов;
  • Музыкальные занятия;
  • Развитие и речи и логопедический массаж;
  • Фитнес для малышей;
  • Театральные представления и игры;
  • Английский язык по методу В. Мещеряковой.

Все нагрузки для крох соответствуют их возможностям. В это несложно поверив, увидев результаты детских занятий с 2 лет: малыши просто не хотят покидать класс!

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

Как проходят детские занятия с 2 лет в «Созвездии»

Для тех, кто еще никогда не посещал детский сад и пока стесняется, мы предлагаем группы, куда можно приходить вместе с мамой. А когда ребенок привыкнет, он сможет посещать центр в обычном режиме. Несколько часов свободного времени станут хорошим подарком для родителей. Развивающие занятия для детей от 2 лет могут проходить в группе адаптации к детскому саду, или же заменить его благодаря наличию группы неполного дня (3-4 часа). В случае необходимости в «Созвездии» также можно заниматься с крохой индивидуально.

Возможно, ваш малыш станет музыкантом, художником или математиком. Его таланты можно раскрыть уже сейчас, обеспечив при этом гармоничное развитие в целом. Не ограничивайте ребенка в желании учиться! Именно на это направлена вся Монтессори-среда.

Хотите узнать подробнее о развивающих занятиях для детей от 2 лет? Запишитесь на бесплатный пробный урок!

В возрасте 2-3 лет ребенок совершает значительный рывок в развитии, переходя из состояния малыша в период младшего дошкольного возраста. Психологи считают, что знания и навыки, заложенные в это время, составляют базу всего последующего развития ребенка.

Целенаправленные занятия помогут сформироваться таким полезным качествам как интерес к получению знаний, творчеству, стимулируют мышление, устойчивость внимания, развивают речь.

На что обратить внимание

Многие родители предпочитают не водить детей в развивающие центры, а заниматься дома. Это возможно, если у ребенка нет каких-либо нарушений, которые требовали бы коррекции специалистом.

Что должен уметь ребенок в 2-3 года:

  1. Понимать и выполнять просьбы, состоящие из 2-3 последующих действий.
  2. Рисовать картинки, собирать кубики и конструктор по возрасту.
  3. Знать и называть части тела.
  4. Использовать в речи простые предложения из нескольких слов. При этом к трем годам должны быть освоены и сложные конструкции предложений.
  5. Знать бытовую лексику, иметь активный словарный запас более 1000 слов.
  6. Быть способным удерживать внимание в течение некоторого времени, выполняя несложные задания.

Правила проведения развивающих занятий в 2-3 года

  • Все «уроки» должны проходить в игровой форме. В этом возрасте игра - это естественный вид деятельности ребенка.
  • Обязательна частая смена видов занятий, так детям пока еще трудно заниматься чем-то одним в течение длительного времени. Не требуйте от своего чада усидчивости - порисовали, теперь можно и побегать.
  • Занятия должны длиться не более 15-20 минут. Если что-то не доделано - не дорисована картинка или не собран пазл, помогите ребенку. Тем самым вы показываете, как важно получить результат.
  • Обязательно хвалите и подбадривайте своего «ученика». Не важно, что заяц из пластилина больше похож на медведя! Главное, что ребенок старался, пробовал что-то новое.
  • Подробнее о развивающих .

Примерные игры для проведения развивающих занятий

Для формирования правильного речевого дыхания:

  • Сдуваем снежинку. Положите на ладошку ребенку легкий кусочек ваты и предложите ему подуть так, чтобы «снежинка» улетела. Можно поиграть в «футбол», задувая ватный мячик в ворота.
  • Дети очень любят задувать огонек свечи. Конечно, делать это можно только с родителями.
  • Не забывайте нюхать цветочки. Иногда дети путают процессы вдоха и выдоха, вырабатывайте автоматизм.

Артикуляционная гимнастика поможет в правильной постановке звуков. Язычок может чистить зубки, облизывать воображаемое мороженое с губ, сворачиваться в трубочку, изображать чашечку, цокать как лошадка и т. п.

Для развития словарного запаса побольше читайте ребенку. Рассматривайте картинки, задавайте по ним вопросы. Пусть ребенок старается сам рассказать, что он видит и что происходит на изображении.

Учите короткие детские стихи - это прекрасно развивает память и речь.

Развитию общей моторики способствуют подвижные игры и занятия логоритмикой . Подберите стихи, в которых описываются какие-либо движения, и предложите ребенку их показывать. Один из вариантов - песенка маленьких утят. Потанцуйте вместе!

Обязательно уделите время развитию мелкой моторики:

  • Творческие занятия - рисование, лепка, аппликация.
  • Игры-шнуровки.
  • Рисование пальцами на крупе, перебирание гороха и фасоли (вспомните Золушку, которой надо было отобрать горох от чечевицы, прежде чем она сможет поехать на бал).

Игра «Волшебный мешок» развивает сенсорные ощущения и поможет в обучении ребенка основам логики, изучения геометрических фигур, развитию речи. Положите в мешочек разные игрушки. Ребенок должен узнать их на ощупь и назвать. Помогите ему объяснить, как он рассуждал - к примеру, огурец длинный, овальный, апельсин круглый и т. д.

Игрушки помогут вам формировать у ребенка логическое мышление и немного позаниматься математикой:

  • «Больше-меньше». Из кубиков составьте длинный «поезд» для кукол. Посадите их около вагонов. Все ли куклы смогут поехать в гости? Что делать, если их больше, чем вагонов у поезда? Сколько нужно добавить вагончиков, чтобы всем хватило места?
  • «Подбери пару». Подойдет игрушечная посуда или даже настоящая. Ребенок должен подобрать к каждой кастрюле подходящую по размеру крышку. (Посуду брать не обязательно. Используйте коробки, шкатулки). Похожий принцип у игрушек-сортеров, в которых нужно подобрать фигуру, подходящую к конкретному отверстию.
  • «Кто что ест». Пригласите игрушек на обед. Надо угостить каждого той едой, которая подходит ему в природе.

Для развития ребенка в этом возрасте совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Всему можно научить в процессе игр, прогулок и обычного каждодневного общения. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, поощряйте к беседе, новым «открытиям». Играя во всем известные «Ладушки», вы развиваете у малыша координацию движений и внимательность, строя башню их кубиков - стимулируете логическое мышление и пространственное воображение. Не упускайте возможность поиграть и пообщаться! Тем самым вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, закладываете базу его интеллектуальных способностей.