Профессия воспитатель. «Чем интересна профессия воспитатель

Согласно одной из версий, профессию воспитателя в широкие массы «передали» рабы Древней Греции, в чьи обязанности вменялось воспитывать детей до достижения ими школьного возраста. Раб-воспитатель следил за безопасностью ребёнка и его развитием, а также играл с ним.

Можно сказать, что у современных воспитателей обязанности остались те же, с незначительным расширением. В их числе:

  • контроль посещаемости малышей - встреча утром и возврат родителям вечером;
  • помощь в проведении гигиенических процедур и при переодевании;
  • игры, организация обучения, оздоровительных и развлекательных мероприятий, праздников, проведение экскурсий;
  • помощь во время принятия пищи, прививание культуры поведения за столом;
  • общение с родителями, консультирование их по вопросам воспитания детей.

Когда после окончания школы я выбрала профессию воспитателя детского сада и пошла учиться в Педагогический колледж, я не подозревала, что самой тяжёлой и практически нерешаемой задачей в моей работе будет вовсе не вытирание мокрых носов у ребятишек и не одергивание шалунов, а общение с родителями. О, эти современные родители! Не проходит и недели без жалоб на меня из-за того, что я обидела их детку. Причём обиды возникают из-за того, что я призываю детей к порядку или наказываю в виде отстранения от каких-либо занятий. Я не делаю ничего недопустимого либо унижающего ребёнка, но мамы, грудью желающие защитить родное дитятко, часто выражения не выбирают и начинают скандалить… Я очень устала от этого. Спасает только то, что детей и свою работу я по-настоящему люблю. Юлия Анварова, воспитатель детского сада

Олег Кагирин

психолог и коуч

Для того, чтобы , добиваться успеха на этом поприще, а также уметь получать удовольствие от своей работы, необходимо быть знатоком как детской, так и взрослой психологии. Недостаточно просто любить детей, умиляться их проделкам и уметь увлекать малышей игрой. Нужны развитые коммуникативные способности для общения с детьми и родителями. В детском саду нечего делать людям, не обладающим ответственностью, внимательностью, общительностью, отзывчивостью, инициативностью, наблюдательностью и тактичностью.

В работе воспитателя надо всегда учитывать, что ребёнок приходит из семьи с определённым семейным «багажом», который не может не сказываться на его характере и поведении. Любые крупные неприятности (например, развод родителей) может кардинально изменить всю картину мира маленького человека. И главная задача воспитателя - всеми возможными способами смягчить сложившуюся ситуацию, быть мудрым взрослым другом, который всегда готов прийти на помощь.

Воспитателю, как воздух, требуются хорошее зрительное и слуховое восприятие, творческое абстрактно-логическое мышление, развитая интуиция, высокий уровень культуры, умение распределять и переключать внимание воспитанников, а также педагогический оптимизм. Последнее качество - одно из самых главных в работе воспитателя.

Где учиться на воспитателя детского сада

Для того, чтобы получить возможность регулярно окунаться в царство цветов жизни и воспитывать их, необходимо получить высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика». На воспитателя детского сада можно учиться в любом профильном или гуманитарном ВУЗе.

Если планируете трудиться в элитном детском саду, где могут предъявляться более высокие требования к квалификации, для учёбы лучше заранее выбрать педагогический ВУЗ, входящий в ТОП-10 по России. Среди них - Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. Герцена).

Нормально зарабатывать я стала только тогда, когда удалось устроиться в элитный детский сад, расположенный в районе общеизвестной Рублевки. На свою зарплату я наконец-то позволила себе решить квартирный вопрос и оформить ипотеку. Правда, работа очень стрессовая, мне тяжело и физически, и морально. Дети очень избалованы, а приходится им быть и воспитателем, и другом, с которым можно посекретничать. Не менее капризны и родители. Выкладываешься каждый день на 100%, приходишь домой - и там не можешь расслабиться и отвлечься, перебираешь в голове моменты рабочего дня. Часто приходится задерживаться на работе. Но в целом работой довольна, знаю, что работать в офисе мне было бы скучно. Елизавета Кудимова, старший воспитатель

Минусы профессии воспитателя детского сада

Кроме низкой зарплаты, которую предлагают воспитателям детского сада в государственных учреждениях, у работы с детьми имеются другие недостатки, например:

  • постоянный шум;
  • нервное напряжение, которое необходимо скрывать;
  • уголовная ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • необходимость контролировать свои эмоции и умение понять и принять воспитанников с разными характерами и из семей с разным укладом, в том числе из неблагополучных.

Если вы собираетесь добиваться успеха на поприще дошкольной педагогики, стоит обязательно учесть эти минусы и взвесить, насколько ваше желание работать с детьми способно нивелировать возникающие трудности.

У меня педагогическое образование, но после ВУЗа я стала работать в консалтинговую компанию. Воспитатели зарабатывают мало, а мне хотелось ездить в отпуск за границу, красиво одеваться и вообще «ни в чём себе не отказывать». К сожалению, менеджером по работе с клиентами мне не удавалось много заработать, к тому же и сама работа мне не очень нравилась. Хотя у меня были все шансы сделать карьеру и добиваться высоких заработков, но… Я вдруг поняла, что проживаю не свою жизнь, а призвание моё - это работа с детьми. И пошла работать воспитателем в детский сад. Никто из родных и знакомых меня не поддержал, все говорили, что я пожалею, что дауншифтинг - это удел слабых людей.. А я работаю второй год и ничуть о своем уходе с прежней работы не жалею. И зарабатываю я неплохо - сейчас воспитателям в Москве платят хорошую зарплату. Евгения Шамрай, воспитатель детского сада

В связи с демографическим бумом последних лет профессия педагога становится всё более востребованной. И, возможно, ждёт именно вас.

Специальности: дошкольная педагогика (дошкольное воспитание), воспитательная работа с подростками, коррекционная педагогика

Примечание. В связи со сложившейся в России острой потребностью в педагогических кадрах системы воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и приютах работает немало педагогов, не имеющих специального педагогического образования.

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Средне-специальное (педагог дошкольного воспитания, воспитатель детского учреждения, учитель-педагог) – педагогические училища и колледжи, а также музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи

Высшее педагогическое (педагог дошкольного воспитания, педагог-методист, специалист коррекционной педагогики, специалист подростковой педагогики, психолог, психолог-педагог, преподаватель) – педагогические институты, университеты, институты культуры и искусств, музыкально-педагогические институты.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии

Выявлять педагогические способности в абитуриентах педагогических учебных заведений до сих пор не принято. Однако желательно понять, действительно ли вы любите маленьких, нередко беспокойных, капризных, а порой и просто «вредных» детишек. Ведь для того чтобы работа приносила удовлетворение, претенденту необходимо обладать способностями к неформальному лидерству в детском коллективе. Особенно это касается работы воспитателя в детском доме, когда нужно быть предельно терпеливым и тактичным, а мягкость умело сочетать с требовательностью и настойчивостью и при этом уметь ещё и проникаться интересами детей, включая склонных к девиантному, разрушительному поведению.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, музыка, рукоделие, изобразительное искусство, история, биология, физкультура, ОБЖ, психология*, танцы*, вокал* или хор*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

  1. В системе дошкольного воспитании. Работа с дошкольниками в детском учреждении, либо в семье, способной оплачивать труд индивидуального воспитателя своего ребёнка: контроль за детьми, приглядывание за ними (обеспечение безопасности детей), занятия с детьми по плану дошкольного воспитательного учреждения (рисование, аппликации, лепка, подвижные игры, зарядка, подготовка праздничных концертов группы, помощь музыкальному работнику в подготовке детей к выступлению, чтение сказок, разучивание стихов), прогулки с детьми, периодически культпоходы за пределы дошкольного учреждения.
  2. В системе воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей. Работа в детском доме с детьми разного возраста: выполнение роли опекуна, наставника по жизни, несение ответственности за здоровье и жизнь воспитанников, организация их на общественные мероприятия, индивидуальная работа с целью погашения возникающих конфликтов – как между детьми, так и между детьми и работниками учреждения; помощь детям в подготовке уроков, занятия с ними по учебным планам учреждения, контроль выполнения детьми правил гигиены и поведения во время посещения столовой, уборки территории, культпоходов.

Очевидные плюсы

Благородная, интересная, творческая работа с «цветами жизни», сопровождаемая массой положительных эмоций и новых впечатлений; благодарности от детей, в том числе и бывших воспитанников, от их родителей. Разнообразный по характеру рабочий день, возможность питаться в течение рабочей смены вместе с детьми практически за счет работодателя, работа в тёплом уютном помещении, без каких-либо авралов и напрягов.

Воспитатель в детском доме – также благородная профессия, особенно важная для тех, кто жаждет помогать детям и молодёжи обретать себя и друзей, понять, что в жизни есть много хорошего и что есть люди, которые любят и «ничьих» детей.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Постоянная вероятность того, что кто-то из детишек что-нибудь вытворит, состояние постоянного беспокойства за здоровье воспитанников или ожидание претензий, часто не обоснованных, со стороны родителей и (или) администрации учреждения (работодателей), необходимость писать пространные отчёты о проделанной работе, постоянно доказывая чиновникам из системы образования, что ты работаешь профессионально и по предписанному сверху. Нередко приходится работать с очень капризными, а то и агрессивными детьми, что требует особого такта и терпения. Сделать карьеру по этой профессии очень и очень сложно (разве только попробовать пойти в педагогическую науку), а труд воспитателя обществом ещё долго не будет оцениваться по достоинству, зарплата воспитателя всё время отстаёт от средней по стране и в образовании.

В детском доме – психологически чрезвычайно трудная работа, приводящая порой к нервным срывам, которые, увы, зарплатой не компенсируются: она далека от достойной, при этом ответственность остаётся всегда высокой. На работу могут вызывать внезапно, поэтому семейная жизнь у педагога детского дома всегда неорганизованная.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск от умеренного до высокого

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 10 000 – 25 000 (чаще 16 000)

В крупных областных центрах: 7 000 – 15 000 (чаще 9000)

В глубинке России: 5000 – 10 000 (чаще 6000)

Честно говоря, профессию воспитателя следовало бы разместить в главе «Педагог». Но, во-первых, педагог – слово в русском языке не совсем своё. Оно пришло к нам из греческого языка. Во-вторых, педагогом считается и учитель начальной школы, и преподаватель-предметник в средней школе, и воспитатель детского сада. Нередко педагогами называют и преподавателей колледжа.

А в этой главе речь-то идёт именно о воспитателе. То есть о человеке, который не преподаёт учащимся какой-то учебный предмет, а занимается именно воспитанием. Кого? Обобщённо можно сказать «воспитанников». Тех, кого воспитатель воспитывает. А вот в зависимости от возраста и рода занятий воспитанников воспитатель специализируется либо на воспитании детей дошкольного возраста, которых родители приводят в детские ясли или сад, либо на воспитании воспитанников детского дома, либо на работе с отбывающими наказание подростками или взрослыми людьми.

Есть ещё и воспитатели в школах-интернатах, в общеобразовательных школах продлённого дня.

Разумеется, характер работы у каждого из этих воспитателей имеет свою, отличную от других специфику.

Самый известный всем нам тип воспитателя – это воспитатель, работающий в детском саду или яслях.

Казалось бы, специфика его работы очевидна настолько, что и написать-то про неё кроме каких-то банальных фраз нечего. На самом деле воспитатель детского сада – это вовсе не специалист по утиранию детских носов и чтению примитивных сказок малышне. И, кстати, это профессия достойна не только женщин. Может быть, вам выпало удовольствие посмотреть старый советский фильм-комедию «Усатый нянь»? Разные зрители воспринимают этот чудесный фильм по-разному. Но лично мне он показался воплощением образа идеального воспитателя. Увы, таких воспитателей, образ которого показан в этом фильме, в реальных детских садах, скорее всего, не было и нет.

Может быть, кто-нибудь из прочитавших эту книгу мальчиков однажды вдруг загорится выбором в пользу не совсем мужской профессии и внесёт в профессию воспитателя дошкольников свежую струю. То, что малышня очень любит мужчин, отлично показано и в старой доброй комедии «Джентльмены удачи». Дело не только в том, что блистательно исполнившего роль заведующего детским садом Евгения Леонова нельзя не полюбить, особенно детишкам. Многие воспитатели вспоминают, что их подопечные малыши всегда с особым любопытством смотрят буквально на любого мужчину, зашедшего в группу, будь то слесарь или просто папа одного из ребят.

Причём, как признаются воспитатели, на появление в группе посторонних женщин (особенно ранее никому из ребят не известных) дети с таким интересом не реагируют. Если же говорить о врачах, то мужчина в белом халате, даже «страшный» зубной врач, вызывает у детей гораздо меньше напряжения, чем врач женского пола. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Наверное, секрет кроется в глубоком прошлом, когда мужчины в обществе доминировали и их возвращение с охоты чаще всего обозначало конец голоду. А может вся разгадка именно в том, что дошкольники вообще мужчин видят редко. Папы с работы обычно приходят поздно, а уходят, как правило, когда ребенок ещё спит. В выходные дни, если добрый папа находит время для общения со своим малышом, для ребёнка это большое счастье. Ну а в дошкольных учреждениях, включая и клиники, мужчина в России – традиционная редкость. И если кому-то из мальчиков в голову вдруг взбредёт идея приобрести специальность воспитателя дошкольников, ему не стоит этой идеи сразу же пугаться. Во многих странах, кстати, малышню воспитывают мужчины. Хотя учёные до сих пор спорят, с какого возраста воспитание ребенка мужчиной идёт на пользу. Мы спорить об этом не будем. Пусть каждый выбирает сам. Просто для мальчиков сейчас, возможно, в России в этой профессии ещё не время проявить себя.

Во-первых, зарплата даже директора детского сада вряд ли какого мужчину сегодня устроит. В частных детских садах – дело другое. Но их пока ещё очень мало. И учредители таких детских садов при подборе директора предпочтение пока отдают женщинам.

Предположим, юноша захочет поступить в педагогический колледж или институт на дошкольное отделение. Ему сразу же придётся преодолевать психологическое сопротивление со стороны разных людей, начиная от родителей и друзей и кончая сотрудниками приёмной комиссии учебного заведения. Запретить юношам получать такие специальности по Закону нельзя, но высказывать своё личное недоумение могут все желающие. На самом деле такое моральное давление юноше выдержать очень трудно. Разве что юношу-инвалида в таком случае «общество поймёт».

Но ближе к делу. Наверняка все знают, чем занимается воспитатель с детьми в своё рабочее время. А вот какие отчёты ему приходится сдавать начальству, мало кто знает. Между тем, требования к работе с детьми государственные органы управления образованием у нас предъявляют весьма и весьма высокие. Помню, я как-то разговорился с одной знакомой воспитательницей, которая хотела получить более высокий разряд. Так вот ей пришлось исписать гору бумаги, обосновывая свои претензии на большую зарплату. В эти обоснования входят и описания методик, которые претендент на следующий разряд применяет на занятиях с детьми, и отчёты о проделанной работе (какие развивающие игры проводили, что с детьми вылепили, нарисовали, какие успехи наиболее заметны и т.п.).

Короче, защищалась она не меньше полгода. А до того, как подать заявление на переаттестацию, по правилам необходимо отработать по уже присвоенному разряду минимум год. Но даже если воспитатель не жаждет повышения разряда, он всё равно ежемесячно сдаёт разные отчёты о проделанной работе с детьми по их воспитанию, развитию двигательных, речевых, мыслительных и прочих навыков.

Что должен уметь воспитатель? Конечно же, прежде всего, грамотно строить отношения с детьми и их родителями. Говоря проще, воспитатель не может себе позволить иметь любимчиков. Иначе он потеряет доверие со стороны других детей (не удивляйтесь, малыши тоже требуют доверия, даже животные его требуют, и человек обязан заслужить его), и тогда работа превратится в сплошное недоразумение. Если на первоклассника ещё как-то можно воздействовать: оценками в журнал, записочками родителям, наказаниями типа «поставлю в угол» и тому подобными глупыми мерами, — то с дошкольниками (особенно в младших и средних группах) такие номера не проходят.

Надо чётко себе представлять, что такое коллективный рёв группы, стихийно восставшей против «тирании» неграмотного педагога. В современном детском саду (государственном – о частном я в таком срезе и речи не веду) даже безудержные рыдание одного капризули заставят вас краснеть и бледнеть как перед родителями, так и перед администрацией сада. А мнение родителей о воспитателе всегда очень много значило.

Помню, мне как-то рассказала моя мама об инциденте, имевшем место с воспитательницей группы, которую когда-то, в трехлетнем возрасте, посещал я. Так вот там эту воспитательницу, вчерашнюю десятиклассницу, родители буквально грудью загородили от произвола чиновницы РОНО. Стремясь освободить вакансию для своей протеже, чиновница задумала уволить нашу Риту-Маргариту (так мы её почему-то звали). Дескать, у неё не было специального образования. Тогда, в 60-е годы прошлого века, с мнением родителей, кстати, начальство считалось в гораздо меньшей степени, чем сейчас. Тем не менее, специально созданная по требованию родителей комиссия постановила нашу Риту-Маргариту на работе оставить, отослав заочно учиться по рекомендации РОНО. Что же так привлекло родителей к этой девушке? Оказывается, большая любовь к ней со стороны её подопечных. Заметьте: не одного-двух особо избранных, а всех двадцати пяти малышей! Каждый ведь, возвращаясь домой, в захлёб рассказывал, во что и с каким удовольствие они с Маргаритой играли. А девочки, думаю, ещё и восхищались, какая Рита добрая, весёлая, красивая, как с ней интересно и хорошо.

И противоположный пример. Я сам до сих пор помню, как не хотел идти в садик, когда знал, что сегодня смена Галины Евгеньевны. К Тамаре Павловне, к Нине Николаевне шёл спокойно, к Любови Ивановне – вообще бегом. К Галине Евгеньевне и ещё одной, имя которой даже и не запоминал, — ни в какую. У Галины Евгеньевны были особо избранные любимчики – капризных, каковым был тогда я, она просто терпеть не могла. В результате полгруппы с ней уживались хорошо, а полгруппы в её смену только ныли и просились домой. Вторую же из этого ряда мы запомнили только как сторожиху, нудным тоном читающую вслух сказки и беспрестанно делающую грубые замечания типа «закрой рот», «вынь руку из штанов», «Лиля, не целуйся с Димой», «ах ты, бесстыдница» и т.д. и т.п. в таком дурацком ключе.

Так вот это главное требование к претенденту на воспитателя – быть с детьми взрослым, но таким, которого легко принимают дети. Причём все дети в группе, даже самые неуживчивые и эгоистичные. Не сумеете заинтересовать их собственной персоной так, чтобы они спозаранку бегом бежали в детский сад (а не плакали, не желая просыпаться, как это обычно происходит с маленькими детишками) – ваша работа с малышнёй превратится в каторгу. Или же вам всё время придётся «воевать» с недовольными родителями, и в конце концов вас всё равно вынудят уволиться. В частный же детский сад такого горе-воспитателя вообще не возьмут.

Итак, надеюсь, вы поняли, что главное в этой профессии – ваша личная гибкость и обаяние. А разные методики – написать сценарий утренника, провести занятие по лепке или аппликации и тому подобные – это всё детали вашего профессионального статуса. В конце концов, выучить все эти рекомендации можно и самостоятельно, не обучаясь в педучилище или пединституте. Но вот способности и настоящую (а не придуманную вами) тягу к такой работе с малышами никакая академия в вас не вложит.

Кстати, эти способности довольно легко проверить. Нужно всего-то посидеть несколько часов с вашим маленьким племянником или соседским малышом. Если уже через полчаса он вас «допечёт», появится повод задуматься.

Но будем надеяться, что всё у вас, дорогие вы наши будущие педагоги дошкольного учреждения, получится. И избранная вами работа станет делом вашей жизни.

Воспитатель в детском доме

Об этой профессии стоит сказать особо, хотя и коротко. В принципе, воспитатель-педагог в детском доме – тот же воспитатель, что и в детском саду. Только у него на попечении, во-первых, дети разного возраста – и малыши, и подростки. А во-вторых, все они в детском доме живут постоянно. И далеко не все воспитанники детского дома – круглые сироты. Многие имеют родителей, лишённых родительских прав. Кадровые работники детских домов говорят, что часто дети продолжают любить таких совершенно никчёмных родителей. И это накладывает на работу с детдомовцами свой специфический отпечаток.

Вообще в детском доме работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Их обычно две категории. Первая – те, кто не может не помогать ребятам, оставшимся без родительской любви. Это очень сложно. Тем более что среди детдомовцев встречаются откровенные хулиганы или человеконенавистники. Справиться с ними среднему человеку, даже большому профессионалу в области педагогических методик, порой бывает невозможно. Здесь весь фокус в том, что дети с девиантным поведением, с одной стороны, не признают обычной человеческой мягкости в отношениях (мягкость они принимают за слабость), а с другой – терпеть не могут людей подобных себе, то есть наглых, злых, чёрствых. Увы, но такие люди относятся ко второй категории воспитателей, обитающих ныне во многих детских домах. Им-то уж на детскую боль наплевать по полной программе. И нередко случается, что агрессивные подростки, захватывая среди детдомовцев неформальную власть, подстраивают злым, равнодушным к чужой судьбе воспитателям очень неприятные ловушки, вынуждают даже этих чуждых детдому людей уволиться.

Кажется парадоксальным, почему агрессивные дети не уживаются с подобными себе. На самом деле всё здесь логично. Как говорится, два медведя в одной берлоге не переночуют. Двух лидеров в бандитских группировках обычно не бывает. В детском доме же подобного склада воспитанник пытается строить модель своей территории. Поэтому если в детском коллективе создаётся атмосфера нетерпимости к хулигану и обидчику (или, в редчайших случаях, на территории детдома создаётся своего рода маленький конгломерат неформальных лидеров, умеющих давать сдачи), ребёнок с девиантным поведением и выраженными чертами агрессивного лидера всё время норовит из детского дома сбежать. И дольше всех такие задерживаются в домах, где в основном собрались неконфликтные, мягкие по натуре, то есть нормальные ребятишки. Среди таких легче верховодить. Поняли, насколько наблюдательным и гибким должен быть педагог в детском доме?

Но главное – любить детей не декоративно (ой, какие они глазастенькие, а мордочки-то какие очаровательные), а по-взрослому .

Разумеется, профессию воспитателя в детском доме вчерашние школьники, за редчайшим исключением, сознательно обычно не выбирают. Туда попадают, как правило, либо случайно (например, поработал там во время студенческой практики, увлёкся, познакомился с хорошими людьми, прикипел душой к детишкам – решил остаться), либо уже в достаточно зрелом возрасте, сделав вполне сознательный выбор.

Встречаются среди воспитателей детдомовцев и бывшие воспитанники.. Воспитатели из этой категории такой выбор делают чаще всего, как говорится, по зову сердца. Привыкли к детдому настолько, что полностью оставить его уже не могут.

Учебных заведений, в которых готовили бы специально педагогов для работы именно в детских домах, не существует. Есть педагогические училища (колледжи) и вузы. В них обычно получают базовую специальность педагога. Но на третьем курсе можно взять специализацию для работы с детьми-сиротами и детьми с девиантным поведением. Отлично подходит для такой работы и специальность психолога. Но главное в этой специальности всё-таки не наличие профильного образования. Главное – это ваша совершенно не объяснимая с точки зрения рационально мыслящего обывателя тяга помочь мальчишкам и девчонкам с надломленной душой.

Они ведь, по сути, подранки. Если вы искренне мечтаете ужиться с такими детьми и подарить им немного радости своим присутствием рядом с ними, тогда идите. Но испытать свои чувства можно и раньше. Обратитесь в любой детских дом, расположенный не очень далеко от вашего места жительства. Предложите свою помощь в работе с ребятами. Например, провести в детдоме какой-нибудь утренник, встречу, чаепитие, просто поиграть с мальчишками в дворовый футбол. На худой конец, помочь сотрудникам детского дома как обычная рабсила. А на месте прислушайтесь к своим чувствам, пообщайтесь с педагогами, с директором. И если уж укрепитесь в своём выборе, дай вам Бог удачи.

Есть профессии, которые не так часто на слуху, не отличаются особой романтикой, о них редко мечтают, проще говоря, они не считаются престижными. Однако, было бы совсем непросто, если бы не было людей, занимающихся данной работой. Речь идет о такой необходимой, особенно сегодня, когда строится большое количество дошкольных учреждений, профессии - воспитатель детского сада.

История профессии воспитатель детского сада

Воспитатель, учитель - это люди, в которых общество нуждалось всегда. Так сложилось в мире, что когда еще не было профессий, никто не учился различным специальностям в вузах, всегда находились в народе мудрецы, старейшины рода и племени, которые отличались особенной мудростью и слыли как учителя, воспитатели младшего поколения.

Во времена Древней Греции, когда уже появились школы, состоятельные семьи нанимали для воспитания своих детей рабов. Раб назывался педагогом, что дословно переводится с греческого языка как детоводитель . Воспитатель участвовал в формировании юной индивидуальности, корректировал поведение и поступки, следил за развитием. Также его обязанностью было провожать ребенка в школу и нести все его учебные принадлежности.

Общественное образование получало все большее развитие, немного позже место раба занял домашний воспитатель, гувернер, который и стал прототипом сегодняшней профессии - воспитатель детского сада.

Востребованность профессии воспитатель детского сада

Профессия, о которой идет речь, подходит сугубо для представительниц прекрасной половины человечества. Никто лучше женщины, женщины-матери не может понять душу и сердце маленького человека, разобраться в его психологии и разрешить его пусть небольшие, но очень важные для самого ребенка, проблемы.

Именно в те годы, когда дети еще находятся в детском саду, закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер. Насколько правильным и прочным будет этот фундамент, зависит от человека, который является примером для ребенка ежедневно. В условиях сегодняшней занятости и суеты, родители даже меньше влияют на своих детей, чем воспитатель детского сада, который является мудрым и добрым помощником для мам и пап.

В современных учреждениях, где маленькие дети получают воспитание и первое образование, очень взыскательный подход к кадрам, здесь ждут грамотных специалистов, для которых воспитание детей не просто профессия, но и призвание. Требования к людям, которые становятся образцом для подражания, очень высоки - ведь подсознательно дети будут равняться на них. Прежде всего, это достаточный уровень образования, всестороннее развитие личности и, естественно, любовь к детям.

Особенности профессии воспитатель детского сада

Стать дипломированным специалистом можно после окончания гуманитарного вуза, педагогического института или педучилища. Кроме основного базового образования, воспитателю детского сада необходимо постоянно развивать и совершенствовать педагогическое мастерство, руководствоваться новейшими методиками, разработанными в области воспитания детей дошкольного возраста.

Работа воспитателя детского сада включает очень много моментов, вот только некоторые из них:

  • педагогическая объективность, несмотря на личные симпатии;
  • ровное и спокойное обращение с каждым ребенком;
  • налаживание контакта с родителями, что методы и подходы к детям были едиными со стороны всех лиц, участвующих в воспитании;
  • требования, предъявляемые к каждому ребенку, должны быть посильными и индивидуальными;
  • недопустимо пользоваться непродуманными педагогическими приемами;
  • четкая организация времени ребенка, поставленная так, чтобы обучающие спокойные занятия вовремя сменялись двигательной активностью.

Плюсы и минусы профессии воспитатель детского сада

К плюсам профессии воспитатель детского сада относятся следующие моменты:

  • постоянное общение, реализация себя в качестве творческой личности (детские спектакли, игры, поделки);
  • отсутствие рутины и однообразия;
  • возможность уйти в отпуск на 42-56 дней;
  • детей воспитателей берут в детский сад без очереди.

К минусам профессии воспитатель детского сада - такие сложности, как:

  • слишком раннее начало рабочего дня, большинство садов начинают работать с 7 утра;
  • высокая степень ответственности, в том числе и за жизнь ребенка;
  • непонимание со стороны родителей в сложных ситуациях, трудности в налаживании контакта с детьми;
  • вероятность частых стрессов - недовольство родителей, детские слезы, постоянные проверки и комиссии.

Профессия воспитатель детского сада - зарплата

Профессия воспитателя детского сада имеет огромный социальный вес, поэтому государство принимает меры для максимального повышения оплаты труда. Размер заработной платы воспитателя достигает 25-30 000 рублей, а в частных детских садах данная цифра поднимается до 40 000. В 2015 году в рамках государственной реформы предполагается повышение оплаты труда воспитателей на 25 %.

Заработная плата зависит и от таких моментов, как:

  • квалификация - чем выше разряд, тем больше зарплата;
  • доплата за специфику профессии (данный труд, согласно ТК, считается тяжелым);
  • ведение художественных секций, кружков и прочих дополнительных занятий;
  • в узкоспециализированных детских садах воспитатели получают повышенные оклады;
  • работа в ночные смены;
  • доплата, если на воспитателя возложены обязанности ответственного за группу.

Возможно Вас заинтересуют.

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.

Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции,но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.

Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.

Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель.

С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь.

Профессия педагога обязывает ничуть не меньше.

Профессия воспитатель детского сада

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель"

Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.

Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Воспитатель - почетная профессия на все века!

Профессия воспитатель - плюсы и минусы

Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая - отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню - писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной.

В частных же - может быть значительно выше - в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель - героическая профессия.

Есть ещё один важный момент, о котором следует знать.

Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии.

Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению.

Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное - профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.

Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.

Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад, эссе или презентацию о профессии.

Выступление

Слайд 1:

Я учащаяся 2 «А» класса КГУ ОСШ №51 Редькина Ксения под руководством своего руководителя начала работу над проектом «Чем интересна профессия воспитатель».

Слайд 2:

Актуальность моей темы заключается в том, что воспитание детей - особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей. Мне захотелось узнать, чем же интересна эта профессия.

Слайд 3:

Цель моего исследования:
Расширить знания о профессии воспитатель.

Задачи исследования:

    Выяснить, чем интересна данная профессия;

    Изучить материал по данной теме проекта;

    Научиться находить общий язык с детьми, понимать их намерения и настроение;

    Принять участие в развлекательных и познавательных программах группы детского сада;

    Обобщить собранный материал и представить в виде презентации.

Слайд 4:

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в этой профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Слайд 5:

Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.

Слайд 6:

Если бы мне задали такой вопрос ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ???, я конечно же ответила бы ДА. Это не только надо быть внимательным и добрым. Надо иметь талант, подход к каждому ребенку, надо любить их ВСЕХ, а не выбирать любимчиков. Еще это профессия сложна тем что играми надо дать ребенку полезную информацию, научить чему - то новому.

Слайд 7:

    Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать.

    В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров.

Слайд 8:

Воспитатель должен много знать и уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Слайд 9:

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка.

Слайд 10:

    Воспитатель должен знать: возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

    Профессионально важные качества: · наблюдательность; отзывчивость; внимательность; терпеливость;

Слайд 11:

Приходя к маме на работу, я вспоминаю, как хорошо мне было в детском саду. Как весело мы проводили время за играми, наши прекрасные праздники, появление сказочных гостей, интересные занятия, которые помогли мне достичь успехов в школе.

Слайд 12:

Я помогала ребятам группы дежурить по столовой, на занятиях, помогала им переодеваться, умываться, проводила утреннюю гимнастику.

Слайд 13:

С удовольствием принимала участие в новогоднем утреннике. Играла роль маленькой Бабы – Яги.

Слайд 14:

Слайд 15:

Принимала участие в показе кукольного и пальчикового театров, разучивала с ними новые подвижные игры.

Слайд 16:

Сделала для детей две дидактических игры: по математике «Юный архитектор», по развитию речи «Одень куклу».

Слайд 17:

Принимала участие в оформлении выставки на тему «Дары осени».

Слайд 18:

Я считаю, что выполнила свою работу и достигла поставленной цели. В своей работе я ближе познакомилась с этой профессией, полюбила ее и поняла, что это одна из самых важных и интересных профессий.

Слайд 19:

Спасибо за внимание! С вами была Редькина Ксения.