Ребёнку скучно дома, что делать? Советы психолога: позвольте ребенку скучать дома

Экология жизни. Дети:Создавайте ребёнку максимальные условия для реализации фантазий, создавайте, придумывайте вместе новые миры, новые игры...

Искусством воспитания детей владеют уже многие, а вот, что делать ребёнку, когда ему скучно – знает не каждый. Поэтому в данной статье мы решили выяснить, чем же таким можно заняться, поиграть, поделать, чтобы привычные вещи приобрели новое звучание и цвета .

Скука, как правило, возникает от потери ощущения новизны, отсутствия новых переживаний и ощущений. Спасение есть – неожиданные приятные впечатления.

Предлагаем вашему вниманию нашу подборку наиболее креативных и интересных игр, призванных развеять тоску ребёнка.

Игра «Найди пару». Несомненно, за многие годы у вас накопилось огромное количество детских игрушек: разной расцветки, формы, из разного материала. Все они некогда были одними из самых любимых для малыша, а сейчас лежат без движения и собирают пыль.

Подарите им «вторую жизнь». Начните играть с ними по-новому. Возьмите любую игрушку, и пусть малыш подберёт среди оставшихся игровых предметов, имеющую, например, такую же форму (круг, прямоугольник, квадрат), затем находите предметы схожие по цвету.

Придумывайте свои правила, делайте игру ещё более увлекательной.

Ни за что, не позволяйте ребёнку скучать. Предложите ему игру «Я дарю тебе подарок» . Эта игра тем увлекательней, чем больше в ней участников. Поэтому задействуйте в ней бабушку и дедушку. Приготовьте мяч. Участникам игры необходимо встать по кругу и каждый «дарит» другому самый лучший подарок. Никто не должен остаться без внимания. Подарки могут быть сладкие, мягкие, музыкальные или же танцевальные. Дарите подарки - дарите радость.

Вот мы и побегали, пошумели, а теперь можно проявить себя в живописи, и лучший вариант для этого – игра «Художник» . А-а?! Не знаете что нарисовать?

Тогда подготовьте самую красочную книжку, которая есть у вас в доме, завяжите глазки малышу шарфиком или он их закроет сам, и обязательно пусть пообещает вам не подглядывает. Откройте любую страницу и попросите малыша указать пальчиком – вот это мы с тобой и нарисуем. Переоденьте предварительно ребёнка в старую одежду, или воспользуйтесь фартуком, и пусть малыш творит, получая наслаждение от процесса.

Если вы целыми днями прибываете в городе – организуйте выезд загород, в лес, на природу . Купите детские лыжи, возьмите их для себя на прокат, и ваш малыш получит море позитива, при этом ещё и укрепит здоровье.

Создайте короткометражный фильм своими руками. Для этого вам понадобиться «толстый» блокнот. На каждом его листочке в уголке нарисуйте, например, человечка. Меняйте на каждом последующем листе блокнота движение рук человечка, положение его головы и ног. А дойдя до последнего листа – организуйте просмотр: быстро пролистайте стопку листов (отогните листы, путём смещения большого пальца руки происходит смена картинки).

В холодный, пасмурный, дождливый день - нет ничего увлекательнее, чем игра в «Дом» . Вам понадобится для неё пара подручных средств: тумбовый стол, несколько одеял или простыней. И вот вы уже в совершенно другой «квартире» сидите за чашечкой ароматного чая, угощая друг друга любимыми лакомствами малыша, и если в доме есть планшет, тогда телевизор «новой квартиры» можно легко настроить на любимый «канал» ребёнка.

Игра «Садовник» доставит вашему ребёнку невероятное удовольствие. И вы совсем забудете, такую фразу как: «Мама, мне скучно». Для игры вам понадобится специальный детский набор, куда входят: лейка, лопатка, грабельки, маленькая тележка, земля. Высаживайте семена, поливайте, ухаживайте за собственным садом. Закончите работу небольшим пикником.

Устройте костюмированную фотосессию: примерьте пару вещей из гардероба папы, сядьте на его любимое кресло, примите в точности такую же позу, в которой он чаще всего сидит, изобразите, что читаете газету. Ребёнок – фотомодель, мама - фотограф. Меняйтесь ролями.

Интереснейшая игра «Виндсерфер» - парусная лодка никого не оставит равнодушным. Вам понадобится узкая доска, мачта с парусом (отлично подойдёт обыкновенная наволочка) и рулевой (ваш малыш). Задача рулевого – быть внимательным и угадывать капризы ветра (включите маленький вентилятор), иначе грозит опасность – упасть в воду (в одеяло голубого или синего цвета).

Преподайте малышу уроки поварского искусства . Расскажите и покажите наглядно, как меняются свойства продуктов при смешивании, тепловой обработке.

Приготовьте несложное, полезное, а главное здоровое блюдо вместе с малышом. Здесь очень важно, чтобы время приготовления было минимальным. Иначе малыш вновь заскучает. И ещё обязательно следите за тем, чтобы ребёнок не прикасался к горячим кастрюлям и плите.

Если вы ещё не отправлялись за поиском клада , то срочно займитесь этим. Но предварительно приготовьте кулёчек с едой, ведь путь - нелёгкий: дорога будет вести вас через горы (пройдитесь по спинке дивана), леса – цветочный уголок мамы и пустыни (медленно идите по паласу в спальне). Сделайте передышку – разверните кулёк с едой.

Создавайте ребёнку максимальные условия для реализации фантазий, создавайте, придумывайте вместе новые миры, новые игры. Помните, ролевые игры имеют очень важное значение в становлении личности ребёнка – социально адаптируют, развивают умственно и творчески. опубликовано

Очень важно, чтобы дети научились сами управлять своим временем и заполнять его

Наверняка Вы иногда слышите от своего ребёнка: «Маааам, мне скучно». Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это неэффективно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.

Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.

Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.

Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:

— Сделать сборник шуток.
— Построить крепость из одеял и подушек.
— Написать письмо бабушке.
— Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
— Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
— Измерить все вещи в доме линейкой.
— Обежать вокруг дома три раза.
— Включить музыку и танцевать.
— Помыть зеркало губкой.
— Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
— Расчесать питомца.
— Нарисовать дерево.
— Сделать кукольный дом из картона.
— Выучить скороговорку.
— Сделать домашнее мороженое.
— Вырыть яму на заднем дворе.
— Рассмотреть, на что похожи облака.
— Сделать бумажный самолетик.
— Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
— Раскрасить картинку.
— Помыть машину.
— Сделать открытку на день рождения своими руками.
— Создать план поиска сокровищ с подсказками.
— Устроить кукольный театр в коробке.
— Начать вести дневник.
— Убраться в своей комнате.
— Написать рассказ.
— Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
— Украсить свои канцелярские принадлежности.
— Удивить маму, приготовив обед.
— Сделать зоопарк из мягких игрушек.
— Отметить важные даты в календаре.
— Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
— Приготовить десерт.
— Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
— Устроить цирковое представление.
— Освоить новую карточную игру.
— Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
— Написать автобиографию.
— Сделать что-то доброе.
— Создать полосу препятствий.
— Написать хокку.
— Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
— Почитать книгу.
— Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
— Нарисовать необитаемый остров.
— Поиграть в настольную игру.
— Сделать собственную настольную игру.
— Рисовать на тротуаре мелом.
— Играть в классики.
— Поиграть в ресторан.
— Посадить какие-нибудь семена.
— Накрасить ногти на ногах.
— Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
— Плести фенечки из бисера.
— Научиться отбивать футбольный мяч.
— Сделать и наполнить кормушку для птиц.
— Пускать мыльные пузыри.
— Устроить кукле ванну с пеной.

Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, то никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Какой должна быть реакция родителей на упрямство крохи

Это интересно!

Просмотрено

Существуют ли на самом деле дети-гении?

Советы родителям

Просмотрено

Родители должны быть очень осторожны с этим веществом, которое есть почти в каждом доме!

Все о воспитании

Просмотрено

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Советы родителям

Просмотрено

Родители с застенчивыми, привередливыми, плаксивыми детьми должны знать эту «мантру»!

«Мам, поиграй со мной, а то мне скучно!», «Я не пойду гулять, там скучно!» - как часто родителям приходится слушать эти слова. Если ребенку скучно, первый порыв взрослых уделить ему время, развеселить, избавить от хандры. Но не спешите. Если такие «приступы» у дошкольника появляются часто, это повод задуматься: а в чем причина?

Причины скуки

Ребенок может скучать по разным причинам:

То, чем он занимается, придумано взрослыми: родителями, воспитателями, учителями. Если ребенок при этом внутренне не замотивирован, то через некоторое время ему действительно станет скучно
. Он чувствует нехватку вашего внимания и таким образом хочет привлечь его
. Ваш ребенок много времени проводит за компьютерными играми. Из-за этого он привык к готовым решениям, его познавательная активность снижена. Ему, скорее всего, действительно не интересны те задачи, которые требуют умственного напряжения.

Если вдуматься, то все причины объединяет одно: ребенок не умеет распределять и использовать свободное время, ему скучно наедине с собой. И это педагогическая проблема, которую вы можете решить.

Как побороть скуку

Что обычно делают взрослые, если ребенку скучно? Правильно, все силы бросают на то, чтобы выбрать ему занятие по душе. И в 99% случаев ошибаются!

Отправляя скучающее чадо в различные кружки и секции, переплачивая репетиторам, призванным еще до школы пробудить в нем интерес к различным предметам, родители руководствуются убийственной логикой: чем меньше у ребенка свободного времени, тем реже он будет скучать. Что происходит на самом деле? Через какой-то период они слышат те же слова: «Скучно!» Психологи советуют, прежде чем выбирать ребенку занятие, постараться ненавязчиво вызвать интерес к нему, чтобы инициатива исходила не от вас, а от ребенка.

Ответьте себе честно на вопрос, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку? Попробуйте чаще бывать с ним в парке, выезжать на экскурсии, выставки, разговаривать перед сном, читать вслух книги. Возможно, вскоре он перестанет жаловаться на скуку.

Уменьшайте время, которое ребенок проводит за компьютером или игровыми приставками. Это непродуктивное занятие, которое ничего не дает для его развития. Дети быстро утомляются, становятся нервными, раздражительными. А самое главное - они перестают активно мыслить, так как компьютерные игры - иллюзия самостоятельно принятых решений. На самом деле, это суррогат, к которому формируется быстрое привыкание. Ваша задача найти как можно быстрее альтернативную замену и предложить ее ребенку, заинтересовать его тем, что действительно доставит ему удовольствие самостоятельных открытий.

Дайте ему время

Взрослым тоже бывает скучно. Это чувство знакомо каждому из нас. Скука, хандра, сплин - как бы мы ни называли это состояние, психологи утверждают, что оно посещает человека в то время, когда ему пора что-то изменить в своей жизни. Это «нулевая точка отсчета», возможность погрузиться в себя и переосмыслить свою действительность.

Нечто подобное чувствует и ребенок, только не может выразить. Если вы дадите ему немного времени, то вскоре поймете, к чему стремятся ваш сын или дочь, какие у них интересы, что им нравится так, что способно по-настоящему увлечь. Это и будет в дальнейшем средством от скуки. Так что, если ребенку скучно, не надо отчаиваться: пришло время ему научиться быть самостоятельным, в том числе и в выборе занятий по душе.

Кажется, ваш дом просто битком набит всевозможными развлекалочками для детей. Чего только нет: компьютеры и видеоигры, спортивные приспособления и книжные полки с яркими картинками. Конструкторы и машинки на батарейках, раскраски и пластилин… А десяток телеканалов, специализирующихся на программах для «юных зрителей»? , развивающие программы, изучение иностранных языков, истории и географии - и все это в доступной, игровой форме. Ну что ещё надо этому ребенку? Почему ему становится скучно дома?

Для печали и апатии (в границах нормы, разумеется) не требуется каких-то особенных причин .

Почему ребенку скучно?

  • ребенку надоел набор (даже самый разнообразный) домашних увеселений и хочется чего-то новенького;
  • ему скучно именно дома, и хорошо бы выйти «в люди» : в парк, в детский городок, хотя бы во двор на игровую площадку;
  • малышку одиноко, не хватает общения с родителями .

Исходя из вышеперечисленных причин и стоит искать выход из «скучной ситуации».

Что делать ребенку, когда скучно?

  • Когда игрушки и книжки надоели, по телевизору все уже пересмотрено, а паззлы сложены, найдите для ребенка новое занятие . Если он любит читать или пока только картинки разглядывает - принесите ему яркие рекламные проспекты, свои журналы (не эротического характера). Мальчикам понравятся автомобили, а девочкам подойдут даже каталоги декоративной косметики. Модели там красивые, все заманчиво блестит, колечки-бусики-помады. Такой журнал надолго способен занять дошкольника и вернуть ему хорошее настроение.
  • Если возможно - выйдите ненадолго из квартиры вместе с ребенком . Совместите прогулку с каким-либо неотложным походом - хотя бы в магазин или на прием к врачу. Побыв немножко в новой атмосфере, малыш наберется новых эмоций, встретит новых людей, подышит незнакомым воздухом. Заодно поможет вам выбрать продукты, донести до дома сумку. Остановитесь на 2 минуты, посмотрите на облака, послушайте городских птиц, посчитайте красные или синие машины по дороге . Дошкольники с благодарностью откликаются на любое мамино предложение.
  • При недостатке родительского внимания, разговоров и бесед, дети скучают даже в заваленной подарками , роскошной комнате и холодильнике, набитом шоколадом и мороженым. ! Дайте тряпочку и вместе вытирайте пыль. , развесьте белье. Уже в 3 года дочь способна рассортировать трусики и носочки. Готовите борщ - посадите ребенка за стол в кухне, пусть он рисует, а вы читайте ему стихи, рассказывайте что-то забавное, …

Когда скучать полезно: как прислушаться к своим желаниям

Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело — бросает, за другое — тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.

Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.

Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука — о чем она? Почему дети начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.

Почему детям становится скучно? Причин, если глобально, всего две.

1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени

Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра — садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!

А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?

И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно. Но главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.

И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.

Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).

И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты...

На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.

Эту проблему усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные игры. Нынче они главные спасатели и взрослых, и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.

О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка как о причине скуки педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.

Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.

2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко

Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.

С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться, и развиваться.

Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».

Что же делать, если ребёнку скучно?

Первое и главное: дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом, и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.

И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап — встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.

Следующий этап — тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.

Так что о чем же скука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им — к себе, нам — к себе.