Теоретические основы формирования нравственных ценностей. Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми Современные нравственные ценности у старших дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Е.С.Пляскина

ЛПИ – филиал СФУ

г. Лесосибирск

Аннотация: статья формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формы и методы работы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности ,нравственные привычки,обучающие задачи.

ФГ OC ДO дает возможность болеe углyбленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста . Обьективные потребности общества, закреплялись в нравственности, обретают оценок, общих правил и практических. Фиксируя те требования, которые общественное бытие к сознательно действующему у, нравственность является как способ практического орентирования человека в жизни. Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу, в том к различным формам . жизни в виде совокупности оценок, норм, правил, регулируют и поведение и обобщение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Проблема формирования нравственных ценностей – одна из актуальных в современных условиях. К исследованию данной проблемы обращались: Л., В.О.Голубко, С.А. Козлова и др.

Одна из важных функций воспителя в поцессе формирования нраственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать y подрастающего поколения устойчивое сознание, нравственные чувства и нравственное поведение, соответствующие современному образу жизни, сформировать жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в собственных, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Исходя из этого, перед воспитателями ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников.

B статье « Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ» Л. Волобуева и Е. Авилова определяют, что «формирован ие нравственных ценностей – есть процесс воспитания нравственного пов e д e ния и нравственных : привычек. характеризует отношение ч e лов e ка к окружающей. Чт o бы вызвать нравственные поступки, необходимо . соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка : – это потребность к нравств e нных поступков. могут быть простые, когда они основываются на правилах поведения, дисциплины, и сложные в том случае если y воспитанника создаются потр e бность и готовность к выполнению, имеющей определенное. Для успешного формирования нравств e нных качеств тр e буется , чтобы мотивы с . которых, дошкольников побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, значимыми в собственных, чтобы отношение к нравственным качествам y детей было эмоционально положит e льным , и чтобы при ребёнок был способен проявлять эти качества в конкретных ситуациях» .

Важное значение в проц e сс e формирования ц e нност e й, по мнению С.А. , «играет эмоциональ-ная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное познавательного мат e риала, сочувствие, желание принять участие в, o ценить его. Эм o циональная . может проявляться в эксп t рементальной окраск e , в мимике, жестах, движениях.» . Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности , принимают форму оценок , общих правил и практических предписаний. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. Нравственные ценности формам

Проблема – одна из актуальных в современных условиях. К исследованию данной проблемы обращались : Л., Волобуева. О. Голубкого, С. А. Козлова и др.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том , чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства , нравственное сознание , и сознание устойчивого нравственного поведения соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Исходя из этого, перед воспитателями ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников .

B статье «Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ » Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что «формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек . Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки , надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков . Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо , чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей , были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях» [Волобуева : 89].

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей , по мнению С. А. Козловой, «играет эмоциональная активность дошкольников . Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях» [Козлова : 112].

В дошкольном возрасте , по мнению Е. Смирновой, «особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства»

Для улучшения формирования нравственныхценностей личности у детей младшего школьного возраста на формирующем этапе нами составлена программа «Сказка» , на основе авторской программы А. О. Прохоровой.

Цель программы : создание в образовательном учреждении условий для формирования нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения у дошкольников .

Задачи программы :

Обучающие задачи :

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи :

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор .

3. Развивать навыки произвольного поведения : внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию стремления подражать положительным героям сказок.

6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Список литературы

1. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст : вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание . – 2007. –№3. – С. 88 – 91.

2. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В . О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики . – 2016. – №3. – С. 14 –1

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия» , 2007. – 416 с7.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Современное дошкольное образование . Теория и практика. – 2014. –№ 1 (43) . –С. 24 – 36.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание . – 2014. –№ 2. – С. 4 –18.

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей МКДОУ Евстратовский детский сад Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей Подготовил:.

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

Методы реализации этих задач в типовой программе ограничены двумя направлениями: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

1. Воспитание нравственных привычек;

2. Пример взрослого или других детей;

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности;

5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.

Итак, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы: «Пралеска», «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на нравственное воспитание ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.

В национальную базовую программу Республики Беларусь «Пралеска» включен раздел «Я и мир вокруг меня», в котором ставятся задачи по приобщению детей к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, развитию интереса к познанию себя и окружающей среды. «Отдельно выделен блок «Человек и общество». К числу задач данного блока в группе «Фантазеры» относятся: оказание помощи и социализации, постижении морально-этических норм и правил жизни в обществе, воспитание любви и уважения к родителям, формирование гуманных взаимоотношений с окружающими людьми. В данном блоке закладываются задачи по формированию представлений о человеке, семье, сверстниках, и обществе в целом. Подраздел «Ребенок как член семьи» направлен на формирование навыков культурного общения и взаимодействия с родными, развитие желания и умения оказывать эмоциональную поддержку, посильную помощь близким людям. В подразделе «Ребенок как член детской группы» раскрыты вопросы формирования представлений о правилах поведения в «детском обществе», развития способностей к взаимопониманию и сопереживанию в отношениях со сверстниками. В следующем подразделе «Ребенок как член общества» делается акцент на расширение знаний дошкольников о родном городе, стране, формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах, стимулирование желания получить в будущем интересную и нужную профессию. В центре внимания раздела «Развиваемся в деятельности» находится решение задачи формирования у детей норм и правил поведения, а также культуры общения со взрослыми и сверстниками» .

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, «целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности» .

Авторами программы не ставятся специальные задачи нравственного воспитания детей по причине того, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой» . Несмотря на это, в программе заложены предпосылки развития нравственных отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга» . Это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Однако программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех целей и задач, которые в ней поставлены, нет описания конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. «Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках» .

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа, в отличие от многих других, направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

Чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

Игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

Положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

Итак, можно отметить, что в рассмотренных программах наблюдаются некоторые расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Решение этой педагогической задачи связано с выполнением заказа общества — формированием у будущих школьников готовности к учебному труду и более сложным отношениям в коллективе. Усвоение детьми нравственных норм успешно происходит в условиях формирования коллектива под руководством воспитателя. Этот процесс осуществляется в разнообразных видах деятельности, при педагогически целесообразной организации нравственных отношений детей.

В ряде исследований представлены показатели активного отношения старших дошкольников к выполнению правил коллективной деятельности: ответственность, умение оказывать помощь, справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Отмечается, что поведение детей, соответствующее нравственным нормам, является необходимым условием для формирования ориентации на коллективные взаимоотношения.

Ценностная природа реализации нравственных норм определяет требования к их использованию в процессе воспитания. Исследования Ю.П.Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.АЛеонтьева, Ж.Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к у формированию “личностного смысла” их выполнения (А.Н.Леонтьев).

Главной особенностью усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста является ведущая роль взрослого в этом процессе.

С одной стороны, взрослый выступает как образец выполнения нравственных норм в широком социальном плане: дети усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе. С другой — педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эньконин, А.А.Люблинская и др.). В дошкольном возрасте нравственные новообразования представлены в виде «внутренних инстанций», которые возникают при наличии нового типа отношений ребенка со взрослым, когда взрослый начинает выступать в качестве образца.

В результате стремление ребенка следовать требованиям взрослых, усвоенные нормы приобретают характер некой обобщенной категории, что и является тем новым функциональным образованием, которая возникает в ходе нравственного развития ребенка и становится для него важнейшей моральной инстанцией» (Божович Л.И.).

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с историческими фактами, произведениями искусства, миром природы не только расширяет круг представлений о действительности, но позволяет определить ребенку свое отношение к ним. И многое здесь связано с позицией педагога. Воспринимая нравственные и эстетические суждения педагога, дошкольники в соответствии с ними оценивают события, взаимоотношения людей, их поступки и действия.

Исследования педагогов и психологов (В.А.Горбачева, В.Г.Нечаева, А.М.Виноградова, Т.А.Репина и др.) подтверждают, что сознательно усваиваются только те моральные ценности, которые имеют для детей реальный жизненный смысл и непосредственно связаны с их поведением. Поэтому необходима такая организация детской деятельности, которая имеет целью включение ребенка в практику отношений и поступков, соответствующих предъявляемым ему образцам.

В исследованиях, посвященных формированию нравственного поведения детей, выделяются три наиболее значимых круга вопросов:

  • изучение представлений и оценочных суждений детей о правилах и нормах поведения;
  • изучение реального поведения детей в различной деятельности;
  • изучение мотивировок, которыми дети объясняют свое поведение.

Доказано, что дети-дошкольники могут воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку качеств, поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок художественных произведений.

В практике работы дошкольных учреждений и семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе оцениваются с нравственной стороны. Отношение детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: реальных мотивов поведения, складывающейся направленности личности, умения видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков, опыта нравственных переживаний. От совокупности перечисленных факторов зависит восприятие ребенком нравственных требований и поступков.

Как правило, представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение.

Личный опыт нравственного поведения еще не богат ситуациями, где дети должны решать нравственные вопросы своих поступков и взаимоотношений. Однако такое опережающее развитие нравственных представлений позволяет ребенку иметь ориентир для выбора способа поведения в еще новых для него ситуациях, совершить поступок в конкретной ситуации в соответствии с известными ему нравственными нормами.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с культурой и традициями своего народа

В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.

Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие – наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.

Особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладываются основы, стержень личности человека. И эти основы должны быть четко определены. Мы в работе нашего дошкольного учреждения определили основные моменты, на которые необходимо сделать акцент в занятиях с дошкольниками.

Для нас важнейшие направления в работе по духовно – нравственному воспитанию – это:

Формирование представлений у детей о добре и зле, которые включают понятия о приверженности ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни других людей;

Уважение к культуре и истории своего народа, формирование понятия об истинном патриотизме;

Ориентация на продуктивный и необходимый для других труд, уважение к труду взрослых;

Ориентация на стабильную и счастливую семейную жизнь.

Общедоступными и универсальными средствами воспитания в детях ценностей и идеалов являются формы, которые связаны с использованием слова и языка. Это художественная литература.

И в первую очередь – это сказка. Что такое народная сказка? Это коллективное произведение, созданное всем народом, словно его творило оно нравственное лицо. Народная сказка находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, приобретет национально устойчивые черты, созданные переплетением индивидуального творчества.

И так как фантазия законный способ познания мира для детей, им нужна именно сказка. Она формирует эмоциональную жизнь ребенка никак не меньше, чем житейские обстоятельства.

Сказка помогает поверить в силу добра, которое, всегда побеждая зло, зовет к преобразованию мира и себя.

Из сказок ребенок узнает, что путь к счастью лежит через труд, сопряженный с преодолением всевозможных препятствий. Сказка помогает ребенку научиться различать добро и зло, как нравственные категории.

Народная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит корнями в психику, восприятие, культуру и язык народа, т.о. через сказку ребенок узнает Родину, как и ее творца – русский народ. Она пособие к познанию национальной биографии.

Авторские сказки, созданные на основе народных сказок, в русской литературе являются ярким примером мировоззренческой притчи поданной в легкой образной форме: для дошкольного возраста - это сказки А.С. Пушкина « о рыбаке и рыбке», «о золотом петушке», «о царе Салтане» и др.

Сказки для старшего дошкольного возраста формируют представление о необходимости учения, например сказка А.Н. Толстого «Буратино», произведения Н.Носова «Приключения Незнайки» и др.

В сказках на смекалку утверждается ценность интеллекта, его житейская мудрость. Примерами могут служить русская народная сказка «Вершки и корешки», сказка «Каша из топора». Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться.

Особую группу составляют поэтические исторические произведения, с которыми знакомим детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь, это былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине, прежде всего через защиту ее «на поле брани» в суровые времена войн. Эти произведения незаменимы для формирования у детей понимания ценности благополучия и процветания своей страны, готовности защищать ее в случае необходимости от нападений и разорений.

Кроме того, многие былинные богатыри имеют реальных прототипов. Былины очень достоверны в описании деталей реальной жизни. Таким образом, дети могут с ранних лет приобщиться к русской истории, научится любить ее, а значит и свою Родину.

Знакомство дошкольников с выдающимися людьми России и воронежского края является неотъемлемой частью работы, проводившейся в нашем детском саду. На протяжении всего календарного года педагоги знакомят детей с выдающимися людьми России, с эпохой, в которой они жили, с историческими событиями того времени. Для того, чтобы дети в будущем любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Знакомство с биографиями великих людей России, таких как А. Невский, Д. Донской, К. Минин, Д. Пожарский, М.Л. Кутузов, А.В. Суворов, Ф.Ушаков, А.С. Пушкин, Ю. А. Гагарин и др. дает детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости великим народом, важной частью которого они являются.

Воспитание уважения к труду и людям труда – это важная часть работы педагогов с детьми. В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Проводя интеграцию различных видов деятельности, мы ручной труд соединяем с занятиями познавательного содержания.

Жаль, что не все родители понимают необходимость воспитания в детях уважения к труду, в том числе физическому или ремесленному. Нравственные установки рассматриваются некоторыми родителями с позиции, что их ребенку это не надо. Наша задача разъяснить родителям, что мораль и нравственность являются общечеловеческими ценностями. Это не предмет личного выбора или вкуса. Родителям важно понять, что нарушение норм нравственности влечет за собой нарушение душевного, психологического здоровья и благополучия личности. Труд нужен не только тем, кто заинтересован потреблять его плоды, результаты. Труд необходим самому человеку для того, чтобы полноценно развиваться и реализоваться. Для ребенка труд – важнейшее условие полноценного психического развития. В труде формируются волевые качества личности, ребенок учится ставить цель и достигать ее в процессе деятельности. Достижение результата - здоровая основа для формирования гармоничной самооценки. Работу по этой теме проводим с родителями, организуя родительские собрания, круглые столы для того, чтобы родители могли высказать свою точку зрения, а потом обсудить ее с другими и услышать профессиональную позицию педагогов.

Работа с семьями воспитанников наиболее сложная часть работы педагогического коллектива и администрации детского сада. Мы стараемся эту работу проводить деликатно, для того чтобы вместе с семьей донести до ребенка простые нравственные установки, что старших надо уважать и слушаться; братья и сестры ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.

Осознавая ответственность за формирование основ душевного здоровья у подрастающего поколения, мы надеемся, что через уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране, через ясные представления о добре и зле мы вместе с нашими детьми станем ближе к простым, вечным и подлинным человеческим ценностям.