Ю. Б. Гиппенрейтер «Разговариваем с ребенком. »: как общаться с ребенком. Юлия Гиппенрейтер - Общаться с ребенком. Как


Ю. Б. Гиппенрейтер

Общаться с ребенком. Как?

Предисловие к 6-му изданию

Эта книга повторяет текст предыдущих ее изданий без изменений. Однако в ней гораздо больше рисунков, к тому же цветных. Обычно иллюстрации помогают лучше понять то, что выражено словами. Они пробуждают интерес и лучше запоминаются. Как оказалось, многие родители читают эту книгу вместе с детьми, и картинки очень помогают в их совместных обсуждениях и разборах случаев. Надеюсь, в этом новом виде книга понравится читателям всех возрастов.

Приношу глубокую благодарность художницам Валерии Хмара и Полине Егорушкиной, творчески воплотившим в рисунках многие интересные и трудные моменты общения детей и взрослых.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, апрель 2008 год

Предисловие к 5-му изданию

Этот выпуск повторяет предыдущие издания книги без изменений.

Меня очень радует постоянное стремление родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми. Читатели часто обращаются с просьбой написать «больше» или «что-нибудь еще». Эти просьбы вдохновляют и заставляют думать об углублении и расширении главных тем, которым посвящена эта книга. Надеюсь, в скором будущем мне удастся выполнить пожелания читателей.

Хочется добавить, что все ответы на вопросы «Как…?», которые вы здесь находите, относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Я нередко слышу от близкого друга: «Напиши в своей книжке, что мужья – те же дети», а знакомые женщины добавляют: «И жены – тоже!». И они правы в том смысле, что гуманные принципы общения универсальны для всех возрастов. Если вы еще не женаты или у вас еще нет детей, а тем более если они у вас есть, самое время позаботиться друг о друге и о гармоничных отношениях между собой. Тогда вы станете создателями атмосферы, которая необходима для развития личности ребенка – и вашей тоже.

Очень надеюсь, что эта книга поможет вам в этом.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, август 2006

Предисловие ко 2-му изданию

Первое издание этой книги быстро разошлось, что подтвердило огромную потребность наших читателей в приобретении знаний и практических навыков, которые помогают лучше общаться с детьми.

Восхищает исключительная готовность людей серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей, несмотря на экономические катаклизмы и стрессы нашей современной жизни. Специалисты «помогающих профессий» – практические психологи, психотерапевты, социальные работники и педагоги, число которых сейчас быстро растет, стали незаменимыми участниками этого процесса.

Автору было приятно и важно получить доброжелательные отзывы о практической пользе книги от разных кругов читателей – родителей и учителей, упомянутых специалистов, работающих с семьями и детьми, преподавателей, обучающих этих специалистов, и даже (что было особенно приятной неожиданностью) от самих детей-подростков.

Положительный прием книги заставил продолжать думать над ее содержанием: что еще было бы полезно в нее включить?

Некоторые результаты этих размышлений нашли отражение в настоящем издании. Прежде всего в него вошел совсем новый материал, посвященный «слоям» нашей эмоциональной жизни, самооценке и ее решающей роли в жизни ребенка и взрослого. Это составило содержание нового, десятого урока. В нем же систематизируются практические выводы из всех предыдущих уроков.

Наконец, нужно отметить новое художественное оформление настоящего издания.

Хочу принести искреннюю благодарность художнику Г. А. Карасевой за чуткое отношение ко всем пожеланиям автора и их мастерское творческое воплощение в рисунках и макете книги.

Моя неизменная глубокая благодарность Т. В. Сорокиной за огромный кропотливый труд по литературному редактированию обоих изданий книги, а также за постоянный энтузиазм, который был для меня большой поддержкой в процессе работы над книгой.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер Москва, 1997 г.

Можно ли что-то поправить? Как?

(Предисловие к 1-му изданию)

– Как построить нормальные отношения с ребенком?

– Как заставить его слушаться?

– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным» , то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.

Прежде чем приступить к основному содержанию, сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной практическими психологами.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Общаться с ребенком. Как? Юлия Гиппенрейтер

(Пока оценок нет)

Название: Общаться с ребенком. Как?

Описание книги «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер

Дети рождаются очень милыми и смешными, но с взрослением превращаются в настоящих монстриков. И хорошо, если это проходит со временем и не доставляет особых хлопот ни родителям, ни окружающим. А если ситуация выходит из-под контроля?

Юлия Гиппенрейтер написала замечательную книгу «Общаться с ребенком. Как?». Само название уже говорит за себя. Как можно и нужно общаться с неуправляемым ребенком, чтобы он слушался?

Порой бывает так, что сами родители начинают биться головой о стену, потому что просто не знают, что делать со своим любимым чадом. А все почему? Да потому что мы неправильно говорим с детьми.

Дети на самом деле порой даже умнее взрослых, ведь они на мир смотрят очень просто, ничего не усложняя. И действуют они точно так же. К тому же дети быстро изучают ситуацию, людей, и знают, с кем и как себя нужно вести, чтобы получить желаемое.

Каждый из нас, возможно, когда-то замечал, что к одним людям ребенок идет легко, а при виде других начинает плакать. Дети – отличные психологи, они сразу понимают, что собой представляет тот или иной человек.

Родители должны понимать это и вести себя правильно, чтобы в будущем направлять своего малыша в нужное русло, чтобы он прислушивался к мнению взрослых и уважал его. Но часто мы слишком любим своих детей. Даже не так, мы слишком это показываем, позволяя чадам садиться нам на голову и делать все, что их душеньке угодно. И тогда становится худо всем…

Вот как раз книга Юлии Гиппенрейтер и помогает избежать таких ситуаций, когда уже кажется, что вы – плохой родитель, что не можете воспитать ребенка, сделать так, чтобы он просто нормально себя вел.

Здесь важно общение. По моим наблюдениям, дети уважают тех, кто относится к ним, как к равным. То есть с малышами не надо сюсюкаться, спускать с рук их плохое поведение. Во взрослом мире ведь все именно так. Мы сделали что-то плохо и должны за это ответить. При этом нельзя себя вести так, что вы главный, потому что взрослый, а ребенок – слабый и должен подчиняться. Здесь нужен особый подход, что и описывает Юлия Гиппенрейтер.

«Общаться с ребенком. Как?» — это пособие, которое поможет научиться правильно общаться с детьми. Не просто запретить делать что-либо, а объяснить, почему этого делать нельзя, к чему это приведет.

Юлия Гиппенрейтер очень легко рассказывает о вещах, которые очень просты на первый взгляд, но которые часто упускают родители. Важно ведь не просто накормить, обуть, одеть и обучить малыша, но и сделать его хорошим человек, научить любить прекрасное, уважать старших. Это все банально на первый взгляд и кажется, что это легко сделать. Но это только кажется таким простым.

Книга Юлии Гиппенрейтер – прекрасная работа, которая помогла многим родителям во всем мире. Если у вас есть проблемы с ребенком или вы просто хотите их избежать, обязательно прочтите эту книгу. Она уникальна, она – как хороший психолог, который поможет разобраться в проблеме и легко ее решить.

Издание 6-е.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Книга «Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер Юлии Борисовны поможет многим родителям наладить отношения с детьми.

Часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети непослушны, отбились от рук, делают, что им вздумается. И если поначалу это лишь небольшие шалости, то постепенно это может перерасти в нечто более серьёзное. На самом же деле, родителям следует обратить внимание на самих себя. Если вы считаете, что ваш ребёнок ведёт себя как-то не так, то это обусловлено вашими же методами воспитания.

Часто родители слишком сильно любят своё чадо, позволяя ему безнаказанно совершать нехорошие поступки. Иногда они и рады бы проявить строгость, но при взгляде в невинные глаза любимого ребёнка не могут устоять и сдаются. А ребёнок рано или поздно понимает, что ему всё сходит с рук.

Бывает же наоборот, когда родители стремятся максимально контролировать своих детей, постоянно ставя им какие-то условия и ограничения. Когда родитель ведёт себя словно хозяин ребёнка, а ребёнок должен выполнять все его приказы, то это тоже не приводит ни к чему хорошему. Дети чувствуют, что их подавляют, и могут плохими поступками выражать свой протест, показывать свой характер. Так они выражают право на собственное мнение. В результате из таких детей вырастают либо хулиганы, либо неуверенные в себе, закомплексованные молодые люди, которым потом трудно устроиться в жизни.

Книга расскажет, как найти тот самый баланс между любовью и строгостью, как говорить с ребёнком, чтобы он понимал взрослых, уважал их и прислушивался к их мнению. Юлия Гиппенрейтер даёт множество ценных советов, которые помогут улучшить взаимопонимание между детьми и родителями, избавят их от конфликтов. Родители смогут лучше научиться контролировать свои эмоции, проявляя в нужные моменты строгость или давая свободу ребёнку. Книга будет полезна родителям детей разного возраста, ведь понимание в семье важно в любое время.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Общаться с ребенком. Как?" Гиппенрейтер Юлия Борисовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

О воспитании детей. Пособие для родителей

© Гиппенрейтер Ю.Б.

© ООО «Издательство ACT»

Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер – самый известный в России детский психолог, автор бестселлеров, которые помогли сотням тысяч родителей. «Общаться с ребенком. Как?» – это знаменитая книга о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни сделали эту книгу настольным справочником для всех родителей, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.

Можно ли что-то исправить? Как?

(Из предисловия к первому и второму изданиям)

Как построить нормальные отношения с ребенком?

Как заставить его слушаться?

Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся взаимоотношений с ребенком и в семье в целом.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Большой вклад в гуманистические идеи воспитания и обучения внесли отечественные ученые, прежде всего Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин и др.

Психологи обнаружили, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Из этого открытия был сделан важный вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать на практике способам правильного общения с детьми.

Этим и стали заниматься психологи. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» для родителей. В нашей стране такие курсы (их еще называют «группами» или «тренингами») также приобрели большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность населения.

Психологи сделали радостное открытие: оказалось, что многие родители гораздо больше готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагалось. В результате обучения они не только прекращали «холодную войну» с детьми, но и умели установить с ними глубокое взаимопонимание. О другом замечательном результате часто сообщают родители, которые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста». Они вовсе не нашли этот возраст трудным – ни для себя, ни для своих детей.

Несколько слов об этой книге. Мне хотелось сделать ее полезным практическим руководством как для участников тренингов, так и для тех, кто хочет или вынужден осваивать искусство общения самостоятельно. Поэтому первая часть написана в форме уроков и включает упражнения, вопросы и примеры.

Каждый урок содержит небольшой, но важный, а подчас и трудный для усвоения материал. Необходимо делать задания к урокам, а не только читать их текст. Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока и только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

В книге вы также найдете популярное изложение некоторых научных сведений, результатов исследований и экспериментов, а также письма родителей, которые иллюстрируют темы наших практических занятий. Чтобы не нарушать линейное движение по урокам, мы решили оформить этот материал в виде отдельных блоков – «боксов». Их можно читать и независимо от текста уроков.

Одновременно с писанием книги у меня была счастливая возможность проводить тренинги с родителями, учителями, воспитателями школ и детских садов, студентами психологического факультета и слушателями спецотделения МГУ. Очень хочу поблагодарить всех участников этих тренингов. Вы искренне делились своими проблемами, переживаниями, пробами, ошибками – и снова пробами. Малейший успех каждого из вас поддерживал и вдохновлял остальных, и многие к концу наших занятий достигали глубоких сдвигов в понимании себя и своих детей. Ваши поиски и успехи, напряженный душевный труд нашли отражение в этой книге, и, я надеюсь, вдохновят вступить на этот путь многих и многих других родителей, педагогов и воспитателей.

Хочу принести искреннюю благодарность художнику Г. А. Карасевой за чуткое отношение ко всем пожеланиям автора и их мастерское воплощение в рисунках книги.

Моя неизменная глубокая благодарность Т. В. Сорокиной за огромный кропотливый труд по литературному редактированию первых изданий книги, а также за постоянный энтузиазм, который был для меня большой поддержкой в процессе этой работы.

Профессор Ю.Б. Гиппенрейтер

Москва, 1995

Урок 1

Безусловное принятие

Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие.

Что он означает?

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить) «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Как же часто родитель ловит себя на мысли, что не понимает своего ребенка. Почему он ведет себя совсем не так, как хочется родителю, почему не идет на контакт и закрывается в себе, а взрослым становится не под силу достучаться до него? Книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» помогут вам разобраться в этих вопросах и еще на шаг приблизиться к своему ребенку.

Общаться с ребенком – как?

Первая книга «Общаться с ребенком. Как?»построена уроками, в которых автор демонстрирует различные техники общения с детьми, приводит примеры из жизни, из писем взрослых и детей, отвечает на часто задаваемые вопросы родителей, а затем предлагает сделать домашнее задание.

Автор акцентирует внимание на том, что взрослые изначально должны любить ребенка не за что-то, а просто так – безусловно. Да, он может быть не такой, как вам хочется – у него свои мысли, желания, понимания окружающего мира, и он может быть не согласен с вами, а вы – с ним. Но это ВАШ ребенок и если вы его любите, то принимаете его не за то, что он красивый, умный или хороший помощник, а просто за то, что он есть! Кроме того, психологически правильно, если ругая ребенка за проступки, вы не будете кричать ему, что он плохой. Помня, что ваш ребенок хороший и вы любите его безусловно, вы будете вести критику с точки зрения описания поступка – поступок плохой, значит его не нужно повторять.

Также Ю.Гиппенрейтер посвящает целую главу о важности развития ребенка через помощь взрослого – волшебные слова «давай вместе», которые имеют отличные результаты по сравнению с «ты что, не можешь сделать этого сам?!».

Рассказывается и про конфликты между поколениями, об их причинах, конструктивном и некоструктивном способах их решения. Не малое значение автор отводит проблеме тональностей общения — как правило, родители используют «руководящие указания», которые не дают ребенку свободы действий и оставляю большое поле для возникновения конфликтных ситуаций.

Юлия Гиппенрейтер учит родителей тому, что ответственность ребенку также необходима, как и все остальное, поэтому важно научиться снимать с себя заботу и постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому. Необходимо позволять ребенку сталкиваться и с негативными последствиями своих поступков, ведь только получив личный опыт, ребенок станет более сознательным в поступках.

«Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития».

М.Монтессори

Самый замечательный урок для родителей – описание техники активного слушания ребенка с примерами. Автор учит родителей, что «активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Важно, что данная техника работает как с маленькими детьми, так и с подростками, и с взрослыми людьми. То есть, если вы научитесь общаться, используя данную технику, дети будут вам благодарны, мало того, они достаточно быстро примут вашу манеру ведения разговора и начнут активно слушать вас.

«…Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом ее чудесное свойство…»

Также автор не проходит мимо темы чувств родителей. Ведь взрослые тоже могут устать, плохо себя чувствовать и быть просто не в силах достойно отвечать ребенку. В данном случае, Юлия Гиппенрейтер советует применять «я-сообщения». То есть честно говорить ребенку о своих чувствах и переживаниях. Особенно важно сообщать детям о своих отрицательных переживаниях, вызванных поведением ребенка. Например, если у вас болит голова, а ребенок шумит, можно сказать, что в другое время вы бы без проблем реагировали на шум, но сегодня вы плохо себя чувствуете и просите его быть тише. Помните, что очень важно говорить о себе и своем переживании, а не о поведении ребенка или о нем самом.

Автор учит родителей, что их требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, двигательной активностью), что взрослые должны согласовывать между собой ограничения (чтобы не было ситуаций, когда папа разрешает что-то, а мама это запрещает), а также что запреты не обязательно сообщать повелительным тоном. Тон вполне может быть дружественно-разъяснительным.

Также разъясняется момент наказания – лучше наказывать лишая чего-то хорошего, чем делая ребенку что-то плохое.

Мы не можем предвидеть всех последствий приглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность. Может быть, мы заглушаем саму жизнь.

Итак, чтобы не допустить разлада ребенка с самим собой, вам необходимо:

  • Принимать и любить его безусловно
  • Активно слушать его переживания
  • Качественно проводить с ним время, отдаваясь его потребностям
  • Не вмешиваться в то, с чем он справляется без посторонней помощи
  • Помогать, если просит
  • Поддерживать успехи
  • Делиться с ним своими чувствами
  • Стараться решать конфликты конструктивным способом

Продолжаем общаться с ребенком – так?

Во второй книге Ю.Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» повествует о необходимости знания и понимания своего ребенка родителями, раскрывает различные способы и пути воспитания, отвечает на вопросы родителей.

Данная книга уже не структурирована в виде уроков, порой кажется, что автор перескакивает с темы на тему. В книге много рассказов из жизни, в том числе автобиографических описаний о детстве известных личностей – Марины Цветаевой, Айседоры Дункан, Марка Шагала, Павла Флоренского, К.Лоренца, Л.Ландау, Чарли Чаплина, Николо Паганини.

Автор много ссылается на различные источники, которые также могут помочь родителю глубже разобраться в тонкостях детской психологии, в т.ч. приводит много цитат из книги «Саммерхилл — воспитание свободой» А.Нилла, А. Звонкина «Домашняя школа для дошкольников».

Желаем вам приятного прочтения, дорогие настоящие и будущие родители. Помните, гармоничные отношения – это условие благополучного развития вашего ребенка в целом, и эмоционального развития в том числе.

Материал написан для сайта http://www.prostokniga.com.ua/


P.S. Уже есть в продаже моя книга « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете заказать книгу, заполнив форму ниже 🙂