Экологическое воспитание, образование и культура. Значение экологического воспитания

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности - не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию.

При этом доступное и обязательное, по крайней мере среднее, образование - один из наиболее действенных путей сокращения резкого прироста населения («демографического взрыва»). Образование - это своего рода долгосрочное капиталовложение, существенно способствующее развитию «устойчивого общества».

Экологическая нравственность и экологическая этика будущих поколений формируются сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Человек - пусть и выдающийся, но по значимости для биосферы не подавляющий вид.

Осознание проблем в сфере экологического образования на международном уровне завершилось в 1970-х гг., в результате чего ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН провели Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977). В итоговом документе - Тбилисской декларации - впервые сформулированы рекомендации членам международного сообщества по развитию экологического образования.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т.п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, наконец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении - вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. В вузах должны подготавливаться экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными разделами этой науки.

Анализируя современное состояние экологической подготовки людей, профессор Н.Н. Марфенин (2007) привел следующие определения в данной сфере.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание - то же обучение экологическим нормам поведения, но не теоретическим путем, а на практике в процессе развития ребенка на основе подражания жизненным установкам и поведению окружающих взрослых.

Экологическое просвещение - распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры.

Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимосвязи с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Экологическая культура тесно связана с другими составляющими культуры.

Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в Российской Федерации свидетельствуют разделы XII и XIII Закона об охране окружающей среды, где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».

В настоящее время происходит формирование и экологической культуры, которая, по определению Н.Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества.

Древнейшие религии мира основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе - «...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» (Библия, Екк. 3:19).

Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент (элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая культура как новый способ взаимоотношений человека и природы исходит из того, что общественные изменения целиком зависят от современного ресурсного потенциала природы.

Сегодня проблема повышения экологической культуры и образования актуальна как никогда. Эти понятия определяют уровень восприятия людьми окружающего мира и оценку своего положения в природе. Имеется прямая зависимость экологической безопасности общества от уровня экологической культуры людей и обратно пропорциональная - количеству и уровню материального потребления населения.

Экологическое образование и воспитание начинается с раннего возраста и основывается на примерах экологически грамотного поведения взрослых. Существенную роль в формировании экологической грамотности (т.е. знании законов природы и навыков сохранения природной среды) играет школа.

Требование всеобщности и комплексности экологического образования закреплено законодательно. Так, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона об охране окружающей среды начинается ст. 71, в которой указано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

В Российской высшей школе с 1990-х гг. создана и реализуется система экологического образования, сформирован ряд новых экологических направлений специальностей и специализаций. В вузах фундаментальные курсы экологии осваиваются наряду с обязательным изучением математики, информатики, физики и химии.

Руководствуясь современными знаниями о науке и технике, экокультура должна способствовать гармоничному существованию антропогенных и природных экосистем.

экологический воспитание дошкольник

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные животные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии». Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

  • 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
  • 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
  • 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие - «взаимодействие человека с природой», с помощью которого, как считает Николаева С.Н., легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, как экосистему. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. По мнению педагога наблюдения, наглядное моделирование, обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома».

Николаева С.Н. предлагает использовать закономерности и явления, существующие в природе:

  • 1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность.
  • 2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
  • 3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

В ДОУ воспитатель и дети выращивают растения, животных - этим можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Итак, научной основой содержания знаний о природе для школьников служит ряд понятий биоэкологии и некоторые закономерности живой природы.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и пожалуй всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче развивает способность к образному, будет в нем лучшие чувства, мышлению, наблюдательность, внимание.

Усугубления экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экономического создания, культуры природопользования, люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход, долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природы охранительного, гуманного отношения к флоре и фауне. От людей во многом зависит разнообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Природа всегда и везде окружает детей – это естественная среда, в которой они живут и действуют.

Введение детей в мир родной природы и расширения круга представлений и элементарный понятий путем непосредственного восприятия природы – одна из главных задач д/сада. Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидания (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представительных (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде).

2) о возможных формах воздействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ними, его защите). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо, оно дышит, питается, передвигается, растет. Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.

Познакомить детей с природой поможет уголок природы, где собираются комнатный растения и некоторые животные. Следует отметить, что непосредственный контакт ребенка с объектами природы помогает воспитать такие чувства, как бережное отношение к ним, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

В действительном общении детей с природой – на экскурсиях у детей появляется интерес к окружающему, наблюдательность, любознательность, пытливость. Благодаря этому, внимание детей делается более устойчивым, у них возникает много вопросов, которые показывают, что дети не только воспринимают факты, но и пытаются осмысливать их. Таким образом в процессе ознакомления детей с природой, у детей развивается речь и мышление.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь отводится семье. Немаловажную роль играет работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Благодаря ознакомлению детей с природой путем непосредственного общения с ней на экскурсиях, прогулках, в играх и труде, рассматривании картин, бесед, рассказывания, рисования и лепке некоторых предметов, представление у детей об одном и том же предмете обогащается, уточняется. В связи с этим у детей растет интерес к природе, любознательность, наблюдательность.

Дети понимают, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Так дети впервые познали связь между субъектами природы. На примере растений дети узнали, что растениям нужны свет, влага, тепло.

Без живых объектов невозможно воспитать в детях чувство доброты, чувство жалости, заботы, трудолюбия. У нас в группе попугайчики. Казалось, что дети должны были любить их, заботиться о них, а кормить и убирать клетку, желающих было мало. В основном дети проявляли чувство брезгливости. Стала детям читать книги о животных: Чарушина, Житкова, Бианки, поставила эти книги в книжный уголок. Параллельно с этим в присутствии детей ухаживала за птицами, показывая им приемы уборки и любовь к попугайчикам, называя их ласковыми именами. Показывала их беззащитность перед детьми, их зависимость от нас от ухода за ними. Постоянная работа наблюдения за повадками постепенно привлекала внимание детей. В беседе с детьми я рассказывала им о Родине, где живут попугаи, об их повадках, о том, что они любят, рассказывала что это декоративные птицы, то есть живут у нас только в клетках, на улице жить не могут, погибнут. Поэтому нужно следить за ними, чтобы они не улетели. Мы выпускали Кешку с Тиной полетать, размять крылышки, птицы пользовались полной свободой, даже кормились с детьми из одной тарелки. Мы с детьми много беседовали на темы: «Мой четвероногий друг», «Они не могут жить без нас», «Человек защитник всего живого», «Любовь и добро всегда побеждают». Я часто рассказывала детям истории из жизни птиц, почему они боятся человека и когда я предлагала детям подумать и рассказать, а как бы они поступили, чтобы птицы тебя не боялись и любили? Объяснила детям, что птиц, живущих на улице надо кормить, для этого за окном в группе повесили кормушки, а дети наблюдали – сколько и какие птицы прилетают. Мы отмечали в календаре (сколько птиц было, чем питались). Дети насыпали в кормушки зерна, остатки хлеба, синичкам клали кусочки сала.

Забота о пернатых формирует чувство гуманности и сострадания. Дети приобрели все больше и больше навыков по уходу за животными. И скоро у нас в группе появился еще один жилец. Это была черепаха – Машка. Вместе с детьми подготовили террариум (насыпали песок, положили камешки, посадили растения). Мы читали с детьми, что любят черепахи, когда кормить ее, как создать хорошие условия для жизни. Какая же была радость, когда в группе появилась черепаха. Дети наблюдали за Машкой, за ее повадками. С радостью убирали у нее и кормили. Приносили ей капусту, морковку, яблоки. Они наблюдали как черепашка ест. Интересовались для чего ей нужен панцирь. Сначала черепаха побаивалась детей и постоянно пряталась. Но вскоре стала более спокойно относиться к прикосновениям детей, и уже спокойно гуляла по группе и не боялась детей.

Я считаю, что в моих детях мне удалось воспитать положительное отношение к животным, к природе, так как оно основывалось на знаниях и практической деятельности детей. Это чувство развивалось постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Сформированное уже более или менее устойчивое поведение превращается при благоприятных условиях в привычку.

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если наибольшее внимание будет уделяться предметно-развивающей среде в детском саду.

Объект - экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.

Предмет - предметно-развивающая среда как средство экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы проблемы экологического образования дошкольников.

2. Рассмотреть основы экологической культуры как результата экологического образования дошкольников.

3. Проанализировать роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть методику использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы о дошкольном образовании.

Экологическое образование детей

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни .

Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества, ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи, липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха, кустарники. Резко обеднели флора и фауна.

Разумеется, люди стали бить тревогу. Наиболее активная часть стала называть себя «зелеными», экология стала популярной. Неизбежно расширились границы экологии. Говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии» (появилось множество факультетов и кафедр с таким названием), «политической экологии», «экологии культуры» и даже «экологии семьи».

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. .

Экологическое образование это:

Непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

Формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления и связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира: они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей все интересует, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.

ЗудоваОльгаИвановна

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников

Детивсегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемыйисточникдуховного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, это важнейшие задачи детского сада.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению ими лягушек, ежей, полезных насекомых.Это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточая ее. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы детиуже в дошкольном возрасте получиливерные сведенияо природе.

Интереск природетоже необходимо воспитывать. Показывая детям, чтои как надо наблюдатьу животных и растений, обращая их вниманиена внешний вид, движения, повадки, взрослыйформирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместес наблюдательностью развивается и любознательность.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого взрослый сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету." Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)