Елка на новый год традиция. Откуда взялась традиция ставить ёлку на Новый год? Где же зародился праздник ёлки

Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами: а откуда пришла к нам ёлка? Что она символизирует? Почему именно ёлка неотъемлемый атрибут на Рождество и ? Когда же появилась у нас ёлка и откуда она пришла, и попытаемся выяснить мы в данной статье. В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений . Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская …»

Как вам уже известно из статьи , традицию празднования Нового Года с ёлкой в Россию своим указом принёс в 1699 году. Вот небольшой фрагмент из этого указа (буква «ъ » в конце слов не читается):

«…нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде , после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно…»

Тем не менее, к будущей рождественской ёлке указ императора Петра имел всего лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Этим ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала уже намного позже. Текст государева указа свидетельствует нам о том, что для Петра во вводимом им обычае, с которым он познакомился во время европейского путешествия, важной была как эстетика – дома и улицы велено было украсить хвоей; так и символика – декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование празднования именно .

Важно, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является, чуть ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти самозванца новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причём эти ёлки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки ».

Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений , которые перед Новым Годом продолжали украшать . По этим ёлкам, которые были привязаны к колу, установлены на крышах или же воткнуты у ворот, опознавались кабаки. Ёлки стояли там до следующего года, накануне которого старые заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла» . Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака... состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей... На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка ; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита ёлка ...
Что это?.. – Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак !..»

Вот почему, кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем »; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься »; «ёлка (кабак) чище метлы дом подметает ». Вскоре, весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять » – пьянствовать, «идти под ёлку » или «ёлка упала, пойдем поднимать » – идти в кабак, «быть под ёлкой » – находиться в кабаке; «ёлкин » – состояние алкогольного опьянения и т.п.

Где же зародился праздник ёлки?

Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено , громадный кусок дерева или пень , который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространённому верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян – это так называемый бадняк , у скандинавов – juldlock , у французов – le buche de Noël (рождественский чурбан, что, по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух – русское обух – обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов – норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка ).

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии , где ель во времена ведической была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель ». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.

После крещения и латинизации славянских народов (чистокровные немцы – это не арийцы, а славяне, точнее святорусы – голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной Германии, обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева , устанавливая в домах уже не на , а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum (интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее – святой ночи полено , где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет ). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

Рождественское дерево со свечами и украшениями впервые упомянуто в 1737 году. Пятьюдесятью годами позже датируется запись некой баронессы, которая утверждает, что в каждом немецком доме «приготавливается еловое дерево, покрытое свечами и сластями, с великолепным освещением» .

Во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noël) , и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в северных странах. В рассказе-стилизации писателя-эмигранта М.А. Струве «Парижское письмо», где описываются «первые парижские впечатления» русского юноши, отмечавшего Рождество 1868 года в , говорится: «Комната... встретила меня приукрашенной, но ёлки , любезной мне по петербургскому обычаю, даже хотя бы и самой маленькой, в ней не оказалось …»

Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы, под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга…

Теперь, зная правду о ёлке и праздниках, с ней связанных, можно отлично отпраздновать Рождество Солнца (подробности читайте в моей статье ) и без ёлки, и без Деда Мороза, и без и не в полночь, и самое главное – в настоящий день Рождения Солнца , который празднуется вечером с 24-го на 25 декабря, а не по нашему стилю с 6-го на 7-е января.

Получается, что весь христианский мир правильно празднует Рождество Солнца , а нас, русов, как всегда, обманули и подсунули нам чужих богов, чужие традиции и праздники, и в чуждые истине дни! Празднуя, не забывайте, ради чего все собрались за столом, и чьё Рождество празднуете…

Все мы с детства обожаем наряжать новогоднюю елку. Эта традиция имеет давнюю историю и берет свое начало из библейских легенд. Почему же принято украшать именно хвойные деревья и откуда взялась эта традиция?

На этот счет есть несколько притч и сказаний.

По христианскому преданию в ночь, когда на свет появился Сын Божий, на небе загорелась яркая звезда. Увидев божественный знак, к Вифлеему направились не только люди, но и растения. Все хотели показать великую радость и преподнести младенцу подарок: цветы, фрукты и ягоды.

На великое событие из северных земель спешила ель. Она пришла самой последней и стеснительно встала в сторонке. В спешке ель забыла о подарке для новорожденного Спасителя. Тогда растения один за другим стали отдавать ели свои дары: плоды, лепестки, яркие цветы. Дерево преобразилось, стало красивым и радостно подошло к Иисусу. Малыш улыбнулся и на верхушке ели засияла яркая звезда.

По другой легенде, в пещеру к Спасителю хвойное дерево не пропустила пальма, упрекнув ее острыми колючками и липкой смолой. Скромная Елочка не стала оправдываться и грустно наблюдала за всем в сторонке. Тогда один из ангелов смилостивился и обогатил ее ветви сияющими звездами.


Увидев такую красоту, младенец улыбнулся и подал ручку прекрасному дереву. С тех пор Ель стала знамением великого праздника Рождества Христова.

Новогодняя традиция в Северной Европе

С незапамятных времен европейцы верили в существование лесных духов, живущих в густой чаще, особенно на соснах, елях и пихтах. Они верили, что метели и вьюги – это проделки духов. Что бы задобрить таинственных существ, люди всеми способами старались им угодить: украшали хвойные деревья, приносили подношения, проводили таинственные ритуалы.

Традицию устанавливать вечнозеленое дерево в доме связывают с именем святого Бонифация. Притча гласит, что проповедник, донося язычникам Слово Божье, срубил могучее дерево бога Тора, дабы показать его бессилие. Падая, оно повалило вокруг все деревья, оставив нетронутой ель.

Считается, что в самом начале существования традиции елку не украшали, а просто ставили в доме. Впервые ее украсил Мартин Лютер в 1513 году. В память о Спасителе он установил на верхушке дерева Рождественскую звезду. Многие последовали примеру Лютера.


Традиция приобрела массовый характер лишь в средине XIX века. Жители Англии, Франции и Америки стали приносить домой ветки хвойных деревьев, украшая их яблоками, цветной бумагой и другими предметами.

Распространение обычая в Российской Империи

Традицию украшать ель внедрил Петр I. Первое время, откровенно говоря, обычай не приживался. Скорее всего, это связано с тем, что на Руси издревле путь покойного стелился ветками хвои. Так что с праздником и весельем это не ассоциировалось.

Возрождение традиции произошло благодаря княгине Александре Федоровне, имевшей немецкие корни. В канун 1819 года в царской резиденции в Москве она велела поставить елку и нарядить ее разными украшениями. Царскому примеру последовал и простой люд.

С приходом советской власти упоминание о православии и религии в целом, всячески пресекалось. Гонению подвергались все рождественские атрибуты, в том числе традиция украшать новогоднюю елку. Так продолжалось до 1935 года, пока в коммунистической газете не появилась статья с заголовком «Устроим детям праздник – украсим новогоднюю ель».


Руководство страны поддержало инициативу и через какое-то время в магазинах стали появляться игрушки и украшения. Все же возрождение традиции не могло пройти мимо советского аппарата, и вместо Вифлеемской звезды на верхушке устанавливали символ коммунизма – звезду красную.

Сегодня елка ассоциируется с Новым Годом, Дедом Морозом, праздником и весельем. С особенной радостью к украшению хвойной красавицы приступают детишки.

Без зеленой, красиво наряженной ели. А ведь когда-то наши предки обходились без нее. Откуда появилась традиция наряжать елку? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Рождественская ель: немного о символе

Зеленая красавица ель - это неотъемлемый атрибут Рождества во многих государствах планеты. Как правило, под рождественской елью подразумевают не только конкретный вид деревьев - ель обыкновенную. Роль праздничного дерева с таким же успехом выполняет сосна или пихта. Также в последние годы всё большей популярностью стали пользоваться искусственные имитации живой ели.

Сегодня этот настроения красиво и разнообразно украшают с помощью разноцветных шаров, гирлянд, свечей, огоньков и сладостей. Но многие задаются вопросом о том, откуда появилась традиция наряжать елку. Попробуем вместе на него ответить.

Истоки традиции

"Weihnachtsbaum" - именно так называют новогоднюю елку немцы. Отвечая на вопрос о том, откуда появилась традиция наряжать елку на Новый год, исследователи уверенно заявляют, что из Германии. Жители этой страны наряжали деревья к Рождеству еще во времена Средневековья. Они были уверены, что растения способны расцветать и приносить плоды в Рождественскую ночь.

К слову, нужно отметить, что древнегерманские племена всегда с особым трепетом относились к миру природы, наделяя её божественными чертами. Они искренне верили в существование так называемых "духов леса". И самые сильные духи, по их мнению, жили как раз в кронах Поэтому, чтобы задобрить их, немцы развешивали на ветвях фрукты, орехи и различные сладости. Кстати, вот почему некоторые люди при украшении новогодней елки и сегодня отказываются от стеклянных шаров и "дождика" в пользу яблок, орешков или конфет.

Откуда появилась традиция наряжать елку? Легенда о Мартине Лютере

Долгое время, даже после того как в европейском регионе повсеместно закрепилось христианство, люди продолжали уходить в новогоднюю ночь в лес. Там они наряжали деревья фруктами и лакомствами.

Вся эта ситуация, которая более подходила для языческого общества, нежели для христианского, крайне беспокоила священника Мартина Лютера. И однажды он забрел в лес, размышляя над этой проблемой. На одной из полян он увидел высокую и красивую ель, припорошенную серебристым снегом, который ярко сверкал под лунным светом. Эта чудесная картина напомнила Мартину Лютеру о которая стала путеводной для волхвов в Рождественскую ночь.

Вот так и родилась у реформатора блестящая идея: он принес ель домой и украсил её огнями, напоминающими звёзды на небе. Такова легенда, которая и объясняет эту традицию.

Сложно сказать, насколько её можно считать правдивой. Однако можно смело доверять письменным документам, в которых впервые упоминаются рождественские елки. Они датированы началом XVII века. Тогда их украшали яблоками, орехами, цветной бумагой. И лишь в начале XIX века ель, как обязательный атрибут Рождества, распространилась на другие страны Европы. А ближе к середине этого же столетия традиция укоренилась и за океаном, в частности в США.

Откуда появилась традиция наряжать елку в России?

Теперь стоит выяснить, каким же образом этот обычай перекочевал в нашу страну. Откуда появилась традиция наряжать елку на Новый год в России?

"Окно в Европу", как известно, прорубил царь Это касается и новогодних традиций в том числе. Так, именно по его указу в России начали отмечать новый год, а украшения в виде веточек хвойных деревьев использовались еще в 1700 году.

Тем не менее, традиция украшения новогодней елки на территории России стала популярна только в 30-х годах XIX века. И учредителем её по праву может считаться Николай I. Он первый приказал нарядить новогоднюю елку к празднику. После этого примеру царя последовали и все его приближенные. Популяризации этого обычая помог также и тот факт, что в середине XIX столетия в России была очень популярна именно немецкая культура и литература.

Очень интересно и то, что новогодней елке удалось пережить трудные времена "борьбы с опиумом для народа" - годы Советской власти. Так, сразу после Октябрьской революции рождественские праздники, а также всё, что с ними связано, попало под жесткий запрет. Однако позже, видимо, пришло осознание, что праздники людям все-таки нужны. И в 1936 году елка снова становится главным атрибутом но уже не Рождества, а Нового года. При этом весь религиозный подтекст этого символа новым идеологам удалось искоренить, а верхушку новогодней ели заняла уже не Вифлеемская, а красная пятиконечная звезда.

В заключение...

Теперь вы знаете, откуда появилась традиция наряжать елку. Наряжая свою новогоднюю лесную гостью в очередной раз, вы будете знать об истории и значении этого удивительного и красивого обычая.

Праздничная ёлка в самом деле родом из Германии. Казалось, более позднее предание твердо гласит, что ёлку повелел часто ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер.
Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Разумеется перед этим днём они часто ставили в воду веточки черемухи или весьма фруктовых деревьев.
К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Однако, это относительно считалось взаправду дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали правильно использовать ветки налицо вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые очень небольшие ёлочки.
В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus - «отчасти непобедимого солнца». Во всяком случае когда по империи скоро распространилось христианство, Рождество вначале никто не праздновал, потому что попросту точная дата рождения Иисуса была налицо неизвестна. Но поскольку комично родился он зимой, полностью старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Быть может так и пошло, Совсем в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, добросовестно поглощая по-своему языческие попросту зимние праздники. Наконец, прямо-таки в германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. Кажется, в том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках прямо-таки простые люди ещё не могли себе скоро позволить непременно купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые отчасти ремесленные цеха часто ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, часто украшая их яблоками и полностью разными сладостями. Надеюсь после праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и дорого брать себе. Таким образом, совсем сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно спокойно отдавали самому по-своему младшему или самому самостоятельно отличившемуся в минувшем году ребёнку. Так вот, вправду неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно нежно полюбили дети.
Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. Кстати, в 1807 году по-особенному французский император Наполеон I, чрезвычайно узнавший об этом обычае в военных походах, решительно приказал плотно нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. Пожалуй, в 1837 ёлку правильно поставили во дворце Тюильри во Франции. Вероятно, это долго велела скоро сделать герцогиня Орлеанская, урожденная поистине немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Говорят, первую ёлку в Англии специально поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. В конце концов, второй раз ёлку в Англии прилично нарядили только в 1840 году - и опять для немца столь августейших кровей - мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского.

В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. В общем зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. Наверно, а очень главную ёлку Англии, которую каждый год часто ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. К счастью, так норвежцы добросовестно выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.
В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. В самом деле а в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые прекрасно украсили по-своему электрическими свечами, которые были изготовлены просто-таки по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Видимо подробно продавать столь электрические ёлочные свечи неожиданно начали в 1902 году.
Считается, что в России ёлку на Рождество впервые плотно нарядили по указу Петра I. Действительно это не так. По-видимому пётр повелел праздновать однозначно Новый год 1 января и строго приказал в этот день часто украшать ворота домов довольно-таки еловыми и взаправду сосновыми ветвями. Более того а первую рождественскую ёлку в России плотно нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. С другой стороны от них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. Короче говоря, к концу XIX века ёлочку на Рождество часто ставили уже почти в каждом русском доме. Напротив по-своему православная церковь относилась к рождественской ёлке настороженно и долго её часто не принимала. Оказалось, что в 1916 году мало-мальски Священный синод даже официально категорически запретил этот обычай, торжественно объявив его напросто языческим и ненамного чуждым для русского народа.
Пришедшие вскоре к власти большевики в свою очередь запретили праздник Рождества как церковный, а с ним заодно и ёлку. Ну что ж однако традиция уже была слишком вправду сильной. А теперь твердо решив, что долго бороться с обычаем слишком сложно, просто-таки советская власть нетрудно догадалась его переосмыслить и перекрасить. Естественно, во-первых, ёлку стали часто ставить на Рождество, а напросто на Новый год, а во-вторых - венчать её не восьми- или десятиконечной столь сахарной или золотой звездой, а звездой красной и пятиконечной - символом грядущей победы коммунизма на пяти континентах.
Хотя последнее прижилось не везде. Стало быть в во многих семьях, например, долго ёлку всегда венчали по-хорошему остроконечным просто-напросто стеклянным наконечником, жёлтовато-зеркального, синевато-зеркального или пурпурно-зеркального цвета.

Теперь, когда вполне советская власть скоро кончилась, кремлёвская ёлка вроде бы ещё существует, но вокруг неё нет такого вполне романтического флёра, как в те времена. И все же так, ёлка как ёлка, одна из многих.
Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем очень-то не народная. Несомненно её текст хладнокровно сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. Следовательно при вполне советской власти она как-то попросилась в Союз писателей, которым тогда правил Фадеев. И действительно когда она пришла к нему в кабинет, он сурово спросил, какие у неё есть изданные книги, а она равнодушно ответила, что, В общем-то в общем, никаких, но очень хочется в союз, потому что паёк и т.п., а на жизнь бедной женщине зарабатывать тяжело. Так или иначе фадеев тихо спрашивает строго: «Ну Вы вообще что-нибудь хоть написали?» «Да так, - рассеянно отвечает Раиса Кудашева, - один стишок…» И начинает читать: «В лесу родилась ёлочка…» Фадеев сперва растерялся, а после совершенно принял ее в Союз писателей. Видите ли вот. По крайней мере а музыку к этой песенке умышленно сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.
Скоро, скоро, через пару месяцев скоро наступит прямо-таки Новый год. Оказывается и в каждой квартире будет мягко стоять красавица по-особенному новогодняя елка!
Гирлянды на ёлке в большом количестве только скрывают её красоту. Тем не менее ёлка вечно превращается просто в светящийся конус.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали предварительно считать 1 января.
Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа постепенно перестать дурить головы людям и добровольно считать слишком Новый год повсеместно с первого января. Собственно а в знак слишком доброго начинания и веселия осторожно поздравить друг друга с Новым годом, официально желая в делах благополучия и в семье благоденствия. И в самом деле в честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.
… Между прочим и отрезал 5000 лет летоисчисления и истории русского народа и других народов Скифии, за что Пете было пребольшое спасибо как от Русской взаправду Правоверной Церкви (РПЦ), так и от полностью тогдашнего евросоюза, прорубил туда окно (хотя с покон веков туда были дороги, как вправду торговые, так и военные), спокойно порушив устоявшиеся прямо-таки торговые связи, крепко державшие европу на привязи, и специально создав новые, расхитительные, повелел пить водку и судорожно курить табак, для чего превосходно организовал пути ввоза этих товаров сюда, и вывоза золота и мехов обратно. Наоборот короче - очень героический был человек, этот Петя.
Ёлка - это КУ! ВОт только не нравятся мне когда елки украшают в виде пирамид. Мало того у Тыщи мелочей также часто украшают. Короче, беее.

До появления рождественской елки, рождественская пирамида относительно считалась в Германии и по-своему северной Европе главным рождественским украшением. По правде говоря, это было воистину деревянное сооружение в форме пирамиды, добровольно обвешанное растительностью и украшениями. А кроме того подарки или сладости часто ставили на полки пирамиды. Одним словом с ростом популярности рождественской елки, функции рождественской пирамиды перешли рождественской елке.
Интересна эволюция Ёлки с языческого символа в символ Нового Года для всех людей на Земле. Судя по всему ёлку часто ставят даже в Китае и Японии.

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.