Поведение ребенка в семье. Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье. К чему приводит тот или иной тип воспитания

Типичные детские реакции нарушения поведения

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например когда «домашний ребенок» начинает посещать детский сад, когда семья лишается кого-то из близких и т. д.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. К плачевным результатам приводит ситуация, когда кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом; чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками . Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость – развязность, самостоятельность – нерешительность, мягкосердечность – черствость, зависимость от авторитетов – борьба с ними, излишняя самоуверенность – острая потребность в одобрении).

В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции :

1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями; стремление поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу; не воспринимают даже справедливую критику в свой адрес со стороны других;

2) реакция группирования со сверстниками (смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией; такие группы обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными объединениями);

3) реакция увлечения – хобби – реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе; увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительским (коллекционирование), эгоцентрическим (выделиться модной одеждой, внешностью; увлечение литературным или философским течением), азартным (пари, карты, ситуация риска), коммуникативным;

4) реакция гиперсексуальности – повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе и т. д.

Если родители не были готовы к закономерным подростковым реакциям эмансипации, группирования, сексуальным и др., с негодованием их воспринимают, то конфликт неизбежен . Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе большой тактичности и терпимости – путь к ликвидации конфликта .

Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье»

Уважаемые родители!

Вам доводилось встречать детей, закативших истерику в магазине, шумящих и бегающих по театру во время спектакля? Наверняка, вы тогда задавались вопросом, неужто родители не могут объяснить правила поведения в общественных местах, научить хорошим манерам.

Что же такое этикет? Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Когда у вас появится свой малыш, со всей ответственностью подойдите к эмоциональной стороне воспитания и развития. Придется искать правильный стиль, подходящий вашему чаду. Разработано много теорий, рассказывающих как вырастить ответственного и нравственно здорового человека. Новорожденный, как чистый лист. Не зря их часто сравнивают с губкой, впитывающей знания и поведение окружающих с огромной скоростью. Процесс воспитания детей является одной из самых трудоемких задач.

Молодые родители не до конца понимают принципы свободного от стресса обучения, позволяя делать все, что захочется. Взрослые, как правило, для ребенка «друзья», когда сорванец ведет себя плохо - не реагируют. Объясняют свою позицию, что кроха еще мал, многие вещи поймет с возрастом. Они также полагают, что таким образом дети будут иметь высокую самооценку и без лишних трудностей вольются в мир. Произойдет ли это?

В 70-80-х годах прошлого века в скандинавских странах получила популярность идея свободного от стрессов образования. Для отечественных школ ее начали внедрять ориентировочно с конца 90-х. С тех пор пролетело почти двадцать лет. Эта концепция характеризуется полным отказом от наказаний. Требования к поведению детей минимальны. По мнению современных специалистов отсутствие границ между разрешенным и запрещенным стимулировало появление целого поколения эгоистичной, беспомощной и ориентированной на потребление молодежи.

Уроки хороших манер и правила социального поведения формируются с пеленок, копируются именно у вас - родителей. Не обманывайте себя, что они просто маленькие дети. Не успеете оглянуться, как они вырастут, а поведение глобально не изменится. Процесс перевоспитания всегда протекает тяжело, сопровождаясь семейными конфликтами и даже проблемами со здоровьем членов семьи. Чтобы не испытывать мучительную неловкость за свое чадо, прививайте ему правила поведения в семье, с другими детьми в школе, детском саду, дома и на улице.

Хочу предостеречь от применения телесных наказаний в отношении малышей (физических), это неэффективный метод воспитания. Родители, которые практикуют подобное, разгружают свой собственный стресс и эмоции, показывая свою беспомощность и некомпетентность. Телесные наказания оказывают негативное и непосредственное влияние на психологическое развитие. Последствием "штрафов" становятся заниженная самооценка, чувство стыда и вины, чрезмерный уровень агрессии (даже членовредительство), отторжение, тревожность и гиперактивность.

Нормы общественного поведения детей попали под пристальный интерес, потому что учат быть внимательными к близким. Помогают переключиться от собственных потребностей и желаний на окружающих. Приучая к этому с рождения, вы облегчите будущую жизнь. Станет проще адаптироваться в коллективе сверстников, социуме в целом. Ведь эгоизм нигде не приветствуется.

Правила не внедряются в одночасье, они достигаются со временем. Развитие социальных навыков ребенка - это процесс, длиною в жизнь, начинающийся с младенчества. Благодаря простому обмену игрушками мальчики учатся быть заботливыми мужьями, а девочки женами. Развивается сострадание, верность и дружба. Если каждый родитель задумается над этим вопросом, то совокупность правил поведения для детей и хорошие манеры станут понятиями, присущими всему обществу, а не только классу под названием "элита".

Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?

1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.

3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.

4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.

6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.

Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.

7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.

Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.

1) Дети всегда копируют поведение своих родителей.

* Каким был родитель таким примерно будет и ребенок,
* главное в воспитании детей - воспитывать себя.

* для мальчика - образ, каким должен быть настоящий мужчина.
* для девочки - каким должен быть ее будущий муж.
* Отец учит сына Ответственности, Порядочности, Смелости, Трудолюбию, Твердости, Уважению к Женщине.

3) Мать - олицетворение Любви и Чистоты.

* Для мальчика - какой должна быть жена,
* для девочки - какой должна быть женщина.
* Мать учит дочку как вести хозяйство, как создавать атмосферу уюта и любви, учит отношению к Мужчине.

4) Если дети начинают наглеть их можно наказывать.

* самое страшное наказание для детей это отстраненность, безучастность родителей.
* Если требуется физическое наказание мальчика это делает только отец - строго, но с добрым сердцем.
* Мать не должна наказывать и ругать сына, ей нужно отстраниться от него, показать свою душевную боль и призывать мужскую силу.
* Девочку наказывает мать, бить ее нельзя не при каких условиях, ей достаточно строгости и отстраненности матери.

5) Дети - отдельные личности, а не продолжение тела родителей.

* нужно понять их предназначение, определить их склонности и помочь реализоваться в этой сфере.
* Не наслаждайтесь детьми, не заставляйте их жить так как хочется вам, это не ваша собственность.
* Уделяйте больше внимания своим детям
* Воспитывать детей правильно - значит растить их для Бога, для людей, для них самих, но не для себя.
* Дети воспитанные эгоистами, повзрослев бросают совоих родителей и не помогают им.
* Дети воспитанные правильно, вырастают талантливыми людьми, благодарными своим родителям.

Отношения Дети - Родители

1) Нужно чтить и уважать своих родителей, какие бы они не были
2) Уважение детей - самая большая радость родителей.
3) Недопустимо хамское, грубое общение.
4) Нельзя заниматься откровенным поучением родителей, советы нужно давать смиренно.
5) Внимание - чаще звоните, пишите, рассказывайте о своей жизни, спрашивайте совета.
6) Заботиться о родителях, обеспечить безбедную старость, вы в неоплатном долгу перед ними.

Семья - это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья - это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении. Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых. Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека , ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество . В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье. Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором - пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными. Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение. Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях. И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения . Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения . На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи» . Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Познавательная программа по теме

Мне нравится!

«Ребенок в семье. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка»

1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребен­ком, на формирование личности последнего широко обсужда­ются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение , что тип детско-родительских от­ношений в семье является одним из основных факторов, фор­мирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений “мать-дитя” является основным патогенетическим факто­ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть ти­пов семейного воспитания детей с акцентуированными чер­тами характера и с психопатиями.

Гunоnротекция (гиnооnека) характеризуется отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке (“руки не доходят до ребен­ка”). При таком типе отношений ребенок практически предо­ставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Д омuuuрующая гunерnротекция предполагает окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло­кирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротек­ция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (На­пример, мать будет провожать подростка до школы, несмот­ря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гипер­протекции является потворствующая гunерnротекция , ко­торая проявляется в желании родителей удовлетворять все по­требности и капризы ребенка , определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: “Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне”) и скрыто­е виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждеб­ности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое буду­щее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, по­ручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фак­тор, усиливающий потенциальные характерологические рас­стройства ребенка. Под акцентуацией характера традици­онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан­ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы­шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей­ствиям.

Специалистами в области семейной психологии за послед­нее десятилетие выделены различные варианты типов отноше­ний “ребенок-взрослый”. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально ­отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется ис­следователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Дан­ный тип назван автором “ воспитанием с отношением к ребен­ку как к маленькому неудачнику”.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-ро­дительских отношений были выделены на основании анали­за взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач:


  • сотрудничество;

  • псевдосотрудничество;

  • изоляция;

  • соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений , в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право “на авто­номию”. Помощь оказывается в сложных ситуациях, требу­ющих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вмес­те с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по­спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и иг­норируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как пред­ложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игно­рирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует го­товность к взаимопринятию, дает ощущение психологичес­кой безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности , жесткой регламен­тации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невро­тический конфликт. У самих родителей наблюдается неврас­тения. Диктуется: “Стань таким, каким я не стал”. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социу­ме. Такие родители не любят в ребенке “ребенка”, он раздра­жает их своей “детскостью”.

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание . Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, соци­ального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, мо­гут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между жела­емым и должным. Родители приписывают ребенку, что он дол­жен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление при­родных основ темперамента. При таком типе воспитания дети ­холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в сем­ьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребен­ку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Та­кое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей , выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

В качестве дисциплинарных мер используются угроза “разлюбить” ребенка и угроза “уйти” из семьи.

Ребенку внушается мысль, что именно он будет причи­ной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или “плохого” родителя.

2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ.

Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определя­ется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем. Директива как косвенное родительское учение (программирование) впервые было описано амери­канскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами.

Под директивой понимают скрытое, косвенное прика­зание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”. Директива-­это своеобразное “скрытое послание” родителя ребенку, по­учение. Сами родители могут не осознавать до конца глубин­ное содержание , которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирова­ние личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

Не живи ”. В бытовой речи это послание может переда­ваться частыми причитаниями и высказываниями следующе­го типа: “Глаза мои на тебя бы не смотрели”, “Чтоб ты сквозь землю провалился”. Расширенный вариант директивы про­является в “воспитательных” беседах родителей на следую­щие темы: “Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет”, “Как тяжелы и ужасны были роды”, “Воспоминания о желании прервать беременность”. Посколь­ку в каждой директиве есть скрытый смысл, смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через воз­буждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бес­сознательно принять решение, что он источник всех возмож­ных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. С годами это иррациональное чувство возрастает. Негативное влияние этой директивы состоит в том, что невротическая вина разрушительна. Семья как бы перекладывает на ребен­ка ответственность за все жизненные проблемы. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы. Он может выполнять эту директиву следующим способом - де­монстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома.

Не будь ребенком”. В бытовой речи это может проявлять­ся, например, следующим образом: “Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький”, “Скорее бы ты вырос” и т. п. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с соб­ственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для инфантильных родителей.

Не расти”. Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В бытовом языке она про­является в следующих высказываниях: “Не торопись взрос­леть”, “Ты еще мала, чтобы краситься”. Подчеркивается пре­лесть раннего детства. Такую директиву дают родители , которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь “пустого гнезда”, в которое неиз­бежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: “Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку”. Во взрослой жизни эти дети затрудняются созда­вать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.

Не думай”. В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих фразах, обращенных к ребенку: “Не бери в голову”, “Не умничай”, “Не рассуждай, а делай”. В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллек­туальную деятельность. Дети, выполняющие такую директи­ву, во взрослом состоянии либо начинают чувствовать “пус­тоту в голове” при решении проблем, либо у них начинает болеть голова, либо появляется стремление “размыть” эти проблемы при помощи развлечений , алкоголя и наркотиков. Скрытый смысл такой директивы состо­ит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.

Не чувствуй”. Эта директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкрет­ные чувства (например агрессию, страх). Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые до­ступны. Взрослые, которые получали в детстве такую дирек­тиву, испытывают затруднения в проявлении чувств по отно­шению к сексуальному партнеру в семейной жизни. Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям, сигналам тела. Во взрослой жизни та­кие люди часто страдают психосоматическими заболевания­ми (например ожирением, так как утрачивают контакт с чув­ством насыщения).

Не достигай успеха”. Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов по типу: “Сами мы университетов не кончали”, “У тебя ничего не получится”. Родители высме­ивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается само­оценка (“У меня ничего не получится”). Скрытый смысл ди­рективы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок. “Честно” выпол­няя полученную директиву, такой человек, пугаясь успеха, бессознательно “находит” многочисленные способы навредить делу, опаздывает на важную встречу, случайно проливает чер­нила на чертежи, попадает в больницу и т. п.

Не будь лидером”. Получал такую директиву , ребенок ча­сто слышит подобные слова: “не высовывайся”, “не выделяйся”, “будь как все”. Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей. Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стре­мясь доминировать в семье.

Не принадлежи никому, кроме меня”. Такую директиву передают родители, имеющие проблемы в общении. Они ви­дят в ребенке единственного друга. Родители всячески под­черкивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой.

Не будь близким”. Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку, состоит в следующем посыле: “Любая близость опасна, если это близость не со мной”. В отличие от предыдущей директивы , она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой.

Не делай” . Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: “Ничего не делай сам, ­это опасно. 3а тебя все буду делать я”. При такой директиве активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела.

Не будь собой”. Такая директива может, например, бази­роваться на непринятии родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны это­му полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным по­лом.

Не чувствуй себя хорошо”. В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в при­сутствии ребенка: “Он у меня хоть и слабенький, но сделал...”. Ребенок приучает себя к мысли , что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого дей­ствия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Таким образом, ребенок в будущем получает разре­шение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. По­этому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы по­лучать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.

Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положи­тельное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных истори­ческих условиях. Историческая ситуация изменилась, но ди­рективы как некое инертное знание все еще передаются сле­дующему поколению.

3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-ро­дительских отношений в семье является понятие “роли”. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различ­ной. Ее содержание определяется, главным образом, той по­требностью родителей, которую ребенок, удовлетворяет, а именно:


  • ребенок может быть компенсацией неудовлетворитель­ных супружеских отношений. При этом ребенок высту­пает в роли средства, с помощью которого один из роди­телей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлет­воряется, то ребенок занимает место кумира ;

  • ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. (“У нас все как у людей”.) При этом ребенок выполняет роль объек­та для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает се­мью, не давая ей разрушиться. (“Мы не разводимся толь­ко ради тебя”), в этом случае на ребенка ложится боль­шая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его пове­дение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему “предписано играть” роди­телями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит фор­мирование характера ребенка. В связи с этим, можно выде­лить следующие роли.

Кумир” (“мамино сокровище”, “папино сокровище”). формируемые черты характера:· эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результ­ате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так , как собственная семья.

Козел отпущения”. Ребенок используется членами сем­ьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенк­а первоначально возникает комплекс неполноценности, со­четающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

Делегат”. Через данного ребенка семья контактирует внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожи­дают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тре­вога за возможные ошибки и т. д.).


4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Разрушительное воздействие на психическое развитие ре­бенка оказывает депривация . Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сен­сорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ог­раничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохо­го ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депри­вации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной деприва­цией понимают длительное отсутствие эмоциональных кон­тактов с матерью “холодная мать” или лицом , ее заменяю­щим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью на­блюдается феномен материнской депривации . Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и: школах·интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию “ребенка с депривацией”. Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:


  • эмоциональная поверхностность;

  • низкая способность к фантазированию;

  • “прилипчивость”;

  • высокая агрессивность;

  • жестокость;

  • инфантильная безответственность и др.
Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена деп­ривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) ро­дительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои осн­овные функции и удовлетворять потребности членов семьи).
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА .

Существование ребенка в пространстве проблемной , дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероят­ности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психо­логами экзистенциально-гуманистического направления:

А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застен­чивости.

Способность делать ответственный выбор между дви­жением вперед и отступлением. У такого человека отсут­ствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.


  • Развитая ответственность перед своей совестью.
Выбор вариантов в процессе принятия решения осуще­ствляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены из­вестным психоаналитиком К. Хорни.

Сензитивность . Сензитивность проявляется в повышен­ной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

Тревожность . Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, пуб­личного выступления и т. п.).

Гиперсоциальность . Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невро­тика характерны чрезмерное чувство ответственности и чув­ство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у “гиперсоциальных” женщин бывают самые “трудные” дети, так как все свое время они уделяют собствен­ной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.

К. Хорни выделила и описала основные характерные не­вротические потребности следующим образом.

Потребность в любви и одобрении . Отличительной осо­бенностью этой потребности у невротика является своеобраз­ная “всеядность” В отношении объекта любви. Для невроти­ка характерно желание быть любимым всеми и каждым.

Потребность в поддержке . Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может из­бавить от страха “быть покинутым” и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят , и всегда стремится “заслужить” любовь. Именно эта его осо­бенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.

Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властво­вать сопровождается отказом от принятия на себя ответствен­ности за бремя власти.

Потребность в публичном восхищении, признании . Зна­ки признания и социального восхищения становятся для не­вротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ­ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характери­стику невротической личности, автор отмечает, что у невро­тиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностя­ми питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверх­заботливым, но в этом случае он будет действовать под влия­нием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адапта­ции. Если воспитание идет без учета природных составля­ющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. То­мас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонги­тюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во вре­мя еды, игры, одевания; опрашивали родителей , учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные раз­личия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

В своем исследовании “Знайте своего ребенка” (авторитет­ное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффектив­ного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности . Ребенок может ро­диться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пас­сивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизиру­ющий фактор.

2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассими­лятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-диз­ритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребност­ных состояний.

3. Приближение - удаление. Эта характеристика опреде­ляет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается коли­чество энергии, которое используется ребенком для выраже­ния эмоций.

5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно на­ступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

6. Порог чувствительности . Порог определяется вели­чиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ре­бенка.

7. Качество настроения. Качество настроения характери­зуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - “мажорным” или “минорным”.

8. Способность к сосредоточению . Данная характеристи­ка определяет особенности внимания ребенка , степень его “отвлекаемости”

9. Интервал времени, в котором поддерживается активность . Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удов­летворении потребностей, они создают условия для формиро­вания невротической личности. Наибольшие трудности в вос­питании обычно связываются со следующими типами детей.

Синички ” - дети с высокой эмоциональной чувстви­тельностью.

Улитки ” - дети, которые не проявляются сразу, они замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто не понятны, они “не пускают в душу”, не обозначают явно свои потребности.


  • Черепахи ” - дети, которые долго адаптируются к но­вым ситуациям, медлительные.

  • Нытики ” - дети, для которых характерен “минор­ный”, плаксивый фон настроения. Именно этим детям мень­ше всего достается родительской любви.
Таким образом, с точки зрения авторов, на развитие ребен­ка в семье влияет взаимодействие двух факторов: тип отно­шения к ребенку (“любящий” или “нелюбящий”) и тип тем­перамента ребенка, определяющий легкость или трудность его воспитания. При сочетании негативного типа отношения и “трудного” темперамента создаются наиболее неблагопри­ятные условия для развития ребенка. Для нормального развития ребенка в се­мье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные спо­собности.

Обобщая сказанное , можно заключить, что детско-роди­тельские взаимоотношения включают в себя достаточно слож­ное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.Н. Захаров выделяет пять параметров, определя­ющих содержание воспитательного процесса.

1. Интенсивность эмоционального контакта по отноше­нию к детям. В зависимости от интенсивности эмоциональ­ного контакта выделяются такие типы отношений, как гипер­опека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля . Выделяются следующие типы кон­троля: разрешительный контроль, допускающий, ситуатив­ный, ограничительный.

3. Последовательность - непоследовательность в предъявлении требований .

4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в пе­реживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций .

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком .

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустой­чивость может вызвать у ребенка невроз страха ; сверхприня­тие, разрешительство и непоследовательность вызывают ис­терический невроз; выраженное одиночество - невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспи­тания по А. Захарову:


  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи в вос­питании;

  • высокая степень противоречивости, непоследовательно­сти и неадекватности;

  • ярко выраженная степень опеки, ограничительство в ка­ких-либо сферах жизнедеятельности;

  • повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.
Процесс формирования невротической личности оказыва­ет влияние на целый ряд параметров системы семейных взаи­моотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического ва­рианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих от­ношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа ано­малий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межлич­ностных отношений.