Божественная энергия изобилия. Учение о нетварных божественных энергиях

Энергия Изобилия - это Божественная Энергия, «дети» которой это:

  • Здоровье . Это богатство, не правда ли? Здоровье – это проявление самодостаточной и совершенной личности. Здоровье – совокупность Энергий, способных создавать Благо. Если нет здоровья, значит, Ваши силы заблокированы, потому как Вы нарушаете законы Гармонии Сущего (либо нарушали в прошлых жизнях, если у Вас заболевания тянутся с рождения);
  • Изобилие природы (плоды и т.д.), всё что вырастает и появляется вновь. Энергия Изобилия проявляется в бесконечности, если чтут Её законы и порядок Её воплощения. Энергия Изобилия всегда умножается и дарит Благо всем – это Благо Служения. Например, яблоня дарит плоды и одновременно в ней есть потенциал Возрождения – семечки. Всё, что само не умножается, является созданным для кратковременного удовлетворения эго;
  • Профессия, Предназначение . Это способ, через который Вы проявляете Энергию Процветания для себя, всего Человечества и Планеты.
  • Деньги и аналоги денег . Об Энергии Денег Мы поговорим чуть позже в одном из Наших последующих посланий;
  • Мир вещей . Это материализованные фантазии, которые были созданы Энергией Воображения, замысла и творческого Воплощения. Мир вещей – это то, как Вы видите свой Мир, как Вы чувствуете и осознаете Его;
  • Жилище. Ваш дом, жилищ е – это Зеркало Вашей Любви к себе. Насколько Вы принимаете и любите себя, настолько Ваше жилище отображает это Состояние. Порядок и достаток в доме, красота, изящество, уют, забота, энергетика – это Ваше Внешнее, Защитное Тело!
  • Взаимоотношения с другими людьми - Друзьями и Родными - это тоже аспект Энергии Изобилия. Психологическая и материальная помощь, поддержка, обмен Энергиями, Опытом, Знаниями – всё это составляет Богатство Человека. Чем больше Друзей и Родных, тем больше качеств Духа развивает в себе Человек, тем Он более проявлен, тем Его внутренний Мир объемнее и разнообразнее.

Энергия Изобилия состоит из двух аспектов, полярных друг другу. Например, Энергия Любви состоит из Инь и Ян (Женственности-Мужественности). Энергия же Изобилия состоит из пассивности (Образа желаемого) и активности (материализации Желаемого).

Энергия Изобилия - это многомерная Энергия Нейтрального Характера. В руках Человека, в зависимости от Его Выбора, Она может быть:

  • пассивной , когда эту Энергию не любят, отрицают, считают греховной, нечистой, грязной (аналогия с сексом и отношению к нему). Это одна из крайностей - игнорирование Энергии Изобилия. Тогда Её просто не будет в биополе данного Человека. Она не может функционировать без Любви, Чистой Любви и Сотворчества с Человеком…
  • активной - это другая крайность отношения Человека к Богине Изобилия… Это означает следующее - Ей поклоняются как Идолу, Человек становится фанатиком денег и вещей… И подключается к Эгрегору Материальности, питая астрал своей энергией.

Истина, Возлюбленные Друзья, посередине… В Равновесии Пассивности – Духовного Помысла и Активности – Материального проявления.

Можно уравновесить в себе эту Энергию (актив и пассив), не уделяя Ей ВСЁ время, внимание и мысли, но и Любя всем Сердцем Эту Энергию. И тогда Энергия Изобилия становится Другом и Помощником, Бесконечным и разнообразным Источником БОГатства.

После равновесия актива-пассива и Намерения Энергия Изобилия входит в биополе Человека, притягивая в Его Жизнь нужных ему «детей». Эта Энергия, как Джинн из сказки, исполнит ВсЁ, что Человек будет намеревать с Любовью и Осознанностью совместно с Высшим Я. Главное - Принять Эту Энергию: процент принятой Энергии в себя, принятой с Любовью, привлечет к себе Материализацию Изобилия в реальную Жизнь.

Энергия Изобилия плотно сотрудничает с Энергией Концентрации – другим атрибутом Зеленого луча. Это очень важно. Концентрация на Любви в Сердце, Намерении и Знании о том, что всё случится во всей уместности, привлекают Энергию в Человека, увеличивая процент Свечения биополя Зеленым Сиянием Изобилия. Бог - атство (духовность, Состояние) притягивает Богатство (материализацию Любви).

4 универсальных шага для Привлечения Энергии Изобилия в свое биополе:

  1. Принять как Дар эту Энергию с Любовью, вдохнуть в себя эту Изумрудно-Зеленую Энергию;
  2. Наблюдать Её в себе;
  3. Осознать Намерение (Ваш Замысел) и концентрироваться на нем;
  4. Действие в синхронистичный момент.

Для того чтобы привлечь Энергию Изобилия нужно поставить Цель – для чего Вам нужна эта Энергия? Для личного обогащения? Тогда Энергия не узрит Вас в этих низких эгоистических вибрациях либо в Вашу жизнь придут деньги, но будут проблемы в других областях Бытия (в здоровье, во взаимоотношениях с близкими и т.д.). Потому как Энергии Изобилия нужна Свобода, а не заточение Её в эгоической темнице желаний.

Итак, в Эпоху Новой Эры Энергию Изобилия привлекает:

  • Любовь к Жизни, принятие Бытия и осознанности ценности своего Воплощения;
  • Энергия Изобилия магнетически притягивается к людям, ведущим Здоровый Образ Жизни, ведь умножение Здоровья, Красоты и Долголетия – это один из Ликов данной Энергии. Следите за Здоровьем – проявлением Вашего Богатства!
  • Любовь к Природе, Планете, Человечеству;
  • Энергия Веры;
  • Раскрытие Энергии Творчества. Желание Служения во Благо. Применение всех своих способностей в Жизни;
  • Равновесие Мужественности-Женственности в себе. Принятие всех Мужчин и Женщин. Гармония Энергии Любви, Раскрытие Сердца для всего Сущего;
  • Постоянное расширение Мировоззрения;
  • Позитивный настрой, Состояние Счастья и Радости;
  • Постоянное получение удовольствия от всего, что Вы делаете во Благо;
  • Мантры, аффирмации, намерения. Озвучивание вслух своих желаний, с добавлением «если это уместно для меня»;
  • Очистите карму, имеющую отношение к Энергии Изобилия. Отдайте долги, перестаньте осуждать Ваших должников, наладьте с ними отношения. Помогайте близким материально, если у Вас есть такая возможность: отдавайте от достатка, а не последнее! Станьте участником благотворительной акции (если Сейчас это Вам не по силу, то участвуйте в мероприятиях, связанной с экологией - очисткой вод, лесов и т. д.);
  • Очистите Ментальное Тело от убеждений, что «деньги – это грязно, зло» и т. д. или «деньги могут всё, счастье в деньгах» и т. д. Не унижайте и не возвышайте Энергию Изобилия. Это нейтральная, но Разумная Энергия, которая сотрудничает с Вашими желаниями и системой ценностей;
  • Очистите Эмоциональное Тело от зависти к обеспеченным людям, от негатива, агрессии, направленным к тем, кто достиг успеха. Искренно порадуйтесь за ближнего, у которого получилось успешно сотрудничать с Энергией Изобилия;
  • Научитесь Благодарить Энергию Изобилия ежедневно. Она проявляется у каждого и каждый день. И отражается во многом: в улыбке прохожего, в полученном синхронистичном Знании, Вдохновении на нечто Новое, в поездке с Друзьями, в общении с Природой и т.д. Энергия Изобилия магнетически притягивается к благодарным позитивным людям.

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
И ЕГО УЧЕНИЕ О НЕТВАРНЫХ БОЖЕСТВЕННЫХ ЭНЕРГИЯХ.

"…Отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь" (Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне).


Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328 гг.). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник Палеолог, известный меценат, принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Палама получил блестящее светское образование в Византии, которая в то время была подлинным центром просвещения. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Хотя будущий святитель и жил при дворе василевса, он любил подолгу беседовать с учеными афонскими монахами, время от времени приезжавшими в столицу. Его учителем богословия был митрополит Феолипт Филадельфийский, который пробудил в душе юноши интерес к исихии. Император хотел, чтобы его воспитанник посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318 г.) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321 г.), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. "покой. молчание"), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии (Веррии), удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В это время начинается его литературная деятельность, направленная на разъяснение его аскетического мировоззрения. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах-униат Варлаам, назначенный игуменом Константинопольского монастыря Спасителя. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Варлаам быстро обзавелся связями в высших кругах империи и пользовался даже покровительством императора Андроника Младшего и сочувствием патриарха Иоанна Калека (1334-1347 гг.). С одной стороны, он презрительно относился к византийской учености, с другой, принадлежал к партии умеренных униатов, делавших по политическим соображениям значительные уступки православным в вопросах главенства папы, филиокве и др. В результате, в области религиозно-философских воззрений Варлаам потерпел поражение на диспуте с византийским ученым Никифором Григором, а в решении униональной проблемы - от свт. Григория Паламы. Эти события послужили калабрийскому монаху поводом для обвинений афонских исихастов в различных ересях. Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Обвинения сначала носили устный характер, но затем были изложены Варлаамом письменно.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился к ересиарху сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338 г.). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". Не удовлетворившись исходом дела, Варлаам потребовал открытого церковного суда.
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы, изложенные в его апологии о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; эти энергии доступны восприятию человека, как Фаворский свет, но одновременно они не являются чувственными и сотворенными; эти энергии - Сам Бог, обращенный к Своему творению.
Варлаам раскаялся в своих заблуждениях относительно исихии. Последующие события показали, что раскаяние это не было искренним. Вскоре он покинул Византию и уехал в Италию, где скончался в епископском сане в 1348 г. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам Варлаам предан анафеме.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347 гг.); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341 гг.). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344 г.) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349 гг.), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения и сформулировал основные положения паламизма.
Здесь приводятся (в сокращении) анафематизмы этого собора в переводе А. Ф. Лосева.
"1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. ] Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, ... и не исповедующим, ... что оный божественный Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема, анафема.
2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. ] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны - божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учителя Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии)… - анафема, анафема, анафема.
3. [Энергия сущности нетварна. ] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, - анафема, анафема, анафема.
4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты. ] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого происходит в Боге сложение, <…> пустословящим, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, - анафема, анафема, анафема.
Противники паламизма не раз обвиняли святого Григория в "двубожии" и даже в "многобожии" (поскольку Божество обладает многими энергиями). По мысли же святителя Григория Паламы учение о различии в Боге между сущностью и Его несозданными энергиями ничем не нарушает божественную простоту, ибо весь Бог нераздельно присутствует в каждой своей энергии. Эти энергии не есть нечто само по себе, отдельно и вне Бога существующее - это Сам Бог в Его обращении к твари.
5. [Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергиям. ] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию... - анафема, анафема, анафема.
6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может. ] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема".
Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 - 1355, 1362 - 1376), который написал житие и службу святителю.
Уже в XX веке в богословских и исторических исследованиях расцветает своеобразный "паламитский ренессанс". Жизни и трудам святителя Григория Паламы начинают посвящать множество научных монографий. Такие известные русские богословы эмигрантской школы, как архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи святителя Григория и свидетельства о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви, яркого богослова и учителя, остающегося исключительно современным по сей день.
Попытка реконструкции учения святителя Григория Паламы о божественной сущности и энергиях уже в наше время изложена в небольшой монографии протоиерея Владимира Савельева "Богословское осмысление учения святителя Григория Паламы о сущности и энергиях в трудах русских религиозных мыслителей XX века".
Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной.
Калабрийский монах Варлаам, учившийся в Италии, и Акиндин, переводчик на греческий "Summa theologiae", находившиеся под сильным влиянием учения Фомы Аквинского, исходили из чуждой духу восточного богословия философской концепции сущего. Согласно ей понятие Бога отождествляется с понятием совершенного и абсолютизированного бытия. В такой концепции все основные логические законы переносятся в область онтологии, распространяя своё действие и на Бога, поскольку Он и есть бытие. По этой причине представители западной схоластики, склонны думать, что всякое предметное "различие" в Боге (например, "различие" сущности и энергии) "несовместимо с мыслью об абсолютном совершенстве Бога, поскольку всякая "часть", как меньшая целого, неизбежно (в силу законов логики) менее совершенна этого целого и тем самым нарушает своим существованием абсолютное совершенство Божества".
"Следовательно, - замечает В. Н. Лосский, - для противников святого Григория Паламы есть божественная сущность, есть её тварные следствия, но нет божественных действований, нет энергий". В отличие от своих оппонентов святой Григорий Палама стоял на почве более свойственного восточному Православию апофатического богословия, продолжая богословскую традицию святого Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, преподобного Максима Исповедника. Важнейшим его положением является мысль о полной непостижимости Бога для разума и невыразимости Его в слове. "Для апофатического богословия характерна особая расположенность ума, отказывающаяся от составлений понятий о Боге; при такой установке решительно исключается всякое абстрактное и чисто рационалистическое богословствование, желающее приспособить к человеческому мышлению тайны божественной премудрости". Строго говоря, применение таких понятий, как бытие, сущность, естество и т. д. могут прилагаться к Богу с определённой долей условности, ибо Он, как Творец бытия, несоизмеримо выше его. По этой причине все свойства бытия, усматриваемые нами в тварном мире, не могут автоматически переноситься на божественную сущность и рассматриваться как свойства Божества. Высшее божественное бытие невыразимо в категориях земного бытия, и в ряде случаев невозможно обойтись без антиномических определений в области теологии.
Учение святого Григория Паламы никоим образом нельзя отнести к какому-то неизвестному для Предания Церкви нововведению. Наоборот, оно является общим для всего восточного богословия. Так, в полемике с евномианами святитель Василий Великий совершенно ясно указывал на неспособность всякого разумного тварного существа постигать божественную сущность. Это дало повод еретикам обвинить великого каппадокийца в отказе сознательно познавать Божество, поскольку, по их мнению, истинное богопознание есть познание по сущности. В Боге всё есть сущность-утверждали евномиане. Василий Великий, оспаривая это утверждение, доказывал необходимость, по крайней мере, в гносеологическом аспекте, допускать различие между "сущностью Божией и его свойствами и проявлениями".
Существующий в Церкви подлинный мистический опыт единения человека с Богом ставил перед христианскими мыслителями сложную догматическую проблему: как абсолютно трансцендентный и совершенно непознаваемый Бог может реально общаться с человеком, а значит быть имманентным своему творению? Согласно свидетельству святых отцов, Бог по Своей сущности непричастен тварному миру. И если допустить, что в какой-то определённый момент мы соединились бы с самим естеством Божиим, то в этот же самый момент мы соделались бы Богом по природе. В этом случае вместо Триипостасного Бога мы имели бы "тысячеипостасное" Божество. Божественных ипостасей было бы столько, сколько было бы лиц, причастных божественной сущности. То есть, мы утратили бы всякую грань между Творцом и тварью, иначе говоря, дошли бы до чистого пантеизма. Также совершенно невозможно соединиться с Богом по ипостаси. Соединение по ипостаси имело место только один раз в Лице Богочеловека, соединившего в Себе божественную и человеческую природы. Таким образом, стать причастником "Божеского естества" (2 Пет.1:4) можно лишь по энергии или по благодати. Именно такой ход богословских рассуждений позволяет нам не отвергать догматическую антиномию об абсолютной трансцендентности Бога и о реальной возможности единения с Ним. По замечанию архиепископа Василия (Кривошеина), "эту антиномию можно понимать так что Божия сущность, будучи непричастной, как таковая, делается некоторым образом причастной через неотделимую от неё энергию, не теряя, однако, при этом своей "неисходности"".
В своих трудах Григорий Палама достаточно подробно рассматривает те богословские последствия, к каким привело бы нас допущение полного тождества и неразличения сущности и энергии в Боге. В полемике с варлаамитами, святитель остроумно пользуется методом "reduction ad absurbum". "Становясь на точку зрения своих противников, он её доводит до нелепостей, противоречащих догматическому сознанию". "Если, - пишет Палама, - ничем не отличается от божественной сущности божественная энергия, то ничем не будет отличаться творчество, которое свойственно энергии, от рождения и нахождения, которые свойственны сущности. Если же творчество не отличается от рождения и исхождения, то и тварь не будет отличаться от Рожденного и Исшедшего, то и Сын Божий и Дух Святый ничем не будут отличаться от тварей. И все твари будут порождениями Бога и Отца, и обожествится тварь, и Бог сопричислится к тварям".
Немаловажным в исихастском богословии является вопрос о том, чем является энергия (или энергии) по отношению к сущности.
Различая в Боге Три божественные Ипостаси, единую сущность и природные энергии, православное богословие в тоже время не допускает в Нём никакой сложности, никакого сложения частей. "Также как и Лица, энергии - не элементы божественной сущности, которые можно было бы рассматривать порознь, отдельно от Пресвятой Троицы, ибо они -общее Её проявление и привечное Её сияние".
Божественные энергии не могут быть отождествлены ни с одной из божественных Ипостасей или принадлежать той или иной Ипостаси в отдельности. "Бог,-пишет святой Григорий Палама,-есть Сам в Себе; и Три божественные Ипостаси естественно, целостно, вечно и неисходно, но, однако несмешанно и неслиянно взаимно держатся, и одна другую проникают так, что и энергия у Них одна". Не может энергия быть и самоипостасной), ибо это превратило бы Святую Троицу в четверицу, в чём, кстати, иногда обвиняли святителя Григория Паламу его противники. И совсем нечестиво отождествлять божественные энергии с тварными сущностями. Согласно учению исихастов, всё творение является не энергией Божией, но результатом энергии, то есть тем, что энергия произвела.
По верному замечанию В. Н. Лосского, божественные энергии не обусловлены существованием тварного мира - они совечны сущности Божией. Даже если бы мир и не был сотворён, Бог существовал бы не только в Своей непреступной сущности, "но и вне её, в Своих энергиях, изливающихся из сущности". Он проявлял бы себя, "как Солнце, сияющее в своих лучах вне солнечного диска, независимо от того, есть ли существа, способные воспринимать его свет, или же их нет".
Как уже говорилось выше, святитель Григорий Палама придавал особое значение сохранению традиционного святоотеческого учения о Боге как о Существе совершенно простом, несложном и не имеющем в Себе каких-либо составных частей или элементов. Он решительно отверг философский соблазн понимать божественные энергии в качестве чего-то иногда бываемого или отсутствующего, или же, вообще, изменяемого в Боге, то есть понимать энергии в смысле аристотелевских акциденций. Вместе с тем святой Григорий пояснял, что энергии не вносят в Бога никакой сложности и изменяемости, так как являются чистыми активностями божества. Сложность была бы в том случае, если бы энергия предполагала в Боге наличие страдательности (в смысле пассивности), как это есть в тварных существах. Например, человеческий разум, чтобы мыслить "нуждается в "претерпевании" какого-либо опыта; божественное же действие, напротив, есть чистый акт, чуждый какой бы то ни было страдательности, и поэтому не нарушает простоты личного Божиего Существа".
Фома же Аквинский в своих теологических построениях попытался сочетать аристотелизм с отрицательным богословием "Ареоапагитик". Он разработал учение о Боге как о чистой и абсолютно простой реальности, в которой сущность не отделена от существования и совершенно равна бытию. Согласно Аквинату Бог - это чистый акт; Он есть "само Существование". В Боге и только в Нём одном сущность и энергия полностью совпадают.
Таким образом, божественная простота "проявляется не в тождественности всего божественного Существа с сущностью - что было бы для греческого предания абстрактной философской концепцией простоты, - а в том, что есть только один живой Бог", всецело пребывающий абсолютно недоступным по Своей сущности и всецело открывающий себя в Своих энергиях.
Переходя к положительному изложению учения святителя Григория Паламы о различении в Боге сущности и энергии, отметим две терминологические тонкости в богословии исихазма.
1. Поскольку энергии так же, как и сущность, не существуют вне Ипостасей Божества, их можно определить как воипостасные. В данном случае термин: одновременно выражает личный характер божественных "действий" и их имманентность природе Действователя.
2. Поскольку энергии или божественные действия неотделимы от Бога и одновременно являются манифестациями Его существования в тварном мире, то "не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они [энергии] суть "Феос и Феотир". Вместе с тем "необходимо заметить, что существует соnsеnsus восточных Отцов, утверждающих, что слово "Феос" этимологически обозначает божественную энергию, а не сущность".
Подводя итог, отметим, что Свт. Григорий, занимаясь практикой умной молитвы и исихии, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом, реально испытывал на себе действия особой благодати Божьей, преображающей всего человека. "То преображение и устремление к божественному свету, которое проповедует Палама, является преображением целостным и всеобъемлющим - не только души, но и тела; не только преображением отдельно взятой личности, но и - в перспективе и в идеале (…) - просветлением социального, политического, государственного целого. Прошедший по этому пути до конца и сподобившийся узреть свет Божий реальным (…) образом достигает грядущего (…) преображения. При этом совершается обожение человека путем приобщения к энергии Божией, которая неразрывно связана с трансцендентной сущностью Божией и несет с собой бессмертие и вечную жизнь" (Д.И. Макаров, Антропология и космология св. Григория Паламы, СПб., 2003, стр. 471).
Догматические вопросы о Фаворском свете не были отвлеченными для жизни Церкви в IV веке. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне:
Мы же, отвращаясь и от древних, и от новых еретиков, веруя, как были научены: что Святые созерцают и как причастники разделяют царство и славу и сияние и свет неизреченный и благодать божественную, - но не существо Божие, - идем к сиянию благодатного Света, дабы познать и поклониться Трисиянному Божеству, во единице сияющему, неизреченному Сиянию из единой триипостасной природы; и очи помысла устремим на Слово, Которое с плотию ныне восседает превыше небесных сводов, Которое, как это подобает Богу, седя одесную Величия, как бы издали так обращается к нам: "Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть, насколько это возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни".
Итак, будем созерцать внутренними очами сие великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества; и сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, т.е. отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Я войду в ваши храмы и буду действовать через вас
Возлюбленный Эль Мория

Я ЕСМЬ Эль Мория вновь пришедший к вам через моего посланника.

Я ЕСМЬ пришел для того, чтобы утвердить для вас новое знание и понимание тех событий, которые сейчас происходят на тонком плане планеты Земля.

Вы знаете, что происходит смена циклов. Много говорилось об этом и в диктовках, данных через этого посланника, и в диктовках, данных нами через других посланников.

Чем характерен нынешний этап тех преобразований, которые происходят на Земле в связи со сменой циклов?

Вы будете удивлены, если я скажу вам, что преобразования на тонком плане практически завершены. Все слои тонкого плана за исключением самых нижних астральных слоев очищены нами от тех негативных энергий, которые смогли проникнуть на несвойственные их сути слои.

Это была грандиозная работа, возлюбленные, и она нами успешно завершена.

Теперь наступил этап, когда мы приступаем собственно к очищению слоев близких к физическому плану и к очищению самого физического плана.

В чем состоит трудность? Те силы, которые незаконно смогли проникнуть на слои с высокими вибрациями, сейчас прижаты нами к Земле. И они ищут любой предлог, чтобы утвердить свои позиции на физическом плане и наиболее плотных слоях астрального плана.

Эти силы не имеют собственного источника Божественной Энергии, и они питаются вашей энергией, которую вы так необдуманно порой предоставляете в их полное распоряжение.

Поэтому сейчас на первый план встает вопрос контроля над расходованием Божественной Энергии. И лейтмотивом почти всех этих диктовок, если вы внимательно их перечитаете, является как раз контроль над расходованием Божественной Энергии, который вы, возлюбленные, должны осуществлять самостоятельно.

Каждый из вас представляет собой источник Божественной Энергии для вашего физического мира. Вы сами, как существа, наделенные свободной волей, выбираете, на что вам тратить дарованную вам Богом Энергию.

Вы не можете не тратить эту энергию. Божественная Энергия поступает в вашу ауру из Божественного мира непрерывным потоком каждую минуту и каждую секунду вашего пребывания на Земле. И только от вас самих зависит то, как вы распорядитесь вашей Божественной Энергией.

Силы тьмы не имеют доступа к Божественной Энергии, но они очень искушены в приемах присвоения вашей Божественной Энергии. Они забирают вашу энергию, которую вы так бездумно отдаете им через любую небожественную деятельность, которую вы позволяете себе осуществлять в вашем мире.

Вся современная индустрия на 90 % работает на удовлетворение энергетических нужд сил тьмы. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом, возлюбленные? Вам кажется безобидным, если вы идете на концерт рок-музыки или позволяете себе смотреть фильмы ужасов, мыльные оперы, фильмы, способствующие пропаганде насилия.

Вам кажется безобидным, если вы, следуя моде, покупаете никак не нужные вам предметы, вещи. Каждая приобретаемая вами вещь несет в себе определенные вибрации. И есть вещи, несущие в себе Свет, а есть вещи, которые отбирают ваш Свет. Задумываетесь ли вы об этом, когда тратите ваши деньги, другой эквивалент вашей Божественной Энергии на приобретение небожественных вещей?

Советуетесь ли вы со своим Я Христа, когда осуществляете свои покупки?

Каждый момент вашей жизни вы делаете выбор, и этот ваш выбор направляет вашу Божественную Энергию либо на умножение иллюзии этого мира, либо на сворачивание этой иллюзии.

Вы окрашиваете вашу Божественную Энергию прекрасными чувствами, наполненными радостью и любовью, и вы возвышаете вибрации этого мира. И, когда вы наполнены отрицательными мыслями и чувствами, то вы наполняете этот мир тяжелой энергий, вязкой патокой вашего негатива.

И только вы сами можете осуществить контроль над каждым эргом расходуемой вами Божественной Энергии. Мы не можем сделать это за вас. Мы бы очень хотели, чтобы каждый из вас превратился в электрод Света, наполняющий окружающий вас мир вибрациями гармонии, красоты, любви, радости. И мы берем на себя обязательство помогать каждому из вас, кто искренне захочет помочь нам в нашем деле очищения вашей октавы от сил тьмы. Но мы не можем заставить вас сделать этот выбор, возлюбленные.

Мы предлагаем вам очень простое решение, которое не потребует от вас даже дополнительных затрат времени, необходимого для чтения молитв. Хотя молитвы сейчас необходимы миру как никогда, являясь дополнительным источником Света для физической октавы.

Но, если вы постоянно будете контролировать себя, как вы тратите свою Божественную Энергию, то это не потребует от вас никаких дополнительных затрат. И, наоборот, будет способствовать экономии ваших денежных средств. Потому что, если вы задумаетесь над тем, куда вы тратите ваши деньги, то выясниться, что 90 % вещей и продуктов, которые вы приобретаете, никак не нужны вам для поддержания вашего физического тела. Наоборот, они способствуют разрушению вашего тела, и вы становитесь зависимы от целой индустрии, которая втягивает вас сначала в процесс разрушения вашего физического тела и вашей психики, а потом услужливо предлагает вам огромный набор дорогостоящих средств, которые якобы способствуют восстановлению вашего здоровья.

Контролируйте себя в течение дня. Следите за вашими мыслями, за вашими чувствами. Куда направлены ваши мысли, туда течет ваша энергия. Посмотрите, о чем вы думаете. Вы думаете о несправедливом правительстве, и вы посылаете свою энергию членам вашего правительства, вы думаете о том, как несправедливо с вами обошелся ваш начальник на работе, и вы посылаете ему вашу энергию, вы думаете о сюжете, только что просмотренной мыльной оперы, и вы посылает свою энергию на умножение целого эгрегора искусственных мыслей и чувств, находящегося на астральном плане.

Вы ответственны за каждый эрг энергии, который вы бездумно тратите. И каждый раз, когда вы тратите вашу энергию не в соответствии с Божественными принципами, вы творите карму. И тогда, когда вы осведомлены о кармическом законе, и все же продолжаете нарушать Божественные принципы в угоду вашему эго, ваша карма имеет более тяжелый характер.

Поверьте, мы не говорим наши слова напрасно. И мы не тратим нашу энергию напрасно. Каждое слово, сказанное вам в этих диктовках через этого посланника, направлено именно на то, чтобы дать вам те знания, в которых вы более всего нуждаетесь в данный момент.

Поэтому мы не устаем повторять вам одно и то же: вы ответственны за расходование своей энергии, и вы ответственны за расходование своей энергии вдвойне, если продолжаете свой прежний образ жизни после чтения этих диктовок и уговариваете себя, что все, что говорится в этих диктовках, вас никак не касается.

Вы находитесь в воплощении в физической октаве, и многие из вас перед воплощением приняли на себя обязательства помочь человечеству в это тяжелейшее время перехода. И мы сейчас напоминаем вам о взятых на себя обязательствах.

Не говорите потом, когда вы предстанете перед Кармическим Правлением, что вы ничего не знали и ни о чем не догадывались, что вас не предупреждали, и вы ничего не слышали.

Я повторяю вам снова и снова. Время учебы закончилось. От вас требуются конкретные действия и конкретные шаги на физическом плане.

Более ясно сформулировать наши требования к вам, чем то, как это дано через этого посланника, уже вряд ли удастся. Вы должны изменить приоритеты своего сознания.

Поймите, что мы бессильны что-либо сделать на вашем физическом плане, не имея вашей помощи и поддержки. Мы не имеем доступа в ваш физический мир, разве, если кто-то из вас не подготовит свой храм к нашему присутствию и не сделает призыв использовать свои четыре нижних тела для того, чтобы мы могли воспользоваться вашими руками и ногами для осуществления наших планов.

Итак, я даю вам этот призыв. И, пожалуйста, делайте его каждый день.

«Во имя Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ, во имя моего могущественного Я ЕСМЬ Присутствия, во имя моего Святого Я Христа я призываю возлюбленного Эль Морию войти в мой храм и действовать через меня для проявления Воли Бога в физической октаве и плотных слоях астрального плана. Возлюбленный Эль Мория, я предоставляю в твое полное распоряжение все мои четыре нижних тела: физическое тело, астральное тело, ментальное тело и эфирное тело. Действуй через меня, если на это есть Божья Святая Воля. Да, свершиться Воля Бога. Аминь».И я обещаю вам, что, как только представиться возможность, я войду в ваши храмы и буду действовать через вас.

И так мы изменим этот мир! И Земля будет жить и станет прекрасной звездой свободы, радости и любви!

Я ЕСМЬ Эль Мория, и я давал это послание из точки наивысшей Любви к вам.

У гармоничного и духовного человека, воссоединенного с Силой Души происходит постоянный обменэнергии. Через чакры энергия поступает в эфирное тело, а далее распределяется по всем остальнымэнергетическим телам. Человек получает потокинформации и энергииотВысших Божественных Сил через коронную чакру. Высшие Силы ведут нас благодаря нашему Духовному телу. В идеалебиополе человека со всеми его энергетическими теламиструктурно можно изобразить следующим образом.

СТРОЕНИЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

1.ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО

2.ЭФИРНОЕ ТЕЛО

3.АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО

4.МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО

5.КАРМИЧЕСКОЕ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

6.ДУХОВНОЕ ТЕЛО

7.БОЖЕСТВЕННОЕ ТЕЛО

Если мы изобразимастральное тело человека с низлежащими телами, то в цвете это будет выглядеть так: астральное телозолотистого цвета с плотным слоем энергетических волокон, через которые в центр Астрального тела -центр Души - не проникают негативные энергетические потоки, сгустки, сущности

Что значит быть духовным человеком? Это отнюдь не значит регулярно ходить в церковь и молиться. У меняесть много примеров людей, которые вроде и в церковь ходят, и дома иконки есть, и молятся, а жизнь кувырком. Например,по соседству со мной есть такая семья. Мать очень набожная женщина, а её сыновья алкоголики и наркоманы. Постоянно дерутся, матерятся, нигде не работают. Как же такое возможно? И в церковь каждое воскресенье ходит, и все время в платочке, и на словах постоянно имя Бога. А в жизни у неё сплошное горе. Отец был пьяница и его зарезали, один из сыновей уже в тюрьме отсидел.Это серьезная тема. Одно могу сказать - я вижу, что она и её сыновья полностью перекрыты от Высших Божественных структур. Не помогают ей походы в церковь.

Духовность человека расцветает и наступает воссоединенность с Божественными структурамитолько тогда, когда человекосвобождается от своих страхов и пассивности, от своего кармического сценария. Тольковоссоединившись с Силой своей Души, человек воссоединяется с Духом. Если этого нет, то он отрезан от Высших Сил. А страх перед Богом ещё больше усугубляет кармический груз. Ещё больше отдаляет человека от Бога.

Образно это можно выразить так: человеккак бы блокирован негативным энергетическим облаком, сгусткомот Высших Божественных Сил (потоков Божественной энергии Любви и Гармонии). В его астральном теле множество негативных вкраплений, затемнений. Астральное тело может приобретать сероватый цвет. Само Астральное тело рыхлое легко проницаемое для негативных энергетических потоков. Оно значительно меньшего размера. Схематично это можно изобразить следующим образом.

При спокойном общении и наличии гармоничных взаимоотношенийу людей на энергетическом уровне можно видеть такую картинуэнергетического взаимодействия между ними.


К сожалению, у большинства людейэнергетика биополя имеет не такую идеальнуюкартину.

У многих людей я вижу закрытые чакры и отсутствие обмена энергии со ВселенскимиБожественными потоками. Вижу постоянную потерю энергии, которая недостаточно восполняется.

У некоторых я вижу перекрытие, блокировку от Высших Божественных структур. Люди неощущают себя ведомыми своим Духом, они не воссоединены со своей Душой.

В таких случаях мы наблюдаем сильные искажения не только в чакрах, но и во всей энергетике.

При такой заблокированности, люди не получая энергию из своего Духовного тела ищут возможности добыть энергию от других людей.

Как вы думаете - каким образом они это делают?

Многие из вас догадались, наверное.

Конечно, с помощь. энергетического вампиризма.

Как это происходит, каждый из вас отлично знает.

Люди провоцируют ссоры, критикуют, оценивают, всячески насаждают своё мнение, высказывают недовольство и раздражение - короче всячески давят и нападают на других людей.

Это и называется вампиризмом. При этом взаимодействие людей на энергетическом уровне выглядит так:


Я даю изображенияфизического и астрального тела, т.к. кармическое, духовное и божественное не поместятся из-за своих больших размеров..

Представьте себе, что вы находитесь в абсолютно гармоничном состоянии сознания. Вы, наверняка, в своей жизни испытывали такие состояния. Вы чувствуете глубокий внутренний покой, равновесие, беспричинную радость и любовь ко всему, что вас окружает. Бог посылает вам такие минуты, чтобы вы могли в сложных жизненных ситуациях возвращаться к ощущениям, которые вы испытывали в эти блаженные минуты своей жизни. Я рекомендую вам вспомнить такие состояния.
Или попытаться надежно зафиксировать это состояние в памяти, когда оно снизойдет на вас в ближайшем будущем. Это тот эталон, с которым вы будете сравнивать ваши состояния сознания в другие моменты вашей жизни.

Теперь представьте себе, что вы сталкиваетесь с любой негармоничной ситуацией в вашей жизни. Это может быть грохочущая рок-музыка, негармоничные люди. Много небожественных проявлений, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. И при вашем столкновении с этими негармоничными жизненными ситуациями наступает очень важный момент. Вы можете включиться в эту ситуацию, и вы можете остаться в равновесном состоянии.

Я приведу конкретный пример. Вас оскорбили на работе, в семье или на улице. Оскорбили, как вам кажется, совершенно незаслуженно. Вы можете реагировать двумя разными путями, о которых я говорил выше. Вы можете включиться в ситуацию и начать доказывать, что вы правы и вас незаслуженно оскорбили, и вы можете не включаться в ситуацию. Просто зафиксировать эту ситуацию в своем сознании, но не вкладывать в нее ваши энергии. Помните, что весь этот иллюзорный мир поддерживается исключительно вашей энергией. И вы сами ежеминутно и ежесекундно делаете выбор, куда направлять свою энергию.

И, если вы включаетесь в неприятную ситуацию, в которую вы попали, вы начинаете вкладывать в эту ситуацию энергию, которая поступает в вашу ауру из Божественного мира по кристальной струне. Что происходит при этом?
Вы вкладываете свою энергию в несовершенство, и вы умножаете иллюзию. И большинство людей, живущих на земле, поступает подобным образом. Этот мир поддерживается только вашей энергией. И вы своей энергией подпитываете все
несовершенство этого мира.

Другой выбор, который вы можете сделать, когда попадаете в негармоничную ситуацию - отказаться вкладывать свои энергии в несовершенство. Да, вы отмечаете, что эта ситуация несправедлива, но вы понимаете, что все, что происходит в вашем физическом мире, является иллюзией. Поэтому вы просто убираете эту ситуацию из своего сознания и не позволяете своему сознанию думать об этой ситуации.

Это не значит, что вы безразличны к небожественным проявлениям вашего мира. Вы даете свою оценку. Вы обязательно даете свою оценку, вы можете даже сказать на доступном окружающим вас людям уровне о своей оценке, но вы не вкладываете в свою оценку энергии. Вы вспоминаете те гармоничные состояния, в которых вы пребывали, и вы уводите свое сознание на этот уровень из окружающей вас негармоничной ситуации.

Иллюзия порождается несовершенным сознанием.

Я хочу вам дать образ Будды, сидящего на берегу реки. Будда сидит в позе медитации и наблюдает за рекой. Он видит, как по реке проплывает щепка, затем бревно. Затем он видит, как мимо проплывает лодка с людьми. Будда видит все это. И он дает оценку каждому предмету или явлению, с которым он встречается, но он не вкладывает свои энергии ни в один из этих предметов. Он просто называет вещи своими именами и все.

Если на месте Будды будет сидеть обычный человек, его мысли будут цепляться за каждый предмет, который он видит. Он будет думать, глядя на щепку, какие безответственные люди, - загрязняют реку. Он будет думать, глядя на бревно, как бы он использовал это бревно в своем хозяйстве. И он будет обсуждать в своем сознании каждого человека, сидящего в проплывающей мимо лодке. Я привел вам этот пример, чтобы окончательно прояснить вам, как вы своим сознанием порождаете окружающую вас иллюзию.

Постоянно держа в своей голове отрицательные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, и прокручивая свою реакцию на эти ситуации и реакции окружающих людей на ваши реакции, вы посылаете свою Богом данную энергию на умножение окружающей вас иллюзии. То же самое относится к любому несовершенному чувству, которое вы допускаете в свое сознание. Вам нужно постоянно анализировать все свои мысли и все свои чувства и сравнивать их с эталоном совершенного состояния, которое вы обязаны постоянно держать в своей памяти.

Контроль над расходованием Божественной Энергии.

Вам необходимо отказаться в своем сознании от такого чувства, как борьба. Когда вы настроены на борьбу, то вы притягиваете предмет борьбы в свой мир. И если вы не испытываете желания бороться, то вы не встретите на своем пути людей, с которыми вам нужно будет бороться. Мало того, сохраняя постоянно свое сознание на высоком уровне, вы сможете заразить этим вашим состоянием сознания каждого, с кем вы сталкиваетесь в вашей жизни.

Каждый из вас представляет собой источник Божественной Энергии для вашего физического мира. Вы сами, как существа, наделенные свободной волей, выбираете, на что вам тратить дарованную вам Богом Энергию. Вы не можете не тратить эту энергию. Божественная Энергия поступает в вашу ауру из Божественного мира непрерывным потоком каждую минуту и каждую секунду вашего пребывания на Земле. И только от вас самих зависит то, как вы распорядитесь вашей Божественной Энергией.

Силы тьмы не имеют доступа к Божественной Энергии, но они очень искушены в приемах присвоения вашей Божественной Энергии. Они забирают вашу энергию, которую вы так бездумно отдаете им через любую небожественную деятельность, которую вы позволяете себе осуществлять в вашем мире. Вся современная индустрия на 90% работает на удовлетворение энергетических нужд сил тьмы. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом, возлюбленные? Вам кажется безобидным, если вы идете на концерт рок-музыки или позволяете себе смотреть фильмы ужасов, мыльные оперы, фильмы, способствующие пропаганде насилия.

Вы ответственны за каждый эрг Божественной энергии.

Каждый момент вашей жизни вы делаете выбор, и этот ваш выбор направляет вашу Божественную Энергию либо на умножение иллюзии этого мира, либо на сворачивание этой иллюзии. Вы окрашиваете вашу Божественную Энергию прекрасными чувствами, наполненными радостью и любовью, и вы возвышаете вибрации этого мира. И когда вы наполнены отрицательными мыслями и чувствами, то вы наполняете этот мир тяжелой энергией, вязкой патокой вашего негатива.

Мы предлагаем вам очень простое решение, которое не потребует от вас даже дополнительных затрат времени, необходимого для чтения молитв. Хотя молитвы сейчас необходимы миру как никогда, являясь дополнительным источником Света для физической октавы. Но, если вы постоянно будете контролировать себя, как вы тратите свою Божественную Энергию, это не потребует от вас никаких дополнительных затрат. Наоборот, будет способствовать экономии ваших денежных средств. Если вы задумаетесь над тем, куда вы тратите ваши деньги, то выяснится, что 90 % вещей и продуктов, которые вы приобретаете, никак не нужны вам для поддержания вашего физического тела. Наоборот, они способствуют разрушению вашего тела, и вы становитесь зависимы от целой индустрии, которая втягивает вас сначала в процесс разрушения вашего физического тела и вашей психики, а потом услужливо предлагает вам огромный набор дорогостоящих средств, которые якобы способствуют восстановлению вашего здоровья.

Контролируйте себя в течение дня. Следите за вашими мыслями, за вашими чувствами. Куда направлены ваши мысли, туда течет ваша энергия.
Посмотрите, о чем вы думаете. Вы думаете о несправедливом правительстве; и вы посылаете свою энергию членам вашего правительства; вы думаете о том, как несправедливо с вами обошелся ваш начальник на работе, и вы посылаете ему вашу энергию; вы думаете о сюжете только что просмотренной мыльной оперы и вы посылаете свою энергию на умножение целого эгрегора искусственных мыслей и чувств, находящегося на астральном плане.

Вы ответственны за каждый эрг энергии, который вы бездумно тратите. И каждый раз, когда вы тратите вашу энергию не в соответствии с Божественными принципами, вы творите карму. И тогда, когда вы осведомлены о кармическом законе, и все же продолжаете нарушать Божественные принципы в угоду вашему эго, ваша карма имеет более тяжелый характер. Я пытался сегодня зафиксировать ваше внимание на вашем сознании.
Потому что это та вещь, с которой вы должны работать всегда.

«Слово Мудрости»