Как объяснить ребенку, что такое «нельзя»? Как объяснить ребенку, что такое любовь

Здравствуйте!

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы - как объяснить ребёнку, что нельзя?

Вы говорите: «Нельзя!», а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак - начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное - мы конечно же ему запрещаем.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо - таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово «нельзя»?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

  • кто-то очень внимательно посмотрит на маму,
  • другой ребёнок может пустить слезу,
  • третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай» ,
  • а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку,

нельзя трогать горячее,

нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку - если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно».

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит :

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения? Я выберу самые распространённые и подготовлю для вас материал с разбором вашей ситуации.

Людмила Шарова,

детский психолог.

Безопасность ребенка требует от родителей не только внимательности, важно донести до малыша что есть вещи, которые делать запрещено категорически. Именно с этим возникает больше всего проблем. Как объяснить крохе, что дергать повода, крутить ручки газовой плиты или бросать мяч в работающий телевизор опасно?

В то же время помните, что запретов не должно быть слишком много. Если малышу не позволяется дома вообще ничего трогать, то это делает его неуверенным и нервным.

Как донести до ребенка понятие «нельзя»

Если малышу грозит непосредственная опасность, то времени на объяснения у вас нет. Нужно моментально отобрать у него опасный предмет или увести в другое место. При этом достаточно строго сказать «Нет» или «нельзя». Как правило, дети на такую ситуацию реагируют негативно. Чтобы малыш не плакал, дайте ему что-то взамен.

Слишком частое употребление слов «нет» и «нельзя» приводит к тому, что малыш перестает их воспринимать. Вводите запреты постепенно. К примеру, малыш бьет кошку при любой возможности, приходя с улицы прямо в обуви залезает на диван, плюс у него появилась привычка рисовать на обоях и еще не сколько неприятных забав. Выберите сначала 2-3 запрещенных и наиболее плохих действий и отучайте от них. Когда справитесь с этим, переходите к следующим. Жизнь маленького ребенка не должна состоять из одних запретов.

Читайте также Помогаем первокласснику привыкнуть к школе

Слово «нельзя» применяйте лишь в очень опасных для жизни ситуациях. В других случаях конкретизируйте запреты. Например, если ребенок тянется к ножу, уберите и скажите «Остро», если хочет взять чашку с горячим чаем, так и скажите - «горячо». Если таскает кошку за хвост - » ей больно».

В некоторых случаях можно дать малышу возможность убедится в вашей правоте. Например, если он стоит на краешке стула, то можно просто предупредить «высоко, упадешь». Если малыш таки свалится, то он лучше запомнит это понятие.

Подобные случаи заставят ребенка в дальнейшем с большим вниманием и доверием относится к вашим словам и предостережениям. Разумеется, родителям необходимо реально оценивать потенциальную опасность для здоровья ребенка.

Реальная опасность и излишняя опека

Любым родителям хочется, чтобы малыш избежал травматизма. Но излишняя опека и постоянные запреты не дают малышу полноценно развиваться и набираться жизненного опыта. Поэтому вместо того, чтобы запрещать, к примеру, лазить по деревьям, лучше научите малыша делать это правильно.

Татьяна Скрягина
Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители - главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу , что такое время , с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить . Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени , для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени . Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него : «Летом я видел живую лошадку» . Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия - время года , месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего , если начать со времени года и времени суток .

Вначале расскажите о том, что год - это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том , что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты . Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года , их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните , что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка - время суток , когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу .

Когда ребенок осознает , что такое год и сутки , и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом , минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду - одно мгновение. Объясните , что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять , что в минуте много хлопков - секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором .

Публикации по теме:

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель:дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

В мире существует множество вещей, на темы которых человек говорит с неким смущением. Поэтому перед тем как объяснить ребенку всё касаемо вопросов продолжения рода, нужно уяснить некоторые моменты. Рассказать, что такое секс, довольно непросто, особенно если предварительно не подготовиться. Мы вникнем в суть психологии и приведём действенные рекомендации.

Почему ребенку нужно объяснять, что такое секс?

1. Воспитание дитя в современном мире уже не накладывает жёстких границ. Разговоры о сексе и продолжении рода имеют если не первостепенное, то точно второстепенное значение в развитии личности.

2. На определённых этапах взросления подрастающее поколение обязательно задастся вопросами, на которые захочет получить ответ. Хорошо, если ребёнок услышит их от вас, а не от посторонних и уж тем более несмышлёных сверстников.

3. Если избегать деликатной темы, впоследствии это может привести к формированию некорректного понимания секса и отношения к нему. В запущенных случаях возможны отклонения психоэмоционального плана.

4. В случаях, когда родители предоставляют детям необходимые и исчерпывающие сведения вовремя, исключается вероятность получения этой информации на стороне. В иных ситуациях появляется риск того, что чадо узнает от сверстников искажённые и извращённые данные. Возможно формирование понятия секса, как постыдного действа.

5. Всем известна поговорка, что запретный плод маняще сладок. Если намеренно избегать вопросов, у подрастающего поколения может развиться не слишком здоровый интерес к половой жизни. Поэтому так важно знать, как объяснить ребенку правильно и корректно, что такое секс.

6. Были случаи, когда родители в силу своего смущения откладывали разговоры на «потом». Впоследствии ребёнок находил всю информацию в интернете и даже больше. Обычно подобные запросы в сети приводят на сайты порнографии или извращённой эротики иного плана.

7. Любое ваше умалчивание ведёт к нестабильности эмоциональной среды. Из-за того, что полученная в интернете информация никак не фильтруется, у ребёнка будет ещё сильнее развиваться к этому интерес. А если родители расскажут о половой жизни, они смогут представить заранее отфильтрованные данные.

Как рассказать ребенку про секс?

Детям рассказывают про секс, соблюдая определённые грани и тщательно продумывая информацию. Придерживайтесь нижеописанных правил.

1. Заранее настройтесь на диалог, не нервничайте. Ведите себя как при обсуждении любой другой (не деликатной) темы. Так вы расположите чадо к себе, ребенок не заподозрит неладного.

2. Не уподобляйтесь родителям, которые читают длительные поучительные лекции на тему продолжения рода и сексуальных отношений. Достаточно 10 минут на изложение всего, что вы считаете нужным. Тем не менее, и это время может показаться ребёнку вечностью, если он не усидчив. Пусть задаёт вопросы, отвечайте на них развёрнуто, но внятно.

3. Перед тем как объяснить ребенку всё касаемо этой темы и углубиться в вопрос, что такое секс, продумайте ваши отношения с отцом семейства. Чадо не захочет слышать и понимать исключительно биологические аспекты интимной жизни. Ему интересно послушать про то, как вы относитесь к этой самой биологии и мужу.

4. Не стоит бояться, что, по вашему мнению, малыш услышит слишком много сведений о сексе. Вероятней всего, непонятные вещи выветрятся из его головы достаточно быстро.

5. Так как объяснить ребенку, откуда берутся дети, не всегда получается просто, соблюдайте спокойствие. Не называйте половые органы так, как они на самом деле называются. Подойдут аналогичные слова, к примеру, «пиписька», «пипка», «черенок», «краник» и пр.

6. В случаях, если подрастающее поколение выражается непристойно, вам не стоит ругать его за где-то услышанные слова. В спокойной обстановке поясните, что конкретно это слово значит. Попросите чадо больше не выражаться подобным образом. Аргументируйте это так: «Посторонним будет неприятно это слышать от тебя, выражай свои чувства иначе».

7. Половое созревание – наиболее сложная часть разъяснений. Разговоры об этом начинаются заблаговременно до переходного возраста. Изменения физиологического плана (поллюции, менструация, развитие молочных желёз и пр.) могут начаться раннее 10-летнего возраста.

8. Решая, как объяснить ребенку правильно и понятно, что такое секс, следует заранее подготовиться. Девочкам необходимо рассказать про мужскую эрекцию, а мальчикам - про менструальный цикл. Разговаривая с детьми подросткового возраста, не следует исключать из бесед тему проституции и гомосексуальности. Иначе они узнают это из фильмов и интернета.

9. Дети дошкольники и школьники обязательно должны владеть знаниями, как защитить себя от сексуальных домогательств. Научите чадо говорить твёрдое «НЕТ!» незнакомым дядям и тётям. Начиная с 4-5 лет, говорят так: «Взрослые знакомятся с детьми, потому что им сложно найти друзей. Но если незнакомцы просят сделать неправильные вещи, например, чтобы ты засунул руку в штаны, немедленно говори «Нет!» и уходи. Сразу расскажи всё мне!».

10. Думая о том, как объяснить ребёнку про секс, не стоит ничего скрывать. Расскажите, что могут сулить беспорядочные связи. Если не предохраняться, можно подхватить серьёзные болезни. Изложите сведения про СПИД, насколько опасен и смертелен этот недуг. Внимательно следите за реакцией.

11. Конечно, не нужно рассказывать различные страсти маленькому ребёнку, которому едва исполнилось 6-8 лет. Также важно понимать, что с разговором на пикантную тему не стоит затягивать. В подростковом возрасте уже может быть всё слишком поздно.

12. Подберите подходящее время. При разговоре о сексе постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок не смущался. Не нужно задавать ему неловкие вопросы. Расскажите всё, как есть, только в более сглаженной форме. Не нужно говорить о том, что он ещё мал для диалога на подобную тематику.

13. Если вы ещё не решили, как объяснить ребёнку в более мягкой форме, что такое секс, просто скажите ему об этом. Нужно самому подготовиться и в голове выстроить примерный диалог. При необходимости посоветуйтесь с психологом. Специалист поможет решить насущный вопрос.

14. После того как вы провели соответствующую беседу с ребёнком, убедитесь в том, что до него все дошло. Попросите рассказать всё касаемо темы секса с его точки зрения. Не стесняйтесь отвечать на новые вопросы. Это свидетельствует о заинтересованности и правильно поданной вами информации.

Как не нужно себя вести при разговоре с ребёнком о сексе

Если малыш спросил у вас об интимной близости между людьми, отреагируйте правильно. При этом не нужно:

  • стараться перевести тему в иное русло;
  • игнорировать вопрос;
  • ругать чадо и кричать из-за его новых интересов;
  • разглагольствовать длительное время;
  • придавать теме особые эмоции и смущаться;
  • просить ребёнка пересказывать весь разговор, если он сам того не захочет;
  • рассказывать сразу обо всём (много информации – не всегда хорошо).

Как только ребёнок задаст вам достаточно интересный вопрос, переварите у себя в голове и спокойно всё объясните.

В каком возрасте разговаривать с ребёнком о сексе

Когда малыш дорастает до осознанного возраста (примерно 4 года), он начинает задавать вопросы о собственном появлении на свет.

С каждым годом подобная тема будет всплывать всё чаще. Здесь как раз и нужно постепенно подавать информацию.

Поэтому не стоит сильно переживать о том, как объяснить ребёнку доходчиво, что такое секс и откуда берутся дети. На каждом этапе дополняйте информацию.

Не усложняйте разговор, он должен быть лёгким и понятным. Не забывайте говорить о любви. Именно любящие люди должны быть близки и заботливы друг с другом.

Как рассказать ребёнку про секс в зависимости от возраста

Главной и основной ошибкой считается то, что родители говорят ребёнку о его совсем юном возрасте. Якобы ему не положено ещё знать об интимных подробностях взрослых людей.

4-5 лет

Если малыш начал интересоваться тем, откуда он взялся, начинайте разговор с простого. Расскажите, что ребёнок был сначала у мамы в животе, а потом начал расти и появился наружу. Так получилось, потому что мама с папой друг друга очень любят.

6-8 лет

В таком возрасте можно раскрывать некоторые детали. К примеру, ребёнок был совсем маленькой «фасолинкой» в утробе. В течение 9 месяцев он рос и развивался. Потом пришло время родов, малыш появился на свет благодаря врачам.

Отличным примером будет случай, если у вас содержится домашний питомец. Ребёнок многое узнает, если животное будет в ожидании потомства. Говорите чаду о том, что дети должны появляться только в любви.

8-10 лет

Здесь легче, так как объяснить ребёнку, что такое секс можно на примере любящих людей. Если отпрыск проявляет повышенный интерес к такой теме, стоит рассказать о физиологических особенностях женщин и мужчин.

В магазинах с книжками вы без труда подберёте соответствующую детскую литературу. Издания выпускаются в зависимости от возраста малыша. Поэтому вам вовсе необязательно говорить, что взрослые отношения строятся только на сексе.

Подростковый возраст

В таком возрасте интерес к интимной жизни возрастает на порядок. Процесс естественен за счёт созревания организма. Гормоны начинают бушевать. Поэтому разговор с ребёнком по душам особенно важен.

Поговорите с ним и постарайтесь объяснить, что эмоциональная и физиологическая системы перестраиваются. Появляются новые чувства и мысли. Донесите до подростка, что секс должен происходить по любви. Не забывайте говорить о предохранении.

Перед тем, как объяснять ребёнку о чувствах между людьми и рассказать, что такое секс, вам необходимо подготовиться морально. Отвечайте на все вопросы. Преподносите всё в доступной и понятной форме. Не стесняйтесь и не увиливайте от разговоров личного характера.