Можно ли бить ребенка в целях воспитания, или почему нельзя наказывать детей ремнем: мнение психологов. Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

К сожалению, еще существует немало семей, где послушания от ребенка пытаются добиться путем рукоприкладства. Родители, которые бьют детей ремнем, уверены, что таким образом смогут вырастить человека. Однако в действительности применение грубой физической силы со стороны старших лишь доказывает их полную несостоятельность и подтверждает неумение найти приемлемый способ воздействия на чадо.

К чему приводит наказание детей ремнем?

Учеными и психологами доказано, что ребенок, родители которого используют в педагогических целях физическое превосходство, страдает от этого на протяжении всей жизни: детская жестокость, подростковая преступность и сексуальные расстройства – нередко за всем этим стоят телесные наказания в юном возрасте. Безусловно, если малыш провинился, не стоит спускать ему это с рук. Однако прежде чем бить детей ремнем, давайте разберемся, что побуждает взрослых к выбору такого наказания и чем это может обернуться.

Для начала попробуйте поставить себя на место ребенка, которому собрались преподать урок с помощью розги. Будете ли вы чувствовать любовь к человеку, который поднимает на вас руку? Разумеется, нет. Испытывая физическую боль и унижение, малыш не способен ответить вам тем же. Зачастую в его голове проносится мысль: «Ну ничего, вот вырасту, обязательно тебе отомщу». А теперь ответьте: неужели ваша цель – воспитать человека, который, став взрослым, начнет вымещать на вас злость за побои, нанесенные ему в детстве?

Конечно, со временем боль утихает, обиды забываются, вот только мысль о мести остается в подсознании нереализованной потребностью в проявлении агрессии, которая рано или поздно находит выход. Наверняка ведь каждому из нас доводилось пересекаться с жестокими, безжалостными, враждебно настроенными ко всем людьми. Помните, что путем наказания детей ремнем, подзатыльниками, шлепками по попе вам не удастся добиться желаемого педагогического результата. Такими действиями вы либо прививаете чаду озлобленность и упрямство, либо развиваете в нем трусость и лживость.

Многие скажут: «А меня вот били в детстве – и ничего, стал человеком». Во-первых, не забывайте, что каждый ребенок – индивидуальность, и однозначно сказать, как малыш переживет тот или иной вид наказания, невозможно. Во-вторых, даже если вы и не держите зла на своих родителей за физический подход к воспитанию, вряд ли вы благодарны им за все, что было. В большинстве случаев люди просто боятся признать, что можно было обойтись без рукоприкладства; они просто не верят, что бывает по-другому.

Итак, родители, которые бьют детей ремнем, забывают, что таким способом наказания только унижают их. Применение физической силы демонстрирует равнодушие и пренебрежение к ребенку как к личности – крики и удары заставляют его закрываться от взрослых и подрывают доверие к ним. В результате использования таких воспитательных приемов дети боятся самых близких людей. Кроме того, будучи регулярно битым, малыш начинает считать, что все проблемы решаются с помощью рукоприкладства; что обижать и унижать слабых можно.

Как воспитать ребенка без ремня?

Для некоторых это может показаться странным, но на самом деле дети обычно не боятся ни ремня, ни угла, ни розги. Психологические приемы воспитания воздействуют на ребенка сильнее, чем рукоприкладство, ведь в этом случае родители заставляют смотреть в глаза, требуют ответной реакции в форме соглашения, отрицания или компромисса. Однако даже у такого педагогического подхода существуют свои отрицательные стороны. Здесь очень важно не переусердствовать с воспитательной функцией, чтобы не выработать у ребенка склонность к лицемерию, боязнь перед совершением ошибок или привычку безропотно следовать чужим правилам, убивая свое внутреннее «Я».

Итак, как воспитать ребенка без ремня? Одним из наиболее действенных способов является спокойный разговор с чадом после совершения какого-либо проступка и запрет на любимое занятие (просмотр мультфильмов, покупка сладостей) в течение определенного периода времени. Выбирая такой метод воздействия, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Прежде чем наказывать малыша, подумайте, действительно ли вы разобрались в причинах, которые толкнули его на проступок. Возможно, вы совершаете ошибку;
  • Если ребенок впервые нашкодил, не будьте к нему слишком строги. Лучше объясните, что он сделал не так, и договоритесь, что это не должно повторяться;
  • Воздержитесь от чтения нотаций. Если малыш сломал игрушку, просто скажите, что завтра ему нечем будет похвастаться перед друзьями. Это намного эффективней, чем ругать его за неосторожность и говорить, что он не ценит то, что вы для него делаете;
  • Помните, что бить детей ремнем и использовать другие способы физического воздействия неприемлемо. На семейном совете в спокойной обстановке четко определите правила наказания и поощрения. Сообщите ребенку, во что могут вылиться для него те или иные шалости;
  • Если вам пришлось сказать, что в воспитательных целях доступ к компьютеру будет ограничен на неделю, обязательно держите свое обещание. Никогда не бросайте слова на ветер, иначе чадо решит, что ему все дозволено;
  • Критикуйте только поступки, но не ребенка.

Бить детей ремнем – не единственный метод воспитания, изживший себя. Нельзя в качестве наказания выбирать труд, поскольку малыш в таком случае станет относиться к работе как к каторге. Не стоит ругать ребенка, если он заболел, столкнулся с проблемами; перед сном или сразу после пробуждения, во время игр или приема пищи. Наказание неуместно в моменты острых душевных переживаний, в частности после падения, драки, ссоры, получения плохой оценки в школе и т. д. Это не значит, что вы должны жалеть, – просто не подливайте масла в огонь.

Конечно, родители сами выбирают, бить детей ремнем или нет и какие педагогические методы использовать. И все же помните, что применение физической силы в благих намерениях может дать обратный результат. Лучшее воспитание – это не слова и не розга, а хороший пример.

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос» . И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Статистика: наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Вырастая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы


Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: ).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
  • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми —
  • Как нельзя наказывать ребенка —
  • Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога —

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Почему нельзя бить детей. Самоконтроль родителей и физические наказания

Мнения мамочек с форумов

Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.

Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!

Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…

Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается, потов все решить миром и мы миримся.

Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у некоторых?

Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? —

Видео-консультации специалистов

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Ремень для некоторых родителей кажется самым простым и быстрым способом добиться от ребенка послушания. Вместе с тем, физическое наказание - это очень опасный метод, который даёт лишь сиюминутный успех, однако таит в себе множество негативных последствий в будущем. Так можно ли наказывать ребенка ремнем - советы психолога рекомендуют подходить к вопросам наказания и поощрения детей сугубо индивидуально.

Скажем сразу, рукоприкладство - это веками взрощенный традиционный способ подавлять волю ребенка. Оно не только не сможет решить проблемную ситуацию, но и, наоборот, способно её усугубить. Ремень в руках родителя, возмущенного непослушанием своего чада, путь тупиковый. Он просто говорит о полной беспомощности и нежелании подумать о других приемлемых методах воспитания.

Так как правильно наказывать ребенка, если он серьезно провинился?

Подзатыльник или шлепок по мягкому месту - обряд всем знакомый и привычный, который передается, наверное, из поколения в поколение. Некоторые родители считают, что это прекрасный метод приучить своего ребенка к порядку. Конечно, каждый взрослый сам решает, применять его в том или ином случае. Тема эта весьма деликатная и положиться здесь надо на совесть родителей.

Прежде чем ответить на вопрос, за что нужно наказывать ребенка ремнем, психологи дают совет разобраться в его поведении. Что такое «плохое» поведение сына или дочери? В первую очередь это стремление всеми способами добиться желаемого, т.е. проявить свою позицию и самоутвердиться. Наблюдать такие «выходки» у детей родители могут уже с 2-х лет. Ребенок становится вдруг настырным, капризным, способным напакостить, в общем, слова родителей ему не указ.

Папа смамой, естественно, сердятся, не понимая, что в этот период ребенку нужен не ремень, а их внимание. Дети хотят получить от родителей ожидаемую им реакцию, а не угрозы, наставления, а то и подзатыльники и шлепки по губам. Такие выходки у детей - некая проверка родителей. Ведь дети с раннего возраста усвоили, что желаемое можно получать не только примерным поведением и послушанием, но и капризами.

Так можно ли наказывать ремнем ребенка - советы психолога в этом плане отрицательные. Если вдруг поведение у ребенка резко изменилось, не спешите громко ругать его, а тем более хвататься за ремень. Многие дети, заигравшись, не всегда могут справиться со своим темпераментом. Родители, изучая характер ребенка, должны знать, как он поведет себя в той или иной ситуации. При этом в случае плохого поведения, ребенка не следует резко одергивать, лучше отвлечь и направить его энергию в другое русло. Доводить ситуацию до детских истерик и слез не стоит. Гораздо лучше почаще хвалить ребенка, однако при этом знать меру. Похвала всегда должна быть заслуженной, иначе она утратит своё значение.

Наказывать ремнем ребенка - дело последнее. Детей нужно поощрять за полезные дела и выполненную работу. Детские психологи советуют хвалить ребенка в присутствии его друзей или сверстников. Это повысит его самооценку. Ведь ребенок, который сомневается в своих силах, будет бояться неудач в течение всей жизни. Из таких несчастных запуганных детей вырастают люди нерешительные, которым трудно справиться со сложными жизненными ситуациями. Ну а некоторые непонимающие этого родители сами морально готовят к неудачам свое чадо.

К поощрениям и наказаниям следует подходить сугубо индивидуально. Чем лучше папа с мамой знают эмоциональные особенности своего ребенка, тем проще им вести с ним диалог. Приведем простой пример. Билет на детский спектакль в качестве поощрения для ребенка-непоседы может быть воспринят им как наказание. А если спокойному и тихому ребенку запретить идти гулять, то он только порадуется и займется своими игрушками дома.

Поведем итог сказанному. Физическое наказание ребенка, а тем более ремень или грубое рукоприкладство, по советам детских психологов надо постараться как метод воспитания исключить. Оно кроме озлобленности, неконтролируемых эмоций, трусости, лжи и упрямства ничего положительного детям не принесет.

Заставить детей слушаться получается далеко не у всех родителей. Состояние беспомощности возникает быстро и приводит к шлепкам, окрикам и наказаниям ребенка, который, если задуматься, ни в чем особенно не провинился. Как выйти из порочного круга, знает Мансур Шангареев, самый известный многодетный отец Инстаграма и автор книги "Папины детки", в которой он рассказывает о воспитании своих четверых детей. Итак, в первую очередь надо перестать бить ребенка.

Физические наказания как метод воспитания - определенное, однозначное "нет". И никаких: "Ой, нас лупили, и ничего - выросли нормальными людьми..."

Ну, во-первых, "нормальный" и "счастливый" - это разные понятия. У вас точно нет психологических проблем? С легкостью вспоминаете моменты, когда вас дубасили самые близкие люди - люди, которые, наоборот, должны были всегда вас защищать?

А во-вторых: хорошо, вам повезло - вы выросли нормальным. Но вам нравится сегодняшнее общество? Нравятся морально неустойчивые, неадекватные люди, которые впоследствии легко превращаются в маньяков, живодеров, убийц? Может, все-таки прошлые поколения допускали ошибки в воспитании?

Поставьте себя на место ребенка. Что он чувствует, когда вы бьете его? Страх, унижение, свою беспомощность, слабость...

Как должны дети реагировать на побои? Естественное желание любого живого существа - защититься. Только вдумайтесь! Ваш малыш, которого вы так любите, боится (!) своей мамы, хочет защититься от нее, спрятаться!

К слову, что вы скажете ребенку, если он вдруг подойдет и стукнет вас на ваш отказ включить ему мультики или дать лишнюю конфету? "Ай-ай-ай, нельзя драться!" А вам, взрослым тете и дяде, драться можно?

А ведь вы поступаете именно так. Попросили съесть суп - не послушался - шлеп! Сказали убрать игрушки - не послушался - шлеп! Разлил молоко - шлеп! Это точно такие страшные преступления, за которые надо оставлять неизгладимые следы в душе ребенка? Тогда уж бейте себя, если проспали, разбили тарелку или резко ответили коллеге.

Поймите - рвутся прочные нити, рушится связь между вами и ребенком, исчерпывается его лимит доверия к вам. Вы, призванный защищать, предаете и причиняете боль. Вы, сильный и большой, бьете маленького и слабого. Что должен сделать ребенок, чтобы заслужить столь суровое наказание?

Почему мы бьем детей? Таким образом мы хотим заставить их делать то, что нужно нам, показать их неправоту, наказать, проучить... Но неужели нельзя найти нормальные методы?

Ваш удар "эффективен" только в одной конкретной ситуации. Ребенок перестал портить вещи, потому что боится наказания. Поверьте, как только вас не окажется рядом или он будет уверен, что сумеет избежать расплаты, возьмется за старое.

Его остановит не совесть, не голос разума, а только страх, который не вечен. Если ребенок учится на пятерки, боясь вашего наказания за плохие оценки, он перестанет учиться и постигать новое, как только избавится от вашего контроля. Сила в данном случае - самый слабый метод.

К тому же ребенок, находящийся в страхе, просто не может нормально усваивать информацию. Он немеет, замирает и вообще плохо понимает, что вы ему говорите. Если добавить сюда еще и физическую боль - это будет слишком для малыша.

Вы бьете ребенка по причине собственной несостоятельности, бессилия и беспомощности. Тем самым показываете, что бить - это нормально. Что насилие - это норма, даже между самыми близкими людьми. И почему, если можно вам, нельзя, например, ему?

Поймите, в битье детей нет никакой пользы, особенно - в долгосрочной перспективе, особенно - если думать о последствиях. Да, ребенок замолчит сию минуту, перестанет гонять мяч по квартире, начнет решать примеры... Вы добьетесь своего. Но какой в этом толк, если он сделает это не по своей воле, а просто из-за животного страха боли? Как вообще можно дрессировать ребенка, как животное?

Учитесь сдерживать себя. Думайте о последствиях. Почему вы не бьете начальника, который вас бесит? Родственников, с которыми не ладите? Соседей, которые слушают громкую музыку ночами? С ними вы находите силы сдерживаться, потому что понимаете, какие могут быть последствия. Потому что знаете: такое ваше поведение пользы не принесет, а только усугубит ситуацию.

А теперь живо представьте худшие последствия избиения ребенка. Он будет бояться вас, не доверять вам; пронесет обиду на вас через всю жизнь и будет страдать от этого; станет невротиком; вырастет закомплексованным, неуверенным в себе, несчастливым человеком... список можно продолжать еще долго. И задумайтесь: стоит ли всего этого ваша минутная слабость и раздражение?

Как держать себя в руках. Можете считать до десяти, умываться холодной водой, начинать медитировать, съедать плитку шоколада - выбирайте любой эффективный для вас метод, главное - остановиться до того, как замахнетесь рукой на самое дорогое, что у вас есть.

Не битье, конечно, но тоже вещь ненужная и неприятная. Напишу коротко: дети способны усваивать информацию только в состоянии покоя, поэтому, когда вы кричите, сказанное доходит до них крайне плохо. Крик - неважный способ коммуникации.

Ваша задача - объяснить ребенку, показать, рассказать, научить, а не напугать своим криком так, что ребенок ничего не поймет, но послушается по инерции.

Оскорблениями мы программируем детей на определенную волну. Если внушать сыну, что он неряшливый, трусливый и никчемный, а дочери - что она глупая, некрасивая и неумеха, они такими и вырастут, не сомневайтесь.

Но вы сами-то верите в те слова, что говорите? Верите, что разбить чашку из сервиза - самый ужасный поступок в жизни? И что малыш - идиот и рукожоп, если случайно ее уронил? Верите?

А ребенок верит. Кстати, урони чашку вы сами, наверное, не набросились бы на себя с криками и обзывательствами.

Конечно, есть моменты, когда крикнуть просто необходимо. Например, при возникновении опасности для жизни и здоровья ребенка или в других похожих ситуациях. Но использовать крик ежедневно, просто потому, что вы не можете ребенку донести свой запрет или указание, - крайне глупо. Тем самым вы просто расписываетесь в своей беспомощности и слабости.

Как держать себя в руках. Вообще отлично работает следующая тактика: когда вам захочется покричать, поставьте на место ребенка себя. Хотелось бы вам услышать такие слова? Еще и в таком тоне? Нет? А чем тогда ваш ребенок хуже?

Детей обязательно нужно и поощрять, и наказывать. Ребенок - маленькое, до конца не сформированное существо, он не знает границ, у него нет четких рамок, нет понимания жизни. Все, что он знает, - это то, что вложили в него мы. Хорошие поступки ребенка, его победы, старания и усилия обязательно нужно поощрять. И самое лучшее поощрение для ребенка - это признание и похвала родителей.

Чем больше ребенок слышит ободряющих, теплых слов от папы и мамы, тем лучше он развивается, тем легче учится, становится сильнее и увереннее в себе.

Мы хвалим детей постоянно. Девочкам все время говорим, какие они красавицы и умницы. Поощряем каждое их достижение, стремление помочь, проявление сострадания и милосердия. Могу сказать, что у этого метода уже есть свои плоды: их сердца впитали так много любви, нежных слов, теплых взглядов, поцелуев и объятий, что они просто не могут этим не делиться с миром!


Как наказывать ребенка, чтобы задумался - но не травмировать

Раньше мы часто пользовались таким распространенным методом, как оставление ребенка наедине с собой. Ставили в угол, отводили в другую комнату, чтобы он там "успокоился и подумал над своим поведением".

Сейчас же мы перестали так делать, потому посыл этого действия - ты нужен мне только удобный и послушный, и ты будешь один, пока снова не начнешь соответствовать моим требованиям. Это неправильно, потому что основа родительства - это принятие . Принятие ребенка таким, какой он есть, и обещание любить, несмотря ни на что.

Лучший способ наказания, на мой взгляд, - это лишение дополнительных и приятных бонусов. Не пустить гулять, не показать мультфильм или не дать любимый десерт... Это не травмирует ребенка, но заставит задуматься в следующий раз: хочет ли он вновь этого лишиться?

Еще одно золотое правило: держать свои слова. Обещали забрать планшет, если не наведет порядок в комнате? Заберите. Если понимаете, что наказание слишком сурово, - смягчите его, но слово сдержите (заберите не на неделю, а на два дня). Не сделаете этого - и ребенок быстро поймет, что ваши угрозы - это пустые слова, и перестанет им верить.

А чтобы таких ситуаций не было, перед тем как что-то сказать, пообещать, запретить - сто раз подумайте. Надо оно вам? Важно ли? Стоит ли? А принимать и отменять свои решения по 10 раз на дню - как минимум несерьезно.

Всегда соизмеряйте поступок ребенка с силой наказания. Если он разбил дорогую вазу, какого наказания он заслуживает? Серьезного, скажете вы. А если разбил случайно, желая, например, помочь вам вытереть с нее пыль?

Самое страшное для малыша - это недовольство им его родителей. Действия ребенка направлены на то, чтобы нравиться взрослому, чтобы тот его любил, заботился о нем. Для каждого ребенка ужаснее мыслей, чем оказаться покинутым, остаться одному, быть не может. Поэтому проявляя недовольство, соблюдайте меру, не перегибайте палку.

Купить эту книгу

Обсуждение

сырые, категоричные мысли,как будто обширный опыт ничему человека не научил... Примеры неудачные. Решения предложены тоже неудачные, забыто разнообразие реакций детей и взрослых, в общем- бесполезная статья.

Комментировать статью "Все еще шлепаете детей? 8 причин этого не делать"

Когда ребенок имеет право ударить другого ребенка, взрослого, неодушествленный предмет? Можно ребенку в принципе кого-то бить, если можно, то кого, в какой ситуации? В принципе нельзя ни в какой ситуации. Даже самый адекватный ребёнок на эмоциях не в...

Обсуждение

В принципе нельзя ни в какой ситуации. Даже самый адекватный ребёнок на эмоциях не в состоянии всегда оценить ситуацию объективно. У меня был эмоциональный сильный и хорошо координированный мальчик - я всегда дико боялась, что в процессе например сдачи он причинит ущерб гораздо больший, и отвечать за это не хотелось. Поэтому рецепт был один- никогда ни к кому не прикасайся. Девочка была не адекватна- ей вообще приближаться запрещала

Старшей разрешаю, и даже учу специально давать сдачи, если кто обидел. Младшую наоброт, учу не драться...

Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие Невролог был у нас - сказал видимых причин такого поведения он не видит, все в норме. Это щекотно и хорошо делать на людях, когда саму переполняет желание шлепнуть.

Обсуждение

Девочки, помогите разобраться с ситуацией, пожалуйста. Поговорить нужно, и чтоб мозги вправили.
Последнее время младшая дочь 2х лет стала практиковать следующее: как что не по ней, начинает швырять все вокруг на пол, хлопать дверьми. При этом ревет, начинаю поднимать все сама - бесится и швыряет по второму кругу. Если ничего не делать, то сначала она дойдет до ручки со своим ревом, потом начинаю успокаивать, с горем пополам успокаивается и может убрать все сама. Успокаивать сразу не получается, она обязательно расходится и с ревом, и со швырянием. Второй вариант неплох, если бы не то, что она почти до истерики доходит. Вчера была история, дочь проснулась днем, меня рядом не было, но я подошла в первые 10сек после ее просыпания, услышав радионяню, не думайте, что она меня ждала долго. Тут же все полетело с кровати, убирать не хочет, говорить/обниматься не хочет, разошлась до жуткого рева, потом уже среагировала на мои успокоения и просьбы убрать все. Сегодня еще хлеще было: пришли с прогулки, у двери дала ей ключи, типа дверь открыть, уж не знаю, какая вожжа под хвост, ключ не встал в замок или не так встал или не так повернулся, в итоге - ключи на пол, в коридоре обувь с полки всю свалила, в дом идти не хочет. Раньше такие фокусы недолго длились, обувь всю убирала она сама на полку, потом шли в дом. Сегодня разоралась как никогда (еще звонко так, эхо в общем коридоре отличное), и не успокаивалась, и убирать наотрез отказалась, ни сама, ни мне подавать,а я бы ставила, ни наоборот, никак. я ждала, что она проорется и уберет, но как бы не так. Даже соседка из-за двери крикнула, что-то типа "хватит уже издеваться над ребенком".
Вот тут меня переклинило. Мне надо было убрать самой и завести ее в квартиру? я многого хочу от двухлетки? Вообще этот, можно сказать, уже ее ритуал вожжи под хвост после прогулки меня изрядно утомил. Постоянно уламывать, разбираться с раскиданной обувью, меня достало. Как мне переломить эту ситуацию, я не понимаю. Дома еще ладно, но на людях вообще сложно разруливать такое.
ПЛюс еще я не хочу, чтобы у дочки закреплялось в голове, что можно раскидать и не убрать, или не послушать маму. Со старшей сейчас пожинаю, в ее детстве где-то некогда было ждать, где-то проще самой было сделать, когда-то она четко не прочувствовала последствий, если не слушается родителей(((С младшей раньше удавалось держать свою позицию, довольно мирно, но сегодня вот не вышло. Я обувь не убрала, валяется в коридоре, надеюсь, позже пойдем и уберем. Но вот в обед дочь уперлась и все. Не убить же ее! Я уже и так очень разозлилась, хотелось так отшлепать, не отшлепала, но раздевала довольно резко и в квартиру затолкала тоже грубовато.
Ну вот, выговорилась.
хотелось бы советов, как дать понять ребенку, что таким образом показывать свое недовольство нехорошо, как мне не идти на поводу с уборкой, если дочь все-таки швыряет все? Ну и в целом, послушаю мнения. Спасибо!

04.10.2017 17:32:04, одна мама

Маш, у нас те же проблемы, один в один.
У Миши эти истерики уже полтора месяца как. При словах нет и нельзя сразу валяться и слезы. Дома еще как-то можно пережить, а вот когда на в группу ходим или на игровой площадке, то может прямо в грязь завалиться.

Соседи снизу регулярно бьют детей за учебу и плохие оценки. Судя по амбициям мамы, ругают за 3 и 4-ки, двоек там не может быть. Закрывают их в ванной и орут там или дубасят-непонятно, дети рыдают как бешеные в 12 в 1 ночи, когда мать приходит с работы, начинаются колотушки...

Обсуждение

Что бы там вам ниже ни написали - битьё ребенка собственными родителями - уголовно наказуемое деяние по российскому законодательству. То есть инструмент воздействия у вас в руках есть - это УК. Дальше - ваша мудрость, совесть, вера, что это на благо/во вред ребенку, готовность идти до конца....

Если бы Вы слышали как орал мой старший сын в младшей школе, когда я требовала переписать домашнюю работу из черновика. Если я просто замахивалась тетрадкой, то он орал в истерике, чтобы я его не била, стучал кулаками по стенам и полу, захлебывался в слезах. Ужас ((. В итоге мы с ним наоремся, наплачемся напьемся вдвоем новопассита и идем переписывать домашку за 10 минут!! . Я думала выращу истерика. Сейчас 16 лет тихий абсолютно не скандальный хороший пацан))) .

Отношения с детьми. Детская психология. МНогократно обсуждаем, что девочек/малышей бить нельзя. И вообще нельзя бить, надо разговаривать. Но умом я понимаю, что бывают такие девочки, которые сами задираются выше крыши...- вот как мальчишкам реагировать?

Обсуждение

вчера поговорила с другой нашей воспитательницей, она говорит, не волнуйтесь, проходили такое (очень активный ребенок). Она _находит способы_, как переключить моего ребенка в нужное русло.
Короче, все не так страшно оказалось, что в группе происходит:-)

хахаха три раза
вы с ним пятый год "обсуждаете" что девочек и малышей бить нельзя???
вообще то это задолго пяти лет воспитывается. еще в песочнице. дал совком соседу по голове. получил предупрждение. дал еще раз - пошел вон из песочницы.
какие такие разговоры надо вести еще?
есть правила, и есть наказания за наршуение этих правил. наказания должны быть понятные, не отсроченные во времени, - причем НЕ физические типа по попе и без соплежуйства с вашей стороны.
например - девочек бить нельзя. и точка. если девочка сама лезет - обсуждаем, выясняем, разговариваем.ищем решение проблемы и вместе с мамой девочки - но.. п 1 мальчику девочек бить нельзя.
как с другой планеты, ей богу.
кончно -выяснить надо причину. - у мальчика стресс от новой группы, адаптация и прочее. он не знает как с этим справиться. и никаким разговорами вы этому не поможете.
идите к нормальному психологу. и воспитывайте своего будущего мужчину нормально. если только не вы не из маргиналов.

10.10.2012 22:48:27, неважно. плавали

Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и (Объяснила, что можно только давать сдачи, если грозит опасность)Папа тоже ему объясняет, что нельзя бить маму, но пока никиких результатов!!

Обсуждение

Нет ли каких-то видимых причин для такого поведения? Не изменилось ли что-то в ЕГО и вашей жизни за эти последние месяцы (или накануне)? Если видимых причин, связанных со здоровьем, с изменением каких-то жизненных обстоятельств нет, то это может быть тот самый кризис 3-х лет, который характеризуется, как период самоутверждения "Я", когда ребенок начинает осознавать себя, как отдельную, самостоятельную личность и всячески отстаивать свои права, попутно проверяя взрослых на выносливость, исследуя границы возможного. Терпение и еще раз терпение:)))
Как и у нас, у детей тоже бывают хорошие дни и "не очень". Вообще, дети подвержены перепадам в настроении гораздо больше, чем взрослые. К тому же ребенок еще не очень умеет владеть собой, управлять своими эмоциями. Нужно ему помочь в таких ситуациях справиться с самим собой.
Замахивается – возьмите его на руки, прижмите к себе, шепчите нежным голосом с ласковой интонаций разные слова (здесь главное сама успокаивающая интонация), пока не почувствуете, что он успокоился, что его дыхание стало ровным.

О словах. Когда мы говорим, что НЕ надо делать, это не доходит до сознания, а если доходит, то с противоположным знаком. Поэтому говорить надо о том, что было бы вам приятно.

Я не в восторге от идеи душа, хотя допускаю, что кому-то такой метод помогает. Можно просто поиграть в брызгалки – и охладили свой пыл, и повеселились… А вот груша может очень пригодиться, "она резиновая, ей не больно, она специально для тренировки кулачков; полу и стенкам тоже не больно, только твои кулачки жалко; а может, по подушке? она мягкая, она любит, когда ее взбивают…"

Самое лучшее – просто не доводить до такого агрессивного состояния. Вы ведь лучше знаете своего малыша:)) А за эти "тяжелые" месяцы изучили еще лучше, поэтому вполне можете прогнозировать какие-то действия, поступки. Почему бы не отказывать ему в чем-то, не запрещать что-то, а разными путями переключать его внимание на что-то другое. "Настраивайтесь" на его волну, поймите, почему он готов резко среагировать на ту или иную ситуацию. Почти всегда можно каким-то образом договориться: можно действительно заключить уговор-договор, можно перевести все в шутку, можно отвлечь.

О каких-то вещах договаривайтесь заранее, чтобы не было элемента неожиданности или спешки, дети не любят внезапных изменений в их повседневной жизни. Постарайтесь держать себя "в рамках" и не реагировать агрессией на агрессию.

Ya svoego krasavca v kachestve nakazaniya saju na stulchik v ugol predvaritelno obyasniv chto mamu nado lubit"i chto derutsya tolko nehoroshiye ludi. Kak pravilo rebenok v techenii poluchasa rasskaivaitsya i potom vedet sebya tiho.
A Esli on reshaet zakatit" isteriku - ya na nego ne pbrashayu vnimaniya. On mojet pokrichat" povuzmushat"sya no bistro othodit.
A ideya s dushem mne kajetsya mojet travmirovat" rebenka, osobenno esli rebenok i tak boitsya dush...

Бью своего ребенка. Ребят, что делать-то, а? Кажется это уже к психиатру надо? Я все понимаю умом, но когда выйду из себя не могу сдержаться. Очень-очень ее люблю, очень хотела ее и теоретически хотела бы еще детей, но кажется, мне нельзя с такими раскладами.

Обсуждение

Спасибо большое всем кто откликнулся. Вроде ясно стало, что вешаться идти рано. Пойду лечиться от раздражительности:).
В любом случае с вами уже не так плохо.

29.09.2000 00:32:17

Похоже без помощи специалиста вам не обойтись. Но попробуйте сами вот что: настройтесь хорошенько и один день прямо с утра начинайте анализировать все ваши конфликты. Уговорите себя:"Я сегодня не сержусь на неё, а думаю." И начинайте обходить все острые углы. Ну например: не хочет она ботинки одевать, так вы прежде чем рассердиться, попробуйте перехитрить её. Песенку там какую-нибудь придумать или что-то ещё. Короче, заставьте себя думать постоянно над тем, как не доходить до того момента, когда ребёнок начинает раздражать. Это очень-очень тяжёлая работа и с непривычки не всегда будет получаться. Это совсем не значит, что вы должны выступать в качестве домашнего клоуна, отнюдь, вы выступаете в качестве более умного и опытного человека. Типа: все эти фокусы мне хорошо известны, но в этот раз ты меня не доведёшь, я тебя умнее и хитрее. И ещё, ну представьте, что это не ваш ребёнок, а друзей, а вы няня. Чужого ребёнка вы ведь не будете бить, значит будете искать другие способы. Надо абстрагироваться от всего и заставлять себя постоянно анализировать свои чувства.
А вообще, причина сидит где-то глубоко в вас. И пока вы не разберётесь с собственной неудовлетворённостью, кардинальных перемен не произойдёт. Получились весы, где на одной чашке слишком много всего. Как достичь душевного равновесия?.. Тут наверное лучше консультироваться со специалистом. Но не с психиатором:-), а с психологом.
А вообще, это очень хорошо, что вас так волнует эта ситуация. Значит справитесь.

шлепание,?.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Я, правда, пока не шлепаю, а подкрадываюсь и щиплю за попу, делая вид, что это не я. Играем по нескольку раз в день, уже месяц.

Обсуждение

Извините за интим, но мой отец шлепал меня по попе невдаваясь в психологию и это сильно отразилось на моей сексуальной жизни в зрелом возрасте.

04.08.2000 18:23:39, Ирина

Можете кидать в меня камнями, но я своего ребенка шлепаю оооочень часто. Не сильно. Не бью. Но если он начинает показывать нам, что он здесь главный, хулиганить, то его просто иначе нельзя остановить. Это у него от отца, я думаю, то есть мой муж дорогой, если его несет, не остановится, пока я не начну орать и злиться. В тот момент, когда я разозлилась - папа успокаивается, понимает, что был не прав - приходит просить прощения. Мальчик не понимает слов в подобных ситуациях - надо шлепнуть - тогда посмотрит, улыбнется, пойдет заниматься своими делами. То есть мне кажется, он очень хорошо знает, что виноват и мое шлепанье - как отпущение грехов - все, иди и не греши больше, а то, что ты тут делал - тебе прощено. Он сразу очень успокаивается и ему - не только мне, становится лучше.

Телесные наказания - один из самых древних и самых спорных методов воспитания. Впрочем, спорным он стал относительно недавно. Вплоть до середины XX века шлепки, подзатыльники и даже ремень или палка в руках родителей не вызывали почти ни у кого возражений, если не наносили здоровью ребёнка непоправимого вреда. Только после выхода в 1946 году книги известного педиатра Бенджамина Спока (Benjamin Spock) «Ребёнок и уход за ним» внимание родителей переключилось с поддержания дисциплины на формирование личности ребёнка. А первые научные исследования эффективности и последствий телесных наказаний были начаты в 60-х годах.

С тех пор психологи провели не один десяток различных исследований, и результаты убедительно свидетельствуют: телесные наказания - это плохой . Повышение агрессивности и склонности к насилию, ухудшение детско-родительских отношений, тревожность и депрессия, повышенный риск лишнего веса, снижение - вот неполный список отрицательных последствий телесных наказаний. В 2002 году психолог Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff) обобщила результаты 27 работ. Вот что у неё получилось.

»
Показатель 100% означает, что эффект обнаружили все исследователи без исключения. Примечательно, что телесные наказания оказались совершенно непригодны для воспитания . Единственным положительным результатом применения физических наказаний психологи называют немедленное повиновение. Однако и тут порка и шлепки не показали каких-то преимуществ перед другими методами - например, поставить в угол. А с течением времени степень послушания значительно уменьшается.

Попытки найти допустимые формы телесных наказаний детей нецелесообразны и неосуществимы. Удары - это урок плохого поведения.

Из совместного заявления 140 европейских организаций

Казалось бы, вопрос решён. Но не всё так просто. Во-первых, многие из этих исследований подвергались критике за недостатки в методологии и предвзятость авторов (все они оказывались противниками телесных наказаний). Во-вторых, отрицательные эффекты стабильно обнаруживались в семьях, где битьё является привычным и частым. И чем чаще и сильнее родители бьют детей, тем хуже. Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Университета Беркли изучала телесные наказания в 134 семьях на протяжении 12 лет. И в тех случаях, когда детей шлёпали редко, никаких отрицательных последствий не было.

Отечественный психолог и социолог И. С. Кон изучил аргументы психологов, допускающих физическое воздействие. Они призывают отличать моментальную реакцию на нежелательное поведение и отложенное по времени наказание. Шлепок вполне может быть формой отрицательного подкрепления, неприятным последствием запрещённых действий. Но практика наказывать детей, когда после совершения проступка уже прошло время, не приносит результатов.

Психологи, которые не поддерживают полный запрет телесных наказаний, связывают их применение с рядом условий.

  1. Безопасность для здоровья. Этот критерий настолько строг, что единственными приемлемыми формами будут шлепки ладонью по ягодицам или конечностям.
  2. Частота применения. Чем реже используются телесные наказания, тем выше их эффективность. Ни в коем случае этот метод не должен стать обычным и привычным.
  3. Отсутствие . Нельзя бить ребёнка публично. Это относится к любым наказаниям.
  4. Отсутствие задержки. Шлепок должен совпадать по времени с нежелательным действием и прерывать его. Если вы обнаружили проступок спустя какое-то время, то пороть ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Ещё больший вред наносят наказания «для профилактики».
  5. Объяснение. Ребёнку должно быть предельно ясно, за что он подвергся наказанию. Объясняя, родители предлагают альтернативы наказуемому поведению.
  6. Возраст ребёнка. Здесь чётких рамок нет, но большинство психологов сходятся в том, что нельзя применять физические наказания до двух лет, а к девяти годам их следует полностью исключить.

Но даже при соблюдении всех этих условий телесные наказания не эффективнее других методов воспитания. В младшем возрасте точно такое же воздействие, как и шлепок, оказывает громкий окрик. В более старшем возрасте альтернативами становятся стояние в углу или лишение чего-то приятного.

От родителей часто можно услышать: «А что прикажете делать, если он/она…» - и далее перечисление ужасных проступков. К сожалению, готовых ответов на все эти вопросы не существует. Нет универсальных рецептов. И нет ни одного свидетельства, что таким рецептом является «отлупить». Зато есть много способов добиться от ребёнка послушания, не прибегая к насилию.

А как вы относитесь к телесным наказаниям?