Отношение арабских мужчин к русским женщинам. Каково это быть женой арабского мужчины

.
В своей статье я хочу осветить некоторые аспекты браков с арабами на опыте своих друзей и знакомых. Сразу хочу заметить, что речь не пойдет о знакомстве через интернет. Почему? Дело в том, что русские женщины, ищущие мужа за границей, предпочитают найти человека близкой европейско-христианской культуры, живущего в развитой стране. Поэтому вряд ли здравомыслящая женщина поедет из России куда-нибудь на Ближний Восток, в страну с иными традициями, культурой и менталитетом. Также надо заметить, что нормальный среднестатистический житель Ближнего Востока ищет себе жену через родню, друзей, знакомых или коллег по работе. Обычно это женщина из той же социокультурной среды.

Возникает закономерный вопрос: кто же те "принцы-мусульмане", пишущие нашим женщинам? Это могут быть: альфонсы, пытающиеся получить гражданство более развитой страны (в том числе России) с помощью брака на иностранке; богатые жители стран Персидского Залива, ищущие белую дешевую любовницу на время; сутенеры и работорговцы, заманивающие наших женщин за границу и продающие их в бордели. Турция и ОАЭ - центры работорговли, и русские женщины пользуются там неимоверным спросом. Называть всех этих типов "мусульманами" у меня язык не поворачивается. Как у мусульманки. Таких подонков, я считаю, нельзя называть людьми. Возможно, кто-то и нашел свое счастье в браке с арабом через интернет, но лично мне неизвестны подобные случаи.

Знакомство наших женщин с арабами происходит в реальной жизни, обычно в институте, где обучаются иностранные студенты. На моем опыте большинство смешанных браков именно из студенческой среды. Подобные браки заключаются весьма часто, но и часто распадаются. Основной причиной является разница в менталитетах и культурных традициях. Эти традиции принято называть "мусульманскими", а самих носителей традиций - "мусульманами". Так ли это?

Позвольте мне рассказать немного о себе. Я приняла ислам около 7 лет назад. Никаких мыслей о замужестве и отъезде у меня не было. Вместе со мной в ислам пришли еще две русские девушки: обе не замужем. Я не хочу объяснять причины своего выбора, путь к Богу - дело личное, просто я хочу сказать, что для любого верующего человека любой конфессии необходимо общение с единоверцами. Мои подруги жили в общежитии, поскольку были иногородними студентками. В том же общежитии жили студенты-арабы. Теоретически они были моими единоверцами, но общаться с большинством из них я бы не стала, а уж выходить замуж и подавно, как верующая мусульманка. Дело в том, что настоящий мусульманин - это тот, кто соблюдает предписания своей религии. В нашей общаге из 150 арабов соблюдающих было трое. Остальные пили и развлекались с девочками. Это были этнические мусульмане. Дело в том, что если мы спросим обычного русского насколько он православный, то услышим в ответ несколько вариантов: атеист, иногда хожу в церковь, верю в Бога, но предписаний церкви не соблюдаю и так далее. Если мы зададим тот же вопрос мусульманину о его вероисповедании, то услышим нечто иное: даже самый пьющий и развратный араб будет бить себя пяткой в грудь, утверждая, что он мусульманин, пусть и не соблюдающий ничего. И вообще, ислам не такой, не смотрите на меня, я не пример для подражания. Подобные сентенции вводят немусульман в заблуждение. Особенно в случае с вышеописанной общагой, где жалкая кучка верующих: 3 русские, 3 араба и две бабушки-татарки, (вахтерши, мы их учили молиться, поскольку при советской власти знаний у них о своей религии не было) - было контрастное зрелище в сравнении с пьяными толпами арабов и их нетрезвых подружек.

Кстати, о подружках. Многие девчонки, встречаясь с арабами, надеялись на серьезные отношения, но я знала, что в большинстве случаев это невозможно: кого-то уже невеста ждет на родине, у кого-то просто русская девушка для развлечения. Я не имела морального права вмешиваться в чужую личную жизнь и "открывать глаза" нашим девчонкам. Я носила платок, и это уже отличало меня: со мной никто из арабов не спал, наоборот, когда я шла мимо, мои "братья" стыдливо опускали глазки, пряча водку в карманы штанов. Это не могли не видеть наши девчонки, встречаясь с арабами. Обычно меня просто игнорировали, вопросов не задавали, совета не спрашивали: ну ходит какая-то странная девушка в странной одежде, ну и что? Одним словом, я чувствовала какую - то преграду между мной и этими девчонками, хотя мне их было до ужаса жаль. Когда часть арабов отбыла на родину, кинув своих возлюбленных, в общаге стоял дым коромыслом. Наиболее разъяренные девицы чуть ли не кидались на меня, обвиняя меня, мой платок и мой ислам, дескать, со мной так не поступили, меня никто не использовал. Разумеется, особо агрессивных было немного, большинство тихо страдало в одиночестве: шутка ли, потерять 3-5 лет на человека и впустую.

Разумеется, не все такие, как Маша и Нина. Большинство несчастливых браков с арабами - это браки по любви. Браки с европеизированными арабами, якобы оторванными от своих корней. В России эти парни ничем от русских не отличаются, разве что ухаживают более красиво, но когда они увозят жену на родину - все меняется. Бывший рубаха-парень может отрастить бороду и резко стать "правоверным", требуя того же от жены: раз ты меня любишь - подчиняйся. Большинство таких арабов по-детски наивны, они искренне считают, что благодаря любви, их жены также проникнутся духом их традиций и будут "как все". Особенно это касается смены веры. Все мусульмане уверены в истинности своей веры. (Как и верующие католики или православные). Только верующие мусульмане понимают, что вера - дело интимное, и, веря в истинность своей религии, они не ожидают, что все окружающие также будут придерживаться тех же взглядов. И истинно верующий мусульманин женится только на мусульманке, и познакомится он с ней не на дискотеке, а через знакомых или родню. Верующий человек любой конфессии будет соблюдать свою религию везде: и дома, и на чужбине, как трудно бы это ни было. Согласитесь, к вышеописанным гулящим товарищам это явно не относится. Именно поэтому бывшие жены таких арабов на чем свет поносят мусульман и ислам, хотя мы-то тут явно ни при чем. Вешать ярлык, обвинить вероучение и абстрактных людей легче, чем копаться в сути проблемы. А суть в том, что религией здесь и не пахнет: муж никогда не был религиозным человеком, смена веры - лишь требование следовать традициям, а жена не имела ни малейшего понятия о религии и традициях страны мужа. И не хотела знать и понимать, знала бы - сто раз подумала бы.

Я больше чем уверена, что русские женщины, собираясь замуж за араба, не раз были предупреждены родителями, друзьями и знакомыми. Я также уверена, что они начитались разных историй. А вот выходят замуж, едут к любимому. Что же их ожидает? Резкая перемена в образе жизни: длинная одежда, почитание старших и родни мужа, невозможность сделать карьеру, послушание мужу. Что все это означает?

Во-первых, отношения с родней мужа. Если они приняли невестку - брак уже можно считать наполовину счастливым, поддержка и защита гарантированы, если что-то не заладилось - можно пожаловаться свекрам, они сыну сделают внушение: арабы слушаются своих отца и мать. Если же свекры против такого брака, лучше развестись. Особенно если муж слушается свою родню.

Во-вторых, это сами отношения с мужем. В мусульманских странах женщины общаются с женщинами отдельно от мужчин. Для мусульманки будет нормальным просьба мужа не ходить на рынок: толкотня, приставучие торговцы, тяжелые сумки. Обычно мужчины закупают провизию для семьи. Также для мусульманки будет нормальным отдать предпочтение дому и воспитанию детей; задача мужа - обеспечить семью. Араб предпочтет жить с женщиной, ориентированной на семью, а не на карьеру, однако он никогда не посмеет сказать жене, что она сидит у него на шее. Разумеется, есть и работающие женщины, но предпочтение отдается работе в сугубо женском коллективе (салоны красоты, ателье и так далее), либо с детьми: детсады, школы. Часто женщины работают в семейном бизнесе своих свекров и мужей: магазины, клиники (если оба супруга - врачи). Однако во всех случаях мужчины-мусульмане уверены, что воспитание ребенка и работа по дому - это тоже тяжелый труд. Сами мусульманки того же мнения.

Теперь несколько слов о характере мужа. Обычно он проявляется в первые год - два совместной жизни. Это время, как правило, молодые проводят вместе, живя в России. Муж может не требовать носить длинное, но он уже может начать проявлять себя. Умная женщина сразу заметит, жадный ли мужчина, добрый ли он, требовательный, сильный по характеру или тряпка. Приехав на родину, такие мужья вряд ли изменятся кардинально: слабохарактерные подчинятся своей родне, сильные и авторитарные мужчины будут стараться контролировать своих жен еще сильнее. Если муж бьет жену, то обычно он бьет ее везде: и в России, и за границей. Вывод: решать стоит ли жить с таким человеком или нет - необходимо ДО отъезда из России. Если же в браке есть дети, то им необходимо сделать российское гражданство. После отъезда в арабскую страну российское гражданство также нельзя менять: наши дипслужбы будут оказывать помощь только своим гражданам за рубежом, российское законодательство не признает двойного гражданства.

В свое время мне попалась статья "Зачем вы, девушки, сирийцев любите". Уж не помню в какой газете. Суть в том, что сирийцы эти женились на русских, прописались, жили за их счет, да еще и били своих жен. Я никак не могла понять, как можно терпеть тунеядца, прописать его, да еще и позволять себя бить! Заметьте, дело было в России, эти женщины могли развестись, они вообще могли не выходить замуж, а жить в гражданском браке. Они могли просто уйти - они все москвички, у них есть работа и прописка. На этом можно было бы и остановиться. Однако, эти женщины пошли дальше: они нарожали детей от своих мужей, да по двое. А потом, разведясь, подняли шум: папаши забрали детей в Сирию. Вышла даже программа по ТВ, где муфтий из Духовного Управления Мусульман России публично говорил то, о чем пишу я: а зачем было детей от них рожать, и в каком месте эти сирийцы - мусульмане? Лично я знаю, что араб своих детей не бросит, но я также видела разные примеры разводов, где дети оставались как с матерью, так и с отцом - на моем опыте все упирается в человека. Если же в случае с этими сирийцами сразу видно, что они за люди - хорошего от них ждать не приходится.

Справедливости ради надо заметить, что иногда наиболее порядочные из арабов, перед тем как говорить о женитьбе, рассказывают о своей стране и вере. Это поначалу вводит потенциальных невест в состояние шока, но, оправившись, они реалистично смотрят на перспективу брака с таким человеком и на моем опыте, браки бывают счастливыми. Также информацию о стране мужа можно поискать в интернете, почитать справочники, заметки путешественников, побывавших в этих странах, почитать что-нибудь из художественной литературы, написанной арабскими авторами. Лучше брать современных писателей, они без прикрас и объективно рисуют картину жизни в своих странах, не обходя проблемы и темные стороны. Мне лично очень нравится сирийская писательница Ульфат Уль Идлиби.

Также справедливости ради надо отметить, что большинство счастливых браков с арабами заключались с русскими мусульманками, татарками, жительницами Северного Кавказа. Да и сами арабы были верующими людьми. Женщины имели помимо профессионального еще и религиозное образование, говорили по-арабски. До брака семьи мужей уже заочно принимали невестку, а семьи жен - зятя. Согласитесь, общие духовные ценности, поддержка родителей с обеих сторон, владение арабским - все это очень даже неплохой фундамент для закладки отношений. Однако, эти счастливые пары не все уехали на родину своих мужей. Причины разные. Например, в Судане и Алжире идет гражданская война. В ОАЭ не котируется российский диплом, полученный мужьями, и им не найти работу по специальности. Египет - низкий уровень жизни, плохая система здравоохранения и образования. Только несколько пар осели в Сирии и Марокко, но в данном случае свекры - богатые люди, а это означает, что можно жить в своем доме, в чистом и спокойном районе, часто навещать родителей в России. Минус в том, что нельзя вслух ругать правителя, за это можно сесть в тюрьму: свободы слова тем нет.

Большинство моих знакомых, счастливых в браке, вернулось в Россию из Судана, Алжира и Египта. В России тоже несладко: те из моих знакомых суданцев, кто открыл свой бизнес в России (кондитерский цех), потеряли свои деньги во время финансового кризиса 1998 года. Поэтому те, кто смог, уехали в США или Канаду. Тоже не сахар: жизнь с нуля с одним чемоданом. Те, кто остался в России, работают по специальности. Обычно это врачи (большинство арабов, получивших образование в России - медики). Как платят врачам в России - не мне вам говорить, поэтому жены тоже работают, иногда в той же больнице, чтобы свести концы с концами.

Вы можете спросить у лично у меня: вышла бы я замуж за араба? Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. За хорошего и верующего человека бы вышла, да и все мои знакомые арабы домой не хотели, им в России было лучше… Я бы с удовольствием вышла замуж за русского мусульманина, но они все были разобраны. А среди тех арабов, кто хотел жить в России - почти все пили и ничего не соблюдали. Надо сказать, что среди этих ребят были хорошие люди, они помогли мне с работой и вообще помогали в жизни, но замуж я бы за них не вышла. Тем более, я бы не стала никого прописывать в своей квартире: ни араба, ни русского. Только вот для получения российского гражданства необходима прописка, поэтому каким бы замечательным бы араб не был - прописывать я бы его не стала.

Опять же, ради справедливости, надо сказать, что среди моих знакомых алжирцев были ребята, успешные в бизнесе. Они купили жилье на свои деньги, прописались там, и честно, своим трудом заработали гражданство РФ, а потом уже женились, прописав в свои квартиры своих жен. Но это исключительный случай.

Все, о чем я тут написала, преследует одну цель: когда придет очередное письмо от очередной девушки, влюбленной в араба и собирающейся к нему на ПМЖ, - вспомните мое письмо тоже. Поверьте мне: я видела огромное количество смешанных браков, и в большинстве своем, женщины с закрытыми глазами кидались в омут с головой, не думая ни о чем, кроме своей любви. Сколько раз я пыталась поговорить с этими девчонками - бесполезно, они не слышали ничего, кроме зова сердца, а потом очень многие горько плакали.

Стремление иностранцев жениться на русской женщине до сих пор не угасает. В Италии даже вышла книга «Как жениться на русской женщине», в которой даются подробные советы, как позвать россиянку замуж и жить с ней после свадьбы. Так почему же иностранцы так интересуются русскими женщинами?

Для этого есть несколько причин:

  1. погруженность в отношения. Мужчины из зарубежных стран утверждают, что россиянки не играют в чувства. Если они любят – то всей душой отдавая себя семье. Даже если брак совершается с расчетом, то русская женщина относится к мужу как к родному, стараясь окружить его лаской и заботой, вникая в проблемы и помогая на жизненном пути;
  2. готовы к неприятностям, риску и проблемам. Жен из России не пугают временные трудности, которые возникают в процессе переезда. Они стойко переживают неприятности в виде недостатка средств или отсутствия стабильной работы. Связано это чаще всего с тем, что русские девушки ожидают от будущего с иностранцем больше, чем они могли бы добиться на родине;
  3. следят за собой. Для иностранных женихов важным остается, что россиянки стараются хорошо выглядеть. Красоту русских женщин признают во всем мире, но для иностранцев завоевать такую женщину – отдельный повод для гордости;
  4. невысокие запросы. Русские жены не устраивают скандалов, если мужчина не уделяет им много времени. Сам факт того, что их выбрал иностранец, уже повышает значимость в собственных глазах. Поэтому отсутствие претензий – еще один плюс к выбору русской невесты;
  5. раскрепощенные. В отличие от европейских женщин, россиянки более настроены на эксперименты с мужем, в том числе и в постели;
  6. покорные. Русская женщина не старается переложить ответственность за семью на свои плечи, она с удовольствием отдаст эту функцию мужчине и позволит ему чувствовать себя главой. Больше всего это ценят турецкие мужчины, так как в их стране матриархат редкость;
  7. умные. Девушки из России обладают мудростью, поэтому с такой женой легче проходят конфликты и недоразумения в семье. Россиянка выслушает мужа, даст хороший совет и промолчит в напряженных ситуациях, тем самым сглаживая острые углы.

Рассмотрим, в каких странах и почему русским женам отдается предпочтение.

Почему иностранцы любят русских женщин?

Если разбираться в вопросе глубже, то можно отметить, что иностранцы не отдают предпочтение невестам по национальному признаку. Их интересуют личные качества девушки. Если говорить начистоту, то все качества, которые интересуют заграничных женихов, присутствуют у россиянок.

Чего же хотят нерусские мужчины от женщины:

  1. все иностранцы ищут красивых, приятных невест. Только в России девушки много времени уделяют своей внешности, даже если собираются выбросить мусор. Это большое достоинство в глазах иностранцев;
  2. женихи ищут лояльных невест. В России девушки заранее настроены на то, что иностранец выше по статусу, чем русский мужчина, поэтому с такой лаской относятся к чужеземцам;
  3. заграничные женихи стремятся найти невесту детородного возраста. Их интересуют женщины от 20 до 40, хотя и 50-летние дамы тоже часто пользуются популярностью.

Иностранные мужчины, особенно итальянцы, сербы, французы, турки стремятся найти невесту, которая быстро согласится выйти замуж и родить детей.

В европейских странах с этим возникают сложности – там женщины больше ориентированы на карьеру, откладывают семейные узы и рождение детей до более позднего возраста. Мужчинам же не свойственно ждать. Россиянки с удовольствием выходят замуж, рожают детей, при этом длительность романа до оформления в ЗАГСе может составлять всего несколько месяцев.

Почему любят русских женщин турецкие мужчины?

Русские женщины кажутся туркам особенными, необычными, поскольку в Турции сложно встретить подходящую невесту. Главное на что обращают внимание турки – внешность, красота и сексуальность. Они часто выбирают женщин старше себя, поскольку даже при таком раскладе русская женщина выглядит безупречно.

В силу традиций в Турции соотечественницы практически не уделяют внимания платоническим, чувственным отношениям. В связи с этим, у мужчин оказывается переизбыток сексуального интереса, который невозможно реализовать в рамках своей страны. Русские женщины уделяют большое внимание внешности, готовы на эксперименты и в центр семейной жизни ставят именно сексуальные отношения.

Важно! Русские женщины также выделяют турецких мужчин, поэтому так часто встречаются курортные романы на популярных направлениях.

Так чем же привлекают русские невесты турецких женихов:

  1. красота и сексуальность. Никто, кроме русских женщин, не станет на отдыхе наводить полный макияж и делать прическу, чтобы спуститься к морю. Яркие наряды, волнующие образы, сексуальная подача, горящие глаза – россиянки выделяются на фоне остальных посетителей Турции, что и привлекает к ним внимание;
  2. образованность и предприимчивость. В Турции мало женщин, которые имеют высшее образование, работают и приносят доход в дом. На этом фоне русские девушки выигрывают. Знания, высокие посты, сочетание навыков для семьи и профессиональной жизни делают россиянок притягательными для турок;
  3. социальная приспособленность. Россиянки большое внимание уделяют развитию внутреннего мира – они путешествуют, посещают мероприятия, получают новые знания. В отличие от соотечественниц, они прогрессивные и это нравится турецким мужчинам.

Важно! У такой популярности есть и другая сторона. Турки видят интерес к себе со стороны русских девушек, поэтому многие из них не боятся обидеть россиянок. У турок есть уверенность в том, что вместо одной невесты он легко получит другую.

Почему восточные мужчины любят русских девушек?

Восточный менталитет кардинально отличается от европейского представления о жизни и семье. Здесь можно сделать небольшое разделение.

Таджики, арабы и узбеки обожают русских невест. В первую очередь это связано с особенностями внешности. Поскольку в восточных странах женщины в основном темные брюнетки, то белокожие россиянки со светлыми волосами вызывают у местных мужчин настоящий восторг.

Любовь к русским женщинам определяется и общим подходом к семейной жизни. Восточные женщины более капризны и требовательны. Им необходимо дарить много золота, выполнять прихоти, заниматься детьми и оплачивать все расходы. На этом фоне русская невеста, которая сама зарабатывает и готова пожертвовать своими интересами ради семьи и детей явно выигрывает.

Почему индусы любят русских женщин?

В Индии часто жених и невеста знакомятся только на свадьбе. При этом, соотечественницы зачастую после свадьбы не ухаживают за собой, уделяя время только детям. Поэтому индусы с таким интересом относятся к русским невестам.

Почему азиаты любят русских женщин?

Азиаты проявляют интерес к характеру русских жен. Патриархальная система стран Азии привела к тому, что женщины там покорны и выполняют все пожелания мужей, что для последних является недостатком.

По словам самих азиатских мужчин, в русских девушках сочетается покорность мужчине, но также самостоятельность и эмоциональность. Она не будет слепо следовать указаниям, а постарается решить проблему сообща.

Почему кавказским мужчинам нравятся русские женщины?

Россия – страна многонациональная, и все чаще можно встретить такие браки, в которых сочетаются русские девушки с кавказскими мужчинами. Почему так происходит, по какой причине азербайджанцы, армяне, абхазы, лезгины и прочие представители Кавказа выбирают женщин не своей нации, а именно русских?

Такой ситуации способствуют несколько причин:

  1. с русскими женами легче. Они не строят из себя неведомо кого, они открыты к новым знакомствам и отношениям, что и делает брак с россиянкой таким желаемым для кавказцев;
  2. девушки из России не пытаются казаться лучше, чем они есть. Они честно говорят о своей жизни, статусе и работе;
  3. с россиянками веселее – они умеют отдыхать и отлично чувствуют себя в компаниях. При этом большинство русских девушек знают свою меру и не переходят черту в части выпивки и общениях с противоположным полом;
  4. россиянки стараются подчеркнуть и повысить статус своего мужа. На них можно положиться в любой ситуации;
  5. для кавказских мужчин важно, что русская жена воспринимает его, как человека, а не как способ получить дорогие подарки. Даже если у мужчины нет много денег, русская женщина с радостью его встретит и подарит свою любовь;
  6. для грузин большим достоинством является наличие у русских женщин яркой внешности, округлых форм и мягкого характера. Кроме того, их подкупает эмоциональность русских девушек, от грузинок такого получить невозможно.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся». Встречаются самые разные люди и, будучи друг для друга никем, становятся двумя половинками одного целого.

Бывает, встречаются люди, разные не только внутренними мирами, но и страной проживания, вероисповеданием, традициями.

Поговорим о русско-арабских браках. Как встречаются такие пары, какие сложности в их взаимоотношениях, как понять человека с другим менталитетом?

В нашей стране в разных городах, по данным статистики, выходцев из арабских стран проживает около 15 тысяч человек. И достаточно многие из них женаты на русских женщинах.

Чаще всего такие пары знакомятся, учась в одном вузе, реже в кафе или кино, на улицах, вечеринках у общих друзей или переписываясь по Интернету. Так же знакомятся россиянки с арабами, будучи на отдыхе в арабских странах.

Чем же привлекают восточные юноши русских девушек? Обычно арабы обладают яркой запоминающейся внешностью, крайне вежливы, создают о себе очень приятное впечатление. Они очень красиво умеют ухаживать за девушкой, дарят дорогие подарки, очень внимательны. А женщина, как известно, любит ушами и глазами.

Но что же ждёт такую пару, после того как они поймут, что между ними любовь? Ведь так много между ними… В первую очередь это религия.

Большинство арабов – мусульмане, многие довольно строго соблюдают Ислам. Родные и друзья юноши зачастую против русской невесты, особенно другого вероисповедания. А общественное мнение на Востоке играет не последнюю роль. Есть пары, чей брак родители со стороны мужа так и не одобрили. Живут такие семьи чаще на территории нашей страны, муж посещает родину один, и встречаются случаи, когда там у него оказывается ещё одна семья. То есть его родители, не одобрив брак с россиянкой, заставили сына жениться ещё раз на «своей». А так как Ислам позволяет мусульманину иметь до четырёх жён, то и живёт он в России с одной женой, а на родине его ждёт вторая. Иногда русская невеста принимает Ислам ради своего любимого. К таким арабская родня относится более лояльно, особенно если девушка действительно искренне стала мусульманкой, изучает религию мужа, совершает обязательную молитву, одевается согласно нормам Шариата. Но, тем не менее, это не последняя трудность во взаимоотношениях.

Безусловно, в любых браках есть проблемы, люди начинают жить вместе, привычки одного могут противоречить привычкам другого, люди подстраиваются друг под друга. А в браке с арабом всё это усугубляется тем, что он с детства воспитан на следующем принципе: мужчина – глава семьи, его слово – закон для жены. И этого не искоренить. Жена араба должна либо принять это как должное, либо, скорее всего, брак рано или поздно развалится. Приходится переступать через себя, через то, как нас воспитали, через свои привычки. Но ради любви к мужу всё возможно.

Так же сложности возникают, если муж увозит жену к себе на родину. Не всякая россиянка сможет прижиться и полюбить чужую страну. Кто-то постепенно привыкает и живёт, ну а кто-то просто сбегает или мечтает сбежать от мужа и всей его арабской родни, но остаётся жить в браке на чужбине из-за страха, что супруг не отдаст детей.

Известный факт, что большое влияние на мужа будет иметь его семья, поэтому очень важно, чтобы отношение свекрови к русской невестке не было плохим и тем более враждебным.

Очень важна поддержка мужа, особенно в первый год жизни жены-россиянки в чужой стране. Арабы, как и многие другие восточные нации, зачастую живут в одном доме с родителями, чтобы дети могли заботиться о престарелых родителях. И невестке, конечно, приходится нелегко, а невестке-иностранке ещё сложнее.

Если жизнь семьи продолжается на территории жены, то возникают проблемы, например, после рождения детей. Мужчина с Востока чаще всего очень внимательный отец. В этом, несомненно, есть большой плюс, но также есть некоторые нюансы, из которых вытекают ссоры в семье, например на религиозной почве, особенно если супруги принадлежат к разным конфессиям. Так, часто встречаются случаи, когда жена-христианка хотела бы окрестить ребёнка, а муж-мусульманин, несомненно, будет против, потому что согласно Исламу ребёнок, отец которого мусульманин, тоже является мусульманином и должен воспитываться по исламским традициям. Наверняка именно муж будет решать, как будут звать ребёнка, как его воспитывать, как его одевать и так далее. Не всякая мать будет безоговорочно согласна доверить мужу важные аспекты воспитания своего малыша. Разногласия могут вызвать одежда ребёнка, кормление – когда и чем именно кормить малыша, вопросы воспитания и многое другое.

Бывает, что неприятности возникают из-за праздников. Конечно, многие из нас привыкли справлять дни рождения, Новый год, а в арабских странах далеко не все празднуют подобное. В Исламе есть только два больших праздника, и оба они относятся к религии. Многие мусульмане ничего больше не отмечают. Многие арабские мужья запрещают русским жёнам праздновать неисламские события и приучать к этому их детей.

Что же важно для того, чтобы, пройдя все трудности, сохранить любовь и идти по жизни рука об руку? Наверное, важнее всего взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание. Необходимо осознавать, что мужчина-араб совсем из другой среды, и ему тоже бывает трудно. Но муж и жена – это всё-таки одно целое, и это целое необходимо сохранить, как бы сложно ни было. И тогда любовь не разобьётся о семейный быт и сохранятся все те тёплые и светлые чувства друг к другу, которые были искрами в самом начале знакомства.

еУМЙ ЗПЧПТЙФШ РТП ВТБЛ, ФП ОБДП ПФМЙЮБФШ ОБУФПСЭЙК ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ Й РТПУФП ВХНБЦЛХ У ЙНЕОБНЙ Й РЕЮБФША, ЛПФПТПК ФПМШЛП РПРХ РПДФЙТБФШ, РТПУФЙФЕ)).
рТЙ ПЖЙГЙБМШОПН ВТБЛЕ ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЗТБЦДБОЛПК Й ЧБН ЧЩДБЕФУС ID Й ЪБЗТБОЙЮОЩК РБУРПТФ, ИПФС МЕФБФШ НПЦОП Й РП-ТХУУЛПНХ (ЕУМЙ НЩ ЗПЧПТЙН ПВ еЗЙРФЕ), ЕУМЙ П ДТХЗЙИ БТБВУЛЙИ ЗПУХДБТУФЧБИ (ПУПВЕООП рЕТУЙДУЛЙК ъБМЙЧ), ФП, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ЗТБЦДБОУФЧП ЧБН ОБДП РТПЦЙЧБФШ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ Й ПФЛБЪБФШУС ПФ ТХУУЛПЗП ЗТБЦДБОУФЧБ. дЧПКОПЕ ФБН ОЕ ТБЪТЕЫБАФ.

пЮЕОШ ЮБУФП НПЦОП ХУМЩЫБФШ ТБУУЛБЪЩ ОБЫЙИ УППФЕЮЕУФЧЕООЙГ ЙЪ ТБЪТСДБ: «оХ ФБЛПК ПО ЪБНЕЮБФЕМШОЩК, ФБЛ Ч НЕОС ЧМАВЙМУС, ЮФП ЮЕТЕЪ НЕУСГ ЦЕОЙФШУС РТЕДМПЦЙМ! чПФ ОЕ ВПЙФУС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБ УЕВС ВТБФШ, Б ФП ОБЫЙ-ФП, ОБЫЙ НХЦЙЛЙ ЗПДБНЙ УПВЙТБАФУС…».

й ЧЕДШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЦЕОЙФУС ОБ ОЕК ЬФПФ ЗЕТПК ЕЈ ТПНБОБ, Б РПФПН ПЛБЦЕФУС, ЮФП Й ДЕФЙ ОЕ ЕЈ, ЮФП ОЙЮЕЗП ЕК ОЕ РТЙОБДМЕЦЙФ, ЮФП ЗДЕ-ФП Х ОЕЗП ХЦЕ ЕУФШ ЦЕОБ - БТБВЛБ, ЮФП РПЮЕНХ-ФП ДТХЗЙЕ БТБВЩ МЙЫШ ФБКЛПН ХИНЩМСАФУС, ЛПЗДБ ЧЙДСФ ЙИ ДПЛХНЕОФ П ВТБЛПУПЮЕФБОЙЙ.

б ОБЪЩЧБЕФУС ФБЛПК ДПЛХНЕОФ ЧПМЫЕВОЩН УМПЧПН птжй – ЛПОФТБЛФ, ЛПФПТПЕ ЧТПДЕ ВЩ Х ЧУЕИ ОБ УМХИХ, ОП ДП УЙИ РПТ ОБЫЙ ДБНПЮЛЙ У ЪБЧЙДОПК ТЕЗХМСТОПУФША РПРБДБАФУС Ч ЬФХ МПЧХЫЛХ.

оЕЛПФПТЩЕ ЦЙФЕМЙ ФХТЪПОЩ, ЦЕМБАЭЙЕ ЪБРПМХЮЙФШ ТБУРПМПЦЕОЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОПУФТБОЛЙ, ПЮЕОШ ОБУФПКЮЙЧП ЕЈ ХВЕЦДБАФ, ЮФП ЦЕОЙФШУС Ч еЗЙРФЕ - ЬФП «ЛБЛ ДЧБ РБМШГБ ПВ БУЖБМШФ»…)). фПМШЛП РПФПН ЬФЙ РБМШГЩ ДПМЗП ОБ НЕУФП ЧУФБЧМСФШ РТЙИПДЙФУС))).

птжй – ЛПОФТБЛФ – ЬФП Й РТБЧДБ ДПЛХНЕОФ П ВТБЛПУПЮЕФБОЙЙ, ОП ПО ОЕ ПДПВТСЕФУС БТБВУЛЙН ПВЭЕУФЧПН Й ЙУРПМШЪХЕФУС МЙВП ДМС ЧТЕНЕООЩИ ВТБЛПЧ У РТПУФЙФХФЛБНЙ (ЮФПВЩ ВЕЪ РТПВМЕН РТЙЧПДЙФШ ЕЈ Ч ЛЧБТФЙТХ), МЙВП Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ЪБЛМАЮЙФШ ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ ОЕФ ЖЙОБОУПЧПК ЧПЪНПЦОПУФЙ. оБ ЬФП ЙДЕФ МЙЫШ ПЮЕОШ НБМЕОШЛЙК РТПГЕОФ БТБВУЛЙИ ЦЕОЭЙО, ФБЛ ЛБЛ, ЧП-РЕТЧЩИ, ЬФП РПТЙГБЕФУС ПВЭЕУФЧПН, Б, ЧП-ЧФПТЩИ, ОЕ ДБЕФ ОЙЛБЛЙИ АТЙДЙЮЕУЛЙИ РТБЧ!

ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЧБЫЕ РТБЧП РП птжй – ЛПОФТБЛФХ – ЬФП УРБФШ Ч ПДОПК РПУФЕМЙ У ЬФЙН НХЦЮЙОПК. й чуі!! оЙ РТБЧБ ОБ ДЕФЕК, ОЙ РТБЧБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ОЙ АТЙДЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ Х ЧБУ ОЕФ. ч МАВПК НПНЕОФ ЬФХ ВХНБЦЛХ НПЦОП РПТЧБФШ Й ЖЙОЙФБ МС ЛПНЕДЙС…ЧЩ ОЕ ЦЕОБ Й ОЙЛПЗДБ ОЕ ВЩМЙ. ъБЛМАЮБЕФУС ЛПОФТБЛФ Х ОПФБТЙХУБ Ч ФЕЮЕОЙЕ НБЛУЙНХН ЮБУБ…ЧРЙУЩЧБАФУС ДБООЩЕ ОБ БТБВУЛПН П НХЦЮЙОЕ Й ЦЕОЭЙОЕ, РПДРЙУЩЧБАФ 2 УЧЙДЕФЕМС – НХЦЮЙОЩ (ЛБЛ РТБЧЙМП ДТХЪШС ЦЕОЙИБ) Й УФБЧЙФУС ЫФБНР. чХБ-МС…Й ЧЩ ЪБНХЦЕН!))).

Б РПФПН ПЫБМЕЧЫЙЕ НБНБЫЙ ТЕЧХФ ОБ ГЕОФТБМШОПН ФЕМЕЧЙДЕОЙЙ П ФПН, ЮФП НХЦ – БТБВ ЪБВТБМ ДЕФЕК.
нЙМЩЕ НПЙ, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ БТБВУЛЙИ УФТБО, ЛБЛ Й ЧП ЧУЕН НЙТЕ, УХД ЧУЕЗДБ Ч РТЙПТЙФЕФЕ УФБЧЙФ НБФШ. й ДЕФЙ РТЙ ТБЪЧПДЕ ДПУФБАФУС НБФЕТЙ!
оП ДМС ЬФПЗП ЧЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ РПМОПГЕООПК ЗТБЦДБОЛПК УП ЧУЕНЙ РТБЧБНЙ Й ДПЛХНЕОФБНЙ, МХЮЫЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩНЙ Ч ТХУУЛПН ЛПОУХМШУФЧЕ Й УП ЫФБНРПН Ч ТХУУЛПН РБУРПТФЕ, ФПЗДБ УХД ЧЩОЕУЕФ ТЕЫЕОЙЕ Ч РПМШЪХ ЧБУ.
оБЫЙ ДБНПЮЛЙ ЦЕ Ч 80% УМХЮБЕЧ ЪБЛМАЮБАФ ВХНБЦЛХ птжй, Б РПФПН ХДЙЧМСАФУС - РПЮЕНХ ПОБ ДМС БТБВУЛПЗП УХДБ ОЙЛФП Й ЪЧБФШ ЕЈ ОЙЛБЛ!

еУМЙ ЧЩ ЧДТХЗ ТЕЫБЕФЕ ЧЩКФЙ ЪБНХЦ ЪБ ЗТБЦДБОЙОБ ДТХЗПК УФТБОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й БТБВУЛПК, ФП ДЕМБФШ ЧУЕ ОХЦОП ЮЕТЕЪ ЛПОУХМШУФЧП. рТПГЕДХТБ ДПУФБФПЮОП ДМЙФЕМШОБС, НОПЗП ОАБОУПЧ, ЛПФПТЩЕ НЕОСАФУС Й ЛПТТЕЛФЙТХАФУС ЙЪ ЗПДБ Ч ЗПД, ОП ПУОПЧБ НЕОСЕФУС ТЕДЛП.

ЮФПВЩ ПЖПТНЙФШ ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ Ч еЗЙРФЕ ЧБН ОХЦОП РТПКФЙ ФТЙ УФХРЕОЙ Ч лБЙТЕ ЙМЙ бМЕЛУБОДТЙЙ: ТПУУЙКУЛПЕ ЛПОУХМШУФЧП, ЛПФПТПЕ ЧЩДБЕФ УРТБЧЛХ, ЮФП ЧЩ ОЕ ЪБНХЦЕН Ч тПУУЙЙ, ЪБФЕН нХЗБННБ (ЧЙЪПЧЩК ПФДЕМ) Й ыБТБ – бЛБТЙ (ЬФП ЮФП-ФП ФЙРБ ъбзуБ, ЗДЕ ЧЩДБАФ ПЛПОЮБФЕМШОПЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧП).

чЙЪПЧЩК ПФДЕМ ОХЦЕО РПФПНХ ЮФП ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ ое ъблмаюбефус РП ФХТЙУФЙЮЕУЛПК ЧЙЪЕ!!! оХЦОП ПЖПТНМСФШ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНХА «ЧЙЪХ ОЕЧЕУФЩ» УТПЛПН ОБ 6 НЕУСГЕЧ. б Ч ыБТБ-бЛБТЙ Л ФПНХ ЦЕ ОХЦОЩ ДПЛХНЕОФЩ ПФ ВХДХЭЕЗП НХЦБ, ЮФП ПО ОЕ ЦЕОБФ, ОЕ УХДЙН, УМХЦЙМ МЙ Ч БТНЙЙ. еЭЕ ЪБЛМАЮЕОЙЕ ЙЪ ГЕОФТБМШОПЗП ЗПУРЙФБМС лБЙТБ П ФПН, ЮФП ЧЩ ЪДПТПЧЩ)). оЕ ФБЛ ХЦ ЧУЈ Й РТПУФП, РТБЧДБ?).

хЦЕ РПУМЕ РПМХЮЕОЙС УЧЙДЕФЕМШУФЧБ ЧЩ НПЦЕФЕ РЕТЕЧЕУФЙ ЕЗП ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Ч ТХУУЛПН ЛХМШФХТОПН ГЕОФТЕ, РПФПН ЪБЧЕТЙФШ Ч РПУПМШУФЧЕ, Й ФПМШЛП РПУМЕ ЬФПЗП ПОП ВХДЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙЙ.

еУФШ ЕЭЕ ЧБТЙБОФЩ ВТБЛПУПЮЕФБОЙС Ч ОБЫЕК УФТБОЕ, ОП ФПЮОП УИЕНХ С ОЕ ЪОБА, ОП УХФШ ЧТСД МЙ НЕОСЕФУС…Ч МАВПН УМХЮБЕ ЬФП ОБВПТ ДПЛХНЕОФПЧ Й ЛХЮБ ПФДЕМПЧ, Б ОЕ РТПУФП ОПФБТЙХУ Й ЫФБНР. бТБВЩ ЮБУФП ЪБЛМАЮБАФ ВТБЛ МЙЫШ Ч НЕЮЕФЙ, ОП ДМС ВТБЛБ У ЙОПУФТБОЛПК НЕЮЕФЙ ОЕДПУФБФПЮОП.

пЮЕОШ ЮБУФП, ЛПЗДБ ЗПЧПТСФ П ЪБНХЦЕУФЧЕ У НХУХМШНБОЙОПН НПЦОП ХУМЩЫБФШ: «фБЛ ЬФП ФЕВЕ РТЙДЕФУС ТЕМЙЗЙА НЕОСФШ Й ЪБЛХФЩЧБФШУС?»)) оЕФ ОЕ РТЙДЕФУС).
еУМЙ ЧБЫ НХЦЮЙОБ – НХУХМШНБОЙО Й ХВЕЦДБЕФ ЧБУ, ЮФП ПО ОЕ НПЦЕФ ОБ ЧБУ ЦЕОЙФШУС ЙЪ-ЪБ ЧБЫЕК ТЕМЙЗЙЙ, ФП УФПЙФ ОБУФПТПЦЙФШУС. мЙВП ПО РЩФБЕФУС ПФ ЧБУ, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЙЪВБЧЙФШУС, МЙВП РПДФПМЛОХФШ ЧБУ Л РТЙОСФЙА ЙУМБНБ, ДБЦЕ ЕУМЙ ЧЩ ПУПВП Й ОЕ РМБОЙТПЧБМЙ. рП лПТБОХ НХУХМШНБОЙО нпцеф ЦЕОЙФУС ОБ НХУХМШНБОЛЕ, ИТЙУФЙБОЛЕ Й ЙХДЕКЛЕ.

лТПНЕ ФПЗП, П УЕТШЈЪОПУФЙ ОБНЕТЕОЙК БТБВУЛПЗП НХЦЮЙОЩ ЗПЧПТЙФ ЕЗП ЦЕМБОЙЕ РПЪОБЛПНЙФШ ЧБУ У ТПДЙФЕМСНЙ Й ДТХЗЙНЙ ЮМЕОБНЙ УЕНШЙ.
дЕМП Ч ФПН, ЮФП Х БТБВПЧ ЗМБЧОПЕ РТЙ ЪБЛМАЮЕОЙЙ ВТБЛБ ЬФП ДБЦЕ ОЕ ДПЛХНЕОФ, Б УБН ТЙФХБМ ЪБСЧМЕОЙС ПВЕЙН УФПТПОБН, ЮФП ЬФПФ НХЦЮЙОБ ВЕТЕФ Ч ЦЕОЩ ЙНЕООП ЬФХ ДЕЧХЫЛХ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ ЧБЫ БТБВ ОЕ ЦЕМБЕФ ЪОБЛПНЙФШ ЧБУ У УЕНШЈК, ФП, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ЧЩ – ЧТЕНЕООПЕ ХЧМЕЮЕОЙЕ, П ЛПФПТПН УЕНШЕ ЪОБФШ ОЕПВСЪБФЕМШОП.

ьФЙН РПУФПН ИПЮХ РТЙЪЧБФШ ЧУЕИ ВЩФШ ЧОЙНБФЕМШОЕЕ Й ОЕ РПРБДБФШУС ОБ ХДПЮЛХ ПВНБОЭЙЛПЧ Й ВТБЮОЩИ БЖЕТЙУФПЧ. ч ЛБЦДПК УФТБОЕ – УЧПЙ РТБЧЙМБ. рТЕЦДЕ ЮЕН ТЕЫЙФШУС ОБ ВТБЛ Ч ЧБЫЙИ ЦЕ ЙОФЕТЕУБИ ЧУЈ ДПУЛПОБМШОП ЙЪХЮЙФШ Й ЧЩСУОЙФШ).

«Генераторы необычных идей», «хозяева семейного гнезда» и «отчаянные друзья» - это все о них, арабах. А еще они - избалованные, хвастливые и непредсказуемые. Личный опыт девушки, но не жены.

Оксана Л. четыре года встречается с жителем Иордании, приехавшим в Киев на учебу и заработки, и рассказывает, как ей и ее другу удается совмещать такие разные взгляды Востока и Запада.

О дружбе и личных границах
У нас дома постоянно гости. В любой момент может позвонить друг или просто знакомый и прийти среди ночи к нам домой. Естественно, мне, как женщине, надо накрыть на стол и проследить, чтобы все были сыты и довольны. Иногда дом напоминает какой-то арабский табор, а не семейное гнездышко.

Если другу нужна помощь, нужно сорваться к нему среди ночи. Арабы всегда готовы выручить приятеля, приехать куда надо, забрать, одолжить денег.

К друзьям не ревнуют. Мой друг очень ревнивый, но распространяется это только на наших, славянских парней и мужчин, хотя я повода не даю. Своим же доверяет. Во всяком случае его друзья, понимая, кто мы друг для друга, никогда себе не позволяли даже безобидного флирта.

О работе
Делам предпочитают разговоры - долгие разговоры за кальянами. Это настоящие философы, которые часами готовы рассуждать, планировать. Хотя это время можно было бы потратить на конструктивные действия, чем на болтовню, большая часть из которой будет забыта уже на следующий день. Есть такая проблема у восточных мужчин: их разговоры часто расходятся с действиями. Они много обещают, причем сами искренне верят в то, что говорят. Планы могут резко поменяться, или настроение, или еще что-то, и обещания так и останутся только словами.

Арабских мужчин надо поощрять - так они вдохновляются и готовы горы свернуть ради семьи. Это касается, в частности, работы. Им важно чувствовать, что женщина верит в их силы и возможности.

Генераторы необычных идей. За четыре года, как я знаю моего мужчину, какой только бизнес он не начинал. Кафе, переправка из Украины собак и птиц, которые востребованы у него на родине в Иордании, обработка полудрагоценных камней и т. д. Но никакие идеи до конца не доводил. Не просчитывал изначально риски, действовал исходя из сиюминутных желаний, азарта и эмоций.

Многие не ценят родительские деньги. Молодежь живет, кутит за счет родителей и не знает цену заработанным не своим трудом деньгам.

Отношение к женщинам
Большинство арабов избалованы вниманием матери, любят заботу и часто эгоистичны. Любят окружать себя всем красивым, заядлые модники. Обожают наряжаться: красивая одежда, обувь, обилие колец и браслетов. Любимые клиенты барбершопов: стильная борода, уложенные гелем волосы, дорогие парфюмы.

Любят воспитывать, причем, если им это не удается, могут применить силу. Давят морально. Очень вспыльчивые. Их может вывести из себя любая мелочь. При этом их женщина должна ими восхищаться.

Любят хвастаться своей женщиной перед друзьями - рассказывают, какая она хозяйка, заботливая и умелая на все руки. Им важно, чтобы другие восхищались их женщиной, а значит, и ими автоматически.

Нашим мужчинам сложно предложить жить вместе - боятся за свою свободу. Арабские мужчины, напротив, желают, чтобы понравившаяся девушка была постоянно у них на виду. Дома, рядышком, под боком. Готовы оберегать ее и заботиться, хотя и требуют взамен многое.

Очень щедрые. Если есть возможность, одаривают женщину подарками, любят широкие жесты, абсолютно не скупые.

Ценят в наших женщинах самостоятельность, то, что женщина сама может позаботиться о себе, заработать и не зависеть от мужчины, насколько это возможно. На его родине женщины в основном сидят дома и занимаются хозяйством.

Есть минус. Моногамия - не для восточных мужчин. Сколько раз приходилось наблюдать, как семейные арабские мужчины ухлестывают за нашими девушками. Когда звонит жена, сбрасывают звонок или не берут трубку. А перезвонив, поют соловьем, как любят, и изысканно врут, почему не смогли ответить. Измена для них как таковой не считается. Это норма жизни восточного мужчины.

О быте
Борщ три дня подряд мой друг есть точно не станет, хотя он очень любит мой борщ. Арабские мужчины очень требовательны и капризны в быту, как дети, и часто несамостоятельные. Если говорить о моем мужчине, он сам может и убрать, и приготовить даже лучше, чем я. Но ему важно видеть, что о нем заботятся, делают что-то для него.

Привык к русской кухне, но любовь к хумусу и лепешкам неизменна.

Любит чистоту, но не до фанатизма. Понимает, что мы оба много работаем и приходим домой очень поздно, поэтому убирать и готовить ночью физически не всегда хватает сил.

О детях и семье
Мой мужчина готов сюсюкаться с каждым ребенком, но не уверена, что будет вставать среди ночи ради собственного. Это обязанность жены. А мужчина балует свое чадо и уделяет ему внимание во время непродолжительных игр. Все остальные прелести воспитания ложатся на плечи женщины.

В браке с христианкой нет выбора, какую религию выберет их совместный ребенок - он априори рождается мусульманином. Особенно если речь идет о мальчике.

Родители моего мужчины обеспеченные и готовы содержать его, но он, повзрослев, когда молодой запал прошел и гулянки с друзьями уже не в приоритете, захотел доказать семье, что сам может встать на ноги.

О религии
Я отказалась принять мусульманство, понимая, что не смогу носить закрытую одежду, чтить мусульманские традиции и находиться в «золотой клетке» дома. Он не ругался, принял мой выбор. Но для него очень важно, чтобы его женщина разделяла с ним религию и его законная жена в любом случае должна принять ислам или быть мусульманкой изначально.

Коран арабы знают с малых лет. Зачитывают, как мантры. Но мой мужчина открыто признает, что, живя среди русских и украинцев, ведет антимусульманский образ жизни.

Его мама, приехав к нам в гости, привезла в подарок хиджаб с намеком, что я должна принять их религию, раз живу с ее сыном.

Сохраняется отрицательное отношение к алкоголю, несмотря на любовь к дискотекам (уже в прошлом) и курению кальяна (это как часть традиций). Не уважает, когда женщина пьет даже в компаниях.

О будущем
После жизни с арабским мужчиной странно смотреть, как обращаются с русскими мужьями наши женщины. Дико видеть порой неуважительное отношение и желание быть во главе. У меня поменялись взгляды, какой должна быть женщина в отношениях с любым мужчиной.

Куда приведут эти отношения, я не знаю - русские девушки более свободолюбивые, амбициозные и активные. Полностью зависеть от мужа мне бы не хотелось.

Но арабские мужчины - это как сладкий нектар. Не можешь напиться, но и когда пьешь, становится слишком приторно, что хочется простой воды. Но после нектара она кажется безвкусной. Я как канатоходец на полпути: вернуться назад не могу, а впереди - неизвестность…