«Дидактическая игра - как средство развития осязания и мелкой моторики у детей среднего возраста. Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Количество детей с речевой патологией постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук).

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и педагоги должны уделять этому особое внимание.

Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.

С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук.

Ниже приведены игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики.

1. Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Описание упражнения

Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук

2. Веселые ладошки.

Цель: развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней

Описание упражнения

Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками:

Хлоп!

(Хлопнуть в ладоши.)

Раз!

Еще

(Хлопнуть в ладоши.)

раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Мы похлопаем сейчас.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей!

(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой.)

3. Собираем разбираем.

Цель:

Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).

Описание упражнения

Ребенок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец.

В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе.

Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, игрушками-гнездами, кубиками.

4. Мы художники

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.

Оборудование: мозаика (пластилин, книжка-раскраска).

Описание упражнения

Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы.

Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскра­сок (следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).

5. Кто быстрее.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.

Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами (пуговицами, фасолью или элементами мозаики), прищепки.

Описание упражнения

Вариант 1

Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.

Вариант 2

Дети снимают, а затем вновь при­стегивают прищепки на края коробо­чек. Побеждает тот, кто первым вы­полнит задание.

6. Чья машинка будет первой.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.

Оборудование: две игрушечные машинки на веревочках. Концы веревок привязаны к палочкам (по середине). Палочки должны иметь длину 20 см, а в сечении быть не менее двух см.

Описание упражнения

Два ребенка сидят на стульях, поставленных рядом, и держат в руках палочки. Машинки на веревочках стоят перед ними на расстоянии двух метров. Под задорную музыку дети начинают наматывать на палки свои веревочки - машинки приближаются к соревнующимся детям. Чья машинка приедет первой, тот из детей победит в соревновании.

7. Ловкие ручки

Цель: развитие подвижности и силыпальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука Р.

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребенка и один для педагога.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют а акапелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Эта ручка - правая,

(сжать мячик правой рукой)

Эта ручка - левая,

(переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю

(перекладывать мячик их руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

(мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

(катать мячик по столу правой ладо­нью)

Сильные, умелые!

(катать мячик по столу левой ладонью)

8. Ha горе

Цель: развитие подвижности кистей рук, скорости и синхронности их движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят полукругом. Руки опущены и сжаты в кулаки. Дети вместе с педагогом поют а капелло и выполняют движения кулаками.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(один кулак поставить на другой)

А на той горе лужок,

(ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками)

А на том лужке дубок.

9. Играем на дудочке.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом, поют а капелло потешку вместе с педагогом. Одновременно с пением, педагог и дети выполня­ют движения пальцами, имитируя игру на дудочке; кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообраз­ные движения. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

10. Играем на пианино

Цель: развитие подвижности, ко­ординации движений пальцев рук.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом а капелло песенку. Одно­временно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, ими­тируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог пропеваемой песни синхронно поднимаются и опус­каются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизин­ца, а затем в обратном порядке). На­чинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Жи-ли у ба-бу-си

1 2 3 4 5 4

Два ве-се-лых гу-ся:

1 2 3 4 5 4

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

1 2 3 4 5 4 3 2

Два ве-се-лых гу-ся.

1 2 3 4 5 4

Условные обозначения: большой палец - 1, указательный - 2, сред­ний - 3, безымянный - 4, мизи­нец - 5.

11. Солнышко-ведрышко

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи шипящих звуков.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках, поют а капелло потешку и выполняют следу­ющие движения пальцами рук. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Солнышко,

(поставить вертикально ладони рук и растопырить пальцы, как лучики)

Ведрышко

(сложить ладони чашей),

Выгляни в окошечко.

(сложить ладони домиком и загля­нуть под них, как в окошечко)

Твои деткиплачут,

(прикрыть лицо ладонями.)

По камешкам скачут.

(постучать кончиками пальцев по ко­леням.)

12. Смешные человечки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; автоматизация в речи звука С.

Описание упражнения

Дети стоят парами лицом друг к другу выполняют совместные движения и поют а капелло слова стишка. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Бежали мимо речки

(каждый ребенок «бежит» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Смешные человечки

Прыгали, скакали,

(каждый ребенок «прыгает» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Солнышко

(каждый ребенок показывает другому ладони с растопыренными пальцами.)

встречали.

(дети дважды хлопают по ладоням друг друга)

Забежали на мосток,

(дети переплетают друг с другом пальцы соответственно правых и ле­вых рук, изображая мостик.)

И с мосточка в речку

(Дети отводят в стороны, соединенные руки, расцепляют пальцы и бросают руки вниз.)

Скок!

13. Ладонь - кулак

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Вариант 1

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук. Исходное положение рук: левая кисть сжата в кулак, пальцами к себе, а правая ладонь упирается вытянутыми пальцами в нее. Затем кисть пра­вой руки сжимается в кулак, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулачок левой. Движения должныбыть быстрыми и точными. Постепен­но темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

Вариант 2

Дети сидят за столом перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук.

а) Исходное положение кистей рукна столе: обе ладони лежат рядом тыльной стороной кверху.

Под ритмичную музыку обе ладони одновременно то сжимаются в кулаки, то разжимаются.

б) Исходное положение кистей рук на столе: левая рука сжата в кулак, а правая положена на стол ладонью.

Под ритмичную музыку кисти рук совершают противоположные движения, то сжимаясь в кулак, то разжимаясь в ладонь. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

14. Ладошки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.

Описание упражнения

Дети сидят или стоят. Вместе с педагогом дети поют песенку и выполняют соответствующие движения руками:

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки,

(хлопать в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко. Да!

(опустить руки на колени)

Ладушки плясали, Деток забавляли,

(вращать кистями)

Ля-ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля!

(опустить руки на колени)

По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Дидактическое пособие "Колобок" для игр с фасолью

Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям с целью организации игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Игра «Угостим колобка витаминками»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Средства: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.
Изготовление пособия:
1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.



2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.



3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.



4. Делаем отверстие во рту колобка.
5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


Игра «Настроение колобка»

Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
Средства: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.
Ход игры:
- Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)
- А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)
- Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)
- Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.
- Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице
/ дети с помощью мимики лица изображают эти эмоции/



Игра «Волшебные мешочки»

Цель:
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
Средства: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки»), фасоль, поднос.



Ход игры:
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/
- Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.
- А в каком шарике спряталось много семян?
- Давайте найдём шарик, где нет ни одной.
/ дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /



Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.

Игра «Прятки»

Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



Игра «Волшебное сито»

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
Задачи: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
Средства: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
Ход игры:
- Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.
- Поможем колобку? (да)
- Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)
/ дети пробуют разделить крупу вручную/

Дата публикации: 18.03.18

Составили: Стригунова Жанна Александровна

Сафина Светлана Владимировна

  • Пояснительная записка…...……………………………………………3 – 4
  • Перечень игр. …………………………………………………………8 – 34
  • Список литературы ………………………………………………………35

2.Перспективное планирование дидактических игр ……………………5 –7

  • Пояснительная записка

Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики

Актуальность данных игр заключается в познавательном развитии дошкольников. Данные игры разработаны в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, т.е. формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит и осязает.

Наибольший эффект для сенсорного развития и развития мелкой моторики дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчиненны задачам умственного воспитания детей.

Основной задачей развития ребенка является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные дидактические игры, которые мы сделали сами.

Развитие элементарных сенсорных представлений является той областью, где при условии систематического обучения, возможно, не только дать определенную сумму знаний, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности ребенка.

Дидактические, пальчиковые игры, игры с прищепками, пальчиковый театр, игры на развитие зрительных ощущений, слуховой чувствительности разработаны в соответствии нашей темы, которые способствуют совершенствованию речи и расширению словарного запаса дошкольников. Игры для детей 3-4 лет предложены по степени возрастающей трудности.

Формы работы с детьми:

Цель:

Развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности и развития мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр, игр с прищепками, пальчикового театра, игр на развитие зрительных ощущений, слуховой чувствительности. Игры разработаны на возраст детей от 3 до 4 лет.

Перспективное планирование дидактических игр

месяц

Тема

Цель

сентябрь

Дидактическая игра: «Игры с прищепками» - «Помоги развесить, одежду» (цвет, для сушки на веревку и прикрепить прищепками).

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Дидактическая игра: «Каждому домику свое окошко» (Монтессори)

Упражнять детей в различении по цвету и форме, нахождении сходства в различении и выборе объекта соответствующего цвета из нескольких, незначительных отличающегося от образца. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Пальчиковый театр: «Репка»

Дидактическая игра: «Радуга».

«Гусенки - бусенки»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук.

учить ориентировке в пространстве. Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке.

Учить детей собирать бусинки на шнурки, чтобы накормить гусениц.

октябрь

Дидактическая игра: «С какого дерева листок».

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Дидактическая игра: «Волшебная посуда». «Коробочки»

Игровое упражнение «Что растет в огороде» (гусеница)

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления

Дидактическая игра: «Кто, что ест?».

«Волшебные крышки»

Развитие мелкой моторики, умение правильно подбирать соответствующею прищепку к игровому полю.

ноябрь

Варежковый театр: «Теремок».

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

«Крылышки для птички» - упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).

Развитие внимание и мелкой моторики рук, умение подбирать соответствующие прищепки к силуэтам.

декабрь

Дидактическая игра: «Радуга»

«Аквариум», «Зайка»

Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре.

Театр на магнитах: «Курочка ряба».

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Дидактическая игра: «Построим башню» - стаканчики.

январь

Дидактическая игра: «Веселые человечки».

«Волшебная посуда»

Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Игра – соревнование: «Кто быстрее скрутит ленту»

Развитие мелкой моторики, развивать умение быстро работать по сигналу.

февраль

Дидактическая игра: «Радуга».

«Веселая полянка»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве. Продолжать знакомить с последовательным расположением цветов в спектре.

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Найди такой же по цвету и форме».

Учить детей различать основные цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Пальчиковый театр: «Теремок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Дидактическая игра: «Что любят мышата».

«Клад» - сухой бассейн

Развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений; развитие внимание, мышления и речи.

Самомассаж кистей и пальцев рук способствует: нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

март

Дидактическая игра: «Волшебная посуда».

«Волшебные крышки»

Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений, творческое воображение, фантазию.

Дидактическая игра: «Разноцветные флажки». «Выложи по образцу»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Дидактическая игра: «Радуга».

«Шагаем в пробках»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Театр на фланелеграфе: «Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героев.

апрель

Игровое упражнение: «В гости к солнышку» - рисование крупой

Дидактическое упражнение: «Что я слышу».

«Разложи по цвету»

Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Дидактическая игра: «Игра-сказка» с прищепками.

Развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных прищепок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Веселые шнуровки: «Огород», «Расчудесное дерево».

Дидактическая игра: «Соберем бусы»

Развитие внимание и мелкой моторики рук.

Развивать сенсорное восприятие детей. Вызывать желание помочь кукле, собрать бусы на нитку.

май

Игровое упражнение: «Забор у дома». «Кто в домике живет»

Развивать мелкую моторику, учить манипулировать с предметами, развитие ориентировки в пространстве.

Игровое поручение: «Стаканчики».

«Шагаем в пробках»

Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию.

Развивать у детей моторику и координацию пальцев рук.

Дидактическая игра: «На болоте лягушата»

Пальчиковый театр: «Колобок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

июнь

Дидактическая игры: «Аквариум». «Зайка»

Развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений. Развитие внимание, мышления и речи.

Игровое упражнение:«В гости к солнышку» - рисование крупой

Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Коллективное рисование: «Что растет на грядке»

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Театр на ложках: «Три медведя»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

июль

Игровое упражнение: «Подбери по цвету».

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Дидактическая игра: «Выложи по образцу»

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Учить детей определять предметы на ощупь и называть их.

Дидактическая игра: «Зубастики»

Упражнять детей в определении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.

август

Дидактическая игра: «Веселые человечишки»

Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Пальчиковый театр: «Колобок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Игровое упражнение: «Найди листок, какой покажу».

Развивать мелкую моторику рук, развитие воображения, мышления, речи, закреплять спектр цветов.

Дидактическое упражнение: «Найди в букете такой же цветок».

Продолжать учить детей различать основные цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Перечень игр

Рамки вкладыши Монтессори

Цель: упражнять детей в различении по цвету и форме, нахождении сходства в различении и выборе объекта соответствующего цвета из нескольких, незначительных отличающегося от образца. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Оборудование: трафареты домиков с вырезанными окошками красного, синего, желтого, и зеленого цвета. Под каждым домом маленькие геометрические фигуры (окна) разной формы и цвета.

Ход игры:

Перед детьми выкладываются домики с вырезанными окошками красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Жили веселые гномики.

Каждый в своем домике.

Педагог высыпает из коробочки все окошки к домикам и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики окна найдите.

Дети находят окошки к домикам, соотнося их по цвету.

Волшебная посуда

Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: трафареты (посуда) красного, синего, желтого, зеленого цвета, карточки перечисленных цветов с изображением посуды.

Ход игры : у детей карточки красного, синего, желтого и зеленного цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором лежат посуда с обведенными контурами разных цветов.На столах вперемешку лежит посуда синего, красного, желтого и зеленного цвета. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать всю красную посуду, если синего цвета - то всю синию т. д.

Соберём бусы

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Вызывать желание помочь кукле, собрать бусы на нитку.

Оборудование: бусы разных цветов (красные, жёлтые, синие, зелёные) , шнурки таких же цветов.

Ход игры: предложите ребёнку собрать бусы на определённого цвета шнурок. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать бусы по цвету. Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только бусы соберёшь .

Пальчиковая гимнастика «Прищепка»

«Прищепка, прищепка, помоги!

Пальчик ты мне разомни.

Ты по пальчику шагаешь, каждый пальчик разминаешь»

Серия игр с прищепками: «Аквариум» «На болоте лягушата» «Веселая полянка» «Что любят мышата?» «Что растет на грядке?»

Цель: развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Оборудование: прищепки с изображением (мышата, рыбки, лягушата, клубника, цветы, морковка, капуста).

Ход игры: каждому ребёнку раздаются макет игры и прищепки. Дети должны прикрепить прищепки согласно макету.

На донышке коробки Огонек горит.

Какие брать прищепки,

Он нам говорит.

Ты выбирай, не путай, внимательно смотри, такую же по цвету Прищепку прикрепи.

Рыбка по волнам плывёт и друзей к себе зовёт! Рыбка не простая, Рыбка - золотая!

Лягушонок: «Квак – квак!»

А мышонок: «Пи – пи!»

Все сказали, все спросили.

Хорошо поговорили!

Зайка

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений. Развитие внимание, мышления и речи.

Оборудование: прищепки и шаблоны.

Ход игры: прикрепить прищепки к шаблонам.

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Урожай мы убирали,И ботву всю оборвали.Мы листочки прикрепляем – овощи узнаем.

Тучка по небу гуляла. Все дождинки растеряла.

«Урожай –сказка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны овощей.

Ход игры: ну, теперь здесь все в порядке. Очутились мы на грядке. Здесь растут редис, морковка. И свекла. Но ведь неловко. Из земли нам их достать, нужно что-то предпринять. (приделать ботву, делают).

Урожай наш так хорош! Будет рад колючий еж.Полакомиться с детками Морковками да репками. И редиску, и свеклу.Отнесем сейчас ежу. Вот лесок, а вот и еж. На колючий мяч похож. Ежик, мы к тебе спешили, про тебя мы не забыли.

Игра - сказка с прищепками.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений; развитие внимание, мышления и речи.

Оборудование: прищепки, шаблон ежика.

Ход игры: Ближе подходите, посмотрите, поглядите, ничего не пропустите. Ой, а это кто такой: Глазки пуговкой, спина дугой? Вроде еж, а вроде нет……Ну – ка дайте мне ответ, почему наш ежик грустный, может был обед не вкусный? Может он вдруг заболел? Или что-то не то съел? Может у него беда? Или что – то потерял? Как нам ежику помочь, чтобы стал наш еж в точь – точь. На других ежей похож. Стал бы весел и пригож? (дети предлагают варианты. Еж наш без иголок, нужно сделать ежику иголки)

Игра с прищепками «Кто, что ест»

Цель: развитие мелкой моторики, умение правильно подбирать соответствующею прищепку к игровому полю.

Оборудование: прищепки с шаблонами животных, поле с изображением корма для животных для животных.

Ход игры: ребенку предлагается готовое игровое поле, разделенное на сектора с изображением корма для животных, прищепки с изображением животных.

Игра «Большая стирка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: натянуть веревку. Взять кукольную одежду или несколько разноцветных платочков. Сказать ребенку, что они выпачкались. Поиграть сначала в стирку, потом предложить повесить сушить кукольную одежду или платочки на веревочку и закрепить их прищепками. Можно подбирать по цветам (синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный платочек-красной и т.д.)

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала

Милой маме помогу,

Все прищепки прицеплю.

Игра Придумай рассказ «Летом в лесу».

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны елки, солнца, цветов, травы;

Ход игры : прикрепить прищепки к шаблонам, а затем придумать рассказ;

«Веселые человечишки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны человечков.

Ход игры:


«С какого дерева листок?»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: шаблоны деревьев с выемками, цветные листики по цветам деревьев (желтые, зеленые, красные).

Ход игры: у детей шаблоны деревьев (красные, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета деревья, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат листики таких же цветов. Воспитатель предлагает ребёнку, у которого дерево красного цвета, выбрать все красные листочки, если зеленого цвета - то все зеленые листочки и т.д.

На донышке коробки огонек горит.

Какие брать листочки, ребятам говорит

Ты выбирай, не путай, внимательно смотри,

Такой же по цвету листочек ты найди.

«Клад»

(сухой бассейн - резиновые шарики)

Цель: самомассаж кистей и пальцев рук способствует:

Нормализации мышечного тонуса;

Стимуляции тактильных ощущений;

Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: небольшой бассейн, резиновые мячики, «клад» - игрушка от киндера.

Ход игры: а дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрприза. Под чтение пальчиковой гимнастики: «Пальчики» пустить кисти рук в «бассейн», перемешать мячики, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, затем найти и достать игрушку.

Вышли пальцы клад искать.

Раз – два – три – четыре – пять

В домик спрятались опять!

«Веселые шнуровки»

«Огород»

Цель: развитие внимание и мелкой моторики рук.

Оборудование: шаблоны грядок шнурки разных цветов.

Ход игры:

Целый день проказник крот разорял мой огород

Повыдергивал морковь, лук, свеклу и был таков.

Что же делать, как же быть? Кто поможет посадить

Все обратно, все как прежде – на тебя одна надежда.

Разноцветный шнур возьми, ловко к грядкам прикрепи

Ряд капусты, ряд морковки, посмотри какой ты ловкий!

Не забудь про вкусный лук – лечит он от всех недуг,

Посади еще капусты. Вижу я – ты очень шустрый.

А когда все подрастет, борщок вкусный тебя ждет.

« Расчудесное дерево»

Цель: развитие внимание и мелкой моторики рук;

Оборудование: шаблоны деревьев, фрукты и овощи, шнурки разных цветов;

Ход игры: Посреди большого поля, Увидали Коля с Олей

Чудо расчудесное – Дерево прелестное.

Удивлен и пес Дружок, Он понять не как не мог,

Как на дереве одном, Апельсин растет с грибом,

И банан, и груша с вишней. Как такое чудо вышло?

Ты попробуй угадай – ка,

Кто на дереве хозяйка? Кто собрал и гриб, и фрукты,

Сушит на ветвях продукты?

Ну, конечно, это белка, Все сушить – ее проделка.

Вдруг проказник ветерок. Сдул и сливы, и грибок.

Все продукты вниз упали.

Коля с Олей их подняли.

Помоги скорее деткам

Привязать все фрукты к веткам. Чтоб на дерево забраться,

Нужно очень постараться.

Зашнуруй ступеньки крепко,

Закрепи их по бокам,

И, держась рукой за ветки,

Полезай на крону сам.

Пришнуровывай скорее, персик яблоко сильнее.

По порядку каждый фрукт.

Ты для белки лучший друг.

«Волшебные крышки»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений, творческое воображение, фантазию.

Оборудование: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, мешочек из ткани, коробочка.

Ход игры: Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Чудесный мешочек.

Воспитатель: Давайте подумаем, что в нём лежит?

Дети: Игрушки, подарки, конфеты, призы.

Воспитатель: а вот и не угадали, послушайте, (трясу мешочком, крышечки шуршат) теперь догадались, что там?

Дети: Шарики, шишки, грецкие орехи.

Воспитатель: а вот и не угадали, потрогайте (подхожу к каждому ребёнку, тот трогает). А теперь догадались, что лежит в мешочке?

Дети: Кружочки, крышечки.

Воспитатель: Да, в мешочке лежат крышечки, от сока и бутылочек. Как вы думаете зачем они нам нужны, что с ними можно делать?

Воспитатель: а вот и не догадались, мы из них будем выкладывать рисунки.

Выложите рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету,

брать крышку надо по одной из коробочки.

Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.

Дети называют картинки и выполняют задание.

Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его и предлагает выложить другую картинку, спрашивает, сколько крышечек понадобилось. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.

«В гости к солнышку»

(Рисование пальчиком на крупе)

Цель: учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Оборудование: подносы с манной крупой, распределенной тонким слоем, из желтого картона заготовка солнца.

Ход игры:

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает.Что это?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Какласково называем его? (солнышко) Чего нет у нашего солнышка? (лучиков)

Воспитатель: Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.

Положить перед каждым ребенком поднос с манной крупой и прикрепленным солнышком у которого нет лучиков (можно использовать в зависимости от размера подноса один на два ребенка).

Воспитатель: «Ребята посмотрите наше солнышко не веселое, у него нет лучиков давайте мы поможем нашему солнышку улыбнуться, но для этого нам необходимо нарисовать солнышко и лучики».

Дети рисуют пальчиком круг и палочки на крупе.

Воспитатель: (от лица солнышка) «Вот спасибо, ребята! теперь мне очень весело».

Воспитатель читает стихотворение детям и в дальнейшем его заучивают:

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели .

«Пальчиковый театр»

Цель: вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Оборудование: различные виды пальчикового театра (варежковый, сшитый из фетра, деревянный (заводской), бумажный т.д.).

Ход игры: играет от 3 до 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Пример: «Репка» играют 3 детей. Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

«Что я слышу»

Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Оборудование: большие яйца от киндеров с наполнителями: горох, крупа, макароны, поролоновые шарики и так далее, наполнение «яиц» можно заменять по мере угадывания звука.

Ход игры: воспитатель предлагает детям пошуметь "яйцами" и угадать у кого какой звук - тихий, шумный, без шумный, глухой и т.д. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

«Разложи по цвету»

Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании квадратиков по секциям соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: короб с отдельными секциями и поролоновые квадратики четырех цветов (синего, желтого зеленого и красного).

Ход игры: воспитатель расставляет на столе макет из секций, разделенных на четыре цвета и показывает разноцветные квадратики, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все квадратики по отсекам своего цвета. Воспитатель рассматривает вместе с детьми квадратики, обращая внимание детей на то, что цвет квадратика и секции совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Постепенно количество секций и квадратиков основных и дополнительных цветов может увеличиваться.

Игра «Шагаем в пробках»

Цель: развивать у детей моторику и координацию пальцев рук. Тренировать память с помощью стихотворений

Оборудование: крышки.

Ход игры: воспитатель:Предлагаю устроить «лыжную эстафету», две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Приложения 2

Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

    «Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

    Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта

    Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

    «Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

    «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

    «Разноцветные шарики»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.

Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.

Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.

    Упражнение «Веселые карандаши»

Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.

Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.

Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

    «Ладошка – замри!»

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

    «Привет - пока!»

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

10. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал : лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

    можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    все пальцы должны участвовать;

    нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    «Клад»

Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал : Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

Правило:

    участвуют все пальцы;

    палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

    «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

12. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

13. «Скворечник»

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

14. «Стул»

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

15. «Стол»

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

16. «Барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

17. «Усложненный барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

18. «Плоскогубцы»

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

19. «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.