Эй би эй терапия для аутистов. Недостатки и преимущества АВА-«терапии. Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ Г. НОВОКУЗНЕЦКА»

РЕФЕРАТ

«МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВА-ТЕРАПИИ»

Выполнил:

Кунгурцева А.В.

преподаватель

ГПОУ ПК г. Новокузнецка

Новосибирск 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общая характеристика АВА-терапии 5

2. Характеристики метода 7

3. Методы ава-терапии для развития навыков 11

4. Принцип методики АВА 12

5. Преимущества методики АВА 16

6. Недостатки методики 17

7. Возможные трудности 18

Заключение 20

Список литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует несколько различных подходов к диагностике и коррекции аутизма, поэтому родителям аутичных детей и специалистам, работающим с ними, приходится делать выбор в пользу определенной системы коррекции. Сделать это не просто, особенно родителям, так как им приходится самостоятельно ориентироваться в море специальной информации, чтобы понять, кто и где окажет их ребенку наиболее квалифицированную помощь.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный. В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства. С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками. Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций. Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром.

В настоящее время существует большое количество методов коррекции и адаптации детей с аутизмом. Большая их часть разработана за рубежом. Методы коррекции и адаптации существенно отличаются друг от друга, так же как и теории о причинах аутизма. Существуют психологические, медицинские, биологические методы коррекции. Чаще всего встречается описание следующих биологических методик:

    Нормализация питания, исключающая из рациона продукты, содержащие глютен и казеин.

    Хелирование – выведение тяжелых металлов

    Медикаментозное и гомеопатическое лечение.

Кроме этого, различные специалисты предлагают самые разные методики: общение с животными, песочная терапия, музыкальная терапия, остеопатия и прочие.

Ниже приведен анализ наиболее популярных и распространенных психологических методов коррекции аутизма. Условно эти методы можно разделить на:

Методы обучающие (АВА-терапия, TEACCH),

Методы, восстанавливающие эмоциональные связи между матерью и ребенком с аутизмом (FLOORTIME, холдинг-терапия)

Нейро - коррекционные методы (сенсорная интеграция)

Одним из подходов является бихевиоральная терапия, и наиболее популярным ее вариантом - АВА программа.

1. Общая характеристика АВА-терапии

«Если ребенок не может учиться

так, как мы его учим,

то мы должны учить его так,

как он может учиться»

Оле Ивар Ловаас

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) - прикладной анализ поведения или метод Ловааса) - система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий.

В 1995 году Ивар Ловаас создал Институт Ловааса в Лос-Анджелесе, который обучает преподавателей работе по его методике. В настоящее время тысячи детей в США и во всем мире получают терапию по методу Ловааса. В России этот метод впервые стал широко применяться в Центре психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы .

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.

Поведение аутичного ребёнка зачастую кажется непредсказуемым и странным. Он может часами проводить время, погружённый в свои стереотипии, проявлять агрессию или панический страх в совершенно безобидных ситуациях и самое главное полностью отказываться от какого-либо сотрудничества.

В ава-терапии выделяют функцию поведения (4 основных вида поведения), выявляют предшествующие факторы, реакции окружающей среды (прежде всего людей), различные стимулы, способствующие возникновению той или иной поведенческой реакции. Зачастую для эффективного анализа приходится вести достаточно длительные наблюдения и собирать статистику для последующей обработки. В этом процессе участвует не только ава-терапист, но и все члены семьи ребёнка.

Это процесс не быстрый и трудоемкий, но зато в результате загадочное поведение перестаёт быть таковым и приобретает смысл. Естественно с точки зрения обычного человека этот смысл кажется искажённым, но ведь и отражённое в кривом зеркале причудливое изображение имеет все же человеческие черты. Первым шагом ава-тераписта является описание причудливого поведения, отразившегося в кривом зеркале аутизма.

Для описания текущего уровня развития и определения актуальных целей проводится тестирование по системе VP-MAPP или альтернативной системе. Программа является руководством для ава-тераписта на определённый срок. Формально считается, что программа должна корректироваться раз в месяц, но реально необходимость в корректировке появляется по мере освоения ребёнком новых навыков, и период корректировки может достигать двух месяцев и более. Для отслеживания текущего уровня освоения программы используются чек-листы, заполняемые ава-терапистом каждое занятие. В чек-листах фиксируются все основные данные, относящиеся к выполнению программы и показывающие динамику развития ребёнка. Можно сказать, что это основной инструмент для оценки эффективности работы ава-тераписта и последующих корректировок программы.

2. Характеристики метода

    Прикладной : ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.

    Поведенческий : ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.


рис2. Схема работы с ребенком

паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

    Технологический : Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки». Технологический признак АВА - это признак, который показывает, что с помощью четко описанной программы действий любой человек может применять поведенческие методы обучения.

    Концептуальный : Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа. Этот признак АВА говорит о том, что вся методология в АВА основывается на принципах и законах поведения. Например, метод использования поощрений основывается на принципе усиления поведения, метод использования подсказок основывается на принципе переноса контроля над поведением на релевантные предшествующие факторы, метод игнорирования поведения, функцией которого является привлечение внимания - основывается на принципе прекращения усиления или гашения поведения, и так далее. Важно помнить, что в АВА нет каких-либо методов, которые концептуально не обоснованы.

    Эффективный : При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении. Благодаря тому, что в АВА на постоянной основе ведется сбор и анализ данных - это позволяет проводить процесс обучения эффективно. Если данные показывают нам, что ребенок уже научился различать карточки членов семьи (делает 80% правильных реакций) - это говорит о том, что пришло время начать работать над новой целью, а не «мучить» ребенка этими карточками еще год. Если данные показывают, что при применении процедуры коррекции поведения (например, порицания) для уменьшения нежелательного поведения (прыганья по диванам) нет изменений в поведении, и количество нежелательного поведения не уменьшилось - это говорит о том, что нужно менять процедуру, и использовать другую (например, поощрять, когда ребенок спокойно сидит или играет в игрушки, или вместо дивана прыгает на батуте). После этого продолжать отслеживать процесс, и если новая процедура не помогла - снова внести коррективы и выбрать другую процедуру.

    Общий : Изменение в поведении должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения. Общий признак АВА говорит о том, что если ребенок научился какому-либо навыку в одной среде - необходимо побеспокоится о том, чтобы он обобщил этот навык и в другой среде, в повседневной жизни, и в обиходе. Если ребенок научился говорить звук «А» на занятии, но потом этот звук не использует, даже когда хочет апельсин - то это не АВА, это пустая трата времени. Применение АВА предполагает, что те изменения в поведении, которые произошли вследствие поведенческой коррекции, будут постоянными и помогут человеку улучшить качество собственной жизни.

    Методы ава-терапии для развития навыков

Для того, чтобы четче понять, что из себя представляет данный метод, нужно рассмотреть его виды, направления эффективного влияния на поведение ребенка. Во время занятий применяются:

1. Методика дискретных попыток заключается в разбивании сложных задач на более простые. Для того, чтобы их выполнить даются небольшие по протяженности промежутки времени, во время которых даются подсказки. Из-за этого эффективность обучения значительно увеличивается. Попыток может быть несколько.

2. Вербальное поведение – цель этой методики заключается в том, чтобы научить ребенка разговаривать путем образования связей между словами и их значениями. При таком варианте работы специалист может проводить несколько разных упражнений: говорить слова, а ребенок будет повторять их; называть предметы, а малыш будет указывать на него и говорить его название; обучение требованию или команде, когда ребенок должен что-то попросить и только в таком случае он это получит.

3. Обучение в естественной среде учит ребенка, как вести себя в различных ситуациях, которые моделирует для него терапевт. Основывается на осознании того, насколько важно придать реальный практический смысл тем навыкам, которые изучает ребенок. Данный метод предполагает обучение навыкам в той среде, в которой они впоследствии будут использоваться. Использование естественной повседневной среды ребенка во время терапии может помочь увеличить обобщение приобретаемых навыков для различных повседневных ситуаций. В процессе случайного обучения учителя или инструкторы используют естественные возможности для того, чтобы помочь ребенку обучиться речи. Ребенок выбирает какое-либо желаемое им занятие или деятельность, а инструктор следует за инициативой или интересом ребенка. Данные стратегии преподавания были разработаны для облегчения обобщения приобретаемых навыков и улучшения запоминания. Как только ребенок попадает в естественную ситуацию, в которой он проявляет интерес, инструктор последовательно помогает ему с с целью поощрения ответной реакции ребенка. Например, ребенок качается на качели и ему нужно, чтобы инструктор подтолкнул качели, чтобы ребенок качался выше. Инструктор ждет пока ребенок сам об этом попросит и только, когда он попросит инструктор подтолкнет качели. Он каждый раз ждет просьбы ребенка и только после этого толкает качели.

4. Главные реакции – эта методика нужна для усиления мотивации. Обычно в ней используются задания на выбор, чередование, каждая попытка должна поощряться.

5. Обучение самоуправлению направлено на то, чтобы ребенок смог научиться выполнять действия самостоятельно и быть более независимым от родителей. Малыш учится оценивать и контролировать свое поведение.

6. Видео моделирование. Этот метод позволяет обучать соблюдению гигиенических процедур, различным социальным навыкам, пониманию эмоций и т. п. Он заключается в том, что ребенку несколько раз показывают презентации с демонстрацией желательного поведения.

    Принцип методики АВА

Специалисты по АВА утверждают, что занятия по отработке навыков должны быть интенсивными, – так, например, с ребенком раннего возраста (до 3 лет) предлагается заниматься не менее 30 часов в неделю.

Отдельное внимание уделяется “нежелательному поведению” аутичного ребенка. Каждый вид такого поведения (стереотипии, агрессия и пр.) последовательно устраняется или, по крайней мере, уменьшается, также с помощью системы поощрений и наказаний.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о причинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента .

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения . Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нравится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то нарушения дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

АВА-терапия для аутистов - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. Выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие и, таким образом, формируется определенный навык. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал. После того, как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем. На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап. Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

    Преимущества методики АВА

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Плюсы методики АВА

    Методика приносит быстрые и ярко выраженные результаты

    Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния

    Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик

    Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий

    Только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно

    Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

    Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют - обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Минусы методики АВА

    Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери

    Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми

    Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.

    Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений. Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

    Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны.

    Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции.

    Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников

    Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция - раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.

Заключение

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача - помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие. Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

    устанавливать зрительный контакт,

    имитировать основные движения,

    имитировать действия с предметами,

    имитировать мелкие и точные движения,

    имитировать произносительные движения,

    выполнять единичные команды,

    узнавать знакомых людей,

    указывать на желаемые предметы

    и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

Методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно.

В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии аутизма и расстройств аутистического спектра. Однако, ABA дисциплина позволяет найти подход к любому человеку. Этот метод имеет широкий спектр применения: воспитание детей, образование, поддержание здорового образа жизни, спорт и физическую культуру, изучение иностранных языков, профилактику заболеваний, лечение различного рода зависимостей, увеличение производительности труда и другие.

Список литературы

Книга, имеющая не более трех авторов

    Бейкер Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] : / Б. Бейкер, А. Брайтман . - Москва.: Тенериф, 2006. - 497 с.

  1. Джон О. Купер, Прикладной анализ поведения [Текст] : / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард; пер. с англ. З. Х. Измайлова-Камар. - Москва.: - «Практика», 2016. – 864 с.

  2. Ловаас И . Книга Я Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by [ Текст ] / O. Ivar Lovaas. - University Park Press; (April 1981).

    Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA) [Текст] : / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.

    Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] : / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; под ред. О.С. Никольской. – Москва.: -Тенериф, 2012.

    Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст] : / руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. – Москва.: Тенериф, 2011. - 416 с.

    Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis ) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] : / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.

Статья из журнала:

    Власова О.A. Методы оценки уровня развития аутичных детей и подростков, используемые в зарубежной практике [Текст] / О.А. Власова // Аутизм и нарушения развития. - Московский городской психолого-педагогический университет; № 3 (30). - 2010

    Эрц-Нафтульева, Ю. М. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» [Текст] / Ю. М. Эрц-Нафтульева, Е. Б. Жесткова // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4. С. 24-31.

    Cohen , H . Методика ранней интенсивной коррекции поведения: Повторение модели UCLA в обществе [Текст] / H . Cohen , M . Amerine - Dickens , T . Smith // Развивающая и поведенческая педиатрия, 27, S 145- S 155. – 2006.

    Lovaas, O. I. Поведенческая терапия и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование детей младшего возраста с аутизмом [Текст] / O.I. Lovaas // Журнал консультаций и клинической психологии, 55, 3-9. - 1987

    Sallows , G . O . Интенсивная поведенческая терапия детей с аутизмом: Результат четырехгодичного исследования и прогнозирования [Текст] / G . O . Sallows , T . D . Graupner // Американский журнал психических нарушений, 110, 417-438. - 2005

Электронное издание

    Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

    Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг // электронный Альманах ИКП РАО. – 2014. - №20.

    Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

Интернет-ресурс:

    Власова, О.А. Жизнь с диагнозом "аутизм" / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью журналу GEO. – сенябрь, 2010 г.: ( )

    Власова, О.А. «Адаптация детей с аутизмом в России» / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью русской службе ВВС. - 16 октября 2009 г . _ health _ autism . shtml ? page = all )

См. Л.Г. Бородина. О книге О.Ивара Ловааса «Обучение детей с нарушениями развития» // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2005, с. 7-22; № 1, 2006, с. 15-21; О.В. Скробкина (Курманова). Использование зарубежных программ в коррекции без- речевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2006, с. 12-17; № 1, 2006, с. 13-20


Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение . ABA терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование . «Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания полезности, качества и эффективности.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение ), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение ). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление» . Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все эти виды АВА-терапии…
Структурированы
Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения

Обучение опорным навыкам . Это натуральное, слабоструктурированное вмешательство, которое опирается на естественные возможности для обучения и последующие факторы.
Задачей обучения опорным навыкам является повышение мотивации ребенка посредством добавления в его среду возможностей выбора, понятия очередности и других компонентов, перенаправляя акцент с дефицитных областей навыков на область опорных навыков для самостоятельного функционирования. Четырьмя опорными областями навыков принято считать мотивацию, проявление инициативы, саморегуляцию и способность реагировать на множественные стимулы . Считается, что путем стимуляции развития данных областей навыков можно вызвать улучшение и нецелевых форм поведения.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

Супервизию . Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

Обучение . Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

Программирование . Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

Сбор данных . Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

Обучение семьи . Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.

Не разговаривает вообще. Если чего-то хочет, достает сам. До посещения АВА-терапистов он посещал специализированный детский сад, где с ним занимались дефектологи и логопеды. По крайней мере, я надеялась, что именно так и было. Но после того как я начала водить его на занятия АВА-терапией, стало понятно, что с ним или не занимались вообще, или занимались в корне неправильно.

Как проходят занятия АВА-терапией?

В первую очередь преимущество АВА состоит в том, что занимаются с ребенком не в группе, а индивидуально. Аутисты не смотрят в глаза, тем более посторонним людям. Поэтому первостепенная задача тераписта – это создать зрительный контакт с ребенком. После этого идут очень легкие задания, выполнение которых происходит в форме игры.

Мой Сережа легко выполняет визуальные задания:

  • Сравни карточки и найди похожую;
  • Повтори мои движения;
  • Выбери такой же предмет, как я показываю.

К чему Сережа имеет склонность, определял специалист по тестированию. Он же определял, насколько развит ребенок. Потом результаты тестирования отправили куратору, который живет в другом городе и контролирует работу терапистов. Куратор составляет для Сережи индивидуальную программу занятий, по которой тераписты в дальнейшем с ним занимаются.

Как АВА-тераписты наживаются на чужом горе

Несколько лет назад мыс Сережей сидели в очереди к врачу, а перед нами была мамочка с таким же , который в отличие от моего сына вполне неплохо разговаривал. Эта женщина рассказала, что она занималась со своим ребенком АВА-терапией, и благодаря этому они добились таких успехов в развитии речи, которой раньше не было вообще, как и у нас. Потом она прислала мне полную программу АВА-терапии на е-мейл, но я в ней ничего не поняла, хотя там довольно подробно все описано.

Когда мы с сыном стали ходить к АВА-терапистам, мне стало гораздо понятнее, как надо было заниматься. Я надеялась, что куратор напишет для нас какую-то индивидуальную программу, по которой нам будет легче заниматься. И представьте мое удивление, когда я оплатила куратору кругленькую сумму за написание и получила типовую программу, которая у меня уже была, но слово «ребенок» в ней было заменено на «Сережа».

Потом начались занятия с терапистом, где отрабатывались :

  • Подними руки вверх;
  • Постучи молоточком;
  • Помаши флажком…

Конечно эти занятия нужные. Именно от простого к сложному отрабатывается навык имитации, который у детей-аутистов чаще всего отсутствует. Научившись повторять за взрослым движения, ребенок начинает повторять за взрослым звуки, а потом появляется разговорная речь. Но дело в том, что эти занятия нужно обязательно проводить и дома. И мы с Сережей усиленно этим занимались.

Занятия с АВА-терапистом стоят недешево, поэтому я, с учетом того, что я и сама с ребенком занимаюсь, просила сократить количество занятий. На это мне ответили категорическим отказом, так как при более редких занятиях, они не могут гарантировать успех. Хотя успех они в любом случае не гарантируют. Это было прописано в том договоре, который ни дали мне на подпись. То есть они подстраховываются этим договором на тот случай, если родители будут тратить деньги, результата не увидят и потребуют потраченную сумму через суд обратно.

Последней каплей для меня стало то, что я должна оплачивать просмотр куратором через скайп. Для чего это делается? Чтобы проверить работу тераписта и указать ему, что он делает неправильно. Почему я должна оплачивать этот контроль? Я оплачиваю работу тераписта не для того, чтобы он неправильно работал. В общем, я сказала, что у нас сейчас нет денег. Когда положение улучшится, я приду обратно, а пока буду отрабатывать простейшие упражнения со своим ребенком сама. Бесплатно.

Ну, я надеюсь, что мне не придется к ним возвращаться. Программа то у меня есть. Мне теперь все понятно. Та мамочка сама справилась, и я сама справлюсь. Кстати, программу я выложила на Яндекс диск и она доступна для просмотра здесь https://yadi.sk/i/Mg4oA3483LjNZ8

Мы с сыночком даже сняли несколько видео с самыми простыми заданиями https://www.youtube.com/watch?v=AUpymC6flAQ

Занятия с учителями из школы

В этом году Сереже исполнилось 7 лет, и пришла пора поступать в школу. Сначала мы хотели определить ребенка в школу для умственно отсталых, но не успели. Туда нужно было занимать очередь еще в феврале, а мы опомнились только в августе. Зато в последних числах августа нас сразу взяли в обычную школу, и я совсем не пожалела, что так получилось.

Сережа был определен на домашнее обучение, и теперь к нам домой ходят его классная руководитель и школьная психолог. Классная руководитель – молодая девушка, но у нее уже есть опыт работы с такими детьми. Она работала в платном детском саду для детей с особенностями. И теперь она дает Сереже детсадовскую программу, так как школьную ему давать еще рано. Каждый день мы с ней разучиваем, что такое один, что такое два и что такое три. Когда он это поймет, начнем их складывать и вычитать, но пока рано. Писать тоже пока рано. Светлана Григорьевна пока уделяет внимание тому, как поставить Сереже руку, чтобы он правильно и твердо держал в ней ручку. Кроме того показываем сыну буквы, написанные на карточках, чтобы он их запомнил, и составляем из отдельных букв слова.

Занятия с психологом проходят более интересно. Она приносит разные игрушки и картинки, дает легкие задания. Сереже очень нравится собирать пирамидки, искать выход из простейших лабиринтов, собирать и разбирать матрешку и т.д.

В нашей школе нет штатного логопеда, но директор задалась задачей нанять подобного специалиста специально для Сережи, чтобы он приходил и занимался с моим сыночком на дому, а школа будет платить почасовую оплату.

Ну, я надеюсь, теперь у нас дела пойдут на лад. С ребенком занимаются специалисты плюс я занимаюсь с ним АВА-терапией. В течение 4 месяцев мы ходили к терапистам и он начал четко повторять движения, показанные взрослым. За 2 месяца, что мы не ходим к терапистам, а занимаемся со школьными учителями, Сережа начал понимать, что такое один предмет и что такое несколько предметов. Он более твердо держит в руке ручку. Успехи небольшие, но вода камень точит. Может быть, на летних каникулах мы и пойдем опять к АВА-терапистам, но пока я не вижу в этом необходимости. С нами занимаются бесплатно, и ни чуть не хуже, чем они.

АБА терапия самостоятельно .

Все слышали про АБА, все что-то знают, все верят что где то есть толковые профессионалы и часы АБА терапии могут спасти наших деток. Но где взять учителя, тренера, что собственно делать и какие правила? Я в отличии от многих не только слышала про АБА, но и «делала» ее. Моя статья это мой личный опыт и знания. Не претендующие на истину!

ABA терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах воздействия. Для аутистов АБА является наиболее эффективным методом обучения.
Вопреки мнению что это сложно или невозможно, я занималась АБА сама. Занятия приносили ощутимую пользу моему сыну. Хотя считается что количество занятий в неделю должно быть невероятно много, мы обходились 2-5 занятиями в день, по 30-50 минут. Искать специалистов и учителей нам было негде, поэтому мы сами попытались разобраться в перипетиях поведенческой терапии.
И хотя мы были далеки от совершенства, программ, правил терапии и наша АБА была не совсем классическая, мы смогли отлично продвинуться на данной терапии, даже на ее элементах. Мой ребенок не только полюбил заниматься за столом, но и ждал следующей задания, получал удовольствие от совместных игр, помогал складывать и раскладывать материал. Мой сын развивался и учился новому. И это определенно стоило горсти изюма в виде поощрения.




Мой ребенок не только научился раскладывать лото и цвета. Он научился гораздо большему-взаимодействовать, он стал более покладистым, стал лучше откликается на имя, улучшился глазной контакт. Более того, занятия приносили пользу не только моему ребенку, мне нравилось заниматься с сыном, я стала последовательнее, требовательнее, но спокойнее со своим аутенком. Теперь нам было чем заняться вместе и я чувствовала себя увереннее со своим сыном.

Вот правила которые я для себя установила:

Хотите АБА, начните(найдите в доме стул, стол и попробуйте провести первое занятие);

Переждите негативные реакции, слезы и истерики, отвлекайте;

Просто играйте за стульчиком, общайтесь, привыкайте;

Увеличивайте постепенно время занятия и количество уроков в день;

Составьте примерный план чему хотите учить, заведите тетрадку, записывайте результат занятий, добивайтесь целей;

Найдите любимые игрушки, еду и занятия для поощрения;

Первая неделя-месяц могут уйти на привыкание к сидению и занятиям, наберитесь терпения;

Если в течении недели какое то упражнение не продвинулось, уберите его на лучшие времена или смените тактику;

Разнообразие заданий, игрушек и развиваек, сделайте АБА интересным;

Будьте последовательны, будьте терпеливыми, но требовательными;

Приз должен быть заслуженным и желанным, добивайтесь выполнения;

Больше помогайте и не скупитесь на похвалу;

Снимайте свой занятия на видео. Мне это очень помогало следить за динамикой и отслеживать ошибки;

Верьте в успех, никто кроме вас не знает так вашего ребенка!

Чему можно учить:

1) сидеть за столом, играть, играть с мамой, брать и давать предметы, смотреть в глаза, слушать команды, взаимодействовать

2)имитация звуков(ааа, ууу, иии и т.д) или действий (покажи часть тела, похлопай, по топай, стукни, по тряси, открой, дай, положи и т.д.)

3)игры за столом(пазлы, сортеры, матрешка, головоломки, кубики, рисование, лепка, игры на музыкальных инструментах, крупа и т.д.)

4)игры на развитие: найди пару, подобное на подобное, подобное на не подобное, сортировка по 1 признаку, контуры, размеры, цвета.формы, счет, буквы и т.д.

5) Речь, ответы да и не, укладывание кукол спать и катание поезда за веревочку, все что угодно и к чему есть склонность у ребенка и чему необходимо научить ребенка.

Не важно чему учить, собирать пазл или складывать слова, показывать картинки или приносить предметы, главное сделать занятие интересным, разнообразным, приятным. Первое время не обойтись без поощрения, это могут быть мыльные пузыри или глоток сока или маленький кусочек фрукта. Необходимо что бы ребенок понял что за правильное выполнение или попытку выполнения, мама говорит МОЛОДЕЦ и вознаграждает. Как только это понимание придет, с ребенком станет намного проще. Желаемое поведение поощряется, не желательное-игнорируется. Ребенок очень скоро сделает правильный выбор, втянется в игры за столом, в общение, он заметит вас и материалы. Он полюбит какие то игры и занятия и ими вы будите разбавлять новый или сложный задания.

Есть несколько правил:
-поощрение должно быть выдано непосредственно в момент выполнения
-заслуженность поощрения обязательна
-не перекармливайте
-сделайте вместе с ребенком и похвалите
-в следующий раз ослаб те помощь и дайте больше времени
-в последующий раз подождите и поманите вознаграждением и за малейшую попытку-бурно порадуйтесь и вознаградите
-как только задание освоено чередуйте выдачу вознаграждения и просто похвалу в произвольном порядке
-усложняйте сами задания, меняйте материал и вносите варианты
-начинайте и заканчивайте интересным
-следите за лишними подсказками
-меняйте среду в которой обучаете, не только за столом, но и на полу, не только красная машинка но и синяя и т.д.
-переигрывайте, гладьте и хвалите вашего ребенка за сотрудничество и удачные попытки
-подносите материал ближе к лицу, обращайте на себя внимание прежде чем дать задание
-не прерывайте занятие по инициативе ребенка
-при отказе доделайте рукой ребенка задание и похвалите несмотря на сопротивление
-не разрешайте раскидывать материал
-используйте интересы вашего ребенка в занятиях
-ведите записи того чему учите и в чем добились результата
-получайте удовольствие от занятий

Первое что должен освоить ребенок:

откликаться на имя

подходить по имени

садиться для небольших занятий

концентрировать внимание на предметах или заданиях, лице учителя

Во время обучения, не забывайте:

Медленно но верно, даже если первое сидение на стульчике займет всего несколько секунд, это все равно начало, не скупитесь на похвалу.

Покажите лакомство ребенку и медленно поднесите к своему лицу -Посмотри на меня

Игры должны быть интересными и тогда сидение с вами за столом станет для ребенка желанным.

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями

Старайтесь быть постоянными в словах которые употребляете и интонации с которой говорите, если обучающих два, тосогласуйте свои команды.

Наша АБА только в начале выглядела принуждением, ребенок конечно оказывал сопротивление, но через неделю уже не только спокойно садился в стульчик и играл, но и стал учиться новому, смотреть карточки, давать предметы. Далеко не за каждую игру и задания я давала поощрения(кусочек фрукта, изюм, сушеный ананас), вскоре вполне хватало молодец или спасибо, мы играли в ку-ку и мыльные пузыри, переливали водичку, и просто щекотались. Игровая терапия с элементами АБА. Я никогда не ругала своего ребенка, и только через пол года стала более строга и стала говорить нет и нельзя. Но я была настойчива, я была требовательно и последовательна в своих требованиях. Ребенок быстро привык к такой форме общения, он ждал занятий, он втянулся и у нас стало получаться. В случае сопротивления или нежелания играть я просто настаивала на своем, уговаривала, помогала сделать рукой сына. И вскоре ребенок стал доверять мне, все что угодно, любое новое задание или упражнение было возможно сделать вместе с сыном. А потом похвалить и повторить вместе вновь, а в следующий раз ребенок уже делал сам или хотя бы старался. Он шел на контакт, он заметил нас и стал развиваться!

Мне понравилась АБА, она существенно продвинула моего аутенка вперед. Меня, в отличие от многих, не смущает что ребенок «работает» за еду, я не считаю что собирание пазла с мамой, и получение за это дольки киви-дрессировка. Через месяц я поощряла только то что хотела, а иногда и вообще не поощряла. Ребенку нравились занятия сами по себе. И это умение сидеть и заниматься потом часто нам пригождалось. Ведь так приятно купив новую игрушку или материал получить отдачу, поиграть вместе со своим ребенком или чему то его научить. Со временем мы стали чаще перемещаться со стола на пол и обратно, разбавлять занятия более обычными для деток лепкой и рисованием, зарядкой и другими играми. Трудно только начать. Но как известно силы появляются по мере движения ВПЕРЕД!

Очень рекомендую посмотреть видео про АБА, все станет сразу намного понятнее, например эта мамочка выложила много своих роликов Так же доступны для просмотра более классические занятия с педагогами и заграничными специалистами, ГУГЛИТЕ.

Про то как использовать АБА в жизни и как продвинуться с ребенком во многом, между делом описано тут

Более подробно как мы начинали АБА терапию написано в книге «Как я снова начала улыбаться» ,

О том во что играть, чему учить и где взять материалы написано в Главе 14