Как привить ребёнку уважение к старшим? Как заставить ребенка уважать своих родителей Как научить ребенка 5 лет уважать взрослых

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Многие бабушки и дедушки, мамы и папы последние десятилетия задаются вопросом «Что же стало с нынешним поколением? Почему молодежь не уважает взрослых?». Не приму на себя ответственность рассуждать, действительно ли это так, и был ли «раньше» среднестатистический показатель вежливости по стране или нет… Но могу с уверенностью заявить, что на одного невежливого и не проявляющего уважения ребенка, есть, как минимум один, такой же невежливый взрослый.

    Получается, что если ваш ребенок не проявляет уважения ко взрослым, то, вероятно, и вы сами не относитесь к окружающим с пиететом. Что же такое уважение и с чего начинать, воспитывая ребенка?

    Уважение – это позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств . Это значит, что ребенок должен видеть и уметь признавать, что каждый человек имеет достоинство, что у него самого оно есть.

    Семья

    Начинать надо с семьи. И, в первую очередь, с себя. Показывая своему чаду, что вы уважаете его и его мнение, вы делаете огромный шаг к тому, чтобы он сам с удовольствием проявлял уважение к вам. Для достижения этой цели объясняйте ребенку , что и почему вы делаете, дайте ему понять причинно-следственную связь: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых», «Я прошу тебя убирать вещи на их места, потому что мы все ценим и уважаем труд друг друга».

    Помимо этого, для взаимного уважения очень важным фактором является соблюдение границ каждого из членов семьи. Если вы хотите, чтобы ребенок стучался к вам в дверь перед тем, как войти – стучитесь и в его дверь. Ребенок также, как и взрослый, имеет право на личное время и пространство.

    Проявляя уважение и заботу по отношению к вашему партнеру , вы показываете ребенку значимый жизненный урок. Наблюдая за тем, как проявляется уважение в его семье, у ребенка формируется картина того, КАК это реально работает. Родителей мальчика, наблюдающего за тем, как его отец помогает надевать пальто матери и открывает перед ней двери, вряд ли вызовут в школу из-за подножек одноклассницам и лягушек в портфеле.

    Личный пример и правила

    Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям.

    Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.

    Расскажите, что обсуждать людей - это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.

    Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, - это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.

    Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.

    Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.

    Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.

    Виктория Вострецова

    Инструкция

    То, как человек относится к себе, является прямым отражением его отношения к окружающим. И заниженная самооценка портит не только отношения и лишает массы возможностей, но и практически полностью уничтожает жизнь . Тот, кто не уважает и не ценит себя - не живет. Поэтому первое, что вы должны сделать, это уяснить эту простую истину.

    Запомните, что любая мысль материальна, и то негативное, что вы думаете о себе, обязательно воплотиться в . Начните думать о себе в позитивном ключе, перестаньте бранить, а наоборот – хвалите. Даже если, произнося про себя одобрительные слова, вы внутренне с ними не согласны, продолжайте. Делайте это регулярно. Со временем вы почувствуете, что все эти хорошие мысли о вас уже не кажутся такими чужеродными и странными, да и вы сами как-то незаметно стали им соответствовать.

    Оцените себя объективно. Если у вас проблема с уважением и любовью к себе, вы считаете, что полны недостатков. Выпишите все свои проблемные качества на лист бумаги и проанализируйте каждый. Вспомните, как и когда последний раз вы проявляли то или иное качество, подумайте, почему так вышло. Когда проблемы структурированы, страх перед ними угасает, и наступает момент, когда их возможно решить.

    Вместе с тем, вы явно обнаружите несколько характеристик, происхождение которых вы не сможете объяснить. Они появились либо благодаря людям, которые когда-то вам их присвоили, либо, так сказать, «до кучи». Подумайте, относится ли это к вам, не выдумки ли это посторонних . Если это так, смело вычеркивайте эти ничего не значащие слова.

    Теперь выпишите те качества, которых вам не хватает для того, чтобы начать уважать себя. Возможно, вам бы хотелось стать более в себе, перестать лениться или обманывать. Оцените, так ли сложно привить себе эти качества, что нужно для того, чтобы они стали вашими, и почему вы до сих пор ими не обладаете. Вы увидите, что для любви к себе нужно сделать лишь один маленький шажок.

    Теперь настал момент описать все свои положительные качества. Сделать это будет очень непросто, но необходимо. Вы удивитесь, что, оказывается, вы здорово готовите, у вас красивый голос, вы добрый и аккуратный, а как за это можно себя не ценить?

    Начните уважительно относиться к себе на практике. Приведите себя в порядок, наденьте красивую одежду, оформите прическу. У вас лишний вес? Чего толку ненавидеть себя за это, лучше запишитесь в спортзал и откройте для себя разнообразное меню здорового питания. Следите за своим здоровьем, ухаживайте за собой, ведь больше такого, как вы, нет, вы уникальны, и потому вы должны себя любить и беречь.

    Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок буквально отбивается от рук и перестает слушаться и слышать их. Это происходит не только с маленькими детьми, но и с достаточно взрослыми подростками, которые в определенный момент не желают считаться с родительским мнением. С чем это связано? С плохим воспитанием или с определенными ступенями в развитии? Попробуем разобраться в нашей статье.

    Детское непослушание: физиология и психология

    Почему ребенок не слушается? Он игнорирует все просьбы и обращения в его адрес. И зачастую это происходит даже в семьях, где дети очень уважают и любят своих родителей. Прежде всего, стоит помнить, что дети в силу возраста еще не обладают таким самоконтролем, как взрослые. Поэтому невозможно требовать от малыша 3-5 лет полного послушания и подчинения. Дети постарше тоже требуют определенного подхода.

    5 лет

    С физиологической точки зрения у дошкольников еще нет связанных процессов между активной деятельностью и торможением. Одним словом, ребенку в 5 летнем возрасте еще сложно контролировать свои эмоции и действия. К примеру, когда дети веселятся и начинают бегать друг за другом им очень сложно резко успокоиться и сесть в уголок, сложив в руки. Именно поэтому, детей такого возраста нельзя строго наказывать. Следует терпеливо и максимально простым языком объяснять как нужно себя вести.

    Но бывают ситуации, когда малыш слишком активен и это связано с физиологическими заболеваниями. К примеру, гиперактивностью. В таком случае важно вовремя обратиться к врачу за установлением диагноза и соответствующим лечением.

    10 лет


    Психология непослушания школьников во многом связана с тем, что у них еще не полностью сформированы определенные области коры головного мозга. И им так же сложно полностью справляться с эмоциями. Но вместе с этим, стоит учитывать подход к детям с педагогической точки зрения. Наверняка многие помнят своих учителей из начальной и средней школы. Когда бывало одних и слушать не хотелось, а к другими всегда с радостью бежали на урок, а потом еще с интересом делились своими впечатлениями и и переживаниями.

    Давайте рассмотрим, пример, когда учитель не привлекал нашего внимания или даже отталкивал. Чаще это личности авторитарные, у которых все сидят по струнке, и бояться даже пошевелиться. Они всегда кричат и критикуют, одним словом подавляют. Но есть и другие, которые напротив, слишком мягкие, чтобы приструнить класс. Пока они ведут урок, дети буквально «стоят на ушах», потому что никому не интересно слушать такого преподавателя.

    Исходя из вышесказанного, в общении со школьниками нужно находить золотую середину. То есть быть для них одновременного другом и родителем, который в нужный момент всегда утихомирит разбушевавшегося отпрыска.

    15 лет

    Все мы знаем про трудности переходного возраста. Именно в этот момент человек начинает отдаляться от родителей и пробует себя в роли самостоятельной личности, со своими правами и мнением. К сожалению, оно не всегда бывает верным и совпадает с родительским. Вот тут-то и начинаются конфликты. Родители пытаются внушить отпрыску, что он все еще ребенок и должен подчиняться и слушаться их. А сын или дочь пытаются доказать обратное. Им кажется, что они уже достаточно взрослые, чтобы совершать самостоятельные поступки и общаться с тем, с кем хотят.

    Тут нужно проявить особое терпение и деликатность в общении с детьми. Ведь в период переходного возраста ими управляют гормоны. Поэтому их так легко ранить и любые резкие слова могут вызвать «взрыв» эмоций. Родители в этот момент находятся как на пороховой бочке. Потому что некоторые дети очень часто в этом возрасте совершают необдуманные поступки. К примеру, уходят из дома или совершенно перестают общаться с родителями, начиная строить свою «взрослую» жизнь.

    Самым надежным способом в этой ситуации остается показывать свою безграничную любовь к ребенку и проговаривать, что вы всегда готовы его принять и выслушать проблемы, переживания. Все запреты и наказания не приемлемы, потому что они только усугубят ситуацию, в которой любимое чадо может «наломать дров» с горяча.

    Основы воспитания


    Независимо от возраста психологи выделяют правила воспитания, которые нужно соблюдать родителям. Это основы хорошего общения с детьми, чтобы они всегда уважали старших и прислушивались к их мнению.

    • Научитесь сами уважительно относиться к ребенку. То есть нужно признавать в нем личность с самого раннего детства, общаться со своим чадом вежливо не подавляя его мнения и поступков своим авторитетом. Но при этом всегда помогать, поддерживать и давать важные жизненные советы, когда это требуется.
    • Всегда интересоваться проблемами и переживаниями своих детей. Достаточно спрашивать, как прошёл сегодня день в школе или в саду.
    • Прививайте навыки этикета с малых лет. Объясняйте ребенку правила поведения на улице, в гостях и за столом, как нужно вежливо общаться со взрослыми. Это позволит избежать многих проблем в самостоятельной жизни.
    • Сдерживайте свои обещания. Дети очень тонко чувствуют отношение родителей к ним и помнят все моменты, когда мама с папой не смогли по каким-то причинам сдержать слово. К примеру, если даете обещание погулять сегодня в парке после сада, обязательно постарайтесь, чтобы прогулка удалась. А если сомневаетесь, то лучше сразу признаться в том, что, скорее всего сегодня не удастся погулять, потому что у вас очень много работы, но вы обязательно отправитесь в парк на выходных.
    • Избегайте общения на повышенных тонах. Представьте себя маленьким ребенком, на которого постоянно гневно кричит взрослый человек, подавляя вашу личность своими нравоучениями и запретами. Постарайтесь наладить отношения в дружеской манере. Поверьте, тихое вежливое обращение, сказанное ласковым голосом, глядя в глаза ребенку будет действеннее, чем громкие выкрикивания из соседней комнаты. Для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет, так же будет полезно добавлять при этом имя дочки или сына, чтобы они понимали, что родитель обращается именно к ним.
    • Подавайте собственный пример уважения. Дети копируют нас во всем. Да и на кого им равняться как ни на родителей. Очень важно быть вежливым не только на улице, но и находясь дома. Проявляйте уважение к старшим, показывайте свою заботу о бабушках и дедушках, не позволяйте себе ругани и грубого общения с супругом, но самое главное будьте вежливым со своими детьми.

    Подводя итоги, следует заметить, что большинство проблем в общении с ребенком, зависит от его окружения, в первую очередь от родителей. И если они подают положительный пример, и всегда правильно выстраивают общение со своими родными и близкими, то и младшее поколение со временем обязательно научится уважать своих родственников и окружающих людей.

    Когда речь идет о воспитании, можно обратить внимание на следующее. Семья обычно делает все возможное для того, чтобы подрастающий малыш научился хорошо ходить, говорить, читать, слушался старших. Но почему-то даже речи не идет о том, чтобы научить ребенка уважать самого себя. А между тем, это, на самом-то деле, более, чем важно. Ведь именно с самых юных лет человек начинает выстраивать свои отношения с миром, и с самим собой – тоже.

    Важно четко понимать, что самоуважение не имеет ничего общего с наглостью, излишним самолюбием. Это – осознание того, что ты важен, ты заслуживаешь хорошего отношения. И человек, который живет с такой установкой на жизнь, никогда не причинит зла другим. Он сможет жить, развивая свои таланты и способности, наслаждаться каждым днем своей жизни. Вот только воспитать такую личность непросто, особенно если учесть, что не все родители выросли в гармоничных семьях. И, соответственно, получается так, что ошибки в воспитании допускаются как бы автоматически. Просто потому, что люди не знают, как надо поступать, как можно сделать правильнее. Ведь одно дело, например, выбирать хорошие товары детям , это совсем несложно и очень приятно. А вот воспитывать малыша – это, на самом деле, очень трудная задача. По крайней мере, если осознаешь степень своей ответственности.

    Что же касается детского самоуважения, то для того, чтобы оно было нормальным, достаточно соблюдать весьма простые правила. Прежде всего, очень важно, чтобы малыш рос в семье с ровными, гармоничными отношениями. Атмосфера родного дома, которая исполнена любви и спокойствия – вот что является важнейшим фактором нормального развития малыша.

    Не стоит забывать и о том, что родители, при всей своей любви к отпрыскам, склонны сравнивать их с другими ребятишками. И если разница не в пользу их ребенка, чувствуют весьма значительное недовольство, упрекают своих малышей. Это очень болезненные моменты. И нередко они остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому, делать это просто недопустимо. Все дети – разные, и это совершенно нормально. Но самый замечательный на свете – родной ребенок, ведь любовь помогает нам видеть его именно таким. Так пусть же малыш чувствует это.

    И самое главное, к ребенку надо относиться с уважением. Всегда. С момента появления на свет, даже более того – с того момента, как стало известно, что будущая мама носит под своим сердцем маленького мальчика или девочку. Это правда, что ничто не проходит бесследно. И каждое наше слово, каждое действие по отношению к ребенку неизбежно оказывает влияние на то, как сложится его судьба, какой будет самооценка. Между прочим, очень жутко, что многие из нас, к сожалению, позволяют себе весьма нелицеприятные высказывания и даже поступки по отношению к своим детям. Самым родным и любимым. А вот с чужими такие люди почему-то ведут себя вполне достойно. Производят прекрасное впечатление. Так вот, ни в коем случае и никогда нельзя так поступать, это просто преступно. Близких людей надо стремиться понимать, относиться к ним бережно. Особенно же к детям.

    Вообще, чтобы помочь ребенку научиться уважать самого себя, надо его любить. Надо позволить ему быть счастливым. И ни в коем случае не портить потаканием и вседозволенностью. С подрастающим человечком надо много разговаривать, быть ему лучшим другом, поддерживать во всем. И слушать свое сердце, которое подскажет выход в любой, даже самой непростой ситуации. Только тогда все получится, главное, чтобы отношения с малышом были преисполнены любовью и настоящей родительской добротой.

    Доводилось ли вам слышать из уст родителей подобные фразы, адресованные ?
    "Сколько можно повторять, ты что - с первого раза не понимаешь"?
    "Я тебе сказала: это был последний раз, когда я повторила, я тебе ещё раз повторяю, что больше повторять не буду"!
    "Ну, неужели мне нужно обязательно наорать на тебя, чтобы ты слушался!? Ты меня вообще не слышишь, что ли"?

    Подобные речи сегодня совсем не редкость . Быть может, вы и сами родитель и замечали такие слова и за собой. Вы требуете, чтобы он перестал носиться по дому, но ребёнок будто не слышит вас, возразить вашему требованию нечего, но ему просто хочется бегать по дому, и он игнорирует ваши слова. Вы говорите, что пора выключать компьютер до тех пор, пока не будет сделана домашняя работа по математике, но в ответ либо молчание (и продолжение стрельбы по монстрам), либо нетерпеливое "Отстань!", а после напоминания через 15 минут возможно даже агрессивное "Ну, щааас, я же сказал!".

    Так вот, считать всё это нормой , и всплеснув руками, пожаловаться на судьбу - вовсе не нормально. Такое поведение сегодня стало совершенно обычным, но это вовсе не норма, это признак того, что как моральный авторитет вы для ребёнка полный ноль, и он выполняет ваши просьбы только в двух случаях:
    1. Они нравятся и выгодны ему самому.
    2. Он боится наказания, которое вы можете ему устроить (отшлёпать, накричать, поставить в угол).

    Полагать второй вариант за действенный воспитательный метод - ошибочно, это крайняя мера, которая никак не делает вас более авторитетным в глазах ребёнка. Вы просто воспользовались властью и физическим превосходством, но вы не стали реальным представителем "легитимной" власти в глазах своего ребёнка. Ваши слова - по-прежнему пустое место, и слушать их нужно только тогда, когда обратное угрожает наказанием.

    Здоровые отношения между ребёнком и родителем выглядят иначе. Ребёнок реагирует на слова мамы и папы всегда, если они обращены к нему. Если ему что-то не нравится, он, конечно, может возражать, но всегда повинуется. Прежде, чем высказывать свои жалобы и возражения, убеждая вас разрешить ему поиграть в мяч в квартире, он сперва останавливает игру и кладёт мяч на место. А когда вы обращаетесь к своему ребёнку по имени, в следующее мгновение вы уже видите его глаза.

    Чтобы наладить такие отношения , браться за этот воспитательный процесс лучше, как можно раньше. При этом, обязательно нужно учитывать, что ребёнок - личность ещё не сформировавшаяся, и не смущаться, что процесс приучения к послушанию на некоторых этапах так сильно смахивает на дрессировку.

    Начните с простых просьб , которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. Сделайте из послушания игру. "Сергей, поймай мячик! Молодец! Покажи, где папа? Умница!". С самого малого возраста нужно закреплять в ребёнке логику "послушание = удовольствие, радость". Ещё раз - не бойтесь, что малыш превратится в дрессированное животное, всё это само "отпадёт", когда он повзрослеет и его разум окрепнет, станет самостоятельным. Пока же очень важно, чтобы он слушался вас беспрекословно.

    Отдельно научите чуть повзрослевшего ребёнка прибегать к вам на первый же ваш зов. Подкреплять такое поведение, опять-таки, нужно положительным стимулом. Иногда это какая-нибудь вкуснятина, иногда просто мамин поцелуй и ласка, но ребёнок должен привыкнуть прибегать к вам с радостью, тогда такое поведение закрепится и в более старшем возрасте.


    Наращивайте требования постепенно, но регулярно. Только усложнение порождает развитие. С взрослением вашего , вам постоянно придётся определять, для каких дел он уже достаточно взрослый, к чему уже готов. Завязать самостоятельно шнурки, вытереть себе нос своим личным платочком, добраться до школы без взрослых, приготовить завтрак себе и родителям, самостоятельно учиться, лишь раз в неделю приходя с отчётом, дневником и новостями школы за неделю. Но не слишком давите, если вы видите, что малыш ещё не справляется с вашими требованиям, сокращайте их. Медленное развитие в этом плане куда предпочтительнее, чем испортившиеся отношение вашего ребёнка к послушанию, как таковому, что может произойти, если попытки следовать вашим требованиям постоянно оборачиваются неудачами.

    Контролируйте выполнение данных вами заданий - всегда. При этом, не вы должны приходить каждые двадцать минут в его комнату и следить, чтобы ребёнок учился, а не зависал в социальных сетях, а сам ответственный молодой человек выполняет все задания и приходит к вам для контрольных вопросов. Приучайте ребёнка, что каждое данной мамой и папой задание стоит того, чтобы сообщить им потом о его выполнении. И не забывайте о похвале. Если вы не будете достаточным образом хвалить вашего ребёнка за послушание, то и ваше недовольство при обратном поведении не будет ничего стоить.

    Необходимо также не давать ребёнку забыть, что он не самый главный в доме. Он должен понимать, что у родителей могут быть дела, куда более важные, чем игры с ним. Если отец занят у себя в кабинете, его нельзя тревожить, если мать собирает вещи для поездки или заполняет бумаги, то она не будет с ним играть, и не будет реагировать на нытьё.

    Ну, и последнее (отнюдь не по значимости) - не девальвируйте собственных угроз. Иногда ребёнок всё равно не будет слушаться, и воспитание будет проигрывать природе. Будьте уверены в таком случае, что ваше мягкосердечие не испортит характер ребёнка. Если вы пообещали лишить его компьютера на неделю за отвратительное поведение, то придерживаться своего ультиматума придётся в полной строгости, хотя и очевидно, что вы помиритесь уже не следующий день.

    Не переживайте, вам не придётся думать , когда пора заканчивать с такой политикой отношений с ребёнком. В 12-13 лет он сам начнёт выходить из-под вашего крыла, начнётся битва авторитетов. Но она пройдёт безболезненно (относительно), если к тому моменту ребёнок будет уже научен слушаться вас, и вы будете реальным авторитетом для него (а не просто носителем ремня), тогда со временем он сможет стать вашим другом, а не подопечным и подчинённым.