Когда появились тату. Татуировка

Все, что связано с человеком, будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого сообщества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности высшего творения природы - человека, могут быть понятны только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения отдельных представителей человеческой расы или целых регионов.

Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности - к искусству украшения человека. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами - украсить себя. И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами - обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов - татуирование тела. Проникнуть в тайну татуировки, впрочем, как и в другие тайны человеческой цивилизации, помогает история - великая наука, дающая нам в полной мере осознать кто мы, почему мы такие, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.

Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен заро­ждения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперирова­ли уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добыва­ния красок искали главным образом охру, кото­рая, между прочим, применялась и при создании знаменитых франко-кантабрийских пещерных наскальных рисунков. Тела размале­вывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания обществен­ного положения и ранга, а также в культовых целях.

Однако эта живопись была непрочной. По­этому возникла потребность в способе, позво­ляющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка руб­цами, которая и поныне применяется у отдель­ных темнокожих племен на островах Океании.

Мотивы, которыми человек руководствовал­ся, татуируя свое тело, были весьма разнообраз­ны. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о «национальном» отличии не может быть и речи. Так, например, племя моту в Новой Гвинее то татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австра­лийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка.

И все-таки самым важным мотивом остава­лось и остается желание человека украсить себя. Это подтверждает песнь, которую пели при выполнении татуировки в Полинезии:

"...Пусть каждая линия будет проведена

На теле великого, богатого мужа,

Пусть фигуры будут красивы!

А на теле мужа, который ничего

не может заплатить,

Проведи линии и кривые, и не замыкай их!.."

Таким образом, богатые и знатные татуиро­ваны лучше и обильнее, чем бедные. Рабы же и вовсе были лишены этой чести.

С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно от­ступали на задний план, и в тех местах, где еще. сохранялся обычай татуировать свое тело, татуи­ровка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изо­бражали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от, угла рта к уху через щеку изображение трубки.

Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток.

Совсем недалеко от нас то время, когда тун­гусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Те­перь она исчезла совершенно.

У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали се­бе даже язык.

В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами.

На центральных островах Полинезии сущест­вовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного.

У ряда африканских племен супруги получа­ют татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на чис­ло ее детей.

В Калифорнии (у кароков и патават) выводи­ли на щеках узор пера, и весь живот покрывали изображением дерева. По рисунку и цвету татуи­ровки на теле туземцев, а также по ее месторас­положению можно было определить статус данного лица в племени. Американские индей­цы наносили на свое тело боевой раскрас во время враждебных отношений с другими племе­нами. Различие лишь в том, что яркий раскрас наносился на некоторое время, тогда как татуи­ровка - на всю жизнь.

О древности обычая украшать свое тело раз­личными рисунками свидетельствуют как пись­менные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интерес­ным краткий исторический «экскурс", проведен­ный известным археологом С. И. Руденко в работе «Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет.

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообще­нию Геродота, у фракиян "порезы на коже озна­чали благородное происхождение; не имеющий их - не благороден». Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разри­сованы, а передняя часть тела татуирована цве­тами». По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы «разрисовывали свои лица и тела бо­лее или менее, смотря по степени благородства». Позже этот обычай отмечен у динлинов и у на­следовавших им кыргызов, у которых татуиров­ка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для кон­спиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Ариста­ гору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сде­лать это безопасно только следующим обра­зом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал воло­сам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поруче­нием: по прибытии на место предложить Ари­стагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмуще­нию».

Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые" указания. По сообщению Гиппократа, «вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергич­нее». О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы» в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на тепе после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличие татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний Мела пишет, что они «разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно», а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, «даки и сарматы мужчины расписывали себе тело».

Прекрасным подтверждением этого является татуировка вождя одного из алтайских племен - саков, по образу жизни и культуре родственных скифским племенам, обитавшим в Северном Причерноморье. Она была обнаружена на теле вождя, погребенного в одном из Пазырыкских курганов, в процессе археологических раскопок в 1948 году.

Татуировка эта сохранилась не целиком.

Плохо сохранилась татуировка, особенно в ле­вой ее части, на груди мужчины, захороненного в одном из курганов. Здесь кожа и мышечная ткань были разрушены. Между тем здесь, над сердцем. была изображена передняя часть туловища, точ­нее, голова львиного грифона или какого-то дру­гого фантастического зверя. Туловище зверя проходило под левой рукой мужчины, а над левой лопаткой была изображена задняя его половина с длинным, приподнятым кверху и спирально за­вившимся хвостом со змеиной или птичьей голов­кой на конце (рис. 1, 2). Хотя передняя часть и голова зверя не сохранились, а передние лапы сильно деформированы, о голове можно соста­вить представление по аналогичным изображе­ниям на правой руке или на правой ноге внизу. Особенно хорошо, за исключением участка на плече, сохранилась татуировка правой руки, по­крывающая ее полностью, начиная от плеча до кисти. В развернутом виде эта татуировка пред­ставлена на рис. 5. Внизу изображение кулана или осла с вывернутым задом; на одном с ним уровне изображение фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом; выше - горный ба­ран с вывернутым задом, затем в той же позе олень с орлиным клювом, длинными рогами, от­ростки которых заканчиваются птичьими голов­ками, птичьи же головки изображены вдоль по шее и на конце длинного хвоста; над оленем снова изображение клыкастого хищника, но уже не крылатого, а подобного тому, который изобра­жен на левом боку; наконец, на плече опять изо­бражение оленя с вывернутым задом, рогами с птичьими головами и длинным хвостом, на конце которого такая же птичья головка.

Татуировка на левой руке сохранилась хуже (рис. 4) и, насколько удалось установить, со­стояла из трех самостоятельных изображений, которые представляют собой фигуры двух оле­ней и одного горного барана, с подогнутыми в прыжке передними ногами, вывернутым задом и приподнятыми кверху задними ногами. Самое интересное и лучше других сохранившееся - среднее изображение оленя.

Основное изображение на правой наружной стороне голени, от коленной чашечки до щико­лотки, - рыба. Ниже рыбы, на стопе, - изобра­жение фантастического клыкастого и рогатого, с кошачьим хвостом, зверя; на шее этого живот­ного три птичьих головки. Обращают на себя внимание шарики, как бы вылетающие изо рта этого зверя. Скорее всего, эти кружки татуиров­ки не имеют непосредственного отношения к изображению зверя. Подобные кружки - одним длинным и другим коротким рядами - татуиро­ваны на спине, по обеим сторонам позвоночни­ка до поясницы (рис. 2). И те и другие нанесены, вероятно, с медицинскими цепями, как утоляю­щие местные боли того или иного происхожде­ния. Такое назначение татуировки хорошо известно этнографам, изучающим сибирские на­родности, в частности - хантов и эскимосов. С внутренней стороны ноги, вдоль голени, парал­лельно изображению рыбы, изображены в ряд четыре мчащихся горных барана или козла с вы­тянутыми ногами. Фигуры этих баранов ногами касаются друг друга и представляют собой еди­ную динамичную композицию. Выше этой груп­пы имелось еще одно недостаточно выясненное изображение присевшего рогатого и крылатого зверя с длинным хвостом, заканчивающимся птичьей головкой.

Описанная татуировка могла быть выполнена либо прошиванием кожи, либо нанесением уко­лов с введением глубоко под кожу черного кра­сящего вещества, по всей вероятности сажи. Прием накалывания более вероятен, чем прошивания, хотя алтайцы в это время имели тончай­шие иглы и нитки, с помощью которых могли пользоваться и последним приемом. Значитель­ная глубина проникновения красящего вещест­ва в тело позволяет думать, что татуировка была выполнена не прошиванием кожи, а путем нако­лов. Несомненно также, что она производилась задолго до смерти этого престарелого вождя, возможно, еще в молодости. Дело в том, что он был тучным, с сильно развитой подкожной жи­ровой клетчаткой. Обильный слой жира, непо­средственно залегающий под кожей, не был окрашен, между тем мышцы под ним, на участ­ках непосредственно под татуировкой, были ин­тенсивно окрашены в черный цвет. Во время татуировки вождь если и не был худ, то во вся­ком случае был не так тучен, как перед смертью.

При жизни человека татуировка, выполнен­ная сажей или черной краской, как и всегда, на белой коже имела голубой, синеватый цвет, а на смуглой коже - темно-синий. В момент от­крытия тела при раскопках она была почти чер­ного цвета на коричневом фоне кожи.

Анализ сохранившихся изображений на теле вождя позволяет сделать некоторые выводы о назначении татуировки.

Вероятнее всего, она отмечала знатное про­исхождение вождя или его мужество, а может быть, и то и другое вместе. С другой стороны, не случайно изображение на груди в области серд­ца львиной или грифоновой головы - основной фигуры во всей татуировке. Кроме того, боль­шинство остальных изображений - звери фан­тастические, концентрирующие в себе признаки тигра, оленя и орла, змеи. Все эти изображения могли иметь какое-то магическое назначение, пока еще неясное. Однако наряду с этими изо­бражениями, наличие в татуировке ряда бегу­щих горных баранов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского об­щества татуировке могло придаваться уже и чис­то декоративное назначение.

Таким образом, помимо украшений, которые надевали в уши, на руки, возможно, на ноги, у древних племен практиковалась и татуировка тела.

Площадь покрытого татуировкой человеческо­го тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желаний и возможностей субъекта.

Так, например, некоторые полинезийцы умуд­рялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление оде­тых, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства.

Новозеландские маори, высокоразвитая спо­собность которых к орнаменту выражается так­же и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, стро­го соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считались знаками благород­ного происхождения и высокого социального по­ложения.

Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше (например, длинная родословная) могло быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в обществен­ном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта.

Так, однажды один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако, когда портрет показа­ли самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот во­прос как шутку, но маори взял кисть и нарисо­вал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он за­кончил, то стал поучать европейца: «Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна».

В Европе во времена галерного рабства, что­бы легче было поймать сбежавшего галерника, ему клеймили каленым железом плечо или голо­ву. Почти два тысячелетия спустя, этот обычай возродился среди корабельных экипажей. С той лишь разницей, что люди подвергали себя этой пытке добровольно, а рисунки на коже делались для обозначения их профессии.

Поначалу не каждому европейскому матросу хотелось оставлять у себя на коже сувенир из Юж­ных морей в виде татуировки. Одним казалось это чересчур болезненным, другие опасались, что в случае их розыска полицией татуировка могла их выдать.

Вскоре рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело дошло до того, что без татуировки на матроса смотрели как на неполноценного. Для это­го уже не надо было плавать в Южные моря. Те­перь в любом европейском или американском порту имелись специалисты по нанесению рисун­ков на тело.

Рядом с именами своих девушек матросы лю­били накалывать распятие. Считалось, что то­гда в море с ними ничего не случится.

Огромным спросом пользовалась роза, кото­рую считали символом любви. Очень популярно было и сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец. Нельзя не упомянуть также о матросе, целующем развевающееся знамя и неж­но обнимающем девушку. Эти сцены олицетво­ряли расставание и встречу.

Отливающие синевой женщины, изображен­ные на бедре, руке или груди морского бродяги, почти всегда были обнаженными. К немногим полностью одетым идолам морской татуировки относится маленькая морячка, изображенная вместе с трехмачтовиком на заднем плане и из­речением "Fare well!» - «Счастливого пути!». Чтобы выставить это напутствие напоказ, мат­росские блузы шились с вырезом, доходящим почти до пояса. С тех пор, как человечество на­чало подвергать себя опасностям на море и в чу­жих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи - Фортуны. Подобными символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин. Встречались матросы, которые умудрялись выкалывать якорь даже на лысине.

Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае ко­раблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробо­вать мизинец на его ноге. Устрашающее дейст­вие должны были оказывать и змеи.

Таким образом, татуирование тела имеет давнюю и интересную историю, которую каж­дый может изучить, листая труды всемирно из­вестных ученых - историков, археологов, этнографов и блестящих популяризаторов исто­рии человечества.

Британский биолог и естествоиспытатель Чарльз Дарвин однажды заметил про татуировки: «Нет ни одной нации на земле, которая не знала бы этого явления». Татуировки были присущи человечеству с давних пор даже в самых удаленных уголках земного шара.

Историю татуировок можно проследить по всему миру: татуировки на телах мумий, сохранявшиеся на протяжении тысяч лет, были обнаружены в Египте, Ливии, Южной Америке, Китае и России . Даже 5000-летний труп «снежного человека» эпохи неолита, найденный замерзшим в итальянских Альпах в 1991 году, имел татуировки! Использовавшиеся вначале как камуфляж для охоты, татуировки стали культурной нормой для племен Полинезии, Борнео, островов в Тихом океане, и Самоа. Самыми известными из них являются раскраски Моко (татуировки, выгравированные на лицах) племени Маори в Новой Зеландии. Китай, Россия, Индия и Япония также имеют богатую историю татуировок .
Слово «татуировк а» впервые появилось в Вебстерском словаре в 1777 году. Хотя происхождение слова не совсем ясно, большинство историков ссылаются на капитана Джеймса Кука , который привез его в Европу из экспедиции в южную часть Тихого океана в 1769 году. Он рассказал о раскраске некоторых племен островов Таити. Они называли свою раскраску словом «tatau », что в переводе означает «знак» (хотя первоначально Кук четко писал его как «tattaw»).

Скорее всего, наше современное слово «татуировка » происходит от него, хотя практика нанесения на тело раскраски существовала на протяжении тысяч лет — и, без сомнения, у нее десятки названий в разных странах мира. Еще одно слово, существующее сегодня, пришло к нам из Древней Греции. В Древней Греции рабам ставили особый знак, похожий на татуировку, — «клеймо». Сегодня слово «клеймо» имеет негативные ассоциации, нередко связанные с физическими чертами, например, инвалидностью, болезнью, увечьями. Но иногда оно обозначает… татуировки!

Новейшая история татуировок

До недавнего времени, прежде чем появился «бум» татуировок и всплеск их популярности в западном обществе, многие люди считали, что татуировки были знаком принадлежности к низшим классам и социальным изгоям, таким как проститутки, байкеры, и бывшие зэков.

Но они, вероятно, не понимают, что на самом деле, на рубеже веков татуировки были знаком принадлежности к членам королевской семьи (в Британии) и высшего общества. В конце 1800-х и начале 1900-х годов татуировки были у внуков королевы Виктории (принца Джорджа и принца Альберта), у Уинстона Черчилля (и его матери!), у президента Франклина Делано Рузвельта, а также у членов семьи богача Вандербильта.

Примерно в середине 1900-х годов татуировки перестали пользоваться популярностью в среде высшего общества. Однако, практика нанесения тату осталась существовать на западе среди моряков, которые использовали их, чтобы отметить значительные достижения в своих путешествиях (например, после того, как пройдено 5000 морских миль, моряк мог нанести тату с изображением синей птицы или воробья).

Конечно, после долгого времени, проведенного в море без алкоголя и женщин моряки, прибывающие в порт, искали, где бы им «выпить, покутить и стать татуированным» (см. книгу мадам Шиншиллы «stewed, screwed, and tattooed»). Без сомнения, такие дерзкие девизы способствовали появлению «дурной славы» татуировок, которая существовала с конца 1940-х.
Медленно, общественный интерес к татуировкам стал проявляться в течение последних 50-ти лет . Первые рок-звезды, такие как Дженис Джоплин показали, что татуированный человек может быть одновременно и «бунтарем», и «популярным». В настоящее время, татуировки весьма распространены среди рок-звезд и элиты Голливуда.

И в самом деле, в результате исследования, проведенного в 2002 году Винсом Хэмингсоном, выявилось, что примерно половина из топ-100 самых сексуальных женщин имеют на теле татуировки . В этот список вошли Бритни Спирс, Холли Берри, Алисса Милано, Джессика Альба, Сара Мишель Геллар, Кармен Электра, Шарлиз Терон, Кристина Агиллера, Люси Лью, Бейонсе Ноулз, Ребекка Ромин, Джанет Джексон, Сандра Баллок, Джулия Робертс, Мэнди Мур, Дрю Бэрримор, Пенелопа Крус, Мэг Райан, Пинк, Кейт Хадсон, Келли Рипа … и, возможно, самая известная в мире женщина с татуировками — Анджелина Джоли .

То, что считалось ранее бунтарским теперь становится массовым. Как говорит Дарфи: «Сегодня люди больше проявляют интерес к татуировкам, выраженный в стремлении обратить внимание на свое тело посредством различных форм его украшений (бодиарт), разработки квалифицированного дизайна, а в духовном смысле – придать особый символический смысл посредством удивительной художественной формы».

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.


История татуировки началась давно, но искусство татуировок живет по сей день. А само искусство татуировки насчитывает около шести тысяч лет, уходя корнями в глубь тысячелетий. Конечно, задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Впрочем, этот вид искусства является частью общемировой культуры. Значит Татуировка была представлена практически во всех племенах и народах на пяти континентах. Возможно, этот факт подтверждают археологические раскопки.

Не так давно в Альпах был обнаружен - человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Кроме того, Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени. Это довольно интересный факт, который является свидетельством того, что включает в себя много интересного и фантастического.

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. Казалось, В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". Разумеется, на каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. Как видим, история татуировок еще и многогранная. А вот в книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Во всяком случае они нанесены на кожу египетских мумий. Быть может разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов. А этот факт, который повествует , говорит о том, что и представительницы прекрасного пола любили оригинально украсить свое тело .

Кто любил татуировки

Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Наконец, татуировались все, а именно:

Племена Европы и Азии;

Индейцы Северной и Южной Америки;

Жители Океании.

Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок . Кажется, едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти. Бдагодаря таким сведениям, которые включает в себя история татуировок , становится понятным, почему татуировки актуальны в наше время.

Лицо - востребованная часть тела для тату

Лицо - всегда на виду. Поэтому и сегодня у многих народов лицо украшается в первую очередь. Надеюсь Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Таким образом, эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. Так вот, образцы Моко так индивидуальны, что зачастую используются в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. Кстати, еще в начале прошлого века, продавая свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами, связана она и с так называемыми "переходными" обрядами.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Например, наносились девушкам до замужества. Пожалуй, самым распространенным мотивом татуировки была Y-образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым божественным отношением к нему. Заметно, что история татуировок многое связывала с животными.

У представителей финно-угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Вероятно, Тату здесь было исключительно женским искусством. Говорят, Татуировка всегда оставалась тайной женщины. В конце концов, они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

В древней Европе античные татуировки были во всеобщем употреблении у греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения античных татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. В общем эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия татуировки в средневековой Европе со стороны церкви (в первую очередь, католической), татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног. Наверное, его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой: сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. К счастью, отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. История татуировки не умалчивает и о происхождении слова. Так вот, именно Куку Европа обязана самим словом "tattoo", означающим «рисунок», «знак» в переводе с таитянского.

Тату в Европе

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. Видимо вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". Действительно, к концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия современная татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. По-видимому В 1891 году американец Самюэль О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. С другой стороны современная татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Что касается самих изображений, то история татуировки глаголит о том, что рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Напротив, всю первую половину XX века и Европа, и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых картинок.

В двадцатом веке современная татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве началась в 50-60-е годы. Оказалось, что образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. Ну что ж, с тех пор современная татуировка занимает достойное место среди других видов искусств. Это положительный факт, который несет в себе история татуировок , им даже можно "гордиться".

В 1960 годы клиентами салонов тату стали деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. А теперь молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Естественно, индустрия заработала в полную силу. Стало быть, стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970-х годов началась организация конвенций-фестивалей современной татуировки, ставших логическим следствием развития культуры тату. В сущности Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году. И, все же, уже больше 30 лет конвенции проводятся несколько раз в год в различных городах Европы и Америки.

Современная татуировка

Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессоры университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Несомненно, мужчины считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Следовательно, одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. И действительно, интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Это:

Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер;

Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк;

Принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови.

Они охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов. Как видим, история татуировки несла в себе много интересных фактов, связанных со знаменитыми людьми и наверняка будет еще связана не с одним поколением.

Татуировка в России в конце-19-начале 20 веков являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Видите ли известно, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. По крайней мере татуирован был и Великий князь Михаил Александрович. Оказывается, мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы (история татуировок не может умолчать данные интересные сведения). Тем не менее, уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки, развитие искусства набирает обороты. Но дальнейшее развитие татуировки, как вида искусства, прекратилось после Октябрьской революции. Собственно Тату сразу попадает в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царского режима».

В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. И в самом деле, известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-39 г.г. Между прочим в последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Наоборот, возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. Мало того, с войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой.

История татуировки времен СССР повествует о том, что в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Короче, появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. По правде говоря, центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. А, кроме того, в конце 1980-х начале 1990-х происходит активный культурный обмен между Россией и западом. Одним словом люди, получая адекватную, а не искаженную советской пропагандой информацию, осознают, что татуировка - это не признак тюремщины, а вид искусства.

На территории бывшего СССР проводятся первые тату-конвенции (фестивали), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. да-да, история татуировки не обходится и без массовых мероприятий. Судя по всему это приносит свои плоды - общественное мнение по отношению к татуировке меняется.

В наши дни центром тату-индустрии в России по праву является Петербург. К тому же, с 8 по 10 июня на малой арене СК «Юбилейный» пройдет пятый по счету Санкт-Петербургский Фестиваль Татуировки и Боди-арта , в котором примут участие лучшие мастера из России и других стран мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Не правда ли цель мероприятия - не только популяризация татуировки, но и возрождение в России искусства с многовековой историей.

Увлечение татуировкой, если это так можно назвать, завоевывает все новых и новых последователей. Летом, когда все стремятся одеться максимально открыто, легко заметить – разрисованных тел становится все больше и больше. Это весьма удивительно, учитывая особенности нашего времени.


Сейчас все переменчиво, как никогда в истории, люди быстро устают от чего-то, желают новенького и вообще все находится в постоянном движении – мы постоянно желаем новых приобретений, новых впечатлений, нового опыта. Но с татуировкой напротив, она статична. Заполучив рисунок на тело, мы не сможем легко изменить сюжет или избавиться от тату вообще. Почему же тогда татуировка популярна?


Самое главное, популярность татуировок растет во всех слоях населения, даже в самых культурных и обеспеченных! Раньше татуировки носили уголовники и различная шпана, а сейчас образованные и культурные люди. Давайте заглянем в историю татуировки и попробуем разобраться.



Слово «татуировка» имеет свои корни в полинезийских языках и означает «сделанное по всем правилам». А возможно, это слово произошло от использовавшегося на острове Таити слова «татау» – «ударять».


Для древних индейцев татуировка имела сакральное значение, помогала демонстрировать свой статус и заслуги, а так же являлась частью многих ритуалов, в том числе и магических. Индейцы рисовали на теле необходимый узор, а затем брали острый акулий зуб и с помощью молоточка превращали рисунок в татуировку.


При этом индейцы, как и многие другие народы, свято верили в символизм и значение татуировки, они не рисовали на себе, что попало, а лишь те рисунки, которые могли помочь им в жизни, изменить жизнь к лучшему.



Несмотря на то, что древние люди были примитивны, не имели интернета для общения и не могли свободно и массово пересекать моря и океаны, татуировка присутствовала в разных уголках планеты - в племенах, которые никак не могли встречаться.



Кожа древней мумии со следами татуировки


Народ нага из джунглей Индонезии мало с кем общался, но и у них были татуировки.


Они делали татуировку воинам племени – она свидетельствовала об их силе и достижениях. Секреты значения татуировок передавались из поколения в поколение, а делать их могли только жены старейшин племени. Каждый раз после удачной охоты воину наносилась очередная татуировка, и чем больше добычи брал воин, тем больше татуировок покрывало его тело.


Но не только воины и охотники украшали себя рисунками. Татуировка находила себе место даже на теле девочек, которым после первых месячных наносили несколько поперечных полосок на подбородке и загадочный орнамент па лбу. Эти знаки якобы оберегали девочку от злых духов. А после замужества женщинам из племени нага делались наколки на плечах.



Интересно, кто мог надоумить людей, что татуировка может иметь какое-то влияние на духов? Может быть, сами духи таким образом насмехались и глумились над примитивными людьми?



Женщины и девушки Древнего Египта жили в более развитом обществе, нежели племена в джунглях, но и они тоже украшали себя татуировкам. Еще за 3000 лет до нашей эры египетские женщины знали тату! Зачем им это было нужно?


По мнению египетских жрецов, татуировки помогали женщинам в беременности и родах, укрепляли здоровье. Жрецы общались с духами, от которых они скорее всего и получили знания о татуировках.





Фото сверху и снизу – татуировки Алтайской Принцессы


На территории современной России в Алтае в необычной гробнице под глыбой льда обнаружили захоронение. Ее назвали Принцесса Укока – Алтайская Принцесса. Мумия принцессы сохранила татуировки до наших дней.


Помимо принцессы были и другие находки, которые указывают на любовь скифов к татуировке. На эту тему писал Геродот. По его мнению, у скифов и фракийцев ритуал нанесения татуировки проводился только для . Если нет татуировки – перед вами человек из низшего сословия.


В Новой Зеландии искусством татуировки прославились маори. Каждый рисунок был индивидуальным, как бы личным кодом человека, он подчеркивал знатность человека, древность его рода и особые заслуги. Женщинам-маори проводили специальные ритуалы по нанесению татуировок вокруг рта, по их верованиям, они на долгие годы сохраняли молодость и красоту.



Мумии со следами татуировок находили в самых разных уголках Земли, о татуировках свидетельствуют также статуэтки и различные изображения людей.


Почему древние люди из разных концов земли делали татуировки, как они додумались до этого, ведь они не имели прямого общения и не передавали знания? На этот счет может существовать множество теорий, но если глубоко вдуматься, можно понять – желание сделать татуировку нашим предкам нашептывали разные духи, с которыми общались их шаманы и жрецы.


Современные люди зачастую не верят в духов, сейчас почти не осталось шаманов, а жрецы встречаются лишь на страницах книжек, но это не значит, что духи исчезли и перестали нашептывать нам разные желания.





Фото сверху – Алтайская Принцесса и ее татуировка
Фото снизу современная копия



Всматриваясь в историю, можно заметить, что татуировки обильно покрывали тела людей до прихода христианства. Когда христианство утвердилось, татуировка потеряла популярность, а нынешний рост популярности татуировки наглядно показывает утрату влияния христианства на сознание людей. В общем, люди возвращаются к дохристианским истокам, возрождаются языческие религии и многое другое, что в христианский период было немыслимо.



Есть и иные причины. Как мы уже говорили – современный мир переменчив, и мы всё время хотим чего-то новенького, но вместе с этим хочется чего-то постоянного, что не смогут отнять налоги и кризисы. Этим постоянным для некоторых людей становится татуировка.


В обществе, живущем по принципу «использовал и выбросил», люди начинают наносить на собственное тело несмываемые рисунки и символы, ведь это сопровождает их до самой смерти. Тату единственный пожизненный капитал, который до самого конца у них никто не сможет отнять!


Помимо этого татуировка дает возможность выделиться и заявить о собственной уникальности. Тату для некоторых демонстрирует уверенность в себе, яркую индивидуальность и некую крутизну.





Привлекают взгляды к определенным частям тела и призваны усилить их привлекательность и сексуальность, что сейчас очень важно, ведь вокруг масса соблазнительных девушек и надо как-то выделиться среди соперниц.


Посему в понимании определенных людей татуировка на самом деле становится капиталом и даже инвестицией в себя, в свою жизнь.


Хотя по правде татуировка весьма сомнительный капитал, но зато ее легко нанести и легко демонстрировать. Знания тоже капитал на всю жизнь, знания и образование не могут отнять кризисы, но знания намного сложнее приобрести.


Теперь мы знаем историю татуировки и можем понять причины популярности.