Невеста сидит. Рассадка гостей на свадьбе: что за загадочные буквы Т, П, Ш? Свадебные приметы, связанные с цветом платья невесты

Правила поведения для молодожёнов и их родителей не сильно отличаются от общих правил, но есть некоторые особенности, присущие именно этому торжественному моменту.

Итак, во-первых, пригласительные открытки обязательно должны содержать имя гостя, дату, время и место бракосочетания. Если что-то в приглашении указано не было, то следует обязательно письменно прямо в них или устно указать, что эта информация будет сообщено дополнительно и обязательно уточнить, каким способом.

Отметив роспись бокалом шампанского, свадебный кортеж отправляется на по городу, фотографироваться и «нагуливать» аппетит перед . Длиться она должна не более трех часов, чтобы не утомить гостей, да самих молодоженов.

И, наконец, по окончании банкета молодые обязательно должны поблагодарить всех гостей за то, что они пришли на свадьбу, и за . Кроме того, желательно в течение всего дня молодожёнам подойти и поблагодарить за присутствие в этот судьбоносный для них день каждого гостя. Этим будет не только соблюдён этикет, но и оказана честь гостям.

И помните, все правила этикета написаны практикой и удобством и логично объяснимы. Поэтому в любой ситуации нужно руководствоваться разумом и принятой в обществе культурой поведения.

В прошлой программе мы начали говорить о подготовке к свадьбе, приданом, о роли свидетеля и свидетельницы. Давайте продолжим наш разговор о том, какие еще люди играли важную роль на свадьбе, и почему важно о них знать.

Вы правильно сказали о роли, потому что когда мы с вами говорим о свадьбе, предлагаем глагол "играть". Свадьбу играли как спектакль, где у каждого была своя роль, и рамки этой роли были четко понятны и определены.

Мы говорили о том, что самыми близкими к жениху и невесте людьми были шафер и шаферка, которых сегодня называют почетными свидетелями.

Кто же является главным действующим лицом на свадьбе?

Самыми главными на свадьбе, разумеется, были жених и невеста. Вторыми по степени важности были шафер и шаферка. Мы говорили о том, что это должны были быть молодые, неженатые люди, не имеющие детей, и самое главное – эти люди должны были играть эту роль один раз, чтобы не остаться одинокими в жизни.

Необходимо понять, с какой стороны от жениха и невесты располагаются их друг и подруга.

Мы сейчас говорим о свадьбе в загсе, церкви или костеле, или мы говорим о рассадке за столом на банкете?

Надо понять, что ситуация стабильности не должна меняться. Мы обязаны уважать и почитать христианские и народные традиции, поэтому нужно поговорить о символике правого и левого в народной культуре.

Я хочу задать вопрос, с какой ноги вы сегодня встали утром?

Я встаю с правой ноги, потому что сплю справа.

Это общепринятое выражение. Когда мы видим несколько грубоватого, хамоватого человека, говорим: "Ты сегодня не с той ноги встал". Значит, есть нога, с которой нужно встать, чтобы человек был в нормальном расположении духа, чтобы он ни с кем не ругался.

Еще одна ситуация: вы едете на экскурсию, остановились на красивой опушке, и водитель говорит сакраментальную фразу: "Мальчики налево, девочки направо".

Женщина женщине жалуется в разговоре: "Наверное, мой муж пошел налево". Отсюда можно выстроить логическую цепочку о том, что поход налево означает поход к женщине.

Я бы сказала, что он означает что-то плохое.

Означает как раз поход к другой женщине. Поэтому мы уже чувствуем, что левая половина, левая часть, то, что промаркировано словом "лево", всегда принадлежало женщине. Все то, что было справа, принадлежало мужчине.

У нас есть мужская и женская одежда, и мы знаем, что пуговицы на женском пиджаке будут пришиты на левой планке, а у мужчины – на правой.

Это верно. Но почему женщина ассоциируется с левым, то есть, с чем-то плохим, с плохой стороной?

Я бы не сказала, что это плохое. Это всего лишь раздел нашего пространства на правую и левую часть.

Давайте зайдем в традиционную белорусскую хату. Напротив порога располагается красный угол, и пространство дома делится по диагонали. Левая половина будет обязательно с печкой, и там работает женщина, готовит завтраки и обеды. Правая сторона была отдана мужчине.

Давайте посмотрим на церковный календарь, на праздники, которые связаны с почитанием Девы Марии и Иисуса Христа. Если мы условно представим себе годичный круг и будем по контуру ставить праздники, то увидим, что Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Пасха, Вознесение, то есть, праздники, связанные с мужчиной, располагаются на правой половине круга. Все праздники, связанные с Девой Марией, будут на левой половине круга.


Если мы зайдем в церковь, то увидим, что образ Девы Марии располагается слева от алтаря, а образ Иисуса Христа – справа от него. Когда в храм войдет пара для того, чтобы повенчаться, то женщина будет стоять на левой половине храма, ближе к образу Деву Марии, жених – на правой половине, ближе к образу Иисуса Христа.

Почему важно это соблюдать? Почему невеста должна стоять слева от жениха?

Почему мы должны переходить дорогу на зеленый свет светофора? Есть определенные правила, которые никто не будет нарушать – в этом просто нет смысла. Мы люди православные, право-славные, будем осенять себя крестом справа налево. У католиков все наоборот: они осеняют себя крестом слева направо.

То есть, это вопрос веры?

Конечно. В рамках нашей программы невозможно понять все каноны церкви, все каноны народной традиции. Мы говорим о том, что уважаем и одну, и вторую, и третью традицию. В нашей стране очень много мусульман, и мы уважаем эти традиции: мы не придем в их священное место, и не будем там наводить порядки. Мы будем их просто уважать.

Поэтому в православном храме все располагается именно так. Крест, которым мы себя осеняем, совершаем именно так. Люди, исповедующие православие, надевают обручальные кольца на правый безымянный палец.

Почему сегодня в загсах невеста стоит справа от жениха?

Необходимо понять символику правого и левого. В дохристианское время одним из божеств у славян был бог Правь. И все однокоренные слова – "правда, управдом, правдивый, правильный" – происходят от имени бога Правь, бога истины. К нему приходили люди для того, чтобы их рассудили, кто прав, кто виноват. Отсюда и пошла та ветвь христианства, которая была основана в Византии и получила название "православие".

Свадьба продолжает традиции, поэтому жених, глава семейства, ставил невесту подле себя с левой стороны для того, чтобы правая его рука была свободна для принятия самых важных решений, которые могут принимать только мужчины. Женщина, которая выходила замуж, бралась за его левую руку, становилась слева от него.

Шафер и шаферка становились рядом: шаферка – со своей подругой, точно так же, с левой стороны, а шафер, друг жениха, мужчина, становился с правой стороны, рядом с женихом.

Давайте предложим нашим слушателям поставить эксперимент. В любой большой праздник зайдите в храм, и вы увидите, что женщины концентрируются на левой половине православного храма, а мужчины – на правой половине.

Я довольно часто общаюсь с работниками загсов и несколько раз задавала им вопрос о том, почему современные невесты стоят справа от жениха. Чаще всего люди пожимают плечами и не отвечают на него. Иногда я слышу такое: "В загсе невеста стоит справа, мы зарегистрируем брак, а потом поставим наоборот". Невесту гоняют то направо, то налево. Мне кажется, встать надо так, как положено по традиции. Если пуговицы у женщины застегиваются на левой половине, значит, и около жениха, около мужчины нужно встать с левой стороны.

Почему работники белорусских загсов не знают об этих традициях? Ведь они являются основополагающим звеном начала семейной жизни.

К сожалению, за время советской власти мы много чего забыли. Что-то сохранялось, собиралось по крупицам, и, может быть, то, что мы сегодня с вами пытаемся вспоминать традиции наших предков, пытаемся возвращать их в нашу жизнь – это уже хорошо.

Мало того: мы придем за праздничный стол, и наши жених с невестой сядут точно так же, как мы и говорили, и со стороны невесты сядет вся ее родня, а со стороны жениха рассядутся все его гости. Это замечательно: два крыла, два рода объединились, и каждый займет свое положение.

Как вы относитесь к тому, что сегодня рядом с невестой сидит шафер, свидетель, а свидетельница садится рядом с женихом?

Молодежная аудитория отвечает так: шафер охраняет невесту. От кого, от жениха? Ну хорошо, какую-то роль шаферу на свадьбе мы нашли. Что тогда делает шаферка со стороны жениха? Получается, "поход налево" делается законным прямо на самой свадьбе. Возле жениха должен сидеть мужчина, шафер, закрывающий собой всю эту пару.

Свадьба – это очень сакральное, священное время, которая закладывает фундамент будущей жизни молодых. И чем больше таких нюансов мы будем вспоминать, чем правильнее и грамотнее будем выстилать периночку, согласно традиций общеизвестных и тех, которые есть конкретно в данной местности, – это будет только замечательно.

Чем должно сопровождаться действие рассадки за столом?

Конечно же, за свадебный стол первыми заводили невесту и жениха. Невеста, которая готовилась выйти замуж, ткала около сорока рушников, и каждый из них имел свое значение. Отец брал не очень длинный, не очень широкий рушник, связывал руки жениху и невесте, и красиво заводил и усаживал их на свое место. Это была, как правило, лавка, укрытая кожухом, перевязанная красной лентой для того, чтобы в семье был достаток и дети. Потом садились все остальные. Последними за стол садились люди самого старшего возраста – они замыкали собой свадебный стол.

Давайте вернемся к важным свадебным ролям. Кто такие посаженные родители и какова была их роль?

Если случалось так, что мама овдовела или родители были в разводе, то такая мама участвовать в свадебных обрядах не могла. Сегодня мамы не понимают и даже обижаются, когда им говорят, что они должны отойти на второй план. Да, жизнь очень непростая, люди могут быть женаты и первым, и вторым браком, и самое главное – чтобы они были счастливы, нашли ту половинку, с которой им будет хорошо по жизни. Но в данной ситуации мы говорим об обряде, о том, кто имел моральное право в них участвовать, а кто такого права не имел.

Мы создаем семью и хотим жить счастливо. Принцип счастья и благополучия постоянно прослеживается во всех белорусских обрядах. Один из самых ярких примеров – это Коляды: как встретишь новый год, так и проведешь. Его нужно было встречать в новой одежде, за щедрым, богатым столом и обязательно в кругу всей своей семьи. Все, что я хочу, должно было быть здесь и сейчас.

Семья собралась, празднично оделась, и в это время в дом приходят колядники и начинают петь песни, в которых звучат пожелания. Чем больше звучало пожеланий в дни празднования Коляд, тем богаче и счастливее будет семья.


После того, как молодые вышли из храма, их святой обязанностью было прийти на кладбище к своим умершим родственникам поклониться. В некоторых регионах это делали в субботу, накануне венчания, но в некоторых это делали и после того, как выходили из храма. Работал принцип "прежде, чем себе, - моим предкам". Прежде, чем сесть за праздничный свадебный стол, нужно было пойти и поклониться тем, кому ты обязан своей жизнью.

В таком случае, куда должны отправляться молодые после загса или венчания?

Трудно сказать. Однажды на телевидении мы делали программу о свадьбах, и один зритель негодовал: как это мы свою дочь-невесту отправим на кладбище в такой торжественный, красивый день? А что, наше кладбище – это не торжественное место?

Безусловно, каждый решает для себя, следовать ли этому обычаю или нет. Но если мы стоим на фундаментальных традициях наших предков, нужно помнить о принципе "прежде, чем себе, - предкам". Можно не ехать на кладбище в ту субботу, когда молодые идет в загс, можно сделать это накануне, но это посещение было обязательным.

Если говорить о заполнении того времени, которое есть между загсом и столом, то нужно ехать в места захоронения героев Великой Отечественной войны: если мы начнем выстраивать наш родовод, то окажется, что в каком-то поколении там лежат наши родственники.

Вы можете возразить, сказав, что родственники могут быть похоронены далеко от места вашего теперешнего жительства. В данной ситуации, когда мы кланяемся любому памятнику павшим, мы выполняем то обязательное действие, которое было в традиции свадьбы – поклониться тем, кому мы обязаны своей жизнью.

К Острову слез, куда ездят наши молодые пары, у меня двоякое отношение. Сразу представляется скорбящая мать, которая не выплакала свои слезы по своему сыну, даже не похоронила его. Поэтому если у вас нет родственной взаимосвязи с теми людьми, которых там оплакивают, то, наверное, не стоит вторгаться в эту ситуацию. И вообще, Остров слез посвящен ребятам, которые исполняли свой интернациональный долг, а после того, как там побывает 15-20 пар молодоженов, всюду бутылки, разлетаются пластиковые стаканчики. Все это проходит в некоем фривольном поведении молодых и их друзей, и все это оскорбляет наши традиции. Мы оскорбляем тех людей, в честь кого создан этот памятник.

Мы немного отошли от темы. Давайте вернемся к посаженным родителям.

Итак, надо помнить о принципе почитания предков, желать себе и своей семье благополучия и счастья, желать продолжения своего рода. И последний принцип, очень важный – подобное спровоцирует, привлечет или создаст ситуацию подобного. Примеры можно привести самые разные: беременной женщине нельзя смотреть на различных уродцев – такого же уродца родишь. При беременной женщине ни один самый сильный матершинник в деревне не скажет ни одного бранного слова – подобное вызовет подобное.

В данной ситуации, когда мама оказывалась вне пары, она могла спровоцировать, создать ситуацию точно такой же доли судьбы ребенка. Поэтому ее аккуратно отставляли на второй план, а на это место назначали счастливую женатую пару, у которой обязательно должны были быть дети. Выбирали идеальную пару, жизни которой хотели для себя, пожелать своим детям. И тогда эти посаженные родители должны были выполнять обрядовые действия, предназначенные родителям.

Мы уже очень много говорили о том, кто такие сваты, как их выбирали, как назначали. Давайте поговорим о том, какую они роль играют на свадьбе, как они должны быть одеты и почему?

Действительно, о роли сватов мы говорили довольно много. Повторюсь, что это были достойные люди, очень уважаемые в данной местности, люди, которые знали свои традиции. Осталось определиться во взаимосвязи крестных родителей и сватов.

В самом лучшем оригинальном варианте было следующее. У жениха был крестный отец, у него была жена, что позволяло этой паре стать полноценной парой сватов.

То есть, в идеале сваты – это муж и жена?

Да, и они составляли одну пару. Но у жениха еще была и крестная мама, а у крестной мамы тоже был муж – это была вторая пара сватов. Поэтому на свадьбе у невесты были две пары сватов и у жениха были две пары сватов. Мало того, свадьбу невесты правили в ее доме – это была работа двух пар этой стороны, в доме жениха был свой бал, и там командовали две вторых пары сватов.

Как понять то, что свадьбу невесты играли в ее доме?

Мы уже говорили, что свадьба когда-то была трех-, четырехдневной, поэтому первую половину, после того, как молодые повенчаются, они приезжали в дом к невесте.

Одним словом, в идеале сватов должно было быть четыре пары. Самое главное было соблюдать незыблемое условие – подобное вызывает подобное. Поэтому если крестная мама в момент свадьбы своей крестницы овдовела или развелась, она была самым важным, самым почетным гостем, ее обязательно одаривали подарками, но роль свахи она выполнять не могла, потому что была вне пары. Тогда на это место выбирали счастливую супружескую детную пару. Ни для кого не секрет, что именно сваты были самыми главными, генералами на свадьбе, теми людьми, роль которых сегодня выполняет ведущий или тамада. И для того, чтобы видеть этого главного человека на свадьбе, ее и его перевязывали рушниками.

У свата узел, который связывал рушник, был с правой стороны, у свахи – с левой. И когда эта супружеская пара становилась рядом, сваха брала свата под левую руку, получалась та самая арка, радуга, брама, которая всегда была в центре свадьбы.

В советское время появилась традиция брать сваху со стороны невесты, а свата назначали со стороны жениха – разбивали пару. Мы бесконечно шли по убывающей: свадьба из трехдневной становилась двухдневной, было четыре пары сватов и два каравая, а теперь мы дошли до того, что в единственный свадебный день едим единственный бисквитный свадебный тортик. Мы дошли до минимума, поэтому, наверное, такое количество сватов сегодня нам и не нужно. И свадьбы сегодня правят не сваты, а профессионал-тамада.

Но дело в том, что когда крестили ребеночка, в храм его несли на руках эти самые крестные родители. Они давали свой обет: "Як мы бачылi яго пад крыжом, так мы будзем бачыць яго пад вянцом". Они обязательно должны были быть на свадьбе у крестника или крестницы. И знаком уважения и почитания этих самых крестных родителей было повязывание рушником. Даже если сегодня сваты у нас – просто гости, которые мало что могут делать на свадьбе, повязать их рушником – это святое дело для каждого крестника.

Почему сегодня вместо рушника сваху повязывают розовой ленточкой, а свата голубой?

Это все идет из советского времени, когда нам не хотелось деревенского рушника, хотя, на мой взгляд, красивейший рушник заменить никакой ленточкой не возможно.

А что касается цвета, то, я думаю, все знают, какими оттенками маркируют современные люди представителей сексуальных меньшинств. Я не знаю, насколько это надо культивировать на свадьбах. Ежегодно я бываю на выставках свадебных салонов, свадебной моды и не перестаю удивляться тому, когда же все-таки закончатся розово-голубые ленточки, когда мы вернемся к красивым, роскошным, вышитым тканым рушникам с бахромой и кистями? Наверное, пора отойти от розово-голубых тонов.

Все наши ленточки пишутся одинаково – слева направо, поэтому такую ленточку можно завязать или заколоть только по левую руку. Тогда наши сваты стоят как две никогда не пересекающиеся линии, и нашего "домика" уже не будет. Но как же эти линии не пересекаются, когда сваты – это муж с женой?

Вам жаль, что сейчас нет этих традиций в том виде, в котором они были раньше?

Наверное, если бы было не жаль, я бы здесь не была. Не была бы автором восьми монографий, сегодня мы готовим книгу "Белорусская свадьба: Традиции и современность". Сколько буду жить, столько буду рассказывать о том, что узнала от своих родственников, от тех людей, с которыми я общаюсь в экспедициях.

Я думаю, что мы все-таки возвращаемся к тем идеалам и тем традициям, которые были когда-то, потому что ничего кроме объединяющего, созидающего фундамента не было. Они никогда ничего не разрушали, а только максимально оберегали ту пару, которая создавала свое будущее.

Если бы у вас был шанс изменить современные свадебные традиции, с чего бы вы начали?

Прежде всего, я вернулась бы к семье: ни одна школа, ни один детский сад, ни одна книжка и ни один портал не научат людей возвращаться к этому. Когда к нам приходят гости, первое, о чем волнуется хозяйка, - есть ли бутылка в доме. К сожалению, происходит так. А я говорю: если на стол первой поставить бутылку – будет драка. А если первым на стол поставить хлеб, то будет песня. Надо менять ситуацию, показывать ребенку, что первым на стол, покрытым скатертью, надо положить хлеб, а потом все остальное. Пройдет десять лет, и ваш ребенок будет знать, что именно хлеб должен первым появиться на столе.

Нужно поменять плюсы на минусы, и начинать надо с себя и своей семьи.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ БАНК -
для вас и вместе с вами!
Выгодные кредиты для бизнеса
Тел.287 38 47
www.bnb.by

Свадьба – это самый счастливый день в твоей жизни, и ничто не должно омрачить его. Чтобы все прошло без сучка и задоринки, рассади гостей на свадьбе правильно, согласно их свадебным чинам.

Жених и невеста за праздничным столом сидят всегда в середине длинной стороны стола, чтобы быть максимально на равном расстоянии от всех гостей. Если вы сядете во главе длинного стола по его узкой стороне, то ваши гости с противоположной стороны не смогут вас поздравить.

Невеста на свадьбе должна сидеть за столом справа от жениха – таков обычай.

Родители молодых за свадебным столом

В непосредственной близости от молодых могут сидеть родители в таком порядке: справа от невесты должен быть посажен отец жениха, следом за ним – мать жениха. Слева от жениха на свадьбе по традиции садится мать невесты, следом за ней – отец девушки.

Однако возможно также, что в непосредственной близости от молодых за свадебным столом будут сидеть свидетели, а следом за ними в указанном порядке – родители жениха и невесты.

Свидетель и свидетельница за свадебным столом сидят неподалеку от жениха и невесты. Существует два общепринятых варианта расположения свидетелей. Когда они сидят непосредственно возле молодых, то свидетельница садится слева от жениха, а свидетель – справа от невесты.

Если же эти места заняты родителями молодоженов, то свидетелей принято размещать напротив молодоженов или где-то неподалеку от них.

Как рассадить гостей на свадьбе без суеты?

Когда гости заходят в банкетный зал, им трудно сразу сориентироваться, найти себе место и образуется толпа у входа, которая не знает как себя вести. Чтобы избежать таких заминок на свадьбе, приготовь заранее таблички с именами и «свадебными чинами» гостей, которые будут стоять на столах.

Так каждый гость без труда найдет отведенное ему место, не будет скромничать, волноваться и некомфортно себя чувствовать.

Если на твоей свадьбе очень много гостей – больше 100, то у входа в банкетный зал стоит разместить общею схему зала с указаниями номеров столов и имен гостей, которые сидят за каждым столом.

Так каждый гость сможет найти свой стол по схеме на входе, и будет знать, в каком направлении ему стоит идти. А возле своего стола он найдет конкретно свое место по красивой табличке с его именем и свадебным чином, если он есть.

Сегодня появилось много разночтений того, где должна стоять невеста на свадьбе по отношению к жениху – справа или слева. Интересно то, что даже работники ЗАГСов не могут объяснить причины, почему надо становиться тем или другим образом. Бывает, что невесту сначала ставят справа от жениха, после церемонии – слева. Начинается путаница. Многим новобрачным кажется, что вопрос этот несущественный и ни на что не влияет.

Но люди, которые сохраняют древние традиции, и эзотерики всех мастей дружно утверждают, что это имеет великий сакральный смысл. И так же, как в юриспруденции, незнание закона не освобождает от последствий их нарушения. Так что где сидит или стоит невеста относительно жениха еще как влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь пары!

Если начать с того, что у любой одежды есть застежка на женскую и мужскую сторону. Женщины застегивают пуговицы налево, мужчины – направо. По логике женщина стоит, сидит и ходит слева от мужчины. Этому даже есть вполне аргументированное объяснение – место женщины возле сердца мужчины самое идеальное и логически оправданное. Правой рукой он ее защищает, придерживая ее по жизни левой рукой.

Исходя из этого, невеста едет в ЗАГС, стоит во время регистрации и должна сидеть на свадебном банкете СЛЕВА от жениха.

Мало того, иногда путаница возникает, когда надо расположить возле молодых свидетелей. Часто ставят свидетеля возле невесты, а подружку – возле жениха. Это кардинально противоречит исторически сложившейся славянской строгости нравов и целомудрию. По древним канонам задача свидетеля (старинное название – шафер) – охранять пару во время церемонии и поручиться за нее перед высшими силами, что они сохранят целостность семьи и свои отношения. Это очень серьезная ответственность. И поэтому в старорежимные времена в шаферы брали исключительно семейных порядочных мужчин, зарекомендовавших себя как хранителей нравственности и моральных устоев. Если посмотреть старинные картины российского бытия, то шафер всегда стоял рядом с женихом, обеспечивая вновь родившейся семье ЗАЩИТУ!


Расставить свидетелей на свадьбе иначе – это все равно, что потворствовать падению нравов. Традиция ставить или сажать свидетеля возле невесты опирается на распространенное заблуждение, что шафер на свадьбе защищает невесту. С этим еще можно смириться. Но молчаливое согласие окружающих по поводу подружки, сидящей или стоящей возле жениха, практически разрешает тому ходить «налево». Прикрывать пару должен именно шафер, а для этого он должен находиться по правую руку от жениха.

Странно, что даже сотрудники ЗАГСов иногда не владеют этой информацией, хотя по роду деятельности должны бы.

Какие еще есть аргументы насчет того, где должна сидеть невеста, с какой стороны от жениха?

Давайте вспомним. Выражение «ходить налево» означает ходить к женщине. Логически это означает, что левая сторона изначально принадлежит женщине, а правая сторона – прерогатива мужчины.


Дальше. В церковном календаре есть понятие годичного круга, в котором расставлены все большие православные праздники. Причем все, что связано с Христом – от Рождества, Крещения до Пасхи и Вознесения расположены в правой части этого круга, а женские праздники, посвященные Деве Марии – в левой. Внутри любого православного храма иконы с ликом Богоматери расположены по левую сторону от алтаря, а иконы с Христом – по правую.

Во время венчания невеста стоит как раз напротив Девы Марии, а жених – по правую руку от невесты, напротив образа Христа.

С дохристианских времен до нас дошла информация о славянском божестве по имени Правь, которое помогало найти истину. Многие слова, так или иначе связанные с правдой, правилами, правой рукой, произошли от него. Православие в чем-то продолжило эту традицию. Правая рука мужчины всегда должна оставаться свободной для выполнения защитных функций, принятия стратегических решений. Поэтому женщина находится слева от него.

С этим связана еще одна традиция, о которой многие не вспоминают. Молодые весь свадебный день должны держаться вместе, чтобы между ними не мог пройти ни один человек. Самостоятельно за этим проследить весьма трудно, поэтому обычно эту роль берет на себя мать невесты, зорко охраняя счастье дочери.

Поэтому давайте помнить, что свадьба – это не просто веселый праздник. Это священнодействие, в котором важна каждая мелочь, которая повлияет на качество будущей семейной жизни.

С какой стороны должна стоять невеста в ЗАГСе?

С какой стороны стоять при венчании?

Где должны стоять родители и свидетели?

В чем отличие католического венчания?

Почему молодые весь день должны держаться вместе?

Свадьба - не только один из самых счастливых и важных дней в нашей жизни, но и довольно волнительный, поскольку с ним связано много ожиданий и всевозможных примет. Молодые часто задаются вопросом, как нужно стоять во время церемонии в церкви или в ЗАГСе.

С какой стороны должна стоять невеста в ЗАГСе?

Во время проведения официальной регистрации брака жених должен держать невесту слева , то есть ближе к сердцу. Согласно народным традициям, невеста находится слева, чтобы правая рука жениха оставалась свободной для защиты любимой.

В Советском Союзе при регистрации брака работники ЗАГСа ставили жениха слева, а невесту справа. Исключением из правила считалось только, если жених был военнослужащим. В таком случае, невесте полагалось быть слева, а жениху справа - чтобы он мог отдавать честь правой рукой.

С какой стороны стоять при венчании?

Согласно церковным канонам на венчании невеста находится с левой стороны от жениха , что также обусловлено соответствующим расположением икон в храме. Слева от алтаря располагается образ Девы Марии, а справа от алтаря - образ Иисуса Христа. Таким образом, на венчании невеста со свидетельницей стоит на левой половине храма, а жених со свидетелем - на правой половине. Такое положение невесты во время церемонии можно наблюдать на старинных картинах, посвященных венчанию, например, на картине Ильи Репина «Венчание Николая ІІ и Александры Федоровны».

Где должны стоять родители и свидетели?

Во время бракосочетания родители жениха должны находиться справа от молодых, а родители невесты - слева. Свидетель располагается справа от жениха, а свидетельница занимает место слева от невесты. Иногда на свадьбе можно увидеть, как свидетеля ставят возле невесты, а подружку - возле жениха. Это кардинально противоречит исторически сложившейся славянской строгости нравов и целомудрию. По древним канонам задача свидетеля (старинное название - шафер) - охранять пару во время церемонии и поручиться за нее перед высшими силами, что они сохранят целостность семьи. По этой причине в шаферы брали исключительно семейных порядочных мужчин. В случае опасности прикрывать пару должен именно шафер, а для этого он должен находиться по правую руку от жениха.

В чем отличие католического венчания?

Жених с шафером ждут невесту у алтаря, а невеста входит в церковь в сопровождении отца или другого родственника - мужчины. Жених делает поклон невесте и ее отцу и предлагает ей взять его под левую руку. После этого отец кланяется родственникам жениха и отходит в левую часть храма, где располагаются родственники невесты.

Почему молодые весь день должны держаться вместе?

Существует примета, чтобы супружеская жизнь сложилась благополучно, весь свадебный праздник невеста должна быть слева от жениха, но на следующий день супруга располагается справа. Причем молодые должны все время держаться вместе, чтобы между ними не мог пройти ни один человек. Эту роль часто берет на себя мать невесты, охраняя счастье своей дочери.