Психология туркменов. Семейный и общественный быт туркменов

После развала некогда могучего Союза дальние страны становятся нам ближе, а ближние со скоростью центробежной силы разлетаются все дальше друг от друга. Туркмения – еще недавно младший брат в огромной дружной семье советских народов, теперь дальний родственник, в гости к которому получить приглашение (визу) весьма затруднительно.
На сегодня она одна из самых закрытых стран. В прессе о ней противоречивые сведения: низкая зарплата – дешевые продукты; безработица – низкий уровень преступности; отмена пенсий, но нет нищих, бездомных. На фоне позитивных преобразований – Ботанический сад в пустыне, Дворец сирот, стерильная чистота столицы Ашгабада и в то же время странные новшества о запрете фонограмм, закрытии театра оперы и балета, переименовании дней недель, месяцев...
Мы прожили в том гранатовом раю несколько лет ещё до горбачёвской перестройки, и мысль наша теперь летит с тоскою и сожалением в то прекрасное далёко…

ТЕРРА ИНКОГНИТО
В те годы страна была единой и нерушимой, и никого не удивлял приезд на юг специалистов из Сибири, Ук-раины и других братских республик. Перед поездкой мы узнавали из книг, справочников о неведомой земле – самом жарком районе Средней Азии, где солнечных дней в году целых 200, а в январе + 5°. Пустыня Каракумы и субтропические заросли, единственная крупная река Аму-Дарья и самое большое в мире озеро – Каспийское море. Там цветут экзотические миндаль, инжир, гранат, ткут бесценные текинские ковры, косят лиловым глазом ахалтекинские скакуны, и гордо шествуют корабли пустыни – верблюды, но… действительность превзошла все ожидания.
Сентябрь встретил зноем в +40°. В тени. Крохотный городок Теджен будто вымер, ни прохожих, ни даже дворовых собак. Лишь старец лет в сто возлежал у горы золотых дынь и, заметив нас (особенно меня – белокурую и белолицую девушку), чуть приосанился. Я готова была зарыдать от этой пронзительной тишины и испепеляющего зноя, но гордый аксакал при моём приближении выдал фразу, от которой я как-то взбодрилась и вновь обрела уверенность. «Болья (по-туркменски «всё хорошо»), чужестранка, тебе еще как понравится на этой Богом данной земле, ведь только наши мужчины умеют ценить красивых женщин!».
От этих слов я ожила, как под струями спасительного фонтана, оказывается, жизнь и здесь продолжается: в тени развесистых чинар старики неспешно пьют зеленый чай, дети чумазые (а может, загорелые) играют на «ховли» (во дворе), на «айване» (веранде) рукоделием заняты девушки.
Мы потом часто замечали, что их кожа, как цветущий розовый миндаль, возможно потому, что прямые солнечные лучи их не касаются – им нельзя появляться на улице. Глаза у них распахнуты, как у газели, и цвет радужный – бирюза, изумруд, редко карие.
И если туркменка нежна и мила, как гурия, то туркмен – кентавр, человек-конь, глаза горят, как у ахалтекинца, дикий, пластичный, он – барс, готовый к прыжку, белозубая мечта любой женщины. Красота здешних мужчин уникальна, это торжество природы, праздник жизни, не зря так часто встречается здесь имя Байрам – праздник! Много еще пугающе интересного, непривычного скрыто в этой загадочной стране…


НА СРЕДНЕВЕКОВОМ БАЗАРЕ
Открываются деревянные ворота, и ты проваливаешься в глубь веков. Вот въезжает арба, запряженная осликом. Старик туркмен в «тельпеке» – барашковой мохнатой шапке, в праздник нарядился в красный шелковый «дон» (халат), на ногах чарык или чокай из бычьей кожи. Поразительно, женская одежда 15 века носится как повседневная. Верхняя одежда «павта» (халат), его носят очень странно – рукавом на голову. Платье – «койнек» из тонкой шерсти или тафты по щиколотку, рукав до кончиков пальцев (это чтобы мужчина не коснулся скрытых прелестей нескромным взглядом), на груди огромная медная или серебряная *** – «гульяка» и непременно «балаки» – узенькие штанишки – атласные, шелковые или парчовые. Если девственница – то две косы с вплетенными металлическими украшениями ложатся на грудь, головку венчает коническая шапочка с серебряными подвесками подобно шлему воина. У женщины голова повязана двумя платками – все в люрексе, как жар горят: маленькая косынка закрывает лоб и волосы, сверху большой, углом которого прикрывают рот, чтоб не осквернять своим дыханием мужчин.
Для туркменской женщины вся жизнь состоит из табу, всё начинается с НЕ: не петь, не танцевать, не рисовать, не сидеть рядом с мужчиной, не идти впереди него. Нельзя обращаться к старшему по возрасту мужчине напрямую, только через младшего, в крайнем случае через осла или неживой предмет, например: «Камень, скажи свекру, что…». Но есть в этом запретном реестре и свой плюс – нельзя женщине работать вне дома. А потому в школе сеют разумное, доброе, вечное в основном представители сильного пола.


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Первая и единственная русская школа, где довелось нам учительствовать, настоящий интернационал: туркмены, казахи, турки, персы, узбеки, азербайджанцы (тогда отдавать детей в русскую школу было престижно).
Как только мы переступили порог, поднялся невообразимый галдеж. Ребятишки в ужасе закрывали глаза и кричали: «Нога, голый нога!». Пришлось мне купить нитяные чулки (это в +40-то градусов!) и научиться произ-носить хотя бы имена – Хюрлюкча, Молланепес, Мятаджи. Шалун Теджен (названный в честь города?) и толстощекий Ашгабад сидели за одной партой.
Кстати о партах. Их, как и столов, шкафов, в школе почти не было, выходили из положения просто – если учитель строгий, отбирали в соседнем классе, если нет – отдавали, а сами сидели на полу.
По прошествии времени мы поняли, что деньги на всё – школьный инвентарь и методические пособия – выделялись исправно, но директор Зоя Хасанкулиевна, прожив здесь всю свою жизнь, хорошо ориентировалась в местных нравах и каждое утро неизменно подходила к учителям с просьбой подписать акты об очередном пожаре, в котором – вот горе-то! – сгорели: сто мячей баскетбольных (при том, что спортивный зал никому не снился даже во сне), 100 парт, столько же столов и так далее и тому подобное.
А затем директриса шла в свой кабинет – слава Аллаху – чудом уцелевший собирать дальнейшую мзду: с учителей, если они хотят больше классных часов (или, наоборот, поменьше), с родителей – за пятерки или тройки своих ненаглядных чад (по ситуации), а также с тех несознательных родителей, кто не отпускает дочерей учиться в школу (здесь применялась мягкая угроза – «а то в милицию пожалуюсь»).

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ
У туркмен, как правило, все семьи многодетные, но девочки-туркменки учатся всего лишь в классе 1-м или 2-м, а потом до замужества живут дома, помогают по хозяйству и готовят приданое – 40 платков, 40 «балак» (штанишки), 40 платьев. Жениха находят и выбирают родители. Иногда случаются бунты. Самый известный стал легендой.
В местечке Кугитан влюбленные не смирились с решением родителей и кинулись в бега, но были схвачены и жестоко наказаны по тогдашнему обычаю – забиты насмерть камнями. Учитель не поспел к моменту казни, но его пламенные слова жгли сердца. Жители покинули это страшное место навсегда, осталась лишь каменная насыпь над телами несчастных влюбленных, как мавзолей. «Кугитанская трагедия» – повторение печальной казахской повести о Баян-Сулу и Козы-Корпеш. В те годы «Комсомольская правда» писала о случаях самосожжения женщин. Но такое бывало редко, в основном девушки с покорностью принимали свою судьбу.

СВАДЕБНЫЕ КОСТРЫ
На востоке свадьбу справляют после заката солнца. На улице растянуты огромные полотна, и «крутят» индийские фильмы всю ночь. Костры разжигают от дома невесты к дому жениха. Новобрачную торжественно несут на помосте под балдахином, увидеть ее нельзя, а то сглазишь. Оставляют её затем одну в комнате (в углу), накрытую покрывалом, кто хочет взглянуть – кладёт деньги, но на самом празднике она не присутствует. Зато жених веселится за двоих. Приглашают артистов, чаще узбеков или азербайджанцев. Сами туркмены не поют и не пляшут: это считается неприличным, к тому же запрещают обычаи и вера. Танцовщице гости кладут под тюбетейку деньги, тамада – любимец публики, как правило мужчина лет 40. В Теджене бессменный тамада – армянин Тофик Айрапетян. Его миссия очень сложна: неорганизованную, шумную, темпераментную, разноязыкую толпу в 100-200 человек надо объединить, заинтересовать, развлечь, при этом не допустить беспорядков и вольностей. Тофик прекрасно, даже артистично с этим справлялся. А как он отбивал степ!

Удивительно, что на туркменской свадьбе учитываются обычаи и традиции всех живущих в данном населённом пункте народов – приглашают ансамбли эстрадные, русские и чисто национальные.
После 40 дней со дня проведения свадьбы наступает «кайтарма» – возвращение невесты в дом отца до полной выплаты калыма. Ценность невесты выше, если она не «развращена» образованием. Бывает, что жених не в со-стоянии заплатить всю сумму денег даже спустя много дней, и тогда ее выдают замуж за старика или вдовца с кучей детей.
Часты в то время были смешенные браки (муж туркмен – жена русская), правда, это удел бедных, поскольку не нужно платить калым. Но здесь есть и обратная сторона медали: хотя русская жена в замужестве с готовностью принимает обычаи в одежде и быту, но… и свои замашки лидера не оставляет и несёт их в новую семью. Семейных пар, когда муж – русский, а жена-туркменка, мы не знаем.
Если жена – это предмет торга, то отношение к матери благоговейное. Как говорят туркмены: «Жену еще куплю, а мать одна». Не только любой мальчишка боготворит мать, но и взрослые самостоятельные сыновья спрашивают у неё позволения и совета, перед тем как совершить какой-то важный поступок. Страшное святотатство и великий грех обидеть или огорчить Мать. Такое священное и трепетное отношение, видимо, идёт с эпохи матриархата, тому свидетель найденная на территории Туркмении при раскопках древняя бронзовая статуэтка – богиня Мать.

ФИРЮЗА – ОАЗИС МЕЧТЫ
В стране, где 70 процентов земли занято пустыней, где барханы наступают на плодородные почвы и месяцами дует раскаленный хамси – песчаная буря, любой карагач – спаситель от испепеляющего зноя. Из уст в уста передают туркмены магическое слово – Фирюза! Имя девушки, название духов, поэма – все Фирюза! Что означает оно? Моя новая подруга Хурма, вознося тонкие ладони к небу, вдохновенно поясняла – это благословенное место, райский сад недалеко от Ашгабада. Мы побывала там – посреди песков расстилается небольшой оазис – заросли чинар, серебристая джида, ручей…Жемчужина востока оказалась всего лишь каплей росы по сравнению с величественным пейзажем Восточного Казахстана. Но с какой гордостью дети пустыни демонстрировали нам это чудо природы, в столь малом видели величие своей Родины, неземное счастье светилось в глазах моих спутников. С тех пор Фирюза – в музее души нашей, как память о друзьях, верных и наивных, земных и возвышенных, далёких и близких.

Внутренняя жизнь

Переходя к описанию внутренней, домашней жизни туркмен, следует упомянуть, что все туркмены, богатые и бедные, живут почти совершенно одинаково. Немного лучшая кибитка, одежда из шелка, несколько лишних ковров и серебряных украшений на женщинах, вот и все, чем можно отличить кибитку бая (богатого) от кибитки бедняка.
День туркмена начинается с восходом солнца. Утром он обыкновенно пьет зеленый чай без сахара с чуреком (род лепешки), часов в 9 завтракает кислым молоком с чуреком, а при неимении молока, варится «кара шорба» — суп из сала, лука и крошеного чурека; часа в 2 — чай с чуреком, или один чурек и, наконец. вечером, после заката солнца ужин, состоящий из тех же продуктов, как и завтрак.
Вообще пища туркмен очень неприхотлива и неразнообразна. Обыкновенно она состоит из чурека, верблюжьего или коровьего пресного или кислого молока, каши из растертой джугары (сорго), иногда из горячей похлебки, состоящей из такого же молока с водой, или навара из бураков с кунжутным маслом, а у более достаточных с прибавкой сушеной баранины или копченого жира; употребляют также и лапшу. В летнее время пища эта разнообразится некоторыми травами в отваренном или сыром виде и овощами. Употребляемые в пищу травы следующие: юнжа, дикая петрушка, шпинат, щавель, мята и козелец. Плов, баранье или верблюжье мясо составляют роскошь, допускаемую более состоятельными, по случаю каких-либо празднеств: свадьбы, обрезания и т. п. В конце лета едят много дынь и арбузов.
Дли питья приготовляют «чал», напиток из верблюжьего молока. Чал имеет сладко-кисловатый вкус с некоторой долей спиртной крепости; после 2-3 выпитых чашек этого напитка туркмен становится веселее, а подчас даже слегка хмелеет. Чай у туркмен в большом распространении, причем пьют преимущественно зеленый, низшего достоинства, приобретаемый в Персии.
Приготовление всей указанной пищи, как и вообще производство всех домашних работ, входит в обязанности женщин.

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Брак

Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.

Развод, рождение ребенка

Разводы у туркмен встречаются весьма редко и то почти исключительно по суду.
Несмотря на то, что девушка доставляет отцу при выходе в замужество целое состояние, рождение ребенка женского пола по обычаю проходит незаметно, тогда как рождение мальчика составляет целое событие: о нем оповещают всех родных и знакомых, которые приносят поздравления отцу новорожденного и принимают от него угощение. Имя новорожденному дается обыкновенно отцом, без участия муллы. Туркмен дает имя своему ребенку не по арабскому требнику, а преимущественно, сообразуясь с временем и обстоятельствами рождения ребенка. Зачастую встречаются имена: Анна Гельды (наступила пятница), Гюн Догды (солнце взошло) и т. д. Если долго не было ребенка, то его называют Алла Берды (Бог дал), если же рождается подряд несколько девочек, то последней дают имя Огуль Герек, что значит — надо мальчика.
Когда мальчику минет 6-7 лет, совершается обрезание, сопровождаемое у богатых угощением народа и скачками,

Вдовство, второе замужество

По обычаю туркмен дети принадлежат мужу, а в случае его смерти его родным. Матери-вдове хотя разрешается быть опекуншей и воспитывать их, но при условии, чтобы она жила у родных мужа; увезти их с собой в свой родной аул, или взять при выходе во второе замужество она не имеет права. Поэтому вдова при выходе во второе замужество должна разлучиться со своими детьми от первого брака даже и в том случае, если они малолетние.
В случае продажи дочерей в замужество, весь калым получают ближайшие родственники со стороны отца, и матери не дается ничего, за тем редким исключением, когда таких родственников не оказывается совершенно.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Развлечения

Развлечением для туркмен служат главным образом скачки, затем борьба, состязания в беге и стрельбе в цель, устраиваемые во время больших праздников и свадеб. Туркмены очень любят слушать своих певцов (бахши), воспевающих под аккомпанемент двухструнной гитары или тростниковой дудки дела отцов или похождения народных героев; более развитые из туркмен играют в шахматы. О танцах туркмены не имеют никакого представления. Дети забавляются игрой в жмурки, волка и овец, в бабки и проч. Для девочек единственным развлечением служат качели.

Литература

Книги, написанные на наречии туркмен, весьма редки; из имеющихся большая часть духовного содержания и списаны с произведений хивинских авторов; из оригинальных же книг можно указать на историю Огуз хана, имеющуюся в различных вариантах, и на сборники песен гокланских поэтов: Махтум Кули, лирического поэта, родом геркеза, жившего около 100 лет тому назад на Атреке; Залили-Муллу, жившего на Гюргене, и Вели Магомед Муллу. Кроме того, имеется стихотворный сборник, любимый народными певцами, под названием «Юсуф-Ахмед», воспевающий подвиги и приключения двух героев, Юсуфа и Ахмеда, и хивинский сборник «Шах Сенем».

Народная нравственность

Еще так недавно оставленная туркменами привычка к занятию аламанами, грабежами и разбоем с целью наживы, каким-то непонятным образом сочеталась с безукоризненной общественной нравственностью. Сделавшись русским подданным, туркмен оставил свои излюбленные занятия совершенно. Закаспийские степи и оазисы, куда 20 лет тому назад не мог показаться путешественник, не рискуя собственной жизнью и свободой, сделались более безопасными, чем Кавказ, и даже, чем многие губернии Европейской России. Убийства с целью ограбления, если и случаются в области, то виновным почти всегда является кто-нибудь из пришлого населения: кавказский инородец, перс, но не туркмен. Нанесение ран и убийства нередки среди туземного населения, но причиной их служит поруганная любовь, оскорбленная честь или ссора, но никогда не цель наживы. Случаи разбоя или грабежа почти не встречаются совершенно, а кража денег и вещей очень редко. Наиболее часто встречающийся вид кражи — это угон скота, к которому туземное общественное мнение относится снисходительно, считая это преступление своего рода молодечеством, пережитком недавнего прошлого.
Измена супружеской верности и проступки против общественной нравственности считаются у туркмен большим преступлением. Еще и теперь не редко убийство неосторожных любовников и отрезывание уха местным ловеласам.

Шариат и обычное право

Хотя туркмены принадлежат к последователям ислама, шариатские постановления которого должны служить единственным духовным, уголовным, гражданским и нравственным законом для мусульманина, туркмены руководствуются шариатом, и то до некоторой степени, только в делах бракоразводных и по разделу наследства. Все остальные части шариата ими заменены постановлениями обычного права, не только не схожими с шариатскими, но, зачастую, им прямо противоречащими.
Обычное право не делает различия между преступлениями уголовными и гражданскими и не налагает никаких личных наказаний. Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного вреда или убытка. За убийство обычаем установлено кровомщение или денежный выкуп (хун), равный обыкновенно 100 текинским туманам. Кровомщение заключалось в том, что родственники убитого убивали виновного, или, так как он обыкновенно успевал скрыться, одного из его родственников. Этот обычай в настоящее время преследуется русскими законами. За угон скота или кражу по обычаю полагается только возвращение краденого и причиненных убытков.
Туземное обычное право, регулирующее до мельчайших подробностей жизнь туземного населения, не составляет писанного кодекса, а передается из поколения в поколение изустно в виде предания.

Народный суд

В свободной Туркмении, где не было никакой предержащей власти, не было также и организованного суда. Обиженный или рассчитывался сам со своим обидчиком, или по взаимному соглашению обращался к старикам, которые разбирали дело по обычаю. Так как не было и исполнительной власти для приведения решений в исполнение, то эту обязанность принимало на себя все общество, объявляя неподчинившегося решению стариков «би мамле», т. е. исключенным из общества, отверженным. В делах шариатской компетенции: бракоразводных и по разделу наследства туркмены обращались к муллам и казию (знатоку шариата).
С установлением русского владычества туземцам был дан правильно организованный народный суд в виде трех апелляционных инстанций, разбирающий уголовные дела и тяжбы, возникшие между туземцами, по обычному праву. Первой инстанцией служит аульный суд, состоящий из трех судей, выбираемых обществом каждого аула; второй — суд приставский, где под председательством пристава заседают 5 аульных судей по очереди, и третьей — Чрезвычайный съезд народных судей, собирающийся в Асхабаде один или два раза в год. Решения этого съезда, утвержденные Начальником области, считаются окончательными. В отличие от предыдущего в Мервском уезде первой инстанцией является суд Приставский, а второй уездный съезд народных судей.

Административное управление

Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.

Подати

Обложение населения в пользу казны состоит из государственной покибиточной подати и земского сбора на общественные надобности. Единицей обложения является кибитка, как признак хозяйственной самостоятельности семьи.
Государственная подать определена в размере 4 рублей в год с каждой кибитки, а земский сбор на общественные надобности по 2 рубля с кибитки.
В большинстве уездов области при взимании податей применяется внутренняя раскладка подати, сообразуясь с состоятельностью отдельных кибитковладельцев. Бедные вдовы, сироты, лица не способные к труду, а также лица, прослужившие в туркменском дивизионе 10 лет, от подати освобождены совершенно.
Туземное население области вносит ежегодно около 392 тысяч рублей, из которых 273 тысячи рублей государственной подати и 119 тысяч земского сбора, что составляет по 1 р. 25 к. в год на душу населения.

Туркмены - тюркоязычный народ. 4,2 млн. туркмен составляют основное население Туркменистана, более 1,3 млн. туркмен живут в Иране, около 1 млн. - в Афганистане.
Туркмены относятся к восточнокаспийскому типу европеоидной расы с небольшой (около 20%) примесью монголоидных элементов. Антропологически туркменам наиболее близки , а по языку (огузская подгруппа) - азербайджанцы, турки и гагаузы.

7 место. Гульшат Гурдова - туркменская певица, Народная артистка Туркменистана, солистка Дворца мукамов Национального культурного центра.

6 место. Лачин Маммедова (род. 9 ноября 1980, Балканабат, Туркменистан) - туркменская певица. Трижды становилась победительницой конкурса «Золотой век туркмен», учреждённого президентом Туркменистана. В 2008 году представляла Туркменистан на международном конкурсе молодых исполнителей популярной музыки стран СНГ и Балтии "Пять звезд. Интервидение", где получила третью премию.

5 место. Динара Мередова (род. 13 августа 1991) - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/dino4ka131

4 место. Мадина Ширмамедова (род. 14 августа 1992) - финалистка конкурса "Miss Asia Moscow 2013" (победила в номинации "Мисс Талант"). Страница ВК - https://vk.com/madinadi

3 место. Дженнет Османова - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/pineaaple

2 место. - фотомодель. Страница ВКонтакте - https://vk.com/vip_turkmenka

Добрый день. да, Вы можете заключить брак на территории РФ. ДЛя этого необходимо

1. Лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить :

  • документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее.

В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака.

В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе;

2. В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации
1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.