Развитие младенца по месяцам. Календарь развития ребенка (до года)

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно - по месяцам.

Первый месяц жизни ребенка

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет (за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Второй месяц жизни ребенка
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы (радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Третий месяц жизни ребенка
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.


Четвертый месяц жизни ребенка
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Пятый месяц жизни ребенка
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Шестой месяц жизни ребенка

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Седьмой месяц жизни ребенка

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Восьмой месяц развития ребенка

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Девятый месяц развития ребенка

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Десятый месяц жизни ребенка

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Одиннадцатый месяц жизни ребенка

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

Двенадцатый месяц жизни ребенка

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Таблица нормы роста и веса детей от 1- 12 месяцев

В этой статье:

Появление нового человека в семье – это всегда радость, ответственность, новые заботы и большие растраты. А еще это совершенно иной образ жизни, который разрушает привычный порядок вещей. При этом рождение первого ребенка – это всегда еще и стресс. Молодая семья, вырвавшаяся из-под родительских крыльев, только учится жить самостоятельно. И вот появляется малыш, и снова в жизни все меняется до неузнаваемости! Молодая женщина, едва успев осознать себя не дочкой, а женой, примеряет новую роль – теперь она и сама мама. Чтобы адаптироваться к новой роли, мы предлагаем молодой маме рассмотреть этапы развития ребенка буквально по неделям до исполнения ему одного года. Как известно, если видеть перспективу, то уже не так страшно идти по незнакомому пути.

Первая неделя – знакомство

На этой неделе у молодой семьи все происходит впервые. У мамы – первое прикладывание к груди, у обоих родителей – первое купание, первые бессонные ночи и поиски разрешения проблем с неожиданным плачем. Все эти моменты требуют ясности и пояснений.

Давайте не забывать, что рождение ребенка не только для родителей является стрессом, но еще и для самого малыша, причем больше, чем для молодых мамы и папы. Развитие ребенка до года очень отличается от любого другого возрастного периода. Это его первое знакомство с окружающим миром, первое пользование всеми частями своего тела вне утробы матери. Впервые ребенок ест ртом, а не получает пищу через пуповину. Вкусовые ощущения, обоняние, осязание, зрение – на первой неделе все задействовано впервые. Как много до первого года будет происходить впервые! Но именно с этих первых шажков начинается развитие человека.

Кормление

На первой неделе жизни ребенка чрезвычайно важно наладить грудное вскармливание. Молодой маме необходимо привыкнуть практически всегда находиться с ребенком, так как причиной его беспокойства является именно разлука с матерью. Девять месяцев развития малыша в утробе матери позволяли ему непрестанно быть с ней, прикасаться, чувствовать, слышать биение сердца и
голос. И тут младенца разлучают с ней, помещая в иные условия. Поэтому самый верный способ успокоить кроху – это приложить его к груди. Этого требует развитие ребенка первой недели жизни.

Также не будем забывать о том факте, что именно в первый месяц рост карапуза требует не только спокойствия, но и питательных веществ, которые находятся в материнском молоке и способствуют укреплению организма ребенка, а вместе с ними и антитела, защищающие его от всевозможных инфекций.

Пару слов о первом купании

Купание и для ребенка, и для родителей может оказаться как самой приятной, так и самой пугающей процедурой. Все зависит от того, насколько правильно молодые родители подойдут к исполнению данного действия.

Чтобы первые впечатления от купания были самыми приятными, процедуру нужно начинать с большой осторожностью. Следует учесть все факторы, на которые в первую неделю особенно реагирует малыш. Это и температура воды, и непрестанное общение с ребенком, а также осторожные движения родителей, не причиняющие малышу неприятных ощущений. Большое значение имеет продолжительность процедуры. Как только родители заметили у ребенка первые признаки беспокойства, дискомфорта, купание нужно поскорее завершить, чтобы в следующий раз ребенок, узнавая воду, проявлял благожелательное отношение к ней.

Некоторые физиологические особенности развития новорождённых

К таковым относятся:
срыгивание;
потеря веса;
желтуха;
косоглазие;
вздрагивание во сне;
шелушение кожи.

Предлагаем разобрать каждую особенность отдельно. Начнем со срыгивания. Следует отметить, что, несмотря на беспокойство молодых мам, это нормальное явление, причем не только для новорожденных, но и для детей до шести месяцев. Срыгивание происходит из-за того, что пищевые пути и нервная система не полностью сформированы. Также причиной этого неприятного явления может быть неправильное кормление, при котором ребенок заглатывает воздух.
Для ребенка первой недели жизни считается нормой срыгивание съеденной пищи в количестве двух столовых ложек после каждого кормления и один раз в день «фонтаном».
Как это можно проверить? Вылейте на клеенку пару столовых ложек воды и визуально сравните количество воды с количеством молока, которое срыгнул ребенок.

Потеря веса. На первой неделе жизни ребенка это также нормально. Адаптация к внешней среде и совершенно иному образу питания – единственное верное, естественное и приемлемое объяснение такой особенности малышей первого месяца жизни. Очень скоро малыш начнет активно набирать вес.

Желтуха. Молодым мамам не нужно излишне переживать, если кожа их новорожденного малыша на вторые–третьи сутки приобретет желтый оттенок. Это явление также характерно новорожденным первых двух недель жизни. Если же кожа младенца длительное время имеет такой оттенок, значит, нужно проверить, нет ли избытка билирубина в крови. В таком случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Косоглазие. Из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд на предмете иногда может показаться, что глазки ребенка косят. При желании это можно легко исправить. Необходимо лишь тренировать мышцы глаз своего любимого чада. Такую тренировку очень легко осуществить. Надо помочь малышу освоить новое для него чувство – зрение. Для этого следует повесить над кроваткой яркую игрушку, и уже через несколько недель глазки станут двигаться синхронно. Весьма редко косоглазие может затянуться до полугода, но это не является поводом для беспокойства. Регулярные тренировки, в ходе которых родители будут побуждать малыша следить за игрушкой, движущейся вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, сделают свое дело, и проблема исчезнет.

Вздрагивание во сне. Часто движения ребенка хаотичны. Это относится к первым месяцам жизни, ведь в утробе матери кроха не мог полноценно пользоваться руками и ногами, чего не скажешь о послеродовом этапе жизни. Также причиной вздрагивания может быть обычный испуг. Причем кроха пугает себя собственными же ручками, которыми во сне задевает тельце. Надо создать малышу такие условия сна, как в утробе мамы, например мягко запеленать его, а когда он бодрствует, потихоньку учить
дружить со своими ручками и ножками. Зачастую вздрагивания во сне прекращаются к третьему-четвертому месяцу.

Шелушение кожи. Кожа родившегося ребенка покрыта специальной смазкой. Она нужна для облегчения процесса продвижения ребенка по родовым путям. Также в первые дни после рождения эта смазка защищает кроху при контакте с воздухом. Смывать эту смазку стоит только через несколько дней, когда она впитается. За этот период кожа ребенка адаптируется к новой среде, а мама сможет наблюдать отшелушивание ненужных клеток. Чтобы быстрее освободить ребенка от ороговевших частичек смазки, не стоит использовать мыльные средства – лучше взять прокипяченное на водяной бане и остуженное до комнатной температуры растительное масло. При выходе на прогулку необходимо ограждать малыша от порывов ветра и направленных на него солнечных лучей. Если мама будет добросовестно выполнять эти простые рекомендации, то шелушение вскоре пройдет.

Вторая неделя жизни ребенка – адаптация

К двум неделям новорождённый начинает привыкать к своему телу, к новой среде обитания. Пупочная ранка заживает. Малыш приспосабливается к новому способу получения пищи. Налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Стул бывает три-четыре раза в сутки и начинает приходить в норму. Это выражается прежде всего в прибавке массы тела.

На второй неделе
малыш приступает к исследованию окружающего мира, разглядывая его и прислушиваясь к его звукам. С этого момента начинается развитие внимания ребенка. Он уже фиксирует, хотя и очень недолго, взгляд на предметах. Рассматривает детали на расстоянии 20-25 сантиметров. А еще в этот период начинает улыбаться и при помощи мимики выражать чувства.

Поскольку формирование всех процессов в желудке и кишечнике ребенка продолжается, это часто сопровождается коликами, при которых малыш плачет, поджимает ножки или сучит ними. Мама в ходе кормления ребенка грудью должна следить за своим питанием и нервной системой, поскольку одними из причин появления колик являются стрессы и неправильные продукты. А пока придется запастись терпением и постараться облегчить малышу эти тревожные состояния легкими массажами животика, водичкой с добавлением фенхеля или другими средствами, которые обязательно порекомендует детский врач. Помните, что так будет не всегда – эта мысль утешает…

Третья неделя – неделя маленьких побед

Освоение окружающего мира у ребенка начинает происходить более активно. Кроха старается дотянуться до игрушек, которые висят над его кроваткой. И если повесить их на расстоянии вытянутой руки ребенка, то он вскоре будет пытаться их схватить. Лежа на животе, детки пытаются поднять голову и рассмотреть все вокруг. Но слабость мышц шеи пока еще не позволяет им долго держать голову, хотя эти попытки способствуют их укреплению.

Когда кто-то общается с малышом, он затихает и внимательно прислушивается к интонации голоса собеседника. Если она спокойная, игривая, благожелательная, ребенок начинает улыбаться и гулить. Если же голос хотя бы немного строг или сердит, кроха может расплакаться. Для деток этого периода развития нормален продолжительный плач, часто двадцатиминутный, особенно перед сном.

Его причиной является неспособность ребенка справиться с переполняющими его новыми впечатлениями. Поэтому переход от бодрствования ко сну часто проходит беспокойно. До года это пройдет, чему способствует активное развитие маленького человечка.

Четвертая неделя – подведение итогов

Это последняя неделя первого месяца жизни ребенка. Его развитие переходит из новорожденного периода в младенческий. Интенсивно развивается вестибулярный аппарат, который позволяет ему все лучше и лучше ощущать положение своего тела в пространстве.

Малыш начинает
пробовать переворачиваться со спинки на животик, ненадолго поднимает голову, чтобы рассмотреть окружающий мир, пытается захватывать предметы.
Уже лучше работают мышцы, которые позволяют разгибать ручки и ножки, но пока сгибательные мышцы сильнее, потому положение рук и ног ребенка все еще полусогнутое. Это нормальное состояние детей первого месяца жизни, которое называется гипертонусом мышц.

Первый месяц жизни – это контрольный месяц. Родители обязательно должны посетить педиатра и узнать, соответствует ли физиологическое развитие ребенка возрастным нормам.
Вот что должен уметь делать малыш к концу первого месяца жизни:
фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии до полуметра;
поворачивать головку на звуки;
узнавать маму и папу, а также старших брата или сестру;
непродолжительное время удерживать голову лежа на животике.

Нормы развития ребенка третьего месяца жизни

Развитие трехмесячного ребенка характеризуется следующими умениями. Малыш может переворачиваться со спинки на животик, лежа на животе приподниматься на ручках и оставаться в таком положении несколько минут. Он активно общается с мамой и папой, «агукает» в ответ на обращенные к нему слова.

Это среднестатистические данные. Если же вдруг у ребенка не получается что-нибудь, то расстраиваться не стоит: к пятому месяцу он обязательно нагонит упущенное.
Кроме того, в три месяца у детей появляются складочки на ручках и ножках, крохи становятся более симпатичными и пухленькими. Это происходит потому, что карапуз начинает набирать вес, а еще у него увеличивается количество подкожно-жировых отложений. В этом возрасте ребенок все тянет в рот, пробуя
на вкус. Именно в возрасте трех месяцев родители должны посетить врача для обязательного осмотра.

Развитие ребенка на пятом месяце

В этом возрасте малыши становятся очень активными. Они пытаются ползать и вообще проделывают всякие трюки, поэтому самым удачным местом для них является пол, который превращается в место для активной деятельности. Кроватка надоедает, и кроха все время стремится выбраться из нее. С этого времени следует начинать зорко наблюдать за непоседливым чадом, чтобы оно не причинило себе вреда.

Кроме того, на пятом месяце жизни детки становятся более капризны. Нет, это не из-за того, что у них начинает портиться характер или они его начинают проявлять. Причина проста: у крошки режутся зубки. Это очень больно, неприятно, обидно и дискомфортно. Так как кроха не может вам высказать всю свою печаль словами, он плачет, хнычет, вредничает. Все это сопровождается обильным слюноотделением и желанием засунуть в рот все, что попадается под руку, чтобы почесать десны.

Для облегчения прорезывания зубов родители могут купить специальные прорезыватели, которые предварительно охлаждаются в холодильнике и регулярно обрабатываются гигиеническими средствами. На ночь десенки малыша можно намазать специальной успокаивающей мазью, которая действует как ледокаин – подмораживая болезненные участки. Так кроха и родители
смогут спокойно поспать. Купить такую мазь можно в аптеке. Не забудьте при этом посмотреть срок годности и внимательно прочесть инструкцию!

А еще в пять месяцев ребенок уже не только свободно переворачивается со спины на животик, но и делает попытки садиться и даже ползать. Он подтягивается на ручках в кроватке и просто лежа на горизонтальной поверхности, пытается дотянуться до игрушки. Карапуз уже может по пять-десять минут играть с предметами. Но самое интересное – пытается повторять слова и слоги, копируя человеческую речь.

Седьмой месяц

До достижения ребенком одного года остается совсем немного. За этот период его развитие существенно шагнуло вперед. Из совершенно беспомощного, постоянно кричащего комочка он превратился в симпатичного и любознательного карапуза, который тычет пальчиком в интересные ему предметы и пытается понять смысл обращенных к нему слов, многие из которых уже знает.
Высоким показателем психического развития ребенка этого возраста является то, что он испытывает страх при расставании с мамой. Что же касается двигательной активности, то детки этого возраста уже могут подниматься на ножки, держась за какую-нибудь опору, и самостоятельно передвигаться. Если малыш любил ползать, то в семь месяцев он будет делать это быстро и уверенно. Бывает же, что дети минуют период ползания и сразу из положения сидя переходят в положение стоя на ножках, держась за опору.

Долгожданный одиннадцатый месяц

Чему же научился ребенок до достижения года? За последние четыре месяца он все лучше и лучше встает на ножки без помощи окружающих, ходит не только с опорой, но и без нее, держит в руках ложку, а еще пьет из чашки или кружечки-поилки. Карапуз прекрасно понимает взрослую речь и даже может ответить на простые просьбы: подать, положить на место, снять и т.п. Малыш пытается объясняться и доносить смысл своих желаний до родных с помощью слов, хотя еще и недостаточно понятных.

Период до одного года – это время подготовки ребенка к совершенно новому этапу его жизни, который вместе с приобретенными новыми возможностями принесет ему новые открытия и позволит полноценно познавать окружающий мир. Ведь все самое интересное для самого карапуза начинается после достижения первого года жизни.

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.

Мамам необходимо знать, как происходит развитие новорождённого по неделям, чтобы не упустить возможные отклонения и грамотно организовать уход за грудничком

От рождения до четырёх недель грудничок считается новорождённым. За это время ребёнку предстоит восстановиться после родов, адаптироваться к новому миру и запустить работу всех систем организма. И, несмотря на то, что природа заранее позаботилась о крохе, наделив его огромными возможностями, мамам необходимо знать, как происходит развитие новорождённого по неделям, чтобы не упустить возможные отклонения и грамотно организовать уход.

Первая неделя

Хоть ваш малыш и кажется вам самым прекрасным созданием на свете, его внешний вид может немного отличаться от ожиданий. Привыкая к воздушной среде, кожные покровы новорождённого обретают красный цвет, который сменится на бледно-розовый уже к концу недели. На пятые сутки иногда начинается шелушение. Оно также скоро пройдёт, нужно лишь смазывать кожу детским маслом.

В стерильном кишечнике младенца поселяются полезные микроорганизмы. В течение нескольких суток меконий, первородный кал, сменится на обычный стул жёлтого цвета.

Похожий материал:

За первые 7 дней жизни малыши теряют в весе, по календарю развития этот показатель не должен превышать 10%. Снижение массы тела малютки происходит из-за первоначальных сбоев в лактации и значительных энергозатрат организма. Чтобы поскорее наладить грудное вскармливание, маме нужно чаще давать ему грудь.

Заметив желтушный цвет кожи, сообщите об этом своей патронажной сестре. Не стоит пугаться, обычно он проходит после семи дней без специального лечения.

Основную часть времени малютка спит. В редкие периоды бодрствования он скован в движениях и принимает позу, к которой привык во внутриутробной жизни.

Первое время у новорождённых может наблюдаться небольшое косоглазие, обусловленное слабостью мышц, которые осуществляют движение глазного яблока. Но и это явление соответствует нормам по календарю развития грудничков.

Терморегуляция малыша находится на этапе становления. Одевая ребенка, помните, что перегрев может оказаться не менее опасным, чем замерзание.

Что может недельный грудничок

Новорождённый отлично различает запахи. Уже после 5 дней жизни младенец повернёт голову к смоченному в грудном молоке тампону из ваты.

Вторая неделя

Двухнедельный младенец значительно продвинулся на пути к адаптации. С 8 по 14 день многие не только восстанавливают потерянный вес, но и прибавляют до 150 гр. Заживает пупочек ребёнка, что позволяет мамам ненадолго выкладывать его на животик.

А вот с пищеварительной системой все не так хорошо. По календарю развития наступает время кишечных колик. Неприятными ощущениями, связанными с повышенным газообразованием, страдает всего 20% новорождённых. О том, что капризы и плач ребёнка связаны именно с коликами, можно понять по его подгибающимся к животу ножкам. Это непростое испытание для всей семьи будет длиться на протяжении трёх месяцев. А «скрасить» время и немного облегчить жизнь поможет уйма народных методов и аптечных микстур.

Малыш по-прежнему много спит (15–18 часов). После хорошего кормления вы можете заметить на его лице милую мимолётную улыбку.

Что может двухнедельный ребёнок

Дети на второй неделе жизни способны ненадолго зафиксировать взглядом неподвижные предметы. На расстоянии 20 см новорождённый может разглядеть даже лицо мамы.

Третья неделя

С 14 по 21 день по календарю развития ребёнок набирает ещё 200 гр, чем особенно радует родителей. Двигательная активность крошки возрастает, а мышцы укрепляются, некоторые малыши могут ненадолго приподнять головку.

К этому возрасту вы скорее всего уже нашли способ успокоить плачущего грудничка: одни качают, другие пеленают или дают сразу грудь.

К коликам могут прибавиться ещё и срыгивания. Если их объем не более одной столовой ложки, поводов для беспокойства нет, просто постарайтесь после каждой трапезы какое-то время держать малыша столбиком.

Иногда на его голове появляются корочки. Чаще всего это является реакцией на съеденные мамой продукты или связано с деятельностью сальных желез. Корочки быстро проходят, если их размягчать и вычёсывать мягкой щёточкой.

Что может грудничок трёх недель жизни:

  • разглядывает предметы на расстоянии 0,5 м;
  • проявляет активность на знакомые голоса;
  • затихает при виде чего-то нового;
  • хватает родителей за пальцы и волосы.

Четвёртая неделя

К четвёртой неделе жизни младенец заметно меняется: уходит послеродовой отёк, проявляются черты лица, взгляд становится более сфокусированным.

Голова младенца все ещё не до конца округлилась, на ней можно заметить «живые» роднички, которые поначалу пугают многих родителей. Во время родов они помогли крошке появиться на свет, а сейчас эти уязвимые места детской головки лучше прикрыть тоненькой шапочкой даже в отсутствие сквозняков.

Окрепшие мышцы позволяют ребёнку все дольше удерживать головку лёжа на животе.

В первый месяц гипертонус мышц у детей не считается отклонением, т. к. созревающий мозг новорождённого не в состоянии регулировать работу мышечной системы.

За этот нелёгкий период ребёнок заметно набрал в весе – от 600 до 1000 гр и подрос на 4 см. Это усреднённые нормы по календарю развития, многие малыши их с лихвой обгоняют.

Но особым достижением является проявление «комплекса оживления». Теперь он узнаёт родные лица и осмысленно улыбается в ответ.

Что может грудничок 1 месяца:

  • активно двигать ножками и ручками;
  • выражать эмоции радостным или недовольным криком;
  • узнавать маму по запаху и голосу;
  • в положении лёжа приподнимать голову.

Сколько должен есть новорождённый

Определить объем выпитого молока малыша, который питается на грудном вскармливании, очень сложно. Для остальных деток норму можно рассчитать: умножаем число дней жизни на 10, или свериться с нашей таблицей.

С 10-го дня и до окончания первого месяца дети в среднем потребляют 100 мл молока или смеси. После 4-х недель объем еды увеличится до 120 мл.

Рефлексы новорождённых

Появляясь на свет, ребёнок владеет некоторыми врождёнными рефлексами. С возрастом одни угасают, а другие появляются или усложняются. Отсутствие основных рефлексов, как и их раннее угасание, свидетельствует о наличии патологии.

Защитный

Лёжа на животе, кроха инстинктивно поворачивает голову, проявляется с первых минут жизни.

Сосательный

Если вложить в рот младенцу пустышку или палец, он начнёт активно иго сосать. Этот рефлекс многие мамы могут наблюдать даже на последних УЗИ малютки во время беременности.

Хватательный

Если легонько надавить пальцем на ладонь крошки, он схватится. Иногда сила малыша настолько велика, что можно приподнять его из лежачего положения.

Опорные

При соприкосновении с твёрдой поверхность ножки малыша приподнимаются и опираются на ступни. Если наклонить корпус малютки немого вперёд, он будет забавно имитировать ходьбу. Оба рефлекса исчезнут после 1,5 месяцев.

Рефлекс ползания

Если подпереть стопы лежащего на животе младенца рукой, он оттолкнётся. Его также называют рефлексом Бауэра.

Подошвенный

Если надавить на подушечку стопы малютки, его пальчики будут рефлекторно сгибаться.

Оценку рефлексов проводит врач-невропатолог. Во время диагностики грудничок должен быть покормлен и спокоен, иначе выраженность рефлексов может отличаться.

О нормах их появления и угасания можно узнать из таблицы:

Какими бы темпами ни происходило развитие вашего грудничка, старайтесь меньше нервничать и переживать, ведь ваш настрой быстро передаётся маленькому человечку. И пусть в вашем календаре развития будет побольше праздничных дат!