Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ребенок и тактильная гиперчувствительность Роль тактильной чувствительности в жизни подростка

«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

«Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Учитель-дефектолог:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

г. Хотьково, 2012г

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) - осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности , прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

Лепка из глины, пластилина, теста;

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Этапы развития тактильной чувствительности:

Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);

Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой , рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
-«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
- «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка» Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Органы чувств являются нашими проводниками в окружающем мире, позволяя получать от него информацию. Сенсорное восприятие настолько важно, что развивается намного раньше всех прочих сфер. И особую роль среди прочих играет тактильная чувствительность, которая включает в себя не только осязание как таковое, но и ощущение давления, а также чувство температуры.

Как развивается тактильная чувствительность у детей?

Тактильная чувствительность имеется уже у новорожденных, пусть она еще и не до конца сформировалась, в частности это касается болевых ощущений. Зато у столь маленьких детей отлично работает чувство температуры: они очень резко реагируют на ее перепады, вследствие чего нередко переодевания обретают неожиданные сложности.

Реагируют новорожденные и на касания, особенно это касается лица и губ – прикосновение к последним, как правило, активирует сосательный рефлекс.

Однако со временем, по мере взросления малыша, он все больше интересуется собственными руками и ногами, а затем и начинает использовать руки для взаимодействия с окружающим миром. С этого момента, наступающего где-то с пяти-шести месяцев, начинается активное ощупывание и облизывание всех предметов, которые только ребенок способен достать.

Апогея же это достигает тогда, когда ребенок учится ползать, поскольку теперь он самостоятельно может добраться до интересующих его игрушек и предметов. В этот период обычно происходит к тому же резкое продвижение в развитии мышления, а вследствие этого и речи.

Какие упражнения могут использовать родители?

Наверняка все знают, как маленькие дети рвутся потрогать и ощупать все, что подворачивается им под руки. И это просто прекрасно, поскольку предоставляет родителям огромное поле для деятельности.

  1. Предложить ребенку закрыть глаза и ощупать игрушку или фигурку, а потом описать, что он почувствовал. Можно усложнить эту игру, сложив несколько мелких игрушек в непрозрачный мешочек и предложив ребенку опустить туда руку и нащупать какую-то одну, после чего, не вынимая игрушку из мешка, предложить угадать, что именно он нащупал и почему он так решил.
  2. Самое простое упражнение – поочередно проводить по рукам или телу ребенка различными кусочками ткани: фланелью, шерстяной, бархатной, мехом, шелком – что найдется. Как вариант, можно заворачивать малыша целиком в полотенца разной структуры, пледы, покрывала, можно надеть шубу или пальто прямо сверху на легкую домашнюю одежду.
  3. Полезны для детей и игры с различными крупами: пересыпать их из емкости в емкость, перебирать. Можно в банку с крупой или песком закопать маленькую игрушку, предложив затем ребенку отыскать ее.
  4. По возможности желательно давать ребенку ходить босиком по разным поверхностям: траве, песке, гальке, глине. Дома можно позволять ходить по разным тканям, гороху или специально подобранным гладким камушкам, катать ногами массажные мячики.
  5. Массаж крайне полезен не только для общего здоровья малыша, но и для развития тактильной чувствительности. Особенно если он проводится по-разному: с помощью рук, массажных рукавичек, резиновых мячиков-массажеров и т. д.
  6. Игры с песком, глиной, лепка из пластилина не только помогают развитию фантазии, но и развивают осязание. Полезны также игры с водой, опускание рук в воду разной температуры, ощупывание различных предметов под водой и вне ее, сравнение между собой заледеневшей посуды и стакана с горячим чаем.
  7. Полезны будут игры с шуршащим полиэтиленом, защитной упаковкой с пузырьками, бумагой или фольгой, которую можно смять.
31.03.2017

У новорожденных деток тактильная чувствительность проявляется на каждом участке тела. Следовательно, грудничок уже готов принимать информацию, проявляющуюся в прикосновениях и соприкосновениях с различными предметами и вещами.

Очень часто заботливые мамы одевают малышам рукавички-царапки, опасаясь, что малыш поцарапает сам себя. Это ограничивает количество тактильных ощущений у крохи. Из-за таких ограничений нервным окончаниям на маленьких пальчиках и ладошках не хватает тактильных ощущений. И хотя в движениях грудников отсутствует координация, это не значит, что прикоснувшись к деревянной перекладине или маминой груди, натянув на себя одеяльце или крепко сжав взрослого за палец, он не ощутит разницу. А чтобы малютка не поранил себя, следует аккуратно обстригать ногти и следить за их чистотой.

К трехмесячному возрасту дети начинают сопоставлять тактильные ощущения со зрительным восприятием. Родителям необходимо предоставить как можно больше возможностей детским пальчикам для знакомства с новыми вещами. Так, даже лицо мамы или папы является не только самым интересным объектом, но и жизненно необходимым для тактильной чувствительности. Оно притягивает малыша с невероятным любопытством, кроха внимательно осматривает и щупает волосы, глаза, щеки, нос, губы родителей, ведь общение с взрослыми не заменит никакая игрушка. Изучая маму или папу, малыш уже вовлекает всех в игру.

Вот его пальчик попал к маме в рот, она сомкнула губы – и пальчик спрятался. Забавно! И еще не один раз малыш специально будет пытаться попасть пальчиком в намеченную цель, что каждый раз будет вызывать у него радостную улыбку.

Малыши, с которыми родители много и, что важно, с наслаждением возятся, до года практически не нуждаются в занятиях по специальным методикам. В моменты таких самопроизвольных игр ребенок никогда не упустит возможности добраться до новой и неизвестной для него цели, будь то папин ботинок, мамина заколка или мусорное ведро.

Игры на тактильную чувствительность

«Горячо – холодно»

Приготовьте заранее кусочек льда, который следует поместить в полиэтиленовый пакетик, и две небольших бутылочки с прохладной и достаточно теплой (не горячей!) водой. Поочередно давайте эти предметы малышу, приговаривая, что он ощущает от каждого прикосновения: «Это – прохладно, это – холодно, а это – ой, ой, горячо!» За тем прикоснитесь к тыльной стороне руки малыша или его щечке сначала металлической ложкой, а потом деревянной. Можно поднести его к крану с водой и предоставить возможность прикоснуться сначала к холодной воде, затем горячей. Все свои действия и ощущения, которые испытывает ребенок, следует проговаривать спокойным, ласковым голосом.

Для малышей 9-10 месяцев можно приготовить два равнозначных предмета, к примеру, два яблока. Одно предварительно подержите минут 20 в холодильнике. Теперь дайте два яблока малышу в руки, называя особенность каждого из них, а затем положите яблоки перед ним и попросите взять одно – холодное (теплое). Такое продолжение игры совершенствует в свою очередь не только тактильное, также речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Следующая игра подходит для малышей с 5 месяцев, когда кроха уже может опираться пальчиками ног на опору, конечно, с поддержкой взрослых.

«Ножки в ванной»

Перед тем как начать процедуру купания, поиграйте с малышом, подарив ему новые и необычные ощущения. Нужно приготовить две емкости с теплой водой. В одну нарежьте (не очень мелко) несколько поролоновых губок, а в другую емкость добавьте пенку для ванной и хорошенько взбейте. Теперь опускайте ножки малыша сначала в пену, приговаривая, какая пена белая и очень легкая, а затем в другую емкость, говоря о том, что там плавают мочалочки, они мягкие и мокрые. После купания можно ребенка поставить, придерживая под мышки, сначала на махровое полотенце, потом на резиновый коврик или соломенную циновку. Каждое свое действие проговаривайте, что в это время ощущают пальчики и пяточки малыша.

Появление малыша в семье - всегда счастье, большую радость приносят его рост и успехи, приятно, когда кроха растет послушным, веселым и любознательным, но что если все иначе? Не редкость в наши дни дети, которые ведут себя неадекватно в различных ситуациях, они кричат, плачут. Такие дети, как вечные двигатели, не знают покоя, в наши дни такое состояние принято называть гиперактивностью.

Что такое тактильная сверхчувствительность?

Самое неприятное в семьях, где растет гиперактивный малыш - незнание и непонимание, как помочь ребенку и что вообще с этим делать. В науке подобное состояние детей называют тактильной сверхчувствительностью . Осязание человека является, образно говоря, ниточкой, которая связывает взаимодействие нашей кожи с миром вокруг. Кожа постоянно передает мозгу импульсы, импульсы приносят информацию, информация фильтруется и только часть доходит до нашего сознания. Хорошим примером данной цепочки может послужить, то, что мы не ощущаем на себе одежду, она как будто сливается с нашим телом, но стоит только подумать об этом, как сразу ощущаются какие-то предметы одежды, одетые на человеке.

Выделяют две основные функции тактильной сверхчувствительности . Первая функция дает человеку возможность познавать окружающий мир. Вторая функция его защищает. Человек, изучающий предмет, задействует первую функцию, человек, который подвергся удару или укусу, будет чесать или гладить больное место, применяя вторую функцию. В идеале две эти функции должны дружно жить в нашем организме, друг друга дополняя. Но, к сожалению, идеалов не так много как хотелось бы. Случается так, что у человека первая функция менее развита, в этом случае человек принимает нестрашное за страшное и опасное. Идет некое преувеличение чего-либо .

Перейдем от теории к практике. Ребенок со сверхчувствительностью ведет себя следующим образом: ярко выражен протест при познании нового, ребенок не берет в руки определенные материалы, к примеру, он избегает игр с пластилином, тестом или глиной, игра в песочнице со сверстниками также вызывает в малыше ряд неприятных эмоций. Ребенку кажется неудобной и навязчивой любая мелочь в одежде, неприятная фактура, ткань, бирки, цветочки или бантики все может вызвать раздражение. Ребенок может в штыки воспринимать обновки, кричать и капризничать, выражая протест всему новому и непознанному. Такие дети не любят водные и гигиенические процедуры, не любят прикосновения.

Не стоит путать обычное упрямство и проявление характера со сверхчувствительностью. Моя голову или подстригая ногти ребенку, вы прикасаетесь к нему, это вызывает неприятные для него ощущения, слишком сильную щекотку, например. Таким малышам трудно в обществе, так как нечаянные прикосновения могут спровоцировать ураган неприятных ощущений. Стоя в очереди в ту же столовую ребенка могут нечаянно задеть, вызвав в нем неконтролируемую агрессию. Во многих случая, малыш может подраться с «обидчиком».

И наконец, такие дети не в состоянии контролировать свои эмоции и состояния. На фоне других деток, они постоянно бегают, балуются, вертятся и т.д. Им сложно сосредоточится, настояния сменяют одно другое. Кстати и взрослые люди порой отличаются сверхчувствительностью, что мешает сосредоточиться на определенном деле. Все эти проявления мешают малышу находится в коллективе детей, в саду или школе. Можно заметить, что поведение ребенка резко ухудшается при большом скоплении людей, все они опасны для крохи. Проблемы преследуют и в режиме дня ребенка, таких малышей трудно уложить спать и трудно будить.

Такое состояние мешает гармоничному развитию малыша.

Есть ли выход?

Сверхчувствительные детки бывают разные, проявления гиперчувствительности у одного малыша протекают без особых проблем, а у кого-то превращается в катастрофу. Правда, нет неразрешимых проблем. Существует ряд упражнений и игр , которые помогают ребенку преодолеть данное состояние, организовать себя, контролировать свои эмоции и чувства, успокоиться.

Для сверхчувствительных детей характерна склонность к сильным тактильным ощущениям. Таким малышам подойдет хороший массаж . Массаж должен проходить с сильными надавливаниями и поглаживаниями, на начальных этапах возможен массаж через полотенце или одеяло. Ребенок сам укажет вам, нравится ему это или нет. Впоследствии, можно научить кроху самому массировать те места, которые вызывают дискомфорт, приобретя для этого безопасные и не слишком жесткие щетки.

Пойдут на пользу игры с пластилином, глиной, тестом, песком . Выделите малышу свой маленький уголочек, где он будет в безопасности, пусть играет, лепит, рисует. Выбирайте интересные для него игрушки. Все вокруг должно располагать к порядку, дисциплине.

Для решений проблем со сном можно сделать малышу гнездышко из одеяла или подушек. Красивый неброский балдахин над кроваткой и неяркий свет так же играют важную роль, все это создаст нужную атмосферу.

Хочется отметить, что дети аутисты чаще страдают тактильной сверхчувствительностью, им комфортней находится в привычных местах, играть в одни и те же игрушки, жить по определенному расписанию все новое вызывает страх и панику. Мягкие ласковые прикосновения не для таких детей. Для проявления любви стоит сжимать их сильнее.

Главным помощником в решении проблемы станут родители . Если родители сумеют правильно объяснить ребенку его состояния, помогут их преодолеть, малышу будет проще. По мере роста нужно учить малыша контролировать свои эмоции и вовремя сбрасывать накопившуюся энергию. Ребенок должен сам знать и понимать свои особенности, это поможет ему по жизни.

Родители должны позаботиться о том, чтобы окружение ребенка не провоцировало его на приступы страха, отчаяния и негодования. Учителя и воспитатели должны тактично относиться к таким детям, в сторону должны уйти прилюдные унижения и оскорбления. Конечно, с такими детками очень сложно, но, приложив максимум усилий, проблема становится решаема.

Как проявляется пониженная сенсорная чувствительность, и как вести себя родителям и педагогам

Люди с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам обычно бывают тихими и пассивными, кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают на них внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, кажется, что он не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним.

Другой возможный симптом пониженной сенсорной чувствительности – человек кажется погруженным в себя. С такими людьми трудно установить контакт и создается впечатление, что другие люди им вообще не интересны. Причиной могут быть не только нарушения социального взаимодействия, но и сильная концентрация на той сфере, которая является сильной стороной таких людей.

Приспособления для массажа и стимуляции при пониженной кожной и кожно-мышечной чувствительности. Фото из экспериментального АВА-класса в Москве, поддержанного Фондом “Выход”.

Например, когда я впервые пришла в дом Джонни, он вполне счастливо играл со своими машинками. Я сказала «привет», но он даже не посмотрел в мою сторону.

Джонни – ребенок с аутизмом, который очень любит играть с игрушечными машинками. У него есть почти все модели машинок, и он очень много знает об истории моделей. Во время нашей встречи Джонни заявил: «Около 30 лет назад компания Matchbox перешла на более привычный пластик и картонные коробки, которые использовались другими производителями вроде Hot Wheels. Однако я предпочитаю коллекционировать машинки Matchbox в традиционных коробках, которые недавно снова были представлены на рынке для коллекционеров, начиная с 35 юбилея серии Суперскорости в 2004 году».

Джони только семь лет, и его знания в этой области явно необычны. Когда он говорит на свою любимую тему, то становится более оживленным и кажется более общительным. Однако стиль его речи остается довольно педантичным – ощущение, что он читает собеседнику лекцию о достоинствах машинок Matchbox.

Возможно, вы слышали, как такое поведение называют «эгоцентрическим» – не потому, что такой человек эгоистичен или думает только о себе, но потому что для него один интерес приводит к исключению всех остальных тем. Многие люди связывают это с особым когнитивным стилем, но наш опыт работы показывает, что это скорее связано с низкой чувствительностью к новым сенсорным стимулам. Такие люди не получают достаточной сенсорной информации из окружающего мира, и они могут использовать мысли и идеи об определенных темах в качестве способа стимулировать свой мозг. Люди с расстройствами аутистического спектра, у которых также есть пониженная сенсорная чувствительность, могут демонстрировать большое оживление, концентрацию внимания и общительность при условии, что они обсуждают свои интересы (например, машинки).

Вот некоторые примеры симптомов пониженной сенсорной чувствительности для каждой из восьми сенсорных систем:

Зрение: постоянно теряет нужную строку во время чтения, жалуется на усталость глаз.

Слух: не реагирует на свое имя, мычит или издает другие звуки, когда работает над какой-то задачей.

Обоняние: не замечает сильный запах в холодильнике, на который другие люди тут же реагируют.

Вкус: не замечает или равнодушен к количеству соли или остроте блюд.

Вестибулярный аппарат: не инициирует игру с оборудованием на детской площадке, предпочитает играть сидя.

Осязание: не замечает царапин и ушибов.

Проприоцепция: опирается на стены или полулежит на стуле, может отличаться слабостью мускулатуры.

Интероцепция: может пачкать или мочить штаны, не испытывает чувства голода, плохо понимает расположение своего тела в пространстве.

Пример инклюзивной детской площадки для детей с инвалидностью и без. На площадке есть оборудование для безопасной стимуляции детей с гипочувствительностью при аутизме.

Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях. Люди с пониженной сенсорной чувствительностью часто не понимают, что какие-то предметы слишком холодные или горячие, классический симптом – отсутствие реакции на боль в случае ушибов, падений, порезов или ссадин.

Дети с пониженной сенсорной чувствительностью кажутся «вялыми и медленными». Кажется, что у таких детей нет мотивации и спонтанного желания играть и исследовать окружающий мир (Bialer and Miller 2011). Они часто кажутся летаргичными и усталыми. В школе кажется, что ребенок с пониженной сенсорной чувствительностью не слушает то, что говорят, и/или дремлет, сидя на стуле. Ему может быть трудно подружиться с другими детьми, потому что он не может поспеть за быстрыми движениями других детей на площадке, либо в тот момент, когда он осознает ситуацию, другой ребенок уже отвлекается на что-то еще.

Мы используем аналогию с «топливным баком», чтобы объяснить концепции чрезмерной и пониженной сенсорной чувствительности. Бак подобен нашей нервной системе. У каждой машины свой объем бака. У некоторых моделей топливный бак очень маленький, он быстро наполняется, как дети с повышенной чувствительностью быстро наполняются сенсорными стимулами. Другие машины с большими баками, и их нужно заправлять дольше и чаще, чтобы они продолжали ездить, так же как и дети с пониженной сенсорной чувствительностью (Bialer and Miller 2011).

Эмоциональные последствия пониженной сенсорной чувствительности

Дети с пониженной чувствительностью могут страдать от низкой самооценки. Они могут предпочитать играть сидя и избегать двигательных занятий, требующих энергичных движений. Из-за этого их могут обзывать «занудами», «зазнайками» и «одиночками». Из-за плохой способности общаться с ровесниками у них может быть мало возможностей для развития нормальных социальных навыков и формирования отношений. В результате у них меньше опыта в разговоре, обмене и участии в воображаемых играх.

Они также могут отставать в учебе, потому что они могут позднее осознавать, чего хочет учитель (например, когда учитель говорит, чтобы все открыли тетрадки, чтобы писать диктант), так что они все время не поспевают за остальными детьми. Эти дети могут считать себя глупыми и не способными к спорту по сравнению с другими детьми.

Правильно подобранные активные физические упражнения могут улучшить состояние при сенсорной гипочувствительности.

Пути помощи детям с пониженной сенсорной чувствительностью

Людям с пониженной сенсорной чувствительностью нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Громкая музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь людей с пониженной сенсорной активностью в двигательные занятия, даже если они предпочитают сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения.

Попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует этого человека, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.

Родителям детей с симптомами пониженной сенсорной чувствительности рекомендуется психотерапия, которая основана на вовлечении в общение и формировании отношений. Кроме того, очень полезной может оказаться сенсорная интегративная терапия, которую может предоставить опытный терапевт (желательно, чтобы это был специалист, прошедший специальное обучение и работавший с супервизией), что позволяет повысить социальную вовлеченность, саморегуляцию и самооценку.

Ссылки

Bialer, D. S., and L. J. Miller. 2011. No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges. Arlington, TX: Sensory World.