Ребенок сангвиник – особенности развития и воспитания. Материал на тему: Памятка для родителей "Ребенок -сангвиник"

Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:

исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:
Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых - у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствие увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Рекомендации:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Веселый и беззаботный малыш-сангвиник наделен особыми чертами. У него довольно широкое личико с четко очерченным подбородком.

Он пытливо смотрит вокруг, впитывает окружающую атмосферу каждой клеточкой своего тела. Сангвиники буквально цепляются за жизнь, они активны и невероятно любопытны, в любом процессе задействуют все органы чувств. Отличительной особенностью сангвиника является то, что он непоколебимый оптимист. Наметив какую-либо цель, малыш настойчиво будет стремиться к ее реализации. Неудачи или преграды, безусловно, расстраивают его, но не сбивают с выбранного пути.

Благодаря повышенной активности в течении дня, малыш быстро умаивается и мгновенно засыпает вечером. Ночью его мозг активно работает, такой ребенок может бубнить что-то во сне, вскакивать, прикрикивать и через несколько минут снова погружаться в объятия Морфея, как ни в чем не бывало. В принципе ночной сон малыша-сангвиника достаточно спокойный, но именно такие шалуны не дают родителям ни малейшего шанса побездельничать в кровати с утра.

Ребенок просыпается рано и сразу требует внимания к себе. Его вряд ли займут , ему нужны родители, с которыми можно общаться и новые впечатления. Днем такой малыш спит недолго, а просыпаясь, не нуждается в том, чтобы полежать, разглядывая потолок, ему сразу куда-то нужно ползти или идти.

Сангвиник - это исследователь, который имеет острый, пытливый ум. Он постоянно стремится на встречу к приключениям, быстро находит решение для сложных задач, пытается продумать варианты, как обойти родительские запреты и получить желаемое.

Будучи совсем крошечным сангвиник не терпит дискомфорта и недовольства. О том, что он у него что-то болит, он голодный, мокрый или грязный, тут же узнает весь дом. , требуя идеальных условий и успокоения. Малыш наблюдает за всем, что происходит вокруг, изучает звуки, движения, «сканирует» поведенческие навыки.

Кормление сангвиника также прерывисто и неспокойно, как и все, до чего прикасается маленький шалун. Можно сказать, что его интересует не еда, а процессы, которые происходят вокруг этого действа. Что мама взяла в руки, что это заблестело, куда она это положила, как открыла, что высыпала - все это занимает ребенка гораздо больше, чем поглощение пищи. Он может съесть целую горсть печенья, умять тарелку ягод или конфет.

Ребенок ест достаточно много, но предпочитает делать это быстро, чтобы встав из-за стола быстро отправиться за пределы кухни и убедиться в том, что он не пропустил ничего важного и интересного. Как только он делает первые попытки к ползанию или , малыш обязательно направится в те уголки своего жилища, которые ранее были недоступны, он соберет все крошки на полу, обязательно потискает собаку, нажмет кнопки на папином компьютере или разбросает мамину обувь. Ему нужно знать все! Это вечный двигатель, свалить с ног которого может только усталость.

За сангвиниками нужен «глаз да глаз», . Многие родители по-настоящему устают из-за тотального контроля и характеризуют свою жизнь с маленьким непоседой словами: «ни минуты покоя».

Сангвиники практически никогда не бывают полными, несмотря на обильное питание. Это происходит по причине их повышенной физической активности, ползать, прыгать, бегать, скакать - вот что нужно малышу такого типа темперамента. Такой ребенок скорее худощав и поджар, не всегда набирает в весе, так как этого хотелось бы родителям.

Сангвиник очень энергичен, его внутренних сил и энергии хватает на нескольких детей, он лидер, главный выдумщик и заводила в играх и бытовых «шкодах». Малыш очень любит жизнь, у него колоссальная потребность в действиях и движении.

Родители сангвиников ошибочно полагают, что таким активным и «непослушным» детям нужны рамки, поэтому предпочитают ограничивать природную непоседливость малыша. Важно понимать, что внутри такого ребенка кипит, «вулканирует» жизненная энергия и если она не будет иметь выхода это чревато будущими проблемами. Ограничения злят и расстраивают ребенка, он выражает признаки беспокойства, вредничает, проявляет протестное поведение. Единственное что получают родители это ребенка который постоянно провоцирует их своими выходками.

Энергию сангвиника нужно направлять, причем обязательно в мирное русло. Это означает что вам нужно не только следовать за ребенком, подкладывая подушки там где он может упасть, а еще и направлять его, ориентировать его интересы. Тут нужно проявлять изобретательность, причем ежеминутно.

У сангвиника не должно быть слишком много игрушек на виду, он не может концентрироваться, поэтому предлагайте что-то новое, но периодически, причем усвоенный материал стоит временно скрыть с детских глаз. Вместе стройте и ломайте, прыгайте и бегайте, складывайте пирамидки и пазлы. Сами делайте это с неподдельным восторгом, чтобы разбудить интерес ребенка. С сангвиниками очень хорошо работает то, как вы преподносите информацию. Ваше восторженное лицо и заговорщический голос «А давай, сегодня прятаться под столом!» (лепить из теста, кувыркаться, тихонько сидеть, как мышки, петь песню тоненьким голосом, строить домик и пр.). В общем, все что только взбредет вам в голову - то, что нужно непоседе.

Если ребенок капризничает, скорее всего ему скучно, либо он чувствует ваши запреты и не разделяет их. Ребенок далеко не всегда может выразить собственные чувства словами, поэтому старайтесь говорить фразы: Я понимаю, как тебе обидно, потому что ты хотел полежать на песке. Мы обязательно сделаем это летом, когда будет тепло». Позволяйте ребенку расстраиваться и выплескивать свои чувства. Правильно говорите слово .

Поэтому переключайте внимание ребенка-сангвиника на какие-то другие интересные занятия, особенно на прогулке - догонять собачку, собирать каштаны, делать букеты из листьев, рисовать мелками, ходить и даже прыгать по лужам. В запасе у должны быть свежие идеи и несколько интересных игровых предметов, не обязательно игрушек (палочки, веревочки, угольки для рисования, мячик и пр.).

Чтобы не мешать сангвинику развиваться и любить жизнь благодаря оптимизму, бьющему через край, нужно помогать малышу концентрироваться и действовать не порывисто, а последовательно. Подпитывайте детскую любознательность, учите малыша не только получать удовольствие от траты собственной энергии, но и правильно ставить цели.

Основные характеристики ребенка сангвиника

  • Очень подвижный, выражает свои чувства и переживания порывистой речью, резкими жестами, движениями.
  • Не системный, может быть несобранным, рассеянным.
  • Быстро увлекается, может потерять ощущение реальности.
  • Несколько легкомысленный и непостоянный.
  • Без труда приспосабливается к новым условиям, быстро находит друзей и компании по интересам.
  • Общительный, но входящую информацию воспринимает поверхностно.
  • Жизнерадостный и доброжелательный.
  • Не обидчивый за счет хорошего чувства юмора и самоиронии, любит шутить, в том числе над собой.
  • Непоколебимый оптимист.
  • С трудом концентрируется, не очень усидчив.
  • Не всегда проявляет настойчивость.
  • Не может сидеть на одном месте, устает от однообразия, утомляется, скучает и в конечном итоге теряет интерес к занятию.
  • Если увлекается, становится очень деятельным и работоспособным.

Воспитание для ребенка сангвиника

Поскольку сангвиник очень активный, легкий и довольно беспечный, ему в отличии от представителей других темпераментов действительно нужен контроль, но дружелюбный и конструктивный.

  • Будьте справедливы, но контролируйте его действия и поступки.
  • Соблюдайте порядок в своих требованиях и сами не делайте того, что запрещено, на глазах у малыша.
  • Проявляйте умеренную строгость и требовательность. При этом сохраняйте в отношениях искреннюю теплоту и заботу. Если вы перейдете к функции тотального контроля, без доверия, ребенок замкнется.
  • Возьмите за правило проверять качество проделанной работы, малыш сангвиник не всегда способен сконцентрироваться, потому допускает нелепые ошибки или делает все на «тяп-ляп». Если задание выполнено небрежно, просите ребенка исправить ошибки и довести начатое до конца. При этом не воспрещается помогать, или выполнять задание вместе с малышом.
  • Ориентируйте ребенка не только на результат, он должен понять, что процесс - тоже важная часть его работы, к которому также нужно приложить усилия и концентрацию.
  • Поскольку малыш шутник и весельчак, он не всегда может выстраивать гармоничные отношения с другими детьми, его поступки могут быть дерзкими, а шутки довольно колкими. Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка относиться к другим людям с вниманием и уважением.
  • Старайтесь объяснить малышу, что в жизни важны длительные и устойчивые отношения.
  • Сангвиника нужно мотивировать. В идеале, делать это, призывая его оказать кому-то необходимую помощь.
  • Ребенка нужно научить концентрировать внимание, для этого важно сформировать устойчивость детских интересов. Не позволяйте ребенку бросаться от одного занятия к другому, пока он не получит результата. К примеру, если ребенок ходит на плавание, но через две тренировки говорит, что особого рвения к данному виду спорта у него нет, это далеко не всегда так. Возможно малыш просто отвлекся на что-то другое и потерял интерес временно, а потом станет сожалеть о содеянном. Тем не менее, вы должны прислушиваться к ребенку и если ваши наблюдения и ощущения говорят о том, что ребенку действительно нравится что-то другое, не заставляйте, а переориентируйте его. Но частая смена занятий не идет на пользу маленькому сангвинику.
  • Нужно предугадывать желания ребенка и по возможности, прерывать его действие до того момента, как он примет решение сделать это сам.

При покупках в

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Кто ваш ребенок – холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик

в своё время гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

в зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека, но не предопределяют их. так, у людей с одинаковым темпераментом, могут быть совершенно разные черты характера.

темперамент (с латинского языка) переводится как «надлежащее соотношение частей».

темперамент проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, манере общения и поведения.

в реальности чаще всего эти четыре темперамента встречаются в смешанном виде. но всё же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого ребенка можно отнести к определенному темпераментному типу.

темперамент закладывается еще до рождения и начинает проявляться буквально с первых дней жизни ребенка. одни младенцы сутки напролет спят в своих колыбельках, другие наоборот, то и дело беспокоятся, плачут и чего-то требуют. некоторые дети готовы дни напролет виснуть на маминых ручках, в то время как их собратья, научившись ходить, основное время отводят самостоятельному исследованию окружающего мира.

темпераментные свойства изменить нельзя. если ребенок тихий и необщительный, он таким и будет на протяжении всей жизни. единственно, со временем, под влиянием определенных воспитательных и обучающих факторов, обретая жизненный опыт, человек может заставить себя вести по-другому: например, стать более общительным, но только на тот момент, когда ему это надо.

эмоционально стабильные типы темпераментов

сангвиники (том сойер, маугли, тимур (из произведения а.гайдара)) – отличаются склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, активностью, энергичностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.


открыты
отзывчивы
непринужденны
жизнелюбы
малочувствительны
легко адаптируются
быстро переключаются
непостоянны
увлечены
не злопамятны
несобранны
эмоциональны

сангвиники любят узнавать всё новое и легко усваивают информацию. они быстро переключается с одного на другое и способны заниматься сразу несколькими делами. их живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.

флегматики (крокодил гена, дядя федор, деда шер) – отличаются спокойствием, уравновешенностью, медлительностью, постоянством, упрямством, немногословностью, безынициативностью.

Миролюбивы
в меру общительны
работоспособны
упорны
исполнительны
осмотрительны
вдумчивы
терпеливы
основательны
ровны
спокойны
малоподвижны

флегматики медленно, но прочно усваивают новые знания. их речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. такие дети быстро засыпают и с трудом просыпаются. флегматики плохо приспосабливается к незнакомой обстановке.

эмоционально нестабильные типы темпераментов

х олерики (незнайка, карлсон, машенька (из нового мультфильма «маша и медеведь»)) – отличаются повышенной возбудимостью, неутомимостью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью, быстротой реакций.

Подвижны
энергичны
инициативны
выносливы
принципиальны
чувствительны
беспокойны
шаловливы
непоседливы
агрессивны
раздражительны
неуравновешенны
изменчивы
оптимистичны
самостоятельны
любят преодолевать преграды

холерики говорят выразительно и эмоциональны, но отрывисто, быстро и с проглатыванием отдельных слов. движения этих детей стремительны, резки, энергичны. новую информацию усваивают быстро, но также быстро и забывают. такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня.

меланхолик (ослик иа, шрэк, тётя мотя) отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Малообщительны
тревожны
неуверенны
мнительны
сдержанны

Ваш малыш холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик?

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие - труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого - непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента - основа будущего характера, а характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке – реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик – это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми,большие компании);соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши: игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;занятия с картинками, лото;рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл - тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)

О нем обычно говорят - впечатлителен. В отличие от легко возбудимых – у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, родители только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься - не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники – эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» – обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем – и на успехах в работе.

Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования - строгие и постоянные.

Подготовил материал:

старший воспитатель Дубынина Н.А.

(на основе журнала «Наш малыш»)