Устный счет для малышей. Счет всего подряд. Основные правила и нюансы обучения

Оказывается, научить ребенка считать в уме в 1 классе можно. Нужно только подготовиться к этому, изучить определенные методики и настроиться на успех. Запомните самое главное: если ребенок будет понимать и чувствовать, что вы верите в него, верите в его успех, а не сравниваете его с другими и ругаете при этом за неудачи, то у него обязательно все получится. Любой ребенок, даже, казалось, самый глупый, обязательно будет иметь успехи в обучении, если в него верить, поддерживать и правильно подходить к процессу новым предметам. Рассмотрим методику обучения счету в уме в 1 классе.

Специалисты по раннему утверждают:

Чем раньше вы начнете обучение детей счету, чтению и письму, тем раньше получите результат. Все очень просто!

Как правило, у детей появляется интерес к изучению окружающего мира и к энциклопедическим знаниям до 7 лет. В школе этот интерес может быстро угаснуть под влиянием внешних негативных факторов: учитель не понравился, одноклассники обижают, нет желания выделяться умственно и прочие факторы. Дети начинают считать предметы еще до того, как пойдут в первый класс. И вы, как родитель, можете способствовать развитию этого навыка. Для начала начните считать абсолютно все, что вас окружает: ступеньки, пуговицы, машины на улице, собак, кошек.

Главная ошибка в обучении

Главная ошибка в обучении ребенка счету в уме – это сложение и вычитание по единицам. Например, чтобы получить 4, нужно сначала к 2+1=3, затем 3+1=4. Все это только приведет к плохой привычке – считать очень медленно. От такого счета ни один ребенок не будет умственно развиваться. Ведь, пока дети досчитают таким образом до 10-ти, пройдет несколько секунд. Также, не приучайте ребенка считать на пальчиках. Конечно, так проще всего будет научить первоклашку считать, но в дальнейшем это приведет к сложностям в обучении.

Устный счет – зачем он нужен?

Устный счет развивается умственные способности ребенка, повышает уровень интеллекта, заставляет думать. Именно такой счет применяется не только в первом классе, но и во взрослой жизни. Ребенку нужно развивать свою сообразительность и смекалку, понимать, как быстро сложить цифры.

Важно! К моменту обучения устному счету первоклассник должен уметь сосчитать 5 игрушек, 10 птиц, 9 конфет и т.д.

Но, как только вы начнете обучать ребенка счету, не стоит использовать определения предметов: деревьев, собачек, птичек, коров, коз и т.д. Обучение счету нужно проводить среди однородных предметов, чтобы ребенок ассоциировал цифры именно с ними. Идеальный вариант – приобрести наборы цифр и уже по ним обучать детей.

Начните наглядно показывать ребенку: это цифра 1, это 2, затем 3 и т.д. Таким образом вы будете развивать зрительную память первоклассника. На следующем занятии показывайте различные комбинации цифр: 1+4=5; 5+6=11 и т.д. Чем больше вы составите таких комбинаций и покажите их ребенку, тем лучше.

В течение 14 дней ежедневно уделяйте время для непродолжительных занятий счетом со своим ребенком. Одно занятие может занимать 5-10 минут. Этого будет достаточно для того, чтобы первоклашка понял, как именно складывать цифры. Затем, следующие 14 дней показывайте ребенку изначально комбинацию цифр, например, 7+1=8, а потом спрашивайте, сколько будет 7+1? Если малыш ответил правильно, покажите ему ответ. Если нет, еще раз объясните. Таким образом, следующие 14 дней у вас уйдут на закрепление результата устного счета.

Как научиться умножать?

Научиться складывать и вычитать гораздо легче, чем умножать и делить. Не каждый взрослый может освоить эти способы счета, не говоря уже о ребенке. Но, дети склонны к быстрому запоминанию новой информации и обучению ей. Поэтому, после того, как первоклашка научился складывать и вычитать в уме, приступайте к умножению и делению. Как?

Начинать нужно с наглядного примера. Возьмите 2 коробки. Сложите в одну и другую по 5 кубиков. Объясните ребенку, что две коробки по 5 кубиков будет 10 кубиков; 3 коробки по 5 кубиков = 15 и т.д. Самое главное в обучении этому методу – наглядность. Продолжайте такие уроки в течение одной недели.

На второй неделе начинайте с вашим ребенком стихотворения, где одним стихом будет один столбик из таблицы умножения. Напевайте эти строчки первокласснику, показывайте наглядно, напишите крупным шрифтом и повесьте на стенах комнаты. Через неделю таких постоянных повторений, ваш ребенок запомнит таблицу умножения наизусть. На третью неделю обучения начинайте спрашивать первоклашку по таблице: сколько будет 2*2?

Как научиться делить?

Деление – это самый сложный процесс в математике для любого ребенка. Важный момент: к делению можно приступать только после того, как первоклашка научился складывать, вычитать и умножать. В противном случае, ребенок не поймет всего того, что вы будете пытаться ему объяснить.

В обучении делению работает та же схема, что и в умножении. Берем 6 конфет и делим между двумя мальчиками, получается по 3 конфеты каждому; берем 25 конфет и делим на 5 ребят – получается по 5 конфет. На протяжении всей недели нужно наглядно показывать ребенку, что означает деление. Затем, начните деление по таблице умножения (то есть, делаем все в обратном порядке, конечное число делим на делимое. На это у вас уйдет ровно 7 дней, на третьей неделе обучения нужно будет проверить все то, что выучил и запомнил первоклассник за это время.

Итак, обобщаем:

  • Обучение счету должно происходить в раннем возрасте – еще до того момента, как ребенок пойдет в первый класс. Задача родителей – привить интерес ребенка к обучению.
  • На обучение сложению, вычитанию, умножению и делению уйдет по 3 недели. Не пытайтесь ускорить этот процесс, иначе вы не получите ровно никакого результата.
  • После каждого занятия поощряйте ребенка, хвалите его за каждый успех и ни в коем случае не ругайте.
  • Превратите обучение в элемент игры и тогда ваш первоклашка сам будет проситься поиграть с ним в счет, письмо или чтение.

Считать в уме, по мнению многих из нас, в наше время уже неактуально. Калькулятор есть в каждом смартфоне и уж тем более на компьютере и ноутбуке. Однако постоянно, перед каждым своим действием, шагом или чихом в калькулятор не полезешь, а считать необходимо постоянно и много.

Считать в уме – умение весьма нужное даже в наш высокотехнологичный век гаджетов и электронных вычислительных систем. Простой пример, иллюстрирующий данные теоретические выкладки, - поведение покупателей и продавцов в магазине: действовать нужно быстро, ведь за вами большая очередь, и если вы не умеете считать в уме, продавец может вас обсчитать – по ошибке или умышленно. Дети первые свои самостоятельные «вылазки» совершают чаще всего именно в магазин, поэтому устный счёт им очень пригодится.

Умение считать – не врождённый навык у человека, и совсем маленькие дети ещё не имеют представления о числах, количестве, действий с группами предметов (прибавлением одной группы к другой, отниманием и т. д.).

У примитивных народов Азии, Африки и Америки также неразвиты представления о числах и арифметических действиях: чаще всего их числовая система состоит из понятий «один», «два» и «много»; некоторые племена могут считать до пяти, некоторые до семи, но дальше у них у всех следует неизменное «много». Отсюда можно заключить, что устный счёт и счёт вообще – достаточно сложная функция для человеческого сознания.

Так как же научить ребёнка первым манипуляциям с числами? Прежде чем освоить умение оперировать абстрактными числами, дети должны понять счёт на наглядных примерах. Ребёнку для начала необходимо рассказать о числах, хотя бы до первого десятка, и посчитать с ним разные предметы, которые можно увидеть вокруг: птичек на деревьях, цветы на грядке, люди на улице, машины на стоянке и так далее.

Постепенно малыш уяснит «внешний облик» конкретных количеств – будь то один, пять или десять предметов. При неразвитом абстрактном мышлении у маленьких детей очень развита зрительная память, он быстро запоминает формы и цвета. Можно упражняться с ним в счёте, показывая яркие картинки.

Главное при этом – понимать, что маленький ребёнок всё воспринимает как игру. И обучение счёту тоже необходимо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно. При правильном подходе малыш будет очень быстро схватывать информацию, поскольку в таком возрасте его мозг впитывает всё новое очень активно.

Нельзя посадить его за стол и долго читать нудную «лекцию» об арифметических действиях – ребёнок только потеряет интерес к обучению . Считать с ним нужно в разных местах и ситуациях, во время прогулки, игр и других совместных действий. Можно предложить вместе приготовить что-нибудь вкусное, и ребёнок может помочь определить, например, сколько яиц нужно для замешивания теста.

После того как представления о количестве более-менее сформированы, игру можно усложнить. Научите ребёнка первым арифметическим операциям – сложению и вычитанию. К примеру, возьмите игрушечный домик (в его роли может выступать обычная большая коробка) и фигурки людей или животных (можно использовать обычные кубики, которых назовём, например, «гномиками»). Поместите в домик одного человечка и спросите малыша, сколько человечков живёт в домике. Он должен ответить, что один.

Затем поставьте в домик ещё одну фигурку и спросите, сколько человечков стало. Пусть ребёнок подумает и скажет правильный ответ. На первых порах ему для этого потребуется несколько минут, он будет ошибаться; не стоит его торопить или ругать. Когда он скажет правильный ответ, он должен открыть домик и удостовериться, что человечка именно два. Абстрактная модель, которую ребёнок воспроизвёл по памяти, подтвердилась на наглядном примере. Прибавляйте и отнимайте человечков от общего количества «жителей» домика, чем вы закрепите и разовьёте у ребёнка навык устного счёта.

Как научить ребёнка умножать и делить

Если сложение и вычитание – достаточно лёгкие процедуры, то умножение ребёнку понять значительно сложнее . Ещё труднее освоить деление. На помощь родителям здесь также придут наглядные примеры, игрушки и фигурки.

Нужно приготовить одинаковые коробочки и наборы фигурок. В простейшем случае фигурками послужат камешки, кубики, крышечки от пластиковых бутылок – можно отыскать всё что угодно. В каждую коробку должно входить равное количество фигурок. Предложите малышу заполнить одну коробочку, сложив туда фигурки. Пусть он сосчитает, сколько предметов лежит в коробке. А после этого пусть заполнит вторую коробочку, удостоверится, что предметов в ней столько же, и посчитает общее количество фигурок в обеих коробках.

На первых порах в одну коробку должно входить всего несколько предметов – два, три. Таким способом можно подвести малыша к мысли, что два раза по три равно шести, два раза по два – четырём и так далее.

Нет необходимости увеличивать коробки и фигурки до бесконечности: на этом этапе важно, чтобы ребёнок понял конкретный, материальный смысл умножения как суммы нескольких одинаковых групп предметов.

Следующий этап – заучивание таблицы умножения. Учить нужно наизусть, как стихотворение. Точнее – группу стихотворений. «Строчками» в них выступают примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь… За один раз можно выучить только одно «стихотворение» - умножение на два, на три, четыре и так далее. Умножение на пять напоминает стихотворение и внешне – его «строчки» рифмуются друг с другом, поэтому его запомнить проще всего.

Деление – самое трудное действие для малыша, к нему даже в начальной школе приступают позже, чем к другим разделам арифметики. Деление является процедурой, обратной умножению, поэтому для его освоения ребёнок должен уже знать таблицу умножения. Впрочем, на первых порах подойдут всё те же наглядные примеры, и в этом смысле деление – действие, наиболее близкое и актуальное для малыша.

Как разделить конфеты на всех, чтобы у каждого было поровну? Ведь если у кого-нибудь будет меньше, чем у других, он обидится. Необходимо разделить по справедливости, и сначала это можно осуществлять методом подбора: сначала раздать по одной конфете, потом ещё по одной… Общее количество конфет должен подобрать взрослый, чтобы оно действительно делилось на всех детей без остатка.

Впоследствии можно объяснить ребёнку, что не все числа можно делить друг на друга. В этом деление сложнее умножения – ведь перемножать можно абсолютно все числа. Если есть возможность, ребят знакомят и с делением с остатком: оставшиеся конфеты, которые нельзя раздать всем поровну, забирает взрослый (или же они достанутся самому послушному из детей).

Как можно помочь ребёнку

Выполнение арифметических действий для ребёнка можно упростить, если рассказать ему о свойствах чисел от 2 до 10. Например, 4 – это два раза по два; 5 можно получить разными способами – прибавить 3 к 3 или 1 к 4. Особо следует уделить внимание цифре 0. Для упрощения счёта нужно разобраться и с круглыми числами: 30 – это три раза по 10, а 5 – это половина 10.

Формулы для более сложных процедур

Когда ребёнок становится старше и уже владеет базовыми арифметическими действиями, можно познакомить его с формулами для быстрого сложения и умножения больших чисел. Таких формул существует немало, и здесь мы приведём лишь некоторые.

Достаточно просто умножать двузначные числа на 11. Например, 23*11. Необходимо просто сложить цифры первого множителя и в ответе записать этот множитель, в середине которого вписать полученную сумму: 2+3=5, следовательно, 23*11=253. Если при сложении цифр получилось двузначное число, то первую цифру этого числа прибавляют к первой цифре множителя. Например, 38*11. 3+8=11; первую единицу прибавляем к тройке, а вторую пишем в середине ответа: 38*11=418.

Сложение больших чисел можно упростить, если увеличить одно слагаемое на какое-нибудь число, которое потом вычтется из ответа. Например: 358+340=(358+2)+340-2= 360+340-2=700-2=698.

Такие формулы наверняка будут интересны и многим взрослым, ведь они существенно упростят рабочий процесс, подсчёт денег и другие насущные операции с числами. опубликовано

Завести ребенка - это очень серьезный шаг и большая ответственность для родителей. Забота о ребенке требует немало времени и усилий. Ночные недосыпания, правильное кормление и смена подгузников - это лишь малая часть того, что в действительности требуется от родителей для правильного и здорового воспитания ребенка. Не менее важным является развитие умственных способностей ребенка, начиная еще с дошкольного возраста.

Одним из основных направлений в развитии умственных способностей ребенка является математика и умение правильно считать.

Полезно знать: математика заслуженно называется основой всех наук. Но именно с ней у большинства деток возникают проблемы. А родители зачастую выбирают неправильный подход к решению данной проблемы.

Когда начинать учить цифры?

Для начала необходимо определится с возрастом ребенка, в котором можно начинать учить математику. Специалисты, такие как педагоги или психологи, утверждают, что дети способны запоминать числа и их порядок с двух лет. Но в этом возрасте они делают это неосознанно, да и количество цифр, которые они запомнили находиться в пределах от 1 до 10.

Как правило, счет проходит с простыми предметами, игрушками или конфетами и т.д. А уже начинает постепенно осознавать счет и его логическое назначение.

Кроме этого в этом возрасте малыш начинает осваивать простые арифметические действия: вычитание, прибавление, деление. Делает это на обыденных домашних вещах. Например, делит три пары обуви на троих домочадцев или считает, по сколько каждому из домочадцев припадает кусочков торта, так чтобы каждому досталось поровну и т.д.

Начинать учить ребенка считать в уме стоит в дошкольном возрасте, в районе 4-5 лет. Поскольку именно так у деток начинает формироваться понятия абстрактности. Это позволяет начать обучать ребенка выполнению несложных арифметических действий в уме. Делать это стоит с небольшими числами, максимум до 10. В том случае если ребенку такие действия еще тяжеловаты - можно понизить планку максимального числа до 5. Очень важно, что бы ребенок понял основы, благодаря которым ведется счет.

Обучение ребенка математики и счету

Для начала следует понимать, что обучение математики занимает немало времени. Также следует осознавать, что малышу не справиться с этой задачей без непосредственной помощи родителей. Во-первых, следует помнить, что ребенок остается ребенком, из этого следует, что не нужно с самых ранних пор садить ребенка за учебники и заставлять его решать сложные примеры. В данной ситуации специалисты рекомендуют заинтересовать малыша и приступать к обучению арифметики в виде некой игры.

Полезно знать: также к моменту начала обучения ребенок должен понимать элементарные вещи: что длиннее, что короче, что находится по сторонам, где правая рука, а где левая.

Для этого родители должны постоянно ребенку все объяснять. Это лучше всего делать во время прогулок. Например, указывать направление движения: на право, прямо и т.д. Объяснять размеры предметов: та машина длиннее, а та - короче и т.д. Рассказывать о форме предмета, для этого можно вырезать из картона простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат и т.д. И еще немаловажно, чтобы ребенок осознавал местоположение предметов, в этой ситуации также можно объяснять ребенку все на реальных примерах: после того как во время прогулки прошли дом, сказать что он находится позади или в домашних условиях переставлять игрушку в разные места относительно ребенка и объяснять их местоположение.

Все это ребенок должен знать уже в возрасте 2-3 лет. Что касается самого счета, то существуют несколько основных правил, которые помогут в обучении ребенка:

  1. Первое, что нужно усвоить это регулярность занятия математикой . Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал материал - необходимо заниматься арифметикой около получаса в день. Но не более 5-10 минут за один раз. Если переусердствовать и давать ребенку большее количество информации, то малыш просто не будет ее усваивать.
  2. Не менее важно при обучении детей счету - повторение . Повторять необходимо ежедневно, но после прохождения новой темы. Не следует повторять одно и то же, а выборочно повторяйте материал из всего ранее пройденного до того времени пока малыш не будет это знать в идеале. И не нужно просто зазубривать, важно понимать разницу между повторением и заучиванием.
  3. В случае неудачных попыток решить какой-либо пример . Лучше упростите пример или объясните на наглядных примерах, используя подручные средства, например на яблоках и т.д.
  4. Необходимо сделать так, чтобы арифметика стала обыденностью для ребенка . На решение примеров следует отводить около получаса в день, но на обычный счет чего-либо - ограничений нет. Можно считать везде и все. Например, во время прогулки посчитать, сколько голубей присело возле кормушки или, находясь в супермаркете посчитать, сколько человек в очереди перед вами и сколько позади.
  5. Следует начинать с малого. Не надо требовать от малыша, чтобы он решал сложные примеры. Сам процесс обучения математики стоит вводить постепенно. Как утверждают специалисты - обучение происходит в 3 этапа. Первый этап - это привыкание. В данном случае к названиям и специфической терминологии. Второй этап - осознание смысла и логики процесса. Подразумевается понимание того как вообще происходят действия и счет в математике. Конечным этапом считается запоминание и накопление получаемой информации. На первом этапе просто общайтесь со своим ребенком, сравнивайте те или иные предметы. Затем постепенно вводите в свои разговоры числа. Ребенок может даже не осознавать, что значат 3 машинки и 2 плюшевые игрушки. Но со временем после ежедневной уборки своих игрушек, к ребенку придет понимание и значение чисел.

Полезно знать: обратите внимание, что числа лучше всего учить при помощи ярких табличек с цифрами, а для того, чтобы было легче обучать ребенка решению разных примеров, необходимо решать их в виде игры или задавать задачу в виде какой бы то ни было веселой истории.

При помощи яркой визуализации и положительных эмоций дети лучше запоминают и усваивают информацию.

Каждому ребенку требуется внимание и помощь родителей. Не следует жалеть время на заботу и развитие собственного ребенка.

Как научить ребенка считать видео

Специалисты утверждают, что дети должны учиться считать еще в детском саду, важно, чтобы занятия проходили интересно, и ребенок 3-4 лет сам хотел считать. Как только первые знания о цифрах и счете будут получены, малышу будет легче и проще закреплять новые знания о сложении и вычитании.

Первые шаги ребенка в счете должны поддерживать взрослые. К примеру, можно просить малыша, чтобы он нашел один или несколько предметов, озвучивая их количество. Также нужно будет обучить малыша пониманию того, что такое «больше», «меньше» и «одинаково».

Прежде чем ребенок научится слагать и вычитать, нужно научить его просто считать, далее обучить проговариванию счета вслух, потом он должен научиться делать это шепотом, а только последним этапом станет счет в уме, и вслух малыш будет произносить только получившийся результат.

Считать можно не только дома, вполне можно научить ребенка счету на прогулке. К примеру, вы можете посчитать, сколько машин припарковано во дворе, потом попробовать усложнить задачу и посчитайте, сколько из них красных, а сколько серых. Можно сосчитать встречающихся животных, птичек, деревья и все, что только попадется на глаза. Так ребенок будет усваивать процесс счета, подкрепляя его визуальными образами, и на шаг приблизится к цели, чтобы научится быстро считать в уме.

Любое обучение ребенка счету должно проходить в виде игры. Тут вам могут помочь специальные счетные палочки или же обычные одинаковые предметы, это могут быть карандаши, пуговки, фломастеры. Начините занятия с дошкольником, начиная усваивать счет до пяти. Когда ребенок научится быстро считать в пределах 5, вы можете попробовать обучить его счету до 10-ти.

Постарайтесь объяснить ребенку, из чего состоит число. Это легко сделать при помощи сладостей, к примеру, у ребенка есть четыре конфеты, если он поделится с мамой и даст ей одну, то у него останется три конфеты. Вы сможете объяснить ребенку процесс вычитания, что если у него было 4 конфеты и если одну убрать, то останется 3.

Для счета можно использовать палочки и линейки

Попробуйте научить малыша и сложению таким же способом, меняйте количество конфет местами, чтобы ребенок понял, что от перемены мест слагаемых сума не меняется. Так вы сможете очень быстро научить ребенка считать до 5-ти и до 10-ти, а также закрепите навыки сложения и вычитания.

Обязательно поясните ребенку понятие «ноль», это сделать гораздо проще чем кажется. Просто разложите перед малышом несколько счетных палочек и проведите с ними несколько сложений и вычитаний, и приведите пример, когда три палочки будут отниматься от трех палочек. Уберите все палочки со стола и объясните, что в этом случае ничего не останется, то есть, будет ноль.

В обучении счету ребенка главное регулярность и никакого принуждения, занятия должны быть ежедневными и веселыми, чтобы малыш понимал, что быстро считать в уме числа – это очень весело. Старайтесь давать ребенку простые и хорошо запоминающиеся примеры, так он запомнит числа намного быстрее, тут вам могут помочь бумажечки с цифрами.

Обучение цифрам для малышей – цифра и число 10

Пока вы обучаете малыша счету в пределах 10-ти, вы должны ему объяснить из чего состоит число 10. Он должен понимать, что десятку можно получить разными способами, сложив 5+5, 3+7 или 8+2. Как только малыш сможет слагать и вычитать числа до десяти в слух, попробуйте его попросить делать это шепотом, а потом и в уме.

Чтобы научить дошкольника счету до 20-ти, используйте тот же способ, что и при обучении до десяти. Приведите ребенку пример, что нужно сложить 8+4. Числу 4 не хватает до десяти 6, мы их заберем у 8. Останется 2, а потом десятку нужно прибавить к двум, вот и получится 12.

Не забывайте о том, что нужно научить дошкольника счету сначала на наглядных пособиях, потом перейти на карточки с цифрами, потом на устный счет вслух без пособий, на счет шепотом и только потом устный счет в уме. Пока ребенок не усвоит первый уровень знаний и не доведет их до автоматизма, не переходите ко второму.


Как только дошкольник сможет легко сосчитать до 20-ти, вы можете превратить счет в увлекательную игру, предлагая малышку складывать и вычитать разные числа, которые он встречает на улице. Это могут быть номера домов, машин или цифры на рекламных плакатах.

Сложные числа по типу «245» разлагаете на простые, просите малыша посчитать, сколько будет 2+4+5 вслух или шепотом. Так ребенок сможет в виде игры оттачивать навыки счета в уме и легко научится слагать и вычитать цифры до 20-ти.

Неплохо может помочь в обучении дошкольника счету до десяти и до 20-ти обычная линейка с делениями. Тут вы можете наглядно показать ребенку сложение и вычитание и можете обучить его быстро считать до 20-ти. Попросите малыша приплюсовать 4+4. Найдите на линейке цифру 4 и от нее пальчиком пойдите вправо, так как речь идет о сложении.

Развивающие мультики для детей малышей – Удивительная стройка – Сложение – Учимся складывать числа

Нам нужно прибавить еще 4, значит нужно сделать 4 шага. Опробуйте таким же образом вычитание, только возьмите в пример 9-5. Найдите с ребенком девятку, оставьте на ней пальчик, а другим отсчитайте 5 шагов. Остановите свой пальчик на цифре 4. Так вы сможете очень легко и наглядно обучить малыша счету, сложению и вычитаю до 20-ти.

Многие родители сомневаются, нужна ли ребенку таблица умножения до школы, но вы, как родитель, должны оценить способности своего малыша, возможно, для него это будет слишком большая нагрузка. Не стоит превращать жизнь дошкольника в сплошной урок математики, есть много других интересных занятий. Счет должен быть интересной и увлекающей игрой, а не обязанностью.

Вопросом о том, как научить ребенка быстро считать в уме задаются многие родители, у которых дети уже достигли младшего школьного возраста. Родители должны понимать, что интерес к счету нужно начать прививать как можно раньше, в форме игры, чтобы малыш понял, какой это интересный предмет – математика.

Чтобы счет поддавался первокласснику намного проще и легче, обязательно нужно научить малыша складывать и вычитать числа в столбик. Обучить ребенка будет легко, для этого вам понадобиться немного терпения, желание малыша, листочек и ручка.

В начале обучения сосредоточьтесь только на сложении. Попросите ребенка на листике записать числа так, чтобы единицы были над единицами, десятки – над десятками, сотни – над сотнями. Как только числа будут записаны – подведите под ними черту.

Поясните, что сложение нужно начинать с единиц, которые записаны в самом конце. Если сумма цифр получается меньше десятки, то вам нужно будет сразу записать ее под чертой. Если больше, чем десять, то единицы пишите под черту, а количество десятков – запомните или запишите сверху примера.

Теперь нужно будет складывать десятки, но к ним же нужно будет прибавить тот десяток, который мы запомнили при сложении единиц. Сотни и тысячи складываются точно так же, как и десятки.

Сложение столбиком целых чисел

Когда первоклассник запомнит, как складывать числа, попробуйте решать примеры на вычитание. Поясните, что записывать цифры нужно точно также, а если количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.

Научите первоклассника делению. Для этого число, которое делите, запишите на бумаге и отделите его от делителя уголком. Результат записывает под ним. Помните, что в отработке счета в столбик нужна практика. Занимайтесь с ребенком, который пойдет в первый класс по чуть-чуть, но регулярно. Обязательно следите, чтобы примеры были решены правильно.

Устный счет для школьника

Существует несколько видов устного счета и для ученика, который ходит в первый класс, очень важно освоить каждый их них.

Беглый слуховой счет развивается, когда его насчитывает учитель, родитель или одноклассник. Основная нагрузка приходится на память, но при этом малыш будет быстро утомляться, поэтому не нужно практиковать этот счет слишком долго.

Зрительный устный счет может производиться при помощи таблиц, плакатов и записей на доске. Так ребенку будет намного легче выполнять математические действия, и математика будет усваиваться намного легче при наличии наглядных пособий.

Комбинированный счет может проводиться при помощи разных способов. Класс может показывать ответы на карточках, учитель может попросить детей провести взаимопроверку, упражнения могут даваться в виде игры, викторины, лабиринта и т. д.

Круглые числа

Чтобы объяснить ребенку понятие круглых чисел, можете использовать обычную длинную линейку. Вы сможете пояснить, что десяток состоит из десяти единицы, два десятка – из двадцати и так далее.

Расскажите малышу, который ходит в первый класс, что чтобы посчитать что-либо десятками правильно, нужно использовать принцип счета единицами, на ноль не нужно обращать внимание. Постарайтесь посчитать десятками и не забывайте записывать ноль.

Трехзначные числа

Часто бывает, что когда первоклассники доходят до темы трехзначных чисел, они пугаются. Чтобы ребенок быстро понял, что к чему, постарайтесь преподнести малышу материал при помощи таблиц.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8

Решим пример 351+238 с помощью таблицы. Нам нужно будет заполнить пустой ряд

Расписываем число на разряды и проводим складывание. У нас получится простой счет в пределах десятки.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8
5 8 9

Похожие действия можно делать с вычитание и с переходом на десятки.

Математика – наука алгоритмов. Поэтому для изучения какой-либо темы надо дать ребенку правило и пояснение, почему необходимо действовать так, а не иначе. Как научить ребенка складывать и вычитать, ведь это очень интересно и полезно?

Учимся считать с помощью кирпичиков «Лего»

Прежде, чем заучивать состав чисел, нужно рассказать дошкольнику, что такое число, как оно образуется и какие действия возможны. Самый оптимальный способ научить малыша – повторить это действие многократно, выполнив его руками. Многие родители отмечают полезность конструкторов «Лего». Некоторые детишки сами пробуют считать по отдельным деталькам.

Как научить ребенка сложению и вычитанию с помощью кирпичиков Лего?Рассмотрим принцип на примере числа 6. Для этого понадобятся кирпичики разного достоинства:

  • 6 кружков;
  • 1 и 5 (пять – это 4 и 1) кружков;
  • 2 и 4 кружка;
  • 3 и 3 кружка.

Как видите, некоторые блоки не могут быть цельными (как 1 и 5) поэтому число пять состоит из двух деталек одного цвета (или можно воспользоваться скотчем и просто склеить кирпичики).

Комбинируя кирпичики, выкладываем число 6 разными способами. Не забываем, что 6 – это не только 2 и 4 , но и 4 и 2. Если в процессе игры с конструктором повторить состав числа 2-3 раза, этого будет достаточно, чтобы в голове у ребенка что-то отложилось.

Научить ребёнка сложению и вычитанию посредством такой веселой игры, как конструктор «Лего» можно очень быстро. Если необходимо вычесть, закрываем часть кружков и спрашиваем, сколько спряталось. Если прибавить – наоборот, добавляем новые кирпичики нужного достоинства.

Как учить сложению и вычитанию без «скрипа»

Прием, который можно назвать классикой математики для малышей – счеты, но счеты не простые, а особенные. У таких счетов косточки-десятки расположены на одной оси и разделены на два цвета: желтый и белый, синий и фиолетовый. Под руководством мамы, малыш выкладывает числа, состоящие из двух частей. Таким образом, он наглядно изучает состав числа. Подвижные разноцветные косточки, «бегающие» по проволоке, повышают интерес ребенка к математике.

Сложение и вычитание для тех, кому не интересно

Стоит задать тому же малышу задачку на скучную тему: прибавление и отнимание палочек, кругов или надоевших карандашей, то он допускает ошибки с теми же числами, которые только что считал без труда. Недаром учителя в школе стремятся связать задачи с интересами детей.

Попробуйте провести эксперимент — предложите чаду забавную устную задачку. — Решит за две секунды без всякой наглядности!

Математическая лесенка – то, что надо при устном счете

Чтобы научить ребенка складывать и вычитать в уме, нарисуйте для него такую игру, как числовая лесенка. Лесенки бывают двух цветов – вниз одного, вверх – другого. Когда ребенок шагает вверх – число увеличивается на столько единиц, сколько ступеней пройдено. А вот когда нужно отнять – опускаемся. Этот прием очень нагляден. Ребенок сразу понимает, что прибавить – это больше, отнять – меньше.

Этот прием эффективен для воспитания навыков устного счета.

Состав чисел

С этого приема можно начинать обучение в школе. Дети и родители работают в тетрадке или на бумаге. Необходимо записать пример, но особым образом: два круга + четыре круга = шесть кругов. То есть, сочетаем рисование схем и знаки действий. При вычитании можно дублировать письмо действиями с предметами: выложить число и часть единиц закрыть или убрать.

Сложение-вычитание больше десяти

Для маленького ребенка понятнее, когда родители поясняют доступными категориями. Например, счет с переходом через 10, связывают с понятием «дружить»: 6 дружит с 4 (потому что 4 не хватает до 10). Когда школьнику встречается пример 6+5, то он рассуждает так:

6 дружит с 4, если от 5 взять 4, остается 1. В итоге мы получаем вполне достойнуюИметодически верную запись:

6+5=6+4+1+10+1=11

А можно ли научить ребенка вычитанию таким приемом, как «дружба цифр»? Вместо ответа, решим пример 17-9. Ребенок рассуждает так:

9 дружит с единицей, значит: 7+1=8. Это также вполне законная методическая запись:

17-9=(10+7)-9=10-9+7=1+7+8

Как видите, ответы сходятся!

Конечно, малыш должен понимать и математический язык – единицы, десяток, состоит, разложить… Но если у школьника трудности, почему бы ему сначала не объяснить, а уж потом браться за терминологию?

Сложение-вычитание и состав числа: что важнее?

Оказывается, не всегда родители и даже педагоги оценивают значение понимания математических действий ребенком. Когда малыш запомнил состав чисел, совершенно необходимо довести плюс-минус-навыки до автоматизма.

Для этого рекомендуется использовать все известные приемы, в том числе и те, которые мы обсуждаем сегодня. Важно научить ребенка вычитатьи прибавлять какможно разнообразнее, используя знания в различных житейских ситуациях:

  • складывать килограммы, сантиметры, минуты и т.д. – именованные единицы;
  • задействовать геометрический материал: отрезки, фигуры, площадь, периметр;
  • считать по линейке;
  • применять счетные палочки, счеты, игры с цифрами и т.д.

Предложив ребенку разнообразные игры, Вы подготовите его к таким трудным предметам, как физика, химия, геометрия — а именно, к тем, где есть именованные числа и решение по формулам.