Как вырезать гармошку из бумаги. Гармошка из бумаги своими руками: мастер-класс в технике оригами. Сложный способ складывания гармошки

Шакирьянова Светлана Владимировна

Как сделать из бумаги гармошку ? Бумага - это специальный материал для письма, печати и творчества. Ее считают одним из любимых вариантов для поделок с детьми. И это неудивительно : бумага пластичная , доступная и безопасная. Из нее можно соорудить что угодно. А получатся ли музыкальные инструменты, например гармошка ? Раньше это был всеми любимый инструмент, который незаслуженно забыли в наше время.

Гармошка , сделана своими руками . Из коробки от чая, клей ПВА, обои. Делаем меха. Вырезаем 2 прямоугольника, размером 12*40 см и 2 прямоугольника, размером 7*40 см. склеиваем малярный скотч с изнаночной стороны.

Делаем разметку складок. На расстоянии 1, 5 см проводим линии.

собираем «веер» . И так со всеми прямоугольниками. Делаем 1,5 см надрезы на внутренней складке. Вот что получилось. Для чего приклеивали малярный скотч? Чтобы надрезы не рвались дальше.

подворачиваем уголки только на тех прямоугольниках, которые 12*40 см. Вырезаем из картона прямоугольники 12*7 см.


Будем приклеивать верхнюю часть мехов. Аккуратно намазываем клеем «Момент» ребро картонной заготовки, со стороной 7 см.

Приклеиваем. Для фиксации берем прищепки. Все картонные заготовки на месте.

Переворачиваем. Приклеиваем нижнюю часть мехов. Фиксируем прищепками, ждем минут 15-20. Теперь вклеиваем переднюю часть.





Публикации по теме:

Новый год – самый волшебный, самый добрый и красивый праздник. С начала декабря все начинают готовиться к торжеству – город обретает магическую.

В наши дни в современных магазинах можно приобрести любую вещь, но то, что сделано собственноручно - будет цениться во все времена. Поэтому.

Детско-родительский клуб «Оч. умелые ручки» - » Весенние тюльпаны из гофрированной бумаги своими руками Цель: Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Задачи: 1. Обучать приёмам работы с гофрированной бумагой. 2. Развивать творческие способности,.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию.

Предлагаю Вам самый простой способ изготовления своими руками рождественской (Вифлеемской) звезды из бумаги с детьми старшей группы В начале.

Любите создавать своими руками цветы из бумаги? Если да, то приглашаю к просмотру мастер-класса по созданию весенних гиацинтов из бумаги.

Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить.

Гармошка – ранее всеми любимый и совсем позабытый в наши дни музыкальный инструмент. Однако изучая на днях с ребенком музыкальные инструменты, гармошка вызвала у сына большой интерес. Я сразу вспомнила, как мы в детстве делали и играли самодельными гармошками. Мы сразу вооружились нужными материалами и приступили к делу. И конечно же я спешу поделится нашим опытом с вами, и прямо сейчас вы узнаете, как сделать из бумаги гармошку.

Материалы:

  • Цветная бумага 2 листа разного цвета
  • Ножницы
  • Клей ПВА

Материалы подготовлены и самое время узнать как сделать из бумаги гармошку. Работу начнем с того, что складываем лист бумаги пополам вдоль листа. При этом нужно оставить край шириной 2-5 мл.

Теперь этот край заворачиваем дважды.

Складываем лист пополам вдоль листа.

Отступаем от края и загибаем листок делая первую ступеньку.

Переворачиваем и отворачиваем ступеньку в сторону. Переворачиваем и снова отворачиваем ступеньку в сторону и т.д. В конце оставляем свободный край.

Важно очень хорошо разглаживать ступеньки, это существенно облегчит дальнейшее изготовление гармошки.

Разворачиваем гармошку.

Аккуратно ее расправляем, края собираем, как видно на фото, а саму гармошку складываем к середине одновременно с обеих сторон.

Представляю вам 3 способа, как можно сделать цветы из бумаги гармошкой. Из-за разности способов, различными получаются и сами цветы.

Для работы понадобятся материалы:

  • Цветная бумага;
  • Цветной картон;
  • Клей-карандаш;
  • Ножницы.
  • Циркуль, линейка.

Как сделать цветы из бумаги гармошкой?

1. Способ

Самый легкий способ, в результате которого получается самый простой цветок.

Отрежьте от цветной бумаги две полосы. Если цветок нужен небольшой, достаточно и одной полосы, но потоньше.

Поверните полоску к себе узкой стороной и сложите в гармошку. Просто загибайте небольшую складку вперед, а затем назад. Ширина складки может варьироваться от 5 мм до 1 см, в зависимости от величины будущего цветка. Хотя, если цветок огромный, то и складки могут быть весьма приличными. Превратите в гармошки обе полосы.

Склейте их вместе, чтобы сделать длинную деталь.

Заверните ее кончики внутрь и склейте. Получится вот такой кольцо.

Придавите сверху края, направляя их в середину.

Вырежьте из цветного картона контрастный или в тон цветку кружок и приклейте в средину. Все, самый простой вариант готов.

2. Способ

Вырежьте из цветной бумаги 5 одинаковых треугольников, которые будут лепестками цветка из бумаги гармошкой.

Поверните к себе один треугольник широкой стороной. А если они одинаковые, то любой.

Сложите его в мелкую, около 5 мм, складку.

Согните полученную деталь вдвое, причем широкая ее сторона должна быть внутри.

Склейте обе стороны, получится лепесток.

Превратите в такие лепестки все остальные треугольники.

Склейте лепестки, нанося клей на боковые стороны. Удобно сначала не завершать круг, а склеить боковушки и прижать, чтобы бумага как следует закрепилась.

А затем уже склеить оставшиеся свободные стороны, в результате чего получится цветочек.

Вырежьте из цветного картона кружок и приклейте в серединку цветка, придав ему еще большей привлекательности.

3 Способ

Вырежьте из цветной бумаги 8-9 кругов.

Сложите каждый кружок в гармошку. В результате этого действия кружок сузится и будет похож на овальный лепесток.

Склейте все лепестки вместе, сделав длинную бумажную гармошку.

Заверните в кружок и склейте боковые свободные стороны.

Прижмите внутреннюю сторону, и получится цветок. Он может норовить снова приподняться в колечко, это не страшно. Картонный кружок в центре закрепит его положение.

Вот такие получились разные цветы из бумаги гармошкой благодаря трем способам их создания.

Из этих цветочков получаются красивейшие аппликации. С ними отлично гармонируют любого вида, кроме кленового.

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой , были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был . Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:



Наряду с самоварами и пряниками тульская гармонь стала символом города, известным далеко за его пределами. Производство этого музыкального инструмента началось в Туле еще в начале XIX века, а уже на рубеже XIX и XX веков на Международной торговой выставке в Париже тульская гармонь завоевала медали и получила международное признание.

Сейчас гармони и баяны производят на фабрике «Тульская гармонь», которая располагается на месте бывшей фабрики «Мелодия» в Криволучье.

В создании каждого музыкального инструмента участвует команда мастеров, а все детали изготавливаются и собираются вручную.

Путь каждой гармони начинается с выбора дерева, из которого ее, собственно, изготовят. Корпуса гармони делают из березы, а резонаторы - из сосны. После того как древесину доставят на фабрику, ее высушивают в специальном ангаре, где датчики поддерживают определенную температуру и влажность. В среднем на сушку дерева уходит две недели.

В машинном цехе просушенную древесину распиливают и делают заготовки для корпуса и резонаторов будущего народного инструмента.

На специальном станке ЧПУ делают детали и товарный знак к каждому инструменту.

Логотип сохранился со времен существования фабрики «Мелодия».

Столяры вручную выравнивают поверхность, затирают неровности и, как конструктор, собирают каркас правой и левой частей гармони.

Тонкие пласты целлулоида (синтетического материала) вымачивают в ваннах со специальным раствором, в результате он становится мягким и идеально прилегает к деревянной поверхности.

Обклеенные части корпуса отправляются на сушку на неделю.

Чтобы придать корпусу глянец, верхнюю часть целлулоида счищают железными циклями и полируют на специальном станке.

Потом все корпуса тщательно измеряются, чтобы детали идеально подходили друг другу.

Отполированные корпуса попадают к художнику, который трафаретными красками расписывает каждый инструмент.

Затем корпуса, грифы и басовые накладки поступают в цех сборки и настройки. Здесь собирают внутреннюю часть гармони, ее сердце.

На резонаторы наклеивают специальную планку с «голосами» - так называют клапаны, которые контролируют движение воздуха. У каждого «голоса» своя тональность.

Мастера собирают электрокартон и герметично закрывают уголки лайкой. Так получаются меха гармошки.

Когда все части инструмента собраны, гармонь попадает к настройщику.

В небольших кабинках у каждого настройщика есть специальная коробка. Мастер на слух настраивает каждый резонатор и подчищает каждый «голос». Сами настройщики называют себя врачами с набором специальных инструментов. Кстати, с помощью такого механизма настраивали гармони еще в XIX веке.

У настроенного инструмента «зашпиливают» корпуса и меха.

Потом гармонь ждет тест в отделе технического контроля. Специалист проверяет инструмент на герметичность, работу механизмов клавиатуры и устраняет недостатки.

Контролер проверяет инструмент на соответствие стандартам качества и выписывает гармони документ – паспорт.

Затем инструменты готовят к отправке: гармонь тщательно протирают, проверяют крепление ремней, упаковывают в пенопластовые ложементы и укладывают в коробки.

Вместе с инструментом в коробку отправляется специальный чехол и комплект ремней.

Теперь инструмент полностью готов!

Кстати, на тульских инструментах играют в ансамбле имени Александрова. Гармони и баяны, изготовленные в Туле, доставляют в ансамбли по всей России, а еще в Германию, Италию, Чехию, Австралию.