Почему люди сжигают чучело на масленицу. Зачем совершают сжигание масленицы и что было раньше

Истоки традиции
Сжигание чучела на масленицу - обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?
-Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.

Также подобный обряд был символом проводов зимы.

У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела
Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, - о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

Чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели;

Данному объекту традиционно придавались черты женского тела;

Также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду;

Чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.

Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.
У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.

Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы.Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.

Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя.

Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс.

Спустя пару часов происходило поджигание фигуры. Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной.поджигание фигуры масленицы Все остальные люди продолжали петь и плясать, попутно бросая в костер оставшуюся после масленицы еду. Считалось, что блины и лепешки, оставшиеся после масленицы, должны быть уничтожены, ведь впереди людей ждал долгий пост. Такую еду обычно сжигали, но иногда раздавали беднякам и малоимущим.

Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям поселка оставалось лишь собрать пепел и сжечь его. Оставлять пепел после религиозной процедуры было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные холода смогут уничтожить посевы. Зарывался такой пепел на полях, где выращивалась большая масса урожая. Вместе с пеплом также могли захоронить остатки еды и крошечные фигурки из соломы.

В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом
Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.

Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромской фигура «соломенного мужика» губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.
Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.


Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас - вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.

Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.

Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.
Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю.

Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды.
Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.

Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней.

Сейчас сжигание чучела масленицы - это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.

Ни одна Масленица не обходится без символа этого праздника - чучела. Все мы радуемся и ликуем, когда его сжигают в последний день - прощеное воскресенье. Но не все знают смысл этого ритуала и как правильно должно выглядеть чучело. Вот и разберемся в этой статье - как же соблюдать традиции наших предков на Масленицу!

Названий у чучела очень много - Масленица, Масленичная кукла, Масленик, Масленичное чучело. Но от этого суть этого символа праздника совсем не меняется. Издавна чучело на Масленицу символизировало зиму.

Сделать его очень просто, а вот материал и одежда должны быть неизменны. Прежде всего - это солома. Ее сносили со всех дворов на главную площадь села и обвязывали деревянное основание. Одевали чучело в самую старую и рваную одежду, ее тоже «собирали» все односельчане. И чем страшнее одежда, тем лучше - символизируя скорый «конец» Масленицы.

Чучело на праздник делали в понедельник - начало масленичной недели. Создание образа зимы на Масленицу должно было проходить по определенным правилам. Оно должно быть похожим на человека не только внешне, но и по высоте. Делать его должны молодые замужние женщины, которые имели маленького ребенка. Голову чучела обязательно украшали красным платком с завязанными концами. Лицо разрисовывали угольками и ярким соком свеклы.

Оказывается, чучело может быть не только женского пола, но и мужского. Их обычно изготовляли одновременно, устанавливали рядом друг с другом или в разных концах села.

Вот таких «красавцев» катали на старых санях, заезжая в каждый отдаленный уголок села. Особенностью такого развлечения являются громкие песни и музыка. Это делалось для того, чтобы напугать зиму и быстрее освободить весну. В четверг устанавливали чучело на снежной горке, с которой катались на гуляньях.

В конце всех гуляний, чучело Масленицы обязательно сжигали. Огонь издавна символизировал обновление и новую жизнь. Вот и символ зимы нужно обязательно спалить, тем самым окончательно проводить ее и очистить путь для прихода весны.

Сгорала в огне не только главная героиня - Масленица. Разводили целый костер, в который бросали старые вещи и остатки сытной еды. Вместе с ними сгорали все печали и грехи прошлого, тем самым начиная весну с Великого поста.

Вокруг костра всегда водят хороводы, поют песни, зазывая весну. При этом обязательно нужно ругать зиму и хвалить первые весенние лучи солнца!

Скорость сгорания чучела тоже имеет свою примету. Чем сильнее горит костер и имеет высокое пламя, тем быстрее придет весна и принесет с собой богатый урожай. Сжигая чучело, мы тем самым «помогаем» весне прогнать надоедливую зиму!

В этот день, после обряда сжигания соломенной куклы, нельзя разводить огонь дома и даже поджигать свечи - плохая примета!

Но на этом традиции, связанные со сжиганием чучела не заканчиваются. Оказывается, пепел от костра нужно собирать и удобрять им свои поля. Это делалось для того, чтобы получить с полей обильный будущий урожай.

Вот такие традиции и обычаи связаны с самым главным символом Масленицы - чучелом.

Если правильно сделать зимушку-красавицу и громко проводить ее, то будущий год принесет Вам только радость и благополучие!

После её окончания начинается Великий пост...

Вся неделя перед Великим постом, который предваряет Прощеное воскресенье, называется мясопустной, т.е. употреблять в пищу согласно церковным правилам нельзя только мясо животных, всё остальное, включая рыбу можно. Такой вот, на Масленицу нестрогий пост. Еще Масленицу называют сырной неделей, наверное как раз в связи с ограничениями в еде. В связи с постом в народе часто путают христианско - церковную и светские составляющие этих праздничных дней. А ведь Масленица никак не может быть церковным праздником, ведь корни её ведут из глубокой языческой славянской древности, и означала она проводы зимы и празднование прихода весны. Многие задаются вопросом - зачем и почему сжигают чучело на Масленицу? Соломенное чучело, олицетворяющее зиму, всенародно сжигали, символически отгоняя холода, метели, темноту, как бы освобождая этим путь солнцу и весне. Даже круглые блины, которые традиционно пеклись на масленицу в больших количествах - это не что иное, как символ солнца.

Чтобы в тяжелых стопках блины не слипались между собой, их перед тем, как положить друг на друга обильно смазывали маслом. Отсюда и название: "Масленица". Блинные традиции, как сжигание соломенных чучел, связаны с древними языческими культами поклонению солнцу и возрождению природы с приходом весны. Ярило - так назывался бог солнца у древних славян. Плавный переход в конце Масленицы к православному христианскому празднику Прощеного воскресенья - это лишь совпадение по датам. В народе же прочно связывают эти праздники, по умозрительным причинам. Многие даже считают проведение Масленицы церковной традицией. Веселое, многолюдное празднество на Масленицу с поеданием блинов и различных закусок к ним, с песнями и танцами, с распиванием горячительных напитков и с буйными забавами, раскатыванием на тройках, сжиганием соломенного чучела и кулачными боями - все, что отличало этот праздник в древности, с незначительными изменениями добралось до и наших дней.
Очень красиво и самобытно изобразил кулачный бой на холсте русский художник - передвижник Василий Суриков, ниже его картина от 1891 года "Взятие снежного городка":

Заканчивалась эта веселая и разухабистая масляничная неделя "Прощеным Воскресеньем", во время которого немного усталые от празднеств и притихшие люди встречаясь между собой, просили у друг друга прощения, за обидные слова или проступки, которыми они возможно обидели собеседника в прошлую неделю, а за одно и за прошедший год.

В этот день люди также прощались с Масленицей и проводили обряд сжигания чучела зимы. На картине выше горит такое чучело из соломы.

Кроме воскресенья, каждый день на масленицу праздновался по традиции особым образом:


Понедельник – радостная встреча Масленицы.
Вторник – заигрыши . Молодые парни отпускали немудреные шутки и прибаутки, а девчата весело отвечали. Пели частушки. Молодежь подъискивала себе пару.
Среда – лакомки . Зятья с семьями шли в гости к теще. Видимо тещи умели хорошо готовить, вот и закрепилась в народе поговорка "к тёще на блины".
Четверг – широкий четверг – самые людные санные катания и народные гулянья. С этого дня заниматься домашними и хозяйственными делами запрещается.
Пятница – тещины посиделки или вечерки . Теперь наоборот, зятья ответно звали тещ на блины и закуски с хмельными напитками.
Суббота – золовкины посиделки . Теперь к молодой паре в гости на блины шли золовоки с семьями.
Прощеное воскресенье , как описывалось выше - это проводы Масленицы и всеобщее покаяние. Соломенные чучела, олицетворяющие зимнее ненастье, сжигали, чаще всего в этот день. Но не воспрещено было жечь чучела, встречая весну, хоть во все дни недели Масленицы.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

Вы хотите узнать, что за праздник представляет собой Масленица, в какой день сжигают чучело на Масленицу в 2019 году? Об этом мы сегодня и поговорим.

Этот праздник отмечают на Руси и во многих других странах еще с языческих времен. В масленичную неделю разводят костры, устраивают кулачные бои, катания на санях, гулянья и шумные пирушки.

Ряженые в костюмах животных, с бубнами, балалайками и другими народными инструментами обходят своих соседей и друзей, поздравляют их с праздником и исполняют колядки, за что получают угощение.

Когда жгут чучело на Масленицу в 2019 году?

Дата начала Масленицы меняется год от года в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Согласно традиции, этот праздник отмечают семь дней, каждый из которых имеет свое название. В 2019 году масленичная неделя длится с 4 по 10 марта.

День в который сжигают чучело Масленицы в 2019 году завершает неделю этого праздника. Этот день называют Прощеным воскресеньем, а соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и люди сжигают его и просят друг у друга прощения за прежние обиды.

Когда же будут жечь чучело на Масленицу в 2019 году? Прощеное воскресенье в этом году будут отмечать 10 марта. В наши дни, как и в старину, в городах и селах в этот день будут проходить ярмарки, устраиваться катания на санях и праздничные гулянья.

Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была настолько велика, что даже после принятия христианства многие обряды сохранились практически в неизменном виде.

Для чего сжигают чучело Масленицы?

Осенью, после сбора урожая, крестьяне оставляли последний пук соломы. На Масленицу из него изготавливали чучело и в последний день масленичной недели торжественно проносили его через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части.

Что означает сожжение чучела на Масленицу? Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. В костер, на котором сжигали чучело, обычно бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади.

Этот обряд также представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам, которые должны были послать крестьянам хороший урожай в наступающем году (для этого оставшийся после сожжения Масленицы пепел и солому раскидывали по полям).