Права женщин: интересные факты. Самые шокирующие традиции разных стран в отношении женщин

Попробуйте с ходу ответить, чем примечателен день 25 ноября. Вряд ли получится. Это не 8 марта и не 23 февраля – на устах не крутится. Тем не менее это один из важнейших дней в календаре ООН – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

Мы живем в очень противоречивый век. С одной стороны, феминистское движение пытается отвоевать все больше прав для женщин, часто впадая в крайности в этой борьбе. К примеру, в некоторых европейских странах, если мужчина пытается уступить женщине место, это может быть воспринято как оскорбление. С другой – равенство полов гарантировано по Конституции в 143 странах мира, а 52 страны сделать это отказались (данные на 2014 год).

В их числе – Саудовская Аравия – одна из богатейших стран мира, располагающая четвертью всех запасов нефти на планете. Уровень жизни там один из самых высоких в мире, но на положении женщин это никак не сказывается. В стране на официальном уровне узаконены вековые традиции, согласно которым распоряжаться собой женщина не может. Даже на свободное передвижение прав она не имеет, ее обязательно должен сопровождать опекун: отец, брат, муж. Отец или брат решают, стоит ли ей обучаться грамоте, а также когда и за кого она выйдет замуж.

Хотя о какой свободе передвижения идет речь, если до недавнего времени женщина в Саудовской Аравии была приравнена к предметам обихода, вещам. У домашних животных прав было больше. Буквально несколько месяцев назад ученые этой страны пришли к «гениальному» выводу: женщина тоже млекопитающее, а значит, должна быть уравнена в правах с домашними животными этого класса: верблюдами, козами. Феминистки всего мира заявили, что будут с нетерпением ждать, когда мудрые саудиты «разглядят» в женщине признаки человека.

В Индии статус женщины значительно выше, чем в Саудовской Аравии. Но и он превращается в ничто, когда в силу вступают дикие традиции этой страны. Когда-то население многих штатов свято соблюдало правило из древней религиозной индийской легенды. Согласно ей, божество Рудра (одно из воплощений верховного божества Шивы) имело жену по имени Сати. Когда Рудра умер, Сати в знак скорби и верности принесла себя в жертву на погребальном костре. Ряд индийских племен поступали также: если умирал муж, жена обязана была заживо сжечь себя на костре. И хотя этот обычай был запрещен на уровне государства, в отдельных провинциях он практикуется до сих пор.

Процветает в этой стране и еще один чудовищный обычай. Кстати, он же распространен и в Пакистане. За преступления мужчины в наказание насилуют его жену, незамужних дочь или сестру. И там же до сих пор соблюдается обычай «убийства чести». Если женщина каким-то образом скомпрометировала себя (от факта измены мужу или только подозрения на нее до разговора незамужней девушки с посторонним мужчиной), ее ждет смерть от руки ближайшего родственника: мужа, отца, брата. По официальным данным, ежегодно только в Пакистане от рук родственников погибает примерно тысяча женщин.

Кстати, этот обычай до сих пор процветает в Египте и Турции. 25-летняя Фарзаны Икбал тайно вышла замуж по любви. Она была забита насмерть мужчинами, которых было более десяти человек. В их числе – отец, родной брат и… тот, ради которого она пошла на этот шаг.

В Пакистане женщина рискует собой даже тогда, когда по каким-то причинам отказывает в предложении руки и сердца. Несостоявшийся «опозоренный» жених или его родственники подкарауливают несчастную и обливают лицо серной кислотой. «Так не доставайся же ты никому» по-пакистански.

Дикость даже этих обычаев меркнет по сравнению с вековым обрядом многих африканских, ближневосточных и некоторых латиноамериканских народностей, который их жители умудрились после переселения перенести в Европу. Речь о женском обрезании.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, через этот ритуал прошли 84 миллиона живущих сегодня женщин. В Англии он законодательно был запрещен еще в 1985 году, однако национальные общины продолжают его практиковать. Случаи женского обрезания только в последние десять лет были зафиксированы во Франции, Германии, США, Финляндии.

Обряд совершается над девочками от девяти до тринадцати лет. В ходе него у ребенка удаляются малые половые губы, клитор. Делается это с целью лишить будущую женщину сексуального влечения (чтобы была верна мужу). И еще одна – не менее важная для народа цель – после операции женщина становится более привлекательной для мужчин, так как обрезанные зарубцевавшиеся края не дают влагалищу растянутся даже после родов – это повышает сексуальное удовольствие для ее мужа.

Существует несколько видов подобного обрезания, самый варварский из которых – «фараоново обрезание». Девочке не просто удаляют названные органы, но еще и зашивают верхние половые губы, оставляя маленькое отверстие для выхода мочи. После чего ей пеленают ноги, и в таком положении она остается от пятнадцати до тридцати дней, пока раны не заживут и швы не срастутся. После выдачи девочки замуж тот, кто зашивал девочку, решает, стоит ли ей «расширить» оставленное отверстие для того, чтобы в него мог войти муж. При родах сшитые губы распарываются, а после зашиваются вновь. И так при каждых родах.

Отдельно следует отметить, что подобные операции проводятся местными бабками-знахарками подручным инструментом и в антисанитарных условиях. При этом процент смертности от повреждений при операциях, кровотечений и сепсиса – один из самых высоких среди прочих причин женской смертности в таких общинах.

Но это далеко не все, на что способны народны развитых и развивающихся стран. Например, в Кувейте во время свадебной церемонии практикуется обряд дефлорации (лишения девственности). В присутствии гостей девственную плеву разрывают пальцем, обернутым в белую ткань, которая должна обагриться красным. При этом свое лицо на протяжении всей жизни девушка может показывать только жениху и мужу.

На Суматре обряд дефлорации начинает отец девушки. Затем к нему присоединяются братья отца и матери невесты, независимо от возраста. Случается, что возле ложа новобрачной в очередь выстраиваются до двух десятков мужчин от 10 до 70 лет.

Шокирующие обряды и традиции в отношении женщин в наше время существуют не только среди африканских народностей.

В Албании и Черногории есть такое явление, как вирджины. Это девочки, которых с детских лет воспитывали как мальчиков. И не просто воспитывали. Девочками запрещалось даже идентифицировать свою принадлежность к прекрасному полу. Все жители деревни должны были относится к ней как к мальчику. Она не могла играть с кем-либо из сверстниц – только с мальчиками. Ей давали мужское имя, она носила соответствующую одежду и с детских лет приучалась охотиться, рубить дрова, выполнять любую мужскую работу.

Таким способом родители компенсировали отсутствие сына в семье. Причем девочку «переделывали» в мальчика и в том случае, если единственный сын умирал. Этим «переделанным» особям даже документы выдавались как на лиц мужского пола. В брак они никогда не вступали. Но вот что удивительно, после их смерти причитать над ними как над мужчинами не позволялось.

По данным официальной прессы, в Албании и Косово до сих пор живут порядка 150 вирджин, хотя на государственном уровне их статус запрещен. Последняя черногорская вирджина ушла из жизни порядка 30 лет назад, о чем сообщили все черногорские и албанские газеты.

ООН продолжает борьбу за права женщин во всем мире. В 2010 году в этой организации был создан вспомогательный орган по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. За эти же годы в развитых европейских странах в результате миграционных процессов резко возросло число женских обрезаний и увеличился процент смертности от подобных обрядовых операций.

Слава Богу, что я родилась ни в одной из этих стран...

Хотя и в нашей стране много недостатков, но...


Древнегреческий мудрец Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов:

за то, что они его создали человеком, а не животным;

эллином, а не варваром;

мужчиной, а не женщиной...

И хоть с тех пор времена изменились, на земле осталось еще немало стран, где женщины не имеют равных с мужчинами прав и продолжают испытывать вековое угнетение, изоляцию, унижение и дискриминацию.

По заказу Международного агентства Reuters экспертами был составлен список стран, где женщинам живется хуже всего.

Афганистан

По общему мнению экспертов, афганские женщины живут в самых тяжелых условиях и их права менее всего защищены, чем права женщин в каких-либо других странах. В среднем, афганская женщина доживает до 45 лет. Подавляющее большинство женщин безграмотны. Каждые полчаса одна женщина в стране умирает при родах. Домашнее насилие распространено настолько, что 87% женщин признают, что страдают от него. Афганистан - единственная страна, где уровень самоубийств женщин выше, чем уровень самоубийств мужчин.

Демократическая Республика Конго


Постоянные войны, бушующие в этом регионе, привели к тому, что женщины постоянно находятся на линии фронта. Изнасилования настолько часты и жестоки, что следователи ООН называют их беспрецедентными. Многие жертвы погибают, другие заражаются ВИЧ и остаются одни со своими детьми. Не имея ни денег, ни транспорта, ни связей, они не могут спастись.

Пакистан


В племенных пограничных районах Пакистана женщины подвергаются групповым изнасилованиям в качестве наказания за преступления мужчин. Но еще более распространены убийства «чести» и новая волна религиозного экстремизма, нацеленная на женщин-политиков, работников организаций по защите прав человека и юристов.

Индия


Несмотря на бурно развивающуюся экономику, положение женщин в Индии пока оставляет желать лучшего. В Индии издревле существует обычай убийства новорожденных девочек, появившихся на свет раньше наследника мужского пола. Контрацепция в бедных семьях не распространена, поэтому женщины продолжают рожать до тех пор, пока не появится наследник. Девочка же с самого рождения считается принадлежащей семье будущего мужа и причиной неимоверных расходов, и обращаются с ней соответственно.

Ирак

Смена режима Саддама Хусейна, последовавшая после вторжения США, помимо демократии принесла стране множество проблем: уровень грамотности, когда-то высший среди арабских стран, опустился до низшей отметки, потому что семьи боятся отправлять девочек в школу, опасаясь, что их могут похитить и изнасиловать. Женщины, которые раньше работали, сидят дома. Более миллиона женщин были выселены из своих домов, и миллионы не в состоянии заработать себе на пропитание.

Непал


Ранние браки и роды истощают плохо питающихся женщин страны, и одна из 24 погибает во время беременности или при родах. Не выданные замуж дочери могут быть проданы еще до достижения совершеннолетия. Если вдова получает прозвище «бокши», что означает «ведьма», она сталкивается с крайне жестоким обращением и дискриминацией.

Судан

Несмотря на то что женщины Судана получили кое-какие улучшения благодаря реформистским законам, положение женщин Дарфура (запад Судана) только ухудшилось. Похищения, изнасилования и насильственные выселения, происходящие с 2003 г., разрушили жизни более миллиона женщин.

Саудовская Аравия


В богатой нефтью Саудовской Аравии с женщинами обращаются как с пожизненными иждивенцами под попечительством родственника мужчины. Лишенные права водить машину или публично общаться с мужчинами, они ведут строго ограниченную жизнь, страдая от суровых наказаний.

Мали

Среди других стран, в которых жизнь женщин значительно хуже жизни мужчин, числится Мали, одна из беднейших стран мира.

Сомали


Постоянные беспорядки и слабость государственного режима поставили женщин Сомали, которые традиционно считались оплотом семьи, под удар. В расколовшемся обществе женщины подвергаются ежедневным изнасилованиям, страдают от угрожающе плохого ухода в период беременности и подвергаются нападениям вооруженных бандитов.

В 1940 году основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна сказал:
«Ни одна нация не поднимется на вершину славы, если ваши женщины не будут рядом с вами. Мы - жертвы пагубных привычек. Это преступление против человечности - то, что наши женщины заключены в четырех стенах как узницы. Нигде не сказано, что они должны жить в таких плачевных условиях».

Спустя семьдесят лет участь мусульманских женщин во всем мире едва ли улучшилась. И первый шаг к решению любой проблемы - это ее признание.

Согласно докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальный гендерный разрыв - 2013», в мусульманских странах существует огромный разрыв между мужчинами и женщинами в таких ключевых областях, как здравоохранение, образование, экономика и политика. Ни одна мусульманская страна не попала в десятку стран с наивысшим индексом гендерного равенства. Напротив, 9 из 10 стран, замыкающих рейтинг, - это страны мусульманского мира.

Эти низкие показатели вряд ли можно объяснить уровнем доходов: 8 мусульманских наций из 10 с наибольшей степенью гендерного неравенства относятся к странам с высокими доходами. Несмотря на колоссальные богатства, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, так и не смогли решить проблему гендерного разрыва. Регион Ближнего Востока и Северной Африки, где практически полностью преобладают мусульманские государства, занимает последнее место, его опережают менее состоятельные страны субсахарской Африки.

Тем не менее, ситуация не безнадежна. По данным Всемирного Банка, гендерный разрыв в БВСА постепенно сокращается. Сегодня здесь в университетах можно встретить больше женщин, чем мужчин, а женская смертность во время родов ниже среднемировых показателей.

Но несмотря на прогресс в образовании и здравоохранении, женщины не имеют достаточно широких возможностей в экономической и политической жизни. Они составляют лишь четвертую часть рынка рабочей силы, тогда как в остальных странах доля женского участия на рынке труда составляет около пятидесяти процентов.

В Саудовской Аравии, Египте и Иордании по показателю занятости молодежи безработица среди женщин в два раза выше безработицы среди мужчин. Несмотря на то, что женщины имеют широкие возможности в образовании, у них очень мало шансов начать карьеру по избранной специальности. Кроме того, женщинам принадлежит только 9% мест в парламенте.

Бывший президент США Джимми Картер обвиняет в женском бесправии духовенство, как христианское, так и мусульманское. Но, бесспорно, это не единственный фактор, хотя действия или бездействие религиозных лидеров и групп действительно этому способствует.

Во всем мусульманском мире происламские деятели, секуляристы, националисты и социалисты (сознательно или соблюдая политику невмешательства) пренебрегают женским образованием, а это, вероятно, и есть важнейший фактор женского бесправия.

Конечно, упрекать можно многих, но показать пальцем мало, чтобы решить проблему. Между тем, и секуляристам, и происламским силам ничто не мешает использовать священные тексты ислама, чтобы исправить эту, без сомнения, вопиющую для всего мусульманского мира проблему.

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему...»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) - это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195) ;

«А если кто сделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124) ;

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35) .

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина - его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни - университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле - Мекка - было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Что же случилось потом?

С течением времени роль, которую мусульманские женщины приобрели в обществе, стала тускнеть под сильным влиянием местных культур, на которые распространился ислам. Кроме того, несмотря на влиятельность таких женщин как Аиша и Умм Салама, среди исламских ученых все равно преобладали мужчины - хотя были редкие исключения, например, жившая в VIII веке Рабия аль-Басри.

Мнение о месте женщины стало все дальше уходить от эгалитарных взглядов, изложенных в Коране, по которым жил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Многие современные исламские ученые утверждают, что то, что часто воспринимается как религиозная заповедь, на самом деле является историческим наследием и продуктом мужской субъективности, и мусульманское общество в этом смысле не исключение.

Неоднозначные трактовки

Многие мусульмане, чаще по незнанию, приводят в доказательство превосходства мужчин 34 аят 4 суры Корана. Однако в своей книге «Равенство полов в исламе» доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi, Gender Equity in Islam) пишет:

«В Коране нигде не утверждается, что один пол превосходит другой. Некоторые ошибочно переводят „кивама“ (Коран, 4:34) как „превосходство“, тогда как на самом деле оно подразумевает более высокую степень ответственности».

Вышеупомянутый аят 34 суры «ан-Ниса» гласит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» .

В этом аяте возникает вопрос по поводу слова «кавамуна», которое имеет разные, противоречивые значения. Ат-Табари, живший всего через двести лет после Пророка (мир ему и благословение), объяснял отношения «кивама» как необходимое условие, позволяющее мужчине заботиться о социально-экономических потребностях жены. Поэтому обобщение этого понятия до «врожденного превосходства» мужчины над женщиной неуместно.

В Коране слово «кавамун» использовано три раза, и во всех трех случаях оно сочетается с идеей справедливости. Таким образом, «кавамун» дает мужу ограниченное определенными условиями право взять на себя руководство семьей в том случае, если он будет выполнять эту обязанность справедливо и добросовестно.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы...» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб - это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, - это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни - без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии.

Позиция ислама

Цель ислама - углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы - это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай...» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин.

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ.

Соблюдение прав женщин - это мечта женщин и забота мужчин.

Ирак

Ирак - одна из стран, где женщины практически не имеют прав. С правами женщин в этой стране дела обстояли всегда не самым лучшим образом, но сегодня, с возникновением и развитием так называемого Исламского государства, ситуация просто катастрофическая. Представительницы слабого пола здесь воспринимаются как существа, выполняющие функцию удовлетворения мужчин и их потребностей, и нормальной практикой является секс-джихад - женщины обязаны оказывать сексуальные услуги солдатам, причем до тех пор, пока тем не надоест. В случае отказа - казнь.

Саудовская Аравия

В этой стране права женщины очень ограничены, точнее их практически нет. Самые серьезные запреты касаются, конечно, общения с мужчинами - все устроено так, чтобы не дать женщине возможности пересечься с представителями мужского пола. Абсурдность ситуации доходит до того, что женщинам запрещено даже водить машину, чтобы не создавались ситуаций, когда она сможет контактировать с мужчиной. Более того, если девушка будет изнасилована, вина за происшествие падет на нее.

Пакистан

Здесь просто не существует ни одного закона, защищающего права женской части населения. Практически 90% женщин страдают от насилия в семье. Более того, нормальной практикой в Пакистане является наказание жены за проступки и прегрешения мужа - ее могут изнасиловать, побить или сделать с ней все, что угодно, вплоть до убийства.

Еще одна страна, где женщины не имеют прав априори ни на одном из уровней. Девушек все еще выдают замуж без согласия в 10-12 лет. Считается, что их единственным предназначением является удовлетворение всех потребностей мужа, а также продолжение рода.

Афганистан

Здесь один из наиболее высоких показателей в мире по уровню смертности среди рожениц, так как 85% жительниц Афганистана рожают без медицинской помощи. В большинстве случаев женщины в этой стране не живут дольше 45 лет: единственной их функцией является рождение ребенка, а после этого внимание здоровью не уделяется. Обращаться в больницу без согласия мужа запрещено.

Демократическая республика Конго

Постоянные гражданские войны здесь вынуждают женщин идти на передовую, однако, несмотря на то, что они участвуют в боевых действиях точно так же, как и мужчины, представительницы женского пола не получают никаких званий или почестей. Более того, они не могут подписывать ни один документ без мужа.

Судан

В этой стране женщины тоже не имеют прав. Женщины терпят насилие и побои просто потому, что им некуда обратиться за помощью.

Мали

Здесь все еще бытует зверский обычай женского обрезания. Стоит ли продолжать о том, что женских прав и свобод здесь нет и не предвидится.

Сомали

Трудный регион, в котором постоянные междоусобные стычки и распри не дают возможности даже говорить о женских правах. Свыше 90% девушек лишается девственности в следствие изнасилования в возрасте 10-12 лет.

Индия

Хотя эта страна считается частью цивилизованного мира, подавляющее большинство населения все еще живет по собственным древним законам, согласно которым женщина - бесправное существо, созданное для удовольствия мужчины. В Индии все еще девочек выдают замуж без их согласия и большинство терпит насилие в семье. К тому же в этой стране очень распространена торговля людьми и основным «товаром» являются женщины. Девочка здесь всегда менее желанный ребенок, нежели мальчик, и иногда родители даже принимают решение об аборте, если узнают о том, что ожидают представительницу прекрасного пола.

Гватемала

В Гватемале насилие во всех его проявлениях по отношению к женщине является нормой. По статистике каждый день в этой стране погибают от чужой руки две женщины. Самое ужасное, что женщины настолько привыкли к этому, что не осознают неправильности происходящего и даже не догадываются, что созданы не только для удовлетворения всех потребностей мужчины, а могут быть свободными, самодостаточными и уверенными полноценными личностями со своими желаниями и интересами.

Данная работа носить в себе основные вопросы прав женщин в международном праве, которые являются в свою очередь проблемой всего мира в «контексте прав человека» и рассматривает пути нахождения решении для этих проблем.

Я думаю что, начиная рассмотрения данной темы и ныне являющейся одной из самых креативных проблем современности для человека, я начню с Декларации и программ дей-ствии всемирной конференции по правам человека проходящая в вене в 1993 г.

Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в Вене Е 1993 г., подтверждает принцип универсальности, неотъемлемости, неде-лимости и взаимозависимости прав человека. На Конференции было сказано, что "права женщин и девушек являются неотъемлемой частью единого целого - прав человека" и что определенная дискриминация или оскорбление по половому признаку является нарушением прав женщин. Также было подчеркнуто, что борьба с насилием в отношении женщин является частью обязательств государств по правам человека. Декларация и Программа действий призывает к интегрированию прав женщин в деятельность ООН по правам человека.

Декларация и Программа действий не является формальным источником международного права. Однако она представляет политический консенсус по вопросу прав человека, стоящего на повестке дня ООН. Этот консенсус был достигнут после принятия Генеральной Ассамблеей основных положений Конференции в декабре 1993 г. Следующим шагом в признании и защите прав женщин стало одобрение тем же органом Декларации о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин, и назначение Комиссией по правам человека специального докладчика по проблеме насилия над женщинами. Эти принципы были вновь подтверждены иа Четвертой конференции ООН по проблемам женщин, проведенной в Пекине в сентябре 1995 г. Все эти достижения являются результатом упорной борьбы активистов за права женщин и работы, которая велась на местном, национальном, региональном и международном уровнях за признание прав женщин частью прав человека и между народного права. Действительно, признание прав женщины было названо одним из главных достижений Конференции, "хотя, к сожалению, лишь спустя долгие годы игнорирования проблемы насилия над женщинами она была признана ООН". Эта статья посвящена изучению международных документов по защите прав женщин и обсуждению вопроса, почему международная доктрина прав человека, межправительственные и неправительственные организации не могли долгое время добиться признания прав женщин. если не считать формального заявления о равноправии женщин. Основной упор будет сделан на вопросе полового насилия как нарушении прав человека.

Вся научная работа исследует международные документы, нормы которых содержат специфические международные принципы, направленность которых является всемирная и всесторонняя защита прав женщин и приданию исключительное преимущество как особой группе прав.

Список международных документов, посвященных защите прав женщин и принятых начиная с 1945 г., поражает своей внушительностью. Статья 1 (3) Устава ООН гласит, что одной из целей ООН является "достижение международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и поощрение и уважение прав и основных свобод человека независимо от его расы, пола, национальности и вероисповедания".

Принцип запрещения дискриминации, в том числе и дискриминации по половому признаку, лежит также в основе статей 1 и 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в обоих Международных пактах ООН 1966 г. - документах, которые формируют так назы-ваемый Международный Билль о правах. Права, признанные в этих документах, относятся ко всем, невзирая на пол. Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 26 также содержит общее обязательное положение о запрещении дискриминации. В дополнение к общим документам по правам человека, особые нужды женщин получили признание в специальных договорах по правам человека как до принятия Устава ООН, так и после, а также в гуманитарном праве, действующем во время международных и внутренних вооруженных конфликтов, в особенности в Четвертой женевской конвенции и в Первом протоколе.

До настоящего времени наиболее значительным шагом было принятие 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Женской конвенции) в рамках объявленного ООН десятилетия женщин (1975-1985 гг.). Основная цель Конвенции, проект которой был разработан Комиссией по правам женщин, - добиться равенства женщин, основанного на признании того, что глобальное развитие, благосостояние, установление справедливого мирового экономического порядка, международный мир и безопасность требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех сферах. Эта задача является связующим звеном между защитой и поощрением прав женщин и другими фундаментальными задачами мирового сообщества.

Конвенция о правах женщин содержит более точные формулировки, чем общее призна-ние равенства полов в других конвенциях. В ней определяются сферы, в которых наиболее явно выражена дискриминация по половому признаку, и содержатся положения по таким вопросам, как борьба с проституцией и торговлей женщинами (статья 6), участие женщин в общественной жизни страны (статьи 7 и 8), равные права в отношении гражданства (статья 9), равный доступ к образованию (статья 10), равные права при поступлении на работу (статья 11), равный дсступ к медицинскому обслуживанию (статья 12), равенство в других сферах экономической и социальной жизни (статья 13), особые проблемы и потребности жительниц сельской местности (статья 14), равенство перед законом (статья 15) и равные права в семье (статья 16).

Эти права усиливаются во вступительных положениях Конвенции о правах женщин . Статья 1 дает определение дискриминации женщин. Статья 2 осуждает подобную дискри-минацию и налагает обязательства на государства-участники предпринять позитивные шаги на пути устранения дискриминации на уровне национальных законодательств и конституций, а также способствовать воплощению этих принципов в жизнь. Статья 5 признает недостаточность законодательства и директив и призывает стороны предпринять соответствующие меры, а также изменить отношение к этому вопросу. В статье 4 допускается позитивная дискриминация на переходном этапе.

Из этих статей видно, что ратификация Конвенции о правах женщин требует от государства тщательного изучения своих законов и практики, для того чтобы определить те, которые носят дискриминационный характер, определить надлежащие меры по их изменению и обеспечить реализацию этих правовых изменений. В идеале государства должны предпринять такие шаги, как изучение и изменение своей политики во всех сферах, таких как законодательство, прецедентное право и принципы политики в государственном и частном секторах, сфере образования, средствах массовой информации: введение учебных тендерных программ для членов судебной, законодательной структур, государственных и гражданских служащих, а также введение правовых просветительских программ. Но подобные меры очень дорогостоящи, отнимают массу времени и сил и требуют привлечения специалистов, поэтому они редко находятся на первом месте среди правительственных задач.

В заключительных статьях говорится о применении Конвенции о правах женщин. По аналогии с другими договорами ООН был учрежден Комитет по ликвидации дискрими-нации в отношении женщин (далее именуемый "Комитет"), состоящий из 23 независимых экспертов (статья 17). Периодические отчеты стран перед выступлением представителя этой страны подвергаются тщательному изучению со стороны Комитета. Однако в отличие от Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о защите всех лиц от пыток, не существует ни альтернативной процедуры подачи жалоб в Комитет, ни права на подачу жалобы на международном уровне. Комитет не обладает правом Комитета против пыток рассматривать "достоверную информацию", содержащую "обоснованные доказательства" систематических нарушений Конвенции о защите прав женщин. На конференции в Вене быто рекомендовано Комиссии по правам женщин и Комитету рассмотреть возможность "введения права на подачу петиции посредством подготовки альтернативного протокола". В марте 1994 г. на собрании группы экспертов, организованном обществом "Женщины в законодательном проекте" Международной группы по правам человека и Центром в Маастрихте по правам человека был принят проект Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этот проект Протокола содержит процедуры подачи индивидуальной жалобы и запроса. В совещании группы экспертов, инициаторами которого были правительства Австралии и Дании, приняли участие специалисты по правам человека, члены Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и члены Комитета по правам человека. Проект Протокола не имеет силы закона, но представляет собой пищу для размышлений над улучшением исполнительного механизма Конвенции о правах женщин. В работе по созданию проекта Протокола приняли участие ученые и активисты, которые сотрудничали в рамках неправительственных организаций и одновременно искали правительственной поддержки дальнейшего развития прав женщины.

Конвенция о правах женщин является значительным прогрессом в плане обеспечения правовых гарантий прав женщин. Она была ратифицирована странами во всех уголках мира. Она включает в себя гражданские и политические, экономические, социальные и культурные права, что является ее коренным отличием от других документов ООН, в которых проведена четкая граница между ними. Сведение этих прав вместе говорит о том, что защита гражданских и политических прав женщин не имеет смысла без внимательного изучения экономического, социального и культурного контекста.

Конвенция о правах женщин также старается разрушить границу между общественным и личным, которую феминистки считают особенно пагубной для женщин. Считается, что одной из причин, по которой женщины не принимают активного участия в общественной и политической жизни — это их традиционная предназначенность для семейной жизни. Либеральная политическая теория различает общественную и личную сферы жизни, причем считается, что мужчина принадлежит общественной жизни, принимает участие в управлении и работает в сфере права, экономики, политики, интеллектуальной деятельности и власти, в то время как женщине надлежит находится в сфере семьи и быта. Это различие имеет как нормативную, так и описательную функции: большая экономическая и политическая значимость, придаваемая общественной сфере, ставит мир мужчин на первое место и отдает контроль и власть в их руки. Утверждая равное право женщины на участие в принятии решений на любом уровне. Конвенция выводит женщин на арену общественной жизни. И что еще более важно, она утверждает равноправие женщин в семейной жизни. Высылка женщин в эту частную, невидимую сферу скрывает их неравенство. Статья 16 отличается от других документов по правам человека тем, что определяет семью как общественную единицу, нуждающуюся в защите, и объявляет о равенстве всех членов семьи до, все время и после замужества.

Также имея возможность исследовать основные аспекты этой проблемы, мне хотелось бы немного остановиться на таком понятии как «Глобальное нарушение прав женщин».

Несмотря на появление документов, гарантирующих равноправие женщин, и особые преимущества Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, права женщин остаются вне основной международной защиты прав. Отказ от международных обязательств оказал негативное влияние на защиту женщин в рамках внутреннего права. В реальной жизни правами женщин пренебрегают, и зачастую очень грубо. К несчастью, список преступлений против женщин можно продолжать до бесконечности: это физическое и сексуальное насилие, запугивание, экономическое притеснение, отсутствие контроля за здоровьем женщины, вредные религиозные и традиционные обряды, более короткий срок обучения по сравнению с мужчинами и мальчиками, ограничения на владение собственностью, недоступность некоторых форм трудовой деятельности. Все эти нарушения происходят ежедневно и повсеместно. Они не являются чем-то исключительным. Это просто вопрос взаимоотношения полов. Они не получили широкого осуждения и зачастую их даже не воспринимают как нарушения международного права прав человека. Причина непризнания прав" женщин кроется как в недостатках самой Конвенции о правах женщин, так и в недостатке более широкого понимания международного права.

Также возникает необходимость брать во внимание такой серьезный аспект исследуемой работы, который является и вопросом и составной частью исполнения международного обязательства.

Конвенция о правах женщин: это серьезное обязательство?

Существует большое количество оговорок и ограничительных заявлений, принятых странами в отношении Конвенции о правах женщин. Например, в сентябре 1993 г. 45 стран сделали оговорки, касающиеся ратификации, принятия или подписания Конвенции. Некоторые из них носят процедурный характер, в то время как другие поднимают фундаментальные вопросы об отношении международного сообщества к целям и задачам Конвенции. Наиболее печально известными являются оговорки о первичном значении внутреннего права и те оговорки, сделанные рядом таких государств, как Ирак, Египет, Тунис, Бангладеш, Ливия, Малайзия и Мальдивы, в которых говорится о необязательном характере Конвенции в том случае, если ее установки идут вразрез с внутренним правом о положении женщин или с законом шариата. Подобные оговорки предполагают, что обязательства, налагаемые Конвенцией о правах женщин, могут изменяться в соответ-ствии с изменениями в трактовке шариата, а не в соответствии с объективными международными стандартами.

Оговорки к Конвенции о правах женщин были сделаны не только исламскими государствами. Самое большое количество оговорок было сделано Великобританией, в том числе и к статье 2. Конвенция о правах женщин подлежит постепенному воплощению в жизнь, но оговорки делают ее применение зависимым от внешних факторов. Венская конвенция 0 международном договорном праве является правовой основой для оговорок, поправок и возражений по причине несовместимости с целями и задачами данной Конвенции. Беспокойств вызывает отсутствие реакции на все оговорки к Конвенции. Лишь немногие государства выразили свое несогласие с ними. В международном договорном праве до сих пор существует противоречие между желанием обеспечить как можно более широкое участие, особенно в таких конвециях, как Конвенция о правах женщин, и, следовательно, позволить государствам делать всевозможные оговорки, и необходимостью сохранить целостность текста, ограничивая число оговорок. Тем не менее, сожаление вызывает тот факт, что страны терпимо относятся к оговоркам, которые умаляют значение Конвенции, и проявляют неуважение к принципам международного договорного права. Это наводит на мысль о том, что обязательства по этой Конвенции не настолько серьезны, как по другим договорам, и что их выполнение может быть отменено под видом законных оговорок

Ввиду отсутствия индивидуальных возражений против оговорок Комитет выразил свою обеспокоенность поведением некоторых государств, а также всех государств-участников посредством общих рекомендаций, а также посредством других институциональных механизмов. Поэтому во время отчетов представителей стран перед Комитетом им всем был задан вопрос о необходимости и продолжительности их оговорок. В 1987 г. Комитет внес предложение в рамках Экономического и Социального Совета ООН провести полное исследование статуса женщин в исламском мире для более полной оценки эффективности этих оговорок. Враждебная реакция со стороны некоторых исламских стран, которые расценили эту инициативу как нападки на них, помешала принятию этого предложения. На Всемирной конференции по правам человека в Вене было выражено пожелание странам искать пути и способы устранения "значительного количества оговорок к Конвенции" и оказывать поддержку Комитету в этом отношении. На ней также была выражена настоятельная просьба к странам-участницам не делать оговОрок, не совместимых с целями и задачами Конвенции о правах женщин или с международным договорным правом.

Конечно же, за вопросом об оговорках скрывается проблема противоречивых отношений прав женщин с религиозной и культурной практикой. Женщин часто называют хранителями культуры общества, и вмешательство извне для защиты прав женщин вызывает сопротивление и воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства и как проявление культурного империализма. Это объясняет, почему другие государства так неохотно выражают протест и избегают рассмотрения этого вопроса органами ООН, в том числе и Комитетом. На Конференции в Вене был рассмотрен вопрос о культурных и религиозных традициях в контексте насилия над женщиной, но из этого было сделано никаких конкретных выводов. Она только призвала к искоренению противоречий между правами женщин и "вредным воздействием некоторых традиций и религий, культурных предрассудков и религиозного экстремизма", но не было сказано ни слова о том, что это искоренение должно проводиться в пользу нрав женщин. Более того, даже там, где ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин свидетельствует об обязательствах правительства относительно равноправия женщин, глубоко укоренившиеся традиционные, культурные и религиозные предрассудки не исчезают при применении этих правовых документов. "Половые стереотипы... являются одним из наиболее серьезных препятствий в борьбе с дискриминацией и причиной диффамации роли и потенциального значения женщины в обществе" . Во многих странах по-прежнему принимаются откровенно дискримина-ционные законы, но даже там, где они были отменены или изменены, правительству зачастую не хватает политической воли или экономических средств для проведения в жизнь новых законов или политики.

Еще одним ограничением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отно-шении женщин является ограничение, которому подвергается Комитет наряду с другими органами, следящими соблюдением прав человека, но которое усиливает недовольство внутри Комитета. Полномочия Комитета по предотвращению нарушений прав женщин ограничиваются системой отчетное и. В случае, если государство не желает отчитываться о состоянии прав женщин (государство юязано предоставить первичный отчет о положении дел в течение года после вступления в силу Конвенции и затем отчитываться раз в четыре года), не существует механизма, способного заставить государство отчитаться в своих действиях. Это несоответствие было выявлено на совещании Комитета в 1993 г., когда стала очевидной невозможность эффективной реакции на преступления против женщин на территории бывшей Югославии. Единственной акцией, которую удалось согласовать, было письмо от имени Комитета специальному докладчику Комис-сии по правам человека, в котором выражалась озабоченность сложившейся ситуацией.

В своих отчетах страны неизбежно выставляют себя в более выгодном свете, а Комитету за ограниченный период своей работы бывает очень тяжело выявить все оплошности и неточности отчета. Количество непроверенных отчетов огромно . Здесь возникает двойная проблема: с одной стороны, многие государства не предоставляют свои отчеты своевременно, а с другой стороны, Комитет не может (воевременно их обработать. Эта ситуация ставит под сомнение требование о своевременной сдаче отчетов. Система отчетности не дает желаемого эффекта, поскольку представители государств не торопятся отвечать на поставленные вопросы, а Комитет - рассматривать их ответы. Подготовка вопросов требует времени и информации. Хотя открытой связи между неправительственными организациями и Конвенцией и не существует, Комитет приветствует всяческую помощь со стороны этих организаций. Международная организация по наблюдению за правами женщин внесла огромный вклад в проверку отчетов, заранее предоставляя Комитету темы для вопросов правительствам и распространяя информацию о деятельности Комитета.

Не раз уже говорилось о том, что Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин проигрывает t сравнении с другими организациями по соблюдению прав человека в том, что касается его ресурсов и работы. Он заседает более короткий промежуток времени по сравнению с другими органами недели в год, согласно статье 20, на 1993 и 1994 г. Генеральная Ассамблея учредила дополнительную неделю). Заседания проходят либо в Вене, либо в Нью-Йорке, а не в Женеве, где расположен Центр ООН по правам человека. Исторически в Вене располагалось Движение женщин которое поддерживает Комитет. Еще одним свидетельством того, что права женщин не воспринимаются как часть основных прав человека, является то, что другие международные организации получают поддержку от Центра. В 1993 г. подразделение было перенесено в Нью-Йорк, но все равно отношения между Центром по защите прав человека и Комитетом остаются непрочными.

Исходя из всех принятых международных документов относительно прав человека, следует отметить, что жена самом деле представляет международная доктрина прав человека.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин создавалась не как конвенция о правах женщин, а как международный запрет на дискриминацию по половому признаку. Основополагающим принципом этой Конвенции является равенство, согласно котором отношение к женщинам должно быть такое же, как и к мужчинам. В целом, она не гарантирует защиты от особых видов притеснений, от которых не страдают мужчины. Несмотря на то, что всеобъемлющее проведение в жизнь этой Конвенции спо-собствовало бы значительному улучшению жизни женщин в странах-участницах, она все равно не обеспечит женщине такую же безопасность, какую бы могло обеспечить мужчи-нам эффективное применение других конвенций о правах человека. Кроме того, Конвен-ция имела своего ода вредный эффект, так как она обособила права женщин и удалила их от разработок другими органами по защите прав человека. В свою очередь эти органы не обращают внимания на дискриминационный характер других договоров, либо же трактуют их таким образом, что они не имеют никакого отношения к женщинам. В качестве примера можно взять право на жизнь, запрет на применение пыток и других видов жестокого обращения с женщинами.

Конвенция не «одержит четкого запрета на жестокое обращение с женщинами, в ней также не говорится о том, что подобная жестокость является дискриминацией женщин. В других документах по правам человека содержатся положения, нейтральные по своей половой направленности, оговаривающие право на жизнь, на телесную неприкосновен-ность, на защиту от пыток и других жестоких и бесчеловечных форм обращения. Однако благодаря некоторым факторам трактовка этих положений не включает в себя преступления, совершаемые против женщин.

Во-первых, разграничение между общественной и частной жизнью, о котором мы уже говорили ранее, оказал, особое влияние на международное право. Из сферы его действия исключены вопросы внутренней политики. Право прав человека форсировало изменения в этом вопросе, особенно в том. что касается расовой дискриминации и апартеида, но отношение государства к женщинам до сих пор считается предметом внутренней юрисдикции. Более того, даже если обращение государства с гражданами считается международным обязательством, то это обязательство формулируется как доктрина государственной ответственности, которая традиционно подразумевает ответственность только за официальные действия чиновников и представителей государства.

Определение норм прав человека делается на основе принятия ответственности за действия государства. Таким образом, право на жизнь в первую очередь призвано защищать людей от лишения жизни правительственными чиновниками посредством казни. Аналогично пытка определяется как: " любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется невыносимая боль или страдание. физическое или нравственное, с целью получения от него информации или признания, с целью наказания его за какое-либо действие..., когда такая боль или страдание причиняется государственым должностным лицом, или иным лицом, выступающим в официальном качестве или с их ведома, или по их подстрекательству".

Упор, сделанный в доктрине государственной ответственности на официальные действия, совместно с традиционным предпочтением гражданских и политических прав в западной политической философии и философии права, создал впечатление, что нарушения прав человека происходят в общественной жизни. Это право направлено на защиту мужчин от преступлений, совершаемых другими мужчинами, а не на защиту от преступлений, совершаемых против женщин. Жестокое обращение с женщинами не подпадает под определение пытки. Как заметила Шэрон Капелинг-Алакия, директор Фонда развития ООН для женщин: "Дом является символом огромной власти. И обсуждать ответственность или право государства на вмешательство в частную жизнь -значит затронуть наиболее острые вопросы нашего времени: Что такое нация? Что такое суверенитет? При каких обстоятельствах позволено вмешательство извне?"

В этом смысле равенство, декларируемое в документах о правах человека, не имеет большой ценности для женщин: ведь очевидно, что там, где женщины страдают по вине официальных лиц, например, в тюрьмах или других местах лишения свободы, они имеют право, на такую же защиту, как и мужчины. Однако эта концепция равенства не учитывает женской специфики страданий, причиняемых женщинам официальными органами, а также частными лицами. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации гарантирует защиту от частных актов расовой жестокости, признавая вред, наносимый целям расового равенства и соблюдению всех других прав. Однако четырнадцать лет спустя подобная параллель не была проведена в отношении женщин.

Тот факт, что преступления против женщин совершаются в основном в частной жизни, означал также, что они остаются вне поля зрения общественности, в результате чего ока-зался скрытым глобальный масштаб этого явления . Сами женщины зачастую неохотно сообщают о насилии, так как стыдятся этого и по социально-экономическим причинам вынуждены сохранять семью. Внутри определенного сообщества уровень насилия над женщинами бывает значительно выше, частично из-за страха, что признание факта наси-лия может разрушить семью. Во многих случаях культурные и традиционные предрассуд-ки стали причиной терпимого отношения к такому насилию. Для того, чтобы добиться внимания международных организаций по защите прав человека, женщинам надо доказать широкую распространенность насилия и. во-вторых, добиться признания того, что эти формы насилия носят структурный характер, являясь частью системы подавления и угнетения женщин во всем мире и поэтому относятся к сфере государственной ответственности.

Признание того, что насилие против женщин является нарушением прав человека, тре-бует принятия того факта, что правительство может нести ответственность на междуна-родном уровне за действия частных лиц у себя дома, на работе и в обществе в силу неправомерной годдержки социально-правовой системы, при которой насилию в отно-шении женщин приписывается эндемический характер, и где подобные действия сводятся до уровня банальных явлений и в расчет не принимаются. В поддержку этого подхода выступают Европейский и Американский суды по правам человека, которые имеют дело с теми случаями, когда государство не способно обеспечить правовую защиту прав чело-века. Например, в деле "X и У против Нидерландов" Нидерланды обвинялись в наруше-нии Европейской Конвенции, так как их Уголовный кодекс не отвечал требованиям прав человека. Эта недоработка законодательства позволила оставить безнаказанными дей-ствия человека, изнасиловавшего 16-летнюю умственно неполноценную девушку. Евро-пейский суд по правам человека признал, что уважение к семье подразумевает опреде-ленные обязательства со стороны государства и может потребовать принятия мер по обеспечению безопасности частной жизни, даже если речь идет о личных отношениях. В деле "Костелло Роберте против Великобритании" тот же суд постановил, что правитель-ство несет ответсз венность за действия, совершенные в стенах частной школы, и противоречащие Европейской конвенции.

Аналогично в деле "Веласкес Родригес против Гондураса" Американский суд по правам человека сослало* на "обязанность всех государств-участников организовать правительственный аппарат и в целом все структуры, посредством которых осуществляется государственная власть таким образом, чтобы они могли гарантировать полное и свободное осуществление прав человека". V далее: "Противоправный акт, нарушающий права человека и вменяемый непосредственно в вину государству (если, например, он совершен частным лицом), может повлечь за собой международную ответственность со стороны государства, потому что государство оказалось не в состоянии предотвратить его... Эта обязанность предотвращать противоправные действия включает в себя весь спектр правовых, политических, административных и культурных мер воздействия, которые помогают защите прав человека и расценивают любое нарушение как противоправное действие".

Расширенное определение права на жизнь было дано Комитетом по правам человека. В своих Общих комментариях к праву на жизнь Комитет подчеркнул, что право не следует воспринимать в узком смысле, и что государства обязаны принимать позитивные меры для защиты жизни своих граждан. Далее, в Комментарии 20 о пытках было сказано, что государства обязаны гарантиировать защиту граждан от актов насилия "независимо от того, совершаются они официальными или частными лицами" Хотя эта формулировка не включает в себя частные насилия в отношении женщин, она относится к таким действиям, как изнасилования и сексуальные домогательства женщин, совершенные частными лицами.

Одним из основных аспектов моего доклада служит участие ООН - как Международной организации в пересмотре роли прав человека в рамках разработанных органами ООН направлении.

Несмотря на то, что ни один из случаев, которые обсуждались выше, не имеет прямого отношения к тендерной специфике нарушений прав человека, ответственность государства можно по аналогии перенести на те случаи, когда государство не смогло применить уголовный кодекс для наказания за частные акты насилия в отношении женщин. Венская Декларация и Программа действий и Декларация о пресечении насилия над женщинами являются определенным прогрессом в деле пересмотра ответственности государства за частные акты насилия в отношении женщин. Еще одним важным достижением является Общая рекомендация №19, одобренная на одиннадцатой сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Рекомендация №19 содержит серьезный анализ Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, на основе которой Комитет будет вести опрос государств. В ней говорится, что "понятие дискриминации включает в себя сексуальное насили е" и что "сексуальное насилие является формой дискриминации, которая не дает женщине пользоваться равными с мужчинами правами и свободами. В преамбуле к Декларации о насилии говорится, что структурные корни насилия над женщинами "свидетельствуют об исторически неравных отношениях между мужчиной и женщиной", и что социальный механизм "ставит женщину в зависимое от мужчины положение ". Это признание правового дисбаланса внутри общества выносит проблему прав женщин за рамки антидискриминационной политики. Основной проблемой, с которой сталкиваются женщины по всему миру, является одинаковое отношение к ним по сравнению с мужчинами, хотя это свидетельствует о еще более серьезной проблеме. Женщины находятся в зависимом положении потому, что у них нет реальной экономической и социальной власти ни в общественной жизни, ни в частной.

Статья 1 Декларации называет насилие, применяемое к женщинам, как дискриминацию по признаку пола, таким образом, подчеркивая специфику данной проблемы. Право на защиту от насилия не является адаптацией мужского права. В Декларации особо подчеркиваются случаи насилия, происходящие "в общественной и личной жизни" и внутри семьи. Статья 4 (с) требует от государства наказания за насилие над женщиной, совершенное как государством, так и частным лицом. Еще одним положительным моментом является разъяснение, гласящее что "обычай, традиция или религия не могут быть использованы в качестве оправдания насилия над женщиной". Несмотря на возражения некоторых исламских стран, в частности Судана, в статью 2 включено положение о генитальных увечьях и "другой традиционной практике, наносящей вред здо-ровью женщины".

В Декларации также большое значение придается женским организациям. Неправительственные организации выполняют множество функций по защите прав человека, включая сбор и обработку информации, наблюдение за действиями правительства, проведение кампаний в поддержку и лоббирование прав человека, участие в разработке стандартов и норм. Женские неправительственные организации приложили немало усилий для того, чтобы довести права женщин до международного уровня прав человека. Поэтому в преамбуле к Декларации особо отмечается "роль, которую женские организации сыграли в привлечении внимания ко всей серьезности проблемы насилия, применяемого к женщинам". Декларация призывает все государства "признать важную роль движения женщин и женских неправительственных организаций по всему миру в борьбе с насилием над женщинами" и "оказывать им всяческую помощь и поддержку". На Всемирной конференции по правам человека в Вене была также признана важная роль неправительственных организаций в привлечении общественного внимания к вопросам прав человека, что также доказывает право подобных организаций и их членов на пользование правовыми гарантиями.

Сторонники прав женщин расценивают эти документы как основные достижения на пути изменения формулировки доктрины прав человека и включения прав женщин в международное право прав человека. Тем не менее, еще многое предстоит сделать. Ни Декларация о насилии, ни Венская декларация и Программа действий не имеют силы правовых обязательств. "Мягкие правовые документы подобного рода вселяют надежду на будущее, но формально ни к чему не обязывают государства. Их язык - это скорее язык программы действий и декларации о намерениях, а не текущих обязательств. Более того, как уже говорилось, широкий спектр оговорок позволяет не выполнять даже договорные обязательства. Маловероятно, что эти документы будут приняты в ближайшее время в качестве принципов обычного международного права. Согласно конституции многих государств, договоры включаются во внутреннее право. То, что эта Декларация имеет статус "мягкого обязательства" делает маловероятным ее применение внутри страны. Для проведения в жизнь этих принципов необходимо закрепить их в форме договора и создать государственную практик;,. Такие механизмы реализации воздействия, как назначение специального докладчика по вопросу насилия над женщинами и опрос государств, проводимый Комитетом на предмет использования Общей рекомендации №19, являются важными аспектами, не позволяющими государствам игнорировать эти принципы.

Несмотря на текстуальные достоинства. Декларация о насилии является компромиссным вариантом. В некоторых аспектах она была ослаблена во время разработки. Например, первоначальный проект говорил также и об "унизительном образе женщин в средствах массовой информации" как о форме насилия над женщинами, однако это положение не вошло в окончательный вариант. Немаловажно и то, что Декларация не заявляет открыто о том, что насилие над женщинами является нарушением прав человека, и параллель, проводимая между правами человека и сексуальным насилием, к сожалению, нечеткая. Несмотря на то, что в преамбуле подчеркивается необходимость срочного применения таких прав женщин, как равноправие и неприкосновенность личности, и говорится о том, что насилие в отношении женщин ущемляет осуществление женщинами прав человека, ряд статей не подтверждает этой связи. В статьях 2 и 3 дается определение насилия наг женщиной без всякой ссылки на права человека, в то время как статья 2 ссы-лается на права человека, но ни слова не говорит о насилии. Во время межсессионного заседания Комиссии по правам женщин в 1992 г. рядом стран, в особенности США и Швецией, был выражен протест против отнесения насилия над женщиной к нарушениям прав человека. Они утверждали, что права человека предоставляют защиту от действий, к которым государство имеет прямое отношение, и что перенос этого понятия на действия частных лиц подорвал бы само понятие прав человека. Этот аргумент отражает самую большую проблему для женщин в праве прав человека: фундаментальные права человека отражают типично мужской жизненный опыт и предлагают защиту от того, чего больше всего боятся мужчины. Исключая частную сферу жизни из международной защиты прав человека, мы тем самым полностью делаем право прав человека бессмысленным для большинства женщин. Вот почему такое большое значение имеет признание на Венской конференции того, что права женщин являются частью прав человека, и что насилие, применяемое к женщинам, является нарушением прав человека.

В свете событий в бывшей Югославии большое значение имеет то, что Венская конференция признала, что "нарушение прав женщин во время вооруженного конфликта является нарушением основных принципов международных прав человека и гуманитарного права". Несмотря на то, что это признание жизненно важно, язык Венской конференции слабеет, когда речь заходит о том, что "все подобные формы насилия, в том числе и убийства, систематические изнасилования, сексуальное рабство и вынужденная беременность, требуют адекватной реакции", нет указания на то, в чем должна состоять подобная реакция, и кто отвечает за ее проведение.

И наконец, Венская декларация сама по себе противоречит тому, что права женщин являются частью прав человека, тем что выделяет их в отдельную группу. Важно то, что основные организации по правам человека изучают способы включения сексуального насилия в международные документы и оказывают поддержку Комитету.

В заключение скажу, что самое необходимое - это искреннее намерение государств привести свою внутреннюю политику в соответствие с принципами этих международных документов.

Литература

  • Э.Новикова Международная защита прав женщин: история и современность // Преображение. -М.. №3. 1995.
  • Права человека: изложение фактов: №22. Дискриминация в отношении женщин: конвенция и комитет /ООН. -Женева. .995.
  • Права человека: изложение фактов: № 23. Опасная традиционная практика. пагубно отражающаяся на здоровье женщин и детей / ООН. -Женева 1995.
  • Хроника ООП Февраль 1996. Т. 32. №3.
  • Феминистская теория и практика: Восток-Запад. Конференция 09.06- 12.06.95. - СПб. 1996.