Ребенок 2 10 месяцев развитие. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Для каждого возраста новорожденного характерны свои особенности развития и новые навыки и умения, причем у каждого малыша они проявляются по-своему, и незначительное отклонение от общепринятых норм считается нормальным явлением. Для 10 месяцев характерны быстрое развитие двигательного аппарата и разговорного навыка, а также яркое проявление таких черт характера, как упрямство, самостоятельность.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

Ускорение роста и набор веса малыша к 10 месяцу несколько уменьшается, пропорции тела уже полностью сформированы, а прибавление дополнительных см и кг происходит пропорционально, так что вы особо не замечаете никаких внешних изменений.

Средний рост десятимесячного крохи составляет 70-80 см, при весе от 7 до 11 кг. Данные показатели зависят от начального роста и веса при рождении, немалое влияние оказывают также параметры родителей, т. е. если мама и папа низкие и худые, не стоит ожидать, что малыш будет великаном, и наоборот.

В 10 месяцев практически завершается формирование двигательного аппарата – кроха уверенно сидит, способен самостоятельно подниматься из лежачего положения на ножки, сам усаживается и сидит довольно продолжительное время. В этот момент важно следить за осанкой ребенка, если вы научите его держать спинку прямо уже сейчас, в будущем, скорее всего, проблема сколиоза и остеохондроза его не побеспокоит.

Для многих деток 10 месяцев – это переломный момент, в это время они могут сделать свои первые самостоятельные шаги. Уже несколько месяцев, как ребенок передвигается вдоль опоры или за руку, но мало кто раньше 10 месяцев хочет ходить без посторонней помощи. Родители могут стимулировать малыша к проявлению самостоятельности, однако слишком усердствовать не стоит, поскольку можно вообще отбить охоту ходить и процесс затянется надолго. Если же кроха уже начинает ходить, стоит обеспечить его удобной обувью, чтобы защитить маленькие ножки от холода и мелких предметов.

В 10 месяцев меняется режим сна и питания – теперь кроха будет спать днем всего один раз, поэтому готовиться к ночному отдыху следует несколько ранее обычного, просыпаться утром детки также начинают раньше. Придерживаясь такого режима с 10 месяцев, вам будет несложно приучить свое чадо к режиму детского сада.

Что касается грудных кормлений, то можно постепенно , оставив только завтрак и кормление перед сном. Это позволит перевести ребенка на взрослую еду без лишних капризов, этому будет способствовать также разнообразие детского меню, поскольку в данном возрасте ребенку уже можно предложить мясные изыски, рыбку и любые виды фруктов и овощей.


Психологические изменения, характерные для 10 месяца жизни

Ближе к году ребенок активно начинает разговаривать, некоторые уже произносят целые словосочетания, а может, и полные слова, а иные крошки лепечут по-своему, однако в любом случае малыш стремится активно общаться. Задачей взрослых в это время считается помочь ребенку разговориться, для этого старайтесь чаще вовлекать его в диалог, задавайте вопросы, много читайте и рассказывайте, посещайте людные места и обязательно способствуйте контакту малыша с другими детками.

В 10 месяцев проявляется полезный навык – умение сжимать и разжимать пальчики по собственной инициативе. Развитие мелкой моторики еще не завершено, однако теперь кроха может брать и отдавать предметы, игрушки, способен цепко хвататься за опору, что поможет удержаться в устойчивом положении. Хватательный рефлекс проявился у ребенка еще на первых месяцах жизни, однако отобрать то, что зафиксировано в маленьких пальчиках, раньше было непросто, теперь малыш сам отдаст вам все, что вы попросите. Этот факт поможет также научить кроху важным словам: «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Четвертый триместр первого года считается началом самостоятельной деятельности малыша, поскольку в это время кроха интересуется всеми новыми вещами и явлениями. Детки, начавшие ходить, пытаются залезать на возвышения и преодолевать преграды в виде подушек, стульев и крупных игрушек. Особо важным считается обеспечить «безопасную квартиру», т.е. оградить ребенка от возможных травм, укрепив выдвижные ящики, изолировав электрические шнуры и спрятав иные опасные предметы.


Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев?

Для возраста 10 месяцев подходят практически все виды занятий, как активные, так и спокойные развивающие. Если вы хотите освободить некоторое время для занятий собственными делами, попробуйте увлечь ребенка одной из полезных забав:

  • рисование – подойдут пальчиковые краски; приобретите для крохи детский столик, он пригодится и для иных занятий, к примеру, создания аппликаций и пр.;
  • мультфильмы – выбирайте развивающие ролики, они помогут малышу научиться разговаривать, покажут новые места и ответят на многие детские вопросы;
  • движущиеся игрушки – машинки, которые катаются на веревочке, заводные куклы и всевозможные наборы – железная дорога, автотрек, гараж и пр. – обязательно заинтересуют и мальчиков, и девочек;
  • музыкальные предметы – подойдут детский телефон, плакаты и музыкальные инструменты, нажимая на кнопочки, малыш будет слушать песенки, учить буквы и узнавать, какие звуки издают животные;
  • яркие книжки – модели из картона вполне подходят для этого возраста, яркие картинки завлекут ребенка, а плотность бумаги не позволит разорвать их;
  • мягкие кубики и иные детали конструктора также пригодятся в 10 месяцев, ребенок сможет строить различные комбинации и научится различать формы и структуру разных предметов.

Любое из этих занятий освободит вам 15-20 минут свободного времени, а регулярное применение таких 20- минуток постепенно приучит кроху играться некоторое время самостоятельно.

Родители искренне радуются самым маленьким успехам своего малыша. Теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками. Они уже сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно прийти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Они отличаются друг от друга поведением, умениями. Но главное - все дети должны быть любимыми, единственными и неповторимыми!

Малышу 10 месяцев. Весомая дата, скоро первый ваш праздник - год в качестве родителей и год новой жизни! Можно начать готовиться к этому дню, продумайте меню, место проведения маленького торжества, обозначьте список гостей, найдите пример торта или мастера, который изготовит его на заказ, обдумайте подарки, поищите темы для веселых коллажей и плакатов - поверьте, первый год вашего крохи - это существенная дата для всей вашей семьи и этот праздник запомнится вам на всю жизнь!

Однако не стоит отрицать, что в 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей. Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: попросите бабушек или папу посидеть с ребенком, сами же займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг.

Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

Что новенького

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку (если вы не начали этого делать ранее). Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

Учатся переползать через предметы и ходить вокруг опоры. Возможно в этот период с 10 месяцев до года произносит первые осмысленные слова «мама», «дай». Понимает слова «нет» и «нельзя». Некоторые дети в 10 месяцев могут уже самостоятельно стоять без опоры, делать первые шаги, пытаются учиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.

Как выглядит ребенок в 10 месяцев






Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель.

Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно - вертится и наклоняется во все стороны. Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках. Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к поверхности пола.

Еда ребенка в 10 месяцев

Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно наклоняет ее.

Бытовые навыки ребенка в 10 месяцев

Многие дети помогают при одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу. Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок. Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг» и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец активно обучать ребенка проситься на горшок.

Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если сказать: «Покажи - где мама?» - то ребенок показывает пальцем мать на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 10 месяцев

Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку, вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.

При игре с несколькими игрушками или предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент, например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать, чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.

По просьбе взрослого пытается найти спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:


  1. Сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку.

  2. Тянется к чашке.

  3. Достаточно быстро находит игрушку.

Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.

Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т.д. В дальнейшем поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как работой, а как игрой.

Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть. Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а катает ее.

Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.

Понимание речи ребенком в 10 месяцев

Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения, как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра «сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца. Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца. Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по последнему (пятому) пальцу на ладони.

Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи - слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции, он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.

Можно научить дитя показывать части тела. Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите: «Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» - и, дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т.д.» Сначала легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие части тела.

Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.

Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия. Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например, если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя, перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки. Не злоупотребляйте запретами, используйте слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» - кто-то из родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.

Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.

Доречевое развитие ребенка в 10 месяцев

С помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит некоторые слоги со смыслом (например, «ам» - хочу есть). Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог, вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог. Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично «дя-дя», «де-да», «дай- дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др. При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.

Какой режим у ребенка в 10 месяцев?

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление, прогулки, купание и игры.

Режим сна в 10 месяцев немного меняется. В целом за сутки ребенок спит около 14 часов: 9–10 часов ночью и 4–5 часов утром-днем. Причем в 10 месяцев количество дневных снов сокращается до двух (по 2–2,5 часа). Если кроха спит всего один раз, то, как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов.

Гулять с ребенком нужно, как можно больше. Минимум - 2 раза в день по 2–3 часа. Если позволяет погода, ребенок и мама чувствуют себя хорошо, то количество прогулок можно увеличивать. Кроме свежего воздуха прогулки дают крохе множество новых знаний. Окружающий мир велик и многогранен, а в 10 месяцев ребенок уже интересуется происходящим вокруг.

Уход за зубами

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера.

Если малыш сопротивляется и не пускает щетку к себе в рот, используйте марлю, намотанную на палец. Зубную пасту поначалу использовать не обязательно, но если вы этого хотите, выдавите небольшую каплю размером с пол горошины. Используйте только детскую пасту. Проглатывание детьми фторсодержащей зубной пасты небезопасно.

Как начать приучение ребенка к горшку

Пока оно заключается в высаживании малыша на горшок, чтобы он к нему привык. Если ребенок противится и начинает плакать, как только видит горшок, отложите приучение. Высаживайте малыша в определенное время. Наиболее удачными бывают следующие моменты: как только ребенок проснулся; после кормления; перед каждым сном. Затем - перед прогулкой и сразу после. Не держите ребенка на горшке дольше 10 минут, не отвлекайте его в это время игрушками. Если у малыша получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Не забывайте о купании

Умыванием должен начинаться каждый день малыша. С малых лет мама приучает ребенка очищать кожу лица, промывать глазки, носик и ушки.

Подмывать ребенка необходимо после каждого туалета и при смене подгузника. Если малыш сходил «по большому», следует подмыть его более тщательно.

Принятие ванны в 10 месяцев можно проводить не каждый день. 3–4 раза в неделю будет вполне достаточно. Исключение составляют жаркие летние дни: чтобы тело малыша дышало, нужно купать его каждый день. Осенью, когда на улице уже похолодало, а отопление еще не включили, можно купать ребенка через день. Однако, если купание - это ваш ритуал, ребенок рад водным процедурам, то продолжайте в том же духе! Предложите малышу поиграть в ванне с мыльным пузырями, вы вызовете у него неподдельный восторг и ликование!


  • Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

  • Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе.

  • Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

  • Для профилактики развития плоскостопия у малыша необходимо приобретать обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» первую обувь с крепким задником, не скользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Как кормить ребенка в 10 месяцев?

Полезно знать:
Идеальным для питания малыша в 10 месяцев остается естественное вскармливание, но обязательно с прикормом. Грудное молоко - незаменимый продукт для детей до года, оно благоприятно воздействует на детский желудок при введении новых видов продуктов в меню десятимесячного малыша. Материнское молоко - самое надежное и проверенное веками средство для кормления детей, так как оно является неоценимым кладезем целебных питательных веществ.

Какие особенности прикладывания детей в 10 месяцев?

Прикладывания к груди учащаются: днем 4–6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4–6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш «по-свойски» обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Питание 10-месячного ребенка не имеет существенных изменений. Новых продуктов практически не появляется, если не считать разновидностей фруктов и овощей, с которыми мама может познакомить малыша. Кормление происходит 5 раз в день. Если у мамы еще есть грудное молоко, она может кормить им кроху утром и вечером или давать грудь по потребностям малыша. В противном случае ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Питание ребенка в 10 месяцев все больше приближается к здоровому рациону взрослого человека. Однако это вовсе не означает, что отныне малыша стоит кормить с общего стола. Существует ряд правил, о которых родители должны знать, составляя меню своего чада. Конечно же, в первую очередь речь идет о списке разрешенных продуктов и правилах их обработки.

Питание ребенка в 10 месяцев по-прежнему базируется на молоке и его производных. Также сохраняется кормление грудью или же молочной смесью. Стоит снова повторить, что ВОЗ настоятельно рекомендует обогащать этими продуктами рацион ребенка вплоть до двух лет, оставляя хотя бы одно кормление. Но в то же время чаду можно и нужно предлагать детские йогурты, творог и кефиры, которые можно приготовить самостоятельно или приобрести на детской молочной кухне. А вот относительно пастеризованного молока педиатры в большинстве своем имеют однозначное мнение - его лучше предлагать ребенку после года. И даже каши стоит готовить на специализированной смеси или сухом молоке. Рыбка, птичка, мяско. Меню ребенка 10 месяцев обязано содержать мясные блюда. При этом сохраняется правило о том, что такие лакомства готовятся только из нежирного мяса. Уже знакомая телятина и крольчатина обогащаются нежирной свининой и говядиной. Не стоит забывать и про блюда из птицы: куриная и индюшиная грудка прекрасно подойдут для приготовления фрикаделек. А вот знакомство с куриным яйцом можно отложить до года, если ребенок предрасположен к аллергии. Если этого нет, то вводится только желток, причем начальная порция должна составлять не более 1/8 от его массы. Является спорным вопрос и о рыбных блюдах по той же причине. Но если аллергии нет, то сохраняются введенные в 9 месяцев хек, судак и морской окунь.

Конечно же, речь идет о фруктах и овощах. Сохраняются все те, что уже были в рационе, но при этом вводят репчатый лук, капусту, клубнику, малину (при условии отсутствия аллергической реакции). В целом педиатры склонны считать, что чем больше разнообразных овощей и фруктов в меню малыша, тем лучше.

Полезно знать:

малышам до 5–7 лет грибы категорически противопоказаны!

Все так же пища подвергается тепловой обработке путем варки, причем как в воде, так и на пару. Спорен вопрос о тушении. Если ребенок уже знаком с растительными маслами, то можно попробовать предложить ему тушеные овощи с разрешения педиатра. Кроме того, сама пища должна подаваться чаду маленькими кусочками, которые малыш будет способен прожевать. Не стоит пренебрегать сырыми овощами и фруктами. Однако такие кормления должны проходить под присмотром родителей.

Режим кормления 10 месячного малыша

Рацион питания ребенка 10 месяцев претерпевает некоторые изменения, которые связаны не только со временем, но и с количеством кормлений. Итак, кормить стоит уже по часам. Педиатры рекомендуют оставить 5 полноценных приемов пищи, два из которых - первое утреннее и последнее вечернее - приходятся только на грудное молоко или молочную смесь. А вот завтрак, обед и ужин «отдаются на откуп» взрослым блюдам. Так, на завтрак можно предложить или кашу, или молочный суп с макаронами, или творог с фруктами. На обед предлагают постный суп, мясное блюдо с овощным гарниром и сок. А ужин может быть представлен творожным, овощным или фруктовым блюдом, дополняемым сухариком, бубликом или печеньем.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:


  1. Кормление - грудное молоко/смесь.

  2. Молочная каша, творог, травяной детский чай.

  3. Супчик, овощное пюре с фрикаделькой, сок.

  4. Детский кефирчик, детское печенье, фруктовое пюре.

  5. Грудное молоко/смесь.

Теперь, когда малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.

Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Что не разрешается в питании детей 10 месяцев?


  • В питание детей 10 месяцев нельзя включать следующие продукты: цельнозерновой хлеб, мясо и рыбу с повышенным содержанием жира, маринованные, соленые, консервированные и острые блюда, фрукты и овощи, не растущие в том регионе, где живет ребенок (киви, апельсины, манго, авокадо, хурма, мандарины, ананасы и пр.)

  • Вишню и вишневый сок, чернику, бананы, черную смородину лучше не давать малышам, имеющим склонность к запорам.

  • Не нужны в таком возрасте малышам и магазинные (фабричные) сладости, так как в них зачастую добавляют сегодня специальные добавки для подслащения. Они вкусны и нравятся детям, но крайне вредны для их здоровья.

Какой стул у ребенка в 10 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации - устанавливать зрительный контроль над этими функциями. Кратность прежняя.

Методики раннего развития. Что нужно знать.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор - за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана.
Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева.
Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных.
Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан.
Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Как играть с ребенком в 10 месяцев

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей - он может в течении 15–20 минут играть самостоятельно. Главное - не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет - обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность - появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним - пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами - тем лучше!

Правильно развивать ребенка в 10 месяцев помогут как красочные книжки с небольшими четверостишиями, которые очень хороши для внимания и памяти, так и пальчиковые краски. Малыши этого возраста отлично реагируют на яркие цвета, поэтому рисовать ладошками им будет интересно. Родителям нужно быть готовыми к тому, что после окончания рисования, краски они обнаружат не только на листе бумаги, но и на столе со стулом, полу, а также на самом художнике. Однако, первые рисунки - это то, ради чего стоит пережить, пускай, не самые «чистые» часы в жизни вашего ребенка.

Примеры игр с 10 месячным ребенком

Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».

Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии платком и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Что на картинке, что на улице - одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: «Вот киска. Мяу!» Через какое-то время покажите киску на картинке: «Это тоже киска! Мяу!» Затем - игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Нужно ли идти в поликлинику в 10 месяцев?

Профилактический ежемесячный осмотр с измерением роста и веса.
  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.

Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

Самостоятельные наблюдения должны проводиться при определенных условиях, иначе результаты не будут объективными. Прочесть о том, что именно нужно учесть, вы можете в статье

Развитие ребенка в 10 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот, отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Десятимесячный ребенок из положения «опора на руки» отталкивается и встает на четвереньки, стоя на руках и коленях, он умеет раскачиваться, но может потерять равновесие. Кроме того, малыш в 10 месяцев уже начинает ползать, хотя этот процесс еще плохо скоординирован.

Развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется еще и в том, что он садится из положения “лежа на животе” или из положения “на четвереньках” (спонтанно или придерживаясь за мебель).

Развитие ребенка в 10 месяцев. Реакции и навыки

Положите малыша на спину, отойдите и понаблюдайте за ним. В этом возрасте ребенок умеет без помощи взрослого садиться и из положения «лежа на спине». Чтобы сесть, он самостоятельно подтягивается, придерживаясь за подходящую мебель.

Обратите внимание, десятимесячный малыш сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ножками. В этом положении он может находиться и играть долгое время. Если же ребенку понадобится предмет вне пределов досягаемости, то, чаще всего, он становится на четвереньки и ползет к нему. На то, чтобы сесть из положений «лежа на животе» или «на четвереньках» малыш тратит гораздо меньше усилий, чем на то, чтобы подтянуться вверх из положения «лежа на спине».

Поставьте ребенка на пол рядом с диваном или креслом. Теперь он более полминуты может самостоятельно стоять, придерживаясь за мебель.

Посадите малыша и протяните ему руки. Держась за них, он должен уметь встать из положения сидя.

Посадите вашего младенца (его можно слегка придерживать) и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в так называемом «пинцетном захвате», когда малыш берет мелкий предмет вытянутым указательным и противопоставленным ему большим пальцем, словно пинцетом. Остальные пальчики при этом он не задействует. Этот навык должен выполняться обеими ручками.

В момент, когда малыш за вами наблюдает, возьмите в руки по кубику и постучите одним кубиком о другой. Затем протяните их ребенку, пусть он возьмет по одному в каждую ручку. В 10 месяцев его двусторонняя координация уже настолько развита, что он сможет повторить ваши движения – ударить кубиками друг о друга. Если что-то не получилось, покажите малышу «битву кубиков» еще раз.

Сядьте за стол, на котором разложены кубики, и посадите ребенка к себе на колени (кубики должны располагаться так, чтобы он мог дотянуться до них ручками). Сразу или после нескольких минут игры десятимесячный малыш с заметным удовольствием начинает бросать игрушки на пол. Если этого не произойдет, возьмите один кубик и сами бросьте его.

Посадите ребенка и покажите ему куклу или колокольчик. Игрушку можно дать подержать в ручки. Если вы выбрали второй вариант, то обратите внимание малыша на язычок колокольчика. В 10 месяцев детки уже не только схватывают образ предмета в целом, но и замечают отдельные его детали и пробуют их обследовать. Ваш ребенок, например, может дотрагиваться указательным пальцем до лица куклы, ее глазок, ротика, носика. Если вы предложили ему колокольчик, он засунет пальчик вовнутрь и ощупывает его язычок.

Развитие ребенка в 10 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Для следующего эксперимента нужно выбрать момент, когда ваш малыш спокоен, не утомлен и относительно сосредоточен. Посадите его к себе на колени и попробуйте с ним «поговорить»: медленно и выразительно произносите те слоги, которые он уже умеет говорить. Между отдельными слогами делайте паузу минимум 10 секунд. Десятимесячный ребенок правильно повторяет проговариваемые мамой слоги. Такая игра со стороны напоминает «диалог».

Кроме того, в этом возрасте дети уже демонстрируют явное понимание речи. Выберите момент, когда ребенок еще бодр и весел, а в комнате с вами находится кто-то из близких родственников, и спросите малыша: «Где (например) бабушка?». Можно задать вопрос об его любимой игрушке, например: «Где твой мячик?». Вопрос можно повторить несколько раз, чтобы привлечь внимание ребенка. В ответ малыш поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором его спросили, а когда находит, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается.

Как утверждают специалисты, перечень того, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, довольно внушителен. Помимо заметного прогресса в физическом плане становятся очевидны изменения в поведении малыша. На первом году жизни дети впитывают в себя информацию, как губки, поэтому количество их навыков и знаний неуклонно растет. Педиатры рекомендуют отслеживать поведение новорожденных (лучше всего завести журнал), это позволит установить, не происходит ли каких-то задержек в физическом или умственном развитии.

Физические показатели десятимесячного малыша

К десятому месяцу жизни рост ребенка постепенно замедляется, если сравнивать с более ранними этапами. Вес набирается уже не так активно. Средние показатели находятся в области 9,5 кг веса и 76 см роста. Данные могут несущественно отличаться от указанных, все дети развиваются индивидуально. Существует один момент, на который необходимо обратить внимание, – малыш должен расти по определенному графику. Если данные менялись резкими скачками, а потом стояли на месте, это может говорить о каких-то скрытых внутренних патологиях. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Еще один важный показатель нормального физического развития – полноценный и здоровый сон. Теперь по ночам малыш спит почти не просыпаясь, до 12 часов подряд. Обязателен дневной сон, минимум два раза по два часа. Без полноценного отдыха новорожденный не будет равномерно расти и правильно набирать вес. Если придерживаться указанного графика до полутора лет, это позволит укрепить природный иммунитет организма, повысит его сопротивляемость инфекциям.


Моторные навыки и принципы общения новорожденного в 10 месяцев

Десятимесячный возраст – важный период для становления моторных навыков малыша. Любые отклонения могут стать показателем неправильного развития, недостатка определенных витаминов или питательных веществ, недостаточного развития мускулатуры.

В 10 месяцев ребенок должен выполнять следующие действия.

  1. Уверенно ползать на руках и коленях, не уставая при этом и не капризничая.
  2. Сидеть с упором на ручки или с небольшой помощью взрослых.
  3. Вставать из положения сидя – как с опорой, так и самостоятельно.
  4. Ходить, опираясь на предметы, и даже подниматься и опускаться по невысокой лестнице.
  5. Пользоваться ложкой, чашкой и поильником.
  6. Нормально реагировать на использование горшка. Процедура не должна доставлять ему эмоциональных или физических неудобств.

Помимо этого новорожденный уже адекватно реагирует на просьбы и указания родителей, выполняет простые действия без предварительной демонстрации взрослых. Он может повторять жесты, увиденные всего один раз не менее недели назад.

Играет ребенок уже самостоятельно, он постоянно проявляет интерес к окружающему миру, изучает новые вещи. Благодаря развитию памяти малыш запоминает расположение важных объектов, мебели, места хранения игрушек, может отличать свою одежду.

Благодаря развитию социальных навыков десятимесячные дети начинают общаться с окружающими. Запоминая увиденные жесты, малыши уже начинают сами применять их по назначению.

Речь становится более внятной. Теперь кроха может использовать целые слова, хоть и смазанные и не всегда понятные. Рекомендуется поощрять такие попытки, это позволит ускорить развитие речевых навыков. Если малыш проявляет интерес к телевизору, смотреть он может только детские программы, в противном случае его будет невозможно отучить от некоторых услышанных слов.


Варианты проявления эмоций у малыша и восприятие окружающего мира

Самым интересным, по мнению родителей, становится проявление ребенком адекватных эмоций, соответствующих создавшимся ситуациям. Обоснованные капризы в ответ на отобранную игрушку, проявление страха при внезапном шуме, улыбка при виде родных и близких – все это указывает на то, что ребенок правильно оценивает окружающую обстановку.

В 10 месяцев карапуз пытается вести себя как «большой». Овладев движениями рук и пальцев, он точно повторяет увиденные жесты (отучить его от них практически невозможно). Восторгу малыша не будет предела, если ему позволят посмотреть телевизор или «поговорить» с кем-то по телефону.

Нельзя ругать детей в этот период за сломанные игрушки. Они не ломают, а изучают вещи, пытаясь понять, как они работают. Даже в таком нежном возрасте малыши начинают использовать законы физики. Они прекрасно знают, за что нужно потянуть, чтобы чашка упала со стола, какой длины нужно взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если суммировать все перечисленное, то навыки десятимесячного ребенка должны сводиться к следующему:

  • внимание к звукам и особенно речи окружающих, попытка подражания услышанному;
  • адекватная реакция на настроение окружающих и происходящие вокруг события;
  • проявление эмоций, соответствующих ситуации;
  • интерес к мелким предметам, попытки разобраться в строении крупных и сложных конструкций;
  • высокое развитие моторных навыков, которое позволяет ребенку ползать, сидеть, ходить и стоять с поддержкой, пользоваться бытовыми предметами;
  • жевание мелкой пищи, спокойный отказ от груди;
  • спокойная реакция на попытки усадить его на горшок;
  • активный интерес к другим детям.

Помимо указанных навыков отдельные дети могут удивлять индивидуальными достижениями. Все, что перечислено, относится к обязательной программе того, что должны уметь десятимесячные дети. Если же заниматься с новорожденным индивидуально и целенаправленно, то можно добиться поразительных результатов.


Действия родителей, если ребенок развивается в замедленном темпе

Если родителям кажется, что их малыш развивается с небольшим отставанием от сверстников или его навыки не соответствуют заявленным данным, не стоит поддаваться панике. Прежде всего необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач проведет необходимые тесты, оценит данные малыша исходя из его индивидуальных особенностей и точно скажет, есть ли повод для волнений.

Зачастую недоношенным детям требуется чуть больше времени на освоение окружающей среды и набор всех перечисленных умений. Если хочется приблизить этот момент, нужно просто дополнительно заниматься с ребенком. Сегодня разработано немало развивающих игр, которые не только принесут пользу, но и доставят новорожденному огромное удовольствие.

Еще один важный момент – с детьми необходимо разговаривать. И это не должен быть поток бессмысленных слов. Лучший вариант – комментирование своих и его действий. Одевая ребенка можно перечислять все используемые вещи, нужно описывать их цвет, форму и назначение. Если во время прогулки описывать окружающую природу и события, это не уйдет бесследно, малыш все запомнит и однажды удивит всех своими знаниями.

Если же врач поставил неутешительный диагноз, необходимо незамедлительно обращаться в детские центры, повышающие социализацию детей. Слегка замедленное развитие можно исправить, если вовремя на это отреагировать и принять соответствующие меры. Основа успеха – регулярность занятий, не стоит надеяться на специалистов, нужно заниматься с ребенком и самостоятельно.

Главное – помнить, что успехи малыша, в первую очередь, зависят от внимания к нему родителей, достаточного количества специализированных игрушек. Если ребенок развивается самостоятельно и не получает достаточного ухода, не стоит удивляться некоторому отставанию в освоении им базовых навыков.