Семья как социальная группа и социальный институт. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт В качестве малой группы семья удовлетворяет

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Выделяют следующие классификации семьи.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В настоящее время различают следующие виды брака.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом . Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– добровольность брачного союза мужчины и женщины;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

Сокращение числа патриархальных семей;

Развитие семьи партнерского типа , в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

Преобладание нуклеарной семьи;

Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Образец задания B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.


| |

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.

Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.

В основе семьи лежат брак, кровное родство или усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д. По своей структуре и формам институт семьи достаточно многообразен. Так, семья может состоять из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении родителей, и тогда она выступает как нуклеарная, супружеская семья. Но, как известно, в семью нередко входят и другие, совместно проживающие родственники (родители, братья, сёстры, внуки и др.). Такая семья называется расширенной, родственной семьёй.

В зависимости от норм культуры того или иного общества семья может базироваться на экзогамии, запрещающей брак с определённой узкой группой людей (например, близкими родственниками, членами одного и того же клана, поселения или племени), или на эндогамии, т.е. с людьми одной и той же группы (клана, племени, деревни и др.), что характерно для примитивных архаичных обществ.

Ещё одно подразделение брачно-семейных отношений моногамия (т.е. одновременный брак данного мужчины с данной женщиной) и полигамия, при которой в супружестве имеется не один партнёр (групповой брак, многожёнство). Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Историческое развитие института семьи шло от группового брака к моногамии (единобрачию), одной из исторических форм которой был патриархат, когда во главе семьи стоял мужчина, а другой – матриархат, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Современная семья характеризуется тенденцией к установлению статусного равенства супругов в семье. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей как минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость жены от супруга; б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление женских и мужских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разделение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским.

Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. По проблемам изучения семьи пишут А.И. Антонов и В.М. Медков (Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – С. 21-36), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект,

Следует выделить следующие функции:

1. Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

2. Воспитательная функция . Для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребёнок видит в других семьях.

3. Сексуальная функция . Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает их нарушение.

4. Экономическая функция . Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

5. Функция совместного проведения досуга и духовного общения . К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное духовное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного общения в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

6. Функция первичного социального контроля . Семья обеспечивает первичную моральную регламентацию поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности, поддержку обеспечения социальных санкций.

Кроме указанных специфических функций семьи выделяют и неспецифические. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Например, с происходящими серьёзными переменами в обществе связано снижение воспитательной роли семьи. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм , т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растёт один ребёнок и воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм , т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребёнок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.

3. Прагматизм , т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Основные вопросы темы

1. Семья как первичная социальная организация.

2. Функции семьи.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна).

4. Перспективы семьи и семейная политика.

5. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.

6. Семья как элемент социополовой стратификации.

Семья как первичная социальная организация.

Семья - фундаментальная единица социальной структуры общества. История не знает такого общественного устройства, где отсутствовали бы семья и родственные отношения.

Семья - это важнейший фактор выживания и укрепления социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизведения населения и социализации потомства невозможно воспроизводство всех социальных структур, обеспечивающих социальную жизнь.

Семья - это важнейший фактор очеловечивания отношений между людьми, важнейший механизм самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого рада общечеловеческих ценностей.

Семья является как социальным институтам, так и первичной малой группой, что определяет своеобразие ее места и роли в социальной структуре общества.

Функционирование семьи в качестве социального института образует макроуровень ее бытия. Она представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи и определяются присущие им роли и статусы. Главной характеристикой бытия семьи на этом уровне является ее органическое единство с нормативно-институциальной системой общества. Включенность семьи в эту систему на правах ее целостной подсистемы, отражает уровень ее внешней социокультурной детерминации (правовой, моральной, религиозной и т.д.) и предопределяет ее внешние социальные функции. Функционирование семьи в качестве первичной малой группы образует микроуровень ее бытия. Как малая первичная группа семья представляет собой, во-первых, особого рода союз между супругами, родителями и детьми, основанный на неформальных, доверительных отношениях между ее членами, во-вторых, особого рода нравственно-психологическую общность людей, объединяющую их не толы® на основе общих интересов, но и на основе общих чувств, симпатий, духовной близости, любви и взаимной ответственности. Главной характеристикой семьи как малой группы является ее относительная автономность. Функционирование семьи на этом уровне (как "единство взаимодействующих личностей" Э.Берджесс) порождает многообразие "личных практик" семейной стратегии и тактики.

Макро- и микроуровни бытия семьи, в реальной практике семейной жизни слиты воедино, что позволяет социологу видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются макротенденции ее изменения. Можно смело утверждать, что состояние семьи всегда симптоматично, так как она воспроизводит в миниатюре картину тех противоречий, посредством которых движется общество на определенном этапе своего развития.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность (организация) людей, связанных узами "супружества" - "родительства"" - "родства", осуществляющая воспроизводство населения и межпоколенную преемственность, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов.

Понятие семьи отражает целостность семейной организации (в триединстве своих подсистем) на базе общих чувств, интересов и структуры, а также ее функционально-целевую направленность.

Понятие "брак" отражает социально-правовые отношения между супругами как граждан государства, т.е. приобретение прав и обязанностей, вступающих в брак по материальному обеспечению детей и нетрудоспособных членов семьи, по воспитанию подрастающего поколения. С другой стороны, через брак гарантируется правовая защита и финансовая поддержки семьи со стороны государства.

Сущность социальной природы семьи расчитывается через ее функции, структуру и ролевое взаимодействие ее членов. Под функциями семьи понимается набор выполняемых ею видов деятельности. Под структурой - совокупность отношений между членами семьи, включающую кроме отношений родства, отношения власти, авторитета, лидерства и т.п. Под ролевым взаимодействием в семье понимается совокупность норм и образцов (стереотипов, стандартов) поведения одних членов семьи по отношению к другим (мужа к жене, отца (матери) к детям и т.д.). Эти характеристики семьи не статичны. Напротив, их изменение отражает ход как исторического, так и социального времени (фиксирующего так же и темпы общественных преобразований).

В центре внимания социологии находится та модель семьи, которая сформировалась в результате перехода человечества от традиционного общества (и культуры) к обществу (и культуре) модерна, т.е. современного индустриального (и постиндустриального - на Западе) общества. Этот процесс имеет закономерный характер и, как следствие, общецивилизационные черты. Однако он осуществляется в конкретно-исторических формах и несет на себе печать социокультурных особенностей. Важнейшая задача социологии семьи состоит в том, чтобы через анализ ведущих мегатенденций современности проследить ход изменения семейных типов и стратегий, определить их вектор в будущее.

Функции семьи.

Содержание деятельности семьи раскрывается через те функции, которые она выполняет по отношению к обществу в целом (внешние, социальные функции), так и по отношению к своим членам (внутренние, индивидуальные функции). Выделяют такие функции семьи как репродуктивная, функция социализации и воспитания детей, экономическая (поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов), функция нравственной регламентации, статусная, досуговая, сексуального контроля. Функции наиболее важные для социального воспроизведения социума и имеющие универсальный характер в силу своего социокультурного постоянства, называются специфическими (или собственно семейными). Они вытекают из сущности семьи и ее особенностей как социального явления, а именно, рождения (репродуктивная функция), содержания и социализации детей. Это комплекс функций, непосредственно связанных с обеспечением социального воспроизведения индивида и общества в целом.

Положение семьи как агента социального воспроизводства в обществе двойственно. Во-первых, через нее накапливается и передается социальный опыт предшествующих поколений в форме традиций, норм и ценностных ориентации индивидов. При этом семья активно влияет на процесс социализации личности ("первичная социализация"), и определяет ее темпы и направление. Во-вторых, семья сама подвержена воздействиям социальной макросреды. Будучи одним из социальных институтов, она зависит как от состояния социальной системы в целом, так и от ее отдельных подсистем. Являясь важнейшим посредником между индивидом и объективными реалиями макросреды, семья становится проводником ценностей и традиций, господствующих в данной социальной системе, именно ей общество делегировало часть своих полномочий по социализации личности. Она готовит индивида к конкретному социально-профессиональному статусу, к достижению определенного уровня образования, к определенному характеру внепроизводственной деятельности через формирование ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских и пр. ориентации индивида.

К числу неспецифических функций семьи относят те, к выполнению которых семья оказалась привлеченной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах, а именно: накопление и передача собственности, статуса; домохозяйства; организация отдыха и забота о здоровье и т.д.

По мере эволюции общества и изменении требований, предъявляемых к семье (как социальному институту и малой группе) трансформируется содержание сфер семейной деятельности. Характеризуя своеобразие нынешнего периода в эволюции статуса семьи, следует отметить две наиболее значительные тенденции, обозначившиеся в XX в.

Во-первых, вследствие растущей дифференциации и специализации общественного труда объем социальных функций семьи резко снижается за счет исключения из числа семейных таких функций как образовательная и воспитательная (школы и детские сада), экономическая (производственная сфера), досуговая (сфера развлечений) и т.д. У.Огборн. осмысливая это явление, выдвинул идею "перехвата семейных функции" как отражение прогрессивного процесса совмещения другими социальными институтами выполнение "семейных функций". Но у этого процесса есть и теневая сторона, а именно: в результате сокращения общего объема своих функций (неспецифических), снижается эффективность выполнения ее специфических функций.

Во-вторых, при сохранении в основном своих главных функций (репродуктивной, социализации и воспитания) в качестве социального института, акцент семейной деятельности явно смещается в сферу ее функционирования в качестве первичной малой группы, т.е. в сторону доминирования эмоциональной, сексуальной и духовной сфер.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна)

XX век ознаменовался окончанием господства той модели моногамной семьи, которую именуют "патриархальной" и быстрыми темпами становления модернистской (современной) ее модели.

Тенденции изменения как статуса семейно-брачных отношений, так и всех фаз семейного цикла (формирование, становление, трансформация и пр.) неоднозначно оцениваются социологами, демографами, статистиками, правоведами. Этот процесс характеризуют как "институциональный кризис семьи", "упадок семьи", а его призна­ками считают падение рождаемости, снижение статуса брака, рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, рост темпов числа разводов и внебрачных детей и пр. С другой стороны, этот процесс оценивается как "преодоление институциального отставания семьи, ее модернизация, который предстает как расширение свободы выбора мужчин и женщин в семейной и социальной областях, равенство партнерства.

Положение семьи в современном мире - это скорее распутье между обесценившимся прошлым и неопределенным будущим; оно - закономерный результат социокультурного развития человечества, отразивший все противоречия эпохи.

Становление современного типа общественного устройства (индустриального общества) породило комплекс социально-экономических, социально-демографических, духовно-нравственных, политико-правовых и других, факторов, которые обусловили коренное изменение ценностно-нормативной структуры общества в целом и трансформацию социального института семьи (как особого ценностно-нормативного образования, регулирующего внутрисемейную деятельность и определяющего ролевое поведение и статус членов семьи).

Каковы наиболее существенные из цивилизационных факторов, повлиявших на появление новых норм и стандартов семейной жизни и половой морали? Во-первых, индустриализация производственной сферы, повлекшая изменение механизмов социальной стратификации, активизацию социальной мобильности всех видов и форм, массовое вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности. Во-вторых, урбанизация, повлекшая за собой изменение механизмов социального контроля со стороны общества за поведением людей в правовой, нравственной и сексуальной сферах. В-третьих, демократизация всех социальных институтов общества. Именно она привела к отделению сферы личной жизни людей, в том числе и семейной от государственного диктата. Она привела и к "приватизации семьи", превращения ее из производителя моральных ценностей в их потребителя, в "вынужденное убежище" растерянных людей.

Модернистское общество постепенно сформировало новую систему, ценностей и норм, что незамедлительно отразилось на процессах семейных изменений. Так, основу патриархальной семьи образовывали т.н. ценности "фамилизма" (родства), где главенствуют долг, семейная солидарность, самопожертвование, традиционализм, дети, ответственность. Фундаментом модернистской семьи становятся ценности "индивидуализма", где в центре личностная автономия, права индивида, свобода выбора, самоактуализация и самоутверждение человека. Если базовым принципом внутрисемейной организации и ролевого поведения (супругов, родителей и детей) в патриархальной семье является принцип зависимости (жены от мужа, детей от роди­телей), то в основе организации и ролевой стратегии модернистской семьи - принцип эгалитарности (равенство мужа и жены, признание относительной автономии детей от родителей). Если патриархальная семья на всех стадиях семейного цикла регламентируется извне (обычаями и религиозными предписаниями), то модернистская семья формируется и функционирует на основе внутренней избирательности индивидов, интерпретирующих стандарты и социокультурные нормы на базе своих потребностей и интересов как личности. Основу концепции современной семьи составляют современные взгляды на свободу как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении максимально удовлетворить потребность в самоосуществлении каждого члена семьи, на равенстве партнерства (во всех подсистемах семейного целого).

Вражда полов и поколений - неизбежный спутник патриархальной семьи. Современная семья (в идеале) способна создать предпосылки для нового типа взаимоотношения полов и поколений. Но не бывает приобретений без потерь. Разрушение абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания детей (фактически сводившейся к физическому выращиванию) делает возможной демократизацию всей системы социализации и воспитания детей в семье как полно­ценных личностей. С другой стороны, предпочтение индивидуальной свободы ценностям семейной сплоченности и малодетности может привести к разгулу эгоизма (как супругов, так и родителей, и детей) и индивидуализма. В современном обществе уже утвердились стереотипы, закрепляющие стандарты малодетности: наиболее распространенной стала нуклеарная (или простая) семья, состоящая только из супру­гов и их детей; либерализация воспитания иногда приводит к тому, что внимание детей к своему внутреннему миру вытесняет авторитет родителей.

Главную причину изменений, происходящих в современной семье, социологи усматривают в автономизации принятых в обществе морально-правовых норм, культурных ценностей и стандартов полоролевого поведения людей. С другой стороны, на характер изменений влияют многообразные формы "личной практики" взаимоотношений полов и интерпретация норм, ценностей и стандартов на личном уровне. Эта тенденция является более динамичной и активной.

Истоки процесса следует искать в величайшем открытии человечества в XX веке, а именно - в открытии личности (признание ценности индивидуальной автономии и индивидуального права выбора людей, например, стиля жизни, форм полового поведения и семейной стратегии).

Внутренний мир - это, прежде всего эмоциональное доверительное общение человека с самим собой и другими людьми в контексте межличностного равенства. Здесь эмансипация мужчин и женщин от власти государства и традиций означает "радикальную демократизацию личности". Изменение статуса внутреннего мира человека имеет важнейшее значение для присущих современному обществу типов семейных отношений по двум основным причинам. Во-первых, в результате появления эмоциональной избирательности (любви) и, во-вторых, вследствие превращения эротизма (сексуальности) в ведущую основу взаимодействия полов и семейной стратегии.

Современный брак - это союз равных в своем праве выбора, свободных от принуждения традиции и давления третьих лиц, мужчин и женщин. Ведущим фактором мотивации семейно-брачного поведения людей становится любовь, т.е. взаимные чувства "участников рискованного предприятия". Изменение брачной мотивации (уже в прошлом веке) влечет за собой существенные изменения в семейной жизни, такие как, во-первых, превращение дома в эмоциональную нишу и, следовательно, выделение эмоциональной функции в качестве внутренней, семейной функции; во-вторых, изменение принципов взаимоотношения родителей и детей, что связано с ослаблением власти отца и мужа, "изобретением материнства" как личностной характеристики женщины (т.е. меняется ее внутрисемейный статус), возложение на женщину обязанностей по контролю за воспитанием детей.

"Романтическая любовь" XVIII-XIX века в веке XX (по Э.Гидденсу) сменяется новым типом любви - "любовью-слиянием". Это активная любовь, зависящая от случайностей, порывающая с установками романтической любви на вечность и уникальность. "Любовь-слияние" впервые вводит эротизм (и сексуальность) как ключевой момент брака. Данный тип любви представляет собой идеальную модель для общества, где социально-статусные, профессиональные, образовательные и пр. шансы людей значительно расширяются: где укрепляются и возрастают полномочия демократических институтов, где развитие и внедрение новых технологий контроля за рождаемостью начинает определять демографическую ситуацию и пр. Этот тип любви основан на признании человеческой автономии и свободы, что безусловно относится к числу величайших достижений человеческой истории: но эта любовь приводит и к появлению "разделяющегося и разводящегося общества". Чем реальнее этот тип любви, тем менее значим поиск ""особого человека" в ситуации, где практически каждый имеет свой шанс на сексуальное удовлетворение.

В XX веке значение сексуальности, как в личной жизни человека, так и в семейной активно переосмысливается. Во-первых, становится тривиальной несводимость супружеской сексуальности к деторождению (в патриархальной культуре нормой считалась лишь связанная с деторождением и освященная браком сексуальность); во-вторых, сексуальность расширяет границы своего распространения за пределы супружеских отношений (за пределы брака) и приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Такие метаморфозы сексуальности в XX веке связывают с т.н. "сексуальной революцией" (середина 60-х годов). К причинам сексуальной революции относятся экономическое процветание западного общества, превращение урбанизации в суперурбанизацию, рост пропаганды свободной любви в средствах массовой информации и изобретение надежных контрацептивов.

Важнейшим последствием изменения стандартов сексуальности для семьи было зарождение углубляющейся в настоящее время тенденции отделения "матримониального (брачного), сексуального и прокреационного (рождение детей) повеления людей. Это привело к тому, что значительная часть мужчин и женщин или состоят в сексуальных связях, не заключая при этом брака (сожительство или "альтернативный брак"), в некоторых семьях супруги сознательно не обзаводятся детьми, и, наконец, женщины рожают детей не будучи замужем (неполная или материнская семья). Эта тенденция, с одной стороны, знаменует положительный фактор сознательного регулирования своего сексуального и прокреационного поведения супругами в модернистской семье в отличие от традиционной, но, с другой - санкционирует факт существования гомосексуальности (как мужской, так и женской), резко снижает сексуальную ответственность, стимулирует появление различного рода форм до- и внебрачного поведения молодых людей (например, "молодежные союзы" в Скандинавии, Германии, США, а так же "Годвин-брак").

В современном обществе организованном на принципах демократии, создаются предпосылки для совершенствования возникающих в его рамках семейных типов. организованных на принципах эгалитарности, где не умалялись бы человеческие достоинства и мужчин, и женщин, где бы поощрялись стремления к профессиональному и духовному росту всех членов семьи. У семьи этого типа много различных названий, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином аспекте ее функционирования: "бикарьерная семья", "супружеская семья", "семья-партнерство" и пр. Решающим фактором появления современной семьи социологи считают изменение социального и культурного статуса женщин (как следствие их массового вовлечения в сферу профессиональной деятельности).

Выход женщины за рамки приватного мира семьи дает ей возможность личностного развития и экономическую самостоятельность, меняет характер взаимоотношений в семье и роль в воспитании детей. Если раньше семья и брак были главными статусными характеристиками женщины, то теперь они все чаще определяются ее экономическими и образовательными характеристиками. Как и мужчины, женщины все чаще ориентируются в своих поведенческих стратегиях на "достигаемый статус", т.е. на карьеру в избранной профессии. В основном эта тактика присуща представителям среднего класса. Семья, где супруги успешно сочетают семейные ценности и профессиональные интересы и получила название "бикарьерной семьи". Именно ценностное единство партнеров создает предпосылки для равномерного и симметричного распределения обязанностей и ответственности супругов при распределении внутрисемейных ролей, в том числе по отношению к детям.

Именно супружество как подсистема семейной триады становится в рамках современной семьи ведущим и определяющим, в отличие от традиционной патриархальной семьи, где центральной была подсистема родства. Выше уже было отмечено, что перераспределение центров семейной структуры есть результат изменения доминирующих семейных ценностей. Данный факт свидетельствует о возрастании значения личностного характера взаимодействия не только между брачными партнерами, но между родителями и детьми. Уважение человеческого достоинства как принцип организации супружества неразрывно связан с необходимостью разумно-дистанцированного взаимоотношения поколений (отказ от давления и силовых методов воспитания).

В рамках "супружеской семьи" формируются внутрисемейные ценности соответствующие изменившимся жизненным ориентациям личности. Исследования показывают отсутствие четкой зависимости стабильности брака от любви, что свидетельствует о сложности и многоуровневости процесса становления и развития семейной жизни. Выделяют два основных уровня внешний (поведенческий) и внутренний (ценностный). Комплекс факторов формирующих приспособительные отношения между супругами называют "адаптационным синдромом" (С.Голод), а в его структуре выделяют семь адаптационных ниш: духовную, психологическую, сексуальную, культурную, информационную, родственную и бытовую. Эта структура подвижна и иерархизирована; сдвиги в ней связаны определенными стадиями семейного цикла (молодожены, стадия до появления первого ребенка, прекращение репродуктивного поведения и т.д.). В отсутствие закрепленных традиций, ожиданий и ролей (как это было раньше), адаптация индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга, в значительной степени оказывает воздействие на стабильность брака.

Адаптация - необходимый, но недостаточный фактор для формирования прочной основы семейных отношений. Более того, "застревание" супругов на стадии поведенческого приспособления друг к другу может превратиться в "навязчивую созависимость" (Э.Гивденс). Главенство общих для партнеров рутинных обязательств или фетишизация женщиной своей роли в доме разрушительны для супружеского союза. Внутренний, глубинный, ценностный слой супружеских отношений образуют доверительность, задушевность, близость (не сводимая к сексуальности), интимность супружеского союза является атрибутом и нейтральной ценностью семьи партнерско­го типа. На житейско-практическом уровне - это взаимные симпатии, признательность и эротическая привязанность мужа и жены. Супружеская интимность предполагает целевую "интимизацию" каждого из супругов. На индивидуальном уровне интимность означает усложнение внутреннего мира и интерес к нему, стремление к самоконструированию и самоактуализации. Здесь она предстает как автономность. Супружеская интимность и индивидуальная автономность контрастны и одновременно сопряжены, т.к. автономность предполагается и предопределяется интимностью. Это величайшее завоевание семейной жизни: возможность сочетания индивидуальной автономии и чувство безопасности, защищенности (Э.Гидденс). Ценностный комплекс супружества (интимность-автономность) предполагает отношение равенства как друг к Другу, так и к детям, что играет решающую роль в преодолении насилия и унижения в сексуальной сфере (и в сфере взаимоотношений с детьми).

Однако, партнерская семья таит проблемы. Так уже с конца XIX века установлена прямая зависимость между ростом профессиональной занятости женщин разводимостью и падением рождаемости. Возможности примирения семейных и внесемейных ценностей ограничены, например, несовершенством трудового законодательства и дискриминацией женщин на рынке труда, в общественном сознании и т.д.,

В результате развития социальных институтов "перехватывающих" функции семьи (хозяйственную, воспитательную, образовательную, досуговую и пр.) нуклеарная семья оказывается в изоляции. В значительной степени повреждаются родственные (межпоколенные) отношения. Рационализация всех сфер общественной жизни (ориентация на максимизацию выгоды) поражает и семью. Весь объем семейных отношений становится объектом договоренности: от доверия к договоренности о доверии и обязательствах двух сторон как в родственных, так и в сексуальных отношениях. Многие родители ведут себя как приемные, т.е. принимают на себя обязательства и дают права детям. Попечение о детях передается не только социальным институтам, но и различного рода "специалистам"" (платные услуги). Ребенок зачастую становится "товаром" или объектом родительских амбиций. В результате - резкое падение родительского авторитета, связанное в том числе и с нежеланием или неспособностью нести ответственность за ребенка.

Очевидно, что ценностная реконструкция семьи как малой группы, как "единства взаимодействующих личностей" таит в себе и деструктивные тенденции. Стремление супругов к эмоциональной защищенности, к удовлетворению потребностей в "стабильном признании" личного тождества таит в себе опасность превращения этих стремлений в самоцель, перерождению их в эгоизм, индивидуализм и инфантицид, которые способны разрушить как личность, так и семью и общество в целом.

Главная проблема модернистской семьи сегодня, прямо связанная с ее будущим, заключается в том, в какой мере семья с зауженным кругом социальных функций и с аффектированным пристрастием к своим сугубо внутренним проблемам способна эффективно осуществлять свои специфические функции рождения, содержания и социализации подрастающего поколения.

Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

    Брачные, кровные связи или связи усыновления.

    Общее проживание.

    Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей мужа и жены.

Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.

Как малую социальную группу семью рассматривают в тех случаях, когда исследуют отношения между индивидами, которые образуют семью. Такой подход позволяет определить мотивы и причины разводов, динамику родственных отношений, характер связей между родителями и детьми. Это проблемы межличностного взаимодействия.

Как социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда надо выяснить, в какой мере способ жизни семьи и её функционирования отвечает интересам общества.

Прочитайте :

Во всём мире семьи вырастают из брака - узаконенной и, очевидно, длительной связи, обычно подразумевающей как экономическую кооперацию, так и сексуальные отношения и воспитание детей, которую люди, как ожидается, будут поддерживать. Присущее нашей культуре представление о том, что брак - это законное условие для продолжения рода, объясняет появление выражения незаконнорожденные дети, которое относилось к детям, рождённым вне брака. Более того, латинское словоmatrimonium(«брак, супружество») в дословном переводе означает «условия для материнства». Но по мере того, как росло количество детей, рожденных незамужними женщинами (сейчас таких детей около 33%), связь между браком, рождением и воспитанием ослабевала.

Запишите:

Семья - это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющий людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей.

Прочитайте :

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Запишите:

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Прочитайте :

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе. Они подразделяютсяна супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенныероли (дед, бабка, старший, младший, средний) и т. д.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или,родив ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

Запишите:

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Прочитайте :

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества;и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи,изменились.Подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличениюуровнясмертности.

Запишите:

Происходит ломка традиционных отношений "родители – дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов ‑ детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации.

Прочитайте :

Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас – около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей.

Запишите:

Наиболее значительным изменениям семья как социальный институт подверглась у тех народов, которые достигли наиболее высокого уровня жизни.

По мнению социолога Дэвида Попино, в Швеции самые непрочные семьи. Согласно Бюро переписи населения США в 2000 г. в стране было 105,5 млн. домашних хозяйств, причём, только 71,8 млн. (68%) из них были «семьями». Остальные ‑ одинокие люди или жившие вместе, не связанные родственными или брачными узами люди. В 1960 г. под традиционное определение семьи подпадали 85% домашних хозяйств.

Швеции удалось избежать многих из тех социальных проблем, которые досаждают гражданам США. В шведских городах низок уровень уголовной преступности, наркомании и бедности, которые стали настоящим бедствием для всех американских городов ‑ от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Складывается такое впечатление, что в этом скандинавском государстве реализованы возможности современного государства всеобщего благосостояния с разветвленной сетью профессиональных правительственных учреждений, способных удовлетворить практически все потребности граждан.

Однако, по мнению Дэвида Попино, разрастающемуся государству всеобщего благосостояния присущ один недостаток, который заключается в том, что в Швеции самые непрочные семьи в мире.

Поскольку шведы связывают свои надежды на материальную помощь не столько с супругами, сколько с государством, они не очень охотно вступают в брак в отличие от граждан других государств с высоким уровнем доходов. По этой же причине в Швеции большая доля взрослых граждан, живущих в одиночестве (более 20%, примерно столько же, сколько и в США). Более того, велика и доля совместно поживающих пар, не связанных узами брака (25 против 10% в США), а 50% всех шведских детей родились у тех, чей брак официально не зарегистрирован (в США таких детей около 33%). В Швеции средняя численность домашнего хозяйства ‑ 2,2 человека, а в США ‑ 2,6. И последнее. Шведские пары (состоящие и не состоящие в законном браке) характеризует более выраженная тенденция к разрыву отношений, чем прздотавителей других стран. Согласно Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная ‑ если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи ‑ самые автономные и наименее связанные с группой в целом. Попино утверждает, что разрушение шведских семей началось в 1960-е годы XX века вместе с укреплением позиций индивидуалистической культуры, нацеливающей человека на самореализацию, и с падением влияния церкви. Свою роль сыграл и рост числа работающих женщин. Сегодня в Швеции самый низкий процент домохозяек (10% по сравнению с 22 в США) и самый высокий процент работающих женщин (77% по сравнению с 60 в США). Однако самым важным фактором Попино считает экспансию государства всеобщего благосостояния. Шведское правительство заботится о своих гражданах на протяжении всей их жизни. Шведы вправе рассчитывать на то, что правительство поможет им поднять и выучить детей, обеспечит достойной медицинской помощью, поддержит после ухода на пенсию, а когда придет день, ‑ оплатит их похороны.

Многие шведы поддерживали усиление государства всеобщего благосостояния, полагая, что это будет способствовать укреплению семей. Но теперь, по мнению Попино, ясно, что, расширяя спектр предоставляемых льгот, правительство на самом деле замещало семью. Взять хотя бы социальное обеспечение детей: шведское правительство имеет в своем распоряжении общественные центры дошкольного воспитания, укомплектованные профессиональными кадрами и доступные родителям с разными доходами. Однако в то же самое время правительство не оказывает никакой финансовой помощи тем родителям, которые хотят растить детей дома. Иными словами, предоставляемые льготы играют роль стимулов, побуждающих людей отдавать на откуп государству то, что в прежние времена члены семьи делали для себя сами. Но если шведская модель государства позволила решить множество социальных проблем, стоит ли вообще волноваться по поводу разрушения семьи? По мнению Попино, стоит. По двум причинам. Во-первых, на исполнение всех этих «семейных функций» правительству требуется много денег, в результате чего в Швеции самые высокие в мире налоги.

Во-вторых, способны ли оплачиваемые правительством служащие больших детских учреждений дать детям ту любовь и то ощущение душевного комфорта, которые предоставляют родители? Это маловероятно, говорит Попино, подчеркивая, что небольшие группы тесно связанных друг с другом людей справляются с некоторыми чисто гуманитарными задачами лучше, чем крупные организации.

Вывод, к которому пришел автор, очевиден: в том, что касается делегирования семейных полномочий государству, шведы зашли слишком далеко. Но одновременно он задает вопрос: а достаточно ли далеко в этом направлении продвинулись американцы? После рождения ребенка швед вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью до 1,5 лет, при этом за ним сохраняется 90% среднего заработка. В США согласно Закону о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам работающий человек может рассчитывать только на 90-дневный неоплаченный отпуск по уходу за новорожденным ребенком или больным членом семьи. Должно ли наше общество последовать примеру шведов? Станут ли семьи прочнее или, наоборот, семейные узы ослабнут, если появится надежда, что государство поможет работающим родителям растить детей?

Запишите:

Таким образом, внутренние связи в семье рассматриваются через призму понятий, которые характеризуют её как малую группу. Внешние связи семьи с обществом характеризуют её как социальный институт.

В настоящее время преобладают исследования семьи как группы, а не института.