Конспект занятия оформление рамки тесьмой и кружевом. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с кружевом. Материалы и инструменты

Задачи :

Обучения - познакомить с историей кружева, видами кружева, технологией выполнения кружева из тесьмы.
Воспитания - воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы.
Развития - совершенствование навыков ручного труда, развитие мыслительной деятельности.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  • образцы швейных изделий с различными видами отделки
  • плакат «Виды ручного кружева»
  • образцы поэтапного изготовления кружева из тесьмы
  • репродукции картин художников эпохи Возрождения
  • рисунки
  • технологические карты «Выполнение кружева из тесьмы»
  • образцы различных видов кружева
  • буклеты с историей кружева и иллюстрациями изделий с применением кружева

Материалы и инструменты: Тесьма, калька, нитки, иглы, игольницы, ножницы

Практическая значимость темы: Урок технологии «Кружево. Изготовление кружева из тесьмы» можно использовать как урок знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества перед выполнением проектного изделия. В качестве изделий, которые можно выполнить как проектные, я предлагаю девочкам оформить салфетку кружевом из тесьмы или полностью выполнить кружевное изделие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Вид урока: Комбинированный

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока

3. Изложение нового материала

Создавая для себя одежду, предметы быта, человек всегда стремился сделать их не только удобными и практичными, но и красивыми, а для этого он использовал различные виды отделки.

Вопрос : Какие виды отделки вы знаете? Помочь вам в этом могут работы, представленные на доске.

Ответы учащихся: Аппликация, тесьма, мережка, вышивка, бахрома, кант, оборка, кружево и т. д.

Сегодня на уроке вы познакомитесь более подробно с таким видом отделки как кружево. Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.).

Первое кружево появилось в Европе на рубеже 15–16 в.в. Оно шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции. Плетёное кружево выполнялось из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 века в моду вошёл гипюр - кружевное полотно. Кружевами была украшена не только одежда женщин, но и мужчин. В начале 17 века мужчины европейских стран носили камзол из шёлка, украшенный кружевным воротником, свободно лежащим на плечах. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшали дорогими кружевами.

Женщины носили высокие (до 60 см) прически, поддерживаемые проволокой, с которых ниспадали богатые кружева.

В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружева. И кружева стали не предметом роскоши, а обычным украшением в одежде.

Но сегодня мы будем говорить о кружеве, которое выполняется вручную.

Виды ручного кружева

  • Фриволите
  • Макраме
  • Филейное
  • Коклюшечное
  • Вязаное крючком
  • Шитое из тесьмы

Рассказ учащихся о видах и истории кружева.

1 учащаяся: Фриволите

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» - тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите - это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название - фриволите (от французского frivole - пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, портьер.

2 учащаяся: Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого - шарф, салфетка с бахромой. В любом случае - это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.

В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям из далёких стран.

3 учащаяся: Филейное кружево

Основа филейного кружева - сетка - известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Представьте себе иголку с окончаниями - «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ - стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки.

Второе приспособление для филе - палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек - реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные - от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.

Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

4 учащаяся: Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

5 учащаяся: Кружева, вязаные крючком

Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы - словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком - сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов - короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

6 учащаяся: Кружево, шитое из тесьмы

Самый простой способ получить узор - выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

4. Составление последовательности выполнения кружева из тесьмы

Раздать учащимся образцы пооперационного изготовления кружева.

Задание для учащихся: Составить последовательность выполнения кружева, используя

а) правильную терминологию
б) образцы пооперационного изготовления кружева

Уточнить последовательность изготовления кружева вместе с учащимися, используя технологические карты.

Закрепить последовательность изготовления кружева.

5. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой по плакату «Найди ошибки»

6. Практическая работа «Выполнение фрагмента кружева из тесьмы, используя технологические карты и образцы пооперационной обработки»

7. Заключительная часть

Анализ выполненной практической работы, оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание

Принести к следующему уроку бумагу формата А4- 2 листа, циркуль, линейку, карандаш.

9. Уборка рабочих мест

Литература :

  1. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие» под ред. И. А. Андреевой;
  2. «История моды» детская энциклопедия Я. Н. Нерсесов;
  3. журнал «Хозяюшка».

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Поиск»

Раздел: вязание крючком

Кружево

Составитель: педагог дополнительного образования

Чепкасова Наталья Павловна

Нефтеюганск

Тема: Кружево.

Цель: Развитие мотивации личности к познанию через вязание кружева.

Задачи:

Обучающие: Ознакомить с историей кружева. Научить технике выполнения «брюггского» кружева.

Развивающие: Развитие познавательного интереса у детей.

Развитие речи, моторики рук, глазомера.

Воспитательные: Формирование эстетического вкуса у детей.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Теоретическая часть.

А. Знакомство с историей кружева.

Б. Знакомство с техникой выполнения «брюггского» кружева.

3. Практическая часть.

А. Вывязывание «брюггского» кружева.

4. Проведение самоанализа.

5. Подведение итога.

Методы проведения: Словесный, наглядный, проблемного обучения, практический (работа со схемой), игровой.

Приёмы: Постановка проблемы; самостоятельный поиск ответов, на поставленную проблему; игра; диалог; упражнения; анализ.

Связь с общеобразовательными предметами:

История – история кружева.

Словесность – «кружево», «брюггское», «вилюшка», «насновка», «решётка».

Технология – вывязывание кружева.

ОБЖ – физкультминутка.

Наглядные пособия: выставка, листочки с отпечатанным материалом из истории кружева и вопросами, образцы кружева, зарисовка схем, крючок, пряжа для вязания, ножницы.

  1. Здравствуйте девочки и уважаемые гости. Сегодня у нас загадочная тема занятия. Послушайте эти стихи:

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротник, клён – на окошке лес густой.

Только белый, не зелёный весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья – всё искрится, всё бело

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал

Отгадайте – ка ребята, кто окно разрисовал?

(дети отвечают)

О чём же говорится в этих стихах? (дети отвечают). Правильно об узорах, а на что похожи узоры? (дети отвечают). Да действительно узоры похожи на кружево. Вот и тема нашего занятия сегодня «кружево» (открыть тему).

2. Сейчас мы познакомимся с историей кружева. Но, для этого, мы должны, поработать вместе. (Раздаются листочки с текстом и вопросы к тексту). Перед вами листочки с текстом и вопросы к тексту, вы должны найти ответ и отметить карандашом. А затем, прочитать в слух.

А. Текст 1. Слово «кружево» имеет два значения. Первое происходит от слова «окружать», которым в России определялись разные отделки по краям одежды. Такие отделки могли быть тканями. Например, из ткани другого сорта или цвета, или нашивками из разной тесьмы или нашивки. Когда на Руси появилось первое кружево, его использовали именно в виде нашивок. Во втором значении этим словом обозначают узорное ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или убранства. В понятии «кружево» существует три различных вида техники: Шитое иглой, плетённое на коклюшках и вязанное на спицах или крючком. Настоящим кружевом считается только два первых – шитое и плетённое.

Текст 2. Кружево – искусство европейское. Поскольку кружевоплетение невозможно без металлических булавок, а булавки стали широко известны только с середины 16 века, то и появление кружева можно связывать именно с этим периодом.

В двадцатых годах 19 века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика помещицы Засецкой. Такие же фабрики, на которых в тяжелейших условиях работали сотни крепостных девушек, существовали в первую половину 19 века и других русских губерниях.

После 1861 года, когда помещичьи фабрики прекратили своё существование, начинается быстрый рост кружевного промысла, сначала в ряде русских городов, где кружевоплетение было известно издавна, а затем и окружающих их сёлах. Во второй половине 19 – начале 20 веков кружевоплетением занимались десятки тысяч мастериц в Вологодской, Орловской (г. Елец и его окрестности), Тульской, Вятской (слобода Кукарка), Нижегородской, Казанской, Новогородской, Московской и в других губерниях.

Вопросы к тексту 1:

  1. Сколько значений имеет слово кружево? Назовите их.
  2. Сколько видов кружева существует? Какие.

Вопросы к тексту 2:

  1. Когда появилось кружевоплетение?
  2. Когда появилось кружевоплетение в других городах? Каких.

Б. Ну а сегодня мы будем учиться вывязывать кружева из тесьмы крючком. Вязание крючком – техника универсальная, поэтому мы можем повторять узоры разных кружев. Обратите внимание на этот костюм, здесь использованы два вида кружева – это ирландское кружево (показать на модели и иллюстрации) и брюггское, у нас часто его называют Вологодским. Подобное кружево является имитацией плетённого на коклюшках кружева (показать салфетки: вязанную и плетённую), поэтому часто используются термины этой технологии: вилюшка – петли подъёма образующие сбоку петельку, с помощью которой происходит соединение (показать на схеме). Насновка – маленький, плотно сплетенный овал с заострёнными концами, решётка – пространство между узорами из тесьмы.

3. Перед вами лежат схемы выполнения брюггского кружева. Сейчас вам предстоит связать образцы этих кружев.

Но прежде чем приступить к работе повторим, то, что нам понадобится на занятии.

Над вами висят снежинки с вопросами. Выбирайте любую и дайте ответ на вопрос, который находится на обратной стороне снежинки.

Вопросы на снежинках:

Техника безопасности при работе с ножницами.

Техника безопасности при работе крючком.

Что обозначает этот знак -

- Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак - →

- Что обозначает этот знак –

Правила работы со схемой.

Выполняют практическую работу.

Физкультминутка. (Проводится в перерыве практической работы).

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильно спать.

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучится.

Стук, стук дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай лапу мне давай.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки верх вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

(Проводится беседа во время практической работы).

В давние времена, чтобы стать рыцарем, мальчиков в семилетнем возрасте отдавали учиться к опытным войнам. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друга из беды, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщинам.

Вот, например:

Знаете ли вы, для чего мужчины при встрече снимают головной убор? (Показывают незащищённую голову, доверяя встречному, что он не опасается встречи с ним).

А знаете ли вы, что со времён рыцарей повелось при встрече снимать с руки перчатку и здороваться за руку? (Рыцарь показывал, что он не вооружён и не имеет коварных замыслов).

Кто знает как называется рыцарская одежда((На голове – шлем с забралом, на теле латы, иногда с кольчужной рубашкой, на руках - налокотники).

Какое, оружие было у рыцарей? (Меч, кинжал, копьё, Щит, иногда колчан со стрелами и лук).

4. Наше занятие подходит к концу. И у меня к вам такой вопрос: Что, нового вы узнали сегодня? (Дети отвечаю)

Ну а сейчас, проведём самооценку проделанной вашей работы.

Для этого используем ягодки.


Детей

Центр детского творчества «Юность»

План-конспект открытого занятия

«Рамочка для фото»

Педагог дополнительного образования

Тамбов 2011

Раздел программы: «Фантазии из лент».

Тема занятия: «Рамочка для фото».

Форма занятия: комбинированная.

Время занятия: 90 минут.

Участники занятия: воспитанники детского объединения «Волшебная мастерская», 10-11 лет. 2 год обучения.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

· Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, формирование умений и навыков при выполнении творческих работ;

· Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления);

· Развитие художественно-творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, пространственного воображения и т. п.;

· Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

· формирование духовных качеств, чувстваколлективизма и взаимопомощи ;

Оборудование:

1. Компьютер;

2. Мультимедийный проектор;

4. Презентация «Фантазии из лент»;

Материалы и инструменты:

1. Технологическая карта «Изготовление рамочки для фото»;

2. Ленты атласные шириной 1, 2, 5, см и длиной около 40 см;

3. Рамочка из картона, обтянутая тканью;

4. Нитки и иголка;

5. Универсальный прозрачный клей;

План занятия:

I. Подготовительный блок.

1этап. Организационный.

Задача: Подготовка детей к работе на занятии.

II. Основной блок.

2 этап. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

3 этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

4 этап. Практическая работа.

Задача: Применение полученных знаний на практике.

III. Итоговый блок.

5 этап. Подведение итогов.

Задача: Анализ и оценка успешности достижения цеи, определение перспективы последующей работы.

6 этап. Рефлексия.

Задача: Мобилизация детей на самооценку.

Ход занятия:

I . Организационный блок.

1 этап. Организационный. 2 мин.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II . Основной блок.

2 этап. Подготовительный. 5 мин.

Сообщение темы, цели, задач учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3 этап. Усвоение новых знаний. 20 мин.

Презентация (Приложение).

Слайд № 1. Вступительное слово педагога:

Шелковые ленты украшают наш быт и сопровождают нас всю жизнь. Одеяльце новорожденного перевязывают розовой или голубой лентой. Немало радости доставляют девочкам заколки с ленточными цветами, ажурные воротнички и наряды украшенные блестящими полосками шелка. Этими блестящими полосками переплетают свадебный букет, декорируют наряд невесты, украшают машины.

Е сли вы хотите освоить что-то новенькое, делать своими руками вещи, которыми будут восхищаться ваши близкие, друзья и знакомые, попробуйте заняться вышивкой атласными лентами. Этот вид рукоделия дает возможность реализовать любые «цветочные» фантазии и создавать настоящий эксклюзив. Выполненные в этой технике работы получаются объемными и яркими. Сложные на первый взгляд узоры создавать довольно просто. Но для начала несколько слов об этом виде рукоделия. Немного истории.

Слайд № 2. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой. Лента - это символ праздника, торжества!

Слайд № 3. Если самую простую коробку обвязать лентой, она станет подарочной. Если на любую машину привязать ленточки, сразу станет понятно, она едет на праздник. А как украшает девочку, женщину лента вплетенная в её прическу…

Слайд № 4. В 14 веке, когда в Италии научились делать шёлковую нить, французский король Людовик 11 пригласил в Лион итальянских ткачей, чтобы они научили этому искусству местных мастеров.

И как раз в это время в моду вошли камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос. Вошли в моду и шёлковые ленты. Нежные, мягкие, они украшали не только камзолы, но и платья. Ими украшали нижнее бельё, что во Франции всегда было наиглавнейшим предметом одежды. В общем всё – от панталон до туфель. Вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников!

Слайд № 5. А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками. Не зря её называют Вышивкой королей! Так что, ВЫШИВКА ШЁЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, в самую "легкомысленнолетящюю" эпоху, эпоху РОКОКО.

Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Слайд № 6. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье , носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры.

Слайд № 7. Ну, и затем из Франции, общепризнанной законодательницы моды, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру. Сначала в Англию, потом в Америку, а потом по всему земному шару.
Расцвет вышивки лентами пришёлся на 70-е года 19 века – тогда расшивали лентами не только одежду, но и покрывала, абажуры , зонты, портьеры и всё, что можно было украсить.

Слайд № 8. Сейчас же, в последние десятилетия и у нас, и за рубежом, рукоделие начинает развиваться. Уходят в прошлое китайские дешёвые поделки и начинает цениться ручная работа! В магазинах есть всё для ручного творчества – что только душе угодно!

Каждый может выбрать рукоделие по сердцу, и по способностям.

Слайд № 9. Чем вышивка лентами отличается от других вышивок?

Быстрый результат (конечно, зависит от сложности и размера работы). Не легче, но быстрее! Например, чтобы вышить крестиком листочек, надо сделать несколько стежков. Лентой же листик, как правило, вышивается одним стежком.

Фактурность вышивки . Объёмность ленточных стежков придаёт работе большую реальность.

Ошибка в стежке не только не портит форму, но и придаёт ей оригинальность, а иногда рождает новый вид стежка.

Ну и настрой праздничный!

Перерыв 10 минут.

4 этап. Практическая работа. 45 мин.

Чтобы сделать рамочку для фотографии неповторимой и гламурной, вам будет нужна всего лишь широкая атласная ленточка , а всё остальное у Вас наверняка и так имеется дома. Приступим?

Работа по технологической карте (Приложение).

1. Подготовить рамочку. Картонную заготовку или готовую рамку обтянуть тканью, лентами, закрепляя края клеем на изнаночной стороне.

2. Изготовить цветы. Следуя пошаговой инструкции сделать розочки. Для украшения понадобится 3-5 роз разного размера.

3. Украсить розы листьями. Используя узкую ленту сделать пепельку и закрепить ее ниткой на розочке.

4. Оформить рамочку. При помощи универсального прозрачного клея закрепить розочки на рамке.

III . Итоговый блок.

5 этап. Подведение итогов. 10 мин.

Анализ успешности достижения цели. Выбрать необычные, яркие, аккуратные работы. Оформить выставку работ.

Заключительное слово педагога:

Природа - бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Вышивка шелковыми лентами – яркое явление культуры, которое обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Присмотритесь к переливающемуся блеску шелковых лент, и у вас появятся творческие замыслы. Приложите усердие к процессу вышивания, побольше фантазии, терпения, упорства, творческого вдохновения, и результатом прилежания станут красивейшие изделия.

6 этап. Рефлексия. 8 мин.

Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

Литература:

1. Азбука цветов. Сост. – СПб, 1998.

2. , Попова обыкновенных вещей. – М., 1992.

3. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003 Д. Чиоти Украшения из шелковых лент, М.: Мир книги,2007.

4. Конышева трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

5. Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.

6. Сухорукова делать цветы. М., «Культура и традиции», 1994

7. Терешкович для дома. – М., 2001.

8. Чернова вышивки лентами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

9. Энн Кокс Вышивка шелковыми ленточками. Пер. с англ., Из-во «Кристина – Новый век», 2006.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Знакомство с кружевом»

старшая группа

Составил: воспитатель

Блинова Виктория Ивановна

Программное содержание:


  • Расширять представления детей о Вологодском кружеве, и его особенностях.

  • Развивать композиционные умения, навыки работы с гуашью, приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

  • Воспитывать интерес к народным промыслам родного края – кружевоплетению.
Интеграция с образовательными областями:

  1. Социализация

  2. Художественное творчество

  3. Коммуникация

  4. Музыка

  5. Чтение художественной литературы

  6. Физическая культура
Предварительная работа:

  • Экскурсия в Дом Детского творчества - знакомство с промыслом кружевоплетения.

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, книг.

  • Дидактические игры: «Народные промыслы», «Русские узоры».

  • Организация выставки работ родителей «Волшебная снежинка».

  • Заучивание родителей с детьми стихов о Вологодском кружеве.

  • Рисование узора на полосе-кайме. Украшение косынки кружевными узорами.

  • Информация для родителей: « О Вологодском кружеве», «Знакомимся с кружевоплетением».
Материалы и оборудование:

  • Иллюстрационный материал по теме «Кружевоплетение».

  • Выставка работ родителей: «Волшебные снежинки».

  • Выставка изделий кружевоплетения.

  • Материалы для творческой работы: гуашь, кисти, стаканчики с водой, заготовки окон.

  • Запись музыкального сопровождения.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.

– Ребята, вы догадались, о каком промысле сегодня мы с вами будем говорить? (Внимание на выставку).

Посмотрите на эту красоту. А вы знаете, что обозначает слово кружево? Кружево- похоже на слово «кружит», значит-«окружает» своей плетеной красотой одежду и разные предметы. Кто же делает такое чудо? (Плетут кружево мастерицы-кружевницы). Почему кружева называются Вологодские? (В нашей Вологодской области). Где мы с вами видели, как плетут кружева? (В доме народного творчества на экскурсии).

А как плетут кружева мы узнаем, если загадку отгадаем: «сорок зайчиков-зайчат дружно лапками стучат». Это коклюшки. Что еще помогает мастерице сплести кружево? (кутуз, нитки, булавки, рисунок)

Предлагаю послушать звуковую загадку (слушание стук коклюшек)

Эй ребята, что за стук- вы узнали этот звук? (ответы детей).

Кружево состоит из разных рисунков, у них есть названия- какие элементы вы уже знаете?(денежки, паучки, пуговки, решетка, березка, банты, елочка, ключики, черепашки, клетка, петелька, плетешок, волнистые и прямые линии.) Возьмите иллюстрации и назовите знакомые рисунки.

Ребята, сейчас в Вологде работает целая фирма: «Снежинка» на ней трудятся кружевницы. Они изготовляют: кружевные покрывала, скатерти, салфетки, накидки, занавески,

косынки, платки, шарфы, шапочки, береты, воротнички, жилеты, платья, кофты, перчатки, галстуки.

Как много красивого кружева кругом- здесь салфетки, воротнички и накидки. Это ваши бабушки и прабабушки постарались.

Дети сидят полукругом.

Беседа. Ответы детей.

Работа с иллюстрациями. Ответы детей.


II. Основная часть

– А сейчас приглашаю всех вас, к нашей выставке проходите – на изделия поглядите. Ребята, кружева можно не только плести на коклюшках, но и вязать крючком. Как много красивого кружева кругом. Какие изделия вы узнали? (салфетки, воротнички и волшебные снежинки). Это ваши бабушки, мамы и даже прабабушки постарались. Давайте послушаем стихи, которые вы выучили дома с родителями.
Из чего снежинка кружевная? -

Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -




А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.




Будто бы плела сама зима.
Присаживайтесь, ребята, сегодня у нас в гостях мама- мастерица Ольга Александровна и дочка –помощница Ксюша. Они расскажут - о своих изделиях.

Спасибо за интересный и полезный рассказ. А нам сейчас пора размяться.

Дети подходят к выставке

Чтение стихов детьми.

Дети садятся.

Выступление родителей: рассказ и показ своей работы.


Физминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (грозим пальцем, киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)


Дети делают разминку.

Ребята, послушайте загадку:

^ Какой это мастер

На стекла кружева нанес

В них звезды, снежинки,

А это …(Мороз).

Где же мы можем еще увидеть - и заснеженный лес, и морозные узоры, и пушистые снежинки, похожие на кружева? (на стекле) Дед Мороз-волшебник тоже плетет снежные кружева, узорами расписными украшает окна домов. (показ иллюстраций)

А вы хотите стать мастерами и мастерицами? Давайте украсим наши окна кружевными снежинками и красивыми узорами. Подумайте, как вы будете рисовать снежинки, какие элементы концом тонкой кисти, какие всей кистью. Приготовим материал, и начнем работу.

Показ узоров на

Работа детей- Рисование снежинок и узоров на окнах.


Заключительная часть.

выставка и анализ детских работ.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие красивые окна (отметить в каждой работе наиболее удачный элемент).

Чудесные снежинки и узоры.

С мерцанием звёздочек
Этих сравнится
Лишь белый узор,
Что плетут кружевницы.

Ребята и мамы, спасибо за творчество. Для вас есть Снежное Угощение.

Дети рассматривают работы.
Угощение клюквой в сахарной пудре.

О Вологодском Кружеве

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным

сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову

”кружит”. Может быть, так указывалось на его

назначение:

”окружать” нарядной отделку одежду и предметы быта и

Кружево - очень древний вид декоративно-прикладного

искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII веку. Кружева плетутся из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Обычно белого или жемчужно-серого цвета.

Основной инструмент - коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. Используется разное число коклюшек. Делают их из клена, яблони, жимолости, калины, ели.

Так же кружевнице нужен еще валик - продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Его кладут на ”разножку” (небольшие козлы). В валик втыкают булавки.

В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее “вилюшкой”. В нее часто вплетается “скань”, утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Характерные признаки любого кружева - прозрачность, ажурность, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции сходные с впечатлениями от звучащей мелодии.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” (считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти ”Снежинка” работы В.Н. Ельфиной) Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка," суковатка","косорядка","банты", "денежка", "ключики "фарфорики","елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков. Ажурные вологодские кружева - это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. Ассортимент вологодских кружевных изделий включает: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, туники, жилеты, блузки, джемперы, воротнички, вставки, воланы для рукавов, карманы к платьям; предметы туалета - галстуки, пояса, перчатки; изготовляют: кружевныепокрывала,салфетки.

Занавески,косынки,платки. головные уборы - шарфы, косынки, шапочки, береты; декоративные изделия - дорожки, скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы, покрывала, накидки; сувениры - панно различных размеров с разнообразной тематикой.

Из чего снежинка кружевная? -
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -

Так и кружево сплетает кружевница,
А узор - и ночью не приснится.
Молвят о таких: "Душой плетет!"
А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.

Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.

Урок ИЗО 2 класс

Тема "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"

Тип урока - комбинированный.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию :

Образовательные :

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие :

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные :

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности :

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок?..(да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия ".

III. Новый материал.

Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

Где мы их можем наблюдать?

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

(= Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Рассмотри это кружево.

Какие природные формы можно увидеть в нем?

Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Примеры работ

V. Итоги урока