Нашелся ли александр чумарин. Полиция и волонтёры проверили ещё одну версию пропажи тренера Чумарина из Нижнего Тагила. «Если почувствовали трупный запах, то отрабатываем место до конца». Полиция и волонтёры продолжают поиски тренера Александра Чумарина

27 октября 2005 года исполняется 500 лет со дня кончины великого князя Московского и всея Руси Иоанна III – государя, завершившего объединение русских княжеств в единое Российское государство, сообщает Седмица.Ru.

Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь

Спор между двумя аскетическими направлениями мог бы пойти на пользу иночеству, если бы обе стороны сделали из него правильные выводы и признали, что вопросы аскетического окормления монахов и устройства монастырской жизни вообще являются чисто церковным делом. Хотя во время этого спора обнаружилось, что аскетические воззрения теснейшим образом связаны с государственно-политической жизнью страны - мы имеем в виду вопрос о монастырских владениях,- и иосифляне, и нестяжатели могли бы найти средний путь и тем самым устранить из жизни монашества негативные последствия спора, если бы они проявили умеренность, чего как раз и требовало от них иноческое смирение. Однако этого не произошло - не из-за чрезмерного рвения иосифлян или из-за упрямства нестяжателей, а потому, что оба эти направления оказались вовлеченными в мощный поток государственно-политических мнений, идеологий и идей, который буквально затопил Московское государство в XVI в. Видимо, не случайно спор об основах подвижничества вспыхнул в то время, когда Московское царство вступило в решающий период своей истории.

Вся история монашества, и на Востоке, и на Западе, говорит о том, как трудно отделить монастырь от внешнего мира и, если монахам приходится исполнять свое послушание в миру, как трудно оградить монашество от обмирщения. Великие церковные и политические события разрушают монастырскую ограду и вовлекают иночество в поток мирской жизни. Иконоборчество в Византии, клюнийское движение на Западе, крестовые походы служат хорошим подтверждением этой закономерности.

События, происходившие в Московском государстве, были судьбоносными и впечатляющими как для современников, иосифлян и нестяжателей, так и для следующего поколения. Религиозно-политические воззрения человека той эпохи, в особенности из круга образованных людей - а этот круг черпал свои духовные силы исключительно из монашества,- были буквально потрясены этими событиями. Историки, и в особенности церковные историки, часто схематизируют образ мыслей и поступки людей прошлого, позднейшие поколения порой просто не понимают идей, которыми жили тогда люди, если им не удается перенестись мысленно в ситуацию той эпохи, разобраться в религиозных воззрениях прошлого. Мировоззрение русского человека в ту пору было насквозь религиозным, все события церковной и государственно-политической жизни рассматривались, взвешивались и оценивались с религиозной точки зрения. Способ мышления, характер рассуждений решительно отличался от современного. Люди были тогда большей частью подобны верующим детям, но со страстями взрослых людей; это были христиане, которые умели видеть примеры истинно христианского совершенства, но не умели сами обрести путь к нему. Чтобы понять психологическую подоплеку эпохи, нужно еще раз вспомнить характерные черты русских людей начала XVI в.: «Тогда мыслили не идеями, а образами, символами, обрядами, легендами, то есть идеи развивались не в логические сочетания, а в символические действия или предполагаемые факты, для которых искали оправдания в истории. К прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а для оправдания текущих интересов, подыскивали примеры для собственных притязаний».

На глазах у русских людей развертывались великие национально-русские и мировые политические события. Еще недавно Московское княжество было лишь клочком земли между бескрайними лесами Русской равнины. Но этот клочок земли постоянно расширялся за счет других удельных княжеств; Московское княжество росло территориально, политически и экономически. Консолидация русских княжеств под властью московского князя, «собирателя Русской земли», была результатом искусной политики, с одной стороны, и роста национального самосознания, с другой «Завершение территориального собирания Северо-Восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное великорусское государство»,- говорит Ключевский.

Присоединение удельных княжеств позволило московскому великому князю сосредоточить в своих руках соединенную мощь этих областей. Московский князь Иван III (1462–1505) стал «государем и самодержцем», «великим князем всея Руси». Раньше это звание было только титулом, теперь оно получило реальное государственно-политическое значение: Иван III правил de facto и de jure. Территориальное объединение Руси под властью московского великого князя было значимо не только для Русской земли: последствия этого объединения имели международный характер. Московское великое княжество получило теперь общие границы с другими государствами. Некогда маленькое княжество, укрытое в лесах междуречья Оки и Волги, в течение нескольких десятилетий оказалось втянутым в сложные сплетения мировой политики. Это было совершенно новым явлением не только для московского правительства, но и для мыслящих москвичей. Лишь одно обстоятельство набрасывало тень на политический блеск выросшего государства - татарское иго, которое de facto, конечно, не очень ощущалось в Москве, но de jure еще сохранялось. Впрочем, в 1480 г. была стерта и эта тень: Русь сбросила с себя иго, тяготевшее над ней два с половиной столетия (1238–1480).

2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века

Эти события, естественно, наложили свой отпечаток на жизнь людей той эпохи. Нельзя забывать, что в процессе собирания Русской земли церковная иерархия играла очень важную роль. Русские митрополиты, главным образом Феогност (1328–1353), Петр (1308–1325), Алексий (1354–1378), Геронтий (1473–1489), всегда очень ревностно поддерживали политику «собирателей Русской земли». В этой политике церковной иерархии содержались уже предпосылки для формирования таких отношений между государством и Церковью, которые соответствовали представлениям Иосифа Волоцкого и его сторонников. Монахи участвовали в проведении подобной политики и раньше, до Иосифа Волоцкого. Строгий аскет, св. Сергий Радонежский вне монастырских стен действовал в этом же духе. Он не участвовал в Куликовской битве (1380), закончившейся победой над татарами, но он благословил великого князя на это сражение.

Церковь, однако, не только поддерживала и благословляла великого князя, часто она сама была вынуждена искать помощи у государственной власти. Особенно ярко это проявилось в 1439 г., когда Русская Церковь и русское религиозное сознание должны были определить свое отношение к Флорентийскому Собору. Действия Русского митрополита Исидора (1437–1441), который участвовал в Соборе и признал унию, натолкнулись в Москве на решительное сопротивление со стороны великого князя Василия (1425–1462) и русского духовенства. Уже существовавшее в Москве недоверие к грекам усилилось после Флорентийской унии, а твердость, проявленная великим князем в защите православного учения, была не только признана и одобрена церковными кругами, но и показала им, что государственная власть хочет и может служить христианским целям. Это событие было чрезвычайно важным проявлением русского религиозного сознания, которое сумели оценить и последующие поколения. «Значение Флорентийской унии для русской истории невозможно переоценить. Она была предвестием включения Руси в общеевропейскую политику во 2-й половине XV в. В то же время уния и оценка ее значения стали для религиозной публицистики основой рассуждений о растущей мощи Москвы». Флорентийская уния имела большое значение для развития русской религиозной публицистики XV–XVI вв., а также для определения отношения Москвы к Византии и Греческой Церкви. Когда через два десятилетия после унии Константинополь - второй Рим - пал под натиском «безбожных» турок (1453), христиане в Москве увидели в этом событии наказание за союз с «еретиками латинянами». В глазах русских религиозный авторитет греческого православия пал окончательно.

Чтобы понять, как сильно влияли политические потрясения на религиозное сознание русских людей, нужно мысленно перенестись в духовную атмосферу той эпохи. Христианское мировоззрение русского человека искало выход, чтобы снова обрести равновесие. Освященная веками твердыня православия была разрушена, а без образа этой твердыни он не мог ни верить, ни жить. Это было для него напоминанием о близящемся конце света. На 1492 г. приходилось завершение седьмого тысячелетия от сотворения мира (по тогдашнему летосчислению), между тем сознание русских давно уже впитало в себя христианскую эсхатологию. События последних десятилетий - «еретическая уния» и падение «изменившей Византии» - окрашивали это ожидание в еще более мрачные тона. Но в ночь с 24 на 25 марта 1492 г. конца света не наступило: Московское царство продолжало существовать и, по условиям того времени, росло в политическом отношении блестяще. Для древнерусского человека это стало предметом новых размышлений, заставило его заново пересмотреть свою эсхатологию, подвигло его на исследование причин церковных и государственно-политических событий.

Тем временем и в Москве произошли события, которые хорошо вписывались в эту атмосферу умственного брожения и обострения религиозных настроений, страстей и мнений. Государственно-политическое развитие Москвы, превращение маленьких княжеств в единое царство с огромной территорией, как уже сказано, произвело сильное впечатление на современников. Но «важно было не количество новых пространств,- замечает Ключевский.- В Москве почувствовали, что завершается большое давнее дело, глубоко касающееся внутреннего строя земской жизни... Почувствовав себя в новом положении, но еще не отдавая себе ясного отчета в новом значении, московская государственная власть ощупью искала дома и на стороне форм, которые бы соответствовали этому положению, и, уже облекшись в эти формы, старалась с помощью их уяснить себе свое новое значение. С этой стороны получают немаловажный исторический интерес некоторые дипломатические формальности и новые придворные церемонии, появившиеся в княжение Ивана III».

В этой ситуации вторая женитьба Ивана направила размышления современников по определенному руслу. В 1472 г. Иван III женился на Софии, осиротевшей племяннице Константина Палеолога, последнего византийского императора (1448–1453). В Москву она приехала из Италии, где жила до тех пор; ее приезд не только вызвал перемены в придворном церемониале, который был перестроен по пышному византийскому образцу, но и послужил поводом для формирования определенной религиозно-философской концепции, направленной на усиление, оправдание и даже увековечивание государственной и церковно-политической роли московского самодержца.

Так возникла государственно-философская идея о том, что Московский Великий князь через брак с принцессой из Византийского императорского дома стал наследником византийских императоров. Да, великое христианское православное царство на Боспоре разрушено безбожными магометанами, но это завоевание не будет долгим, тем более вечным. «Но убо да разумееши, окаянне,- патетически восклицает автор «Повести о взятии Царяграда»,- ...русии же род с прежде создательными всего Измаила победят, и Седмохолмаго (т. е. Константинополь.- И. С.) приимут с прежде законными его, и в нем воцарятся». Эта вера в то, что московский государь стал наследником византийских царей, отразилась и в новом придворном церемониале во дворце Ивана III в Московском Кремле, который отныне повторял византийский церемониал, и в новом государственном гербе с византийским двуглавым орлом. После того как сброшено было татарское иго (1480), московский великий князь почувствовал и наименовал себя не только самодержцем, но и «государем всея Руси», и даже «царем Божией милостью». Великих князей и раньше иногда называли «царями», но это было лишь патетической фразой, теперь же этот титул, по воззрению русских людей, стал отражением действительного положения дел. Русская политическая и церковная публицистика в течение десятилетий будет разрабатывать эту тему и в результате создаcт грандиозное мировоззренческое построение. Идеи эти рождались не из политических притязаний, а главным образом из религиозных исканий, из христианской веры, рождались как ответ на то духовное потрясение, которое вызвано было упомянутыми историческими событиями. Для русского общества той поры это были не исторические факты, а религиозно-исторические события, поэтому воспринимались они с таким волнением и подвергались столь интенсивному обсуждению с религиозной точки зрения.

Следует обратить особое внимание на то, что религиозно окрашенная публицистика говорит как о правах, так и об обязанностях православного царя. Эта особенность царской власти подчеркивалась представителями церковной иерархии и монашества в ту пору, когда они обращались к великому князю за помощью в борьбе с новгородскими еретиками - жидовствующими. Для иосифлян религиозные права и обязанности православного царя вытекают из его богоподобной природы. «Царь естеством подобен есть всем человеком,- говорит Иосиф Волоцкий,- властию же подобен Вышнему Богу».

Мысль о религиозных обязанностях царя, которая глубоко и надолго укоренилась в воззрениях иосифлян, выразил также архиепископ Новгородский Феодосий Он был составителем трех посланий Ивану IV (1545–1547). Эти же взгляды разделял, конечно, и Макарий, митрополит Московский (1542–1563), «одна из крупнейших личностей в истории Русской Церкви», «знаменитейший из всех наших митрополитов XVI в.». Его воззрения складывались не только под влиянием событий эпохи, но и - главным образом - в созвучии с его собственным жизненным опытом и с идеями Иосифа и иосифлянства. Иосифлянские воззрения Макария отразились и на его архипастырском служении. В связи с мерами по исправлению монастырского быта в Новгородской епархии он в 1526 г. обратился не к церковной власти - Московскому митрополиту, а прямо к великому князю, у которого он просил разрешения на перемены в монастырском уставе и на введение общежития. Его послание великому князю Василию III полностью выдержано в иосифлянском духе и отражает идею о православном царе: «Бога ради, государь, и Пречистыя Богородицы и великих ради чудотворцев, потщися и промысли о Божественных церквах и честных монастырех, занеже, государь, от вышняя Божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Русии, тебя, государя, Бог в Себе место избра на земли и на Свой престол возли посади, милость и живот тебе поручи всего великаго православия». Это было выражением взглядов представителей церковной иерархии на религиозные обязанности царя, на его отношение к Церкви и даже на его место в Церкви.

Упомянутые выше политические события способствовали развитию и письменному изложению этих воззрений. Для той эпохи это была не сфабрикованная идеология, а логический вывод из сложившейся в Московском государстве церковно-политической ситуации. Долгая церковная связь с Византией могла и должна была принести свои плоды, и когда Византию постигла ужасающая катастрофа, на ее место в средоточии православного мира должна была встать новая держава. Но для московских самодержцев одного лишь церковно-религиозного обоснования было недостаточно, свою власть они пытались обосновать также политически-правовым языком, укоренить ее в традиции, в «старине».

Эти государственно-политические воззрения складывались параллельно с деятельностью «московских собирателей» и политическим расцветом Москвы. Ключевский дал краткую характеристику этого идеологического построения и его содержания: «Московским политикам начала XVI в. мало было брачного родства с Византией (т. е. с принцессой Софьей Палеолог.- И. С.), хотелось породниться и по крови, притом с самым корнем или мировым образцом верховной власти - с самим Римом. В московской летописи того века появляется новое родословие русских князей, ведущее их род прямо от императора римского. По-видимому, в начале XVI в. составилось сказание, будто Август, кесарь римский, обладатель всей вселенной, когда стал изнемогать, разделил вселенную между братьями и сродниками своими и брата своего Пруса посадил на берегах Вислы-реки по реку, называемую Неман, что и доныне по имени его зовется Прусская земля, «а от Пруса четырнадцатое колено - великий государь Рюрик». Московская дипломатия делала из этого сказания практическое употребление: в 1563 г. бояре царя Ивана, оправдывая его царский титул в переговорах с польскими послами, приводили словами летописи эту самую генеалогию московских Рюриковичей... Хотели осветить историей и идею византийского наследства. Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол. В московской же летописи, составленной при Грозном, повествуется, что Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград воевать этого самого царя греческого Константина Мономаха, который с целью прекратить войну отправил в Киев с греческим митрополитом Крест из Животворящего Древа и царский венец со своей головы, то есть мономахову шапку, с сердоликовой чашей, из которой Август, царь римский, веселился, и с золотой цепью... Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем всея Руси. «Оттоле,- так заканчивается рассказ,- тем царским венцом венчаются все великие князья владимирские...» ...Основная мысль сказания: значение московских государей как церковно-политических преемников византийских царей основано на установленном при Владимире Мономахе совместном властительстве греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром».

В минувшую субботу члены нижнетагильского поискового отряда «Скорпион» совместно с сотрудниками полиции и волонтёрами провели очередной рейд по 24-летнего тренера по хоккею Александра Чумарина. На призыв о помощи в прочёсывании пересечённой местности в районе Лебяжки откликнулись около 30 тагильчан. Среди них и журналист агентства новостей «Между строк».

«Сегодня нужно обследовать территорию между школой-интернатом и Букатинским рынком, – объясняет собравшимся старший ПО “Скорпион” Игорь Гапонов. – Выстраиваемся цепочкой и прочёсываем местность. Если почувствовали трупный запах, то отрабатываем это место до конца, пока не найдём его источник. Пусть это будет хоть животное или рыба».

Ещё несколько слов о безопасности, и волонтёры выдвигаются в путь. Сотрудник УКБТМ Роман Шарипов участвует в сборах по поиску Александра Чумарина во второй раз, поэтому предусмотрительно взял с собой перчатки и аэрозоль от клещей.

«Нужно быть аккуратным и смотреть под ноги. В прошлый раз девушка одна оступилась и в коллектор упала, – вспоминает Роман. – Хорошо, что обошлось без травм» .

Тут же нам попадается приоткрытый канализационный люк. Недолго думая, Роман и ещё двое мужчин убирают крышку и заглядывают внутрь – ничего.

Люди растянулись цепочкой на несколько десятков метров. Среди волонтёров и мужчины пенсионного возраста, и совсем ещё молодые девушки. Последним пришлось нелегко. Передвигаться по зарослям неподготовленному человеку в лёгкой летней обуви действительно тяжело.

За несколько минут группа дошла от улицы Жуковского до гаражей у школы-интерната № 1. Одна из женщин берёт в руки камень и стучит по воротам ангара. Объяснять не пришлось: если Александра держат внутри, то он услышит стук и подаст ответный сигнал.

Первый этап поисков заканчивается у дома № 7 по улице Береговая-Краснокаменская. Здесь старший объясняет: в этом районе проживает друг Александра Дмитрий Синяков, который в день пропажи находился рядом с ним.

«Полиция попросила нас прочесать этот квадрат. Тут недалеко живёт его друг, у которого Саша переодевался перед тем, как пойти в клуб», – поясняет Игорь.

В разговоре упоминается и водитель маршрутки, который якобы в день пропажи похожего на Александра мужчину до вокзала.

«Говорят, он два раза полиграф проходил. И что одежда на Саше была испачкана. Вроде он сразу маршрутчику сказал, что не бомж никакой, а детский тренер. Такое нельзя придумать», – говорят между собой волонтёры .

Небольшой перерыв, и группа направляется к речке. Обследуем берег, двигаясь к Букатинскому мосту.

«Все сюда! Позовите полицейских!» – слышится голос где-то позади.

Кто-то из волонтёров заметил у самой воды серую футболку. В одежде именно такого цвета Чумарин покинул «Девичью башню» утром 2 июля. Но рисунок на толстовке Александра был другой. Сотрудник полиции на всякий случай делает фото, и мы возвращаемся к автомобилям.

Все уже собрались расходиться, как поступает предложение проверить гаражные массивы «Урал», «Песчаный» и «Ермак». Огромную территорию, где за каждым углом можно спрятать всё что угодно, обыскивали около двух часов.

На самом отшибе ГСК «Ермак» волонтёры обнаружили брошенный автомобиль ВАЗ-2107 с открытыми дверями. Полицейские связались с коллегами из ГИБДД, установили хозяина авто, тот находке не удивился и пообещал забрать собственность в ближайшее время.

Агентство новостей «Между строк»

Липкие руки фотографа, шок на пруду и новое о Чумарине: итоги недели в Нижнем Тагиле

А мы почему раньше несчастные были? Потому что у нас снега не было. И вот, повелители термометров и барометров пообещали Нижнему Тагилу снег с 3 декабря ! Метеочувствительная часть тагильчан ждет этого с огромным нетерпением, если честно. Любители зимних забав - тоже. А то серый пейзаж за окном не дает новогоднего настроения и вовсе не восхищает.

Не восхищают и истории про торговые сети. Замруководителя отдела продаж одного из «Магнитов» придумала клятву для персонала , которую сотрудники должны были знать наизусть. Такой порыв для поднятия корпоративного духа понравился не всем: товаровед выложила фото клятвы и «документ» вскоре был отменен. Но руководство не простило огласку сотруднице и ей предложили уволиться . Сама организация уволить ее не может: женщина находится в положении. Среди плюсов в этой истории можно отметить, пожалуй, только стойкость персонала против сумасбродного тимбилдинга.

Отнимает аппетит антисанитария, которая царила в гаражах , где готовились салаты для сетей «Пятерочка» и «Монетка». Тараканы, фунчеза в чугунной ванне и никаких санкнижек у гастробайтеров. Самое радостное тут - что этот гараж закрыли. А ужинать, пожалуй, стоит дома.

Проблемы с сервисом ощутила на себе одна тагильчанка: ей отказал в проезде без предоплаты водитель такси «Везет». Расстраивает транспорт и пассажиров маршруток: с 4 декабря проезд в них подорожает до 20 рублей . В это же время с 1 декабря Тагильский трамвай опробует европейскую систему оплаты - проездной на 1 день станет дешевле в 2 раза . В общем, если где-то кому-то не везет, то в другом месте кому-то обязательно везет: такое вот равновесие.

Дорожная сеть в Нижнем Тагиле тоже претерпевает изменения. Так, с 4 декабря и на 7 месяцев закроется проезд по улице Грибоедова для капремонта этой дороги. Здесь с плюсами все просто: потерпим, а потом будет очень хорошо.

А вот когда будет хорошо жителям Северного поселка? Там вместо маршруток №58 теперь ходят автобусы - счастье, вроде. Но как они ходят... Как хотят! Расписания утвержденного нет, автобусы ломаются , народ мерзнет на улице и опаздывает на работу. Жители звонят в редакцию, спрашивают: когда уже будет нормальный график? Кто следит за исправностью транспорта? Положительное в новости есть: редакция сайт написала перевозчику ООО Фирма ТАС запрос со всеми этими вопросами. Ждем ответ.

Коммунальные казусы происходят в городе регулярно. Так, жители Вагонки до сих пор получают счета за центральное отопление, которым не пользуются , перейдя на газ. Газовщики добавляют проблем и домам, где кого-то не оказалось дома во время очередной проверки: жители, которые не были предупреждены о приходе газовой службы, ушли на работу. А вечером пришли - и дома газа нет : «Газэкс» с таким не шутит, все должны обеспечивать доступ к коммуникациям. Предупреждать заранее коммунальщики умеют не всегда, а в итоге люди неделями сидят без газа и платят дикие деньги за электричество. Плюсы здесь, по-моему, только для коммунальщиков, а людей искренне жаль.

Жаль и то, что некоторые инстанции, живущие на деньги потребителей, не удосуживаются с этими потребителями общаться. Так, узнав о долгах «Тагильского пива» перед «Водоканалом» , редакция сайт обратилась к последним с целью узнать, как же предприятие планирует взыскивать с завода деньги за услуги по отведению стоков с повышенным содержанием загрязняющих веществ. На что господин Захаров отвечать не стал, ссылаясь на коммерческий профиль компании. Конечно, если не МУП - чего тут с прессой общаться. Мое ООО, что хочу - то и делаю.

Умывать руки не торопятся волонтеры, которые ищут Александра Чумарина, пропавшего этим летом. Они продолжили поиски молодого человека с новой силой: сейчас для помощи требуются копатели . Ранее было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство», но оснований предполагать самое трагичное официальные лица не озвучивают.

Не озвучивают в Нижнем Тагиле и подробности другого дела: мужчина в течение нескольких месяцев вел переписку со школьницами , предлагая им интим и оплату за это. Собеседники сайт узнали в нем фотографа-любителя, который регулярно снимает выступления детей в ДК «Юбилейном» . Скольким навредил этот человек? Какое наказание он понесет? Почему никто не заподозрил его в таких пристрастиях ранее?.

Вспоминая о своем обещании искать плюсы, добавлю: у редакции также есть факты, которые могут дополнить материалы дела и привлечь седовласого (а ему уже около 60 лет) любителя соцсетей к максимально возможной ответственности. Родителям редакция рекомендует ознакомиться с правилами безопасного и полезного интернета, о которых ранее нам рассказали психологи, педагоги и другие специалисты из Нижнего Тагила. Не весь интернет - зло. Давайте искать позитив!

Для положительного окончания недельного топа новостей мы приготовили обзоры отзывов иностранцев о Нижнем Тагиле: сейчас в городе проходят соревнования по прыжкам с трамплина и в Нижний Тагил слетелись знаменитые . Все они регулярно делают интересные фото города. Японцы, например, оказались в шоке от проруби и купающегося в ней мужчины : тагильский клуб моржей покорил сердца иностранцев и некоторые из них даже сами нырнули в Тагильский пруд. Фотографии и интересные отзывы от спортсменов из Польши, Японии, Австрии, Словении и Германии -

«Нам посоветовали обратиться к дедушке, который помог в поисках четырехлетнего Димы Пескова. — цитирует агентство „Между строк“ Александра Азанова, одного из организаторов розыска — Для этого мы поехали в Сухой Лог, где он проживает. Показали ему фотографию Сани и карту города».

Экстрасенс рассказал, что Александра в день исчезновения поджидали у дома двое его знакомых, причем один из них — лейтенант полиции. Хоккеист сел с ними в машину, после чего молодые люди вкололи ему неизвестное вещество, надели наручники, увезли в район Ключиков и выкинули в пруд, сообщил он.

«Дедушка» из Сухого Лога уверен, что это было сделано из мести: родитель одного из воспитанников Александра мог якобы посчитать, что тренер обидел его ребенка. Азанов считает, что эту версию следует изучить. «Не знаю, на 100% правда ли это все, но проверить нужно», — добавил он.

Кроме того, уральцы уже обратились к местным дайверам, которые дали свое согласие на поиски. Волонтеры и силовики уже пятый день занимаются поисками спортсмена. При этом комплекс оперативно-розыскных мероприятий проходит под личным контролем начальника тагильской полиции Ибрагима Абдулкадырова.

«Проверены связи молодого человека, просматриваются социальные сети. Изучены камеры системы „Безопасный город“ и видеонаблюдения заведения, где отдыхал Александр в вечер исчезновения. На поиски ориентирован весь личный состав сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных и комплексных сил полиции. В поисках Александра также задействованы служебно-розыскные собаки. Полицейские будут признательны тем, кто предоставит видеозаписи, возможно даже с видеорегистратора автомобиля, с 1 на 2 июля в районе улиц Быкова, Оплетина, Черемшанской и Максима Горького», — отметили в ведомстве.

В минувшую субботу члены нижнетагильского поискового отряда «Скорпион» совместно с сотрудниками полиции и волонтёрами провели очередной рейд по поиску 24-летнего тренера по хоккею . На призыв о помощи в прочёсывании пересечённой местности в районе Лебяжки откликнулись около 30 тагильчан. Подробности в материале АН «Между строк».

«Сегодня нужно обследовать территорию между школой-интернатом и Букатинским рынком, – объясняет собравшимся старший ПО “Скорпион” Игорь Гапонов. – Выстраиваемся цепочкой и прочёсываем местность. Если почувствовали трупный запах, то отрабатываем это место до конца, пока не найдём его источник. Пусть это будет хоть животное или рыба».

Ещё несколько слов о безопасности, и волонтёры выдвигаются в путь. Сотрудник УКБТМ Роман Шарипов участвует в сборах по поиску Александра Чумарина во второй раз, поэтому предусмотрительно взял с собой перчатки и аэрозоль от клещей.

«Нужно быть аккуратным и смотреть под ноги. В прошлый раз девушка одна оступилась и в коллектор упала, – вспоминает Роман. – Хорошо, что обошлось без травм».

Тут же нам попадается приоткрытый канализационный люк. Недолго думая, Роман и ещё двое мужчин убирают крышку и заглядывают внутрь – ничего.

Люди растянулись цепочкой на несколько десятков метров. Среди волонтёров и мужчины пенсионного возраста, и совсем ещё молодые девушки. Последним пришлось нелегко. Передвигаться по зарослям неподготовленному человеку в лёгкой летней обуви действительно тяжело.

За несколько минут группа дошла от улицы Жуковского до гаражей у школы-интерната № 1. Одна из женщин берёт в руки камень и стучит по воротам ангара. Объяснять не пришлось: если Александра держат внутри, то он услышит стук и подаст ответный сигнал.

Первый этап поисков заканчивается у дома № 7 по улице Береговая-Краснокаменская. Здесь старший объясняет: в этом районе проживает друг Александра Дмитрий Синяков, который в день пропажи находился рядом с ним.

«Полиция попросила нас прочесать этот квадрат. Тут недалеко живёт его друг, у которого Саша переодевался перед тем, как пойти в клуб», – поясняет Игорь.

В разговоре упоминается и водитель маршрутки, который якобы в день пропажи подвозил похожего на Александра мужчину до вокзала.

«Говорят, он два раза полиграф проходил. И что одежда на Саше была испачкана. Вроде он сразу маршрутчику сказал, что не бомж никакой, а детский тренер. Такое нельзя придумать», – говорят между собой волонтёры.

Небольшой перерыв, и группа направляется к речке. Обследуем берег, двигаясь к Букатинскому мосту.

«Все сюда! Позовите полицейских!» – слышится голос где-то позади.

Кто-то из волонтёров заметил у самой воды серую футболку. В одежде именно такого цвета Чумарин покинул «Девичью башню» утром 2 июля. Но рисунок на толстовке Александра был другой. Сотрудник полиции на всякий случай делает фото, и мы возвращаемся к автомобилям.

Все уже собрались расходиться, как поступает предложение проверить гаражные массивы «Урал», «Песчаный» и «Ермак». Огромную территорию, где за каждым углом можно спрятать всё что угодно, обыскивали около двух часов.

На самом отшибе ГСК «Ермак» волонтёры обнаружили брошенный автомобиль ВАЗ-2107 с открытыми дверями. Полицейские связались с коллегами из ГИБДД, установили хозяина авто, тот находке не удивился и пообещал забрать собственность в ближайшее время.