Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения. Что нужно знать о первых днях жизни новорожденного ребенка

Новорожденный ребенок напоминает очаровательного пупсика только своими размерами: идеального кукольного поведения от него не удастся добиться. Кроха то сопит, то икает, то сутки не ходит по-большому, прибавляя в копилку маминых волнений очередные тревожные «инвестиции». Не паникуйте, если вам вдруг покажется, что с малюткой «что-то не то». Зачастую повышенное волнение молодых мам вызывают самые банальные и естественные с точки зрения грудничковой природы явления. А всему виной - мифы о новорожденных детях.

Миф 1. Плохо, если у малыша прерывистое дыхание

Тысячи мам в первые дни после родов не смыкают ночами глаз. Они охраняют сон своих ненаглядных деток, любуются их нежными личиками и очень внимательно прислушиваются к младенческому дыханию. Вот оно едва-едва слышно - и материнское воображение вовсю рисует картины, одна мрачнее другой. И напрасно: у новорожденных малышей нерегулярное дыхание - норма. Они могут даже знатно похрапывать лежа на спинке или на бочке, и это тоже в пределах допустимого. Если необычное дыхание - постоянная особенность спящего крохи, спите спокойно, все хорошо. Врачебного внимания требуют только случаи, когда привычный рисунок дыхания новорожденного меняется резко: к примеру, малыш то дышал спокойно и размеренно носиком, то вдруг начал прерывисто ловить воздух ртом.

Миф 2. Если во сне и наяву тело малыша подергивается - значит, он склонен к эпилепсии

У многих новорожденных во время плача или сильного недовольства подрагивает подбородок (на медицинском языке - треммер). Это совершенно не означает, что малыш с рождения страдает нервным расстройством, опасным для его здоровья. Просто нервная система новорожденного пока еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения на мышечном уровне развиты слабовато. Пройдет 2-3 месяца - и странная реакция крохи сойдет на нет.

Кроме того, ваш малыш имеет полное право иногда вздрагивать во сне от неожиданных для него звуков. Такими раздражителями чаще всего бывают привычные взрослым (но не новорожденному) еле слышные бытовые шумы: стук за стеной у соседей, завывание воздуха в вентиляционных трубах и т. д.

Миф 3. Если ребенок икает, он замерз

Все знают, что икающего младенца нужно поскорее укутать или же... напугать! И первое, и второе противоикотные средства далеки от истины.

Не исключено, что такая реакция организма новорожденного может стать ответом на охлаждение, но далеко не всегда. А ведь чаще всего кроха начинает икать во время и сразу после прикладывания к маминой груди, где так тепло и уютно... В чем же дело? Самая явная причина икоты новорожденного крохи - жадное сосание маминой груди, в процессе которого он наглотался воздуха или переел, получив много жирной пищи. Полный желудочек давит на диафрагму, нервные окончания которой раздражаются, отправляют в мозг импульс и тут же получают назад «ответ» - диафрагма начинает часто-часто сокращаться, при этом легкие хватают воздух, производя специфический звук. Вреда от икоты нет, но и особой пользы тоже, кроме одной - она не дает крошечному обжорке продолжить затянувшуюся трапезу или заполнять свой желудочек дополнительными порциями воздуха. Так что принимайте меры, соответствующие причине (просто поносите ребенка столбиком или обнимите, слегка прижав к своему телу, а затем снова приложите малютку к груди). Но ни в коем случае не пытайтесь избавить новорожденного от икоты испугом - поберегите его нежную психику!

Миф 4. Если новорожденный покашливает и чихает, он болен

Не спешите на чем свет стоит поносить работников роддома или нерадивого супруга (бабушку, дедушку и т. д.), простудивших вашего крошку. Возможно, они совершенно не при чем. Редкое сухое покашливание у новорожденных первых недель жизни - обычное и вполне нормальное явление. Сопутствующее ему чихание может вызываться наличием в носике сухих корочек. Оба «лжепростудных» процесса провоцируются желанием детского организма очистится от накопившегося и совсем не нужного дородового «мусора». Другое дело жидкие сопельки или громкий, хрипящий кашель малыша - о них нужно обязательно поставить в известность врача-педиатра или патронажную сестру.

Миф 5. Если новорожденный в течение первых суток не мочится, у него врожденные проблемы с почками

До тех пор, пока у мамочки не прибудет молоко в достаточном количестве (а это происходит на 3-5 сутки после родов), писать крошке практически нечем (чего не скажешь о первородном кале - меконии). Не переживайте, на 3-4 день после рождения кроха будет исправно мочить пеленки и подгузники - до двух десяток раз в сутки!

Миф 6. У новорожденного «неправильный» стул - нужно бороться с запором и дисбактериозом.

Похожий на смолу темный зелено-черно-коричневый меконий только к 4-5 дню жизни новорожденного заменяется на более жидкий и светлый стул желтого цвета. Так и должно быть. Кроме того в «новом» кале вы можете обнаружить белые комочки, напоминающие зернышки горчицы. Эти створоженные сгустки молока - также нормальное явление, отображающее попытки кишечника научиться переваривать и усваивать грудное молоко.

Такую картину вы будете наблюдать по нескольку раз в день (чаще всего после каждого кормления), но даже если у малыша стул день или два отсутствует, не нужно бить в набат. Отсутствие кала до четырех дней подряд - вариант нормы для ребенка, находящегося на грудном вскармливании. Скорее всего, его кишечник усваивает практически все молочко без остатка.

Если стул приобрел зеленоватый (красноватый) оттенок, это также не должно вас пугать: кормите малютку по требованию, обязательно следя за тем, чтобы он получал как переднее (прозрачное или голубоватого цвета, вытекающее из груди в самом начале кормления), так и заднее (жирное, желтоватого цвета, выделяющееся во второй половине трапезы) молочко - и в подгузнике ребенка снова наступит красота. Цветной оттенок кала зачастую свидетельствует о том, что малыш просто-напросто не наедается. Заодно подкорректируйте свою диету, возможно цвет появился от съеденного вами яркого продукта (например, свеклы или моркови).

Зачастую к активным действиям молодых родителей подвигают наличие в экскрементах новорожденного слизи. Однако слизь не всегда признак кишечного заболевания. Она появляется также в тех случаях, когда малыш приспосабливается к новой для него пище (докорму, прикорму).

Насторожить должен жидкий и частый зеленоватый (или зеленовато-черный) стул с очень неприятным кислым запахом, темными сгустками крови. Заметив его, срочно обратитесь к врачу за консультацией и не забудьте оставить для осмотра врачом встревожившие вас «вещдоки» (подгузник или пеленку).

Миф 7. Младенец сорвет себе желудок, если будет часто есть

Новорожденный малыш хочет кушать очень часто (иногда раз в 40-60 минут) - и это нормально. Сон и еда - его главная «работа». Хотя вполне вероятно, что врач-педиатр, а с ней и все ваши родственницы старшего поколения будут твердить, будто вы перекармливаете ребенка, когда предлагаете ему грудь по первому кряхтению. Вам могут настойчиво рекомендовать делать это не чаще, чем раз в три часа, «чтобы дать желудочку отдохнуть», а заодно - начать докармливать его чем-то более «солидным», то есть смесью. Чаще всего такой совет следует от мам деток-искусственников, поэтому они вам не советчицы. Консультанты по грудному вскармливанию единогласно утверждают, что пищеварительная система маленьких деток готова переваривать грудное молочко хоть целые сутки без перерыва. Вашего молока ребенку вполне достаточно, а начав докорм чем бы то ни было, вы рискуете свести на нет грудное кормление в целом.

Миф 8. Новорожденный плачет, значит голоден

В переводе с младенческого на русский язык плач может обозначать: мне холодно, жарко, голодно, скучно, страшно, больно, одиноко, неуютно, устал... Как видите, диапазон «плачевных» интерпретаций велик. Так что, если вы только что накормили кроху, а он заплакал, не спешите докармливать «голодающего» смесью - попробуйте по порядку вычислить другие причины этой гуманитарной катастрофы.

Миф 9. Ребенок кричит - разрабатывает легкие

Беспрерывный крик вовсе не означает, что новорожденный - вундеркинд с пеленок, и уже начал осваивать оперное пение. Или, как иногда считают некоторые, пытается манипулировать родителями. Скорее всего, малыш взывает о помощи и требует порции родительской любви единственным доступным ему способом. Предложите ему все, на что окажетесь способны. Будьте милосердны, не позволяйте младенцу исходиться криком. Если новорожденному плохо, ему нужно помочь, а не воспитывать в нем и себе волю (все равно у деток оно от рождения сильнее) и уж тем более не «развивать» его легкие. Помните, что в среднем до трех месяцев многие крошки сильно кричат от того, что их могут мучить колики. Пузырьки газиков могут болезненно раздувать кишечник крохи по причине неразвитости как ЖКТ, так и нервной системы (кишечник может зажиматься, спазмировать, провоцируя застой газов). Поэтому не спешите поить кроху укропной водичкой или иными промышленными лекарствами - правильно прикладывайте малыша к груди (его нижняя губка должна быть немного вывернутой, поскольку обхватывает практически всю нижнюю часть ореолы соска). Перед кормлением делайте ребеночку легкий массаж животика по часовой стрелке, мягко прижимайте ножки малыша к его пузику и почаще носите ребенка на руках, согревая его тельце своим теплом. Ваши 36,6° - оптимальная грелка лоя крохи. После - дайте крохе возможность отрыгнуть воздух в положении «столбиком».

Миф 10. У ребенка рвота - значит, он нездоров

Первое, в чем нужно разобраться: у ребенка рвота или он срыгивает. Разница имеет значение. Срыгивание - это «залп» малого полета, рвота - фонтанирование. При этом приблизительно до третьего месяца жизни срыгивание - естественное явление, позволяющее избавить крошечный желудочек от проглоченного с едой воздуха. Новорожденный срыгивает после каждой трапезы, при этом он весел и растет как на дрожжах? Значит, все прекрасно.

Рвота также не всегда причина волноваться. Случившись однажды, она говорит лишь о приключившемся небольшом спазме желудка. А вот частая рвота (до 3-4 раз в сутки), вдобавок с температурой требует незамедлительной консультации с врачом-педиатром. Частая рвота без температуры - повод посетить невролога.

Будьте внимательны к реакциям крохи и сохраняйте разумное спокойствие, как бы ни были волнительны первые недели с ребенком. Очень скоро вы будете понимать свое чадо как саму себя!

Кормление

Перед едой на 10-20мин класть ребёнка на животик для тренировки головки и улучшения пищеварения, выведения газов.

Во время кормления и после держать ребёнка в полувертикальном положении для предотвращения срыгивания и газов.

Кормить одной грудью для правильной лактации(кормим правой грудью головку укладываем на левую сторону(как кормили)), т.к. череп ребенка ещё не сформирован он мягкий и важно чтобы давление было более менее равномерное(к 2-3 месяцам разумно купить ортопедическую подушку! четкой фомы)

После еды подержать малыша «столбиком» 15-20мин до отрыжки.

Массаж или купание через 40мин-1,5часа после еды.

Колики: а) положить на стол или колени и погладить ладонью живот по часовой стрелке; затем осторожно согнуть ножки в коленях, приведя их к животику и распрямив(повторить несколько раз упр.)

б) можно прогреть животик детской грелкой.

в) пить маме укропную воду(заварить стаканом кипятка 1ч.л. семян укропа(продаются в аптеке)

В идеале малыш:

Срыгивает не чаще 1-2 раз в сутки.

Нет рвоты, не плачет после кормления, животик мягкий.

Стул

Столько же раз, сколько и кормлений(по большому 2-5 раз в сутки).

Кашица: не настолько жидкая чтобы впитаться в подгузник, но и не оформленный.

Могут присутствовать белые или желтые створоженные комочки молока.

Не чаще 1раза за 6-7 опорожнений может появляться зелень или слизь.

Без крови.

Прививки

В первые 24ч первая вакцина против гепатита В.

На 3-7день вакцина против туберкулёза (БЦЖ-М или БЦЖ).

Здоровье

На 4-й день в роддоме сделают неонатальный скрининг(кровь из пяточки для исследований на наследственные болезни, которые нужно лечить с первых дней жизни: 1гипотериоз, 2муковисцидоз, 3фенилкетонурию, 4адреногенитальный синдром, 5галактоземия) Результаты поступают в поликлинику.

Патронаж новорожденного

Уже на след.день после выписки может прийти участковый педиатр. В течении месяца придёт трижды.

Медсестра 5 раз(как приклаывать к груди, как купать, одевать, ухаживать за пупочной ранкой.

Купание до 3х недельного возраста

(до заживления пупочной ранки)

! В первый день-два после выписки купать нельзя (об этом вам должен сообщить педиатр в роддоме, т.к. сделана вакцина против туберкулёза)

Купать нужно обязательно до кормления, но пока он ещё не голоден. Например перед предпоследним кормлением (около 9 часов вечера). Со временем, ребенок привыкнет к вечернему моциону: ванная, еда, сон.

Для новорожденного продолжительность водных процедур должна быть максимум 5-7 минут. Постепенно, к двум-трем месяцам время можно увеличить до 10 минут, а затем увеличивать примерно на 1 минуту в неделю.

Руки купающего следует тщательно вымыть с мылом, ногти коротко остричь, на ухаживающем за ребенком не должно быть ничего, чем можно повредить кожу младенца: кольца, часы, булавки и т. д.

Перед купанием ванночку надо помыть с мылом и обдать кипятком. Подготовить все необходимые для купания предметы: кувшин и воду(на 1С холодней воды в ванне) для обливания ребенка после купания, термометр для измерения температуры воды, мягкую рукавичку из байки или марлевую салфетку для намыливания, детский крем или стерильное растительное масло для обработки складок кожи. Заранее должно быть приготовлено и разложено на столе чистое белье. Зимой его рекомендуется прогреть (завернутое в чистую пеленку белье кладут на батарею центрального отопления, на печку, прикладывают к нему грелку и т. д.).

Приготовить 5% раствор (на 5 гр порошка – 100 мл кипяченой воды, отфильтровать через три слоя марли). Этим раствором обрабатывать пупочную ранку. Для купания – добавлять несколько капель в воду, до слабо розового цвета!

Купать в кипяченой воде температуры 37-37,5 "С. В комнате, где купают ребенка, не должно быть сквозняков, оптимальная температура воздуха 24-26 "С (не ниже 22 "С). В ванночку наливают сначала холодную, а затем теплую воду. Даже если в ванной уже плавает термометр, все равно проверьте температуру воды, опустив в нее свой локоть. При температуре 37 градусов кожа локтя не ощущает ни тепла, ни холода. Уровень воды в ванночке должен быть не более 10- 15 см, чтобы после погружения в нее ребенка над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова(по плечики в полусидящем положении) Очень важно правильно погружать ребенка в ванну. Левой рукой надо охватить левую подмышку ребенка. Затылок и голова в этом случае опираются на Ваше плечо. Правой рукой поддерживается ягодичная область малыша. После погружения ребенка в воду можно оставить ножки свободными, но голову и туловище ребенка обязательно поддерживать левой рукой и предплечьем. Опустив малыша в воду, не надо стразу начинать его мыть. Дайте ребенку привыкнуть к нахождению в ванной. Опускают ребенка в воду медленно, вначале ножки, затем туловище. Головка располагается на локтевом сгибе взрослого, пальцы этой же руки поддерживают ребенка под коленками. Можно не пользоваться мочалкой, а намыливать ребенка рукой. Мягкими круговыми движениями моется голова, шея, подмышки, верхние конечности, грудь, живот и нижние конечности. Намыленные участки тут же ополаскиваются. Область промежности обмываются последней. В воду при купании можно добавлять отвар череды или ромашки. Если же ребенок плохо засыпает, то подойдет ванна с пустырником или валерьяной. Но, делая любую травяную ванну (особенно с валерьяной), обращайте внимание на запах в ванной комнате. Если запах очень резкий, «бьющий» в носик ребенку, то в таком случае малыш может начать сильно плакать и отказаться от водных процедур еще на долго. Новорожденного не следует тереть, так как это может повредить кожу, осторожно промывают естественные складки кожи. Смыв мыло с ребенка, вынимают его из ванны и, повернув спинкой вверх, обливают из кувшина теплой чистой кипяченой водой (температура воды для обливания на 1 "С ниже, чем температура воды в ванне), заворачивают в заранее приготовленную теплую простыню. Обсушивают ребенка осторожным прикладыванием мягкой простыни к телу, во избежание травматизации кожи растирать ее не следует. Затем смазывают складки кожи детским кремом или стерильным растительным маслом, одевают в чистые теплые распашонки и укладывают в кроватку. После небольшого отдыха в 21 ч приступают к кормлению.

Массаж

На первом месяце под запретом! – младенец должен адаптироваться к новым условиям жизни. Позже курс должен длиться не больше 20дней, затем нужен перерыв на 2-3 недели.

Сон

Причины просыпания: колики, перевозбуждение перед сном, голод.

«Спокойная бессонница» - ночные бдения ребёнка. Когда он внезапно просыпается и начинает потихоньку лепетать, играть с тем, что попадёт под руку: краешком одеяла, пустышкой, собственными ручками и ножками, словом, сам себя развлекает и убаюкивает. Не вмешивайтесь! Малыш немного поворкует и уснёт.

Одевание (не кутать!)

Головку при постоянной температуре воздуха в комнате 22-24 "С не покрывают.

холодно (ниже 18 град.): боди + комбинезон слип + пинетки

нормально/тепло (18-23 град.): боди + штанишки

тепло/жарко (выше 23 град.): боди + носочки

на ночь: комбинезон слип

Когда Ваш малыш находится в пеленках, то его лучше одеть чуть теплее, потому как он лишен возможности двигаться и согреваться за счет своего движения. Ведь активные мышечные сокращения способствуют выделению тепла, а значит, согреванию. Поэтому, дети, которых не пеленают, подвергаются гораздо меньшему риску замерзнуть.

Во время сна ребенка нужно укрыть легким одеялом или пледом.

ПРОГУЛКА:

Собираясь с ребенком на прогулку, некоторые придерживаются следующего правила – одевать ребенка так, как оделись сами, но добавив один слой одежды.

лето (жарко) – боди с коротким рукавом + носочки, совсем маленькому -

легкий плед

лето (тепло/ветрено)- боди с длинным рукавом

лето (прохладно/сыро) – боди+штанишки+вязанный комбинезон, плед

осень/весна (вы уже в пальто или еще в пальто) – боди+штанишки+вязанный

комбинезон+теплый комбинезон, плед

осень/зима (мороз!) - боди+штанишки+вязанный комбинезон+теплый комбинезон, меховой конверт+ трикотажный чепчик и теплую шапка

Как проверить :

Чтобы определить, комфортно ли малышу, нужно пощупать кожу на шее и в верхней части спины. Если она горячая или, и что хуже, влажная, то малышу жарко и нужно срочно принимать меры во избежание сильного перегревания. Для этого снимите с ребенка часть одежды. В случае сильного перегревания, малыш кричит, беспокоится. Кожа приобретает красный оттенок, пульс учащен. Нередко повышается температура. Тогда нужно полностью раздеть ребенка, напоить его водой и спустя 10 -20 минут измерить температуру тела. Зачастую она опускается до нормальной или немного выше. Но если температура не пришла в норму, то можно протереть шею, подмышечные впадины, локтевые сгибы, паховые складочки, область под коленками салфеткой или ватой, смоченной прохладной водой – это усилит теплоотдачу.

Определить, не холодно ли ребенку, можно, пощупав его нос. Если нос холодный – ребенок замерз. Если кожа малыша становится бледной, то это также значит, ребенок мерзнет.

Расчесывание

Расчесывать малыша нужно примерно раз в два дня, используя специальную мягкую щеточку с натуральным ворсом аккуратно счесывая корочки.

Сон

Родители должны знать, что постоянное пребывание ребенка в коляске вредно (раздражение вестибулярного аппарата), что укладывать его рекомендуется без подушки, но с приподнятым головным концом кровати, либо с подголовником(ортопедической подушкой) высотой 2-3 см. Оптимальные размеры подкладываемой клеенки 15x20 см.

Одежда малыша

Одежда ребенка первого месяца жизни – из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных), легко стирающихся тканей, которые можно кипятить; просторная, обеспечивающая свободу движений растущему организму, должна защищать от переохлаждения и перегревания, создавать ровный микроклимат без резких температурных колебаний. Перед употреблением все предметы следует хорошо выстирать и прокипятить «детским» мылом. Белье ребенка 1-го месяца жизни проглаживается с обеих сторон.

Детская комната

В комнате, где стоит кроватка ребенка, необходимо дважды в день проводить влажную уборку и не менее 5-7 раз проветривать ее (по 15-20 минут). Температура воздуха должна быть постоянной, в пределах 20- 22 "С, освещение – умеренным. Очень важно поддержание в доме спокойной обстановки, тишины, так как ребенок с первых же дней жизни реагирует на громкий звук.

Детская кровать ставится в самом светлом месте комнаты, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или около отопительных приборов. Рядом с кроваткой рекомендуется поставить пеленальный столик, на котором в дальнейшем можно будет делать ребенку массаж и гимнастику.

Прогулка

Если ребёнок родился осенью или зимой на прогулку с ним выходят с 2-3-недельного возраста, в зависимости от погоды. На первую прогулку выносят при температуре воздуха не ниже – 5 "С, сначала на 10-15 минут, затем на 30-60 минут 2 раза в день. К месячному возрасту пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 1,5 часа. В холодные дни прогулки желательно совершать чаще, но продолжительность их сокращают до 20-30 минут. Детей нужно приучать к прогулкам в любое время года, ни в коем случае не кутать ребенка.

Ежедневный туалет

Он производится перед первым, или вторым кормлением в определенной последовательности. Начинают его с умывания лица теплой проточной кипяченой водой (чистой рукой или смоченным ватным тампоном). Глаза обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным водой, по направлению снаружи кнутри, для каждого глаза отдельным тампоном. Туалет носа производят при помощи стерильных ватных фитильков, смоченных стерильным растительным или вазелиновым маслом. Ушные раковины обтирают влажной отжатой салфеткой. Часто за ушами ребенка образуются опрелости, корочки, поэтому после промывания и просушивания складки за ушами протирают вазелиновым маслом или детским кремом. Следует обратить внимание матери на места, где чаще всего образуются опрелости: складки за ушами, шейные, подмышечные и паховые области. Категорически запрещается в профилактических целях применение мазей с антибиотиками и гормонами. Кожу ребенка можно обработать растительным маслом, прокипяченным на водяной бане в течение 10 минут и охлажденным. Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Подмывать ребенка следует также после каждого мочеиспускания и дефекации.

Уход за пупочной ранкой

До полного заживления пупочной ранки патронажная сестра посещает ребенка ежедневно. Она должна иметь при себе набор следующих средств для обработки пупка: 5 % раствор марганцовокислого калия, 2-3 % раствор перекиси водорода, 70 % спирт, стерильный материал (ватные и марлевые тампоны, салфетки). При каждом посещении новорожденного сестра осматривает и производит обработку пупочной ранки 2-3 % раствором перекиси водорода, спиртом, а затем раствором марганцовокислого калия (можно использовать бриллиантовую зелень).

Уход за полостью рта новорожденного

Слизистая рта у младенца очень нежная, легко ранимая, она не требует обработки, если нет признаков молочницы. При появлении молочницы слизистую рта рекомендуют смачивать 2 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Мать нажимает большим пальцем на подбородок ребенка, чтобы он открыл рот, и обрабатывает слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедура повторяется каждые 2-3 часа перед кормлением ребенка. Элементы молочницы можно обрабатывать раствором буры в глицерине, порошком нистатина.

Соски, бутылочки следует тщательно кипятить. Стерильные пустышки (их должно быть 5-6) следует менять несколько раз в день, держать в стерильной баночке с закрытой крышкой.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.



К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.


Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.



Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Обследования первого месяца жизни

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок отправляется на первый прием к врачу.

  1. Мамы должны показать свое дитя не только педиатру, но и другим специалистам: неврологу, ортопеду, хирургу.
  2. При наличии показаний список специалистов может быть увеличен - педиатр дает направление на обследование к кардиологу или офтальмологу.
  3. Месячного кроху следует обязательно проверить с помощью ультразвукового обследования, чтобы выявить возможные патологии в развитии тазобедренного сустава.
  4. Наряду с этим проводится УЗИ головного мозга и внутренних органов - такое тщательное обследование поможет выявить заболевания на самом раннем этапе.
  5. В этом возрасте ребенку следует сделать ЭКГ (электрокардиограмму), где опытный врач разберет работу сердца вашего малыша.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Приблизительное время чтения: 12 минут

Вот и остались позади эти долгие девять месяцев ожиданий и томлений, сменившись страхами и опасениями скорых родов. Они также, согласно закономерности процесса, подошли к своему логическому завершению. И вот она новая жизнь делает свой первый вдох и издает свой первый крик, извещая мир о своем появлении. Это только начало долгого пути.

Только что родившегося кроху положат на живот или на грудь новоиспеченной мамочке и тут же заберут. И пока мама отходит от родового процесса, малышу предстоит пережить еще несколько стрессовых минут.

Девять месяцев малыш переживал все эмоции и впечатления вместе с мамой. Окружающий мир его касался косвенно. Он был защищен, находясь в тесном пространстве матки. В момент рождения ребенок сталкивается с внешним окружением. Далеко ему не знакомым и не понятным. Первые моменты - это адаптация к миру после родового процесса.

При рождении связь «мать - ребенок» не прерывается, а наоборот еще больше укрепляется. С первых моментов рождения младенец способен взаимодействовать с окружающим миром.

Он видит, слышит, ощущает боль, холод, тепло, реагирует на вкусовые изменения, запахи. Своим криком он привлекает внимание взрослых. При общении с нами взрослыми дети накапливают и совершенствуют свой опыт знакомства с окружающим миром.

Все только начинается

Сразу после рождения состояние крохи оценивается по шкале Апгар (оценивают цвет кожных покровов, пульс, мимика, рефлексы, тонус мышц и дыхание). Эту процедуру повторяют через 5 минут и вносят в мед карту новорожденного запись в виде дробного числа. Чем больше число, тем лучше показатели здоровья при рождении. И наоборот, низкие цифры говорят о затруднениях в жизнедеятельности.

Это отнюдь не последние неудобства, которые малыш испытает в ближайшее время. Его измерят (объем груди и головы, длина тела) и взвесят, а потом, в течение 12 часов привьют от вирусного гепатита, а в течение 7 дней от туберкулеза прививкой БЦЖ. Новый мир, который кажется любому взрослому человеку довольно безопасным, для малыша таковым не является. Скорее, наоборот, на смену уюту материнской утробы приходит среда, полная различных угроз. Лучше использовать любую возможность уберечь маленький неокрепший организм от дополнительного стресса и болезни.

Давай знакомиться

Без сомнения, все время беременности и в процессе родов мамочка часто задумывается и представляется своего малыша. И чаще всего эти представления имеют очень отдаленное отношение к действительности. Потому что новорожденный кроха всегда мнится румяным улыбающимся карапузом с бархатистой кожей и ясными глазками. На деле же зачастую все несколько иначе.

При первом взгляде на только что родившегося малютку может сложиться впечатление, что с ним что-то не в порядке: непропорционально большая голова странной формы, скрюченные ножки и ручки, длинные волосы или их полное отсутствие, неравномерный цвет кожи и прочее. Но не стоит из-за этого переживать, так как приведенное выше описание абсолютно нормально. Для человека, проведшего 9 месяцев в жидкой среде и не имеющего особого разнообразия поз и движений, этот кроха выглядит потрясающе.

Потребуется совсем немного времени, и к 1 месяцу малыш уже будет выглядеть как звезда детского глянца.

В первые дни жизни кожа малыша особенно чувствительна вследствие потери первородной смазки, поэтому обращаться с ней следует крайне бережно и осторожно. Лучше использовать для ухода специальные масла и кремы для новорожденных, которые можно приобрести в аптеке.

Становление режима

Первый вдох малыша – начало адаптации к миру. Множество стимулов, пятен, запахов, звуков, перепады температур… чтобы привыкнуть ко всему этому крохе требуется огромное количество энергии. Поэтому в течение первого месяца жизни он спит и учится бодрствовать. Если первая неделя – практически сплошной сон, то начиная со второй появляются малые и кратковременные периоды бодрствования, а дальше – больше. Но как бы то ни было 18 – 20 часов в сутки малыш наслаждается снами в «позе лягушки». Через каждые 2 – 3 часа новорожденный просыпается, чтобы перекусить. Однако даже в процессе приема пищи ему ничего не стоит заснуть или дремать в течение всего кормления. Иногда, чтобы стимулировать малыша к пище, его похлопывают по попке и вынимают сосок материнской груди из ротика, и снова вводят обратно. Иначе соня вполне может остаться голодным.

Становлением режима дня нужно начинать в течение этого 1 месяца, постепенно упорядочивая процесс кормления и пробуждения малыша и строго соблюдая временные интервалы между двумя этими процессами. Очень важно своевременно проводить необходимые гигиенические процедуры. Утренний туалет, который подразумевает умывание ребеночка, чистка носа и ушей, промывание глаз и пространства между пальчиками на ручках и ножках. Вечерний туалет, включающий в себя купание и процедуры ухода за нежной кожей новорожденного.

Первые азы общения

Ошибочно мнение, что новорождённый ничего не видит. К пятому дню жизни ребенок открывает глазки шире и немного, прерывисто пытается следить за объектом. Развивать этот навык необходимо яркими игрушками. У младенцев есть даже свое цветовое предпочтение. Часто их взор останавливается на определенном ярком цвете. Кто-то предпочитает яркий желтый, розовый, красный, а у кого-то любимый черный цвет.

Исследование

Были проведены исследования у младенцев 4-6 недель, им демонстрировали ленточки ярких и постельных тонов. Время фиксирования взора малышей проводили при помощи секундомера. Один из младенцев выбрал зеленый цвет, другой холодный розовый, третий отдал предпочтение голубому оттенку, а одна из девочек выбрала черный цвет.

После анализа итогов были сделаны выводы. Дети выбирали цвета в соответствии с цветом одежды их мам. Именно в такой цветовой гамме были одеты мамочки, после рождения малышей. С этими тонами связаны самые первые впечатления: кормление, убаюкивания на руках. Девочка, которая выбрала черный цвет, ассоциировала свой выбор с одеждой своего любящего и заботливого отца. Он носил черную морскую форму.

Поговори со мною мама

С первых дней жизни с малышом необходимо ласково общаться, благодаря этому он чувствует заботу. Чувство безопасности и нужности помогает правильно развиваться ребенку. Сейчас на современном рынке существует масса звуковых игрушек, однако они не могут заменить ласковый и родной голос мамы.

Совет:
Когда вы разговариваете с малышом, становитесь так, чтобы он видел ваше лицо. В этот период ребенок не только прислушивается, сосредотачивается, но и различает звуки речи, интонацию. Пытаются подражать, связывают ваш облик с характерной для вас интонацией, тембром голоса, ритмом речи.

Во время общения с взрослыми малыш знакомится со звуками, это необходимо в дальнейшем для становления речи. Гуление начинается со слогов, которые потом у ребенка связываются в слова, затем получаются предложения.

Ушки на макушке

Еще внутриутробно малыш начинает знакомиться со звуками. Психологи рекомендуют часто говорить, читать сказки, слушать музыку беременным. После рождения ребенок не утрачивает умение слышать.

При громких звуках он вздрагивает, при этом хаотично двигает ручками. Это является нормой, необходимо учитывать такой факт, исключать громкие звуки в присутствии крохи.

Категорически запрещается брань, ругань и повышенная тональность разговора возле младенца. Для благотворного развития нужно ставить ребенку приятную музыку, звуки природы, читать сказки, петь колыбельные песни.

Помните. Ребенку необходимо постоянное внимание, доброжелательность, забота для дальнейшего нормального психологического развития.

Рацион и результат

В первую неделю после рождения ребенок обычно малыш может потерять в весе до 300 грамм. Переживать по этому поводу не стоит. Этот процесс вполне закономерен, потому что в теле крохи есть избыток жидкости, и еще нет установленного режима питания. Вес стабилизируется уже на первой неделе жизни и, в норме, начнет увеличиваться.

На сегодняшний день, какого либо графика приема пищи для новорожденных нет. Их кормят по желанию крохи, которое возникает каждые 2 – 3 часа. Обычно это 6 – 8 кормлений в сутки, с перерывами в 5 часов ночью, это позволит заложить основу для режима питания крохи. В случае женщин, которые впервые стали мамами, специалисты рекомендуют прикладывать малыша к груди чаще, до 12 раз в сутки. Это позволит стимулировать лактацию естественно.

В процессе принятия пищи кроха получает не только молоко или питательную смесь, но и большое количество воздуха. Во избежание скопления лишних газов, после кормлении малыша нужно пару-тройку минут подержать столбиком, чтобы он срыгнул излишки воздуха.

Основным и, пожалуй, единственным источником питательных веществ для ребеночка служит материнское молоко. Такая еда позволяет пищеварительной системе запускаться плавно и равномерно. А следующий за кормлением сон, способствует энергичному развитию внутренних систем и активному росту малютки.

Сам процесс прикладывания ребеночка к груди – это таинство двоих, это процесс энергетического общения материи и ее чада. Поэтому, мамочке следует избегать стрессов и тревог, излишнего беспокойства. Ребенок остро чувствует состояние матери и реагирует отказом от еды и плачем, если мама расстроена или раздражена. Это может сказаться на массе тела малыша и его здоровье крайне негативно.

При соблюдении благоприятных условий, к 1 месяцу малыш наберет в весе от 600 до 800 граммов и заметно подрастет.

Как проводить замеры малыша:

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Наравне с питанием новорожденного огромное значение имеют и его выделения. Стул малыша – индикатор работы маленького организма. Его в серьез оценивают врачи, и мамочке тоже придется в этом знании поднатореть.

В первые пару дней выделения малыша нельзя назвать оформленными. Они имеют жидкую и вязкую консистенцию и темно-зеленый цвет. Это меконий, результат переработки накопленных в утробе и захваченных при родах остатки клеток и веществ.

На смену меконию приходит переходный стул. Он кашеобразный и желтоватый по цвету. В нем могут присутствовать включения мекония, поэтому при виде зеленоватых включений паниковать не стоит, скоро это пройдет.

На исходе первой недели жизни у малыша устанавливается нормальный стул. Обычно он устанавливается на исходе первой недели жизни. С этого момента и до окончания периода новорожденности, то есть до 28 дней, стул ребенка в норме имеет однородную кашеобразную консистенцию, кисловатый запах и желтовато-коричневый цвет.

В зависимости от типа вскармливания характер стула может несколько различаться. Так, если малыш питается исключительно грудным молоком, то цвет его стула будет желтовато-золотистым, а сам стул мягким. В зависимости от количества приемов пищи кроха будет преподносить маме сюрпризы, обычно от 2 до 6 раз в день. Если по каким либо причинам кроха не может питаться материнским молоком, то испражняться он будет чуть реже, всего 3-4 раза в сутки, и его стул будет вязковатым и густым, коричневатого или светло-желтого цвета.

Разглядывание стула крохи очень важный диагностический момент в отношении его здоровья. Новая среда и питание часто вызывают дисбактериоз и различные кишечные инфекции. Если испражнения малыша изменили свой запах с кисловатого на резко неприятный, стали неоднородными по плотности и цвету, следует бить тревогу и обращаться к врачу. В норме такого происходить не должно.

Пупочная ранка

После появления из утробы матери происходит его отсоединение. Пуповину, соединявшую их ранее обрезают и перевязывают. Из этого торчащего кусочка плоти образуется к концу первого месяца симпатичный маленький пупочек, при правильном уходе, конечно. А для него мамочке понадобится два раза в день проводить обработку пупочной ранки следующим образом:

  • Тщательно вымыть руки;
  • Взять кусочек стерильной ваты и намотать ее на спичку или зубочистку. Повторить данную процедуру трижды. В результате должно получиться три деревянные палочки с ватками на концах;
  • Смочить один из получившихся тампончиков в перекиси водорода и без давления осторожно обработать ранку;
  • Взять другую палочку и смочить в салициловом спирте. Снова протереть ранку, невзирая на активный протест со стороны малыша;
  • Третий тампон смочить в зеленке и повторить процедуру.

В результате правильного ухода через пару недель пупочная ранка должна стать узкой и сухой, без каких либо выделений и покраснения кожи на животике малютки. К концу 4 недели жизни она окончательно зарастет и пупочек крохи приобретет нормальный вид.

Водные процедуры

Купать ребеночка нужно начинать сразу после выписки из родильного дома, в тот же день. Отложить водные процедуры следует в том случае, если накануне или в этот же день малыша привили от туберкулеза.

Воду для купания малыша следует использовать кипяченую и приближенную по температуре к 37°С. Купать кроху следует через день, а 1 раз в неделю совершать купание с применением детской губки и 2 раза в неделю мыть голову, используя шампунь для новорожденных. Все остальные средства, используемые для купания должны также быть специальными детскими. Старайтесь вытащить ребенка из воды до того, как он плачем и криком вас об этом попросит. После, малыша следует вытереть промакивающими движениями и перейти к процедурам ухода.

Не следует купать ребенка, когда он может быть голоден, то есть, если после последнего приема пищи прошло более 1 часа.

Кожа новорожденного очень нежная и подвержена раздражениям и сухости. Поэтому кожу малыша обязательно нужно смазать детским кремом или маслом, особое внимание уделяя глубоким складочкам.

После каждого стула кроху необходимо подмывать с мылом под проточной водой. После этого кожу ягодичек обязательно смазать маслом или кремом.

Ноготки на 1 месяце ребеночку стричь не следует во избежание травм и последующих воспалений.

Дважды в день кроху нужно умывать. Для этого нужно взять два ватных тампончика и обмакнуть в кипяченую воду, после слегка отжать и одновременно протереть оба глазика по направлению от ушек к носику. Далее взять еще один ватный тампон. Также смочить и протереть все личико крохи.

Прогулки

По истечению 2 недель малыша можно вывозить на прогулки, продолжительность первой из которых должна быть не более 15 минут. Для первого «выхода в свет» следует выбрать подходящий день в погодном отношении. Лучше пренебречь гулянием, если на улице идет дождь или сильный снег, а также, если сильный мороз, смог или туман. В дальнейшем можно будет прохлаждаться в свое удовольствие, все приходит с опытом. На следующий день после первой прогулки время нахождения на воздухе составляет уже 30 минут. И так постепенно продолжительность прогулок увеличивается до 2 – 2,5 часов в день для прохладных сезонов, и неограниченно для теплых.

Не нужно наряжать малыша «как капусту», пытаясь уберечь его от простуды. Как раз постоянное перегревание и приводит к частым простудным заболеваниям у ребятишек. Ориентируйтесь на температуру ручек, если они теплые, значит и карапузу тепло. В случае с детьми принцип «холодного носа» не работает.

Пеленать, не пеленать

У многих родителей возникает сомнения, пеленать свое чадо или нет. Ответа категоричного никто не даст. Сегодня ведется масса споров о разумности данного метода. Многие психологи считают, что пеленание ограничивает познание маленького крохи внешнего мира. Что может привести к психологическим последствиям.

Хотя наши бабушки активно практиковали тугое пеленание, все младенцы при этом выглядели очень забавно, словно маленькие куколки. Доказано научными исследованиями, пеленание благотворно влияет на сон ребенка. Он меньше просыпается от хаотичных движений ручками. Так что в этом споре правых нет.

Чтобы найти золотую середину, многие педиатры рекомендуют комбинированное пеленание. Во время бодрствования ребенка оставлять в свободной одежке, а пеленать на время сна.

«Госпитализм» - педагогически запущенный младенец

Внешне ребенок может выглядеть совершенно здоровым, физически крепким. Если он получает мало внимания с рождения, эмоциональная сфера таких детей очень плохо развита.

Симптомы

Обычно таким синдромом страдают отказные младенцы. Такие детки редко плачут, редко улыбаются, почти ничем не интересуются. В дальнейшем вяло, и примитивно играют с игрушками, возникают проблемы с речью.

«Госпитализм» характеризуется задержкой психического развития. Психомоторные функции также нарушаются. В последующем у таких деток развивается апатия, постоянное сосание пальцев, кулачка. Таким образом, ребенок возмещает дефицит информации.

Как быть

У малышей желанных такая проблема не возникает. Материнская любовь, тепло, ласка главный стимул для лучшего развития навыков у младенца. У заботливой, любящей мамы никогда кроха не окажется с диагнозом «госпитализм». Потому как никогда не оставит свою кровиночку надолго без присмотра, не заставит долго плакать, найдет причину недовольства, забьет тревогу когда что-то не так.

Родители должны помнить, мозгу ребенка необходима информация из внешнего мира, для дальнейшего правильного развития. Эту потребность необходимо развивать с первых дней жизни. Постоянная коммуникация, яркие не раздражающие игрушки, приятная музыка.

Подводя итоги

По истечении 4 недель малыш перейдет из периода новорожденности на новый уровень в период младенчества, который продлится до 1 года. Впереди большой мир и долгая полная удивительных открытий жизнь. И не только для малютки, но и для родителей. Самое главное помнить, что каждый ребенок уникален и не повторим. Посему темпы его роста и развития также индивидуальны и особенны, они могут отличаться от общепринятых стандартов, и в этом нет ничего страшного. Если есть какие-либо предпосылки, нужно незамедлительно бежать к доктору. Если таковых нет, придумывать себе причины и следствия не нужно. Есть более важное и приятное занятие – быть просто мамой! Любите и берегите своих малышей!