Родительское собрание

По словам экспертов, шестилеток, умеющих концентрироваться на учебном процессе без ущерба здоровью, не более 0,5%. Потому нужно очень тщательно взвесить за и против раннего поступления в школу. В этом помогут тесты.

Для увеличения изображения кликните по нему. Инфографика "Вестей"

​Первый тест - психологическая готовность ребенка к обучению. Его проводит школьный психолог, и, кстати, тест является законным. А отображается - в физической зрелости ребенка, так как по ней можно судить о зрелости нервной системы. Ведь первоклашке необходимо будет удерживать внимание три-четыре часа, а затем еще выполнять домашние задания. Поэтому если он не готов психологически, то вечером из-за перегрузок обеспечены капризы, слезы, неуправляемость.

Вот почему нервы у будущего первоклашки должны быть, что называется, железными. И хотя современная система образования допускает прием в первый класс с шести лет, специалисты в один голос утверждают: детей, готовых к школьным нагрузкам в таком возрасте, единицы.

«За мою многолетнюю практику в школе я могу сказать, что таких шестилеток - не более 0,5%, - говорит психолог Елена Лукьяненко. - Потому лучше все же отвести ребенка в первый класс ближе к семи годам. Вы потеряете год учебы, но убережете ребенка от неврологических проблем, вероятность которых весьма высока».

«Законными причинами для отказа к зачислению в первый класс могут стать: чрезмерная игривость ребенка, недостаточная самостоятельность, гиперактивность, плохая координация движений, задержка разговорных навыков (не выговаривает буквы, не может повторять длинные слова), недостаточная биологическая зрелость (восприимчивость к стрессам или болезненность) - все это определяет школьный психолог, - рассказывает детский психолог Ирина Малинина. - Низкий уровень знаний об окружающем мире, природных явлений, элементарных математических понятий, изображений и т.д. также является законным поводом для отказа к зачислению в первый класс».

О заданиях и вопросах, с помощью которых психолог выявляет пробелы в этих знаниях, мы расскажем в следующем выпуске проекта, 29 февраля. А сегодня - тесты, которые покажут физическую готовность ребенка к учебе, созревание до нужного уровня его коры головного мозга и развитие мелкой моторики.

Как принимают детей в школу: законы Украины

Прием детей в первый класс общеобразовательных школ должен (в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины №204 от 07.04.2005 «О приеме детей в первый класс общеобразовательных учебных заведений») проходить без конкурса.

Таковой допускается лишь в лицеях и гимназиях (согласно приказу №389 от 19.06.2003 «Инструкции о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты)»). Но на деле собеседование с будущим первоклашкой в украинских школах чаще всего проходит в формате тестов. Каких?

Об этом, а также как подготовить ребенка к отличному прохождению первых в его жизни экзаменов (большинство школ их проводят в конце весны) - в рамках нашего проекта расскажут специалисты: учителя и психологи. А если у вас есть вопросы к ним, пишите по адресу: [email protected]. В следующих выпусках наши эксперты на них ответят.

Т.е. на 1 сентября в этом году будет 6 и 10? Вам и в этом году нормально пойти, таких много будет. Вообще по девочке смотрите. Насколько она в психо-эмоциональном плане готова? Смотря какая школа, какая программа, какие доп.занятия вы ей планируете. Может ли она 35-40 минут сидеть на одном месте. На сколько она усидчива, внимательна и т.п. Спокойная она у вас или наоборот очень эмоциональная, нервная, часто плачет или часто болеет.
А что она будет делать этот год вне школы? Дома или садик? Вам виднее, может Вам правда лучше отдать ее в 2011-2012 гг, а сейчас начать водить ее в музыкалку, например. 30.06.2010 19:50:25, Самамама

к сожалению, от девочки это решение не зависит. Сейчас не могу даже школу выбрать. А идти в ту (неизвестно какая попадется), которая будет доступна на момент 1 сентября этого года, не хочется.
Мне видится, что дочка рассеянна: не запишет домашку, потеряет ключи и телефон, оставит учебники в школе. Несамостоятельна: не погреет обед, не сделает сама уроки... Инфантильна... Мала еще, в общем. Никаких доп занятий не предвидится и не было никогда - работаем с папой девочки как проклятые, помогать некому. Поэтому и часть того, чем обычно руководят бабушки (отвести-забрать, погреть обед, сделать уроки), будет, скорей всего, на самом ребенке. Будем искать школу с продленкой, конечно...
Планируем водить еще год в сад. Хотя и выпускной был в этом году, и группа будет вся на год младше... 30.06.2010 20:23:03, Топочка Веталя

У нас в школе в первом классе занятия до 12.00, а продленка будет до 14.00. Так что не сильная от нее помощь, разве что покормят, но мой товарищ ещё довольно привередливый в еде-может не захотеть то что там дадут. И плюс в том что с соседским в один класс будут ходить и через дорогу переходить не надо, дотопают вместе до дому. Соседка планировала в другую школу, у нас на одинаковом расстоянии их 3, но записала в эту в основном по причине того чтобы вместе ходили.
У подруги сын ноябрьский и огромных размеров,намного крупней сверстников,но при этом какой-то ещё совсем несмышленыш по рассуждениям и темноты боится панически, но у нее ни мужа ни бабушек, один только дедушка инвалид-колясочник с ними живет, который дома то за ребенком присмотрит и еды разогреет, а вот насчет отвести-привести естественно без вариантов, а подруга на заводе работает-через проходную лишний раз не выскочишь. Тоже отдавать будет почти в 8, в основном из-за того что надеется что ребенок будет более самостоятельный. У каждого свои обстоятельства, тут советы давать трудно. 04.07.2010 00:59:07, Лена Таганрог

Да, если Вы работаете полный день и бабушек на подхвате нет - отдать в 7 и 10 правильное решение. У меня старшая пошла в школу в 7 и 4, тоже я работала полный день. Она и с уроками справлялась совершенно без моего участия и обед могла себе погреть и дома одна посидеть, если заболела. Телефон, правда, до 4 класса теряла хронически, а ключи я ей не давала - забирала ее либо с продленки, либо со спортивной секции. Но она и годом раньше не была инфантильной - и обед грела и дома могла целый день одна просидеть и все задания и на секции и на подготовке к школе хорошо запоминала/записывал-а. Главным минусом было то, что в школе ей было ужасно скучно, все учительские педагогические изыскания вызывали у нее стойкое отвращение.
Младший пошел в школу в 6,5 (я работала неполный день) - действительно, и без портфеля может уйти и в школу и из школы и уроки сам не сделает и все тетради в школе забывает через раз, даже если портфель приносит. Но он таким был и в первом и во втором и в третьем классе, да и в четвертом ему без портфеля прийти/уйти было вполне. Главным минусом было то, что он все время играл, на всех уроках. Первые два года он все классные работы кидался дописывать ровно в тот момент, когда я приходила его забирать с продленки, на уроках он никогда ничего не успевал.
В целом в вашей ситуации решение пойти в школу в 7 и 10 кажется мне менее рискованным, чем в 6 и 10. 30.06.2010 23:15:30, Lariska

Проведите тест на психологическую готовность ребенка к школе. По результатам этого теста, уже сможете принять решение, стоит ли отдавать ее в школу или еще годик "посидеть" в садике, а также восполнить пробелы в знаниях ребенка.

Тест готовности ребенка к школе - "Кругозор".

Этот тест помогает узнать, насколько ребенок осведомлен о самом себе, сколько знает о своей семье, об окружающем его мире, а также помогает определить, насколько ребенок способен анализировать и размышлять.

1.Попросите назвать ребенка свои имя, фамилию и отчество.
2Как зовут маму и папу, какая у них фамилия и их отчество.
3.Спросите, кто он, девочка или мальчик, и кем будет, когда станет взрослым, мужчиной или женщиной?
4.Спросите, если ли у него братья или сестры? Есть ли старшие, и есть ли младшие?
5.Поинтересуйтесь, сколько ему лет? И сколько ему исполнится через год?
6.Какое сейчас время суток? (Утро, день, вечер или ночь)
7.Когда он завтракает, обедает и ужинает? Что идет сначала, завтрак или обед?
8.Знает ли в какой стране, и в каком городе он живет? Попросите назвать полный домашний адрес?
9.Спросите, какая профессия у мамы и у папы?
10.Узнайте, любит ли он рисовать? Показывая на карандаш или другой предмет, спросите, какого он цвета то?
11.Поинтересуйтесь, какое время года ему больше нравится, какое сейчас и почему именно оно, а не другое?
12.Спросите, когда можно купаться на море, летом или зимой?
13.Почему зимой реки замерзают, а летом нет?
14.Что делает строитель, врач, почтальон, учитель?
15.Зачем в школе стоят парты, стулья, висит доска и иногда звенит звонок?
16.Хочет ли он стать школьником?
17.Попросите его показать, где правая рука, левый глаз, левая нога, правое ухо, и зачем они нам нужны?
18.Спросите, каких животных он знает?
19.Каких знает птиц?
20.Кто больше, коза или лошадь?
21.Что больше, 7 или 4? Пусть ребенок посчитает от 2 до 7, и обратно от 6 до 1.
22.Спросите, как бы он поступил, если бы нечаянно испортил чужую вещь?

Результаты:

Под номером 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 17 содержатся вопросы, которые помогут вам определить, знания реббенка о своей семье и о себе.

Под номером 6, 7, 10, 11, 12, 14, 18, 19 представлены вопросы, помогающие определить, насколько ребенок осведомлен об окружающей среде.

Вопросы под номером 13, 20, 21, 22 помогают увидеть, насколько ребенок способен анализировать, рассуждать и излагать свою мысль.

Ну, и ответы ребенка на вопросы под номером 15, 16 показывают, понимает ли ребенок, что такое школа и для чего она нужна.

Подсчет результатов:

За каждый правильный ответ ребенок зарабатывает 1 балл, если же ответ правильный, но не полный, тогда 0,5 балла.

Немного по другому оцениваются вопросы под следующими номерами:

Вопрос №5 – ребенок смог ответить, сколько ему будет лет + 1 балл, а если называет полный возраст, считая и месяцы + 3 балла (например, он сказал, что ему семь лет и один месяц, а через год ему будет уже восемь лет и один месяц).
Вопрос №8 – ребенок назвал полный адрес своего места проживания + 3 балла
Вопрос №15 – если он правильно понимает значение школьных предметов и их применение + 1 балл
Вопрос №16 – если ответ положительный + 1 балл
Вопрос №17 – если ответил и показал все правильно + 3 балла
Вопрос №22 – если ребенок дал осмысленный и правильный ответ + 2 балла

От 24 до 29 баллов – это высокий уровень готовности к школе.
От 20 до 23,5 – уровень средней готовности.
От 19,5 и ниже – говорит о низком уровне готовности к школе.

Также, можно провести тест готовности ребенка к школе по методике Керна-Иерасека. В тесте содержится всего лишь три задания, которые ребенку будет интересно выполнять: рисование, переписывание фразы и срисовывание. Все эти задания помогают развивать мелкую моторику (рассчитаны на развитие мелкой моторики), которая в школе очень будет нужна для освоения письма. Также можно определить, насколько ребенок психологически подготовлен к школе.

Как видите, пройдя с ребенком специальные тесты, можно спокойно определить степень его готовности к учебе. Это необходимо и для родителей и для ребенка. Если он не готов к школе, то определив это, вы вовремя оградите его от школьных разочарований, комплексов и психологических травм, а себе сбережете нервы. Счастливый ребенок – это мечта всех любящих и заботливых родителей. А насколько ваш ребенок будет счастлив зависит только от вас!

Когда-то было все просто: на государственном уровне за родителей решили, что начинать обучение детей в школе следует с 7 лет и все, не задумываясь, так и делали. Но современные школьные реформы многое изменили и шестилеток начали сажать за парты. Изменениям уже больше 4 лет, но психологи только сейчас, проанализировав ситуацию, подняли тревогу. Оказалось, что дети в 6 лет тяжело воспринимают обучение и это сказывается на их здоровье. Поэтому рекомендуем воспользоваться тем, что сегодня у родителей есть возможность самостоятельно решать, с какого возраста отправить малыша учиться и не спешить покупать новенький портфель к 1 сентября. Нельзя забывать, что у детей разные, уровни развития, условия воспитания. От успешного и своевременного старта зависит дальнейшая школьная (а может быть и не только школьная) жизнь ребенка. Поэтому важно не прогадать и сделать правильный выбор.

Распространенные ошибки

Многие родители, наблюдая за своими малышами, их интересами и способностями, делают не совсем правильные выводы.

Пример №1. В шесть лет Коля знает уже гораздо больше, чем его ровесники, еще в пять лет он освоил букварь. Книжки он читает и слушает с неподдельным интересом и способен делать логические выводы, удивляющие родителей их несоответствием возрасту. Нарадовавшись на свое чадо, мама и папа решают, что к школьной жизни Коля уже готов, отдают его в первый класс, чтобы он развивался дальше. Но через некоторое время с удивлением замечают, что он теряет интерес к любимым книжкам, плохо спит, сильно устает и отстает от школьной программы. Тот, на кого еще полгода назад нарадоваться не могли, начинает приносить плохие оценки. Так и хочется дать ребенку отдохнуть. Некоторые родители так и делают: забирают детей из школы и возвращают только через год. Необычные будут у ребенка воспоминания – два 1-х сентября, но что поделать, если мама с папой переоценили его возможности.


Пример №2. Маша к 6 годам стала необычайно подвижной и любознательной. Родители решают отправить ее в школу в шесть лет, чтобы там она: а) получила знания, раз ей так интересно (видимо, много вопросов задает Почемучка) и б) научилась дисциплине (родители не смогли сами приструнить своего ребенка, и решили, что это должны и смогут сделать учителя). Но здесь их поджидают проблемы, связанные с расхождением во взглядах с теми же учителями. Сегодня мало кто хочет брать ответственность за ребенка, в результате недовольство учителей растет с каждым днем, для их жалоб уже нет места в дневнике. Их тоже можно понять: Маша не сидит спокойно за партой, выкрикивает с места, делает замечания учителю. При этом она уверена, что знает все лучше других, не хочет (или не умеет?) уступать и это осложняет ее отношения с одноклассниками.

Узнали кого-нибудь? Не стоит пугаться, подобных ситуаций можно избежать. Главное, понять, что не только умение читать и писать определяет готовность к школе. Большую роль играют здесь отношение к новым требованиям и обязанностям, психологическая готовность. Школа должна интересовать ребенка не просто тем, что он сменит привычную обстановку, а тем, что он будет получать интересные новые знания. Обратите внимание на то, какие цели ставит себе ребенок, как старается их достигать, ответственно ли относится к своим обязанностям по дому. Такие черты в характере свидетельствуют о том, что он взрослеет.

Во внимание стоит брать и темперамент ребенка. Если ваш шестилетний малыш эмоционален и подвижен, то ему будет сложно сосредоточиться и быть аккуратным. Трудно придется и медлительным, неуверенным детям. Не нужно спешить отдавать их рано в школу. И помните, что у вас есть целый год для подготовки ребенка к переменам, которые его ждут. Маленькие дети очень быстро растут. В семь лет они уже не такие, какими были в шесть. За этот год происходит огромный скачок в развитии. Но «взросление» должно быть естественным. Чем старше будет становиться ребенок, тем проще для него произойдет переход к школьной жизни.

Подведем итоги

Если подумываете отдавать ребенка в 6 лет в школу, здраво оцените его возможности. Пометьте галочками те пункты, которые соответствуют действительности. Чем больше галочек наберется, тем больше плюсов в пользу того чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет:

  1. Ребенок хорошо читает, быстро и уверенно считает. Если он умеет писать, считайте, что это лишний плюс.
  2. У ребенка хорошее здоровье, то есть он болеет меньше чем 5 раз в год, не страдает хроническими заболеваниями. Лучше подождать год, если у ребенка наблюдаются гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания, отклонения психического развития.
  3. Ребенку комфортно в обществе, он быстро заводит новые знакомства, не теряется в присутствии взрослых, знает о правилах поведения и понимает, почему их нужно соблюдать. Если при этом у ребенка уже есть успешный опыт общения с детьми и воспитателями в детском саду (или любом другом коллективе, в котором было больше 5 человек), это еще один дополнительный плюс.
  4. Ребенок может четко рассказать, что такое школа и для чего она нужна, может назвать фамилии и имена родителей, место их работы, свой домашний адрес.
  5. У ребенка хорошо развита речь, большой запас слов.
  6. Ребенок может читать/считать/писать несколько часов и не уставать. Кроме этого, он эмоционально стабилен (его сложно вывести из равновесия), вполне самостоятелен.

Большое значение имеют и внешние факторы. Хороших учителей немного, к сожалению, но постарайтесь выбрать для шестилетки лучшего. Он должен уметь располагать к себе, в его внешности не должно ничего отталкивать ни вас, ни ребенка. Зачастую небрежное отношение учителей к детям навсегда отбивает у них охоту учиться, мешает органично влиться в коллектив.

Обращайте внимание на время, которое занимает дорога в школу. Если полчаса – это нормально, но если больше, шестилетка может уставать. Это, в свою очередь приведет к тому, что он будет долго приходить в себя на первом уроке, потеряет настрой, весь день будет невнимательным. Даже если вы собираетесь провожать ребенка до школы и забирать его оттуда, он обязательно должен быть знаком с правилами дорожного движения. Форс-мажорные ситуации никто не отменял: могут закончиться раньше уроки, ребенок может обидеться на кого-то и уйти раньше домой и т.д.

Точно сказать, во сколько отдавать ребенка в школу – в 6 или 7 лет, можете только вы, родители. Если сочтете нужным, проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы он помог оценить эмоциональное, психическое состояние ребенка, уровень его развития. Главное помнить, что никакие причины не могут заставить вас отдать ребенка в школу, если он не готов. Ни в коем случае не нужно комплексовать, если ВСЕ подруги и знакомые отдали своих детей в 6, а ваш ребенок «НЕ ГОТОВ». Неизвестно, были ли их дети готовы, со стороны это оценить сложно. Первое, что должно интересовать вас – здоровье ребенка. Конечно, вы это знаете, поэтому не забывайте и не спешите в школу, она все равно никуда не денется.