Ребенок 11 месяцев развитие что должен. Развитие детей в одиннадцать месяцев

Незаметно подходит к завершению первый год жизни вашего малыша. Этот период навсегда останется у вас в памяти. Вам, наверное, не верится, что так быстро пролетело время, и ваш ребенок так изменился. 11 месяцев – это интересный возраст. Организм крохи развивается. Ребенок 11 месяцев самостоятельно все исследует, набивает собственные шишки. В этом возрасте нельзя баловать малыша, так как он уже отлично понимает настроение взрослых, ловко ими манипулирует.

Старайтесь не оставлять малыша на долго одного, он требует постоянного вашего внимания. Не забывайте, что время летит быстро и возможно у вас больше не будет возможности проводить с малышом столько времени, сколько доступно сейчас. Это удивительное время, наполненное активным физическим и умственным ростом, подвигами и открытиями. Уже сейчас вы можете судить о том, какой будет характер у вашего карапуза, на кого из родителей он больше похож. Этот месяц один из самых спокойных периодов за весь первый год. В это время родители могут немного перевести дух и расслабится.

Физическое развитие детей 11 месяцев

Вес ребенка к одиннадцатому месяцу жизни составляет 9,6 – 10,2 кг. Рост: 72 – 75 см.
Не стоит особо переживать, если параметры вашего ребенка немного отличаются от среднестатистических. Существует множество факторов влияющих на отклонение:
- дети, вскормленные грудью, немного отстают в наборе веса;
- малыши, которые много времени проводят на руках родителей, часто набирают вес больше;
- активные дети прибавляют в весе меньше, чем спокойные;
- вес и рост также зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Правила сна:

Как и ранее ребенок спит не менее 10-ти часов в ночью и два раза днем по 1,5 – 2 часа. Продолжительность часов бодрствования по-прежнему зависит от того, сколько спит ребенок 11 месяцев. Ранее вы могли придерживаться скользящего графика сна, сейчас же лучше соблюдать режим, это будет хорошим началом для . Если ребенок проснулся среди ночи, успокойте его, дайте попить и уложите на кровать. Не нужно излишне укачивать малыша, он легко заснет самостоятельно. Не стоит приучать малыша спать вместе с вами в одной кровати. В это время он легко привыкает к этому, а отучить его после будет довольно сложно. Режим дня ребенка 11 месяцев будет зависеть от количества его кормлений и конечно от биоритмов малыша и очень часто отличается у всех детей одного возраста. Поэтому постарайтесь кормить и укладывать спать свою кроху в одно время, так у него и не возникнет проблем со сном и пищеварением.

Прием пищи:

В этом возрасте у большинства детей уже имеется около 8 зубов. Потому уже их рацион нужно приближать к взрослому. Это вовсе не означает, что нужно малыша кормить колбасой или шоколадом. Все продукты должны быть сбалансированы и максимально полезны. Можно добавить в рацион питания ребенка 11 месяцев салат из свежих овощей. Прикорм ребенка 11 месяцев уже позволяет заменить мясное пюре, например, на изделия из фарша. Пусть это будут котлетки, тефтельки из курицы, кролика, говядины, тушенные или приготовленные на пару. К тому же мама уже может приготовить и для маленького «гурмана» и простой и вкусный подлив. Кашу тоже можно разнообразить фаршем или фруктами.
При последнем кормлении добавляйте кефир.

Ребенок 11 месяцев уже хорошо сидит на своем детском стульчике за общим столом. Сидеть вместе с родителями за общим столом – достаточно важно для полноценного развития ребенка. Старайтесь красиво сервировать стол во время трапезы. Важно научить ребенка есть активно, не увлекайтесь простым вкладыванием пищи в рот крохе. Необходимо чтобы он сам снимал ее с ложечки губами, откусывал и жевал более твердую еду. Внимательно следите, чтобы ваш ребенок хорошо пережевывал ее. Учится откусывать лучше всего на яблоке. Для этого подойдет небольшое яблоко. Его необходимо почистить и вложить крохе в ручку. Он самостоятельно будет пытаться его скоблить. Всегда приятно, когда у ребенка хороший аппетит. А вот в случае, когда малыш начинает капризничать и не ест, родители волнуются. Почему он себя так ведет? От чего же зависит аппетит у ребенка? Постарайтесь исключить различные «перекусы» между кормлением. Не нужно увлекаться разными печеньями и другими «сладостями». Естественно «перекусив» немного кроха не так охотно будет кушать, так как попросту его не одолевает чувство голода, ведь у ребенка в желудке все еще переваривается то, что он съел совсем недавно. Иногда малыш отказывается, есть какой-то определенный вид пищи, а с охотой ест другую еду и категорически и с капризами отказывается от «нелюбимой». В таком поведении вашего чада большой проблемы нет. Подберите меню ребенка в 11 месяцев из любимых блюд с аналогичным набором витаминов и полезных веществ. Бывает и другая причина, по которой у малыша плохой аппетит. Обычно родители, желая крохе добра, кладут ему большие порции еды. Все съесть естественно ребенок в силу многих причин не может. Папа и мама начинают любыми уговорами побуждать малыша доесть всю порцию. В результате получают обратную реакцию, ребенок отказывается проглотить даже ложечку. Подобную проблему легко решить, если кормить своего ребенка уже заранее расфасованными продуктами. Никогда не кормите малыша в спешке. В случае если его подгонять, он нервничает и ест значительно хуже. Все эмоции, в независимости отрицательные или положительные они влияют на аппетит малыша. Если близится время к приему пищи, а ваш ребенок разыгрался и ведет себя очень активно, например, смеется, ему нужно время чтобы успокоиться. Не стоит удивляться, если в таком возбужденном состоянии у малыша будет плохой аппетит. Также на аппетит влияет и погода. Если на улице жарко - кушать обычно хочется меньше, это относится и к взрослым. Следите за тем, чтобы летом ребенок не перегревался. Полезно перед едой малыша обливать умеренно прохладной водой или протирать влажным полотенцем. Естественно если ребенок плохо себя чувствует или заболел, у него также будет плохой аппетит. В подобной ситуации лучше будет проконсультироваться с врачом по поводу лечения и кормления. Не забывайте, что питание ребенка в 11 месяцев должно быть не только вкусным и разнообразным, но и должно приносить малышу пользу и радость.

Что ребенок 11 месяцев умеет

Несмотря на то, что каждый ребенок 11 месяцев – это индивидуальность и развивается по-разному, у детей одного возраста есть общий набор определенных умений и навыков. Так, к примеру, большинство детей в возрасте 11месяцев уже пытаются самостоятельно ходить и машут взрослым во время прощания. В этом возрасте необходимо научить своего малыша подниматься и спускаться с кровати. Обязательно поддерживайте его, чтобы он не упал. Психологами давно доказано, что именно в этом возрасте зарождается боязнь высоты. Научившись залазить и спрыгивать с кровати или дивана, малыш будет по несколько раз проделывать данные действия. Это ему очень понравится. В этом возрасте ребенок уже понимает просьбы «положи», «принеси», «дай» и т.д. Он должен четко понимать что значит «нет», «нельзя», «хватит». Не нужно ждать, что малыш будет развиваться одновременно во всех направлениях. Если малыш физически более активный, то он обычно начинает разговаривать позже, чем любитель посидеть и поиграть с игрушками на месте. Заниматься гимнастическими упражнениями лучше во второй период бодрствования малыша, приблизительно через один час после приема пищи. Гимнастические упражнения необходимо делать с использованием мячика, кольца и палочек.

Эмоциональное развитие ребенка 11 месяцев

Умственное развитие ребенка 11 месяцев

Ребенок 11 месяцев уже знает значение таких слов как «нельзя», «горячо», «нет», «да». А следует заметить, что при правильной организации его жизненного пространства, необходимость в запретах может и вовсе отпасть. Малыш уже хорошо сопоставляет называемые предметы с пространством, в котором они и существуют: самолет - в небе, уточка - в воде. А также разговаривает и при этом пытается сложить в цепочку простые слова. Ребенок 11 месяцев прекрасно имитирует интонацию разговоров взрослых. Кроха уже не по-детски ориентируется в возможностях левой и правой части тела и делает различные движения. Самостоятельно открывает и закрывает коробочки, а также и кладет в них и достает определенные предметы, строит башенки из кубиков, нанизывает колечки на пирамидку, понимает смысл игры в прятки и с удовольствием в нее играет.

детей этого возраста выражается в том, что они уже умеют сидеть на корточках и делать даже наклоны. Малыши достают с обуви шнурки и снимают с радостью свои носочки, а стоя на ножках, могут и потянуться на носочках. Очень любят «читать» книжки, т.е. листать странички, особенно своей любимой книжки и на определенной странице с иллюстрацией останавливаться.

Только атмосфера любви, одобрения делает малыша счастливым. Знайте, что любые потрясения глубоко ранят детскую психику. Ни в коем случае не ставьте ребенка этого возраста в угол, не шлепайте по попке, а тем более не делайте угрожающие жесты.

В этой статье:

Развитие ребенка в 11 месяцев идет очень быстро. Обычно к исходу первого года он уже радует родителей первыми словами и шагами.

Все мамы и папы хотят, чтобы их малыш рос здоровым, вовремя приобретал новые навыки. Попробуем разобраться, что должен уметь ребенок в 11 месяцев и как можно помочь ему быстрее научиться новому.

Особенности развития малыша в 11 месяцев

В этом возрасте дети активно познают мир. Они становятся более подвижными и самостоятельными, активно ползают, встают на ножки. Развиваются речевые навыки, ребенок начинает повторять за взрослыми слоги и слова.

Предметы вокруг вызывают у малышей огромный интерес. Поэтому они стремятся проверить ящики в шкафах, осмотреть и потрогать бытовую технику, попробовать на зуб все, до чего могут дотянуться.

В это время родителям важно не препятствовать познавательной активности малыша. Запрещать нужно только действительно опасные занятия, стараясь переключить интерес ребенка на разрешенные игрушки.

Физическое развитие

В 11 месяцев мышцы малыша уже достаточно окрепли для перемещения в вертикальном положении. Он учится вставать сам и ходить без поддержки.

В большинстве случаев, у детей к этому возрасту уже есть 4 зуба, но этот параметр физического развития очень индивидуален. У одних малышей может появиться 6 или даже 8 зубок, а у других – только 2-4. Скорость их роста зависит от генетической предрасположенности, качества питания, перенесенных болезней.

Нормальный вес ребенка в 11 месяцев для мальчиков составляет – 7,6-11,7 кг, для девочек – 6,9-11,2 кг. Окружность головы малыша в среднем равна 44,6-45,8 см, а грудной клетки – 47,8-48,4 см. Пропорциональное увеличение этих показателей – важный параметр здоровья. Ближе к году, при нормальном развитии, окружность грудной клетки должна быть примерно на 2 см больше, чем головы.

Усреднено, рост ребенка в 11 месяцев должен находиться в пределах 72,8-74,5 см. Для мальчиков нормальным считается диапазон от 69,9 до 79,2 см, а для девочек – от 67,7 до 77,8 см.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

Умения 11-месячного ребенка пополняются новыми навыками. Малыши учатся стоять без помощи взрослого, ходить, держась за одну руку, некоторые уже делают самостоятельные шаги.

Активно развивается мелкая моторика. Дети умело манипулируют предметами, пытаются делать первые постройки из кубиков, собирать пирамидку, открывать и закрывать коробочки. Многие малыши в этом возрасте проявляют интерес к музыке и пританцовывают, услышав любимые мелодии.

Появляется понимание речи – ребенок реагирует на строгий тон и радуется ласковому обращению. Малыш произносит простые слова из 1-2 слогов, умеет выразить свои желания, показывая на предметы или еду, которые он хочет.

Психическое развитие

Одиннадцатый месяц жизни приносит много изменений в психическом развитии ребенка. Это отражается на его взаимодействии с окружающими. Во-первых, речь малыша, хотя и состоит из простейших слов, становится осмысленней. Говоря, к примеру, «ам-ам», он выражает конкретное желание.

Во-вторых, приходит понимание простейших просьб, таких как «дай», «возьми», «кушай» и т. д. На вопросы взрослых ребенок может ответить «да» или «нет», кивая или качая головой.

Малыш понимает, как добиться внимания. Заметив, что родители быстрее подходят на плач, он может начать хныкать специально, оставаясь при этом в хорошем настроении.

Ребенок осваивает сюжетные игры – кормит мишку, укладывает спать куклу. Увидев животных, он ассоциирует их со звуками, которые они издают «ав-ав» – собака, «мя-аа» – кошка, если ранее вы учили с ним это.

Режим сна и бодрствования

Сон ребенка в 11 месяцев должен быть достаточно продолжительным – около 14 часов в сутки. Из них 10 часов малыш спит ночью и укладывается отдыхать 2 раза по 1-2 часа в дневное время.

По режиму ребенку в 11 месяцев необходимы прогулки дважды в день. Желательно, чтобы часть времени он мог поспать на свежем воздухе. Лучшее время для прогулок – утро (около 10-11 часов) и вторая половина дня (в 16-17 часов).

Чтобы малыш легче укладывался на ночной сон, вечером нужно исключить активные игры и гимнастику. Рекомендуется завести вечерний ритуал, который помогает ребенку настроиться на отдых – купание, чтение книг, легкий успокаивающий массаж и другое.

Занятия с малышом для развития

Игры с ребенком в 11 месяцев нужны не только для его развлечения. Они помогают малышу познавать мир, приобретать новые навыки. Полезны будут следующие занятия:

  1. Разложите на полу ленту или какую-нибудь хорошо заметную веревочку. Предложите малышу перешагивать через нее, держа его за руку. Это поможет стимулировать ходьбу. Такой же эффект даст хождение ребенка за коляской или игрушкой-каталкой, подъем по ступенькам с помощью взрослого.
  2. Игры с крупой. Возьмите два миски, в первую насыпьте крупу, а вторую – оставьте пустой. Дайте ребенку ложку и покажите, как можно ею пересыпать продукт из одной емкости в другую. Разрешите ему попробовать самому под вашим контролем. Такое занятие развивает мелкую моторику.
  3. Рисуйте и лепите с крохой. Для этого подойдет соленое тесто, безопасный мягкий пластилин. Если он не понимает, что нужно делать, вложите материал для лепки в ручки ребенку, делая движения его ладошками и пальчиками. Рисовать можно на бумаге специальными мелками и фломастерами либо пальцами на муке, высыпанной тонким слоем на поднос.
  4. Давайте ребенку играть с коробочками и банками, которые можно закрывать и открывать. Предложите положить туда игрушки, а затем достать их.
  5. Используете время, когда малыш купается, с пользой. В это время он может играть с резиновыми уточками и корабликами, ловя их небольшим ковшиком или ситом.
  6. Развивайте речь, беседуя с ребенком. Называйте ему окружающие предметы и игрушки. Читайте малышу детские стихи или короткие рассказы, давая рассмотреть картинки в книге.
  7. Поиграйте с ребенком в сюжетные игры – вместе покормите и уложите спать мишку, оденьте куклу.

Помимо игр и занятий с родителями, малышу нужно общение со сверстниками. Поэтому стоит чаще бывать на детских площадках, ходить в гости к семьям с маленькими детьми.

Уход

Утро малыша в 11 месяцев должно начинаться с умывания и чистки зубов детской щеткой (с помощью родителей). Хотя ребенок еще мал, для профилактики раннего кариеса такая гигиена рта необходима с момента появления первого зубика.

Малыша уже можно начинать высаживать на горшок после сна. Конечно, не стоит сильно рассчитывать на то, что он сразу научится пользоваться им. Если вы видите, что кроха боится горшка и не хочет на нем сидеть, лучше пока отложить освоение этого навыка.

Купать малыша к 11 месяцам достаточно 1 раз в два дня. Но если он любит купаться, и это часть ритуала перед сном, не стоит отказываться от ежедневной ванны. После туалета, особенно если ребенок сходил «по-большому», его нужно обязательно подмыть.

Ногти и волосы подстригают по необходимости, чтобы они не мешали ребенку. Чистить ушки достаточно дважды в неделю. Для этого подходят только специальные ватные палочки с ограничителем.

Чтобы ребенок рос здоровым, нужно с самого раннего возраста уделять время закаливанию. В 11 месяцев вы можете обтирать кроху прохладной водой (35° С), устраивать ему воздушные ванны (около 10 минут). Также очень полезен сон на свежем воздухе во время прогулки, массаж и детская гимнастика.

Режим питания

Согласно режиму ребенка в 11 месяцев, его питание должно быть пятиразовым. Оптимальный перерыв между приемами пищи – 3-4 часа. Лучше если малыш будет кушать всегда примерно в одно и то же время.

Ребенок должен наедаться, но не стоит его перекармливать. Для 11-месячного малыша нормальный объем пищи, съедаемой за один прием – 200-240 мл. Важно не только количество, но и качество продуктов. Питание должно быть полноценным и состоять из каш (молочных или на воде), овощей, мяса (индюшатина, телятина, курятина), сезонных фруктов и ягод в виде пюре.

Очень важно, чтобы ребенку хватало молочных продуктов, служащих источником кальция для растущего организма. Это могут быть детские творожки и йогурты (лучше домашнего приготовления) или молоко. Составляя меню на неделю, убедитесь, что хотя бы один прием пищи в день включает молочные продукты.

Конечно, такой рацион подходит только для детей, у которых нет пищевой аллергии и непереносимости ряда продуктов. Если у ребенка специальная диета, прежде чем разнообразить ее, стоит посоветоваться с педиатром.

Питание детей, находящихся на грудном вскармливании, практически не отличается от того, которое получают малыши, кушающие смесь. Кормление грудью или из бутылочки к 11 месяцам отходит на второй план и служит дополнением к основному меню. Обычно малыш получает смесь или молоко перед сном, а иногда и среди ночи.

Нужна ли дисциплина?

Многих мам интересует, нужно ли начинать воспитывать ребенка в таком возрасте или пока ему можно позволять все. На этот счет существуют различные мнения, например, японская система воспитания предполагает вседозволенность для малышей, младше 5 лет.

В России эта методика не очень популярна, но тем не менее распространено мнение, что ребенок еще ничего не понимает и воспитывать его бесполезно. Это не совсем так.

Малыш уже вполне может осознать запреты и родители должны доносить до него нежелательность некоторых действий: в первую очередь это относится к опасным для жизни и здоровья занятиям.

Годовалые дети часто проявляют интерес к электроприборам. Задача родителей выразить запрет спокойно, но твердо: «нет!», «нельзя!». Но важно, чтобы эти слова ребенок не слышал слишком часто, повторить 2-3 раза вполне достаточно. Если малыш все равно не слушается, нужно отвлечь его или убрать интересующий опасный предмет.

Ругать ребенка, шлепать и кричать на него нельзя. Личный пример многое значит в воспитании и, если родители привыкли добиваться своего агрессией, велика вероятность, что этот сценарий в будущем воплотит и малыш.

Занятия с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены как на физическое, так и на умственное и эмоциональное развитие. Воспитывать детей не бывает рано, но делать это нужно, учитывая их возможности и не ожидая мгновенных результатов.

Полезное видео: развитие малыша в 10-11 месяцев

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

В тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия. есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

  • «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия ;
  • повышенная капризность;
  • противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.