Комплиментарные цвета дают разнообразные оттенки. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Как часто, заглядывая в шкаф, вы отмечаете про себя, что он забит до отказа, а надеть решительно нечего? Уверены, почти каждый день. Подобная ситуация возникает потому, что те вещи, которые приобретаются благодаря «любви с первого взгляда», не всегда вписываются в остальной гардероб.

Однако, стоит узнать немного о сочетании цветов в одежде, как вещи, которым вы не могли ранее найти достойное применение, зазвучат по-новому, заиграют иными красками и не исключено, станут частью отличного outfit-а.

На практике довольно часто мы понимаем, что сочетание одежды – это не только подобрать к «верху» правильный «низ». Скажем иначе: загвоздка не в том, чтобы подобрать к повседневным джинсам нужную кофточку. Если перед вами стоит задача выглядеть не просто уместной, но также стильной и оригинальной, не забывайте о том, что в вопросах стиля побеждают экспериментаторы!

Ранее мы уже рассказывали о том, как легко скомпоновать из 10 вещей .

Про классические сочетания цветов в одежде, такие как черно-белая гамма, сегодня мы говорить также не станем. Лучше мы попробуем разобраться, с чем можно надеть одежду сложного или необычного цвета. С какими яркими, контрастными, а может, и неожиданными вещами ее следует носить.

Чтобы ваши модные эксперименты удались, в данной статье мы рассмотрим, как смело сочетать даже самые необычные цвета и фактуры в одежде.

Однако перед тем, как приступить к практике, немного несложной теории. Для того чтобы все термины, обозначающие различные типы цветов, были вам понятны, рассмотрим цветовой круг.

На внешнем цветовом кольце расположены насыщенные яркие (Bright Colors) и чистые цвета (Pure colors). Иначе говоря, это цвет в чистом виде, каким он представлен в радуге, без добавления белого или серого.

При смешивании насыщенных или чистых цветов с серым получаются новые цвета с меньшей насыщенностью или toned colors . Если к насыщенному цвету примешать белый, то получится разбеленный оттенок или tint .

Комплиментарные цвета — это те, которые располагаются на противоположных краях цветового круга, например, синий и красный, фиолетовый и желтый. Их также называют друг для друга добавочными или контрастными. Именно они образовывают гармоничное сочетание. Помимо этого, контрастными цветами называют те, которые резко отличаются друг от друга по светлоте или насыщенности. Ярким примером сочетания контрастных цветов в одежде служит .

В противоположность контрастной цветовой гамме выделяют нюансные цвета . Так, кобальтовый, ультрамариновый, индиго являются друг для друга нюансными и составляют в одежде нюансное сочетание оттенков одного цвета. На цветовом круге такие цвета стоят рядом, уходя либо к центру, либо дальше по окружности.

Нейтральные (ахроматические, базовые) цвета — это оттенки, расположенные между белым и черным, между белым и коричневым. Также к ним относят темно-синий. Именно они наилучшим образом сочетаются со всеми остальными цветами в одежде и служат основой для создания базового гардероба.

Пастельные цвета в цветовом круге наиболее приближены к центру. Это те цвета, в которые добавлено много белого, например, бледно-розовый, бледно-голубой.

Монохромная гамма — это доминирование одного цвета или нескольких его оттенков (темных и светлых).

А теперь, вооружившись набором необходимых терминов, приглашаем вас прогуляться по lookbook или подборке «шпаргалок», которые наглядно продемонстрируют все вышеописанные сочетания цветов в одежде.

Приглядитесь к ним повнимательнее, так как осень — та самая пора, когда хочется компенсировать мрачную погоду яркими красками!

1. Outfit в холодной нюансной гамме

Выбрав в качестве основного цвета для необычного осеннего образа яркий синий, выдержите его в нюансной гамме. Дополните кобальтовый цвет морской волной, королевским голубым, сиреневым и васильковым. Подобное многоуровневое представление синего в образе не останется незамеченным на городских улицах и обязательно привлечет внимание.

Чтобы сочетание цветов было наиболее гармоничным, возьмите оттенки, близкие к чистым. В данном случае не перегрузить образ лишними оттенками помогут «нейтральные пятна» — элементы белого цвета. Ими может стать обувь, шарф, сумка или головной убор. Основной акцент стоит сделать на верхней одежде — эффектно будет смотреться пальто или тренч, выполненные в цвете ультрамарин.

Подобный комплект, составленный в холодной монохромной гамме, неминуемо поднимет настроение осенним днем и станет интересным экспериментом на пути к созданию сложных образов!

2. Смешение насыщенных и нейтральных цветов

Подобный подход к созданию многоцветных осенних образов является наиболее подходящим для новичков. Нетрудно остановить свой выбор на одном насыщенном ярком цвете (в нашем случае мы остановились на оттенке марсала), дополнить его парой нейтральных темных и парой нейтральных светлых цветов.

Здесь, однако, стоит придерживаться одного несложного правила: если вы решили, что одежда будет выполнена в темных или ярких тонах, то все остальное: обувь, головной убор и сумку следует выбирать нейтрального цвета, и наоборот.

Подобный образ обречен быть стильным! К тому же он как нельзя лучше подходит для стиля CASUAL.

3. Теплая цветовая растяжка

Очень элегантно, стильно и утонченно всегда смотрятся сложные цветовые растяжки в одежде, созданные несколькими оттенками одного цвета. Если их больше трех — то вы можете считать себя гуру в сочетании цветов.

С одной стороны — не так уж сложно взять один цвет, несколько его оттенков и применить их при создании образа. С другой — непросто выбрать фактуры тканей, которые бы не подчеркнули это многообразие. Поэтому на первых порах рекомендуем вам при создании outfit-а в цветовой растяжке теплого цвета не экспериментировать с фактурами и принтами. Лучше, если это будут однородные ткани без узоров и сложного рельефа.

А пока полюбуйтесь вместе с нами примером подобного образа, выполненного с использованием нескольких оттенков коричневого.

4. Колор-блокинг (колор-блок)

Колор-блокинг, без сомнения, является самым смелым стилем в одежде. Он подразумевает под собой сочетание чистых оттенков (Pure Colors) с целью их эффектного контрастирования.

Так, например, смешение фиолетового, марсала, лилового и электрика может стать невероятно смелым и в то же время стильным сочетанием цветов в одежде.

Обратите также внимание на то, что в рассматриваемом нами примере все цвета одежды идут подряд, друг за другом, в цветовом круге. Если вам захочется «перепрыгнуть» отдельные секторы и выбрать чистые цвета разрозненно, то вам придется с еще большей тщательностью подбирать правильные фактуры тканей.

При колор-блокинге следует не забывать о золотом правиле — не больше четырех чистых цветов в одном look-е. Иначе образ рискует стать попугайским и перестанет быть стильным.

5. Акцент с помощью комплиментарного цвета

Составляя комплект одежды для осенних холодов в одной цветовой гамме, монохромной, не забудьте про акцент. Пусть им послужит яркий штрих комплиментарного цвета. Он поможет идеально подчеркнуть основной цвет и не даст слиться всему образу в цельное пятно. Таким акцентом может послужить головной убор или наброшенная на плечи пашмина, сумка или обувь.

Так, например, look, выдержанный всецело в сине-фиолетовой нюансной гамме, будет наиболее выигрышно смотреться с ярким акцентом красного или желтого цвета.

6. Сочетание холодных и теплых оттенков одного цвета

Очень женственно и по-осеннему уютно смотрятся комплекты, сочетающие в себе холодные и теплые оттенки одного цвета. Однако пусть вас не вводит в заблуждение эта непринужденная легкость, на самом деле составление подобного outfit-а — задача очень тонкая и подвластная не каждому новичку.

Сложное сочетание яркого и глубокого кораллового, оранжевого и холодного розового в одном наряде — это лишь частный пример продуманного и выверенного выбора оттенков. Здесь играет роль уже не только цвет, но и фактура тканей. Нюансные оттенки должны поддерживаться такими же нюансно отличающимися тканями.

И если вы пока не уверены в собственных силах, лучше оставьте этот вариант сочетания цветов в одежде на будущее — когда вы будете чувствовать, что готовы пойти на подобного рода эксперименты.

7. Сочетание комплиментарных цветов с нейтральными

Одним из самых интересных и сложных в исполнении является образ, составленный из одежды комплиментарных между собой цветов, дополненных правильными нейтральными оттенками.

Так, в выборе последних лучше всего ориентироваться по цветовому кругу. Если вы остановились на холодной цветовой гамме, то и нейтральный оттенок должен быть ближе к серому. В случае, если весь outfit был построен в теплой палитре, добавочным цветом должен быть персиковый, экрю, молочный, бежевый.

В данном случае основным цветом для создания образа был выбран марсала — самый модный цвет уходящего 2015 года. Дополненный светло-сиреневым, капучино и темным шоколадом, он непременно нуждался в правильном контрастировании с комплиментарным цветом. Для этой цели идеально был выбран травянистый зеленый, который эффектно оттенил марсалу.

8. Tints&Tones

Разбеленные, а также сложные оттенки, близкие в цветовом круге, традиционно составляют с белым цветом идеальные комплекты для утонченного или делового стиля. Сочетание одежды охристых, бежевых оттенков с хаки — классика, в которую нельзя не влюбиться. Однако подобная цветовая гамма также нуждается в правильном подчеркивании: небольшие акценты комплиментарного цвета придадут образу еще большую элегантность.

Если остановиться на гладких фактурах и лаконичном крое, можно позволить себе броские аксессуары и сложную фурнитуру, которые совершенно не утяжелят образ.

9. Идеальное трио: сочетание двух базовых цветов с серым

Пожалуй, самым простым для начинающих экспертов в сочетании различных цветов в одежде является составление образа по описанной схеме. Для этого необходимо взять два эффектных базовых комплиментарных цвета. В нашем случае это глубокий синий и насыщенный коралловый. А потом дополнить их еще одним правильным нейтральным базовым оттенком, например, серым.

Что подразумевается в данном случае под словом «правильный»? Необходимо уловить ту степень насыщенности и разбеленности оттенка, которая позволит стать ему фоновым для двух остальных, а не одним из трех основных цветов в одежде.

Рассмотрим другой пример: если вы остановились на двух базовых цветах — ярком зеленом и желтом, то для них идеальным нейтральным оттенком станет бледно-сиреневый или лавандовый.

10. Яркие контрасты

Вопреки бытующему мнению, было доказано, что самым контрастным сочетанием цветов является не черный-белый, а желтый-черный. Поэтому если перед вами стоит задача составить простой, но запоминающийся комплект, обратитесь к этому утверждению.

А когда вы устанете от черного, его можно несколько отодвинуть на второй план, отдав ему роль небольшого контрастного элемента. Теперь мы вновь возвращаемся к цветовому кругу за решением задачи поиска эффектных комплиментарных цветов. И для канареечно-желтого такой цвет, несомненно, синий — темный, глубокий, в противовес яркости и насыщенности желтого.

Это лишь частный пример, однако данная схема полностью справедлива для любого яркого насыщенного цвета. Лучшего контраста с ним не найти, чем глубокий, темный, менее насыщенный цвет с противоположной части цветового спектра.

Надеемся, в данной статье мы помогли вам разобраться, как сочетать цвета в одежде, как с помощью несложной теории и навыков создавать по-настоящему стильные и запоминающиеся образы. И теперь, заглядывая в шкаф, вы уже не потянетесь за привычными джинсами и черной водолазкой, а позволите себе немного побезумствовать, открывшись навстречу модным экспериментам.

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов - явно различные тона.

Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей - серый = ахроматичный.

Контраст яркостей - полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного - уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» - «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» - «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» - «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Для начала - организационное объявление - напоминаю, что у нас есть платный разбор цветотипа . С лета планирую добавить некоторые пункты к разбору, вторым блоком (принты, украшения, ткани итд). Немного изменятся и цены.

А теперь - самое главное - сегодня хочу рассказать о теории цвета. Сегодня я расскажу вам страшную тайну. Есть одна уловка с комплиментарными цветами , которую знают далеко не все. Подавляющая часть имидж-консультантов о ней и вообще не слышали, поскольку изучению цвета отводят слишком мало времени. А то, о чем сегодня пойдет речь, будет сильным углублением в теорию цвета.
Вроде бы общеизвестно, что комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга.
Комплиментарные цвета усиливают друг друга и при смешивании дают нейтральный серый цвет без оттенков.
Если пользоваться обычным 12 частным кругом Иттена, то, например, усилителем желтого будет фиолетовый

А теперь, давайте посмотрим, что больше усиливает яркость желтого? Фиолетовый или, может быть, сине-фиолетовый? Какая фотография кажется более устойчивой в цветовом плане? Где желтый смотрится выигрышнее?


Как Вы видите, оба сочетания могут быть в природе, а значит гармоничны. Но если говорить о цвете, который подчеркнет желтый, т.е, о том, который комплиментарен - то это сине-сиреневый.
Посмотрите еще раз

На самом деле, если смешать сиреневый и желтый, серого цвета не получится . И если смешать красный с зеленым - тоже не получится. А вот если смешать сине-сиреневый с желтым - то получится.
Почему так происходит?
Дело в том, что круг Иттена из 12 частей, который удобен для составления сочетаний нескольких цветов с помощью геометрических схем не работает для комплиментарных цветов. поскольку он... примерен, а не точен. Цветовой спектр непрерывен, его можно делить на много частей, но давайте посмотрим, какой цвет напротив желтого в непрерывном цветовом круге?
На рисунке выделен рыжий, но и желтый можно проследить - напротив него - сине-сиреневый. а напротив сиреневого уже - желто-зеленый.

Дело в том, что цветовое пространство от красного до желтого меньше, чем от зеленого до сиреневого -поскольку оранжевый цвет в плане пигментов и в плане излучения - это не самостоятельный цвет, а скорее просто смесь красного и желтого.
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла . Посмотрите, в нем нет оранжевого, а цветов всего 10.

Манселл считал, что существует 5 основных цветов и 5 дополнительных, а точный цветовой круг должен выглядеть вот так.

И с точки зрения науки Манселл прав.
Пары комплиментарных цветов по Манселлу выглядят так:
красный - бирюзовый("сине-зеленый"), красно-фиолетовый - зеленый, фиолетовый - желто-зеленый, сине-фиолетовый - желтый, синий - оранжевый ("желто-красный").

Пара синий - оранжевый совпадает у Манселла и у Иттена

Так выглядят комплиментарные по Манселлу цвета красный и бирюза -



А вот зеленый и красно-фиолетовый

фиолетовый и желто-зеленый

И, наконец, сине-фиолетовый с желтым


Получаются более устойчивые и интересные сочетания, не так ли?

Ну и остается вопрос, почему же до сих пор основной круг для работы с цветом - круг Иттена, а не более точный круг Манселла.
Делто в том, что еще у самого Манселла был спор с одним исследователем цвета, преподавателем по имени Генри Байли (Henry Bailey). Генри согласился, что теоретически круг Манселла верен. Но посчитал, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей. тем более, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный. Вероятно, исходя из похожих соображений (хотя утверждать не могу) в основном везде используется круг Иттена из 12 частей. Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны . единственное, с чем круг Иттена не может справиться - комплименты - искажение несколько заметно. Тут-то нам и понадобится круг Манселла. В остальных случаях я по устоявшейся традиции буду ссылаться на обычный 12 частный круг Иттена. Тем более, что основная терминология построена именно на 12 частном круге.

Три основных цвета - красный, синий и жёлтый - являются составляющей цветовой палитры. Противоположные, или комплиментарные цвета дают разнообразные оттенки от своих производных путём смешивания и колорирования. Порой сложно подобрать понравившийся наряд к внешнему виду. Учитывая возрастные категории, тип лица, а также структуру фигуры, можно экспериментировать с цветовой гаммой и подобрать нужный тон одежды. Каждый цветотип имеет свою палитру, который сможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Для этого достаточно знать азы правильного сочетания.

По кругу Иттена

Теория «цветового круга» даёт возможность представить палитру красок, видимую нашему глазу. Круг Иттена имеет исчерпывающую палитру. Но стоит его сузить до 10 оттенков и разделить их радиусами, наглядно будут просматриваться комплиментарные цвета. Эта теория является хорошим подспорьем для творческих людей. Оформление дизайна одежды, интерьера происходит благодаря целой системе цветового круга.

Основные комбинации

Существует множество способов сочетания цветов. Приоритетными считаются следующие:

  • Монохроматическое. Это игра с одним тоном и его оттенками. Комбинируя свой стиль, акцент делается на тёмном и насыщенном предмете, к нему уже подбираются дополнительные вещи, более приглушенных расцветок. Нейтральный тон поможет разбавить такой образ, а пастельные придадут лёгкость и женственность.
  • Триадическое - это контраст на трёх основных цветах. Такая композиция создаёт яркий и динамичный союз. В 70-х годах акцент модной тенденции основывался именно на главной палитре. Они были составляющей в выборе стиля. Такой характерный микс позволял быть модным и не в то же время оставаться собой.
  • Ахроматическая комбинация. Игра чёрного, белого и серого цветов. Это классика. Такая гамма подходит женщинам любого возраста и с любой фигурой. Чёрный костюм с белой рубашкой - это всегда актуально. Такой комплект весьма прогрессивно смотрится. Серый долгое время не воспринимался и считался скучным. Но в контексте, с правильно подобранными тонами, выглядит иначе. Последние модные тенденции приветствуют этот цвет и его оттенки.
  • И замыкает список комплиментарное сочетание цветов. Оно основывается на полном контрасте.

Роль цвета в одежде

Комплиментарные цвета - самые сложные при выборе одежды, и в то же время самые эффектные. Каждая женщина по-своему воспринимает и реагирует на цвет. Нет определенного тона, который нравится всем без исключения. Одни любят насыщенные, другим нравятся более спокойные.

Красный - это самый яркий и вызывающий, способный вселить уверенность и взбудоражить воображение. Надев красное платье и дополнив его босоножкам зелёного цвета, вы будете на высоте. В таком наряде женщина понравится себе, а значит, получит и одобрение окружающих.

Игра на контрасте

Не стоит пугаться контрастов. Комплиментарное сочетание цветов в одежде - это всегда беспроигрышный вариант. Новые стилистические образы позволяют подбирать комплект, акцентируя его на вариации оттенков. Комплиментарные оппонентные цвета зелёного и красного, жёлтого и синего привлекут внимание окружающих. Разноцветные ткани создадут немного дерзкий и смелый лук. Главное - не переборщить. Оттенки ткани должны быть чётко сбалансированы, а фактура предметов практически идентична. Разнохарактерная структура ткани также приветствуется в современной моде, важно знать ее точное применение в том или ином комплекте.

Женщины, которые предпочитают в своём гардеробе пастельные и могут сделать контраст на одной вещи. Либо выбрать родственно-комплиментарные цвета.Это более приглушённые тона, расположенные рядом с основными. в комплекте с главным отлично гармонируют. Если покажется, что образ простоват, его можно освежить остро-модным ярким платком или другим аксессуаром, которые всегда притягивают взгляд. Свои модные ориентиры стилисты основывают на многих факторах. Для полного сочетания недостаточно выбрать один главный элемент одежды. Нельзя забывать и о мелких деталях, выборе обуви. Соответствие и целостность должны быть во всём.

Гармония цветов

Выбор того или иного цвета обязан быть гармоничным. Осмотревшись вокруг, вы поймёте, что сама природа подсказывает и направляет к верному решению. Например, наблюдая за цветами, можно увидеть полную гармонию природы. Это послужит источником вдохновения, а комплиментарные цвета в одежде позволят создать незабываемый комплект.

Черное и белое

Отдельные цвета могут гармонировать практически со всей цветовой палитрой. Такие как белый и чёрный. Они играют важную роль для современной модницы. Это главные составляющие её гардероба. Деловой ансамбль никак не обходится без этой парочки. Конечно, его можно разнообразить и внести яркую деталь, дабы не смотреться слишком строгой. Синий даёт необычный комплект в паре с серым. Он будет строгим и одновременно мягким за счёт контраста. Акцентируя внимание на основной серой детали, второй цвет немного отходит на задний план. Приглушённый контраст создаёт хорошее впечатление. Зелёный и его оттенки всегда в почете. Вещи такой раскраски всегда стильно смотрятся. Особенно интересна композиция зеленого и плотного синего. Сочетая несочетаемое, образ смотрится вполне корректно и соответственно.

Соединяя в одном комплекте яркие тона, не бойтесь экспериментировать.При помощи всевозможных трендов обыгрывайте и дополняйте образ. В результате правильно подобранных комбинаций стильный нескучный образ вам будет обеспечен. А главное - вы будете неповторимой в своем наряде.

Шпаргалка по сочетанию цветов June 19th, 2016

Интересная шпаргалка по подбору цветов. Может быть кому то будет полезно. Или это уже очень "заумно" и для совсем специфичных случаев?

Схема № 1. Комплиментарное сочетание
Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов
Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.


Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплиментарное сочетание
Вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные сочетания, - используйте раздельно-комплиментарные.


Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат
Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга. Цвета здесь несхожи по тону, но также комплиментарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким. Пример: фиолетовый, красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый.

Сочетания отдельных цветов

Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.

Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.

Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.

Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.

Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.

Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.

Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.

Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.

Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.

Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.

Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.

Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.

Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.

Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.

Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.

Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.

Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.

Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.

Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.

Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.

Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.

Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.

Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.

Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.

Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.

Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.

Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.

Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.

Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.

Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

А вот тут еще лет 10 назад Адобе сделал сайт для подбора цветов,