НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень. Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: « Во саду ли в огороде» с использованием ИКТ

Занятие на осеннюю тематику для детей подготовительной группы ДОУ


Программные задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени
2. Уточнить представление о признаках осени
3. Закрепить осенние месяцы
4. Развивать умение рассуждать по теме
5. Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинахНа магнитной доске прикреплены картины четырех времен года
Рассматривание картин


Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картины. Это четыре времени года, они все разные. Скажите, когда на улице жарко?
Дети: Летом
Воспитатель: а что еще бывает летом?
Дети: Солнце греет сильно, ветер теплый, все вокруг зелено, насекомые летают и ползают, поют птицы, цветут цветы и т.д.
Воспитатель убирает картину «Лето»
Воспитатель: Хорошо, а когда на улице властвует мороз?
Дети: Зимой
Воспитатель: А что еще бывает зимой?
Дети: Много снега, холодный ветер, буран, вьюга, лед на реке, снегопад и т.д.
Воспитатель убирает картину «Зима»
Воспитатель: а когда снег на улице тает?
Дети: Весной
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети: Почки набухают, бегут ручьи, птицы прилетают, деревья и насекомые просыпаются и т.д.
Воспитатель убирает картину «Весна»
Воспитатель: Картина с каким временем года осталась на доске?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
Листья желтеют
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений


Дождь идет


Солнце греет мало


День становится короче


Птицы улетают в теплые края


Животные готовятся к зиме


Люди собирают урожай


Люди одеваются теплее

Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, посмотрите на картинки



А поэты любят описывать красоту осени. Послушайте рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам отгадать загадки
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сентябрь – первый месяц осени. В сентябре листья еще зеленые, но на улице уже начинает холодать. Звери делают запасы на зиму. Все чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Октябрь. Он второй месяц осени. В октябре уже дуют холодные ветры, листья желтеют и опадают. Некоторые звери впадают в спячку.
Последний месяц осени – ноябрь. В ноябре уже холодно, снег ложится на землю. Наступают первые морозы. Люди одевают теплую одежду.
Давайте повторим месяцы осени. Первый месяц…
Дети: Сентябрь
Воспитатель: Второй месяц…
Дети: Октябрь
Воспитатель: Третий месяц…
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите цветные карандаши, альбомы и нарисуйте свою осень
Дети выполняют работу самостоятельно, по собственному замыслу.
В конце деятельности оформляется выставка детских работ.

Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Листунова О.Г. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа) // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120111.html (дата обращения: 23.02.2019).

Коррекционно-образовательные цели . Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами, синонимами и антонимами.
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Костюм осени (для педагога), корзина с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, фотографии разных периодов осени; ксерокопии картинок с изображением дерева в разные периоды осени на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений А.Плещеева "Скучная картина…", А.Толстого "Осень", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи голы…"
Наблюдение с воспитателями и родителями примет поздней осени.
Припоминание примет ранней осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы.)
Педагог-осень встречает детей с корзинкой, в которой лежат разноцветные листья разных деревьев. Предлагает понюхать осенние листочки и выбрать себе по одному и пройти с ними к столу.
Педагог-осень. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, осинка, рябинка).
Педагог-осень. Молодцы! Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?" (разноцветные, резные, гладкие, душистые)
Педагог-осень. Верно. Сегодня мы с вами поговорим обо мне, об осени, о том, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени.
Педагог-осень. Какой месяц начинает осень? (сентябрь) Какой продолжает? (октябрь) Какой месяц завершает осень? (ноябрь)
Педагог-осень. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября называют золотой осенью. А время со второй половины осени и до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью, достаточно холодно. А еще, что за явление вы могли наблюдать ранней осенью? (туман) Расскажите, каким он был? (густым, белым, плотным, серым)
Педагог-осень. Правильно. Такие густые, холодные туманы - одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты, овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Как вы думаете, почему так называется? (листья на деревьях становятся разноцветными, когда смотришь на осенний лес, он кажется золотым)
Педагог-осень. Молодцы! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные, теплые и солнечные дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, начинают желтеть и начинают засыхать. Меньше становиться цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет последнюю листву и деревья станут голыми, наступает поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. А на Севере поздняя осень наступает еще раньше, случаются первые заморозки, земля покрывается первым снегом.
3. Мини - отдых "Листочки"
Дети вместе с педагогом-осенью превращаются в листочки и кружатся вокруг столов.
4. Упражнение "Периоды осени"
Педагог-осень раскладывает на столе фотографии с разными периодами осени.
Педагог-осень Посмотрите на фотографии и определите, на которой из них сфотографирована ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться и расставить картины на мольберте именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Педагог-осень Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на первой фотографии - ранняя осень, на второй - золотая осень, на третьей - поздняя. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы обращали внимание, выполняя задание.
Педагог-осень Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами.
5. Упражнение "Подбери стихи"
Педагог-осень Посмотрите еще раз на фотографии. Я прочитаю вам стихотворения об осени, а вы. постарайтесь определить к какому периоду осени относиться это стихотворение, почему? (А.Плещеев "Скучная картина…")
Педагог-осень Замечательно. Теперь послушайте другое стихотворение и определите, о каком периоде говорится в нем, почему? (А.Толстой "Осень")
Педагог-осень Молодцы, а теперь следующее стихотворение. (С.Есенин "Нивы сжаты,..")
Педагог-осень Прекрасно. Вы замечательно называли признаки осени. А теперь давайте немного отдохнем.
6. Физминутка "Волшебный сон"
Педагог-осень Поздней осенью все вокруг в природе засыпает волшебным сном. И я хотела, чтобы вы попробовали, уснуть таким же волшебным сном. Ложитесь на коврик, чтобы вам было удобно, места хватит всем, и слушайте меня внимательно.
Реснички опускаются... Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко... ровно…. глубоко.
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки, сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
7. Игры "Скажи иначе", "Скажи наоборот"
Педагог-осень Молодцы! Отдохнули. Давайте поиграем в игру "Скажи иначе"
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли.
А сейчас игра "Скажи наоборот"
Осень ранняя - поздняя,
день веселый - грустный,
день солнечный - пасмурный,
время холодное - теплое, жаркое,
небо яркое - тусклое,
облако белое - туча черная.
8. Итог занятия. Подарок осени.
Педагог-осень Вы мне сегодня так понравились (оценка деятельности детей). А что вам понравилось? Мне пора уходить. Я хочу вам подарить рисунки, на которых изображено дерево в разные периоды осени, ой я забыла их раскрасить, ну ничего, я думаю, что вы сделаете эту работу сами. До свидания!

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы свами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

В: А что больше всего вам понравилось.(ответы детей).

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

2. Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.

3. Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.

Материалы: репродукции картин русских художников: И. Левитан «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкин «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень», музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», карточки в виде осенних листочков.

Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок, беседы по теме «Осень», заучивание стихотворения «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» и. Бунина, организация подвижных игр «Осенние листья», «Плетень», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».

Ход:

Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».

Ребята, а сегодня у нас с вами будет интересное занятие, а на какую тему, вы мне скажите сами, когда отгадаете мою загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень! А кто мне скажет, а какое сейчас время года? Правильно, тоже осень, вы правы! А как вы поняли, что сейчас именно осень?

Все верно! А какие вы знаете осенние месяцы?

А сейчас у нас какой месяц осени? Верно, сентябрь. А давайте теперь послушаем стихотворение З. Письмана, которое как раз об осени и называется «В сентябре в лесу».

Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

Ветерок летит, вихрится

И негромко поют птицы,

Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает.

Лес наполнился грибами,

Лист, иголки под ногами.

На траве росинки тают,

Грибников в лес приглашают.

Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

Понравилось вам это стихотворение? Чем именно оно вам понравилось? О чем в нем говорится? Молодцы, а теперь давайте посмотрим, какой красивой изображали осень в своих работах известные русские пейзажисты.

Детям демонстрируются работы И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень» под звуки композиции А. Вивальди «Времена года. Осень».

Нравится вам картины? А чем они вам нравятся? Какая картина понравилась вам больше всего? Какой изображена осень на этих картинах? Что мы можем сказать об осени, глядя на эти картины?

Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры.

Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края.

Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Молодцы, а теперь давайте послушаем мелодию «Звуки осени», после чего вы мне расскажите, что вы услышали на записи.

Молодцы! Теперь я хочу поиграть с вами в одну игру, для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, чтобы закончить за мной предложение, которое я вам буду читать.

После лета наступает (осень)

Осенью деревья… (меняют свои окраску)

Осенью опадают (листья)

Дует холодный (ветер)

В лесу растут (грибы)

Осенью чаще идет (дождик)

Насекомые… (прячутся)

Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы запомнили все основные признаки и осени, а для этого нам нужно провести небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать по осеннему листочку. Готовы?

Какое время года следует за летом?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Как греет солнце осенью?

Куда исчезают насекомые?

Куда исчезают птицы?

Птицам страшнее пережить холод или голод?

Что происходит с деревьями осенью?

Какие вы молодцы! Чудесно поиграли!

Понравилось вам сегодня наше занятие? Что именно вам запомнилось?