Пояснительная записка. Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Конспект НОД в форме логопедического квеста "Найди ответ за 25 минут" для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи

ГБДОУ детский сад №34 комбированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Новаш Ольга Алексеевна учитель-логопед Тихонова Ольга Александровна

учитель-логопед

Аннотация: В данном конспекте представлена непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи. Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны неустойчивость и истощаемость психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) , недостаточно развитая мелкая и общая моторика. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме. Квест - это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении при условиях дефицита времени, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. В процессе квеста необходимо применять знания, логику, а так же работать в команде. Ограничение во времени нацеливает детей на быстрое выполнение игровых заданий; смена заданий позволяет удерживать интерес детей к квесту.

Цель: Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» ,
  • «Речевое развитие» ,
  • «Физичкское развитие» .
  • «Социально-коммуникативное развитие» .

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Закрепление навыка элементарного чтения и письма.
  3. Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
  3. Развитие творческих способностей, воображения.
  4. Упражнение в согласовании движений с текстом.
  5. Формирование четкой дикции.
  6. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание взаимопомощи, работы в команде.
  2. Развитие эмоциональности, выразительности.

Приемы:

  • беседа
  • наблюдение

Оборудование:

  • сейф, ключ
  • карточки с правильно и неправильно напечатанными буквами
  • картинки для составления звуковой схемы слов
  • цветные карандаши (синий, зеленый, красный)
  • карточки для составления слов по первым звукам
  • разрезные картинки скороговорок
  • схема зала
  • слова для составления предложений
  • предметы обстановки с игрушками
  • воздушные шары (синие, красные, зеленые) .

Планируемые результаты:

  1. Совершенствование навыка работать со сверстниками, отвечать на вопросы и давать развернутые ответы.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие диалогической формы речи.
  4. Выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли (капитан команды) .
  5. Совершенствование выразительности речи.

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

Логопед:

Квест мы начинаем и соревнование предлагаем.

Логопед:

Разделитесь на три команды по цвету футболок (белые, синие, оранжевые) .

Дети делятся на команды и получают первое задание

II. “Картинку собери и скороговорку проговори”.

Логопед:

Ребята, вот вам конверты, соберите картинку и узнайте скороговорку.

Дети выполняют задание и по парам проговаривают скороговорку, отхлопывая между собой в ладоши.

Логопед:

Молодцы!

Сюрпризный момент. Неожиданно звучит стук в дверь, скрежет замка, хихиканья и фрагмент музыки из к/ф “Звездные войны”.

Логопед:

Ребята, кто-то закрыл дверь. Давайте проверим, действительно дверь закрыта.

Неожиданно, серьезно
Дверь закрыта
Все не просто.
Ключ от двери спрятан в сейфе.

В сейфе зашифрованный замок.
Чтобы шифр отгадать
Цифры нужно вам собрать
И заданья разгадать.

Логопед: Каждая команда выполняет свои задания, за которые получает часть цифры. Сложив все части, узнаете код к сейфу.

III. Игровое задание “Отгадай слово по первым звукам”.

Логопед:

Посмотрите, у каждой команды карточка с картинками, отгадайте слово по первым звукам.

  1. команда: муха, ананас, самолёт, кошка, автобус (маска) .
  2. команда: корова, улитка, кокос, лук, апельсин (кукла) .
  3. команда: курица, носки, индюк, гном, арбуз (книга) .

Каждая команда, выполнив свое задание, получает часть цифры.

Логопед:

Какая первая цифра получилась? (2)

III. Игровое задание “Будь внимательным, узнай слово”.

Логопед:

Каждая команда ищет свои предметы (куклу, маску, книгу) .

Дети находят предметы и конверты с следующим заданием и частью следующей цифры.

Логопед:

Зачеркните неправильно написанные буквы и заполните клеточки правильно написанными - отгадайте слова.

  1. команда (слова: пион, гвоздика, ландыш, роза) .
  2. команда (слова: ворона, аист, ласточка, филин) .
  3. команда (слова: жук, пчела, муха, бабочка) .

Каждая команда получает часть цифры.

Логопед:

Какая вторая цифра? (5)

Логопед:

Команды назовите обобщающее слово (цветы, птицы, насекомые) . Найдите их в зале.

Дети находят в цветах, среди птиц и насекомых схему зала, где отмечено место спрятанного конверта с заданием.

IV. Игровое задание “Разукрась звуковую схему слова”.

  1. команда составляет звуковую схему слова сумка.
  2. команда – слова лист.
  3. команда – слова мишка.

Дети выполняют задание и получают части цифры.

Логопед:

Какая третья цифра? (3)

V. Игровое задание “Составь предложение”.

Логопед:

Найдите в зале воздушные шары, соответствующие вашей звуковой схеме.

В каждом шарике спрятано одно слово. Задача детей достать из шарика записку любым придуманным ими способом и составить из найденных слов предложение (одинаковое для всех команд) .

Логопед:

Прочитайте предложение (Задание спроси у гостей) .

Дети читают предложение и получают часть цифры.

Логопед:

Какая четвертая цифра? (1)

VI. Игровое задание “Отгадай, что в коробке”.

Дети подходят и узнают у гостей следующее задание.

Гость:

Угадайте, что спрятано в коробке? (замок) На ваши вопросы мы будем отвечать только да или нет.

Дети задают вопросы:

Этот предмет большой (нет) .

Этот предмет легкий (нет) и т.д.

Дети угадывают предмет и получают цифру.

Логопед:

Какая пятая цифра? (4)

Молодцы, код угадали.

Ребенок набирает цифры (25314) , сейф открывается, дети достают ключ и открывают дверь. Квест пройден!

VII. Прощание с гостями.

Мы – это группа номер три.

На нас скорее посмотри.

- Задание решали:

Дима, Тима, Максим, Вадим и Влад, И Маша.

- Ребят хороших здесь немало:

Максим, Полина, Рита.

Вы не глядите так сердито.

Я – Ваня, а я – Елисей.

Нас сосчитайте поскорей.

Я – Тихон, вместе много нас

И мы уходим в первый класс.

Текст статьи

Пяшкур Юлия Сергеевна,старший преподавателькафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФБГОУ ВПО «ШГПИ»«Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Вебер Алина Александровна,студентка 3 курсакафедры коррекционной педагогики и специальной психологииФБГОУ ВПО ШГПИ «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Логопедическая технология по формированию связной монологической речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования связной монологической речи у детей с ОНР. Авторы предлагаюттехнологиюпо формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Ключевые слова: логопедия, связная речь. монолог, ОНР, дети старшего дошкольного возраста.

Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить обуровне их речевого развития .Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи ‬коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах в диалоге и монологе .Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знания того, о чем идет речь.Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой ‬сообщение о какихлибо фактах действительности . Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной информации к основным свойствам. К монологической речи относится: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентации на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передаче информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенности этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило заранее определено говорящим и предварительно планируется.Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных развитию связной речи. Однако проблема формирования структуры связного высказывания, использования ребенком разнообразных средств, связи между предложениями и между структурными частями высказывания изучена недостаточно. Психологопедагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР).ОНР, как определила Р.Е. Левина, это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальнымслухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности .Вопросы развития связной монологической речи, а именно способность к рассказыванию изучались в разных аспектах многими педагогами: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ж.М. Флерова, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.; психологами: С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; логопедами: А.Я. Ястребова, Г.Б. Филичева и др..По мнению Т.А. Ткаченко, А.М. Леушинойнаиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это ‬наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия . Значительные трудности вовладении навыками связной контекстной речи детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы ‬фонетико ‬фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью .Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речью. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений . Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи ‬научить их связно и последовательно, грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми,формирование личных качеств .Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственные высказывания, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.Л.Н. Ефименковаcистематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи ‬основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта .В.П. Глуховпредлагает систему обучения рассказыванию, состоящию из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа ‬описания, рассказывание с элементами творчества. М.М. Кольцовапредлагает сочинять детям дошкольного возраста сказки, в которых отражается то, что они выучили, слышали раннее, что видят сейчас . Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета ‬важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку, рассказывать так, чтобы сюжет побудил работу воображения, затрагивал нравственные этические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.Сказки, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записываются взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливаются книжки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Игрушки». Дети с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рассматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлением, просили логопедапочитать ту или иную сказку .Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развиваются просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».1.С воспитателем дети вспоминают, какие животные водятся в наших лесах. Составляют рассказы ‬описания лисы, зайца, волка, белки, лося. Использование глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострили ушки и т.д.2.Наследующий день на индивидуальных занятиях с логопедом, дети рассказывают рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.3.Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.4.На следующем занятии дети придумывают сказку « Как зайчонок пошел на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, какое добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит отрицательных героев и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласит их в общий дружный хоровод.5.Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.6.Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.7.Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.8.Сказку предлагается инсценировать.9.Показ сказки детям младшей группы.10.Инсценировка сказки с помощью кукол.Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.Данные приемыспособствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только нагляднообразного, но и словеснологического мышления.У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы, они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализировать произвольные учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью.Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и « свертыванием» плана высказывания . В результате обозначается следующий порядок работы:1.Пересказ рассказа по наглядному действию.2.Рассказ по следам наглядного (демонстрационного) действия.3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.4.Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.6.Пересказ рассказа по сюжетной картине.Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводиться в подготовительной группе детского сада, с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетных картин, литературных текстов, описать любую игрушку или предмет.При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее навыки построения различных типов предложений. Подбираются задания:1.Составления предложений по двум предметным картинкам, правильно ли передается замысел рассказа;2.Какая степень точности в обрисовке персонажей;3.Каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;4.Какие используются художественные средства;5.Использование интонационной выразительности.Для выявления, особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания:1.Составить рассказ о каком либо случае, происшедшим с девочкой (мальчиком) в лесу. 2.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).3.

Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. 4.Пересказать короткий текст. Предлагаются следующие варианты творческих заданий:5.Придумать продолжения событий.6.Инсценировать рассказ.7.Ввести новые персонажи.8.Составить рассказ описание любой игрушки или той игрушки, которою хочешь получить в день рождения. 9.Восстановление различного рода деформированных предложений:

когда слова даны вразбивку (живут, в лесу, лиса, густом);

когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в лиса, лес, густой);

когда имеется пропуск слов (лиса….. в густом лесу);

отсутствует начало (Живет в густом лесу)

отсутствует конец предложения (лиса живет в густом ….).10. Составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфа. 11. Восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.12. Составление предложений со словами из числа названных логопедом. По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий,побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.К числу таких заданий можно отнести следующие задания:1.Составить рассказо какомлибо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенный на сюжетной картинке.2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу с опорой на картинку. 3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух ‬трех образцов рассказа на одну и туже тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.4.Придумать сказку по предложенному сюжету.Таким образом, все авторы придерживаются одного алгоритма формирования связной монологической речи детей с ОНР, который представлен на схеме 1.

Схема 1Алгоритм коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи

Лексикограмматический строй речи Фразовая речь Рассказывание

I. Пересказ II.Расска III.Рассказ IV.Творческое зывание описание рассказы по картине вание

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на принципах логопедического воздействия (см. учебник под редакцией Волковой Л.С.).1.Онтогенетический принцип. Определяет построение логопедической работы с учетом последовательности формирования форм связной речи в онтогенезе (сначала диалогической, затем монологической; сначала описание, затем рассуждение).2.Принцип комплексности. Данный принцип предполагает, что логопедическое воздействие осуществляется не только на непосредственно нарушенную речевую функцию, но и на целый ряд неречевых функций, связанных с речью.3.Принцип обходного пути. Предполагает опору на сохранные неречевые функции с целью коррекции речевых нарушений.4.Принцип системности. Согласно этому принципу речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим выделяются направления работы по коррекции нарушений различных компонентов речевой функциональной системы (работа над словарем, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи).5.Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает, что коррекционная работа строится не только с учетом этиологии и патогенеза речевого расстройства, но и с учетом возраста, индивидуальнопсихологических особенностей, уровня речевого и интеллектуального развития лица, страдающего речевой патологией.6.Этиопатогенетический принцип. Использование этого принципа предполагает, что коррекционная работа строится сучетом этиологии и механизма речевого расстройства. Оно должно быть направлено не на устранение нарушений, а на устранения того патологического механизма, который вызвал эти внешние нарушения.7.Принцип учета ведущей деятельности. С учетом данного принципа,коррекционнологопедический процесс строится на основе ведущей деятельности дошкольного возраста, то есть игровой .С учетом выше изложенных принципов, была разработана технология по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Технология представлена нами в схеме 2 и включает в себя следующие блоки:1.Теоретикоаналитический блок направлен на изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.2.Диагностический блок направлен на изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня специальными методиками.3.Формирующий блок включает следующие направления деятельности учителялогопеда:А) логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР IIIуровня, состоящая из 3 этапов:I. Организационный этап направлен на:

установление эмоциональнопозитивного контакта с детьми;

развитие интереса к занятиям.II. Развивающий этапнаправлен на:

развитие языковых и речевых средств;

формирование навыков построения словосочетаний: существительное и прилагательное, существительное и глагол;

формирование навыков построения распространенных предложений (с однородными членами);

формирование навыков построения связных монологических высказываний.III. Закрепляющий этап направлен на:

обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущем этапе;

развитие навыков самоконтроля.

IV. Контрольнооценочный блок направлен на определение эффективностиразработаннойтехнологии.

Технология формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняСхема 2

1. Теоретикоаналитический блок

Изучение закономерности развития связной речи в онтогенезе(Т.Б.Филичева Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина)Психолого ‬педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня(Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня(В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева)

Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи(В.П. Глухов,Л.Н. Ефименкова,Т.Б. ПолянскаяТ.А. Ткаченко)

2. Диагностический блок

Методика исследования монологической речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина):1. Составление рассказа по картинке;2. Составление рассказа по серии картинок;3. Пересказ;4. Рассказописание или рассказпредъявление.

3. Формирующий блокЛогопедическая работа с детьми

Формирование навыков расказыванияРазвитие словаря

Составление пересказаОбогащениесловаря

Составление рассказа описанияЗакрепление и уточнение словаря

Составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картинАктивизация словаря

Составление рассказа из личного опыта

Работа с предметным планомРабота с готовой мнемотаблицейСовместная работа по зарисовыванию мнемотаблиц

4. Контрольнооценочный блок

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речирассуждения (объяснительная речь, речьдоказательство, речьпланирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.Таким образом, правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы,интеллектуального развития, а так же личностных особенностей и социального окружения.

Ссылки на источники1.Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. [Текст] /Л.С. Волкова // Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи.:Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. ‬Кн.V ‬М.,2009 г.2.Ушакова, О.С. Связная речь [Текст] / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. ‬3 ‬е изд. М. Просвещение, 1994 г.3.ЛеушинаА.М.Развитиесвязнойречиудошкольника.//Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста [Текст]/ А. М.Леушина.

М.:Издат.Центр"Академия",2009 г.

4.ЛевинаР.Е.Основытеорииипрактикилогопедии[Текст]/Р.Е.Левина ‬М.,2008г.113с.5.Берлина, Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников [Текст] / Н.П. Берлина // Начальная школа + до и после. 2006.№7.С.67.6.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.‬СПб, 2003 ‬192 с.7.Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР шестого года жизни / Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1989 г.8.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст, схемы] / О. Е. Грибова.‬М., 2005 ‬96 с.9.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.Москва, 2003 ‬240 с.10.Ткаченко, Т.А.Использование схем в составлении описательных рассказов[Текст] / Т.А. Ткаченко / Дошкольное воспитание.2007. №10. С.1621.11.Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / под. ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. ‬М. ВЛАДОС, 2003 678 с.

Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Деева ОА

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.

Поэтому образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

    образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

    целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т.д.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста с ОНР:

    Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

    Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

    Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

    Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

    В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

« Солнышко»

Выступление на тему:

«Технологии речевого развития дошкольников»

Составитель:

Ст.воспитатель Лешукова А.Н.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике можно применять следующие технологии:

Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

Воспитатель называет какой-либо объект;

Обозначает его признак;

Определяет значение этого признака;

Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)
2. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)
3. Сочинительство.
4. Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)
5. Экспериментирование.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика.
Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов.
« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\
« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\
« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\
« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\
« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\
« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\
« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\
« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\
« Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\
« Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\
« Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\
« Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\
« Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\
« Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\

Сочинение сказок.
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
« Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
« Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии
1. Название стихотворения.

  1. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сочинение загадок.
« Страна загадок»

Город простых загадок цвет, форма, размер, вещество
-город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус
-город похожестей и непохожестей\на сравнение
-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных
предметов, молчаливых загадок и спорщиков
- город противоречий может быть холодным и горячим-термос\
-город загадочных дел.

Экспериментирование.
« Моделирование маленькими человечками»
-газообразование, жидкость, лёд.
-более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д.
-высший уровень:изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\
« Растворяется, не растворяется».
« Плавает, тонет».
« Сыпучесть песка».
Рассматривание картины и составление рассказа по ней \должно проходить в игре
« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания
« Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\
« День и ночь»\ картина в разном свете
« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\

Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.
« Самолёт»\ т-р-р-р\
« Пила»\ с-с-с-с\
« Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная.

Артикуляция.
« Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\
« Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\
« Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления
артикуляционного аппарата

Дикция и интонационная выразительность.
Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя.
Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал.
Развитие слухового восприятия шёпотная речь
« Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон».

Фонетико-фонематический слух. Речевое экспериментирование.
Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т. д.\

Минидраматизации, инсценировки.

Пальчиковая гимнастика.
« Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д.

Теория Решения Изобретательских Задач.
Инструментарий ТРИЗа.
Мозговой штурм или коллективное решение проблем.
Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты \нет не правильных суждений\. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

Метод фокальных объектов \пересечение свойств в одном предмете
Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
Дайте характеристику свойств банана выгнутый, жёлтый, вкусный и стола круглый, деревянный.

Морфологический анализ.
Создание новых объектов, с необычными свойствами выбор свойств случайный. Строим « дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4)этажи. 5) место расположения.
(Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Системный оператор. \Возможно, дать характеристику любому предмету.
Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект.
Раскладываются:
-свойства, функции, классификация.
-функции частей.
-какое место занимает в системе, связь с другими объектами.
- как предмет выглядел раньше.
-из каких частей состоит.
-где могли его встретить.
-из чего он может состоять в будущем.
-из каких частей будет состоять.
-где его можно будет встретить.

Синтетика \объединение необъеденимого\
-приём « Эмпатия» \сочувствие, сопереживание. « Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».
Золотая рыбка. \Помогает понять сущность волшебства, сказки, небылицы.
Поэтажное конструирование \составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.
Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками.
1) Кто ты? 2) Где живёшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?
Снежный ком.
В круге выкладываются три шкалы, на которых расположены буквы русского алфавита.
Придумываем имя с помощью соединения букв ниточками \имя от 3 до 5 букв. Далее Придумываем ему друга→посадили дерево→вырастили→собрали плоды→сварили варенье→ пригласили на чаепитие подругу и т.д.\ идёт насыщение рассказа объектами и действиями,
нарастание «снежного кома»\.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн - стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

  • Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение).
  • Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
  • Дифференциация понятий «слова - предметы» и «слова - действия».
  • Подбор слов - признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
  • Дифференциация понятий «слова - предметы», «слова - действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова - предметы» + «слова - действия» , («слова - предметы» + «слова - действия» + «слова - признаки».)

Плюсы синквейна

Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

Дети учатся соблюдать интонацию;

Значительно активизируется словарный запас;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

Дети учатся определять грамматическую основу предложений…

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2009
  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994
  6. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002
  7. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
  8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2007