Рефлекс моро у новорожденных, или почему ребенок вздрагивает. Когда происходит рефлекс моро у грудничка

Рефлекс Моро у грудничка – понятие , знакомое не многим молодым мамам. Как правило, новоявленные мамаши путают этот рефлекс с повышенной нервозностью грудничка. Невзирая на то, что данный рефлекс для малышей является нормальным и естественным, есть некоторые нюансы. Суть в том, что он может проявляться в течение первых нескольких месяцев, однако, если он не проходит после 5-месячного возраста – то это должно у родителей вызвать легкое беспокойство.

Что такое рефлекс у ребенка Моро? Нужно ли родителям волноваться, или это естественное явление?

Малыш появляется на свет с целым набором природных рефлексов, с помощью которых он и выживает в новом для него мире. К сожалению, у ребенка не бывает инструкции, а потому многие молодые родители начинают паниковать, когда сталкиваются с каким-либо явлением, незнакомым им ранее. Как правило, большинство родителей пугаются, когда их кроха вскидывает ручки. Подобное явление было названо – рефлекс Моро.


Данное явление еще принято называть – рефлекс испуга. Новоявленные родители, не осведомленные о его существовании, обращаются к педиатру с вопросом, почему их кроха беспричинно вскидывает ручки. А некоторые даже хватают малыша и бегут с ним к неврологу. Рефлекс Моро присутствует у новорожденных деток, однако на протяжении нескольких месяцев он быстро угасает. Наличие данного рефлекса проверяет неонатолог. Он укладывает малыша на спинку и убирает из-под нее руку. Кроме того рефлекс Моро проявляется при неожиданном, громком звуке, к примеру, при резком хлопке возле кроватки, где лежит новорожденный.

Интересное в сети:

Родители, знающие, что это явление вполне нормальные, даже считают подобную реакцию малыша забавной, а потому изредка вызывают ее специально, допустим, чтобы повеселить знакомых. Это делать категорически воспрещается! Невзирая на то, что рефлекс Моро сам по себе не опасен, малыш вскидывает ручки совершенно не потому, что он радуется. Данное действие спровоцировано огромнейшим страхом, поскольку младенец уверен, что он падает, а потому стремится схватиться за маму. Можно сказать, что он фактически спасает свою жизнь. Новорожденный еще не может понимать, что он в безопасности. То есть, каждый раз, когда срабатывает рефлекс Моро, для детского организма является настоящим стрессом.

Родители могут не замечать, однако каждый раз при проявлении данного рефлекса, у малыша учащается дыхание и сердцебиение, вырабатывается повышенная доза адреналина. Часто после вскидывания ручек кроха начинает плакать. Можно сказать, что для новорожденного рефлекс Моро является сильнейшим испугом.

Само собой, что полностью избежать проявления рефлекса не удастся. В частности, если в доме имеются питомцы, семья живет на шумной улице, либо у грудничка есть малолетние братья и сёстры. Спровоцировать вскидывание ручек может громкий звук, резкое движение родителя с малышом на руках, чересчур быстрое движение укладывания в кроватку и прочее. Кроме того рефлекс Моро у одного и того же новорожденного может проявляться даже при незначительных факторах, а вот при громких звуках, наоборот, не наблюдаться. У родителей подобная ситуация не должна вызывать беспокойство.

Как правило, рефлекс Моро полностью пропадает через 9 – 12 недель жизни малыша. Однако если рефлекс сохраняется в течение более длительного периода и не угасает даже после 5-месячного возраста, то следует малыша показать специалисту. Кроме того отсутствие данного рефлекса либо его искажение свидетельствуют о проблемах с детским здоровьем. Нужно всегда внимательно следить, что происходит с крохой, как он реагирует на окружающую обстановку.

При оценке здоровья малыша повышенное внимание обращают на проявление безусловных рефлексов. По ним можно сделать выводы, нормально ли развивается новорожденный или же необходимо проводить более углубленное обследование. Рефлекс Моро у новорожденных – один из самых нужных врожденных рефлексов.

Все дети появляются на свет с определенными безусловными рефлексами, которые помогают им адаптироваться к новой окружающей среде. Слово «рефлекс» с латинского переводится как «отраженный», «повернутый вспять». В медицинской терминологии рефлекс толкуют как реакции, возникающие в нервной системе при затрагивании чувствительных рецепторов. Далее рассмотрим значение и виды рефлексов в жизни грудничков.

Многим еще со школьных уроков по биологии известно, что все рефлексы организма подразделяются на условные и безусловные. Условные – формируются в течение жизни при различных обстоятельствах, постоянно приобретаются новые и новые. Безусловные – это наследственные рефлексы, которые проявляются при воздействии на организм внешних раздражителей. Они помогают малышу быстрее адаптироваться к неизменным факторам окружающего мира.

Ребенок появляется на свет исключительно с безусловными рефлексами. В процессе развития уже формируются и условные.

Существуют рефлексы, которые сразу же присущи, с первых секунд жизни и в дальнейшем абсолютно не изменяются. Например, глотательный, который регулирует автоматизм глотания. Ведь никто из взрослых не задумывается о том, что нужно проглотить пищу после ее пережевывания. Аналогично происходит и у грудничка, который кушает мамино молоко.

Рефлексы грудничков – это автоматические умения организма, которые помогают начинать малышу жить без сильной связи с матерью. Матушка-природа позаботилась об этом, и наградила новорожденных более чем 70 врожденными рефлексами, которые на каждом шагу помогают деткам узнавать лучше этот мир.

К наиболее известным рефлексам новорожденных относят:

  • роговичный. Отвечает за моргание при затрагивании роговицы глаза. Также существует с самого рождения и на протяжении всей жизни;
  • сухожильный. При легком ударе по сухожилиям мышцы сокращаются и нога начинает подергиваться. Этот известный метод проверки вы наверняка встречали на приеме у невропатолога;
  • пищевой (сосательный). Ребенок с первых минут жизни уже знает, как кушать молоко с материнской груди;
  • защитный. Это простые моргания глазами. Взгляд малыша часто приковывается к источнику света. При ярких вспышках или мощном шуме дитя может даже расплакаться;
  • хватательный. Все неоднократно замечали, что если приложить свой палец к ладошке крохи, то он может очень крепко за него схватиться. В этом проявляется суть рефлекса;
  • шагательный. Если держать ребенка вертикально, он будет стараться по очереди поднимать ножки. У здоровых деток проявляется уже в первые дни жизни.

Выше рассмотренные рефлексы относят к безусловным. Некоторые из них исчезают в процессе взросления, другие остаются навсегда.

После рождения ребенка сразу же осматривает неонатолог. При его манипуляциях уже можно увидеть многие рефлексы новорожденного в действии. Отклонением от нормы считается отсутствие или несвоевременное проявление рефлексов.

Тонический шейный рефлекс

Когда ребенок с болезнью ДЦП поворачивает голову, у него можно наблюдать несимметричный тонический рефлекс – повышенный тонус разгибательных мышц. Это выглядит так: в той стороне, куда смотрит ребенок, рука разгибается, а вторая рука в это время сгибается в локте. У здоровых грудничков неявный ассиметрический эффект может проявиться в 3–4 месяца и быстро исчезнуть. При ДЦП болезнь исследуется несколько лет. Это не дает ребенку нормально расти и развиваться: он не может сам брать в руки игрушки, не фокусирует взгляд на конкретном объекте, слабо управляет своими движениями. С возрастом ситуация только обостряется.

Что исследует детский невролог у новорожденных?

Первый визит к неврологу включает в себя:

  • анализ физического развития ребенка;
  • осмотр на пороки развития и генетические нарушения;
  • психоэмоциональную оценку ребенка;
  • подробный опрос родителей о неврологических проблемах у членов семьи, о том, как протекала беременность, про поведение малыша, жалобы родителей.

Естественно, врач-невролог проверяет состояние внутричерепных нервов, анализирует все рефлексы, присущие грудничкам, в том числе и рефлекс Моро.

Рефлекс Моро – что нужно знать родителям

В начале XX века немецкий педиатр Э.Моро исследовал и описал этот эффект. Он проявляется у ребенка при выполнении таких действий:

  • если спонтанно и громко ударить рукой справа и слева по месту, где лежит малыш, в промежутке 30 см от головы;
  • если быстро опустить (на 30–40 см), а затем поднять малыша, лежащего на руках;
  • если поднять таз крохи за ножки.

Ответом ребенка на эти действия будет: во-первых, малыш отклонится назад, разведет по сторонам ручки, ножки и пальчики. Во-вторых, при возвращении в первоначальное положение, ребенок как бы стремится очутиться в позе эмбриона. Это является нормой и родителям беспокоиться не следует.

Реакция на раздражающие факторы выражается симметрично. Если справа или слева реакция отсутствует, то можно говорить об асимметрии реакции, которая требует консультации врача.

Еще нужно знать, что выбрасывание рук вверх говорит про внутреннее беспокойство ребенка. Взрослым это кажется потешным, но малыш в эти минуты ощущает себя в опасности и такими действиями инстинктивно пытается ухватиться за мать. Маленький организм в состоянии стресса: усиливается дыхание и пульс, происходит выброс адреналина.

Довольно ясно синдром Моро можно наблюдать когда ребенок спит, и его неожиданно пугает какой-либо шум, резкие движения родителя или домашние питомцы. Это не причинит вреда ребенку, но вызовет сильный плач. На все сто процентов этого избежать невозможно, можно лишь стараться контролировать уровень шума и резкость своих движений. Старайтесь разговаривать с крохой спокойным, даже немного убаюкивающим голосом. Со временем на сильные раздражители ребенок перестанет столь бурно реагировать, а эффект будет срабатывать на некоторые незначительные факторы.

У нормально развивающегося малыша рефлекторный уровень можно проверить и в домашних условиях, обращая внимание на такие моменты:

  • общее состояние крохи: сыт ли он, выспался ли, не приболел ли;
  • время суток. Лучше это сделать в первой половине дня, через несколько часов после приема пищи;
  • проверку делать с некоторой периодичностью;
  • особенности характера ребенка, уровень возбудимости.

Анализируя результаты, необходимо учесть, насколько сильно выражен рефлекс, как быстро он проявляется. Если определен врожденный эффект Моро, то это значит, что ребенок успешно адаптируется к новому миру, его особенностям. Поводов для беспокойства нет.

Что делать, если реакция отсутствует?

Если синдром Моро снижен или вовсе отсутствует, то есть вероятность повреждения некоторых участков шеи или ствола мозга. Если в движениях ребенка наблюдается асимметрия, нужно пройти обследования у врачей на наличие переломов в позвоночном отделе или паралича. При заболеваниях головного мозга рефлекс может долгое время не изменяться, и обнаруживаться у детей старше 6 месяцев в самых неожиданных ситуациях, чаще всего стрессовых.

Одновременное снижение, или вовсе отсутствие сразу пары-тройки врожденных синдромов (в том числе и синдрома Моро) у грудничка может указывать на поражение деятельности мозга и будет частью так называемого синдрома угнетения. При долговременных проблемах с рефлексами необходимо обязательно обратиться к специалисту.

При правильном развитии малыша эффект Моро исчезает в возрасте 4 месяцев. Далее возможно проявления только отдельных его частей. Если при достижении полугода эффект не исчезает, рекомендуется консультация невропатолога. Опоздание в появлении этого рефлекса иногда можно наблюдать у малышей, которые родились раньше срока, или у которых была нехватка кислорода в момент родов. Все навыки можно восстановить: требуется правильное питание и лечебные меры.

Бывают случаи, когда синдром Моро проявляется, но не в полной мере. Это выражается в не до конца разведенных ручках, что, скорее всего, свидетельствует о повышенном давлении. При травмах черепа есть вероятность отсутствия рефлекса в первые дни жизни малыша. При любом варианте надо выявить уровень автоматизма: сильный, средний, слабый или он вовсе отсутствует. Практически беспричинные возникновения рефлекса могут говорить о нарушениях в работе ЦНС.

Многие люди, которые еще не успели стать родителями, представляют новорожденных младенцев очень простыми существами, которым вполне достаточно, чтобы их кормили, купали и укладывали спать. На самом деле это совсем не так. Ребенок рождается с целым набором рефлексов, которые так или иначе позволяют ему выжить или были нужны для этого раньше.Увы, к ребенку не прилагается инструкция, так что молодые родители иногда панируют, столкнувшись с тем или иным явлением. В частности, многих родителей пугает вскидывание ручек у детей, которое носит название рефлекса Моро.

Рефлекс Моро иногда еще называют рефлексом испуга. Родители, которые не знают о его существовании, часто спрашивают педиатра о непонятных вскидывания рук у ребенка, а в отдельных случаях даже успевают обратиться с этой «проблемой» к неврологу.

Этот рефлекс есть у новорожденных детей, но он быстро угасает в течение первых месяцев жизни. Неонатолог проверяет наличие этого рефлекса, укладывая ребенка на спину и убирая руку из-под спины. Рефлекс также проявляется при внезапном громком звуке, резком хлопке возле кровати, на которой лежит ребенок.

Зная о том, что это нормальное явление, многие родители считают забавной эту реакцию и могут иногда вызывать ее специально, чтобы показать знакомым. Не стоит этого делать! Несмотря на то, что сам по себе рефлекс ничего плохого не несет, ребенок вскидывает руками отнюдь не от радости. Это действие вызвано сильнейшим страхом, ведь малыш уверен, что он падает и пытается схватиться за маму, фактически хватается за жизнь. Он еще слишком мал и не знает, что ему ничего не угрожает. Каждый эпизод срабатывания рефлекса – это стресс для организма ребенка.

Вы можете этого не замечать, но каждый раз, когда ребенок распахивает руки и словно пытается за что-то ухватиться, у него учащается сердцебиение и дыхание, вырабатывается адреналин. Нередко дети начинают плакать сразу после вскидывания рук. По сути, для ребенка рефлекс Моро – это сильный испуг. Американские педиатры предлагают молодым родителям считать его по ощущениям для ребенка равным тому эффекту, который производит на взрослого катание на американских горках.

Разумеется, полностью избежать его проявлений не удастся. Особенно, если у вас в доме есть домашние животные, вы живете на шумной улице или у малыша есть братья и сестры. Рефлекс может вызываться громкими звуками, резким движением родителя с ребенком на руках, слишком быстрым движением укладывания на кровать и т.д. При этом иногда у одного и того же ребенка рефлекс проявляется при совсем незначительных раздражающих факторах, а иногда даже при очень громком звуке его не наблюдается. Это нормально и не должно вызывать беспокойства родителей.

В большинстве случаев рефлекс Моро полностью угасает к 9-12 неделям жизни ребенка. Если рефлекс остается более длительное время и сохраняется после 5-ти месяцев, то следует обратиться к специалисту. Отсутствие рефлекса Моро у новорожденного или его искажение может говорить о проблемах со здоровьем ребенка.

Главной особенностью оценки неврологического статуса, является комплексная оценка поведенческих и неврологических признаков.

Безусловные рефлексы – непроизвольные движения или действия, которые помогают нам определить состояние нервной системы новорожденного.

Некоторые рефлексы могут вызываться только в определенный период развития ребенка.

Поисковый рефлекс.

Вызывается, если коснуться угла рта новорожденного. Он поворачивает голову в направлении касания и открывает ротик – начинает «искать». Поисковый рефлекс помогает ребенку искать грудь.

Сосательный рефлекс.

Помещенный между губами предмет новорожденный плотно захватывает. Захватывая между губами сосок матери и удерживая в полости рта, одновременно губами производит ритмичные сосательные движения. Сосательный рефлекс появляется в 32 недели беременности и полностью развит после 36 недель гестационного возраста.

Рефлекс Моро.

Может вызываться с рождения, его называют рефлексом вздрагивания. Он исчезает к 4-5 месяцам после рождения. Вызывается ударом по пеленальному столу, любым звуковым или вибрационным раздражителем. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро) и выпрямляет ножки, предварительно согнутые и прижатые к животу. Вторая фаза (клоническая) – сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.

Рефлекс Робинсона (ладонный хватательный).

При касании ладонной поверхности новорожденного, он закрывает ладошку и сжимает пальчики – «хватает». Рефлекс более выражен у недоношенных.

Ползанье по Бауэру.

В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Эти рефлексы исчезают к концу первого месяца жизни.

Рефлекс Кернига.

Невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.

Рефлекс Бабинского.

При проведении штрихового движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам возникает подошвенное сгибание всех пальцев – симптом отрицательный или тыльное разгибание большого пальца при подошвенном сгибании остальных – симптом положительный.

Эти рефлексы исчезают на первом году жизни ребенка. Угасание у новорожденных безусловных рефлексов свидетельствуют о значительных изменениях со стороны центральной нервной системы. Кроме этого, судороги, резкая мышечная гипотония, двигательное беспокойство или адинамия, напряжение большого родничка, расстройство ритма дыхания также свидетельствует об изменениях центральной нервной системы у детей этого возраста.

У грудных детей оценивается выражение лица, положение тела, характер и объем движений, объем моторно-статических навыков, состояние сознания.

Ребенок 1-го месяца фиксирует взгляд на предмете, следит за ним.

В 2 месяца держит головку, лепечет, смеется.

В 3 месяца неуклюже хватает предметы, различает лица близких людей, гудит, переворачивается с животика на спинку.

В 4 месяца берет предметы, играет своими руками.

В 6 месяцев сидит самостоятельно, хватает движущиеся предметы и бросает их.

В 8 месяцев стоит с поддержкой, ползает, рассматривает игрушку, перекладывая из руки в руку, произносит согласные.

В 10 месяцев говорит отдельные слова, сам встает, знает значение отдельных слов, машет рукой.

В 12 месяцев ходит, имеет словарный запас в 4-8 слов, знает значение слова «нельзя».

Сроки развития моторно-статических навыков и особенно речи могут колебаться у нормальных здоровых детей в зависимости от индивидуальных особенностей, особенностей воспитания и режима. Поэтому при оценке нервно-психического развития необходимо ориентироваться на весь комплекс: опорных признаков и нельзя делать заключение на основе одного двух признаков.

Огромное влияние на нервно-психическое развитие оказывает воспитание ребенка в семье, детском коллективе, школе, а также состояние его здоровья. Многие болезни ребенка вызывают задержку нервно-психического развития детей, особенно речи. Нужно всегда исключить так называемую педагогическую задержку психического развития, связанную с дефектами воспитания ребенка.