400 фз от 28.12 с комментариями. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях. О страховых пенсиях

Федеральный закон о страховых пенсиях 400 ФЗ в последней редакции, вступил в силу 01.01.2017. Изначально закон был принят 28.12.2013, некоторые изменения и дополнения были внесены 19.12.2016.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Новая модель формирования пенсий вызвала массу вопросов у граждан. Основной целью нововведений является увеличение размера пенсий, так к 2030 году размер пособия должен составлять три прожиточных минимума.

Что это такое

Страховая пенсия – денежная выплата, которая выплачивается пенсионеру в качестве компенсации при наступлении нетрудоспособности. Получать пенсию может только человек, который работал и регулярно производил пенсионные отчисления в ПФ РФ. Ранее в РФ действовала система накопительного пенсионного обеспечения, но со вступлением в силу нового закона эта схема кардинально изменена.

Материальная компенсация пенсионерам состоит из двух составляющих:

  • сумма фиксированной выплаты (ФВ);
  • изменяемая часть страховой пенсии с учетом ИПК и инфляции.

Страховые платежи в виде отчислений вносятся в Пенсионный Фонд, из которого средства будут выплачиваться после оформления гражданином пенсионного пособия.

До 31 января 2015 года, лица, родившиеся в 1967 году, позднее представлены перед выбором из двух вариантов:

  • выбор страховой пенсии (16% – страховой платеж);
  • выбор пенсионного обеспечения с накопительной пенсией (10% отчислений – страховой платеж и 6% — накопительный).

Если гражданин, все же выбрал последний вариант, то он имеет право в любой момент отказаться и отчислять средства только на страховую пенсию. Для этого нужно прийти в подразделение Пенсионного Фонда и написать соответствующее заявление. При этом перейти обратно на комбинированную схему уже будет нельзя.

Людям, родившимся до 1967 года, выбор не предоставлен, их отчисления будут зачисляться в пользу страховой пенсии. Если за период до 2015 года на их пенсионном счету скопилась накопительная часть пособия (даже самая малая сумма), то эти средства будут выплачены. При этом гражданин имеет право получить эту сумму единовременно по достижении пенсионного возраста.

Размер фиксированной выплаты в 2020 году составляет 4805,11 рублей. Это значит, если на момент выхода на пенсию человек не осуществлял страховых отчислений, то размер его пособия будет равен сумме фиксированной выплаты. Фиксированная выплата страховой пенсии повышена для ряда категорий. К примеру, инвалидам первой группы назначаются выплаты в размере 9610,22 рублей.

Важно! Размер отчислений в ПФ РФ составляет 22% от суммы дохода. Отчисления может осуществлять как работодатель за своих сотрудников, так и самозанятый ИП за себя. Из этой суммы 8% зачисляются в Государственный бюджет на обеспечение выплат действующим пенсионерам.

По сути, выход на пенсию является страховым событием. Однако, сумма самого пособия у каждого будет отличаться. Главным фактором, влияющим на размер пенсии, является индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который начисляется за каждый год работы.

На сайте Пенсионного Фонда есть калькулятор для расчета этого показателя, для этого нужно знать размер ежемесячной заработной платы без вычета НДФЛ. Таким образом, чем выше доход и общий трудовой страж, тем большая сумма пенсии будет начислена.

Видео: Комментарий

Основные изменения

Ключевым изменением является введение пенсионных баллов ИПК. Главную роль играет трудовая деятельность (общий стаж). В последней редакции закона также затронут вопрос выплат работающим пенсионерам.

Так, с 2020 года, граждане имеют право отказаться от пенсионных выплат на момент текущего трудоустройства. За счет этого размер базовых коэффициентов будет увеличиваться. Так, отложив выход на пенсию на 10 лет, трудящийся получает возможность, увеличить размер пособия на 45%.

Страховая пенсия делится всего на три вида:

  • по возрасту, в эту категорию также включены люди, уходящие на пенсию по выслуге;
  • по инвалидности;
  • при потере кормильца (выплачивается иждивенцам).

Изменились и условия назначения страховой пенсии по возрасту:

  • достижение возрастного порога, мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет, но есть исключения для досрочного назначения пенсии, например, за работу в течение 20 лет на Крайнем Севере;

Важно! Согласно новой редакции закона увеличивается сорок пенсионного возраста для госслужащих. Так, трудовой стаж ежегодно должен увеличиваться поэтапно на 6 месяцев. Максимальное значение для женщин – 63 года, а мужчин – 65 лет.

  • совокупный страховой стаж – минимум 8 лет в 2020 году, ежегодно этот показатель увеличивается, к 2024 году минимальный стаж должен составлять 15 лет;
  • количество индивидуальных пенсионных баллов – в 2020 году должно составлять не меньше 11,4, но к 2025 году ИПК должен быть не менее 30.

На понятии ИПК стоит остановиться подробнее. К ФЗ №400 разработано приложение, согласно которому производится начисление коэффициента. Каждый год службы в зависимости от вида дохода оценивается (начисляются баллы). При выходе на пенсию, эти баллы переводятся в рубли.

Ежегодно, в феврале, стоимость пенсионного балла подлежит индексации на величину предыдущего года. Кроме того, если доходность ПФ РФ повышает инфляцию, то в апреле этого года производится доиндексация страховой части пенсии.

К примеру, имея заработок в 40 000 рублей ежемесячно в 2020 году (без вычета НДФЛ), годовой ИПК составит 5,58 (а предельное значение – 11,4). Стоимость пенсионного балла в 2020 году составляет 78,58 рублей (11,4*78,58=895,81). Суммируя стоимость фиксированной выплаты и ИПК (895,81+4805,11), получаем 5700,92 рубля.

Важно! Размер пенсии не может быть ниже размера прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина. В ситуации, когда пособие вместе с надбавками, менее прожиточного минимума, то устанавливается социальная доплата, на размер недостающей суммы.

В результате наступления нетрудоспособности, условие касающееся трудового стажа не играет особой роли, пособие гражданин будет получать, даже если он не работал ни дня. При этом, если человек работал, то при расчете пенсии эти показатели будут учтены. При потере кормильца также будут учтен доход и страховые отчисления в ПФ РФ, которые поступали на счет умершего человека.

Важно! Страховая пенсия разбивается на 280 месяцев (19 лет). Заявитель вправе получить сумму страховых накоплений за меньший срок (например, за 10 лет). Для этого нужно обращаться в отделение ПФ по месту регистрации.

Работающие пенсионеры также производят отчисления в ПФ, за счет чего увеличивается и ИПК. Однако, согласно новой редакции закона индексация ИПК в период, когда гражданин работает, не производится. Право на перерасчет пенсии с учетом индексации пенсионных баллов, он обретает с момента его увольнения, но не ранее.

Текст федерального закона о страховых пенсиях 400 ФЗ

Федеральный Закон « О страховых пенсиях», состоит из семи положений и 36 подпунктов. К закону есть 5 приложений, касающихся порядка назначения и расчета страховых пенсий.

Наименования разделов:

  1. Общие положения. В этом разделе рассматривается предмет правового регулирования, основная цель введения закона, общие понятия, существующие виды страховых пенсий и перечислено кто имеет право выбирать между страховой и накопительной схемой отчислений.
  2. Главные условия назначения страховой пенсии (СП). Раздел содержит условия для получения СП по старости, инвалидности либо в результате потери кормильца.
  3. Как влияет страховой стаж на формирование пособия. Подразделы содержат информацию, как исчисляется общий стаж работы, какие периоды трудоустройства учитываются.
  4. Размер СП и фиксированная выплата. Статьи данного раздела предписывают, что влияет на размер пенсии и что такое фиксированная выплата. Как производится перерасчет пособия с учетом индексации и как рассчитывается пенсия за выслугу лет.
  5. Установление страховой пенсии, условия доставки пособия. Статьи закона определяют, как устанавливается страховая пенсия, сроки ее назначения, перерасчета, приостановления. Кроме того, в пятом положении регламентируется порядок назначения пособия, гражданам, выезжающим на ПМЖ в другую страну. И также данным положением предусмотрен алгоритм удержаний платежей из страховой пенсии.
  6. Досрочное назначение пенсионного обеспечения, а также переходные положения. В положении предусмотрен порядок и право на назначение досрочной пенсии. Уменьшение необходимого стража на назначение страховой пенсии при осуществлении работ на Крайнем Севере и другим категориям граждан.
  7. Заключительные положения. Подраздел содержит статьи о порядке вступления в силу закона «О страховых пенсиях».

Как уже говорилось к закону добавлено еще 5 разъяснительных приложений, там приведены значения установленных ИПК, Фиксированных выплат в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера отчислений.

Чтобы сделать просчет страховой пенсии можно зайти на сайт пенсионного фонда, там есть пенсионный калькулятор, которые помогает узнать сумму предполагаемого пособия и выяснить, как собственно будет формироваться пенсия.

Пенсионная реформа стала вынужденной мерой. Это связано с тем, что накопительная система страхования в РФ работала 25 лет, за это время бюджет себя исчерпал, и нынешнему рабочему классу приходится производить выплаты для оплаты средств нынешним пенсионерам.

Кроме того, прожиточный минимум и курс валют постоянно растет, а уровень пенсионного пособия остается на прежнем месте. Страховая пенсия позволяет снять нагрузку с государственного бюджета, так как работник будет накапливать пособие на протяжении лет самостоятельно из своего же дохода.

Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные относительно расчетов предлагаемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря того же года. Главная причина введения нового законопроекта - наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат. Законодательством РФ была установлена цель - увеличить размер пенсий к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.

Главные идеи, которые содержат главы Федерального закона 400:

  • общие положения;
  • условия и нормы назначения;
  • страховой стаж;
  • размеры выплат;
  • установление и порядок получения выплат;
  • основные права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения;
  • главные приложения.

Закон регламентирует три основных вида пенсий: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Право на получение страховой пенсии по старости, согласно Федеральному закону №400-ФЗ, имеют граждане, достигшие определенного возраста. Для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Главные требования: наличие трудового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Так же изучите основные положения о негосударственных пенсионных фондах.

Скачать ФЗ 400

ФЗ 400 «О страховых пенсиях» претерпел следующие изменения:

  • по видоизмененному закону, размер пенсионных отчислений будет зависеть от набранных пенсионных коэффициентов (ПК) на протяжении всего периода трудовой деятельности, а также от общей стоимости ПК на момент оформления пенсии;
  • размер пенсии будет зависеть от окладной части за весь период работы;
  • закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентирует, что граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, смогут получать дополнительный пенсионный коэффициент (ПК);
  • теперь к страховым выплатам добавляют еще и ежемесячные фиксированные выплаты - 3935 рублей. Соответствующая сумма подлежит ежегодной индексации. Инвалиды, многодетные матери и ветераны будут получать повышенную фиксированную выплату. Ознакомиться и скачать ФЗ 400 с видоизмененными правовыми аспектами можно ;
  • пожилые люди, получающие пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. Главное условие в этом случае - размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Комментарии

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2017 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ должен подтверждаться комментариями, с которыми можно ознакомиться, перейдя .

Последние изменения 400 ФЗ «О страховых пенсиях»

С момента своего существования, ФЗ 400 о страховых пенсиях претерпел изменения. Последние были внесены 19 декабря 2016, которые вступили в законную силу с 01 января текущего года.

Изменения затронули отдельные положения соответствующего акта. Стоит отметить, что несмотря на нововведения, все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу.

Статья 8

В конце 2016 года, законодательство России дополнило 1.1 часть 8 статьи. Страховая пенсия по старости для лиц, которые замещают государственные должности РФ, а также должности госслужбы и должности городской службы, назначается по достижению ими соответствующего возраста, приписанного в приложении 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9

Соответствующая статья закона №400-ФЗ, которая рассматривает условия назначения страховой пенсии по инвалидности никаким изменениям не подвергалась. То есть право на получение страховки имеют лица, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы.

Статья 10

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Статья 12

В декабре 2016 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 15

Больше всех изменений в Федеральном законе 400-ФЗ претерпела ст 15. Нововведения касаются следующих частей:

  • 11 часть четвертого абзаца . Сумма индивидуальных пенсионных показателей теперь назначается в соответствии с законодательством России о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года ;
  • 12 часть первого абзаца. Коэффициент за полный календарный год, который засчитывает страховой стаж, предусматривается теперь пунктами 1, 6, 8 и 10 части 1 статьи 12;
  • 15.1 часть. 01 января 2017 вступает в силу назначение страховой пенсии по старости при возникновении права на данную пенсию, включая возраст, предусмотренный ст 8 части 1.1 рассматриваемого закона;
  • 18 часть. Изменилась величина индивидуального пенсионного коэффициента, а также сменилось законодательство, в соответствии с которым высчитывают сумму и размер страховых взносов;
  • 19 часть. При расчете максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, полагаться следует на законодательство России о налогах и сборах и на кодексы РФ об обязательном социальном страховании;
  • 24 часть. Норма, относительно страхового обеспечения по старости, регламентируется частью 1 или 1.1 статьей 8 закона 400.

Статья 17

Поправки в ст 17 закона №400-ФЗ в предыдущем году не вносились. Условия повышения установленной выплаты к страховой пенсии остались теми же, которые были прописаны в первоначальной редакции документа.

Статья 21

Последние изменения в 21 положении заносились 29 декабря 2015 года. На территории России, выплата страховой пенсии пенсионерам производится соответствующим органом, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ст 26.1 Федерального закона №400.

Статья 30

В новой редакции изменения коснулись периода работы, засчитываемого в стаж работы. Обязательные нормы устанавливаются .

Изучив последнюю редакцию документа, можно будет решить любой вопрос, касающийся страховых выплат. В акте представлены все поправки, дополнения и изменения, внесенные в редакцию закона №400-ФЗ.

1. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

2. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

3. Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

4. Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

5. При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.

6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

7. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

8. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

9. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

10. В случае, если в документе, подтверждающем смерть (рождение) застрахованного лица, указан только год без обозначения точной даты смерти (рождения), за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца, а если указан период, за дату принимается дата начала периода.

11. Если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

12. Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

13. Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

14. Порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором, типовая форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

15. Оплата услуг по доставке страховой пенсии пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой страховых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при соблюдении требований и условий, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей страховой пенсии.

16. Кредитные организации, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий, должны удовлетворять требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

17. Зачисление сумм страховой пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

18. Страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

19. По желанию пенсионера страховая пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата указанной пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения страховой пенсии в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

19.1. Выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, производится при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам в этих организациях.

20. Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

21. К фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

22. Доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.


Судебная практика по статье 21 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ

    Решение от 1 октября 2019 г. по делу № А51-12005/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    В Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым исковым заявлением. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное...

    Постановление от 24 сентября 2019 г. по делу № А05-5798/2018

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Бойко Л.А. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Кирилюк Валентина Николаевна. Финансовый управляющий Кирилюк В.Н. 21 . 02.2019 обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ...

    Решение от 17 сентября 2019 г. по делу № А51-11443/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края) - Гражданское

    Суть спора: Возмещение вреда внедоговорного

    В Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым исковым заявлением. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона № 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных...

    Постановление от 9 сентября 2019 г. по делу № А82-14086/2018

    Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО) - Банкротное

    Суть спора: Банкротство, несостоятельность

    От 15.05.2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего. В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами части 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в...

Действующий

Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.

Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).

Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).

Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

Для многих пожилых граждан России пенсионные начисления являются единственным источником дохода, и они интересуются всеми деталями ФЗ о страховых пенсиях.

Существующий регламентирует порядок и условия выплат материальных средств населению, а также основания, на которых эти средства будут выплачиваться.

Существующий Федеральный Закон о пенсионном страховании действует в согласии с Конституцией РФ и направлен на защиту прав населения.

Правовое законодательство, направленное на страхование пенсионеров, состоит из следующих законов:

  1. ФЗ №165 «О страховании на социальном уровне в обязательном порядке».
  2. ФЗ №167 «О страховании по пенсионному показателю».
  3. ФЗ №27 «Об учёте граждан в системе обязательного пенсионного учёта».
  4. ФЗ №166 «О пенсионном обеспечении на государственном уровне».
  5. Других законов, принятых на федеральном уровне.

Периодически в Федеральный Закон о страховых пенсиях вносятся изменения, которые значительно сказываются на размере и порядке выплат.

Категории граждан, на которых распространяется действие ФЗ-400

Назначение страхового пособия предусмотрено для граждан, вступивших в пенсионный возраст. Такой возраст у женского пола начинается с 55 лет, а у мужского – с 60.

Особое значение играет трудовой стаж. Он должен составлять не менее 15 лет.

Кроме лиц пожилого возраста на получение выплаты могут рассчитывать следующие категории граждан:

  1. Инвалиды.
  2. Лица, потерявшие кормильца.
  3. Граждане, взявшие на себя ответственность по уходу за нетрудоспособными лицами.

Инвалиды могут претендовать на назначение выплат, не зависимо от того, в каком возрасте они утратили трудоспособность. В данном случае не играет роли ни стаж инвалида, ни его доходность, ни возраст.

Важно! Получать страховое пособие по инвалидности могут даже несовершеннолетние.

– закон о страховых пенсиях, распространяется также на лиц, которые потеряли кормильца. Такими лицами могут быть несовершеннолетние дети погибшего, которые находились на его обеспечении, либо граждане, не имеющие возможности работать по причине инвалидности или старости.

Внимание! Если потерявший кормильца не работает по собственному желанию, он не может рассчитывать на получение выплат, предусмотренных Федеральным Законом-400.

Какие следует представить документы для назначения пособия?

ФЗ №400 о страховых пенсиях в 2017 году регламентирует порядок назначения выплат. Когда возникает ситуация, при которой лицо имеет право обратиться с просьбой о назначении пенсии, то следует направиться в Пенсионный Фонд или многофункциональные центры своего города за получением подробной информации об условиях выплаты страхового пособия.

Чтобы оформление прошло успешно, к письменному заявлению о назначении выплаты следует приложить следующий пакет документов:

  1. Гражданский паспорт.
  2. Страховое пенсионное свидетельство с индивидуальным номером.
  3. Удостоверение пенсионера (если назначается по старости).
  4. Удостоверение инвалида (если назначается по инвалидности).
  5. Свидетельство о смерти кормильца (когда требуется назначение выплат по потере кормильца).
  6. Трудовая книжка, где указан стаж работы.
  7. Документ, подтверждающий факт рождения детей.
  8. Военный билет (для лиц мужского пола).
  9. Документы, отображающие периоды, зачисляющиеся в трудовой стаж, но не относящиеся к работе.
  10. Данные о лицевом счёте заявителя.

Данные документы проходят тщательную проверку в соответствующих органах, и если всё в порядке, то назначается ежемесячная выплата.

Основные правовые дефиниции ФЗ-400

ФЗ о пенсионном страховании каждый год может претерпевать изменения, за которыми важно следить. Могут меняться условия выплат, расчёт страховой пенсии, но понятия, составляющие закон, всегда остаются теми же.

Для чёткого урегулирования настоящего закона применяются следующие понятия:

  1. Страховая пенсия – выплата материальных денежных средств каждый месяц гражданам, находящимся в соответствующем закону возрасте, лицам, осуществляющим уход за такими гражданами или инвалидам. Такие выплаты служат заменой заработной платы, которую получали в период трудоспособности. Имеющийся закон о страховых начислениях не требует предоставления каких-либо доказательств по утрате трудоспособности.
  2. Страховой стаж – время трудоспособности на предприятии или в иной сфере деятельности, за которое производились страховые отчисления в Пенсионный Фонд.
  3. Личный пенсионный коэффициент – показатель, определяющий права конкретного лица на получение выплат, исходя из страховых отчислений.
  4. Назначение страховой пенсии – определение сроков, размеров и порядок выплат начислений.
  5. Стоимостной показатель пенсионного коэффициента – параметр стоимости, который влияет на размер страховых начислений, в зависимости от отчислений и поступлений в бюджет Пенсионного Фонда.

Также существуют правовые нормы, определяющие период времени, включающийся в трудовой стаж, который играет немаловажную роль в назначении пособия по старости.

По , в 2017 году в трудовой стаж засчитывается:

  1. Военная служба в армии или по контракту.
  2. Альтернатива военной службе.
  3. Отпуск на время ухода за ребёнком до полутора лет (в сумме может засчитываться не более 6 лет).
  4. Получение пособия по безработице.
  5. Тюремное заключение, осуществляющееся не по закону.
  6. Уход или опекунство за пожилыми гражданами возраста после 80 лет, или инвалидами.
  7. Нахождение вместе с супругом на территории военного городка, в период его службы по контракту.

Данные периоды времени будут зачтены в трудовой стаж и учтутся при назначении страховой пенсии по Федеральному Закону Российской Федерации.

Например, расчёт страховой пенсии по старости производится по следующей формуле: пенсия*количество баллов, набранных гражданином в период трудового процесса*стоимостной показатель пенсионного коэффициента. Как видно, ни один гражданин не может предугадать размер своих будущих выплат, поэтому расчёт ведётся непосредственно в Пенсионном Фонде, когда собран весь пакет требуемых документов.

Итак, предусматривает выплату пособия по достижению пожилого возраста, по получению инвалидности или по потере кормильца. Данный законодательный акт регулирует порядок и условия выплат, с которыми важно ознакомиться до того, как наступит время для получения выплат.

ФЗ № 400 о страховых пенсиях написан с комментариями, чтобы каждый отдельный человек смог получить ответ на волнующие вопросы. В комментариях к Федеральному Закону лица, приближающиеся ко времени назначения пособия по старости, могут ознакомиться со всеми основными понятиями и вникнуть в суть закона, чтобы по праву получить достойную оплату.