Есть ли связь между физической нагрузкой и умственными способностями? Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредовано.

Непосредственная связь заключается в прямом воздействии физического воспитания на уровень развития умственных способностей занимающихся за счет возникновения в ходе занятий познавательных ситуаций, связанных с изучением и совершенствованием техники движений, повышением их экономизации и точности, а также проблемных ситуаций различной сложности, требующих принятия самостоятельных решений, активных действий и творческого подхода к решению поставленных задач.

Опосредованная связь состоит в том, укрепление здоровья и повышение общей жизнедеятельности организма ведет к большей продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического развития и умственной работоспособности детей явилась вопросом изучения многих экспериментальных исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом.

В исследованиях, проведенных в течении трех лет в г.Варны (Болгария), изучалось влияние занятий плаванием на состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств и изменение активности внимания детей, как показатель их умственной работоспособности. Общая умственная работоспособность школьников определялась с помощью психологического теста, посредством учета количества обработанных знаков за единицу времени до и после занятий плаванием. Дети в экспериментальных группах, программа физического воспитания которых отличалась повышенным содержанием занятий в бассейне, упражнений и игр, нашли в фигурном тексте в среднем на 3 буквы больше, чем дети контрольной группы, и в дальнейшем они превосходили сверстников в 1 и 2 классе. Заболеваемость в экспериментальных группах с повышенным режимом двигательной активности была в среднем в 4 раза ниже, чем в контрольных. Обнаружилось существенное положительное влияние и на уровень развития двигательных качеств.

Исследования О.Л. Бондарчук показали, что занятия плаванием способствуют формированию произвольной мнемической деятельности и ведет к значительному повышению объема кратковременной памяти у детей. При обследовано более 300 школьников было выявлено, что их кратковременная память способна удержать не более 8-10 слов. После использования специальной программы в плавательном бассейне объем произвольной кратковременной памяти детей экспериментальной группы увеличился на 4-6 единиц, что было значительно выше, чем при работе с детьми не посещавших бассейн.



Установлена взаимосвязь между познавательной и двигательной активностью детей 7-9 лет. Согласно исследованиям Г.А. Каданцевой (1993) наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение психических функций: памяти, внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность), а, с другой - с развитием механизмов центральной нервной системы, среди которых играют главную роль созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

Исследования, проведенные в течении двух лет среди учащихся 2-х - 4-х классов, показали, что школьники- пловцы отличаются более гармоничным физическим развитием. Гармонично развиты 72,4 % мальчиков и 67, 8 % девочек спортивных классов и соответственно 57,2 % и 52,4 % в неспортивных. Учащиеся спортивных классов имеют более высокие абсолютные величины длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, МПК, выше показатели становой и ручной динамометрии. У них зарегистрирован более редкий пульс в состоянии покоя, короче время восстановления после функциональной пробы, лучше показатели скорости зрительно-моторной реакции при различении цветов. У школьников спортивных классов выше сопротивляемость к простудным и вирусным заболеваниям. В обычных классах часто болеющие составляют 5,8 % , в спортивных таких нет. Комплексная оценка состояния здоровья установила, что учащиеся спортивных классов относятся к I и II гр. здоровья (учащихся III гр. не было). В обычных классах к I гр. относились 18,7 % школьников, а к III - 9,3 % .

Занятия плаванием положительно влияют не только на развитие специальных физико-функциональных способностей, но и общее развитие подростков. Это выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического, психомоторного и интеллектуального развития, а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. По сравнению со школьниками того же возраста, не занимающимися спортом, юные пловцы отличаются более высоким уровнем развития сложных психомоторных функций (быстроты и точности сложнокоординационных действий) и мыслительных процессов.



Таким образом, при обучении плаванию детей речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств, а о формировании в их процессе психической, чувственной и эмоциональной сферы ребенка, о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект школьников.

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. .

Так почему же люди достигают различного уровня умственного развития,

и от каких условий зависит этот процесс? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития умственных возможностей человека от биологических факторов и зависимость от внутренних и внешних условий.Биологические факторы, которые в первую очередь сказываются на умственном развитии ребенка это: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. А внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно важна, сложна и многогранна.Актуальность выбранной темы вытекает из фактора необходимости умственного развития ребенка в зависимости от окружающей среды и среды воспитания. И в данный момент она очень актуальна.

Цель работы – раскрыть значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.

1.Рассмотреть сущность понятий «физическое развитие» и «внешняя среда».

2.Определить значение физического развития и внешней среды для развития умственного развития ребенка.

3. Определить влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие детей.

4. Познакомиться с литературой, раскрывающей значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.


Глава I. Влияние физического развития на умственное развитие детей.

Общие сведения.


О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19 века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. «Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов «умственнойслабости». (А. Бине). Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Шведские ученые установили прямую зависимость между физическим состоянием человека и его умственными способностями. Коэффициент умственного развития людей, которые занимаются спортом или физкультурой, заметно выше, чем у тех, кто ведет пассивный образ жизни . Вместе с тем, многочисленные исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцовой и др. свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Изысканиями Г.А.Каданцевой -1993г., И.К.Спириной – 2000г., А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко – 1997г., В. А.Баландина - 2000; 2001гг. и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников . В работах Н.И.Дворкиной -2002г., В.А.Пегова -2000г. выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой в1989 году, А.В.Запорожцем в 1980 году, А.П.Ерастовой в1989году. В то же время исследования Н. Сладковой -1998г., О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой -2002г. показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.

Таким образом, учеными установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у детей и научно доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственную работоспособности

1.2. Физическое развитие и физическое воспитание детей.

Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов. В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме: длина и масса тела; емкость легких; окружность грудной клетки; выносливость и гибкость; ловкость и сила. Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития .

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают: набрать недостающую мышечную массу; снизить вес; бороться с искривлением позвоночника; скорректировать осанку; повысить выносливость и силу; развить гибкость .

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь. Аспекты физического воспитания: посильные нагрузки; подвижные игры; грамотный режим дня, рациональное питание; личная гигиена и закаливание. Для чего необходимо физическое воспитание ребенку? Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки: развиваются личностные качества, закаливается характер; формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее; формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: «о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

Физические упражнения и их влияние на умственное развитие детей.

Влияние физкультуры на развитие ума ребёнка колоссально. Без него развитие ребёнка не является гармоничным.Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .Королева Т.А. отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. .

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Когда дети играют в подвижные игры или занимаются физическими упражнениями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на умственную деятельность ребенка. Стародубцева И.В. описывает серию упражнений, которые оказывают прямое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников на занятиях физической культурой. Данные упражнения сочетают в себе два компонента: двигательное действие и упражнение, направленное на развитие интеллекта, которое реализуется в форме дидактической игры .
Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.

Положительное влияние физических упражнений на мозг ребенка:

· Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.

· Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.

· Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.

· Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.

· Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.

· Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.

· Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.

· Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.

· Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.

· Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.

· Шведские ученые доказали, что кардио тренировки неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.

Таким образом, следует подчеркнуть, что развитиеумственной активности детей возможно только при регулярной физической активности. Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному и умственному развитию ребенка.

Давайте поговорим не просто об умственном развитии малыша, когда посредством игровой деятельности у него развиваются такие качества, как умение писать, читать, и считать, но и о том физическом развитии ребенка, которое непосредственно влияет на умственное развитие. Его так и принято называть – физическое и умственное развитие детей.

Каждый из родителей может воочию понаблюдать, насколько сильна в каждом ребенке тяга к познанию окружающего мира. С первых месяцев жизни он начинает поворачивать голову, следя за движущимися объектами, у него развиваются хватательные движения ручек, ведь малыш хочет попробовать каждый предмет на ощупь и на «зуб», поэтому и тянет каждую вещь в рот. Именно тяга к познанию стимулирует желание ребенка двигаться, переворачиваться, ползать, сидеть и, конечно же, ходить. И уже к году жизни малыш способен самостоятельно передвигаться и дойти или доползти к интересующему его предмету. Изучая что-то новое, малыш развивает свое мышление, а значит, на первом году жизни нужно, в первую очередь, стимулировать физическое развитие ребенка, свободу его движения и ловкость. В этом и проявляется физическое и умственное развитие детей.

Процесс физического и умственного развития детей это процесс последовательный и прогрессирующий. Ведь каждый малыш изначально учится поднимать голову, поэтому, помогая малышу, родители должны выбрать идеальную позу для этого, то есть лежа на животе. Помогая малышу учиться переворачиваться на живот, взрослые, положив ребенка на спину, должны привлекать его внимание, чтобы он повернул голову в вашу сторону. Затем нужно помочь ему расположить ручки и ножки так, чтобы, ребенку было удобно перевернуться. Не менее важно не торопить ребенка ходить. Если родители торопятся поставить ребенка на ножки, наносится вред развитию общей моторики, развитию плечевого пояса, нарушаются ортопедические функции организма. Для нас более важно, чтобы ребенок активно ползал. Это необходимо для развития симметрии мозга. Длительное ползание способствует активному физиологическому и психологическому развитию ребенка, которое в дальнейшем непременно благотворно сказывается на всех функциях организма малыша. И только когда малыш окрепнет – сначала вставать на коленки, а потом – начинать ходить.

Физическое и умственное развитие невозможно без развития мелкой моторики. Начинается оно тогда, когда ребенок научится согласовывать движения рук и глаз. Малыш учится двигать пальцами руки, учится удерживать в руке игрушку и другие предметы, сжимать их и бросать. Развиваясь малыш научится переворачивать страницы книги, держать ложку и кушать ей самостоятельно, видя как это делают взрослые и пытаясь им подражать, а также научится держать трубку телефона, поднося ее к уху, приглаживать волосы рукой. Но сильнее всего мелкая моторика развивается, когда малыш учится рисовать, как пальчиками, так и кисточкой, лепить из пластилина или глины, а также писать. Для и развития моторики очень хорошо играть с малышом в игры, где необходимо хлопать в ладошки, предлагать ребенку ткани с различной фактурой, игры с использованием пальчиков – песенки, сказки, самые простые считалочки. Замечательно для развития моторики рук музыкальные инструменты, палочки, мячики и т.д.

В раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего развития малыша. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы мелкая моторика малыша развивалась полноценно, ведь именно от нее во многом зависит физическое и умственное развитие детей.

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

То, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, стал прозорливее, приобрел опыт, приумножил знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для управления процессом развития педагоги издавна делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Есть целый ряд серьезных разработок периодизаций развития (Коменский, Левитов, Эльконин, Шванцара и др.). Остановимся на анализе той, которая признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека идут рука об руку, соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) – только ту ее часть, которая интересует определенную научную область. Для педагогики начальной школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст с момента рождения до 10–11 лет. Выделяют периоды психического развития детей и в психологии. Но эта периодизация не во всем совпадает с педагогической: ведь развитие психики начинается в утробе матери, а воспитание ребенка – с момента рождения. Рассмотрим виды этих периодизаций, чтобы лучше понять особенности развития ребенка.



Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации, с одной стороны, составляют стадии физического и психического развития, с другой – условия, в которых протекает воспитание. Зависимость между возрастом и развитием представлена рис. 3.

Рис. 3. Зависимость между возрастом и развитием

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно построенный процесс воспитания должен приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

В педагогике предпринимались попытки игнорировать возрастные ступени развития. Появлялись даже теории, утверждавшие, что достаточно верно подобрать методику, и ребенок даже в 3–4 года может овладевать высшей математикой и другими отвлеченными понятиями, усвоить любой социальный опыт, знания, практические навыки и умения. На деле это не так. Если ребенок и научается выговаривать даже очень сложные слова, это не значит, что он их понимает. Ограничения, налагаемые возрастом, не нужно смешивать с тем, что современные дети быстрее развиваются, у них шире кругозор, богаче словарный и понятийный запас. Это связано с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам, общим повышением информированности. Возможности ускорения развития несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности человека.

Я.А. Коменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Напомним, что он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и материала в каждом из них. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы прошлого века, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития.

Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13–15 годам у девочек и к 14–16 – у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном аспекте. Созревший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для родителей, учителей, воспитателей. Если с чисто техническими проблемами акселерации – обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблемы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За четыре последних десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13–15 см, а вес – на 10-12 кг по сравнению с их сверстниками 50-х годов. Акселерация начинает проявляться уже в старшем дошкольном возрасте, а к концу начальной школы значительно подросшие девочки и мальчики доставляют много хлопот учителям и родителям.

Среди основных причин акселерации называются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины – радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки и в итоге приводит к росту всего организма. Вероятнее всего акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация, т.е. отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышением радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Таким образом, каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Чтобы педагогам легче было соотносить возможности ребенка с его возрастом, разработана возрастная периодизация. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Развитие дошкольника

В период от 3 до 6–7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность – игра. Постепенно формируются новые мотивы ее: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня, под влиянием разрушающего детскую психику телевидения, кумирами чаще становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтверждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как он развивается и каким растет, зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство – это возрастной период, когда процессы развития во всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена. Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможности его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний характер. Только органично связывая нравственное воспитание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эстетическим, можно достичь равномерного и согласованного развития всех качеств.

Способности дошкольника проявляются в чувствительности его восприятия, умении вычленять наиболее характерные свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, использовании в речи логико-грамматических конструкций, в наблюдательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями – чем больше он знает, тем больше запас представлений для возникновения свежих мыслей. Однако, приобретая все новые знания, он не только уточняет свои прежние представления, но и попадает в круг неопределенных, не совсем ясных вопросов, выступающих в форме догадок и предположений. А это создает определенные «барьеры» для нарастающего развития познавательного процесса. Тогда ребенок «тормозит» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различными хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс, но, как показал опыт обучения 6-летних детей, вряд ли нужно к этому стремиться.

Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требует немедленных ответов. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги полагают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5–6 годам большинство детей овладевают правильным звукопроизношением.

Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми. Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т.п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упущен период, когда эти качества интенсивно формируются, наверстать упущенное будет нелегко.

Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здоровья. Нередко уже 2-летний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить то, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раздражители, утомляющие слух, зрение. Только с 3-4-летнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15–20 мин 1–3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, ребенок начинает страдать нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает их нормального физического развития, утомляет их, засоряет мозг. Родители пока очень легкомысленно относятся к советам педагогов и врачей.

К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизвольное внимание чередуются, переходят одно в другое. Слабо развиты у детей такие его свойства, как распределение и переключение. По этой причине – большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеянность.

Ребенок дошкольного возраста уже многое знает и может. Но не следует переоценивать его умственные возможности, умиляясь, как бойко он произносит замысловатые выражения. Логическая форма мышления ему почти недоступна, точнее, еще не характерна для него. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Большую роль в его умственном развитии играют математические представления. Мировая педагогика, изучая вопросы обучения детей 6-летнего возраста, обстоятельно изучила многие вопросы формирования логических, математических и вообще абстрактных представлений. Оказалось, что для верного понимания их детский ум еще не созрел, хотя при правильно выбранных методах обучения ему доступны многие формы абстрактной деятельности. Существуют так называемые «барьеры» понимания, над изучением которых много трудился известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В игре дети способны без всякого обучения усвоить понятия о форме предметов, величине, количестве, но без специального педагогического руководства им трудно перешагнуть через «барьеры» понимания отношений. Например, они не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. На двух листочках нарисованы груши. На одном семь, но они очень маленькие и занимают только половину листочка. На другом – три груши, но они большие и занимают весь листок. На вопрос, где больше груш, большинство дает неправильный ответ, указывая на листок с тремя грушами. Этот простой пример обнажает принципиальные возможности мышления. Детей дошкольного возраста можно выучить даже очень трудным и сложным вещам (например, интегральному исчислению), только понимать они мало что будут. Народная педагогика, конечно, знала «барьеры Пиаже» и придерживалась мудрого решения: пока молодой – пусть запоминает, подрастет – поймет. Вовсе не обязательно тратить огромные усилия, чтобы хоть как-то прояснить в этом возрасте то, что само собой придет со временем. Искусственное форсирование темпов развития ничего, кроме вреда, не дает.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если 3-летний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний, то поступки 5-6-летнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, которых у него еще не было в раннем детстве. Это мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Немаловажную роль играет стремление получить одобрение родителей, воспитателей. Дети стремятся завоевать симпатию сверстников. Мотивом деятельности многих детей выступают мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях на главные роли в играх, в стремлении побеждать в соревнованиях. Они являются своеобразным проявлением потребности детей в признании.

Моральные нормы дети усваивают подражая. Сказать правду, взрослые не всегда дают им образцы для подражания. Особенно пагубно влияют на формирование нравственных качеств ссоры и скандалы взрослых. Дети уважают силу. Они, как правило, чувствуют, кто сильнее. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения взрослых, оскорбительные выкрики, драматизированные монологи и угрозы – все это унижает взрослых в глазах детей, делает их неприятными, но никак не сильными. Настоящая сила – спокойное дружелюбие. Если его будут демонстрировать хотя бы воспитатели, шаг к воспитанию уравновешенного человека будет сделан.

Направить выбор ребенка между неблаговидным и правильным поступком можно лишь одним способом – сделать выполнение необходимой моральной нормы эмоционально более привлекательным. Другими словами, нежелательное действие не должно тормозиться или вытесняться правильным, а побеждаться им. Этот принцип является общей основой воспитания.

Среди индивидуальных особенностей дошкольников педагогов больше других интересуют темперамент и характер. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы – силу, подвижность, уравновешенность и четыре основных сочетания этих свойств:

Сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный» тип;

Сильный, уравновешенный, подвижный – «живой» тип;

Сильный, уравновешенный, малоподвижный – «спокойный» тип;

«слабый» тип.

«Безудержный» тип лежит в основе холерического темперамента, «живой» – сангвинического, «спокойный» – флегматического, «слабый» – меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей по темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент еще неяркий. К специфическим возрастным особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребенка будут свидетельствовать такие жизненные показатели, как сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), наблюдается быстрое (медленное) восстановление сил, как ведет себя в состоянии голода (плачет, кричит или проявляет веселость, спокойствие). К жизненным показателям уравновешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, плавность речи. Жизненные показатели подвижности нервных процессов – быстрое реагирование, выработка и изменение жизненных стереотипов, быстрое привыкание к новым людям, способность «без раскачки» переходить от одного вида работы к другому (Я.Л. Коломинский).

Характеры детей дошкольного возраста еще только формируются. Поскольку основой характера является тип высшей нервной деятельности, а нервная система пребывает в состоянии развития, можно только предполагать, каким вырастет ребенок. Можно привести массу примеров, описать множество фактов, но достоверный вывод будет один: характер – это уже результат формирования, сложившийся из множества больших и незаметных влияний. Что именно в нем останется от 5-6-летнего ребенка, сказать трудно. Но если мы хотим сформировать определенный тип характера, оно должно быть соответствующим.

Проблемой общества и школы является однодетная семья. В ней ребенок имеет ряд преимуществ, для него создаются благоприятные условия, у него нет дефицита общения со взрослыми, что положительно сказывается на его развитии. Ребенок растет любимым, обласканным, беззаботным, с высокой изначально самооценкой. Но есть и очевидные «минусы» такой семьи: здесь ребенок слишком быстро перенимает «взрослые» взгляды и привычки, у него формируются ярко выраженные индивидуалистические и эгоистические качества, он лишен тех радостей взросления, через которые проходят дети в многодетных семьях; у него не формируется одно из главных качеств – умение сотрудничать с другими.

Нередко в семьях, особенно с одним ребенком, создаются «тепличные» условия, оберегающие детей от переживаний неудовольствия, неудач, страданий. Некоторое время этого можно избежать. Но вряд ли удастся оградить дитя от неприятностей такого рода в дальнейшей жизни. Поэтому надо готовить его, надо учить переносить страдания, плохое самочувствие, неудачи, ошибки.

Установлено, что ребенок понимает только те чувства, которые сам переживает. Чужие переживания ему неведомы. Дайте ему возможность пережить страх, позор, унижение, радость, боль – тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это будет происходить в специально созданной ситуации и под контролем взрослых. Искусственно ограждать от неприятностей не стоит. Жизнь штука трудная, и к ней надо готовиться по-настоящему.

Видный исследователь возрастных особенностей дошкольников и младших школьников академик Шалва Амонашвили выделяет три характерных для данного возраста стремления, которые он называет страстями. Первая – страсть к развитию. Ребенок не может не развиваться. Стремление к развитию есть природное состояние ребенка. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребенка как стихия, чем и объясняются его шалости и опасные затеи, равно как и духовные и познавательные запросы. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, это закон природы. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы ребенок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Преддошкольное и младшешкольное детство наиболее сензитивный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем, возможно, не будет доведено до совершенства или даже утеряно. Вторая страсть – это страсть к взрослению. Дети стремятся к взрослению, хотят быть старше, чем они есть. Подтверждение тому – содержание ролевых игр, в которых каждый ребенок берет на себя «обязанности» взрослого человека. Настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Удовлетворение страсти к этому происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Именно в этом возрасте он должен ощущать их доброе, облагороженное окружение, утверждающее в нем право на взрослость. Формула «ты еще маленький» и соответствующие ей отношения абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Наоборот, действия, отношения, исходящие из формулы «ты же взрослый», создают благоприятную атмосферу для активного проявления и удовлетворения страсти к взрослению. Отсюда требования к процессу воспитания: общение с ребенком на равных, постоянное утверждение в нем личности, проявление доверия, установление сотруднических взаимоотношений. Третья страсть – страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с раннего детства, в разных формах. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда ребенок пытается ускользнуть из-под опеки взрослых, стремится утвердить свою самостоятельность: «Я сам!» Ребенку не нравится постоянное опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений и т.д. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия этой страсти, постоянно возникают конфликты. Вся запретительная педагогика является результатом пресечения стремлений к взрослению и свободе. Но вседозволенности в воспитании тоже не может быть. Педагогический процесс несет в себе необходимость принуждения, т.е. ограничения свободы ребенка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном педагогическом процессе, однако не исчезает и в гуманном.

Меткие наблюдения особенностей развития ребенка сделаны в астрологии. Как следует из восточного гороскопа, жизнь человека состоит из 13 жизненных периодов, каждый из которых символизирует то или иное животное или птица. Так, период от рождения до года, т.е. период грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха; от года до 3 лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны; от 3 до 7 (первое детство) – возрастом Козы (Овцы); от 7 до 12 (второе детство) – возрастом Лошади; от 12 до 17 (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола) и, наконец, от 17 до 24 (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).

Возраст Козы (от 3 до 7 лет) считается одним из самых трудных. Наступление его легко заметить по поведению ребенка: маленький спокойный карапуз вдруг превратился в капризного истеричного ребенка. В этом возрасте не надо стремиться к наращиванию физической силы, закаливать волю ребенка.

Основной задачей физического развития, да и всего смысла возраста, является игра и еще раз игра (развитие ловкости, координации). В «Козочке» присутствует неуправляемая задиристость, боевитость, вспыльчивость. Не поощряйте драчливости, но и не препятствуйте ее возникновению. В этом возрасте управляемыми являются эмоции ребенка – он способен плакать и ликовать, ныть и блаженствовать – и все делает очень искренне.

Главная задача этого возраста – постижение окружающего мира природы и мира слов, речи. Как человек научится говорить до 7 лет, так и будет говорить всю жизнь – разговаривайте с ним, как со взрослым. На природе изучайте с ним основы ботаники, зоологии и геологии. Основное свойство «Козы» – никудышный и упрямый ученик. Не насилуйте его, главный механизм его учебы – игра. Девочки в этом возрасте гораздо серьезнее, и отношение к ним должно быть более взвешенным.

Дошкольник пребывает в стадии интенсивного развития, темпы которого очень высоки. Важной особенностью является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственных и социальных норм и правил поведения, освоению новых видов деятельности. У большинства детей наступает готовность к овладению целями и способами систематического обучения. Главный вид деятельности – игра, через которую ребенок удовлетворяет свои познавательные и социальные потребности.