Из чего сделаны мокасины индейцев. Что такое мокасины

Richard A. Pohrt

(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)

Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.

Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза. Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев.
В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные», «свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так называться.
Наиболее преувеличенное название - «церемониальные». Оно употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов (вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2 детские мокасины.
Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в Земли Счастливой Охоты. Виной тому - Голливуд, хотя это берёт начало в более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин, представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие мокасины с декорированными подошвами.
Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю, что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации, чтобы народ поверил в своё будущее.
Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами, предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок, вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей, сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для женщин и короткие штанишки для мальчиков.
Отличительная черта искусства sioux того времени - это полностью расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья, детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные) чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь, как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin, представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).

Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории: образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в резервации)…
Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны. Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud. По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2, крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой. Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком, сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО № 3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа). Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается на множестве предметов и может помочь в определении их возраста. Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО № 7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она может быть ошибочной.
Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО № 8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного (фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна (ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника на верху мокасин - это applique, использованы и сухожилия, и нитки (хлопок). Орнамент - стилизованный цветочный. На подошвах геометрический орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем смешанное влияние.
Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в 1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану. Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто использовался стеклянный fine-cut бисер.
В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4 мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap. Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и сухожилия, и нитки (хлопок).

Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.

(Перевод Филина, 2010 год)

1) Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).

2) Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.

3) Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.

4) Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.

5) Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.

6) Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.

7) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.

8) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.

9) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.

В отличие от мокасин имеют рант и жесткую подошву с невысоким широким каблуком. имеют толстую подошву, а шнурок проходит не только по периметру пятки, но и спереди через 4 проймы.

Виды мокасин

«Легкие, тонкие, мягкие индейские мокасины — лучшая обувь в мире — несравненно лучше, чем неуклюжие, твердые европейские ботинки, которые индейцы не могут носить».
Й.Г.Коль

По целевому назначению выделяются женские, мужские и детские мокасины , а также модели . Существуют повседневные, офисные, вечерние и спортивные типы мокасин.

По материалу мокасины могут быть текстильными, кожаными, замшевыми и выполненными из кожзаменителя. Подошва обычно изготавливается из каучука, резины или кожи.

По стране-производителю можно выделить следующие типы мокасин:

  • американские, которые в первую очередь ценятся за практичность и комфорт носки (Allen Edmonds, Bass, Sebago, Timberland, Florsheim, Hush Puppies);
  • европейские, характеризующиеся привлекательным внешним видом — итальянские (Tods, Zegna, Fratelli Rosetti, Moreschi, А.Testoni, Alberto Guardiani, ), французские ( , J. B. Weston, ), английские (Wirdsmith, Richmond), немецкие (Harai, ), испанские ( , );



  • австралийские, самые известные из которых выпускает производитель , .

История

«Не суди другого, пока не прошел в его мокасинах две мили».
Индейская поговорка

Древнейшие мокасины (доколониальный период)

Мокасины были традиционной обувью индейцев Северной Америки. Само название туфель происходит от слова «mohkisson» из языка индейцев-алгонкинов. В пещере Армении в 2008 году обнаружили мокасины, возраст которых составляет приблизительно 5 500 лет. Древнейшая в мире обувь имеет длину 24,5 см (37 размер) и изготовлена из цельного куска коровьей кожи. До этого открытия старейшим экземпляром считалась обувь Отци — древнего человека, жившего около 5000 лет назад и найденного в 1991 году в Тирольских Альпах. Отци обут в нечто среднее между сандалиями и мокасинами. Его обувь сшита из плетеных кожаных ремешков и различных трав, а подошва выполнена из шкуры медведя.

В пещере Форт Рок штата Орегон и в пещере Арнольд штата Миссури были обнаружены кожаные мокасины североамериканских индейцев, которые они носили примерно с 3575 года до н. э. по 970 год н.э. Мокасины пришли на смену плетеной обуви, существовавшей 8000-10000 лет назад.

Мокасин, относящийся к 700-900 г. н.э. был найден на болотах Ирландии. К этому времени данный тип обуви претерпел значительные изменения: мокасины теперь выполнялись швейным методом, что позволило избавиться от излишков кожи и дополнить обувь пяточной частью.


Колониальный период (1607-1775)

В колониальный период существовало два вида мокасин: сыромятные и цельнокроеные. Последние выкраивались единым полотном и сшивались в центре — от носка до середины подъема, или сбоку с внешней стороны от носка до пятки. Мокасины с центральным швом встречались у юго-восточных и северо-восточных племен. Чтобы шов не был заметен, на середине подъема его маскировали вышивкой. Мокасины, сшитые сбоку, часто дополнялись продолговатым язычком. Индейцы побережья Тихого океана именно такую обувь считали «истинными мокасинами».

Обувь индейцев была прочной, удобной и бесшумной, что имело большое значение на охоте. Мокасины обычно шили из кожи оленя, бизона или лося. Индейцы редко оставляли естественный бледный цвет обуви: оттенок зависел от времени, способа копчения и типа горящей древесины. У каждого племени были свои способы изготовления мокасин: в одежде атапасков обувь и штаны являлись одним целым, ирокезы в качестве зимней обуви применяли шкуру задней ноги лося, имеющую схожую с человеческой стопой форму, а также носили плетеные мокасины из листьев кукурузы и волокон древесины. Мужчины южных равнин носили мокасины с бахромой, которая крепилась к пяточному шву. Считалось, что бахрома заметает не только физические, но и духовные следы своего носителя.

XIX — начало XX века

В 1830-1840-е годы индейцы изготавливали преимущественно сыромятные мокасины. Для подошвы использовалась грубая и толстая сыромятная кожа, а для верхней части – замша. Этот вариант появился на юго-западе Америки. На протяжении долгого времени обувь сшивалась из сухожилий убитых животных, но в XIX веке индейцы начали использовать прочные капроновые нити. С 80 гг. того столетия многие племена перестали использовать для подошвы сыромятную толстую кожу и стали приобретать фабричную телячью. Белую кожу оставляли в ее естественном цвете, а для получения других цветов использовали природные или искусственные пигменты. К концу XIX века язычок мокасин стал выкраиваться отдельно — в трапециевидной и прямоугольной формах. Изредка мужские мокасины шили с раздвоенным язычком, напоминавшим следы копыт бизона, что символизировало силу и мощь.

Женские мокасины теперь имели длину до колен или чуть выше и состояли из, собственно, обуви и гетр. У индейцев с северных и центральных равнин эти части не сшивались вместе, а у южных племен мокасины и гетры составляли одно целое, соединяясь с помощью веревок или пуговиц. Утеплителем в холода служил мех бизона, из которого шили внутреннюю часть обуви. Мужские мокасины имели меньшую длину, но как и женские могли расшиваться бисером, бахромой, иглами дикобраза, аппликациями. Декорированная обувь была исключительно праздничной. В 30-х гг. племена команчей в качестве декора стали использовать белую бахрому из шелковой нити.

Индейцы юго-запада носили мокасины с жесткой загнутой вверх подошвой. И мужская, и женская обувь этих племен имела высоту до колена, что обеспечивало защиту от острых шипов растений и укусов ядовитых змей. Мужчины застегивали обувь на боковой стороне пуговицами из серебра или мельхиора, изредка использовались какие-либо элементы декора. Женщины племен Апачи украшали мокасины бисером, природными пигментами Хопи и Навахо. Важной чертой женской обуви этого региона были белые длинные полосы из кожи оленя, которыми оборачивали ноги от мокасина до середины колена.


В начале XX века на Западе возник интерес к образу «индейской принцессы». В то время женщины из североамериканских индейских племен на танцевальных мероприятиях Пау-Вау надевали короны из бисера, платья и мокасины из белой кожи.

Мокасины впервые встречаются в литературе на страницах романов Джеймса Фенимор Купера (Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Прерия», 1827; «Следопыт», 1840; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841).

XX век. Америка

К концу первой половины XX века у американских мокасин началась новая история. В 1946 году Филип Миллер в проекте Minnetonka Moccasin решил в полной мере отобразить многовековую культуру и традиции коренного населения Америки: его компания стала ручным способом шить традиционные индейские мокасины. Воловья, лосиная и оленья кожа для производства закупалась у вождей индейских племен. Отличительной особенностью обуви Minnetonka Moccasin являлась бахрома, украшавшая большинство моделей. С 1960 года мокасины стали украшать изображением «Thunderbird» — птицы-громовержца, которая служила оберегом для индейцев.

В 1980 году в прокат вышел фильм «Городской ковбой» с Джоном Траволтой, где герой картины носил обувь Minnetonka. После выхода фильма мокасины стали носить как простые люди, так и знаменитости. В настоящее время обувь Minnetonka носят , Ванесса Паради, Николь Риччи, Дженнифер Энистон и др. За время своего существования бренд приобрел популярность более чем в 50 странах.

В 1958 году в США была создана марка Hush Puppies. Мокасины в стиле обеспечивали мужчинам, женщинам и детям легкость и комфорт при ходьбе. Большинство моделей имели латексные стельки и подушечки с мягким наполнителем в пяточной зоне. В 90-х гг. компания изготовила серию цветных мокасин, что сделало марку по-настоящему популярной. Сегодня Hush Puppies выпускается более чем в 130 странах. Поклонниками бренда являются Эдди Мерфи, Шэрон Стоун, Брюс Уиллис и др.

XX век. Европа

Мокасины коренных жителей Америки были очень популярны у себя на родине. Многие путешественники покупали себе эту обувь в качестве сувенира. Таким образом индейская обувь получила распространение в Европе. Затем производители решили выпускать собственные мокасины, добавив традиционной обуви роскоши и изящества. С 1902 года, на протяжении 60 лет бренд Arfango создавал лоферы и мокасины, которые были весьма популярны среди итальянской элиты. В 2006 году Альберто Моретти снова запустил ручное производство обуви Arfango.

В 1959 году Дом моды выпустил в Париже пробную партию женских мокасин «Заколка», а в 1962 году вышла модель «Инка», украшенная плетеными косичками.

Мокасины класса люкс для мужчин начал выпускать в 1965 году итальянский Витторио Спернанзони. Обувь шилась полностью ручным способом из шкур ягнят. В настоящее время самые известные модные дома доверяют Vittorio Spernanzoni работу над своими линиями.

Широкое распространение в Европе мокасины получили благодаря Джанни Мостиле. В 1963 году итальянское правительство предоставило ему патент на производство обуви для автолюбителей. Это были мужские мокасины с прорезиненной подошвой, на которой выступали шишечки. Данный вариант подошвы обеспечивал идеальной сцепление обуви с педалями машины. Мокасины приобрели название «Car Shoes». Позднее был основан итальянский бренд «Car Shoe». Изначально эту модель обуви использовали только для вождения автомобиля. Первым за пределами салона автомобиля в мокасинах появился президент США Джон Кеннеди. Позднее туфли «Car Shoe» носил владелец концерна Fiat Джанни Аньелли, режиссер Роберт Росселини и другие знаменитости. В 2001 году бренд был приобретен Домом моды Prada.

Мокасины – одна из самой древней обуви, доставшаяся нам в наследие от Североамериканских индейцев. С помощью их индейцы передвигались бесшумно на длинные расстояния, что способствовало продуктивной охоте. Мокасины – это кожаная или кожзаменитель, или замшевая обувь со сплошной подошвой, и неизменным компонентом является язычок, сейчас некоторые модели изготавливают со шнуровкой.

Уже несколько сезонов актуальными остаются цветные мокасины. Цвет подбирают либо на несколько тонов отличающимися о ансамбля, либо на контрасте. А вот черными мокасины сегодня считаются моветоном, исключением может стать обувь с вышивкой или пайетками. Традиционно лучшими считаются американские производители мокасин. Однако в нашим магазинах такие туфли либо являются подделкой, либо довольно дороги. Модники обычно решают эту проблему довольно легко — заказывают доставку из США. Для этого существуют сайты доставки, такие как http://www.easyxpress.com.ua. Здесь вам помогут найти нужную вещь и доставят до дверей квартиры.

С носком или без?

Мокасины считаются летним вариантом обуви. Поэтому надеваются обычно на босую ногу. В случае если нет возможности носить без носка, то необходимо выбрать такую пару носков, чтобы она не была видна окружающим. Ещё вариант, подобрать пару носков в тон обуви. Женская половина может надевать тонкий капрон или чулки, такая манера сочетаний характерна офисному дресс-коду.

Офисный стиль и мокасины

Совсем недавно сочетание деловой одежды и мокасин считалось неприемлемым. Сегодня офисная мода стала демократичнее. Неплохо сочетаются с офисным дресс-кодом однотонные мокасины спокойных расцветок. Для мужчин хорошей находкой будут мокасины в тон офисному костюму или укороченным брюкам, для женщин отличным сочетанием станет юбка с блузой. Тон юбки с мокасинами обязаны совпадать, тогда ноги будут казаться длиннее и стройнее.

Мокасины в Casual style

Индейская обувь для повседневного стиля жизни дарит кучу вариантов, сочетающихся с вашим гардеробом. Рассмотрим некоторые из основных примеров.

Мокасины отлично смотрятся с укороченными джинсами различных расцветок.

Необязательно джинсы должны быть узкими, клеш подойдет ни чуть не хуже. Наверх накиньте кофту или блейзер немудрёного покроя и получите интересный образ, несмотря на простоту. Можно ещё поэкспериментировать с клетчатыми рубашками.

Отличным вариантом будет летнее платье, а также сарафан. Под платье не стоит обувать мокасины с различными стразами и вышивкой. Достаточно обойтись монохромными простыми вариантами, чтобы образ не выглядел утяжелённым.

Ну и, конечно, яркую юбку никто не отменял. Выберите цвет, который идёт к лицу, будто оранжевый, голубой, кислотный, в общем, пробуйте.

Сочетание мокасин и аксессуаров

Мокасинам мы обязаны племенам индейцев Северной Америки, поэтому отличными дополнением вашему образу станут ремешки, кольца, серьги и колье с этническими мотивами.

А вот дорогие украшения из драгоценных металлов будут здесь не совсем уместны. Нужно понимать, мокасины находиться между туфлями и кроссовками, между изысканностью и комфортом.

Если подытожить всё написанное, то мокасины, тот вид обуви, в котором вам будет легко двигаться, и в то же время чувствовать будете себя стильно и свободно.

Мокасины - это легкая, удобная обувь из кожи или замши. С давних времен мокасины являлись традиционной обувью индейцев Северной Америки. Они обычно шились из шкуры животных, в частности бизона, а позднее - оленя или лося.

Старинные мокасины были не только удобными, теплыми и прочными, они еще и хорошо защищали стопы от острых камней и колючих кактусов, а также от укусов змей и насекомых.

Вскоре мокасины завоевали популярность и у колонистов. В современном гардеробе мокасины официально появились в 30-е годы прошлого века. В настоящее время – это весьма распространенная обувь, которую носят и мужчины, и женщины.

Мокасины – обувь для комфорта

Современные мокасины - это удобная летняя обувь из кожи или замши. Их обычно изготавливают из телячьей кожи или оленьей шкуры. Для любителей экзотики есть модели из шкуры дикого кабана, пони, кожи аллигатора или .

Мокасины шьются по специальной технологии: кожаный верх натягивается снизу на колодку, а сверху скрепляется открытым швом. Подошва обычно плоская, иногда встречаются модели с небольшим каблуком. Мокасины с шишечками на подошве впервые предложила Tod’s. Такая модель удобна и красива плюс выполняет массаж стоп, снимая накопившуюся усталость.

Мокасины украшают бисером, шнуровкой, вышивкой, окантовкой, а также различными вставками из другого материала. Данная обувь бывает разных цветов и имеет одно принципиальное отличие - внешний шов. Существуют , и молодежные варианты, а также модели в стиле унисекс. Наиболее известными брендами, выпускающими современные мокасины, являются: Tod’s, Giorgio Armani, Alberto Guardiani, Gucci и другие.

С чем носить мокасины

Замшевые мокасины хорошо сочетаются с комплектом из легких брюк и спортивного пиджака. Молодежь предпочитает мокасины в спортивном и полуспортивном стиле.

Пенни – это мокасины с накладкой на язычке. Они выпускаются в черном или красно-коричневом цвете, имеют маленький каблук и обычно носятся без носков.

Одной из наиболее популярных моделей являются «Бифролл» фирмы Sebago. Их рекомендуют носить с темным классическим костюмом.

Фирменные мокасины Tod"s с шишечками на подошве снискали большую любовь и у женщин, и . Такая модель есть в гардеробах простых людей, звезд кинематографа и даже членов королевских семей. Их обычно носят без носков и подходят они практически для любого типа одежды.

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.

Некоторые индейские племена

Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.

Одежда индейского воина

Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.

Во что одевались женщины

Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.

Одежда индейцев-детей

Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.

Головные уборы

Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.

Обувь

На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.

Украшения

Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.

Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.

Аксессуары

Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.

До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.

Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.