К вопросу о том, как государство заботится о детях, которые ему так нужны. Забота - это что такое? Проявление заботы и нежности

В настоящее время государство тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные на помощь детям-сиротам, но это ни в коей мере не решает вопросов предупреждения социального сиротства. За годы Советской власти государство сформировало мощную структуру, обслуживающую сирот. Оно взрастило армию профессиональных служащих, занятых в сфере социальной помощи детям-сиротам, создало сильный чиновничий аппарат, управляющий этой службой, породило систему, в которой взрослые люди невольно оказались заинтересованными в пополнении рядов детей-сирот (недаром то тут, то там рождаются слухи о торговле сиротами, о том, как "сердобольная" няня уговаривает одинокую молодую женщину в родильном доме оставить ребенка, отдать его "в хорошие руки"). Государственная система социального призрения сирот, построенная по принципу "лечения симптомов", не только не решает вопросов "лечения причин болезни", но и, по существу, загоняет проблему в тупик. Ведь до настоящего времени государство не истратило практически ни копейки, чтобы хоть как-то предупредить социальное сиротство, чтобы понять причины, порождающие его. Прискорбно говорить, но профилактике столь сложного социального явления в практическом плане противостоят лишь акушер и юрист родильного дома, который оформляет документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни тот, ни другой не подготовлены ни психологически, ни профессионально и, как показывает практика, не только не помогает женщине, находящейся в состоянии психологического кризиса, но и, как правило, становятся дополнительным травмирующим фактором, способным лишь привести к противоположному эффекту.(28.с.144)

Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это -- мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям -- это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства. (28,с.146)

Важными мероприятиями в масштабах государства являются: увеличение продолжительности декретного отпуска и мера его оплаты; открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей -- начиная с яслей, детских садов и кончая домами социальной опеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр. Очень важным фактором являются также бесплатные службы здравоохранения.

1. Забота государства о семье - важнейшая задача социальной политики

Семья является важнейшим общественным элементом и от того, насколько адекватно требованиям общества она выполняет свои функции, зависят многие социально значимые явления.
Семья испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства.
Коренные общественные преобразования негативно сказались на всем спектре брачно-семейных отношений. Подавляющее большинство семей оказалось неподготовленными к новым социально-экономическим условиям, не выработали жизненных стратегий, необходимых для выживания. Результатом этого стало снижение материального благосостояния семей, возросшая конфликтность в семейных отношениях, педагогическая несостоятельность родителей.
Демографическая ситуация в г.Минске характеризуется устойчивым и нарастающим процессом депопуляции, особенностью развития которой является снижение рождаемости и увеличение смертности (в 2004 году число родившихся составило 15965, умерших - 16356).
Снижение рождаемости обусловлено, в первую очередь, снижением социальных норм детности и степени их реализации. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1-2-х детную семью. Женщины все чаще переносят рождение первого ребенка на более поздние сроки, о чем свидетельствует рост удельного веса первенцев, родившихся у матерей в возрасте старше 25 лет, и увеличение возрастных коэффициентов рождаемости у женщин 20-35 лет.
Наличие в семье несовершеннолетних детей обуславливает снижение уровня жизни семей с детьми по сравнению с другими социально-демографическими группами населения. По статистическим данным 9,8% или 63,4 тысячи домашних хозяйств располагают ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума.
В последние годы происходит ряд негативных тенденций в сфере семейных отношений, что проявляется в высоком уровне разводимости (в 2004 году было зарегистрировано 13108 браков, 6470 разводов), в нарастании отрицательного отношения к официальной регистрации брака.
В последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья населения, а главное - детей. В органах социальной защиты Минска на учете состоит 4320 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. По сравнению с 2003 годом количество детей данной категории увеличилось на 7,8%.
Однако, при всей сложности развития, семья по-прежнему является важнейшим социальным образованием общества. Она выступает гарантом социального равновесия, стабильности в обществе. Поэтому разрешение накопившихся проблем современной семьи не менее актуально, чем решение задач совершенствования экономики.
Государство стремится обеспечить благоприятные возможности для обеспечения достойных условий жизнедеятельности семьи, уделяя первостепенное внимание вопросам охраны материнства и детства, помощи семьям, нуждающимся в повышенном социальном внимании: многодетным, неполным, опекунским, воспитывающим детей-инвалидов и другим.
Общая цель государственной политики в этом направлении - стабилизация положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения.
Материальная поддержка семей с детьми осуществляется в рамках реализации Закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей".
В 2004 году для повышения материального благополучия семей с несовершеннолетними детьми, на уровне республики был принят ряд нормативных правовых актов.
Данными документами предусмотрена выплата единовременного пособия в связи с рождением третьего и последующих детей в семье в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума, а также денежная компенсация в случае рождения близнецов в размере двух бюджетов прожиточного минимума на каждого ребенка.
С 2001 года в республике реализуется система адресной социальной помощи населению.
В городе Минске в 2004 году в бюджете на выплату адресной социальной помощи было предусмотрено 738,6 млн.рублей. Данный вид помощи получили 5177 человек на сумму 390,2 млн.рублей, что составило 52,8% от выделенной на эти цели суммы.
Основными получателями адресной социальной помощи в течение года являлись неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (88,8%).
Средний размер социальной помощи в расчете на одного получателя в месяц по г.Минску по сравнению с 2003 годом увеличился на 21,3% и составил 25111 рублей.
Несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения (материальная помощь из средств Фонда социальной защиты, материальная помощь из средств местного бюджета в рамках целевых акций, гуманитарная помощь и т.п.), с одной стороны, остается актуальным вопрос об увеличении адресной помощи жителям города, в том числе семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей.
С другой стороны - обусловлена необходимость перехода от традиционно давальческих функций социальной защиты к созданию условий самообеспечения и самопомощи семье (гражданину).
В 2004 году с целью решения проблем повышения материального благосостояния, улучшения качества жизни наименее защищенных слоев населения, решением 9-й сессии Минского городского Совета депутатов 24-го созыва от 23.09.2004 года № 132 утверждены Мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям жителей г.Минска на 2004-2005 годы.
Настоящие мероприятия состоят из семи разделов, целью которых является недопущение снижения жизненного уровня населения, и, прежде всего, наименее защищенных категорий граждан.
Разделы "Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми"; "Социальная поддержка многодетных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей" предусматривают ряд социальных гарантий, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости.
С целью улучшения демографической ситуации в городе в прошедшем году была принята городская Программа демографической безопасности на 2004-2005 годы, которая предусматривает комплекс мер по охране репродуктивного здоровья, совершенствованию службы планирования семьи, повышению роли семьи, формированию культуры брачно-семейных отношений.
Государственная семейная политика рассматривается не только как объект целенаправленного воздействия и помощи, но и как активный партнер по анализу причин, поиску путей разрешения конфликтных ситуаций.
Поэтому, социальная защита завтрашнего дня - это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитие системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения (психологических, социально-педагогических, юридических и т.п.).
Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения сегодня являются многофункциональными учреждениями с целостной системой деятельности по оказанию различных видов социальной помощи и услуг населению, способностью к развитию новых форм социального обслуживания населения.
Цель деятельности центров - оказание всесторонней помощи семье, отдельным нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Специалисты центров занимаются выявлением потребностей конкретных семей и детей в различных видах и формах социальной помощи, осуществляют патронаж социально неблагополучных семей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляют консультирование по вопросам самообеспечения семей, реализации предусмотренных законодательством льгот, компенсаций и других выплат и т.д.
В 2004 году в Центры по различным вопросам обратилось 79969 человек (по сравнению с 2003 годом количество обращений увеличилось в два раза).
На пороге нового тысячелетия семья и общество столкнулись с новыми и старыми проблемами, требующими активного участия со стороны государства, общественности, специалистов - профессионалов в области социальной работы.
Современное понимание социальной защиты семьи включает в себя как традиционную социально-экономическую составляющую, так и психологическую составляющую, компоненты педагогики, социологии, медицины, других социальных наук, опирающиеся на гуманистический подход и современные научные представления о семье и обществе.
Именно с этой позиции рассматриваются сегодня основные проблемы семьи, решать которые призвана система социальной защиты.
И в дальнейшем государственная политика в отношении семьи, совершенствование ее социальной защиты должна быть направлена на разработку мер, регулирующих отношения семьи и государства, обеспечивающих предоставление семье государственных гарантий, создание благоприятных социально-экономических условий функционирования семьи, усиление принципа адресности, социальную защиту социально-уязвимых семей, расширение видов и форм социальной помощи и услуг.

2. Актуальные проблемы нравственного здоровья нации

В Минске создана система медицинской помощи детям, базирующаяся на профилактическом принципе и, прежде всего - непрерывности наблюдения.
Гарантиями охраны здоровья матери и ребенка являются законы Республики Беларусь "О здравоохранении", "О правах ребенка", "О браке и семье", а также государственные и городские программы.
Мощным гарантом развития службы материнства и детства служит Президентская программа "Дети Беларуси" и городская программа "Дети города Минска". В соответствии с этими программами ежегодно на оснащение родильных домов направляется от 600 до 900 млн.рублей из местного бюджета. Во все родильные дома закуплена ультразвуковая диагностическая аппаратура. Все детские больницы, акушерские стационары являются клиническими, это значит, что в лечебно-диагностическом процессе участвуют научные сотрудники институтов страны.
Реализован один из основных принципов - обеспечение доступности населения к службе охраны материнства и детства.
Заботу о здоровье ребенка медики начинают задолго до его рождения. В городе функционирует служба дородовой диагностики пороков развития плода. Медико-санитарную помощь оказывают 18 детских поликлиник, 5 детских отделений в составе поликлиник для взрослых и детей, амбулатория общей врачебной практики.
В 2004 году детское здравоохранение пополнилось двумя современными учреждениями: новое здание 2 детской клинической больницы и Детский кардиохирургический центр. Они оснащены медицинской аппаратурой, позволяющей осуществлять реконструктивные операции с периода новорожденности, проходить обследование в максимально короткие сроки.
На базе 7 городской клинической больницы создан Республиканский научно-практический центр "Мать и дитя", объединивший усилия ученых и практиков и оказывающий помощь беременным женщинам и новорожденным, имеющим сложные заболевания.
В детских и родовспомогательных стационарах внедрены современные медицинские технологии, позволяющие достигать положительных результатов лечения, снижать материнскую и детскую инвалидность и смертность.
Мингорисполкомом ведется целенаправленная работа по профилактике и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей. Работа осуществляется на основании комплексной программы комитета по образованию "Здоровье учащихся г.Минска на 2002-2005 годы".
В истекшем году совместно с городским центром "Здоровье" комитетом по образованию Мингорисполкома проведен ряд семинаров для учащихся, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни. На базе городского центра "Здоровье" организован постоянно действующий семинар для различных категорий педагогических работников, лекторий для учащихся. В учреждениях образования к проведению лекций, консультаций, групповых тренингов подключены врачи-наркологи, медицинские работники, психологи и социальные педагоги. Специалистами заинтересованных служб и ведомств в учреждениях образования прочитано 385 лекций, проведено 1125 консультаций, 517 тренингов.
Комплексная программа "Здоровье учащихся г.Минска" нацеливает педагогические коллективы на системный подход к осуществлению конкретных мер, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Проблема охраны здоровья учащихся тесно связана с вопросами школьного питания. В настоящее время организацией питания учащихся общеобразовательных учебных заведений г.Минска занимается 9 районных комбинатов школьного питания, которые обслуживают 254 учреждения образования.
В городе (на различных уровнях) реализуется ряд комплексных программ, целевых планов мероприятий, направленных на предупреждение преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних, профилактику курения, пьянства, наркомании и токсикомании в молодежной среде. При комитете по образованию Мингорисполкома планомерно в течение года работает межведомственный совет по профилактике преступности, пьянства и наркомании среди несовершеннолетних.
Ведущую роль в воспитании у учащихся здорового образа жизни играет Минский городской совет по экологическому воспитанию, в состав которого входят специалисты комитета по образованию Мингорисполкома, городского туристско-экологического центра, педагогические работники школ, внешкольных и дошкольных учреждений, научные сотрудники, специалисты государственных и общественных организаций.
Комитетом по образованию, Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и заинтересованными организациями разработана и утверждена Городская долгосрочная целевая программа, направленная на воспитание экологически грамотного и бережного отношения к окружающей среде. Программа состоит из 9 разделов: "Информационно-пропагандистская работа", "Повышение экологической грамотности учащейся молодежи", "Развитие детского экологического туризма. Природное оздоровление. Здоровый образ жизни", "Мероприятия по охране окружающей среды", "Природа и культура", "Природа. Наука. Общество".
Совместно с городским центром "Здоровье" комитетом по образованию Мингорисполкома проведен ряд семинаров для учащихся, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни. В апреле 2004 года на базе Минского городского Дворца детей и молодежи прошла Международная научно-практическая конференция "Воспитательное пространство внешкольного учреждения: восхождение к будущему". В рамках конференции работала секция "Формирование культуры здоровья". Во всех учреждениях образования разработаны программы по организации внеклассной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
С участием известных деятелей политики, спорта, искусства на базе Минского городского Дворца детей и молодежи регулярно проводятся культурно-массовые, спортивно-оздоровительные мероприятия, спортивные акции, ярмарки здоровья. Ряд проектов по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде осуществляется при поддержке ЮНИСЕФ, общественных организаций "Фиальта", "Матери против наркотиков" и др.
В управлениях образования администраций районов вопросы курирования физической культуры и спорта введены в функционал государственных служащих.
Летом 2004 года в соответствии с решением Мингорисполкома от 22.04.2002 года № 806 на средства, выделенные городским управлением по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, были открыты лагеря для учащихся школ г.Минска. В течение трех смен на базе школ и внешкольных учреждений работали 485 лагерей с дневным пребыванием детей на 33166 мест при плане 31016. Наибольший охват детей отдыхом в лагерях с дневным пребыванием в летний период достигнут в Первомайском (20,2%), Заводском (19,0%), Ленинском (19,0%), Партизанском (18,8%), Октябрьском (18,4%) районах.
За июль-август 2004 года были организованы 25 палаточных лагерей для 851 учащегося. В соответствии с заявками управлений образования и администраций районов путевками в загородные оздоровительные лагеря были обеспечены 2298 детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, детей из опекунских семей.
Традиционно лагеря для детей-инвалидов с дневным пребыванием работали в Первомайском районе, межшкольные лагеря для детей из многодетных семей - во Фрунзенском районе.
Городской туристско-экологический центр осуществил в 2004 году 1570 походов и экспедиций с участием 15142 учащихся. Кружковцы центра активно участвовали в республиканских и международных соревнованиях. Планомерно проводились мероприятия туристско-экологической направленности для городских оздоровительных лагерей.
В высших учебных заведениях города созданы клубы молодой семьи. Студенческие семьи, имеющие ребенка, получают доплаты к стипендии и комнаты в семейных общежитиях. В рамках Дня семьи, с целью повышения престижа института семьи в обществе Мингорисполком совместно с редакцией газеты "Минский курьер" ежегодно проводит акцию-конкурс "Совет да любовь". В акции принимают участие семьи, в которых одному из супругов менее 31 года. Итоги подводятся на фестивале газеты "Минский курьер" в День города. Победители получают призы и дипломы.

3. О реализации мероприятий по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны

В настоящее время в г. Минске проживают 16895 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе: 3044 инвалида войны, 8682 участника войны, 4685 лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, 484 чел. других категорий, относящихся в соответствии с действующим законодательством к ветеранам войны.
В течение сентября 2003 года - апреля 2004 года в городе проведено обследование материально-бытовых условий проживания инвалидов и участников войны, а также членов семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших в годы войны. Результаты обследования показали, что все ветераны пользуются льготами, предоставленными Законом Республики Беларусь "О ветеранах", получают установленное законодательством повышение к пенсии, как правило, имеют благоустроенное жилье, обеспечены квартирными телефонами, многие имеют дачные участки, более 600 инвалидов войны пользуются спецавтотранспортом, полученным через органы социальной защиты.
На реализацию мероприятий по социальной поддержке ветеранов из городского бюджета в 2004 год выделено 5,2 млрд. рублей, на 2005 год предусмотрено 6,3 млрд. рублей.
С 1 января 2004 года производятся ежемесячные доплаты к пенсиям , выплачиваемым по линии органов социальной защиты инвалидам и участникам войны - в размере 100% минимальной пенсии по возрасту, членам семей военнослужащих, погибших в годы войны - в размере 50% минимальной пенсии по возрасту. В денежном выражении это составило: в январе 2004 года соответственно 27200 руб. и 13600 руб. в январе 2005 года - 32220 руб. и 16110 руб. За 2004 год на указанный вид доплат израсходовано из местного бюджета 3,4 млрд. рублей. Количество получателей на 1.01.2004 г. составило 10126 человек, на 1.01.2005 г. - 9197 чел. (сокращение по естественной причине - уход из жизни). Выплата доплат продолжается.
К 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков более 18,5 тыс. ветеранам войны оказана единовременная материальная помощь на общую сумму 1,5 млрд. рублей. На выплату материальной поддержки к 9 мая 2005 года предусмотрено из средств местного бюджета 2,3 млрд. рублей, так как увеличены суммы выплат. Так, инвалидам и участникам войны будет выплачено по 150 тыс. рублей, труженикам тыла - 100 тыс. рублей, членам семей военнослужащих, погибших в годы войны, и жителям блокадного Ленинграда - по 50 тыс. рублей.
Основной вопрос, поднятый ветеранами в ходе обследования, касался проведения ремонта квартир , замены сантехоборудования, газовых и электроплит. На эти цели было дополнительно выделено в 2004 году из средств резервного фонда горсовета 430 млн. рублей, за счет которых выполнены ремонтные работы в квартирах 674 одиноких и одиноко проживающих инвалидов и участников войны. Этот вопрос продолжает оставаться актуальным. В текущем году необходимо осуществить ремонт в квартирах тружеников тыла, защитников и жителей блокадного Ленинграда, работников прифронтовых участков железных дорог и членов семей военнослужащих, погибших в годы войны, т.е. тех категорий, которые в соответствии с Законом "О ветеранах" отнесены к ветеранам войны. Для выполнения этих работ решением горисполкома от 10.02.2005 районным администрациям выделено дополнительное финансирование в сумме 747,9 млн. рублей.
В течение 2004 года улучшили жилищные условия путем обеспечения социальным жильем, строительства ЖСК и по долевому участию 56 инвалидов, участников войны, членов семей погибших в годы войны. Несмотря на то, что ветераны войны, в основном, обеспечены благоустроенным жильем, жилищная проблема имеет место. По состоянию на 1.01.2005 г. очередность на улучшение жилищных условий составляет: 420 семей инвалидов войны, 441 - участников войны, 80 - членов семей военнослужащих, погибших в годы войны. В 2005 году планируется построить для данных категорий граждан 15000 кв. метров общей площади жилья за счет средств бюджета г. Минска и 6440 кв. метров - за счет средств республиканского бюджета, что позволит улучшить жилищные условия 437 инвалидов, участников войны и 69 членов семей военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. На государственную поддержку при строительстве жилья за собственные средства в виде льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий будет использовано соответственно 6,8 и 2,6 млрд. рублей.
В течение 2004 года Минской городской телефонной сетью установлено 134 квартирных телефона инвалидам, участникам войны и членам семей погибших в годы войны. Все просьбы лиц указанных категорий удовлетворены.
В трех интернатных учреждениях и государственном учреждении "Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов № 1" проживают 11 инвалидов и 26 участников Великой Отечественной войны. Помещение лиц указанных категорий в дома-интернаты осуществляется вне очереди. В последние годы сеть социальных учреждений для постоянного проживания ветеранов и инвалидов развивается. Так, в 2004 году начаты работы по реконструкции двух объектов, на одном из которых, в живописном месте в дер. Тресковщина будет открыт городской дом-интернат для ветеранов войны и труда "Свитанок", предназначенный для заслуженных ветеранов, жителей г. Минска.
В рамках мероприятий по празднованию 60-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков 57 одиноких ветеранов войны обеспечены промышленными товарами длительного пользования (телевизорами, холодильниками, стиральными машинами и др.).
В связи с подготовкой к празднованию юбилейных дат большое внимание уделяется службами города и администрациями районов г. Минска удовлетворению конкретных нужд и просьб ветеранов.
К решению бытовых проблем ветеранов войны активно привлекаются предприятия, учреждения, организации города различных форм собственности, в том числе и те, на которых ранее работали ветераны. Всего в течение 2004 года 448 предприятиями города оказано только материальной помощи ветеранам войны на общую сумму 430 млн. рублей.
На особом контроле находятся вопросы оказания медицинской помощи ветеранам войны. В стационарах города развернуто 165 палат для инвалидов войны с общим количеством коек 347. В 2004 году пролечено 3017 инвалидов и участников войны. Для ветеранов организовано обеспечение дополнительным питанием (соки, йогурты, фрукты и т.д.)
Талоны на плановую госпитализацию ветеранов Великой Отечественной войны в Республиканский госпиталь им. П.М. Машерова используются в полном объеме.
Для инвалидов и участников войны в амбулаторно-поликлинических учреждениях города обеспечен внеочередной прием.
По бесплатным путевкам получили санаторно-курортное лечение в 2004 году 435 инвалидов войны, 758 участников войны. Ежегодно возрастает количество инвалидов и участников войны, которым выплачивается денежная компенсация взамен неиспользованной путевки. Так, если в 2003 году компенсацию получили 11873 инвалида и участника войны, то в 2004 году - 12127 чел. указанных категорий.
884 ветерана войны обеспечены слуховыми аппаратами (100% нуждающихся по медицинским показаниям), 11 инвалидов войны - автомобилями "Таврия", 59 инвалидов и участников войны - кресло-колясками. В настоящее время инвалидов и участников войны, нуждающихся в данных средствах реабилитации, на учете нет.
Предприятиями бытового обслуживания со скидками к действующим прейскурантным ценам и бесплатно предоставлены услуги более 200 тысячам человек на общую сумму более 550 млн. рублей. В канун празднования 60-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне со 2 по 10 мая 2005 года будут организованы аналогичные мероприятия во всех районах города.

Из этой статьи вы узнаете:

    Как проявлять заботу о пожилом человеке

    У кого просить помощи, если самостоятельно оказать заботу пожилым не получается

    С какими трудностями можно столкнуться, оказывая заботу о пожилом человеке

    Какие предлагают услуги по заботе и уходу за пожилыми людьми

В любой семье рано или поздно наступает момент, когда престарелые родители становятся немощными и требуют постоянного ухода. Пожилым людям свойственно часто болеть, испытывать затруднения с выполнением бытовых дел.

Иными словами, приходит время, когда детям предстоит позаботиться о тех, кто когда-то их вырастил. Забота о пожилых — это не только обязанность детей, это право родителей, закреплённое законом. Тем не менее, многим из нас тяжело обеспечить должный уход за пожилыми людьми.

Как проявляется забота о пожилых в мире

Забота о пожилых людях — проблема, которая беспокоит людей по всему миру. Отношение к ней было переосмыслено и значительно изменилось во многих странах, к примеру, Великобритании, Дании, Австралии и пр. Политические изменения были направлены на то, чтобы сократить расходы налогоплательщиков и увеличить эффективность и продуктивность государственных программ, целью которых является забота о пожилых людях.

Граждане преклонного возраста проявляют активную заинтересованность в услугах по уходу за престарелыми. Их очень интересует забота о пожилых людях. Особенно это проявляется в тех странах, где немолодые граждане объединяются в группы.

К примеру, в Швеции, треть престарелых входят в ассоциацию пенсионеров. Они открыто отстаивают свои права, заявляют о себе на всю страну. Даже в государствах, где такие организации ещё не появились, членам правительства приходится принимать во внимание мнение пенсионеров, которые требуют, чтобы существующая социальная программа была адаптирована к их нуждам. Политики прислушались к требованиям престарелых и определили следующие цели:

    Первая цель — участие престарелых в общественной жизни. Сюда же относится улучшение качества жизни пенсионеров, обеспечение необходимой им заботы и достойного уровня дохода. Кроме того, речь идёт о повышении качества обслуживания в домах престарелых. Ограничения, которые характерны для подобных заведений, должны быть смягчены. Желательно, чтобы пожилой человек проживал в собственном доме или находился в центре дневного пребывания. Забота о пожилых людях не должна целиком и полностью ложиться на дома престарелых.

    Вторая цель — предоставление пожилому человеку возможности для получения помощи и заботы в его собственном доме. Речь идёт также об определении проблем, беспокоящих престарелых людей, разработке программ, препятствующих их физическому и моральному истощению. Большинство британских политиков считают, что забота о пожилых людях будет организована должным образом, если обеспечить практическую поддержку тем, кто ухаживает за ними. Согласно шведскому законодательству, местная власть должна прислушиваться к требованиям этих людей и поддерживать их. Им предоставляют 30-дневный оплачиваемый отпуск. Политики Австралии и Великобритании считают, что отдых тех, на чьи плечи ложится забота о пожилых людях, является общенациональной заботой. Разумеется, затраты налогоплательщиков в связи с этим увеличиваются.

    Третья цель — уменьшение затрат налогоплательщиков на заботу о пожилых. Эффективность и продуктивность программ по уходу за престарелыми должна быть улучшена. К примеру, в Нидерландах перед комитетом по финансированию системы здравоохранения была поставлена задача «разработать стратегию сдерживания объема затрат на фоне общего старения населения». Политические деятели Австралии также стремятся реформировать программы ухода за престарелыми так, чтобы использование средств общественных фондов стало более эффективным.

Чтобы удовлетворить потребности престарелых и тех, кто взял на себя заботу о них, потребуется изменить наше общество, его поведение и привычки. Члены общества сопротивляются этому, ведь перемены требуют того, чтобы расходы на финансирование других направлений были сокращены.

Как проявлять заботу о пожилом человеке дома

Многие пожилые сталкиваются с тем, что не могут о себе позаботиться самостоятельно. В такой ситуации им совместно со взрослыми детьми предстоит понять, какой вид помощи им нужен и как его обеспечить. Забота о пожилых людях — вопрос, который следует решать всей семьёй.

Родственникам нужно объединиться и определить, какая забота о пожилых людях требуется, как можно решить образовавшиеся проблемы. Рекомендуем быть честными в выражении своих чувств и потребностей.

Обсудите, может ли пожилой родственник жить один, если ему помогать время от времени. Подумайте и распределите обязанности между членами семьи. Забота о пожилых людях — задача, с которой справиться в одиночку просто невозможно.

К примеру, один из членов семьи может ухаживать за пожилым, а у кого-то нет времени, но есть денежные средства на обеспечение всего необходимого для бабушки или дедушки. Старайтесь сделать так, чтобы забота о пожилых людях не стала чем-то, разобщающим вашу семью, а, наоборот, посмотрите на это, как на возможность объединиться. Каждый может внести свой вклад, однако, в дальнейшем вы можете заняться перераспределением обязанностей по заботе о пожилом родственнике.

Забота о пожилых людях — большая ответственность . Если вы ухаживаете за престарелым отцом или матерью, постарайтесь проконсультироваться с врачом и узнать все необходимые сведения для обеспечения должного ухода за родителем. Если речь идёт о каком-то серьёзном заболевании, то лучше тщательно подготовиться к возможным чрезвычайным ситуациям. Если вы берётесь за такое дело, как забота о пожилых, вы должны быть ко всему готовы.

Если вы понимаете, что забота о пожилых родственниках, вам не по силам, вы можете обратиться в одно из государственных учреждений, предоставляющих услуги для престарелых.

Признайте, что забота о пожилых людях — непростое дело, и, скорее всего, вам понадобится помощь специалистов. Разузнайте, какие услуги по уходу за престарелыми предлагаются, что может облегчить ваш труд, как лучше организовать этот процесс. Предстоящая перемена может вызывать у вас грустные мысли, сомнения. Не держите их в себе, поделитесь переживаниями, которые вызывает у вас забота о пожилых, с одним из близких друзей или психологом.

Иногда пожилой человек заранее продумывает свою жизнь в старости. Он определяет, желает ли он проживать вместе с детьми или переехать в дом престарелых. Такой человек смотрит правде в глаза и понимает, что забота о пожилых родителях существенно влияет на жизнь детей, и подготавливается к новому этапу своей жизни. Внимание, забота пожилым людям, конечно же, необходимы. Но определиться с тем, как относиться к своей старости, тоже крайне важно.

Увы, многие престарелые неадекватно оценивают реальность, и в итоге членам семьи приходится сталкиваться с многочисленными проблемами, связанными с заботой о пенсионерах. Пожилые люди нуждаются в заботе, а их родственники просто не могут её дать. Велика вероятность, что в такой ситуации разгорится конфликт. А если позаботиться обо всём заранее, то этот процесс будет протекать менее болезненно.

В большинстве случаев дети чувствуют себя неловко, когда заводят разговор о том, что пожилому человеку требуется забота и в его жизни грядут перемены. Однако, обсуждать эти щепетильные вопросы всё равно придётся. Разговор должен быть простым, откровенным. Забота, уход за пожилыми людьми требует уважения по отношению к ним. Постарайтесь отнестись к переживаниям престарелого с вниманием и пониманием. Забота о пожилых — деликатная тема, и без сострадания и любви здесь не обойтись.

Если дедушка может позаботиться о себе самостоятельно и не нуждается в заботе, обсуждать подобные вопросы всё равно нужно. Узнайте о том, какая помощь ему могла бы понадобиться, и расскажите, какие виды поддержки вы готовы ему предоставить. Вероятно, он выслушает вас и постарается принять верное решение, чтобы не ограничить вашу свободу и независимость. Забота о пожилых людях — то, что стоит обсуждать в кругу семьи.

Подумайте также о возможных вариантах лечения. Пожилой человек имеет право не только на заботу, но и на то, чтобы согласиться или отказаться от предлагаемого вида терапии. Пожелания пациента могут быть внесены в заранее составленный медицинский документ. Если пожилой назначит вас своим представителем, то вам предстоит принимать решения, касающиеся его лечения. Обеспечить заботу пожилым не так-то просто и, занимаясь этим, вам придётся столкнуться с большим количеством трудностей.

Желательно хранить такой документ или его копию при себе. Как правило, его кладут туда же, где лежит завещание и другие важные бумаги. Если вы стремитесь обеспечить заботу пожилым родственникам, подумайте о подобных нюансах заранее.

Забота о пожилых людях: у кого просить помощи

Желательно, чтобы пожилой человек оставался независимым в той мере, в какой это возможно. Позвольте ему убираться в комнате, контролировать приём лекарств, заниматься приготовлением пищи. Иногда забота о пожилых превращается в тотальный контроль, а это делает престарелого ещё более немощным.

Тем не менее, если вы заметили, что пенсионер с трудом передвигается, не может дойти до магазина, у него появились проблемы с памятью, нуждается в постоянной заботе, то подобные изменения требуют вашей незамедлительной реакции.

Забота о пожилых людях требует учёта особенностей стареющего организма. У престарелых часто теряется слух, зрение, память, помрачается рассудок и пр. Забота о пожилых людях в такой ситуации требует вмешательства специалистов, ведь своими силами членам семьи не помочь пенсионеру.

В какой-то момент детям приходится заниматься делами родителей. Иногда забота о пожилых предполагает выполнение роли адвоката, секретаря, водителя и пр.

Если проблема является нерешаемой, то забота о пожилых должна видоизмениться. Возможно, вам придётся заняться приспособлением жилища к особенностям престарелого члена семьи.

Как обеспечивается забота о пожилых, если дети живут далеко от родителей? Может быть, попросить соседей навещать их и сообщать, как у них дела? Возможно, забота о пожилых требует приготовления им пищи и уборки помещения. Иногда достаточно просто предоставить престарелому человеку приспособление, которое бы помогало ему передвигаться по дому, выполнять гигиенические процедуры и пр. Забота о пожилых людях не всегда требует вашего круглосуточного нахождения рядом с ними.

Иногда забота о пожилых людях может осуществляться соцработниками. Это позволит престарелому человеку сохранить свою независимость. Тем не менее, если вы чувствуете, что ему тяжело ухаживать за собой, заниматься повседневными делами, то лучше задуматься над тем, как обеспечить заботу пожилым на постоянной основе.

Уточните, какие местные организации обеспечивают заботу пожилым. Если престарелый родственник проживает дома, то важно, чтобы у сиделки был свой ключ от квартиры. От экстренных случаев никто не застрахован и, если вы стремитесь обеспечить заботу пожилым, лучше к ним подготовиться заранее.

С какими трудностями можно столкнуться, обеспечивая заботу пожилым

Разумеется, любящий сын или дочь, стремится, чтобы родители жили в комфортных условиях, чтобы за ними ухаживали. Когда вы уверены, что забота о пожилых осуществляется должным образом, вы можете спокойно заниматься своими делами.

Жить вместе со своими родителями не всегда возможно. Тем не менее, их можно регулярно навещать, предлагая свою заботу пожилым матери и отцу, помогая с бытовыми делами.

Звоните родителям регулярно, пишите им и напоминайте о том, что любите их. В какой бы ситуации вы не находились, помните, что забота о пожилых родителях — ваша ответственность.

Разумеется, ситуации у всех разные, и забота о пожилых осуществляется в каждой семье по-своему. У некоторых есть возможность перевезти родителей к себе. Иногда родители не принимают заботу от своих детей, стремясь остаться независимыми. Некоторые дети готовы оплачивать услуги сиделки или дома престарелых, а у кого-то на это попросту нет средств. Не важно, как именно обеспечивается забота о пожилых. Главное, чтобы всем членам семьи было от этого комфортно.

Чаще всего забота о пожилых ложится на плечи того, кто живёт неподалёку от них. Конечно, сыну или дочери нужно стремиться обеспечить заботу пожилым родственникам, но свою жизнь на паузу из-за этого ставить не стоит. Адекватно оценивайте свои силы и не берите на себя непомерную ношу. Постарайтесь перераспределить обязанности между другими членами семьи.

Тот, на чьи плечи легла забота о пожилых может истощиться, ведь это отнимает очень много сил и времени. Будьте реалистом и, если чувствуете, что не можете дать необходимую заботу пожилым родственникам, просите о помощи.

Конечно, наблюдать за старением своих родителей очень больно. Забота о пожилых родственниках сопровождается печалью, тревогой, разочарованием, гневом, чувством вины и досады. Иногда престарелый человек говорит обидные слова, но обижаться на него не стоит. Психологи утверждают, что для преодоления любого неприятного чувства, которое у вас вызывает, к примеру, забота о пожилых родителях, достаточно признать и принять его.

Не держите чувства в себе, расскажите о своих переживаниях родственникам или друзьям, которым вы можете довериться. Благодаря такому разговору вы станете более уравновешенным и сможете обеспечить заботу пожилым родителям. Вы поймёте, что вы на самом деле чувствуете. Помните, что забота о пожилых — непростое дело, и эмоциональные всплески просто неизбежны.

Иногда бывает так, что родственники не могут обеспечить заботу пожилым людям, так как не обладают необходимыми для этого навыками и средствами. В такой ситуации целесообразно перевезти бабушку или дедушку в дом престарелых. Вы можете регулярно навещать своих родителей. Подобные заведения обеспечат заботу пожилым людям, а вы будете уверены, что престарелые родители находятся под присмотром.

Забота о пожилых людях — непростое дело. Эмоциональные проблемы, скорее всего, рано или поздно возникнут. Забота о пожилых — вопрос, который решается по-разному в каждой семье, и здесь нет какого-то правильного или неправильного ответа. Старайтесь мудро планировать, как вы будете обеспечивать заботу пожилым людям, сотрудничать с другими родственниками, общаться с друзьями и близкими и, самое главное, чтить своих родителей, какими бы они не были.

Вы будете спокойны и удовлетворены, зная, что вы сделали всё возможное, чтобы обеспечить должную заботу пожилым родителям.

Забота и уход за пожилыми людьми: кто предоставляет такую услугу

1) Социальный работник

Найти соцработников можно даже в самом маленьком городке. Они осуществляют уход за пожилым человеком следующего типа:

    Помощь с гигиеническими процедурами;

    Контроль выполнения врачебных предписаний;

    Забота о пожилых предполагает оказание помощи с медицинскими процедурами, сопровождение до поликлиники и пр.;

    Покупка продуктов, лекарственных препаратов за счёт пенсионера;

    Забота о пожилых предполагает оказание помощи с приготовлением пищи;

    Помощь с принятием пищи;

    Забота о пожилых предполагает оказание помощи с уборкой помещения;

    Стирка, глажка;

    Сопровождение во время прогулки.

Положительные и отрицательные стороны работника социальной службы в уходе за престарелыми людьми:

    Услуги оказываются на безвозмездной основе;

    У соцработника есть медицинское образование, при необходимости он может оказать медпомощь;

    Соцработник может оказывать как разовую, так и круглосуточную помощь;

    Чтобы соцработник обеспечивал заботу пожилым людям, придётся собрать большое количество документов. Прежде всего, нужно подать заявление в центр социального обслуживания. Забота о пожилом человеке соцработником предоставляется только лицам, у которых есть соответствующее медицинское заключение.

    Забота о пожилых, предоставляемая соцработником, положена не всем престарелым;

    Забота о пожилых людях предоставляется, если близкие родственники пенсионера не могут ухаживать за ним из-за болезни, инвалидности, проживания вдали от него, частых командировок.

2) Сиделка является медработником, обученным тому, как обеспечивается уход и забота о пожилых людях. Такой труд требует терпения, трудолюбия, чувства юмора, сострадания, искренности. Разумеется, найти сиделку, обладающую всеми этими качествами, не так-то просто.

Забота о пожилых может осуществляться с почасовой оплатой или на постоянной основе, то есть, сиделка проживает вместе с пожилым.

Положительные и отрицательные стороны сиделки в уходе за престарелыми людьми:

    Услуги по уходу за пожилым могут быть временными и оплачиваться по часам;

    Пожилому человеку не нужно переезжать в дом престарелых. Забота о пожилых людях осуществляется на дому;

    Членам семьи может не понравиться, что для обеспечения заботы о пожилых в доме постоянно присутствует посторонний человек;

    Есть вероятность, что вы или пожилой родственник не сойдётся с сиделкой по характеру;

    Доверие. Забота о пожилых людях ложится на плечи сиделки, которая будет находиться рядом с ним постоянно. Убедитесь, что это человек, которому можно доверять, ведь осуществлять контроль за её деятельностью очень сложно. Рекомендуем нанимать сиделку через агентство, знакомиться с рекомендациями прежних клиентов. Забота о пожилых и её качество находится в ваших руках!

3) Специализированный пансионат (уход за пожилыми с проживанием)

Частный пансионат представляет собой специализированную загородную гостиницу, предоставляющую медицинские услуги своим постояльцам. Как правило, он расположен в тихом, уединённом месте. Тем не менее, добраться до него, чтобы навестить дорогую бабушку или дедушку, несложно. Ваша забота о пожилых родственниках важна для них и этим не стоит пренебрегать.

Такой пансионат предлагает не только проживание, уход и заботу пожилым. Заведение специально оборудовано для жизни инвалидов и престарелых. Здесь обеспечиваются особые медицинские услуги, предлагаются программы реабилитации. Кроме того, бабушки и дедушки живут здесь активной жизнью, общаются друг с другом, гуляют, а сотрудники пансионата дарят своё внимание и заботу пожилым.

Забота о пожилых людях в загородном доме не ограничивается медицинскими услугами и уходом. Для них обеспечивается культурная программа, которая включает посещение концертов, пикников, организацию встреч, совместный просмотр фильмов, музыкальные вечера.

Увы, у большинства из нас дом престарелых ассоциируется с неприятным заведением, где пожилым людям предстоит «доживать» свою жизнь. Всё дело в том, что государственные заведения недофинансированы и не могут предоставить должную заботу пожилым людям.

Государственный дом престарелых предлагает свои услуги за небольшую сумму. Стоимость лечения, питания, проживания в частном пансионате, разумеется, выше. Но стоит ли экономить, когда речь идёт о таком понятии, как забота о пожилых родственниках?

Положительные и отрицательные стороны услуг пансионатов в уходе за престарелыми людьми:

    Забота о пожилых людях обеспечивается высококвалифицированными сотрудниками. Они занимаются обеспечением комплексного ухода. Пансионат обладает сложным оборудованием, которое просто невозможно установить дома. Медсёстры и врачи следят за здоровьем клиентов. Сиделка может лишь облегчить страдания пенсионера, пансионат же стремится повысить качество его жизни;

    Забота о пожилых людях не ограничивается проживанием и уходом. Постояльцам предлагают реабилитационные программы. Пожилых людей развлекают аниматоры. Пенсионеры питаются полезной едой, а благодаря занятиям по интересам они восстанавливают свой интерес к жизни и деятельности;

    Забота о пожилых людях в пансионате предполагает разработку и подбор индивидуальной программы, которая адаптирована под особенности и потребности клиента;

    Престарелый человек может пожить в пансионате несколько дней, в течение периода реабилитации или переехать насовсем;

    Забота о пожилых обеспечивается огромным штатом сотрудников. Благодаря этому, каждый подопечный может выбрать сиделку, которая придётся ему по душе;

    На выбор пансионата, соответствующего всем вашим требованиям, придётся потратить много времени. Не судите о заведении по фотографиям, размещённым на сайте. Посещайте пансионаты лично, знакомьтесь с сотрудниками, читайте отзывы клиентов. Помните, забота о пожилых — ваша ответственность, и от вашего выбора зависит благополучие престарелого родственника.

    Престарелый человек, скорее всего, не сразу решится на переезд. Как правило, это связано с тем, что в его понимании дом престарелых — мрачное место. Постарайтесь посетить пансионат вместе с пожилым родственником, чтобы он собственными глазами увидел условия, в которых живут пенсионеры.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

    Еженедельный осмотр профильных врачей.

    Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

государство достигает наивысшей степени централизации,создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия иполиция; деятельность органов сословного представительства, как правило,прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы приходится на 17-18 века.В России абсолютизм существовал в 18-начале 20 вв.в форме самодержавия. С формально- юридической точки зрения при абсолютизме руках главы государства монаха сосредотачивается вся полнота законодательный исполнительной власти,он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождение верховной власти.Возвеличиванию персоны государя служил пышный и дворцовый этикет.На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер:боролся с сепаратизмом феодальной знати,подчинял церковь государству,ликвидировал остатки феодальной раздробленности,вводил единые законы.Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Вопросы к тексту:

С1 Составьте план текста.Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите каждый из них.

С2 Какие признаки абсолютизма названы в тесте?Назовите не менее трёх.Как осуществляется их взаимосвязь?

С3 В чем проявляется прогрессивное влияние абсолютизма на начальной стадии его формирования?В чем абсолютизм регрессивен? В обоих случаях назовите не менее двух признаков.

С4 Какой класс вырастает при абсолютной монархии из "третьего сословия"?Какими двумя способами разрешаются противоречия между ним и абсолютизмом?

С5 В России в период правления Петра I в экономике господствовала политика меркантилизма и протекционизма. Объясните,как связаны эти факты.Какую роль сыграл этот экономический курс в то время?Приведите фрагмент текста,который поможет ответить на этот вопрос.

С6 Один из идеологов российского самодержавия дал такую оценку парламенту:"Парламентские деятели принадлежат,большей частью,к самым безнравственным представителям общества;при крайней ограниченности ума,при безграничном развитии эгоизма и самой злобы,при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим,господственным главой кружка или собрания,хотя бы к нему)к собранию,над которым он главенствует)принадлежали люди,далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами"Согласны ли вы с этой точкой зрения?в подтверждение своего мнения приведите не менее 2-х аргументов.