Костюм викторианской эпохи. Из истории мировой моды: Викторианская мода

В одежде не подвластен капризам изменчивой моды. Направление, зародившееся еще в 19-м веке, до сих пор сохраняет актуальность. Его основательницей считается Виктория, ставшая королевой Великобритании в юном возрасте и правившая более 60 лет. Что же представляет собой стиль, каковы его основные черты?

Женская мода 19-го века: основные характеристики

Силуэт «песочные часы» - характерная черта этого направления. Викторианский стиль в одежде (19 век) призван был подчеркнуть пленительные линии и изгибы тела. Женщины использовали корсеты, которые позволяли уменьшить талию на 30 см. Это было опасно для здоровья, однако модниц угроза не останавливала. Фасоны корсетов время от времени претерпевали незначительные изменения, однако их назначение сохранялось.

Платья обладали многослойными и пышными юбками, объемными рукавами. Кринолины сохраняли актуальность практически на протяжении всего правления королевы Виктории, затем популярностью стали пользоваться узкие юбки с турнюрами. Верхняя часть наряда украшалась всевозможными оборками, особой популярностью пользовались жабо и высокие воротники. Такая одежда позволяла легко скрыть недостатки фигуры, прекрасно смотрелась и на полных барышнях.

Мужская мода 19-го века: основные черты

Викторианский стиль в одежде мужчины также заслуживает внимания тех, кто интересуется историей моды. В начале правления королевы Виктории представители сильного пола также надевали нечто вроде корсета, это приспособление позволяло стать визуально стройнее. Затем на смену пришли свободные пиджаки, благодаря чему мужчины, наконец-то, получили возможность дышать полной грудью. Популярностью пользовались пальто, длина которых постоянно менялась.

Характерной чертой того времени является любовь к жилетам. Викторианский жилет в 19-м столетии был центральным элементом в любом наряде. В гардеробе каждого уважающего себя джентльмена присутствовало несколько жилетов, которые надевались с одним и тем же костюмом, чаще всего черным. Также большим спросом пользовались приталенные двубортные пиджаки - сюртуки. Нельзя не упомянуть и о фраках - пиджаках длиной до колена (сзади), в которых мужчины посещали официальные мероприятия.

Спросом пользовались брюки с высокой талией (примерно на высоте пупка). Мужчины отдавали предпочтение брюкам в клетку или полоску. Длина постоянно менялась - от очень коротких до очень длинных. Использовали подтяжки, которые изготавливались из холста или кожи.

Основные цвета

Мужская и женская мода 19 века предъявляла определенные требования и к цветам. Викторианский стиль отличался определенной скупостью на цветовые решения. Особой популярностью пользовались: страстный красный, готический черный и элегантный телесный. Также дамам и кавалерам викторианской эпохи нравились оттенки бордового, синего, зеленого.

Цвета, перечисленные выше, использовались не только отдельно, но и во всевозможных комбинациях. Для этого направления была типичной любовь к игре на контрастах. К примеру, черное платье декорировали красной вышивкой. Это было характерно для нарядов представителей обоих полов.

Ткани, отделка

Викторианский стиль в одежде нельзя представить себе без благородных тканей. Старшее поколение отличалось любовью к тяжелому бархату, шелку, атласу. Наряды, изготовленные из этих материалов, смотрелись богато, призваны были подчеркнуть привилегированное положение в обществе своих обладателей.

Юные барышни, которые мечтали найти хорошую партию, отдавали предпочтение более легким тканям. Они выбирали наряды из нежной кисеи, декорированные цветами или бантами, которые помогали им привлечь внимание потенциальных женихов. Платье не было принято надевать более двух раз.

Отдельного упоминания заслуживает отделка. Модными считались всевозможные рюши, ленты, банты и оборки, особой любовью пользовалось кружево. Озорная вышивка помогала освежить белоснежные воротнички и манжеты, сделать образ менее строгим.

Головные уборы

Какой тогда была Во времена царствования королевы Виктории дамы отказались от широкополых шляп, декорированных цветами и перьями. На смену им пришли изящные шляпки-боннетки. Нельзя сказать, что женские головные уборы стали выглядеть менее богато, ведь они все равно украшались кружевами, бантами, перьями и цветами.

Женская шляпка помогала рассказать миру о характере и настроении своей обладательницы. Она выглядела, как настоящее произведение искусства. Значительно проще обстояло дело с головными уборами для представителей сильного пола. Предпочтение мужчины отдавали элегантным цилиндрам, однако встречались и другие фасоны шляп. К примеру, кавалеры носили широкополые фетровые изделия, шляпы-«пирожки», имеющие плоский верх.

Аксессуары

Викторианский стиль в одежде предъявлял определенные требования и к аксессуарам. Джентльмен не мог позволить себе появиться в обществе без галстука. Изделия отличались по стилю и ширине, популярностью пользовались как затейливые платки с рисунками, так и тонкие полоски ткани. Многие мужчины использовали в качестве аксессуара карманные часы с цепочкой, которые свисали из кармана жилета. Также спросом пользовались разнообразные трости. Ремни представители сильного пола в викторианскую эпоху не носили.

Основным дамским аксессуаром считались перчатки. Их изготавливали из различных материалов, щедро украшали кружевом и лентами. Изделия, предназначенные для холодного времени года, имели меховую оторочку. Появляться в обществе без них считалось неприличным для представительницы прекрасного пола. Также спросом пользовались шелковые шарфы, выполненные в ярких цветах. Их обматывали вокруг шеи. Мода на украшения во времена правления королевы Виктории постоянно менялась. Неизменной популярностью пользовались элегантные неброские комплекты, призванные подчеркнуть изящество своей владелицы.

Современная женская мода

Многое изменилось со времен правления королевы Виктории, однако неизменной популярностью пользуется викторианский стиль в одежде. Современный гардероб только выиграет, если добавить в него платье в духе 19-го столетия. Конечно же, наряды наших дней более удобные, они не дополняются ворохом юбок и кринолинов. Корсеты используются, однако имеют в основном декоративную функцию. Платье может быть не только длинным, но и укороченным. Приветствуются шифоновые оборки, контрастная вышивка, ажурный воротник-стойка.

Большой популярностью у дизайнеров пользуются блузки из прозрачного шифона. Они украшаются аппликациями из крученого кружева, шелковых оборок и бантов, наделяются объемными рукавами. Такие изделия великолепно сочетаются с классическими брюками-дудочками, также их можно носить с юбками с пышными подолами, с облегающими юбками-карандашами. На обладательницах тонкой талии будет прекрасно смотреться корсет со шнуровкой, который можно надевать с брюками или юбками.

Современная мужская мода

Викторианский стиль в одежде пользуется популярностью и у представителей сильного пола. Мужчины, желающие выглядеть, как денди из минувшей эпохи, могут взять на вооружение любые атрибуты этого направления. Цилиндр, фрак, жилет, карманные часы и, конечно же, трость - все эти детали помогут создать образ настоящего джентльмена, который едва ли когда-нибудь выйдет из моды.

Термин «Викторианская мода» можно применить для определения одежды викторианской эпохи, изобилующей кружевами, оборками, струящимися силуэтами. Фасоны, популярные во времена королевы Виктории, подчеркивали изящество и утонченность этой эпохи, которая считалась вершиной цивилизации, и удаление от всего грубого и дикого в человеческой природе.

Мужская одежда: брюки, пальто, пиджак, кепи для представителей низшего класса, котелок для среднего класса, и цилиндр для тех, кто принадлежал к высшему обществу (иногда цилиндр надевали и представители среднего класса во время официальных мероприятий).

Женская одежда: платья с юбкой, достаточно длинной, чтобы закрывать ноги. Демонстрировать лодыжки, покрытые только чулками, было делом рискованным, в обществе это не одобрялось.

Массовое производство искусственных красителей породило разнообразие цветов в одежде, которого не было раньше.

Домашняя мебель была украшена множеством затейливых деталей. Массовое производство мебели позволяло представителям среднего класса украшать свои дома красивыми вещами.

Вот какие наряды носили в ту эпоху днем:

  • Гардероб женщины включал в себя следующие предметы (но не ограничивался ими): платье для приемов, платье для визитов, платье или костюм для прогулок, платье для верховой езды, платье для путешествий, платье для езды в карете, бальное платье для частных балов, платье для светских раутов (или домашних вечеринок), бальное платье для общественных балов, бальное платье для мероприятий с обедом, бальное платье только для танцев, бальное платье для костюмированного бала, платье для ужина.
  • Гардероб мужчины состоял из одежды для визитов и прогулок с леди, для верховой езды, для охоты верхом, для охоты пешком, для визитов в клуб, для посещения кулачных боев, для обедов дома, для обедов вне дома, для балов, нарядного костюма, смокинга и карточной или другой азартной игры.

Возможно, фраза «одежда делает мужчину» появилась именно в викторианскую эпоху. Викторианская одежда в большой степени символизировала то, кем являлся человек, чем он занимался, и какая сумма лежала на его счету в банке.

Для мужчин и женщин

В одежде викторианской эпохи важную роль играл этикет. Хорошим тоном считалось одеваться соответственно возрасту и положению в обществе.

Определенным социальным барометром служил факт владения собственным зонтиком. У богатых были собственные зонты, а менее состоятельные люди брали их напрокат в дождливую погоду.

Викторианский костюм был не полным без трости. Трость могла состоять из нескольких отделений, в которых можно было носить флакон с парфюмом.

Викторианская мода включала в себя очки, но они использовались только для имиджа, а не для коррекции зрения. Часто, если в очках были линзы, их вынимали, и пустая оправа становилась частью наряда.

Хотя ткани для викторианской одежды была промышленного производства, готового платья еще не было. Портные и швеи шили одежду по индивидуальному заказу. Модистки, перчаточники и шляпники помогали завершить образ.

Если средства не позволяли уделять одежде такого внимания, семьи сами шили одежду, или находили поношенную. Бедняки посещали магазины поношенной одежды, которую до них могли носить даже несколько человек, но которая еще была пригодна.

Только для леди

На протяжении викторианской эпохи одежда претерпела значительные изменения. Юбки из прямых сделались широкими, их носили на объемных кринолинах. К концу эпохи кринолины исчезли из поля зрения, и юбки снова стали более узкими, но теперь в них появились турнюры.

Рукава тоже менялись. Узкие рукава уступили место рукавам leg o"mutton, присобранным у плеча, которые оставались модными до конца эпохи королевы Виктории.

Головные уборы представляли собой отдельный стиль. После больших широкополых шляп, украшенных перьями и цветами, вскоре необходимыми стали маленькие шляпки-боннетки. Они выглядели не проще своих предшественниц, и тоже были богато украшены цветами, перьями и кружевами.

То, что оставалось в моде постоянно – это корсет. Фасоны корсетов менялись на протяжении эпохи, но их предназначение оставалось неизменным. Чтобы носить викторианское платье, нужно было туго затягивать талию. Целью молодых девушек было сделать талию как можно более тонкой. Женщинам постарше позволялось шнуровать корсет более свободно.

Во время вечерних выходов в свет можно было оголять одно плечо и верхнюю часть груди. Так одевались только представительницы высшего и среднего класса. Женщины из рабочего класса одевались более скромно. Открывая плечо, женщины накидывали на себя шаль, чтобы укрыться от прохладного ветра.

Такие ткани как атлас, шелк, тяжелый бархат, были нормой для старшего поколения. Более молодые леди из общества, которые подыскивали «хорошую партию», предпочитали легкие ткани. Платья их нежной кисеи, украшенные бантами или цветами, были призваны привлечь взор будущего мужа. Как правило, эти платья надевали всего один или два раза.

Представительницы среднего класса покупали другие наряды, или готовую одежду, с той мыслью, что она прослужит достаточно долго. Иногда одежду перекраивали, чтобы ее могли носить дети.

Вокруг шеи хорошо одетая модница обматывала яркий шелковый шарф, а ее голову украшала шляпка-боннетка с цветами. Тщательно отполированные ботинки гордо выглядывали из-под целого ряда нижних юбок, доходивших длиной до лодыжки.

Хорошо одетый джентльмен

Мужская одежда викторианской эпохи не претерпевала таких радикальных изменений, как женская. Менялась длина пальто, затянутая талия (мужчины тоже носили что-то типа корсета) уступила место более свободному пиджаку, в котором было легче дышать.

Историю мужской моды можно проследить, наблюдая за фасонами брюк. В ранние годы царствования Виктории ноги были закрыты плотно облегающей тканью. Этот фасон скоро сменился более свободным. К концу столетия типичными стали прямые свободные брюки с заутюженными складками спереди и сзади.

Элегантное нарядное пальто, которое носили днем, постепенно уступило место длинному сюртуку, обычно черного цвета . Однако нарядное пальто временами появлялось снова. Официальным вечерним нарядом джентльмена был «белый галстук и фрак», а официальной одеждой в дневное время – фрак.

Игры и езда на велосипеде стали катализаторами перемен в мужской моде викторианской эпохи. К концу 1800-х появились кальсоны, и в дневное время стал приемлем более свободный стиль в одежде. Шахматный рисунок и клетка стали появляться чаще, хотя, в основном, в сельской местности.

Как и женщины, мужчина повязывал вокруг шеи шелковый шарф . На голове у него была плотно сидящая кепка, которая полностью закрывала волосы. Викторианский костюм завершал длинный жилет и брюки, из-под которых виднелись начищенные ботинки.


28.08.2016

В викторианскую эпоху повседневная одежда была гораздо более строгой, чем сегодня. В одежде викторианской эпохи важную роль играл этикет. На протяжении викторианской эпохи одежда претерпела значительные изменения. Мужская одежда викторианской эпохи не претерпевала таких радикальных изменений, как женская. Помимо одежды, самым основным аксессуаром любого джентльмена викторианской эпохи был галстук. Термин «Викторианская мода» можно применить для определения одежды викторианской эпохи, изобилующей кружевами, оборками, струящимися силуэтами.

Фасоны, популярные во времена королевы Виктории, подчеркивали изящество и утонченность этой эпохи, которая считалась вершиной цивилизации, и удаление от всего грубого и дикого в человеческой природе.

Викторианская эпоха. Корсет, турнюр, кринолин, кринолет.

Женская одежда: платья с юбкой, достаточно длинной, чтобы закрывать ноги. Демонстрировать лодыжки, покрытые только чулками, было делом рискованным, в обществе это не одобрялось. Массовое производство искусственных красителей породило разнообразие цветов в одежде, которого не было раньше.

Вдохновение викторианским стилем - 10 фильмов о Викторианской эпохе

Трость могла состоять из нескольких отделений, в которых можно было носить флакон с парфюмом. Часто, если в очках были линзы, их вынимали, и пустая оправа становилась частью наряда. Хотя ткани для викторианской одежды была промышленного производства, готового платья еще не было. Портные и швеи шили одежду по индивидуальному заказу.

К концу эпохи кринолины исчезли из поля зрения, и юбки снова стали более узкими, но теперь в них появились турнюры. То, что оставалось в моде постоянно – это корсет. Фасоны корсетов менялись на протяжении эпохи, но их предназначение оставалось неизменным. Чтобы носить викторианское платье, нужно было туго затягивать талию. Целью молодых девушек было сделать талию как можно более тонкой.

Историю мужской моды можно проследить, наблюдая за фасонами брюк. В ранние годы царствования Виктории ноги были закрыты плотно облегающей тканью. Викторианский костюм завершал длинный жилет и брюки, из-под которых виднелись начищенные ботинки. Если вы впервые решили одеться в викторианском стиле, имейте в виду, что в первую очередь вам понадобятся жилет, пальто и шляпа, возможно, с одним или двумя аксессуарами.

Формируя базовый викторианский гардероб, в первую очередь обзаведитесь жилетом

Викторианский жилет был центральным элементом любого наряда. Но в вечерней моде по-прежнему преобладали шелковые жилеты, как и сегодня. В течение всего викторианского периода встречались и другие фасоны шляп, в том числе широкополые мягкие фетровые шляпы, а также шляпы — «пирожки» с плоским верхом.

В 1880-х сюртуки носили как днем, так и вечером. Сюртук был самым практичным предметом викторианского гардероба. В 1870-х и позднее популярность набирает мужской костюмМужские костюмы: классика и современность с просторным пиджаком. Современным людям это может показаться довольно странным, но джентльменам викторианской эпохи это казалось модным.

Хотя во многом викторианские рубашки напоминали современные, они кроились гораздо свободнее, поскольку технология шитья и кроя была ограниченной. У автора на самом деле очень смешаные чувства вызывает викторианская мода Очень нравится эстетически, но приводит в ужас с точки зрения практических ощущений. Но пользы от этого было и в правду мало, мягко говоря.

Существовали модели, позволявшие сидеть, в 90-е как минимум

Викторианский стиль предусматривал дополнения к платьям в виде роскошных кружевных шалей или пелерин. На шее красовались массивные украшения с камнями и фигурами-амулетами той эпохи в виде: голубей, сердец, змей или купидонов.

Приличная» одежда покрывала все тело, кроме рук и головы, хотя и они зачастую были покрыты перчатками и шляпами. Купальные костюмы того времени закрывали все тело, и состояли из многих метров ткани. Исключение составляли костюмы, где были открыты руки от локтей.

Обувь из хорошей, качественной кожи всегда можно было сделать на заказ. В 1850-е началось массовое производство обуви, которую можно было купить в магазине. Хорошим тоном считалось одеваться соответственно возрасту и положению в обществе.

У богатых были собственные зонты, а менее состоятельные люди брали их напрокат в дождливую погоду. Если средства не позволяли уделять одежде такого внимания, семьи сами шили одежду, или находили поношенную. Бедняки посещали магазины поношенной одежды, которую до них могли носить даже несколько человек, но которая еще была пригодна.

Узкие рукава уступили место рукавам leg o’mutton, присобранным у плеча, которые оставались модными до конца эпохи королевы Виктории. Они выглядели не проще своих предшественниц, и тоже были богато украшены цветами, перьями и кружевами. Во время вечерних выходов в свет можно было оголять одно плечо и верхнюю часть груди. Так одевались только представительницы высшего и среднего класса. Менялась длина пальто, затянутая талия (мужчины тоже носили что-то типа корсета) уступила место более свободному пиджаку, в котором было легче дышать.

Шахматный рисунок и клетка стали появляться чаще, хотя, в основном, в сельской местности. Как и женщины, мужчина повязывал вокруг шеи шелковый шарф. На голове у него была плотно сидящая кепка, которая полностью закрывала волосы.

Современные ботинки с квадратными носами, черные брюки и современная белая рубашка для смокинга могут завершить викторианский образ, придав ему изюминку

К концу столетия для повседневной одежды стали более типичны жилеты из шерсти и хлопка более консервативных цветов, а костюм из трех предметов набирал популярность.

Как и жилеты, шляпы были разных фасонов. Во второй половине 19-го века преобладали сюртуки – мужские двубортные пиджаки, приталенные спереди и сзади, которые доходили почти до колена. Фраки – пиджаки, длина которых сзади доходила до колена, черного цветаКакие цвета сочетаются с черным: меньше мрачности и пафоса, были популярны на протяжении почти целого столетия.

Джентльмены викторианской эпохи носили много разных жилетов, практически всех цветов, фасонов и тканей. Игры и езда на велосипеде стали катализаторами перемен в мужской моде викторианской эпохи. К концу 1800-х появились кальсоны, и в дневное время стал приемлем более свободный стиль в одежде. Викторианский костюм был не полным без трости. Викторианская мода включала в себя очки, но они использовались только для имиджа, а не для коррекции зрения.


Свадебные платья в викторианском стиле и вообще викторианский стиль можно назвать самым старым стилем, который хорошо проиллюстрирован в фотографиях. Более повезло меньше, ведь фотографии тогда не было, поэтому о них мы можем вспоминать только по картинам, гравюрам и рисункам.

Картины художников первой половины XIX века и более ранние работы зачастую подлинное искусство, но даже хорошие картины не могут передать все детали свадебных платьев и других нарядов так, как это могут сделать фотографии. Давайте посмотрим на старинные фото невест в свадебных платьях Викторианской эпохи и вспомним историю того времени.

Свадебные платья в викторианском стиле


Многих не устраивает обычная свадьба, где все как у людей, вернее, как у самых обычных обывателей. Посему, некоторые пары проводят свои свадьбы в определенном стиле. Если вы тоже в скором времени планируете свадьбу, и пока не определились, в каком стиле лучше организовать торжество, обратите внимание на викторианскую эпоху.

Свадьба в викторианском стиле – это яркое роскошное торжество, где все продумано до мелочей, несмотря на королевский размах празднования. Если вы не можете позволить себе такую роскошь, можно ограничиться, лишь платьем в викторианском стиле и некоторыми элементами декора для столов и интерьера.

Как видно из фото, в Викторианскую эпоху цвет свадебных платьев был белым, но по правилам белое платье надевали только невесты, впервые выходившие замуж. Если для невесты свадьба была не первой, она не надевала белое платье и свадебные цветы, ведь эти символы олицетворяли чистоту и невинность.

Королева Виктория правила очень долго, и за это время платья менялись. Ранние имели облегающий лиф, узкую талию и пышную юбку. Платье изготавливалось из разных тканей – из органзы, тюля, кружева, марли, шелка, льна и даже кашемира. А завершался свадебный образ фатой из полупрозрачной хлопковой ткани или кружева.

Современные свадебные платья в викторианском стиле могут иметь корсет, подчеркивающий талию, узкие рукава и пышные многослойные юбки. Чтобы окончательно определиться, подходит вам этот стиль или нет, посмотрите оригинальные свадебные фото невест.

Свадебные платья в викторианском стиле достаточно разнообразны, иногда они заимствуют элементы других стилей, поэтому можно выбрать наряд для любой девушки.
























Много людей заявляет о своей любви к викторианской эпохе, но мало кто знает о том, что даже мода в это время могла привести к смерти владельца. Приведем самые распространенные опасности для модников на то время.

1. Ядовитые красители

В 18 веке, чтобы выкрасить одежду в зеленый цвет, пользовались смесью желтых и синих красителей. Но в конце 1770-х годов шведско-немецкий химик Шееле изобрел новый зеленый пигмент путем смешивания калия и белого мышьяка в растворе медного купороса. Пигмент был назван «Зеленый Шееле» и немедленно он стал настоящей сенсацией.

Особому риску были подвержены балерины, которые часто использовали пачки из тюли. К примеру, британская балерина Клара Вебстер погибла в 1844 году, когда ее платье загорелось в лондонском театре Друри-Лейн, оказавшись слишком близко к фонарям на сцене. Но опасности были подвержены не только исполнители. Произошло огромное количество несчастных случаев с участием женщин и детей, чьи ночные рубашки и нижнее белье загорались.

5. Мышьяк в чучелах

В 19 веке на дамские шляпки в качестве аксессуара часто крепили чучела мертвых птиц. В результате этой моды были убиты миллионы мелких певчих птиц. Но проблема заключалась не только в этом. Таксидермисты при делании чучел повсеместно использовали мышьяк. К чему приводило ношение шляпок с аксессуарами, буквально пропитанными мышьяком, говорить излишне.

6. Ртуть



Трудно представить себе аристократа викторианской эпохи без шляпы. Однако, большинство шляп и шапок делали с использованием ртути. Несмотря на то, что вредные последствия ртути уже давно были известны, это был самый дешевый и самый эффективный способ превратить жесткий мех кроликов и зайцев в мягкий и шелковистый.

В 20 веке было доказано, что ртуть может быстро проникать в организм через кожу или воздух и вызывает целый ряд ужасных последствий для здоровья. Модники в шляпах часто страдали от конвульсий, спазмов в животе, непроизвольной дрожи, паралича, репродуктивных проблемы и многих прочих расстройств.

7. Свинец

Мертвенно-бледный цвет кожи был очень популярным в викторианскую эпоху, поэтому модницы часто мазали лицо и руки белой краской, которая делалась на основе свинца. Хотя они достигали желаемого результата, длительное использование мышьяка приводило к ряду последствий, в том числе параличу конечностей.