Кракелюрный лак для декупажа двухшаговый. Кракелюрный лак. Кракелюры в декупаже: описание и лаки

Доброго всем времени! Этот мастер-класс делала, чтобы помочь одной мастерице в освоении пары шеллак- гуммиарабик. Думаю, что он пригодится начинающим мастерам, а знающие люди не закидают меня гнилыми помидорами.

Нам потребуется: кракелюрная пара шеллак- гуммиарабик, средства для затирки трещин (ниже будет ясно-какие) , лак акриловый (аква), НЕводный лак.

Перед нанесением кракелюра покройте приклеенный мотив как минимум 2-мя слоями акрилового лака. Это защитит картинку, если кракле не получится, а также выровняет поверхность. Нам нужны плоская синтетическая кисть для шеллака, желательно круглая мягкая кисть для гуммиарабика, рюмашка спирта (или водки) для отмывания кисти от шеллака.

Я наношу равномерно тонким слоем шеллак первый слой. Даю просохнуть мин.5-7, лучше подождать подольше, чтобы подлежащий слой хорошо схватился.

На правой верхней тарелке видно желтое пятно: этот ляпсус оттого, что нижний слой не просох, начала наносить второй и он потащил за собой первый. Я пронумеровала тарелки, чтобы было понятно, насколько зависит величина трещин от количества слоев. На первой-1 слой, на второй -2, на третьей-3.

Когда последний слой слегка подсохнет, не будет размазываться, но будет немного прилипать к пальцу, обильно наносим гуммиарабик.

Немного помассируем его пальцами, чувствуя сцепление с нижним слоем. На вертикальных поверхностях это делать обязательно, чтобы не образовались подтеки. Оставляем сушиться минимум часа на 3-4, а лучше на ночь.

Этап второй- затирка трещин. Здесь несколько вариантов.
ПЕРВЫЙ. Сухую пастель натереть ножом.

Немного разлохматить ватную палочку, и ей натереть поверхность.

10.

Излишки пастели снимаю ватным диском.

11.
12.

Ничего НЕ СМЫВАЯ зафиксировать пастель в трещинах НЕВОДНЫМ лаком, мне больше нравится автомобильный аэрозоль, хотя можно и цапоном, и алкидным (только ждать высыхания придется дольше)

13.

ВТОРОЙ вариант
Сухие пигменты (на втором фото вверху слева). Бронзовая пудра, пигменты металлик и т.д. действуем также, как и с пастелью.

14.
15.
16.

Готовый результат.

17.

ТРЕТИЙ вариант
Я использую строительный битумный лак (0,5 л- 26 руб.) Он разводится по необходимости уайт-спиритом, им же и оттирается с рук и при необходимости смыть кракле. Специализированные битумы можно использовать только НЕ ВОДНЫЕ.

18.

Ватным диском намазываю битум, даю высохнуть.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.

Как сделать кракелюр подручными средствами?

Как сделать кракелюр?

Самый простой кракелюр своими руками называется однофазным (или одношаговым). Его применяют для получения однотонного окраса поверхности с контрастными трещинками. Для того чтобы его выполнить, вам нужно запастись следующими предметами:

  • Предмет, выбранный вами для декорации;
  • Грунтовая кисть;
  • Клей ПВА или грунтовка;
  • Однокомпонентный лак для кракелюра;
  • Акриловые краски двух контрастирующих тонов для создания дизайна;
  • Финишный лак (акриловый);
  • Обычный фен (чтобы ускорить высыхание).

Собрав все это и подготовив рабочую комнату, можно приступать к собственно созданию кракелюра. Разберем пошагово, как правильно наносить кракелюр:

  1. Тщательно очистите поверхность декорируемого предмета от пыли и загрунтуйте; чтобы высыхание прошло быстрее, воспользуйтесь феном.
  2. Нанесите акриловую краску, которая предназначается для окраса трещинок и дайте ей полностью высохнуть.
  3. Быстро, равномерно, без пробелов нанесите лак - чем толще слой, тем толще и трещины у вас получатся в итоге. Высушить лак нужно до такого состояния, когда он еще липкий, но уже не пристает к пальцам.
  4. Быстро нанесите основную краску и наблюдайте, как через несколько минут появятся трещины.
  5. Закрепите завершенный окрас финишным лаком.

Всего пять шагов - и перед вами оригинальное творение, способное прекрасно вписаться в ваш интерьер!

Кракелюр подручными средствами

Пока Вы решаетесь на покупку нужных материалов, определяетесь какое средство для кракелюра выбрать, я расскажу Вам как получить кракелюр подручными средствами.
Я сторонник использования подручных средств для получения различных эффектов в декупаже, я люблю использовать яичное кракле, манку и крупы, НО сразу скажу, что если вы можете купить, заказать по почте, попросить чтобы кто-то привез вам средства для кракелюра, то не читайте эту статью))))
Хотя, я наверное погорячилась, вот тут подумала, что если вы решите задекупажить сарай или баню, или целую стену (Ох как тянет к масштабным объектам)))) то на покупных средствах раззоритесь. Так что читайте, экспериментируйте, и незабывайте записывать в подробностях и пошагово, если получился хороший кракле, иначе, повторить будет сложно.

Кракелюр на ПВА.
1 способ. Неразбавленный ПВА наносим густым слоем на декорируемую поверхность поверхность. Сушим слой ПВА но не до конца, как определить это не до конца? Опытным путем))) Затем наносим слой акриловой краски и сушим. Я сушила после того как акриловая краска самостоятельно подсохнет некоторое время.
2 способ. Нигде не встречала описание этого способа, у меня он получился случайно, будем считать, что немного изменила первый способ). Декорировала бутылку и, чтобы лучше прилипла акриловая краска, решила не грунтовать стекло ПВА, а просто смешать акрил с ПВА где-то 50-на-50 и нанести на бутылку. После просушки естественным путем около 30 минут, я решила досушить феном и… пошли трещинки.

Кракелюр с помощью яичного белка.
1Хорошо прогрунтовать поверхность.
2 Нанести слой акриловой краски, которая будет видна сквозь трещинки, просушить.
3Нанести лак, просушить, слой нужен, чтобы потом белок не впитывался.
4Нанести яичный белок в произвольном порядке, хорошими мазками, толстым слоем. Дать высохнут НЕ ПРИМЕНЯЯ ФЕН! Сушим как следует.
5Наносим контрастную краску аккуратно, чтобы мазки не находили один на другой.

Кракелюр с помощью лака ПФ 283.
Мебельный лак ПФ-283 представляет собой раствор алкидных смол.
Лак ПФ-283 предназначен для покрытия мебели, а также других деревянных и металлических поверхностей внутри помещений при строительстве и ремонте. Образует безупречно гладкую однородную прозрачная глянцевую поверхность без посторонних включений, предохраняющую от воздействия пеномоющих средств, влаги и механических повреждений. Отличается высокой экономичностью. Пленка мебельного лака ПФ-283
Меры предосторожности:
Не работать вблизи открытых источников огня. Работы производить при хорошей вентиляции, в резиновых перчатках, с использованием индивидуальных средств защиты. Не допускать попадания в органы дыхания и пищеварения. При попадании лака на кожу промыть ее теплой водой с мылом. Беречь от детей!
Итак, главное, при использовании лака ПФ 283 защищаем руки и легкие. Экспериментируем в хорошо проветриваемом помещении.
Наносим слой лака на поверхность декорируемого предмета и ждем 3-4 часа, на отлип, т.е еще липнет, но уже не пристает к пальцу.
Вторым слоем наносим акриловую эмаль или акриловую краску и сразу сушим феном.
Трещинки будут зависеть от способа нанесения верхнего слоя краски. Если наносить его кистью, трещины будут идти по движению кисти. Если вы хотите получить сеточку, верхний слой наносите губкой или мелкими мазками.
Теперь, набираемся терпения и сушим готовый кракелюр не менее 36 часов (столько по инструкции сохнет ПФ) И только после этого проводим непосредственно декупаж.

Кракелюр с помощью желатина.
Получение кракле на желатине требует небольшой тренировки, не расстраивайтесь, если сразу не получиться, впрочем - это относиться к любому способу получения заветных трещинок. Даже специальные средства капризны и с ними надо уметь подружиться, что уж говорить о подручных средствах.
1 ст. ложка желатина разводим в стакане холодной воды. Ждем набухания, а потом разогреваем для окончательного растворения. Потом, остужаем и наносим, начинающий застывать желатин, на декорируемую поверхность. Ждем 10-15 минут, можно применять фен, главное не пересушить и затем, наносим краску на подсохший желатин. Наносить слой краски поверх желатина можно произвольно.
Слой желатина регулируем в зависимости от того какие трещинки хотим получить «на выходе».
Тонкий слой - нежные трещинки. Толстый слой - глубокие широкие кракелюрины. Если слой желатина толстый, есть вероятность потянуть его за кистью или губкой, поэтому нужно быть аккуратными при нанесении слоя краски.
Если вы решите сушить феном слой краски поверх желатина, будьте предельно внимательны, желатин может потечь!!!
Работу фиксируем несколькими слоями акрилового лака.
При работе со стеклом, его нужно предварительно загрунтовать ПВА или акриловой краской.

Кракелюр с помощью столового уксуса.
Используя 9% столовый уксус так же можно получить кракле.
Наносим акриловую краску, сушим почти полностью, и аккуратно прижимаем к поверхности губку, смоченную уксусом.
Можно использовать этот способ и при обратном декупаже. Приклеиваем мотив, наносим слой краски, обрабатываем уксусом, сушим и далее наносим контрастный слой краски.

Кракелюр с помощью жидкого геля для стирки.
Наносим основной цвет, сушим.. Кистью наносим гель. Чем гуще гель, тем лучше. Сильно разведенную краску наносим на гель.

Одношаговый кракелюрный состав, во-первых, один, а во-вторых, растрескивает только верхний слой краски. Двухшаговый состав создаёт тонкую сетку трещин в лаковом покрытии, как бы «паря» над декорируемой поверхностью. И для получения этого эффекта необходимо использовать последовательно два состава.

Двухшаговый кракелюр имеют разную основу, например, один состав на основе органических растворителей, а другой - водный. Соответственно они имеют различную скорость высыхания, в результате чего и получаются прозрачные тонкие трещинки в самом лаковом покрытии.

Ещё одна особенность в работе с двухшаговым кракелюром - проявление трещинок. Так как трещинки образуются в прозрачном лаке и плохо видны - их проявляют, затирая различными пигментами.

Двухшаговый кракелюр является финишным декором, то есть делается в самом конце работы уже поверх расписанной, окрашенной или декорированной в технике декупажа поверхности.

Нужно отметить, что владение техникой двухшагового кракелюра относится к вершинам мастерства декорирования. В самой последовательности действий сложности нет, но контроль качества и размера трещинок, знание особенностей применения различных составов придёт только со временем и опытом.

Двухшаговый кракелюр: не так уж сложно

Убедитесь, что задекорированная поверхность гладкая (без шероховатостей, например, от покраски губкой), при необходимости обработайте мелкой наждачной бумагой и покройте слоем акрилового или алкидного лака.

Нанесите 1-й шаг (патинирующий лак или шеллак в зависимости от выбранной пары), дайте подсохнуть в течение 15 - 40 мин. (в зависимости от состава).

Нанесите 2-й шаг (кракелюрный лак или гуммиарабик также в зависимости от выбранной пары) мягкой кистью или просто распределите круговыми движениями рукой, дайте высохнуть естественным путём или подсушите феном.

Когда второй лак полностью высохнет, то на поверхности вы увидите сетку полупрозрачных трещинок, которые нужно ещё проявить. Возьмите сухой пигмент, масляную краску или битум (не на водной основе!) и втирайте в потрескавшийся лак пальцем или тканевым тампоном. Выбор пигмента также зависит от применяемых составов.

Сотрите излишки пигмента бумажной или тканевой салфеткой.

Осторожно смойте 2-й шаг тёплой водой, не трогая поверхность руками. Правда, этот этап не обязателен и требуется только в определённых случаях.

Защитите поверхность покрывным лаком. Важно: если вы не смывали 2-й шаг, то пользоваться лаком на водной основе нельзя.

Как видите, работать в технике двухшаговый кракелюр не так уж сложно.

Теперь рассмотрим более подробно несколько самых распространенных пар составов для двухшагового кракелюра.

Патинирующий лак №753 + Кракелюрный лак №754 IDEA DECOUPAGE от Maimeri

Перед работой этими составами поверхность нужно прогрунтовать акриловым лаком, чтобы патинирующий лак не впитывался (особенно это важно для пористых поверхностей, таких как дерево, картон и гипс).

Шаг 1. Патинирующее средство (№753) - жидкость белого цвета, после высыхания становится абсолютно прозрачной. После нанесения подсушить в течении 45 мин, но полностью этот лак не высыхает, а остаётся слегка липким.

Шаг 2. Кракелюрный лак (№754) - желеобразный слегка желтоватый состав на водной основе. Наносится мягкой кистью или пальцами. Следите, чтобы вся поверхность была покрыта лаком, без пропусков и просветов. В противном случае при проявлении трещинок получатся грязные пятна.

Оставить до полного высыхания. Чтобы ускорить процесс, можно использовать фен. Для проявления полученных трещинок хорошо подойдут сухие пигменты, металлические пудры или пастель.

Они будут прекрасно держаться на липкой основе патинирующего лака. Если вы не хотите смывать после проявления трещинок кракелюрный лак, то для защиты используйте покрывной лак на основе органических растворителей (алкидный) или аэрозольный. Эти составы дают некрупную ветвистую сетку трещинок, не желтеют, что является преимуществом при работе на белых поверхностях.

Если вы хотите получить максимально светлый фон и использовать для защиты водный лак, обязательно смывайте 2-й шаг!

Патинирующий лак №678 + Кракелюрный лак №688, Maimeri

Выпускаются в упаковке по 75 мл и по 250 мл, входят в линию вспомогательных средств для живописи.

Шаг 1. Лак патинирующий (№678) - вязкая тёмная жидкость на основе органических растворителей. Равномерно наносится кистью и подсушивается до лёгкого отлипа (от 1 до 6 ч.).

Шаг 2. Кракелюрный лак (№688) - жёлтоватый состав средней густоты на водной основе. Наносится мягкой кистью или пальцами. Оставить до полного высыхания или подсушить феном. В трещинки можно затирать как сухие пигменты, так и масляную краску или битум. Смыть верхний слой кракелюрного лака теплой водой (для эффекта старины можно и не смывать).

Для закрепления и защиты можно использовать акриловый лак или патинирующий лак (шаг 1). При работе с этой парой двухшагового кракелюра важно: не высушивать 1-й шаг полностью, должна сохраняться некоторая липкость; 2-й шаг наносить равномерно без подтёков и пропусков.

Для получения более крупных трещинок 1-й шаг можно нанести в два слоя. Эта пара сильно желтеет, что необходимо учитывать при работе со светлыми поверхностями. Трещинки получаются довольно выразительными.

Шеллак жидкий (очищенный) + гуммиарабик Ferrario (Италия)

Шаг 1. Шеллак (спиртовой лак) - быстросохнущая жидкость янтарного оттенка. Наносить лучше не менее трёх слоёв. Первые два слоя полностью высушить в течении 15-20 мин. Третий слой не доводить до полного высыхания, чтобы он остался немного липким.

Шаг 2. Гуммиарабик - густой слегка желтоватый состав на водной основе. Наносить можно кистью, губкой или руками. Оставить сохнуть естественным путем или подсушить феном.

Проявлять трещины можно, втирая масляную краску или битум (не водный). Сухие пигменты здесь не подходят. Гуммиарабик также осторожно смывается тёплой водой или закрепляется спиртовым лаком (шаг 1).

Если вы не смываете гуммиарабик - ни в коем случае не пользуйтесь лаками на водной основе. Они растворяют гуммиарабик, превращая его в кашицу, и смазывают рисунок трещин! Эта пара также практически не желтеет, даёт очень тонкие и изящные трещинки. С гуммиарабиком можно применять и очищенный шеллачный лак других производителей (например, Maimeri).

На размер и вид трещин влияет сразу множество факторов. Даже с одними и теми же составами вы можете получать разные по размеру и глубине трещины. Это зависит от толщины слоя как 1 -го, так и 2-го шага, от способа нанесения, температуры и времени сушки 2-го шага.

Также на процессе образования трещин могут сказываться уровень влажности в помещении, наличие сквозняков, качество подготовленной поверхности (предварительный декор должен быть хорошо просушен и покрыт акриловым лаком).

Приобретая опыт, вы наверняка найдёте свой любимый состав и способ работы с ним. Но старайтесь хорошо запоминать все условия и нюансы работы над двухшаговым кракелюром (для начала стоит всё записывать), чтобы при получении нужных трещинок можно было повторить результат.

Видео-материалы по теме статьи

Мастер-класс, как декорировать часы:

Как сделать цветной кракелюр:

Как работать с кракелюром:

Мастер-класс по использованию двухшагового кракелюра: